Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.

Шс тормхео-архжтехстурмые латмтнмісм • И с а а к н е в с к и й с о б о р школы середины XIX века, в том числе Ф. А. Брунн, К. П. Брюлловым, И. П. Витали, Вы­ сота Исаакиевского собора более ста метров. В наши дни — это крупнейший культурно- просветительный и научно-атеистический му­ зей. Здесь находится самый большой в мире маятник Фуко, доказывающий вращение Зем ­ ли вокруг своей оси. Фото М. Блохина (Фотохроника ТАСС). И СААКИЕВСКИЙ СОБОР входит в чи­ сло уникальных архитектурных памят­ ников Ленинграда. Яркий золотой ку­ пол его виден далеко за пределами города. Собор создавался 4 0 лет — с 181 8 по 1858 год по проекту архитектора О. Монферрана, дополненному В. Стасовым и другими зодчи­ ми. Интерьер здания украшают около 6 0 0 де­ коративных скульптур, картин, мозаик, испол­ ненных лучшими мастерами академической Нонцертная денада „Музыкальная осень Заполярья" У КРАШЕНИЕМ и гордо­ стью нынешней кон­ цертной декады «Музы­ кальная осень Заполярья» яв­ ляются скрипач Леонид Коган и его сын Павел Коган, высту­ павшие с симфоническим орке­ стром Ярославской филармо­ нии. Достаточно сказать, что Леонид Коган — звезда первой величины среди крупнейших виртуозов мира, чтобы оценить его выступление на Кольской земле как важное событие в культурной жизни города и об­ ласти. И с другой, с политиче­ ской точки зрения, нельзя ие оценить огромную заботу на­ шей партии о культурном об­ служивании северян. Леонид Коган играл произве­ дения Баха (концерт для скрип­ ки с оркестром ля минор, «Са­ рабанду», арию Баха), Генделя, Лало (Испанская симфония ор. 21.), Берга (Концерт для скрип­ ки с оркестром), многие из ко­ торых у нас звучали впервые. Знаменитый венгерский скрипач Эжен Изаи говорил: «Чем была бы музыка без тех, кто дает ей жизнь и чувство, кто делает ее известной н лю­ бимой и чей труд поднимается, таким образом, до уровня выс­ шего творческого достижения». Леониду Когану 54 года, С семя лет он играет на скрипке. В 12 лет выступил публично с Балладой и Полонезом Вьета- на. Л. Коган стал тем, кто, по выражению Э. Изаи, дает музы­ ке жизнь, достигнув в искусст­ ве славы одного из лучших вир­ туозов мира, прославив на всех континентах советскую скри­ пичную школу. В 1965 году ему была присуждена Ленинская премия. Но еще в 1958 году Дмитрий Шостакович писал о нем: «Леонид Коган, бесспорно, яв­ ляется одним из самых блестя­ щих представителей той слав­ кой плеяды наших музыкантов, которая завоевала мировую славу советскому исполнитель­ скому искусству. Поразительна техника этого скрипача, глубоко впечатляет его изумительный по красоте и многообразию тембров звук. Но технику Л. Когана не замечаешь: не только потому, что он так легко справляется с труднейшими виртуозными задачами, а пото­ му прежде всего, что все бога­ тейшие ресурсы скрипичного мастерства он подчиняет глубо­ кой мысли, совершенной трак­ товке художественного содер­ жания музыки...» Концерт Альбана Берга, ис­ полненный скрипачом в Мур- манске; последнее сочинение австрийского композитора, не исполнявшееся при его жизни. Берг назвал его «Реквием для Манон», дав тем самым воз­ можности программного истол­ кования. Л. Коган впервые оз­ накомил мурманчан с произве­ дением виднейшего композито- ра-экспрессліонпста. Это было эс гетико-художественное тече­ ние в искусстве начала XX ве­ ка, наделавшее много шума и оставившее глубокий след в му­ зыкальном искусстве, по кото­ рому пошли создатели ультра­ современной музыки — аван­ гардисты, положившие в основу своего творчества особый метод сочинительства, резко отлича­ ющийся От классических кано­ нов. «Страшной» назвал музыку отца экспрессионистов А. Шён­ берга критик Каратыгин. «Дуэт глухих эпилептиков» — так отозвался о музыке А. Веберна (ученика А. Шёнберга) совет­ ский композитор и критик Н. Я. Мясковский. Эти отзывы имели чувств и настроений в таких прессии, душевной теплоты и высокую эстетическую ра- протнвоположных по своей эс- человечности, чем думают иног- дость, яркое, полноценное вое- тетической сущности произве- да специалисты, представляя приятие мира, поднимали их дениях, как. например, Баха, себе Баха как «великого фило- духовно. Пафос Лало и Берга. софа XVIII века». Хочется не жизнеутверждения, К этому следует добавить и упустить возможности наиболее сти, высокая этичность творче своеобразие исполнительского эмоционально сыграть его му- ства скрипача ѵбеждали в стиля Леонида Когана, талант- зыку, как оиа того ливого художника-интерпрета- ет. тора, принадлежащего созидания, страстно- тор- » 1 под собой реальную почву. Эс­ тетика экспрессионизма отрица­ ла прежние понятия о красоте, воспевала культ личности за­ давленной и забитой, извращен­ ной и развращенной до уродст­ ва окружающей буржуазной действительностью. Д л я . этого нужны были новые средства му­ зыкальной выразительности, разрушение прежних форм и даже новый способ сочинитель­ ства, ставший основным в соз­ данной экспрессионистами «се­ рийной музыке». Все это ставило перед испол­ нителями огромные технико­ эмоциональные трудности, так как мелодии экспрессионистов труднозапомннаемы и были со­ вершенной антитезой в мелоди- ко-рнтмическом п гармониче­ ском планах классическому зву- комышлешио. Леонид Коган прекрасно справился с огром­ ными трудностями концерта Берга, потому что это скрипач высшего ранга. Звучание его скрипки порази­ тельно по красоте и темброво­ му многообразию, будь то ис­ полнение экспрессиониста А. Берга или классиков Баха и Генделя. Ярко вибрированный звук Л. Когана — это резуль­ тат не механической привычки, а один из важнейших вырази­ тельных приемов для воплоще­ ния художественного замысла. Л. Коган ищет прежде всего то единственно верное звучание, ту поэзию звукового дыхания, которая отвечает авторскому замыслу и характеру исполни­ тельства. Звук скрипки Леони­ да Когана интенсивен, много­ красочен, сочен, чем физически силен. «Сарабанду» Баха, арию Генделя, испанскую симфонию ор. 21 Лало Л. Коган играл с огромной отдачей, с какой-то неистребимой жизненностью в каждом произведении и барха­ тистым, широким, певучим зву­ ком своеобразного тембра, с замечательным ведением смыч­ ка, настоящим скрипичным «бель канто». Звук Л. Когана настолько ху­ дожественно точен, отличается от обычного скрипичного, что невольно переносит в иное зву­ ковое измерение. Неудержимые динамические нарастания, пре­ дельная энергия звуконзвлече- ния помогают артисту вопло­ тить разнообразную ' гамму аслужива- жестве истинных идеалов, в ду- ховной силе нового мира, рас- ■ своей Велико скрипичное мастерст- крепощающего творческие спо- эпохе. Его стиль таг; или иначе во Л. Когана. Обычно не заме- собностп человека впитал черты нашего времени, чаешь утомляющей и опусто- _ тТгпать тяг ’ гяг «ѵпстпѵ В нем сочетаются неистовая, шающей повседневной работы РТГЯ _1 Л-ятят,' r самозабвенная страстность, ог- над произведением. Ощущаешь фпп-е вьтачсеіп его троп - ромная динамика выражения, лишь раскованность художнп- ческаяпочипия Оті пыть с-гѵшя глубина философской мысли и ческой мысли, и а п р яж е ^ я во- произведения — значит непре- 1 1 рывно искать верную интерпре­ тацию, стремиться языком му­ зыки раскрыть огромный мир человеческих судеб и душ, на­ шедших свое вплощение в ис­ полняемых сочинениях, напол- ____ нить этот мир дыханием совре- ных средств скрипки ему удает- менности. Сегодня искусство oaTT 3 <?f4nHHJ b одиои и основнои Леонида Когана характеризует- D ™ ра^ ть С0ДеРжание ся отсутствием малейших пРочувствованное штампов, застылых трактовок. тт° „ ° е' ЕДинстзр проннкно- Всегда новое — именно это вения в душу музыки и мастер- влечет его вперед, дает ему г'-*- ” а позволяют исполнителю ЛЬ[ в обновлении мысли и с в ­ етать подлинным артистом- „ творцом. Каждый крупный му- Постоянное стремление ' доходить до гранн осуществимо­ го и непрестанно раздвигать И г р а ю , к а к ч у в с т в у ю ли. Весь арсенал выразитель- наряду с этим поэтичнейший лиризм, одухотворенная мяг­ кость. У Когана можно наблю­ дать своеобразный сплав клас­ сических и романтических черт. Строгость, порой «суровость» исполнения, четкая архитекто­ ника целого роднит его искусст­ во с классическим искусством прошлого, переосмысленного, переоцененного на новом уров- зыкант оригинален в" своем под не. Стремление к драматизации, ходе к инструменту, у него своп импровизационное™, стихий- принципы трактовки,' свой звук, ГШНтШы вотлеПстчия "иСКѴСС-М ной тгаптѵознпгтн — чепты ие- особенности техники, свое виде- гранлцы воздействия искусства ние общественно-художествен- Делают творчество Л. Когана ной мысли музыканта-исполнн- истинно современным, макси- теля. За феноменальным виртуоз­ ным мастерством у Когана всегда проявляется главное — ощущение огромной духовной виртуоз ос и р н , полнителей романтиков. Ис­ полнительство Л. Когана интел­ лектуально, глубоко оптими­ стично. В нем покоряют захва­ тывающая жизненность, неис­ сякаемая энергия созидания. Важным для характеристики стиля Л. Когана был отмечен­ ный критикой серьезный стиль интерпретации без всяких усту­ пок публике, без каких-либо признаков виртуозного увлече­ ния, что предопределило,' в ко- искусстве, нечном счете, огромный успех —..' 1 — у слушателей. В концерте для скрипки с оркестром ля-минор И.-С Баха солист, поддерживаемый орке­ стром ярославцев, выделяется своим неповторимой красоты тембром. Скрипка постоянно ос­ тается главным голосом, выра­ жающим основное настроение. Создается ощущение высокого парения человеческого разума. Л. Коган поразительно чувству­ ет слитность с оркестром, кото­ рым дирижировал его сын Па­ вел, ведет его за собой, но он всегда немного впереди, особен­ но в произведении Берга, всег­ да несколько опережает мысль, чем великолепно убеждает. ГІрн общем звучании всех групп симфонического оркестра, Ко­ ган стремился поддержать сквозное развитие музыкаль­ ной мысли при сохранении од­ ного характера, одного образа. А сольные эпизоды трактует как лирические вы ск азывания- шире, полнокровнее, немного в более сдержанных темпах, на­ ходит для каждого из них свой интересный тембровый пласт. •— Мне хочется,. —■ говорит Л. Коган, — по-современному подойти к Баху, Для меня его музыка — проявление гения ти­ танической мощи. Все гра­ ни этого гения сверкают с осле­ пительной яркостью. В его со­ чинениях гораздо больше экс- малыю созвучным эпохе, нуж­ ным слушателям, любимым ими. Скрипка. Л. Когана слышна силы, напряжение творческой на всех континентах. Он всегда мысли, благородство и просто- s пути всегда спешит к яюлям та выражения. Мироощущение ‘ѵ ’ д к людям, современного слушателя, его в т о ры м нужно его искусство, оптимизм, преломляясь в его О. БЕЛОГРУДОВ, несли слушателям музыковед! Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в попт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-314 «Медвежь­ егорск», ПСТ-1315 «Красно­ лесье». ЗАВТРА: РТ-220 «Вилко- во», РТ-227 «Шенкурск», морского подменного экипа­ жа № 3 самолетом нз Моск­ вы, ТР «Северный ветер», плавбазы «Рыбный Мурман», РТ-313 «Мга». Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ; редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 н 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7 63-96, 7-70 45. «Рыбный Мутіап». Индекс 52861. Цена 1 ЭКЗ. h*00. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 8573. ПН-05919.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz