Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
Н А М О И В Е Н Н О И ПУ ТИНЕ ф ФЛОТ ВЕДЕТ ДОБЫЧУ МОЙВЫ НЕРАВНОМЕРНО ф «ОРБИТА»; БЕСПОЛЕЗНЫЕ ПЕРЕХОДЫ, ПОЛОМКИ ПРПМЫСЙД ф К. Я. ЦИЕКАЛС: «ЛОВ ТОРМОЗИТ ПРИЕМКА!» ф ПОРА УЛУЧШИТЬ СНАБЖЕНИЕ ТРАУЛЕРОВ! І П І І І І І І І Ш І І І І Н І Ш Ш Ш І І І Ш Ш Ш І І І І Ш Ш І І І І І І І І І Ш І Ш І І І Ш І Ш І І І І Ш Ш І І Ш І І І І І І Ш І І І Ш І Ш І І І І І Ш Ш І Ш Ш І Ш І І І Ш І Ш Ш І Ш І І І (Окончание. Нач. на 1 стр.) О ДНАКО на промысле мойвы все еще имеются недостат ки, случаи бесхозяйственности. В сентябре суда «Севры- бы» выполнили на путине оперативное задание только на 86,8 процента. Лучшими в Мурманском траловом флоте названы экипажи БМРТ № 239, 449 и ППР «Ван Дейк». В объединении «Архан- гельскрыбпром» победителями стали моряки БМРТ № 455, 456. Отлично работают Есе корабли объединения «Мурманрыб- нром», особенно уже упомянутый БМРТ-371. И все-такн флот ведет добычу мойвы неравномерно. Поме шал не только двухсуточный шторм. Много на судах техниче ских неполадок. Сказываются плохая подготовка кораблей в порту, плохой ремонт. Траулер «Орбита» работает на двух ди зелях. На БМРТ-456 «сели» морозильные камеры. На промысле с нетерпением ожидали транспортное судно «Воркута» — исключительно для передачи на него 250 тонн рыбьего жира.Оказалось, что жир «Воркута» принимать не мо жет. Нет согласованности флагманских специалистов с экипажами судов. На промысле мойвы присутствуют специалисты по всем направлениям, однако капитаны судов редко обращаются к ним за помощью, надеясь выйти из трудных ситуаций своими сила ми. В результате есть потерн промыслового времени из-за ре монта механизмов силами экипажей. Парадоксальный случай произошел недавно е БМРТ «Орби та». Второй морской подменный экипаж Мурманского тралового флота привел его с полным грузом жирной пищевой мойвы на рейд Кулонги. До причалов порта было рукой подать. Однако после двухсуточной стоянки основному экипажу ПРИШЛОСЬ выхо дить в море, так и не отгрузив мороженую мойву. Переход в рай он промысла также занял около двух суток. Вслед за «Орбитой» шел транспортный рефрижератор «По лярные зори». Уже на промысле его команда сняла с «Орбиты» половину груза. За девять суток, работая по-ударному, моряки опять имели на борту полный груз мороженой рыбы. И вновь потеряли в ожидании выгрузки более суток. Непонятно, зачем понадобилось возить продукцию этого корабля в Кольский за лив и обратно на промысел. Нелепость и в том, что «Орбита» работает двумя дизелями, которые не могут обеспечить правиль ной эксплуатации судовой техники. При подъеме трала отклю чаются морозильные камеры, грузовые лебедки, слабеет накал в лампочках. И. КОРОБОВ, наш специальный корреспондент. Борт ТР «Отто Гротеволь». Баренцево море. Д О С Р О Ч Н О ! Экипаж БМРТ-258 «Чехов» выполнил задание третьего го да пятилетки. Этот трудовой подарок рыбаки посвящают первой .годовщине новой Конституции СССР. По поручению экипажа: капитан-директор СЕРГИЕНКО. Надо "с/^исбло говорить промь'ш ( П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е І К А П И Т А Н А I Р ЫБОЛОВНЫЙ траулер Мурманского тралового флота «Карась» — у борта плавбазы «Рыбный Мур- ман». Моряки на палубе время от времени подсушивали невод, передавали каплером рыбу. Ког да отдавали гайтян и мойва по током устремлялась в заборные ящики базы, она искрилась в лучах нашего скупого на тепло северного солнца. Карл Янович Циекалс, капи тан «Карася» и одновременно флагман тралфлотовцев, взял бинокль, глянул в сторону дрей фующих кошельковпстов, вздох нул. — Медленно, очень медлен но, — сказал он, водворяя би нокль ка прежнее место. •— Сейчас «пик» мойвенной Пути ны, а мы дрейфуем. И с базы много не спросишь, стараются там, но нас такая приемка не устраивает. Четыре корабля заваливают рыбой такую махи ну. Пока один сдает улов, трое лежат в дрейфе. Нет, так рабо тать не годится... Я вспомнил эти слова капита на Циекалса, когда перебирал СЕОіі записи, сделанные на осенней путине. И вспомнил в связи вот с чем. 31 АВГУСТА. УТРЕННИЙ ПРОМСОВЕТ КАПИТАНОВ БАЗ. РТ-210, заметав 80 тонн мой вы, лежит в дрейфе, ожидает подхода базы. СТР 305 е 70 тоннами мойвы ожидает базу в течение 24 часов. СТР-314: в неводе 100 тонн, ожидание ба зы 11 часов. СРТ-р-706: в нево де 100 тонн, нет базы. СРТ-р- 722: в неводе 150 тонн, ожида ние сдачи улова 28 часов. СРТ- 9109: в неводе 150 тонн, ожи дание базы 32 часа. 2 СЕНТЯБРЯ. ВЕЧЕРНИЙ ПРОМСОВЕТ. РТ-212 с уловом 100 тонн, РТ-210 с уловом 300 тонн лежат в дрейфе 8 часов в ожидании выгрузки, потому что на базу «Рыбный Мурман» сда ет улов экипаж РТ-203. СТР- 305 заметал 100 тонн мойвы, лежал в дрейфе 20 часов, СРТ- р-715 с уловом 150 тони ожи дал подхода базы в течение 21 часа. «Рекорд» ожидания базы установил экипаж СРТ-р-722, который лежал в дрейфе 54 ча са! На мой взгляд, примеров, на верное, хватит. Все это и тре вожило капитана, не давало ему спокойно ни спать, ни есть. Во время беседы на борту траулера Карл Янович все вре мя качал головой и твердил: «Куда это годится?» Тогда я задал ему вопрос: — Карл Янович, но в чем вы видите выход? Он задумался, но ненадолго. Открыв ящик капитанского сто ла, извлек кз него журнал в плотной обложке, взял лист бумаги и стал на нем подсчиты вать. Не помню точно, сколько он насчитал: что-то тонн 600 или 700. — Вот столько рыбы мы сда ли, -— сказал он деловым то ном. — Кажется, что много. На мой взгляд, мало. Могли бы. сдать больше. Ну. скажем, в два раза. Хорошо? Хорошо! В про шлом году я тоже был на осен ней мойвенной путине, но «пик» ее пришелся на вторую полови ну сентября. Рыба шла валом. В этом году «пик» сместился. Рыба пошла в конце августа, в первых числах сентября. Ее на до брать: так хорошо ловиться в течение месяца она не будет. А что выходит у нас? 150 тонн сдаем почти сутки, отходим, ло жимся в дрейф и ждем разреше ния на замет. По самым скром ным подсчетам это еще сутки. Потом делаем за несколько ча сов замет н опять ложимся в дрейф: ждем, пока освободится база, подойдет к нам и подаст бросательный. Таким образом, у нас получается, что за трое су ток мы делаем один замет. И это в то время, когда для ко- И С П О Р И Т ь . . . У ВАЖАЕМАЯ РЕДАК ЦИЯ, пишу о наболев шем, о недостатках в ра боте флота. Просто стыдно пи сать об этом: недостатки одни и те же почти на каждом судне. И бытуют они много лет, навер ное, со дня прихода к нам пер вого БМРТ. Об этом много го ворят, спорят, пишут, обещают устранить... „' Я •— рыбмастер, потому в первую очередь скажу о том, что тревожит, а порой и воз мущает меня. На рыбной фаб рике большого морозильного рыболовного траулера просто невозможно обойтись без таких подручных материалов, как пер гамент и обвязочная проволока. Отправляя в море наш БМРТ- 406, отдел снабжения выдал нам эти материалы не пол ностью, пообещав доставить не достающее в район промысла на каком-нибудь из транспорт ных судов. Доснабжение в мо ре, возможно, вещь хорошая. Но посмотрим, во что это обхо дится. Часто случается так, что отдел снабжения свои обещания не выполняет. При подходе к транспортному судну для сда чи улова подчас узнаем, что ни обвязочного материала для ящиков с рыбопродукцией, ни пергамента, ни этикеток нет. В таком случае помощники капи танов по производству начина ют с помощью радио отыски вать на соседних кораблях зна комых или однокашников и про сто-напросто «канючить» у них пергамент и проволоку. Чаще всего кто нибудь да выручит. Тогда капитан приказывает под нять трал, изменить курс и следовать к доброжелателю. Уходит время ка переход, ухо дит время на спуск и подъем шлюпок, перевозку людей и груза. Этикетки. В «Рыбном Мур- мане» о них писали уже много раз. Но по-прежнему красоч ных этикеток нам на весь рейс никогда не хватает. Вот и сей час, перед уходом на мойвен- ную путину, нам не далн кра сочных этикеток. А ведь этикетки, обвязоч ный материал в первую оче редь призваны улучшать товар ный вид упаковки, создавать продукции определенную рекла му и вообще поднимать культу ру нашего рыбацкого производ ства. Нас же снабжают на пла вания безреквизитными эти кетками, которые совершенно невыразительные, рассчитан ные на опытных фактуровщиков. Что такое безреквизитная этикетка? Это лист бумаги, наполовину чистый и наполо вину синий, с изображением рыбки по этому синему фону. Чтобы заполнить такую эти кетку, надо вырезать из рези ны штамп, разборчивый во всех отношениях: название продук ции, судна, флота, номер сме ны, ГОСТа, даты изготовления. Вырезать красивый грамотный штамп, согласитесь, далеко не каждому по силам. Есть такие матросы, но их единицы. Наря ду с проблемой приобретения резины, так как не всякий сорт подходит для изготовления штампов, а второй механик не всегда может выделить нужную, потому что делать это он не обязан, возникает проблема подготовки матросов-фактуров- щиков. Учат ведь людей на матросов первого класса, зна чит, надо учить их и умению вырезать штампы, раз вопрос обеспечения нас красочными этикетками разрешить трудно. Безреквизитные этикетки ча сто приводят к появлению на судах открытой пересортицы. Е СЛИ вы захотите спро сить, как чувствуют се бя моряки на промысле, когда технические средства производства рыбной продук ции находятся в нерабочем со стоянии, можете не сомневать ся, ответ будет один: «Плохо!» Отход нашего БМРТ-406 «Спутник» в море планировал ся ет заводского причала. Как говорят моряки, отходили не сколько раз. А получилось так потому, что судоремонтники каждый раз обнаруживали ка кие-либо недоделки. Благо, если бы они спровадили нас в рейс «без сучка и задоринки». Полу чилось наоборот. Вот некоторые примеры. О важности и нужности на промысловом корабле грузо вых лебедок, с помощью кото рых выливается рыба в бунке На мойвенной Путине. Фото Б. Щукина. шельковистов самая пора рабо тать... — И все-таки, Карл Янович, что вы предлагаете? Капитан вновь задумался и ответил: — У нас есть корабли, кото рые стоят в ремонте из-за неис правностей каких-то палубных механизмов, хотя бы ваерной лебедки. Зато рыбная фабрика судна в полном порядке. Вот мне и кажется, что корабли с такими поломками с сокращен ным штатом можно послать ва мойвенную путину, чтобы оки выполняли роль морозильных цехов в море. Они бы и плавба зы разгрузили, и кошелысопи- стам здорово помогли. Вот такое предложение внес капитан во время нашей беседы. Конечно, необходим всесто ронний анализ специалистов. Ко сбрасывать его со счетов, дума ется, одним махом не следует. В нем чувствуется рациональное зерно. Ведь не раз и не два; ру ководители промысла мойвы с первого по восьмое сентября убеждались в том, что плавба зы управления «Севрыбхолод- флот» просто были не в состоя нии обеспечить полку» приемку мойвы от судов-ловцов, даже такие базы, как «Рига» и «Се веродвинск». Закончится осен няя мойвенная путина, пойдет весенняя, а девиз «Из рыбного сырья — максимум пищевой рыбной продукции» останется. Может, с этих позиций и следу ет исходить при обсуждении, предложения капитана К. Я. Циекалса?.. С. ДАНИЛОВ. На снимке — капитан PT-20-з «Карасьи К. Я. Циекалс. ры, говорить, по-моему, не нужно. Так вот, до 4 сентября мы умудрялись обходиться поч ти без их помощи, ибо лебедки были в неисправном состоянии. Мы-то обходились, но часть улова теряла товарный вид — прямой убыток для экипажа, флота. В отделении рыбомучной установки мы попробовали за пустить вентилятор. Как ни би лись, своего не добились, оста вили его в покое. Нам поставили ие стираль ную машину, а какое-то горе. Короче, белье прижимает к стенке, воду гоняет по кругу и все без толку. Вот и попробуй те постирать в такой машине комплекты постельного белья для всей команды. Спасибо флагманским специалистам (были у нас электромеханик и механик), что они, наряду с другими механизмами, привели в порядок и стиральную маши ну. Вот о каких недостатках я хотел рассказать в своем пись ме. Честное слово, становится стыдно, когда вместо того, что бы ловить рыбу, начинаем ис кать запасные части, электро ды, пергамент, отожженную проволоку и... флагманских спе циалистов, чтобы они привели механизмы в рабочее состояние. Я хожу в море уже двадцать первый год. Когда встречаюсь с подобным, сердце кровью об ливается. Об этом просто надое ло говорить и спорить. А людям, ответственным за порядок на флоте, не надоело?.. В. БЫКОВСКИИ, рыбма стер БМРТ-406 Мурманско го тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz