Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
Шс тормхео-архжтехстурмые латмтнмісм • И с а а к н е в с к и й с о б о р школы середины XIX века, в том числе Ф. А. Брунн, К. П. Брюлловым, И. П. Витали, Вы сота Исаакиевского собора более ста метров. В наши дни — это крупнейший культурно- просветительный и научно-атеистический му зей. Здесь находится самый большой в мире маятник Фуко, доказывающий вращение Зем ли вокруг своей оси. Фото М. Блохина (Фотохроника ТАСС). И СААКИЕВСКИЙ СОБОР входит в чи сло уникальных архитектурных памят ников Ленинграда. Яркий золотой ку пол его виден далеко за пределами города. Собор создавался 4 0 лет — с 181 8 по 1858 год по проекту архитектора О. Монферрана, дополненному В. Стасовым и другими зодчи ми. Интерьер здания украшают около 6 0 0 де коративных скульптур, картин, мозаик, испол ненных лучшими мастерами академической Нонцертная денада „Музыкальная осень Заполярья" У КРАШЕНИЕМ и гордо стью нынешней кон цертной декады «Музы кальная осень Заполярья» яв ляются скрипач Леонид Коган и его сын Павел Коган, высту павшие с симфоническим орке стром Ярославской филармо нии. Достаточно сказать, что Леонид Коган — звезда первой величины среди крупнейших виртуозов мира, чтобы оценить его выступление на Кольской земле как важное событие в культурной жизни города и об ласти. И с другой, с политиче ской точки зрения, нельзя ие оценить огромную заботу на шей партии о культурном об служивании северян. Леонид Коган играл произве дения Баха (концерт для скрип ки с оркестром ля минор, «Са рабанду», арию Баха), Генделя, Лало (Испанская симфония ор. 21.), Берга (Концерт для скрип ки с оркестром), многие из ко торых у нас звучали впервые. Знаменитый венгерский скрипач Эжен Изаи говорил: «Чем была бы музыка без тех, кто дает ей жизнь и чувство, кто делает ее известной н лю бимой и чей труд поднимается, таким образом, до уровня выс шего творческого достижения». Леониду Когану 54 года, С семя лет он играет на скрипке. В 12 лет выступил публично с Балладой и Полонезом Вьета- на. Л. Коган стал тем, кто, по выражению Э. Изаи, дает музы ке жизнь, достигнув в искусст ве славы одного из лучших вир туозов мира, прославив на всех континентах советскую скри пичную школу. В 1965 году ему была присуждена Ленинская премия. Но еще в 1958 году Дмитрий Шостакович писал о нем: «Леонид Коган, бесспорно, яв ляется одним из самых блестя щих представителей той слав кой плеяды наших музыкантов, которая завоевала мировую славу советскому исполнитель скому искусству. Поразительна техника этого скрипача, глубоко впечатляет его изумительный по красоте и многообразию тембров звук. Но технику Л. Когана не замечаешь: не только потому, что он так легко справляется с труднейшими виртуозными задачами, а пото му прежде всего, что все бога тейшие ресурсы скрипичного мастерства он подчиняет глубо кой мысли, совершенной трак товке художественного содер жания музыки...» Концерт Альбана Берга, ис полненный скрипачом в Мур- манске; последнее сочинение австрийского композитора, не исполнявшееся при его жизни. Берг назвал его «Реквием для Манон», дав тем самым воз можности программного истол кования. Л. Коган впервые оз накомил мурманчан с произве дением виднейшего композито- ра-экспрессліонпста. Это было эс гетико-художественное тече ние в искусстве начала XX ве ка, наделавшее много шума и оставившее глубокий след в му зыкальном искусстве, по кото рому пошли создатели ультра современной музыки — аван гардисты, положившие в основу своего творчества особый метод сочинительства, резко отлича ющийся От классических кано нов. «Страшной» назвал музыку отца экспрессионистов А. Шён берга критик Каратыгин. «Дуэт глухих эпилептиков» — так отозвался о музыке А. Веберна (ученика А. Шёнберга) совет ский композитор и критик Н. Я. Мясковский. Эти отзывы имели чувств и настроений в таких прессии, душевной теплоты и высокую эстетическую ра- протнвоположных по своей эс- человечности, чем думают иног- дость, яркое, полноценное вое- тетической сущности произве- да специалисты, представляя приятие мира, поднимали их дениях, как. например, Баха, себе Баха как «великого фило- духовно. Пафос Лало и Берга. софа XVIII века». Хочется не жизнеутверждения, К этому следует добавить и упустить возможности наиболее сти, высокая этичность творче своеобразие исполнительского эмоционально сыграть его му- ства скрипача ѵбеждали в стиля Леонида Когана, талант- зыку, как оиа того ливого художника-интерпрета- ет. тора, принадлежащего созидания, страстно- тор- » 1 под собой реальную почву. Эс тетика экспрессионизма отрица ла прежние понятия о красоте, воспевала культ личности за давленной и забитой, извращен ной и развращенной до уродст ва окружающей буржуазной действительностью. Д л я . этого нужны были новые средства му зыкальной выразительности, разрушение прежних форм и даже новый способ сочинитель ства, ставший основным в соз данной экспрессионистами «се рийной музыке». Все это ставило перед испол нителями огромные технико эмоциональные трудности, так как мелодии экспрессионистов труднозапомннаемы и были со вершенной антитезой в мелоди- ко-рнтмическом п гармониче ском планах классическому зву- комышлешио. Леонид Коган прекрасно справился с огром ными трудностями концерта Берга, потому что это скрипач высшего ранга. Звучание его скрипки порази тельно по красоте и темброво му многообразию, будь то ис полнение экспрессиониста А. Берга или классиков Баха и Генделя. Ярко вибрированный звук Л. Когана — это резуль тат не механической привычки, а один из важнейших вырази тельных приемов для воплоще ния художественного замысла. Л. Коган ищет прежде всего то единственно верное звучание, ту поэзию звукового дыхания, которая отвечает авторскому замыслу и характеру исполни тельства. Звук скрипки Леони да Когана интенсивен, много красочен, сочен, чем физически силен. «Сарабанду» Баха, арию Генделя, испанскую симфонию ор. 21 Лало Л. Коган играл с огромной отдачей, с какой-то неистребимой жизненностью в каждом произведении и барха тистым, широким, певучим зву ком своеобразного тембра, с замечательным ведением смыч ка, настоящим скрипичным «бель канто». Звук Л. Когана настолько ху дожественно точен, отличается от обычного скрипичного, что невольно переносит в иное зву ковое измерение. Неудержимые динамические нарастания, пре дельная энергия звуконзвлече- ния помогают артисту вопло тить разнообразную ' гамму аслужива- жестве истинных идеалов, в ду- ховной силе нового мира, рас- ■ своей Велико скрипичное мастерст- крепощающего творческие спо- эпохе. Его стиль таг; или иначе во Л. Когана. Обычно не заме- собностп человека впитал черты нашего времени, чаешь утомляющей и опусто- _ тТгпать тяг ’ гяг «ѵпстпѵ В нем сочетаются неистовая, шающей повседневной работы РТГЯ _1 Л-ятят,' r самозабвенная страстность, ог- над произведением. Ощущаешь фпп-е вьтачсеіп его троп - ромная динамика выражения, лишь раскованность художнп- ческаяпочипия Оті пыть с-гѵшя глубина философской мысли и ческой мысли, и а п р яж е ^ я во- произведения — значит непре- 1 1 рывно искать верную интерпре тацию, стремиться языком му зыки раскрыть огромный мир человеческих судеб и душ, на шедших свое вплощение в ис полняемых сочинениях, напол- ____ нить этот мир дыханием совре- ных средств скрипки ему удает- менности. Сегодня искусство oaTT 3 <?f4nHHJ b одиои и основнои Леонида Когана характеризует- D ™ ра^ ть С0ДеРжание ся отсутствием малейших пРочувствованное штампов, застылых трактовок. тт° „ ° е' ЕДинстзр проннкно- Всегда новое — именно это вения в душу музыки и мастер- влечет его вперед, дает ему г'-*- ” а позволяют исполнителю ЛЬ[ в обновлении мысли и с в етать подлинным артистом- „ творцом. Каждый крупный му- Постоянное стремление ' доходить до гранн осуществимо го и непрестанно раздвигать И г р а ю , к а к ч у в с т в у ю ли. Весь арсенал выразитель- наряду с этим поэтичнейший лиризм, одухотворенная мяг кость. У Когана можно наблю дать своеобразный сплав клас сических и романтических черт. Строгость, порой «суровость» исполнения, четкая архитекто ника целого роднит его искусст во с классическим искусством прошлого, переосмысленного, переоцененного на новом уров- зыкант оригинален в" своем под не. Стремление к драматизации, ходе к инструменту, у него своп импровизационное™, стихий- принципы трактовки,' свой звук, ГШНтШы вотлеПстчия "иСКѴСС-М ной тгаптѵознпгтн — чепты ие- особенности техники, свое виде- гранлцы воздействия искусства ние общественно-художествен- Делают творчество Л. Когана ной мысли музыканта-исполнн- истинно современным, макси- теля. За феноменальным виртуоз ным мастерством у Когана всегда проявляется главное — ощущение огромной духовной виртуоз ос и р н , полнителей романтиков. Ис полнительство Л. Когана интел лектуально, глубоко оптими стично. В нем покоряют захва тывающая жизненность, неис сякаемая энергия созидания. Важным для характеристики стиля Л. Когана был отмечен ный критикой серьезный стиль интерпретации без всяких усту пок публике, без каких-либо признаков виртуозного увлече ния, что предопределило,' в ко- искусстве, нечном счете, огромный успех —..' 1 — у слушателей. В концерте для скрипки с оркестром ля-минор И.-С Баха солист, поддерживаемый орке стром ярославцев, выделяется своим неповторимой красоты тембром. Скрипка постоянно ос тается главным голосом, выра жающим основное настроение. Создается ощущение высокого парения человеческого разума. Л. Коган поразительно чувству ет слитность с оркестром, кото рым дирижировал его сын Па вел, ведет его за собой, но он всегда немного впереди, особен но в произведении Берга, всег да несколько опережает мысль, чем великолепно убеждает. ГІрн общем звучании всех групп симфонического оркестра, Ко ган стремился поддержать сквозное развитие музыкаль ной мысли при сохранении од ного характера, одного образа. А сольные эпизоды трактует как лирические вы ск азывания- шире, полнокровнее, немного в более сдержанных темпах, на ходит для каждого из них свой интересный тембровый пласт. •— Мне хочется,. —■ говорит Л. Коган, — по-современному подойти к Баху, Для меня его музыка — проявление гения ти танической мощи. Все гра ни этого гения сверкают с осле пительной яркостью. В его со чинениях гораздо больше экс- малыю созвучным эпохе, нуж ным слушателям, любимым ими. Скрипка. Л. Когана слышна силы, напряжение творческой на всех континентах. Он всегда мысли, благородство и просто- s пути всегда спешит к яюлям та выражения. Мироощущение ‘ѵ ’ д к людям, современного слушателя, его в т о ры м нужно его искусство, оптимизм, преломляясь в его О. БЕЛОГРУДОВ, несли слушателям музыковед! Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в попт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-314 «Медвежь егорск», ПСТ-1315 «Красно лесье». ЗАВТРА: РТ-220 «Вилко- во», РТ-227 «Шенкурск», морского подменного экипа жа № 3 самолетом нз Моск вы, ТР «Северный ветер», плавбазы «Рыбный Мурман», РТ-313 «Мга». Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ; редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 н 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7 63-96, 7-70 45. «Рыбный Мутіап». Индекс 52861. Цена 1 ЭКЗ. h*00. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 8573. ПН-05919.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz