Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.

Н А М О И В Е Н Н О И ПУ ТИНЕ ф ФЛОТ ВЕДЕТ ДОБЫЧУ МОЙВЫ НЕРАВНОМЕРНО ф «ОРБИТА»; БЕСПОЛЕЗНЫЕ ПЕРЕХОДЫ, ПОЛОМКИ ПРПМЫСЙД ф К. Я. ЦИЕКАЛС: «ЛОВ ТОРМОЗИТ ПРИЕМКА!» ф ПОРА УЛУЧШИТЬ СНАБЖЕНИЕ ТРАУЛЕРОВ! І П І І І І І І І Ш І І І І Н І Ш Ш Ш І І І Ш Ш Ш І І І І Ш Ш І І І І І І І І І Ш І Ш І І І Ш І Ш І І І І Ш Ш І І Ш І І І І І І Ш І І І Ш І Ш І І І І І Ш Ш І Ш Ш І Ш І І І Ш І Ш Ш І Ш І І І (Окончание. Нач. на 1 стр.) О ДНАКО на промысле мойвы все еще имеются недостат­ ки, случаи бесхозяйственности. В сентябре суда «Севры- бы» выполнили на путине оперативное задание только на 86,8 процента. Лучшими в Мурманском траловом флоте названы экипажи БМРТ № 239, 449 и ППР «Ван Дейк». В объединении «Архан- гельскрыбпром» победителями стали моряки БМРТ № 455, 456. Отлично работают Есе корабли объединения «Мурманрыб- нром», особенно уже упомянутый БМРТ-371. И все-такн флот ведет добычу мойвы неравномерно. Поме­ шал не только двухсуточный шторм. Много на судах техниче­ ских неполадок. Сказываются плохая подготовка кораблей в порту, плохой ремонт. Траулер «Орбита» работает на двух ди­ зелях. На БМРТ-456 «сели» морозильные камеры. На промысле с нетерпением ожидали транспортное судно «Воркута» — исключительно для передачи на него 250 тонн рыбьего жира.Оказалось, что жир «Воркута» принимать не мо­ жет. Нет согласованности флагманских специалистов с экипажами судов. На промысле мойвы присутствуют специалисты по всем направлениям, однако капитаны судов редко обращаются к ним за помощью, надеясь выйти из трудных ситуаций своими сила­ ми. В результате есть потерн промыслового времени из-за ре­ монта механизмов силами экипажей. Парадоксальный случай произошел недавно е БМРТ «Орби­ та». Второй морской подменный экипаж Мурманского тралового флота привел его с полным грузом жирной пищевой мойвы на рейд Кулонги. До причалов порта было рукой подать. Однако после двухсуточной стоянки основному экипажу ПРИШЛОСЬ выхо­ дить в море, так и не отгрузив мороженую мойву. Переход в рай­ он промысла также занял около двух суток. Вслед за «Орбитой» шел транспортный рефрижератор «По­ лярные зори». Уже на промысле его команда сняла с «Орбиты» половину груза. За девять суток, работая по-ударному, моряки опять имели на борту полный груз мороженой рыбы. И вновь потеряли в ожидании выгрузки более суток. Непонятно, зачем понадобилось возить продукцию этого корабля в Кольский за­ лив и обратно на промысел. Нелепость и в том, что «Орбита» работает двумя дизелями, которые не могут обеспечить правиль­ ной эксплуатации судовой техники. При подъеме трала отклю­ чаются морозильные камеры, грузовые лебедки, слабеет накал в лампочках. И. КОРОБОВ, наш специальный корреспондент. Борт ТР «Отто Гротеволь». Баренцево море. Д О С Р О Ч Н О ! Экипаж БМРТ-258 «Чехов» выполнил задание третьего го­ да пятилетки. Этот трудовой подарок рыбаки посвящают первой .годовщине новой Конституции СССР. По поручению экипажа: капитан-директор СЕРГИЕНКО. Надо "с/^исбло говорить промь'ш ( П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е І К А П И Т А Н А I Р ЫБОЛОВНЫЙ траулер Мурманского тралового флота «Карась» — у борта плавбазы «Рыбный Мур- ман». Моряки на палубе время от времени подсушивали невод, передавали каплером рыбу. Ког­ да отдавали гайтян и мойва по­ током устремлялась в заборные ящики базы, она искрилась в лучах нашего скупого на тепло северного солнца. Карл Янович Циекалс, капи­ тан «Карася» и одновременно флагман тралфлотовцев, взял бинокль, глянул в сторону дрей­ фующих кошельковпстов, вздох­ нул. — Медленно, очень медлен­ но, — сказал он, водворяя би­ нокль ка прежнее место. •— Сейчас «пик» мойвенной Пути­ ны, а мы дрейфуем. И с базы много не спросишь, стараются там, но нас такая приемка не устраивает. Четыре корабля заваливают рыбой такую махи­ ну. Пока один сдает улов, трое лежат в дрейфе. Нет, так рабо­ тать не годится... Я вспомнил эти слова капита­ на Циекалса, когда перебирал СЕОіі записи, сделанные на осенней путине. И вспомнил в связи вот с чем. 31 АВГУСТА. УТРЕННИЙ ПРОМСОВЕТ КАПИТАНОВ БАЗ. РТ-210, заметав 80 тонн мой­ вы, лежит в дрейфе, ожидает подхода базы. СТР 305 е 70 тоннами мойвы ожидает базу в течение 24 часов. СТР-314: в неводе 100 тонн, ожидание ба­ зы 11 часов. СРТ-р-706: в нево­ де 100 тонн, нет базы. СРТ-р- 722: в неводе 150 тонн, ожида­ ние сдачи улова 28 часов. СРТ- 9109: в неводе 150 тонн, ожи­ дание базы 32 часа. 2 СЕНТЯБРЯ. ВЕЧЕРНИЙ ПРОМСОВЕТ. РТ-212 с уловом 100 тонн, РТ-210 с уловом 300 тонн лежат в дрейфе 8 часов в ожидании выгрузки, потому что на базу «Рыбный Мурман» сда­ ет улов экипаж РТ-203. СТР- 305 заметал 100 тонн мойвы, лежал в дрейфе 20 часов, СРТ- р-715 с уловом 150 тони ожи­ дал подхода базы в течение 21 часа. «Рекорд» ожидания базы установил экипаж СРТ-р-722, который лежал в дрейфе 54 ча­ са! На мой взгляд, примеров, на­ верное, хватит. Все это и тре­ вожило капитана, не давало ему спокойно ни спать, ни есть. Во время беседы на борту траулера Карл Янович все вре­ мя качал головой и твердил: «Куда это годится?» Тогда я задал ему вопрос: — Карл Янович, но в чем вы видите выход? Он задумался, но ненадолго. Открыв ящик капитанского сто­ ла, извлек кз него журнал в плотной обложке, взял лист бумаги и стал на нем подсчиты­ вать. Не помню точно, сколько он насчитал: что-то тонн 600 или 700. — Вот столько рыбы мы сда­ ли, -— сказал он деловым то­ ном. — Кажется, что много. На мой взгляд, мало. Могли бы. сдать больше. Ну. скажем, в два раза. Хорошо? Хорошо! В про­ шлом году я тоже был на осен­ ней мойвенной путине, но «пик» ее пришелся на вторую полови­ ну сентября. Рыба шла валом. В этом году «пик» сместился. Рыба пошла в конце августа, в первых числах сентября. Ее на­ до брать: так хорошо ловиться в течение месяца она не будет. А что выходит у нас? 150 тонн сдаем почти сутки, отходим, ло­ жимся в дрейф и ждем разреше­ ния на замет. По самым скром­ ным подсчетам это еще сутки. Потом делаем за несколько ча­ сов замет н опять ложимся в дрейф: ждем, пока освободится база, подойдет к нам и подаст бросательный. Таким образом, у нас получается, что за трое су­ ток мы делаем один замет. И это в то время, когда для ко- И С П О Р И Т ь . . . У ВАЖАЕМАЯ РЕДАК­ ЦИЯ, пишу о наболев­ шем, о недостатках в ра­ боте флота. Просто стыдно пи­ сать об этом: недостатки одни и те же почти на каждом судне. И бытуют они много лет, навер­ ное, со дня прихода к нам пер­ вого БМРТ. Об этом много го­ ворят, спорят, пишут, обещают устранить... „' Я •— рыбмастер, потому в первую очередь скажу о том, что тревожит, а порой и воз­ мущает меня. На рыбной фаб­ рике большого морозильного рыболовного траулера просто невозможно обойтись без таких подручных материалов, как пер­ гамент и обвязочная проволока. Отправляя в море наш БМРТ- 406, отдел снабжения выдал нам эти материалы не пол­ ностью, пообещав доставить не­ достающее в район промысла на каком-нибудь из транспорт­ ных судов. Доснабжение в мо­ ре, возможно, вещь хорошая. Но посмотрим, во что это обхо­ дится. Часто случается так, что отдел снабжения свои обещания не выполняет. При подходе к транспортному судну для сда­ чи улова подчас узнаем, что ни обвязочного материала для ящиков с рыбопродукцией, ни пергамента, ни этикеток нет. В таком случае помощники капи­ танов по производству начина­ ют с помощью радио отыски­ вать на соседних кораблях зна­ комых или однокашников и про­ сто-напросто «канючить» у них пергамент и проволоку. Чаще всего кто нибудь да выручит. Тогда капитан приказывает под­ нять трал, изменить курс и следовать к доброжелателю. Уходит время ка переход, ухо­ дит время на спуск и подъем шлюпок, перевозку людей и груза. Этикетки. В «Рыбном Мур- мане» о них писали уже много раз. Но по-прежнему красоч­ ных этикеток нам на весь рейс никогда не хватает. Вот и сей­ час, перед уходом на мойвен- ную путину, нам не далн кра­ сочных этикеток. А ведь этикетки, обвязоч­ ный материал в первую оче­ редь призваны улучшать товар­ ный вид упаковки, создавать продукции определенную рекла­ му и вообще поднимать культу­ ру нашего рыбацкого производ­ ства. Нас же снабжают на пла­ вания безреквизитными эти­ кетками, которые совершенно невыразительные, рассчитан­ ные на опытных фактуровщиков. Что такое безреквизитная этикетка? Это лист бумаги, наполовину чистый и наполо­ вину синий, с изображением рыбки по этому синему фону. Чтобы заполнить такую эти­ кетку, надо вырезать из рези­ ны штамп, разборчивый во всех отношениях: название продук­ ции, судна, флота, номер сме­ ны, ГОСТа, даты изготовления. Вырезать красивый грамотный штамп, согласитесь, далеко не каждому по силам. Есть такие матросы, но их единицы. Наря­ ду с проблемой приобретения резины, так как не всякий сорт подходит для изготовления штампов, а второй механик не всегда может выделить нужную, потому что делать это он не обязан, возникает проблема подготовки матросов-фактуров- щиков. Учат ведь людей на матросов первого класса, зна­ чит, надо учить их и умению вырезать штампы, раз вопрос обеспечения нас красочными этикетками разрешить трудно. Безреквизитные этикетки ча­ сто приводят к появлению на судах открытой пересортицы. Е СЛИ вы захотите спро­ сить, как чувствуют се­ бя моряки на промысле, когда технические средства производства рыбной продук­ ции находятся в нерабочем со­ стоянии, можете не сомневать­ ся, ответ будет один: «Плохо!» Отход нашего БМРТ-406 «Спутник» в море планировал­ ся ет заводского причала. Как говорят моряки, отходили не­ сколько раз. А получилось так потому, что судоремонтники каждый раз обнаруживали ка­ кие-либо недоделки. Благо, если бы они спровадили нас в рейс «без сучка и задоринки». Полу­ чилось наоборот. Вот некоторые примеры. О важности и нужности на промысловом корабле грузо­ вых лебедок, с помощью кото­ рых выливается рыба в бунке­ На мойвенной Путине. Фото Б. Щукина. шельковистов самая пора рабо­ тать... — И все-таки, Карл Янович, что вы предлагаете? Капитан вновь задумался и ответил: — У нас есть корабли, кото­ рые стоят в ремонте из-за неис­ правностей каких-то палубных механизмов, хотя бы ваерной лебедки. Зато рыбная фабрика судна в полном порядке. Вот мне и кажется, что корабли с такими поломками с сокращен­ ным штатом можно послать ва мойвенную путину, чтобы оки выполняли роль морозильных цехов в море. Они бы и плавба­ зы разгрузили, и кошелысопи- стам здорово помогли. Вот такое предложение внес капитан во время нашей беседы. Конечно, необходим всесто­ ронний анализ специалистов. Ко сбрасывать его со счетов, дума­ ется, одним махом не следует. В нем чувствуется рациональное зерно. Ведь не раз и не два; ру­ ководители промысла мойвы с первого по восьмое сентября убеждались в том, что плавба­ зы управления «Севрыбхолод- флот» просто были не в состоя­ нии обеспечить полку» приемку мойвы от судов-ловцов, даже такие базы, как «Рига» и «Се­ веродвинск». Закончится осен­ няя мойвенная путина, пойдет весенняя, а девиз «Из рыбного сырья — максимум пищевой рыбной продукции» останется. Может, с этих позиций и следу­ ет исходить при обсуждении, предложения капитана К. Я. Циекалса?.. С. ДАНИЛОВ. На снимке — капитан PT-20-з «Карасьи К. Я. Циекалс. ры, говорить, по-моему, не нужно. Так вот, до 4 сентября мы умудрялись обходиться поч­ ти без их помощи, ибо лебедки были в неисправном состоянии. Мы-то обходились, но часть улова теряла товарный вид — прямой убыток для экипажа, флота. В отделении рыбомучной установки мы попробовали за­ пустить вентилятор. Как ни би­ лись, своего не добились, оста­ вили его в покое. Нам поставили ие стираль­ ную машину, а какое-то горе. Короче, белье прижимает к стенке, воду гоняет по кругу и все без толку. Вот и попробуй­ те постирать в такой машине комплекты постельного белья для всей команды. Спасибо флагманским специалистам (были у нас электромеханик и механик), что они, наряду с другими механизмами, привели в порядок и стиральную маши­ ну. Вот о каких недостатках я хотел рассказать в своем пись­ ме. Честное слово, становится стыдно, когда вместо того, что­ бы ловить рыбу, начинаем ис­ кать запасные части, электро­ ды, пергамент, отожженную проволоку и... флагманских спе­ циалистов, чтобы они привели механизмы в рабочее состояние. Я хожу в море уже двадцать первый год. Когда встречаюсь с подобным, сердце кровью об­ ливается. Об этом просто надое­ ло говорить и спорить. А людям, ответственным за порядок на флоте, не надоело?.. В. БЫКОВСКИИ, рыбма­ стер БМРТ-406 Мурманско­ го тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz