Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
.СЕ ЗНАЮТ, что океан ве лик. но мало кто по-на стоящему представляет, н - ісколько оіі огромен. В нем п і каждого жителя нашеіі пла неты приходится около трехсот миллионов кубических метров водь:. Чтобы заполнить океан, всем рекам земного шара надо непрерывно течь около пятиде сяти тысяч лет. Если предста вить его в какой-то момент по коящимся и однородным по глубине, то атмосферным вет рам и солнечному излучению понадобится около двухсот лет для того, чтобы развились те чения, которые наблюдаются в нем сейчас. Самое мощное течение Ми рового океана, опоясывающее Антарктиду, имеет ширину око ло двух тысяч километров и переносит примерно сто милли онов кубометров воды в секун ду. На разных глубинах тече ния имеют разное направление. Например, на экваторе в Ат лантике воды на поверхности текут с востока на запад (Се верное пассатное течение), на глубинах же от двухсот до ше стисот метров есть противоте чение. где воды движутся вдоль экватора с запада на во сток. Оно открыто советскими учеными и названо течением Ломоносова. Есть подповерх ностные экваториальные про тивотечения в Индийском (те чение Тареева) и в Тихом оке- .• (течение Кромвелла). Глубины океана таковы, что г-н может покрыть все высочай шие хребты и вершины нашей планеты. Максимальная глуби на зарегистрирована в Тихом океане (Марианская впадина) и составляет 11.022 метра. В земной коре под океаном непрерывно идут мощные тек тонические процессы. Напри мер, подъем расплавленного ве щества в районе Срединно-Ат лантического хребта приводит к непрерывному раздвпжеиню дна II удалению европейского и североамериканского матери- коз друг от друга примерно на три сантиметра з год. Иногда тектоническая деятельность на дне океана проявляется более бурно — происходят подводные землетрясения и извержения вулканов. Часто это вызывает резкое поднятие или опускание поверхности океана, которое в вкде волны (цунами) разбегает ся во все стороны. Безобидная «t малозаметная в открытом океане, эта волна, выходя на мелководье, становится высо кой, крутой и очень опасной. Набегая на побережье высокоіі стеной, она разрушает строения и губит все_жнвое. Единствен ное спасение от нее — заблаго временно подняться в высокие места, куда волна дойти не мо жет. Звук под водой распростра няется почти в пять раз быст рее. чем в воздухе. Но и ему требуется более двух часов, чтобы пересечь Тихий океан. Между прочим, звук в океане распространяется с очень ма лым затуханием. Он действи тельно может пересечь океан с одного края до другого. Звуко вые волны широко используют ся для исследования океана. Океан привлекает внимание ученых еще и потому, что бо- С ОТНІІ научно-исследова тельских кораблеіі, при надлежащих разным странам, непрерывно находят ся на просторах океана. С этих кораблей, с исследовательских подводных лодок, с борта оби таемых космических лаборато рии и спутников-автоматов уче ные непрерывно следят за оке аном. познают его тайны. Тра дицией стало для решения наи более сложных проблем объе динять усилия многих стран в современных экспериментах. Иногда в таких эскиернментах занято одновременно несколь ко десятков исследовательских кораблей. Советские ученые- океанологи имеют совместные программы исследований е уче ными Польши, Германской Де мократической Республики, Болгарии, США, Англии, Франции. II, несмотря па все І І І Ш І І І І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш Ш М І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І Ш І Ш І І І І І І Ш Ш І І І І І І І Ш І І І Ш І Ш Н І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І І І І І І Ш П І Ш І І І І І І І І І І З А Г А Д К И О К Е А Н А 111 ! 1111 ПП 1 і 111111111111 !іI 1111111111 [Iі 111 : 1 П 11 Академик Л. БРЕХОВСКИХ ІІІІІШМІШІІІІІІІІІШІШІІІІІШІШІШІ МП гатые его ресурсы приобретают все большую и большую роль по мере того, как население земного шара растет и биоло гические, минеральные и дру гие ресурсы континентов ста новятся недостаточными. Сей час на каждого жителя нашей планеты приходится в расчете на год около пятнадцати кило граммов добываемой из океана и прилегающих к нему морей биомассы. Около одноіі пятой части мировой добычи неф ти и газа в настоящее вре мя берется с глубины прибреж ного шельфа. В воде океана растворено более семидесяти различных элементов Периоди ческой таблицы Менделеева. Грандиозны энергетические ре сурсы океана, которые пока еще мало используются. Около половины кислорода, которым дышит население нашей плане ты. — это продукция процес сов фотосинтеза. идущих в верхнем слое океана. Океан во многом формирует погоду на планете. Например, погода на большей части нашей страны определяется процесса ми, протекающими в Атланти ке н в Северном Ледовитом океане. ото. мы должны признать, что океан пока еще для нас во многом таинствен. Например, вот уже в течение многих миллионов лет греет За падную Европу, и в особенно сти Скандинавию. течение Гольфстрим. Многое в природе течения уже понято. Оно про ходит через Флоридский про лив и течет вначале вдоль во сточного берега Соединенных Штатов. Но около мыса Гатте- рас неожиданно отрывается от берега и устремляется на се веро-восток в открытыіі океан. До сих пор ни одна из теорий Гольфстрима не может дать удовлетворительного объясне ния причин этого отрыва. Внутренние волны в океане... Если вы видите совершенно гладкую, спокойную поверх ность воды, это совсем не зна чит. что п на глубине все спо койно. Там могут «бушевать» настоящие штормы из внутрен них волн. Кавычки здесь по ставлены потому, что эти вол ны очень медленные, их пери оды составляют десятки минут и часы. Однако их амплитуды могут достигать сотен метров. Что такое внутренние волны — в принципе ясно. Мы при- Н р о с с в о р д ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Наука об океанах и моряк. 6. Скелет корпуса корабля. 7. Учреж дение для пересылки писем. 12. Сильный, ча сто штормовой восточный ветер у западных берегов Черного моря. 14. Холодное оружие морского офицера. 15. Условный знак для пе редачи на расстояние сведений, сообщений. 16. Группа совместно буксируемых судов. 17. Нижняя часть ствола хвойного* дерева, име ющая кривизну, используется для изготовле ния шпангоѵіа, 18. Короткое весло, которым гребут без уключины. 19. Небольшой белый флажок, которым указывают речные суда, ка ким бортом они хотят разойтись при встрече или обгоне. 22. Большие гонки на гребных или парусных судах. 24. Водоизмещение ко рабля. 25. Путь, проходимый кораблем за один оборот винта. 26. Крепежная деталь. 27. Четырехланный якорь небольших размеров. 28. Город в Татарской АССР. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Корабельный специ алист. 2. Оптический прибор. 3. Крупнейший порт в Японии, 4. Мягкий трос, которым об- шиаают кромки парусов. 8. Космонавт. 9. Суд но из двух корпусов, 10. Гребец на шлюпке. 11. Один из брусьев форштевня деревянных судов. 13. Прибрежное судоходство. 20. Гим настический снаряд. 21. Химический элемент. 23. Концевой участок плавучего дока. 24. Во еннослужащий. Составил В. УСТЬЯНОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Сафонов. 4. «Та кс». 7. Фата. 11. Баркароле. 12. Андромеда. 14. Канделябр. 15. Ковда. 17. Аркан. 19. Ад- рианопль. 20. Фанза. 23. «Артек». 26. Гал лицизм. 30, Коловорот. 31. Партитура 32 Торс. 33. Нант. 34. Колонок. ОПУБЛИКОВАННЫЙ 15 ОКТЯБРЯ ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Шабалин. 2. Болонья. 5. Аккорд. 6. Сурок. 7. Фурор. 8. Тамбур. 9. Манго. 10. Адыча. 13. Белинский. 15. Калиф. 16. Агава. і7 . Альфа. 18. Новак. 21. Аргон. 22. «Золото». 24. Ростан. 25. Егерь, 26. Гросс. 27. Лаокоон. 28. Иванков. 29. Метан. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-214 «Шонгуй», РТ-320 «Мирный», БМРТ-2639 «Новокуйбышевск», плавбазы «Даурия». ЗАВТРА: РТ-285 «Гриднно», РТ 280 «Ветлѵга», РТ-271 «Жигули», танкера «Фиорд». 24 ОКТЯБРЯ: РТ-266 «Гурзуф», РТ-304 «Мацеста», ППР «Навигатор», СРТ-р-724. выклн наблюдать колебания поверхности воды. Поверхность воды — это граница воды и воздуха, то есть двух сред с. разной плотностью. Но ведь н в глубинах океана находятся слон с разной плотностью. Представьте теперь границу между двумя такими слоями. В покое опаТТгак и поверхность воды, горизонтальная. Но вот какая-то причина заставляет тяжелый слой подняться, выг нуться горбом. Потом под дей ствием силы тяжести он идет вниз, и возмущение распрост раняется во все стороны — это бегут внутренние волны. Как они возникают? Как эти волны взаимодействуют друг с дру гом, с поверхностными волна ми и с турбулентностью в тол ще воды? Где погибает энер гия внутренних волн? Нет co- мления, что в конечном счете волновая энергия переходит в тепло, но не сразу, а превра щаясь вначале в какие-то бо лее мелкомасштабные движе ния. В какие и каким путем? Все это еще предстоит узнать. В последнее время выясни лось. что океан представляет собой в сущности огромных размеров «слоеный пирог». Он весь состоит из очень тонких по сравнению с глубиной океа на почти однородных слоев. Допустим, вы ставите экспери мент н определяете, как изме няется плотность воды с глуби ной. При этом обнаруживается, что хотя она с глубиной, в об щем, возрастает, но очень не равномерно. Она остается по чти постоянной, пока вы нахо дитесь в пределах слоя, н рез ко меняется, когда вы пересе каете границу слоев... Толщи ны таких слоев составляют от десятков сантиметров до десят ков метров. Пока нет однознач ного ответа, нз-за чего возни кает такая слоистая структура. Наконец, загадка строения дна океанов. Изучив его, мы можем лучше понять геологи ческую историю нашей плане ты, уточнить закономерности образования минеральных ре сурсов как под водой, так н на континентах. В последние годы советские ученые участвовали в интересных работах по буре нию дна океанов. При анализе образцов, поднятых нз первых же скважин, выяснилось, что на дне океана не существует осадков более старых, чем при близительно 160 миллионов лет. Куда делись более старые осадки? Ответ дает гипотеза «тектоники» плит, согласно ко торой вся земная кора состоір нз небольшого числа громад ных плит, перемещающихся по отношению друг к другу и не сущих на себе целые континен ты. Из-за этого возникают под водные хребты, подводные впа дины, горы на суше, переме щающиеся по отношению друг к другу континенты. (Окончание следует.) За пушку . . . 3 рубля ш т Ш h ill С РЕДИ МНОГИХ ДРУГИХ ОБЫЧАЕВ, установленных еще Петром I в целях развития и поощрения отечест венного судостроительства и судоходства, существо вал и такой, по которому главные строители военных кораб лей после благополучного спуска на воду построенных ими кораблей получали денежную награду. Но поскольку спуска емые корабли были разных размеров, то выдаваемая награда зависела от количества пушек, которые мог нести на себе вновь построенный корабль. Так, за стопушечный корабль выдавалось триста рублей, а за однопушечную шняку — три рубля. Деньги, предназначенные для поощрения, выдавались только в серебряных рублях, преподносили нх на серебряном блюде, которое тоже поступало в собственность строителя корабля. Но награда на блюдах преподносилась только строителям больших кораблей; всем остальным она выдава лась пря.мо на руки. Редактор А. А. МИРОНОВ. А А Р М И Т Е А і В О Н Ы Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70 89, литературные готрѵдннкн — 63 96 и 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70 89. 7 63 86, 7-7045. «Рыбный Мѵомпп». Индекс 52861. Цепа 1 экз. — 2 кол. Мѵп.ианская областная типография, г. Мурманск. Зак. 8571. ШІ 002:;«). С п р о м ы с л а — в П О Р Т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz