Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
= (Окончание. Нач. в >й 123) О Т ТОГО, как быстро мы решим многочисленные проблемы, касающиеся океана, по-настоящему поймем его, зависит и то, когда мы сможем достаточно эффектив но использовать его ресурсы, ке нанося нашей планете не исправимого вреда. Вот, например, вопрос, с ре шением которого мы уже за паздываем: где и в каком виде можно изымать биомассу из океана для того, чтобы океан доставлял на стол человечест ву максимум продуктов и в то же время не нарушалась жизнь океана в ее существенных зве ньях? Наконец проблема из проб лем — как сохранить океан от различных загрязнений. В него ежегодно выливаются мнллио- кы тонн нефти. А между тем даже тончайшая нефтяная I ленка на поверхности, если она захватывает большой рай- изменяет режим обмена влагой и теплом океана с ат- 1юсферой и, следовательно, влияет на погоду. С различных -измышленных производств в океан стекают воды, содержа щие многие тонны свинца, рту ти, других примесей, исключи тельно вредных как для рыб, устриц, так и для тех, кому они поступают на стол. Вновь поднимается вопрос о запрещении захоронения на дне океана высокорадиоактив ных отходов атомных произ водств. Некоторые из этих от ходов сохраняют свою радиоак тивность в течение миллионов лет. В свое время, лет пятна дцать назад, уже были проекты затопления контейнеров с таки ми отходами в глубоководных океанских впадинах. Советские ученые решительно протестова ли против этих проектов, пока зав, что даже в глубочайших впадинах воды не остаются в покое, а постепенно перемеши ваются с поверхностными вода ми. Поэтому любая порча или эрозия оболочки контейнера приведет к заражению радиоак тивностью всего океана. Более того, уже в более позднее вре мя выяснилось, что менее удач ного места для захоронения ра диоактивных отходов, чем оке ан, вообще трудно было найти. Дело в том, что глубоководные впадины океанов — самые не спокойные места в сейсмиче ском отношении. Там океанская земная кора подвигается под континентальную кору. Поэто му опасность разрушения кон тейнеров там особенно велика. Теперь кое-где обсуждаются проекты размещения таких кон тейнеров в центре литосферных океанских плит, где, как пред ставляется, условия наиболее спокойные. Однако люди еще слишком мало изучили океан, чтобы так рисковать. П ОЧЕМУ же океан остается пока недостаточно изу ченным? Да потому, что это грандиозно сложная систе ма, и для понимания ее поведе ния необходимы колоссальные усилия и соответствующее вре мя. Зададимся таким вопросом: какое количество информации нам потребуется для того, что бы описать физическое состоя ние океана, скорости течений, температуру и соленость воды на различных уровнях, спектры поверхностных и внутренних воля, спектр турбулентности? Допустим, что мы разделили океан на квадраты 25x25 ки лометров н захотели бы знать из них. На площади Мирового океана укладывается около миллиона таких квадратов. Бо лее крупные квадраты брать нельзя, так как тогда состояние океана будет изменяться уже в пределах одного квадрата. Для описания указанных характе ристик океана, скажем, на два дцати горизонтах, вместе с ха рактеристиками спектра по верхностных волн нам необхо димо использовать как мини мум десять тысяч чисел. В ре зультате только сравнительно грубое описание физического состояния океана потребовало бы около десяти миллиардов чисел. Так как океан «живет» —■ непрерывно изменяет свои характеристики, эти числа надо обновлять, скажем, каждые не сколько часов. При этом мы го ворили об описании только лишь физического состояния океана. Нас же интересует так же химический состав вод, ко личество растворенного кисло рода. количество взвешенных твердых частиц, характеристи ки биомассы, количество и со став питательных веществ, строение дна как минимум до глубин десятков километров, характеристики сейсмической деятельности дна и многое дру гое. В результате потребуется почти астрономическое количе ство информации. Пока мы его не имеем п едва ли будем иметь в течение ближайшего десятилетия. Океан — это вызов челове честву. Вот почему за послед нее время быстро увеличивает ся число как маститых, так и молодых ученых, включающих ся в исследования океана. Р аз рабатываются в с е новые и но вые способы получения воз можно большей информации об океане. II п е р е д к а ж д ы м , кто решил с в я з а т ь с в о ю с наукой об о к е а н е , р а б о т * - непочатый край. этн характеристики в каждом І І 1 Ш І 1 Ш І І І Ш І І І І 1 І П Ш І І 1 Ш І І Ш Ш Ш І І І І І Ш І Ш И Ш Ш І Ш 1 Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш И Ш Ш Ш І І І 1 І І І І Н І І І І І І П Ш І І 1 Ш І Н І І І П І І Ш Н І І І І І І І З А Г А Д К И О К Ё А Н А І І І І І І І І І П І Ш І І Ш Ш І І І І Ш Ш Ш І Ш И И і І Ш І І і А к а д е м и к Л . Б Р Е Х О В С К И Х П І І І І І І І І І І Н Ш І І И Ш І І І Ш І І Ш І І І І І І Ш І І І І І І І с У к о л ь к о X и н а п е 3 8 8 л а н и г в : J ф Лососевые для Ладоги > ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. В лабораториях и на I экспериментальных базах Государственного НИИ озерного и I печного хозяйства ведется большая работа по улучшению ) бнотехникн*разведения рыбы. ( Особое внимание ученые, уделяют акклиматизации лосо- I еевых для Ладожского озера. В приладожскнх хозяйствах, }по рекомендации института, внедрена технология садкового (рыборазведения. Одного квадратного метра такого «акварпу- I ма» для мальков достаточно, чтобы в дальнейшем получить I центнер товарной рыбы. ) На снимке: рыбовод экспериментальной станции инстн- ртута А. Беглова определяет стадии развития лососевой икры. I На станции применяется метод инкубации при перемен- ) ном температурном режиме. Он позволяет получать мальков I на три недели раньше, чем в природных условиях. Перед вы пу ск ом в водоем малек достигает веса 4 ,5—о граммов, по- I этому выживаемость нх значительно повышается. I Фото О. Пороховникова. (Фотохроника ТАСС). Затонувшие корабли— собственность государства Н Е ТАК ДАВНО австралийским правительством был издан специальный декрет, согласно которому все корабли, за тонувшие в XVII—XVIII веках в территориальных во дах Австралии, являются собственностью государства. Причина издания декрета в том, что аквалангисты, как «частники» так и «представители предприятий», развернули обширную деятель ность по обследованию затонувших судов, в результате чего предметы, представляющие большую историческую и научную ценность, зачастую становились добычен частных лиц и вывози лись за пределы государства. оруду- По со- рах, как в случаях \ гона само летов. Еще опаснее пираты, ющие в Карибском море общениям британской печати, через этот район из Колумбии во Флориду поступает пятая часть марихуаны и кокаина для 30 миллионов наркоманов США, что дает огромные дохо ды торговцам наркотиками. 500 граммов кокаина, которые в Бо готе стоят 17000 долларов, в США сбываются за четверть миллиона. Риск доставки мини мальный, яхты контрабандистов СЕНТЯБРЕ этого года исполнилось 65 лет со времени одного из самых выдающихся географических откры тий XX века — открытия экспедицией русских военных гидрографов на ледокольных транспортах «Таймыр» н «Ваіі- гач» под начальством капи тана 2-го ранга Б. А. Внль- кицкого неизвестного архипе лага к северу от мыса Челю скин. Тогда же был открыт н пролив на стыке морен Кар ского и Лаптевых, названный именем руководителя экспе диции. Группа островов по лучила вскоре наименование Земля императора Николая Второго (а до этого первоот крыватели — экипажи двук сѵдов предлагали назвать его Землей Тайваіі по н.ѵіенн своих транспортов). Пос ле Октябрьской революции было высказано немало пред ложении о ее переименова нии: в 1923 году в Земл Республики, через год ь Землю Пахтусовых, » 1925 году центральные газе ты сообщили, что архипелаг будет назван Земля В. И. Ленина, и, наконец, было утверждено современное на звание — Северная Земля Союза Советских Социали стических Республик. н І ОЧЬ. В устье Ганга близ Калькутты медлен но движется корабль. II вдруг через поручни летят абор дажные крючья, таинственные фигуры бесшумно вспрыгивают на палубу, и все то, что не при креплено намертво, летит в во ду. С лодок, которые следуют за судном, вылавливают краде ное, а грабители бросаются за борт.., В водах юго-восточной Азии действуют пираты и более круп ного масштаба. Случаи нападе ния на грузовые и рыболовные суда стали здесь обычным явле нием. Министр внутренних дел Малайзии информировал парла мент, что за год в этом районе зарегистрировано 36 ограблений рыболовных судов. Цифра эта явно занижена — чаще всего рыбаки, опасаясь мести, умал чивают о нападении. Современные пираты не нуж даются ни в каких устрашающих знаках отличия, не поднима ют черный флаг с изображени ем мертвоіі головы. Они дейст вуют иначе: изменяют навигаци онные указатели, гасят маяки, сбивают корабли с курса, зама- П И Р А Т Ы Зачастую пираты предпочита ют орудовать в районе таинст венного Бермудского треуголь ника, где даже полиция более склонна верить в чудо, чем в преступление. В сущности конт рабандисты действуют почти безнаказанно. Начальник таможни в Майа ми, после того как береговая ох рана конфисковала с яхты «Эрн- берто» 25 тонн марихуаны, с горечью признал: «Абсурдно было бы верить, что мы можем контролировать контрабанду наркотиками». Перевод с немецкого из еже недельника «Вохэнпост» М. КАРНАК. А. А. Редактор МИРОНОВ. нивают в районы, богатые осг- ровами. Вместо сабель и мушке тов в ход идут пулеметы и руч ные гранаты. В мае либерий ский фрахтер «Пине Стар» и японский грузовоз <Рно Коло радо» в море Сулу подверглись нападению и едва избежали ги бели. Пираты располагают не толь ко отлично оснащенными, бы строходными судами, но и сис темами предупредительных сиг налов и слежения, что дает воз можность осуществлять такие крупные акции, как ограбление города Сан-Фернандо. После этого побережье стало контроли роваться и с моря, н с воздуха. Недавно с помощью вертолетов удалось предотвратить хищение груза с потопленного панамско го судна. В столице Малайзии Куала-Лумпур изучается опыт Филиппин в борьбе с преступ ностью на море. Правительства Филиппин, Таиланда, Малай зии, Сингапура, Индонезии предлагают выработать между народные правила защиты от гангстеров на морских просто- у болотистых берегоз Флориды невозможно отличить от тысяч яхт, на которых совершаются увеселительные прогулки. Чтобы перевезти наркотики во Флориду, контрабандисты любым путем пытаются завла деть яхтой, при этом убивают всех находящихся на борту и следуют нужным курсом. Груз доставлен, судно топится в от крытом море — следы преступ ления заметены. С 1971 года только у южного побережья США бесследно исчезло 610 су дов. В 44 случаях, полиция рас полагает точными сведениями, что они попали в руки пиратов и при этом погибло 202 пасса жира. Работу полиции по расследо ванию преступлений на море за трудняет практика страховых компаний, в полисах которых в отношении судов есть оговорка: «Недействителен в случаях пи ратства». Владельцы или родст венники погибших, во избежа ние убытков, пытаются любыми причинами объяснить исчезно вение судна. Спромысла л<- - 4 ip' 't *.»'*-*• • —в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-272 «Е. Пуга чев», ПСТ-1313 «Косто- поль», ППР «Франс Галс», БМРТ-451 «Лазурный». ЗАВТРА: РТ-322 «Мука- чево», РТ-315 «Можайск», РТ-330 «Молодогвардеец-. БМРТ-134 «Каракумы». ТР «Роза Люксембург», ПСТ- 1327 «Кнровакан», экипажа БМРТ-407 (в 11.00 на теп лоходе в рыбный порт). ААРН И ТЕАЕШ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 it 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7 63-96, 7-70 45. «Рыбный Мурмап». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. З а к . 8572. ПН-00218.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz