Рыбный Мурман. 1978 г. Сентябрь.
48 ТОНН В С У Т К И И З ОЧЕРЕДНОГО РЕЙСА вернулся БМРТ «Досто евский». Задания по за морозке рыбы, выпуску пище вой продукции и реализации пе рекрыты. Отлично потрудилась .машинная команда во главе со старшим механиком А. С. Ива щенко. Судну предстояла дли тельная стоянка, но экипаж вы ступил с предложением про длить рейс на два месяца перед сдачей Регистру н обязался обеспечить четкую работу меха низмов. Так оно и вышло. Мно гое сделали для того, чтобы чет ко билось «сердце» корабля, второй механик А. В. Моисееи- ко, моторист В. А. Куликов и другие члены машинной коман ды. Девять суток экипаж работал на мойвенной путине. Это сов сем немного. Но темпы промыс ловики с первого дня взяли вы сокие. Суточная заморозка мой вы составила 48 тонн при пла не 30. Особенно отличилась вах та мастера обработки А. Ю. Ко лесника. Хорошо работал на фабрике матрос В. М. Белоусов. Н. ИВАНОВ. «Молнии» вых од я т Е Ж Е Д Н Е В Н О В ОБЪЕДИНЕНИИ «МУРМАНРЫБПРОМ» появилась, «молния»: «Они отличились на мойвенной путине». На званы экипажи БМРТ «Буран», которыіі добился выло ва 760 центнеров, и СТР «Славяногорск», его вылов 2040 цент неров. В среду, 30 августа «молния» сообщила об успехе экипажей БМРТ «Плутоний» (вылов 870 центнеров), СТР «Славяногорсн» (1310 центнеров), СРТ-р «Альбаірос» (350 центнеров). Такие «молнии» будут выходить ежедневно. С ОВРЕМЕННОЕ РЫ БОЛОВНОЕ СУД НО является исклю чительно сложным техниче ским сооружением, на нем осуществляются сложные производственные процессы. Одновременно претерпели существенные изменения условия мирового рыболовст ва. Все это резко увеличило нагрузку на капитанов судов. Как следствие, должны быть повышены самостоятель ность и роль вахтенных по мощников. Это — важней ший резерв промысловой ра боты, скорейшее использова ние которого требует жизнь. Од/шм из главных вопро сов, определяющих успеш ную деятельность вахтенно го помощника, является глу бокое знание Международ ных Правил предупреждения столкновения судов в море 1972 года, без чего невоз можно обеспечить безопас ность при работе в группе су дов и наиболее полноценно использовать орудия лова. К тому же глубокое освоение МППСС-72 — это выработ ка особенно необходимого вахтенному помощнику про мыслового сѵдна «морского глазомера», под которым по нимаются важнейшие мор ские качества или человече ские способности в море, оз начающие четкую оценку ок ружающей обстановки, уме ние соотнести ее с манев ренными элементами своего' судна и эксплуатацией ору дии лова, принять правиль ное решение и разумно и своевременно скорректиро вать выполняемые действия. Наконец, з недалеком буду щем, когда сегодняшний вах тенный помощник станет ка питаном, полученные знания и опыт, необходимые для ус пешного несения вахты на промысле, будут нужны по стоянно в течение фактиче ски всего рейса, который пре вратится в непрерывную вахту с сопутствующими за дачами и ответственностью. Между тем еще не пере велись вахтенные помощни ки, заявляющие, что на мой венной путине имеет место настолько большая скучен ность судов, при которой яко бы немыслимо даже гово рить о какой-либо возмож ности выполнения МППСС- 72. Дескать, каждый вахтен ный помощник действует кто -во что горазд... И это — о документе, воплотившем в себе одну из зажнеішіих об ластей практики мирового мореплавания, в том числе советского рыболовства, ко торое, кстати, еще десятки лет назад познало мощные концентрации судов в группе. Как показала Еесенняя мой- венная путина, случившиеся столкновения произошли вне пределов групп судов, а повреждения орудий лова и большинство намоток на гребное устройство -— из-за грубых нарушений МППСС- 72. С другой стороны, добились безаварийного су довождения и успешного промысла те вахтенные по мощники, которые строго ру ководствовались названны ми Правилами. Таким обра зом, приведенное выше вы сказывание о будто бы недо пустимой концентрации су дов, которым в большинстве случаев пытаются скрыть безграмотность или оправ дать ошибки, свидетельству ет о непонимании МППСС-72 и является опасным для пла вания и промысла в группе. В связи с изложенным вахтенным помощникам не обходимо незамедлительно и резко повысить степень по нимания определяющих принципов МППСС-72 и уг лубить знание предписаний Правил. Причем существо вопроса не в том, чтобы за учить текст Правил или ха рактеристики огней, визуаль ных и звуковых сигналов, которые в МППСС-72, в от личие от ППСС прежних ре дакций, не случайно помеще ны в приложениях. II не следует считать, что глубо кое освоение смысла и со держания МППСС-72 — это чрезмерно трудное н нудное •дело, наоборот, чем боль- тем данное оглавление ра скрывает структуру МППСС- 72, знание которой способст вует пониманию всего мате риала Правил. В связи с этим, а также для рассмот рения последующего мате риала приведем оглавление МППСС-72 с указанием рас пределения Правил. Часть А — общие положе ния (правила 1— 3). Часть В — правила пла вания и маневрирования (правила 4— 19): — раздел I — плавание судов при любых условиях видимости (правила 4— 10); — раздел II — плавание судов, находящихся на еиду друг у друга (правила 11— 18); — раздел III — плавание судов при ограниченной ви димости (правило 19). судов не обязано «уступать дорогу» другому, имеют иное значение, понимание которо го исключительно важно для безопасной работы на осен ней мойвенной путине, о чем разговор в последующем ма териале). Таким образом, назначение предписаний, изложенных в частях С и Д, что должен твердо понимать каждый вахтенный помощник, заклю чается в том, чтобы показать: — направление движения судна; — маневренное состояние судна; — наличие или отсутствие хода (движения) относитель но воды; — относительную длину судна: — предпринимаемые суд ном маневры. I В а х т е ы н о ш у шотощмжхеу I ша можвеннош ііутшше 1 • I ( I. Б е з о п а с н о с т ь ( I плавания—тоже резерв ( тТіШІШІІІШШМШІШШШШШШШШШШІШШІШШШШІІШШІШШШШІІШШШШШШШШШШИШіШШЁ ше познается существо МППСС-72, тем интереснее становится данный материал и информация морской су дебно-арбитражной практики. МППСС-72 предназначены для безопасного расхождения судов при любых обстоя тельствах сближения. По этому Правила базируются аа двух основных принципах. Первый из них — зто со гласованные маневры сбли жающихся судов в условиях нормальной видимости. Второй принцип — пре дупреждение опасного сбли жения (при расстоянии меж ду судами допустим в 5—8 миль) и, если не удалось из бежать его, предотвращение столкновения в условиях ог раниченной видимости. Здесь суть вопроса в том, что в ус ловиях ограниченной види мости отсутствуют, а судовая техника пока не дает возмож ность получить те элементы, которые необходимы для со гласованного .маневрирова ния. Радиолокатор лишь по зволяет определить некото рые предпочтительные ма невры судна при сближении с другим, расстояние до ко торого значительное и по зволяет. своевременное укло нение от дальнейшего сбли жения. • Но нас интересуют условия работы в районе мойвенной путины, где гово рить о расстоянии между су дами допустим в 5—8 миль кет смысла. Поэтому под черкнем, что правило 19 МППСС 72 предписывает действия; которые полагают не маневры на расхождение, а маневры . на исключение столкновения. Оба основных принципа МППСС-72 отражены в на звании разделов части В ог лавления Правил. Вместе с Часть С — огни и знаки (правила 20—31). Часть Д — звуковые и световые сигналы (пюавила 3 2—37). Часть Е — изъятия (пра вило 38). Приложения I— IV. Как видно из оглавления, содержание частей С и Д, то есть почти половина всех Правил МППСС-72 (от 20 по 37), не касается вопросов, непосредственно связанных с маневрами на расхождение судов, с маневрами на иск лючение столкновений. Од нако без предписаний данных частей было бы невозможно выполнять требования, из ложенные в предыдущих ча стях МППСС-72 — в частях А. В. Действительно, как по ступили бы два сближающих ся судна днем в условиях нормальной видимости, если бы Правила не исходили в своих предписаниях, наделяя каждое судно определенны ми обязанностями, из взаим ного расположения видимых бортов? Каким образом оп ределили бы МППСС-72 вза имные обязанности судов, сближающихся в условиях нормальной видимости «от захода до восхода солнца», если бы не наделили эти су да топовыми, бортовыми и кормовым огнями, которые позволяют приблизительно определить курс встречного судна? Наконец, откуда бы стало известно судну, что пе ред ним находится, например, судно, лишенное возможно сти управляться, если бы- МППСС-72 не присвоили по следнему своеобразной ви зитной карточки для свет лого и темного времени су ток? (Звуковые сигналы для условий ограниченной види мости, при которой, кстати, ни одно из сближающихся Однако, как бы ни были необходимы и важны пред писания частей С и Д, зало женная в МППСС-72 главная цель достигается практиче ским выполнением требова ний, изложенных в первых двух частях Правил. В правиле 3 части А да ется 12 различных определе ний, которые необходимы для познания всего материа ла МППСС-72 и для непо средственной работы. В ча сти В нашли свое выраже ние оба основных принципа МППСС-72, о которых гово рилось выше. Вместе с тем правило 2 части А и прави ла части В обладают важной характерной особенностью, без знания которой невоз можно вникнуть в смысл требований Правил, немыс лимо выполнять их на прак тике. Эта особенность заклю чается в следующем: в од ном абзаце или даже в пред ложении многих правил име ется несколько слов или вы ражений. подразумевающих целое понятие, расшифровка которых не дается в МППСС- 72. Вот лишь один из приме ров, взятый из относящегося только к условиям ограни ченной видимости правила 19: «За исключением случа ев, когда установлено, что опасности столкновения нет, каждое судно, которое услы шит, по-внднмому, впереди своего траверза туманный сигнал другого судна или ко торое не может предотвра тить чрезмерного сближения с другим судном, находящим ся впереди траверза,, должно уменьшить ход до минималь ного, достаточного для удер жания судна на курсе». Что же означает «опас ность столкновения»? Каким путем может быть «установлено», что нет опас ности столкновения? Что подразумевается на практике под выражением: «по-видимому, впереди свое го траверза»? Что понимается под «чрез мерным сближением»? — Как определить, что паше — судно «не может предогвра- Е тить чрезмерное сближение = с другим судном»? = Наконец, в течение всей = истории существования = ППСС в каждой редакции их = существовало требование «за- = стопорить свои машины» при = первом же воспринятом зву- = ковом сигнале встречного = судна, находящегося, по-ви- = димому, впереди траверза. = Мировая судебно-арбнтраж- = ная практика фактически не = знала ни одного прецедента оправдания нарушителя та кого- категорического требо вания. Почему же произошло столь резкое изменение в действующей редакции МППСС-72, предписываю щее «уменьшить ход до ми нимального, достаточного для удержания судна на курсе»? (Знание причин тех или иных положений МППСС-72 позво ляет сознательно вникнуть в существо их). Прежде чем вахтенные по мощники познакомятся с продолжением настоящей статьи, им полезно ответить на перечисленные вопросы самостоятельно. Тем более что названное требование следовать минимальной ско ростью, когда установлено существование опасного сближения, и еще одно пред писание уже для нормальной видимости, которое рассмот рим ниже, явились своеоб разным поворотным условием для промысла, особенно для мойвенной путины. Они по ставили вахтенного помощ ника в значительно более благоприятное положение, чем было прежде, то есть до вступления в силу МППСС- 72. А. АНОХИН, А. ЗАЙ ЦЕВ, сотрудники ЦПКТБ. ОТ РЕДАКЦИИ: Надеемся, что публикуемый нами ма териал специалистов ЦПКТБ окажет практическую помощь судоводителям на .мойвенной путине. Вместе с тем подчерки ваем, что в статьях раскрываются основы МППСС-72, дают ся объяснения терминов и понятий, которые не всегда встре чаются даже в специальной литературе. И это будет способ ствовать глубокому познанию Правил в целом. Впереди зима, полярная ночь, и твердое знание МППСС-72 будет хорошим подспорьем при совместной рабо те судов в сложных гидрометеоусловиях. Авторы не затронули некоторые положения, которые, на неш взгляд, также имеют важное практическое значение, на пример, какую помощь оказывают на промысле рекомендо ванные курсы и какова их связь с МППСС-72. У судоводите лей, вероятно, возникнут и другие вопросы. Направляйте их в редакцию нашей газеты. Предложения и просьбы судоводи телей рассмотрят специалисты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz