Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.

И Д Е Т С М О Т Р Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т И И С П О Л Ь З О В А Н И Я Ф Л О Т А Лиха беда — начало АПИТЛН был направлен в репс в последний день перед отходом. Старший помощник впервые пошел на судне такого типа, третий по­ мощник тоже, а четвертый толь­ ко 'что окончил мореходкое учи­ лище. Это судоводители. В дру­ гих подразделениях было не лучше. Многие моряки впервые ступили на борт БМРТ «Выш- город» Мурманского тралового флота. Л если учесть, что из членов экипажа две трети были не старше 30 лет, то вывод на­ прашивался сам — в рейсе при­ дется нелегко. Таковы были об­ стоятельства, когда капитан-ди­ ректор Евгений Васильевич Корсаков принимал судно. Правда из порта вместе с -ѵіім вышел в море бывший ка­ питан «Вышгорода» Владимир Прокофьевич Нещаднм. Он об­ ращал внимание на некоторые особенности траулера. Эго очень помогло, но в основном Евге­ ний Васильевич до всего дока­ пывался сам. Хорошо, что поч­ ти все матросы палубной коман­ ды ходили в предыдущий рейс на этом судне. Они и стали ос­ новой всего коллектива. Нан преодолевались трудности В О ВРЕМЯ ПЕРЕХОДА к месту промысла шла большая подготовитель­ ная работа. Молодые моряки изучали приемы и методы тру­ да, знакомились с оборудовани­ ем. Промысел начали с добычи Путассу. Использовали канат­ ный трал, но особого успеха не добились. Времени терять не хо­ телось, а промысловая обста­ новка была хорошей, и поэтому решили перейти на другой трал, и-зготовленный Мурманской фаб­ рикой орудий лова по чертежам . объединения «Запрыба». Он был сконструирован специально для ВМРТ проектов 394, 394 AM н типа «Атлантнк». С тралом вышел такой казус. Поставили его — не работает. Оказывается, на фабрике трал неправильно собрали, в несколь­ ких местах были связаны верх­ няя и нижняя части. Старшему мастеру по добыче М, Ю. Миро­ нову пришлось немало потру­ диться, чтобы обнаружить эти привязки. Он никогда раньше н е видел такого трала. Найти Есе неисправности не удалось. Рядом промышляли суда «Запрыбы». На одном из них находился тралмейстер-настав­ ник. Пригласили его на «Выш- город». Сутки разбирались с тралом. Наконец начали іш ра­ ботать, и уловы имели не мень­ ше. чем у судов типа <-Атлан­ тика. Самое интересное, что этот сотовыіі трал до сих пор в рабо­ чем состоянии. Фактически он был в эксплуатации в течение рейса и тем не менее хорошо сохранился. Это. конечно, за­ слуга палубной команды. Как только появлялось свободное время, тралмейстеры и матро­ сы производили профилактиче­ ский осмотр и ремонт орудий лова. Большое внимание уделя­ лось правильной укладке вае- ров на барабаны, своевременно Знанием и уменьем М НОГО СДЕЛАЛА в рейсе творческая бригада. Она стала объединяющим и направляющим центром новато­ ров корабля. Руководил брига­ дой старший механик тов. Шай­ миев. 13 псе входили специали­ сты всех судовых служб. За рейс было подано 31 рациона­ лизаторское предложение. Основной заботой творческой бригады была рациональная расстановка моряков на рабо­ чих местах. Самые молодые входили в производственную команду, поэтому технологу и рыбмастерам пришлось несколь- дукшт. Производительность МЛРов возросла. 'На левом борту рыбофабрнкн установили бункер - накопитель для сбора шкереной рыбы, а за­ морозка производилась постоян­ но двумя линиями. Выпуск про­ дукции увеличился. В трюмах ящики с рыбой укладывали не по всей высоте, а «шарами» по 7 рядов. За счет этого увеличили загрузку трю­ мов. По предложению молодого специалиста Петра Бобылева пе­ ределали воздушную систему, установив, таким образом, ста­ бильный режим работы главного двигателя. В предыдущем рейсе ХРОНИКА ОДНОГО РЕЙСА делалась наплавка турачек. При переходах с пелагического лова на донный предварительно под­ готавливалась система кабелей, пригодная для работы с любым тралом. Таким образом сократи­ ли время настройки на новый вид орудий добычи рыбы. Свой опыт промысла пелаги­ ческим тралом передавали и другим экипажам. Старший ма­ стер М. 10. Миронов пересажи­ вался па ВМРТ «Лесков», помо­ гал своим коллегам, Казалось бы, работа налади­ лась. И вдруг вышла из строя траловая лебедка. А за се со­ стоянием следили особенно тщательно: электрогруппа регу­ лярно производила чистку и продувку ее сжатым воздухом, потому что из-за вибрации из­ нашивались щетки, угольная пыль забивала все щелн. И вот при очередном спуске пелагического трала произошло короткое замыкание, сгорел якорь преобразователя. При­ шлось ждать, когда доставят на судно новый преобразователь. Устанавливали его своими сила­ ми. За работу взялись не только электрики во главе с электроме­ хаником тов. Порохней, на по­ мощь им пришли специалисты всей машинной команды и ре­ монтной бригады. Но драгоцен­ ное промысловое время было потеряно. В общей сложности на переходы для получения пре­ образователя, установку н цент­ ровку его ушло 10 суток. Не надо думать, что в рейсе были одни неприятности. Позка- луй, только эти два случая — с тралом и лебедкой — немного выбили моряков из колеи. Эки­ паж не намерен был отступать. Промысел продолжали успешно. ко раз переставлять людей, узна­ вать, кто где лучше использует свои возможности. Труднее все­ го было с обслуживанием скоро­ морозильных установок МАР— 8АМ. В конце концов каждому моряку нашлн свое место. Немаловалшую роль сыграла: и экономическая учеба. Об этом позаботился первый помощник кашітана тов. Дорофеев. Моря­ ки узнали, какую продукцию можно вырабатывать на судне, что выгоднее делать, как произ­ водится оплата- труда в трало­ вом флоте. Конечно, выгоднее было выпускать шкереную ры­ бу. На подвахту выходили штур­ маны, механики, мотористы, ма­ шинисты. Работы всем хватало. Творческая бригада помогла и в выпуске продукции. Ежесмен­ но производились замеры тем­ пературы в толще брикетов мо­ роженой рыбы. Опытным путем определили цикличность работы морозильных агрегатов. Это предотвратило переморозку про- на «Вышгороде» Петр был мо­ тористом, а сейчас он четвер­ тый механик: закончил заочно мореходное училище. Много рационализаторских предложений подали и электрик Анатолий Лобков, и механик- наладчик Михаил Сахио. Каж­ дый в силу своих возможно­ стей помогал экипажу. Для пользы дела А ЕСЛИ КТО-ТО не желал работать в полную силу, он тут же попадал в поле зрения «Комсомольского про­ жектора». Секретарь комсомоль­ ской организации третий по­ мощник капнтана Александр Апаршин и коммунист электрик Александр Проказов следили за выпуском сатирических листков и «молний». Критиковать дваж­ ды одних тех же не приходи­ лось. Взять хотя бы такой случай.. Были опоздания на рыбофабрп- ке. Моряки считали, что две—• пять минут не делают погоди. Одна смена уходила раньше, другая приходила позже. Фабри­ ка какое-то время простаивала, В сатирическом листке об этой написали, указывая конкретно случаи опоздания, н просили представить, что случится, если так будут уходить штурманы с мостика. Судно станет неуправ­ ляемым несколько минут, а гто грозит катастрофой, Подейство­ вало. Опозданий больше не было. В «молниях» отмечались пе­ редовики производства, поздрав­ ляли экипаж, когда на 57 суток раньше срока моряки выполни­ ли рейсовое задание, а на 15 — полугодовой план. За пять меся­ цев в своей группе по итогам со­ циалистического соревнования заняли первое место по выпуску продукции и в борьбе за приз Ф. Е. Шамалуева. Это радовало моряков и приумножало их си­ лы. Творческое отношение к делу объединило их. Точный расчет — удачный рейс Р АБОТА на промысле уже подходила к концу, ког­ да капитан получил ука­ зание заняться поиском мойвы. Начали делать контрольные тра­ ления, определять биологиче­ ские свойства рыбы. Концентра­ ции были обнаружены хорошие. Вызванные в этот район суда успешно начали промысел. А БМРТ «Вышгород» встал под разгрузку к плавбазе, чтобы за оставшееся до конца рейса вре­ мя хорошо поработать и с пол­ ным грузом прийти в порт. Экипаж вернулся в Мурманск с большой трудовой победой. Т. ВАСИЛЬЕВСКАЯ, стар­ ший инженер сектора про­ паганды передового опыта ЦПКТБ. Верхнетуломское водохранилище. Шследнне рейсы судов озерных рыбаков. Скоро — на прикол. До будущей весны... Фото Б. Щукина. ПРОБЛЕМЫ ЕЩЕ ОСТАЮТСЯ 3 сентября 1978 года на страницах «Рыбного Мурмана» был опубликован материал рейдовой бригады народных конт­ ролеров «Рыбацкая страда требует: больше согласованности и четкости». Речь шла о досрочном выходе из ремонта судов тралового флота и направлении их на осеннюю мойвенную путину. Дозорные обратили внимание на несогласованность в действиях смежников, участников Договора тринадцати, на отсутствие наглядного показа хода соревнования. Большое место отведено проблеме обеспечения ремонтирующихся су­ дов запасными частями, выделению причалов для проведения швартовных испытаний на полную мощность главных двига­ телей. В редакцию поступили ответы на критические замечания, изложенные в корреспонденци. Так, начальник отдела эксплуатации приемно-тран­ спортного флота и портов Г. А. Климахин сообщил, что в настоящее время проведе­ ние швартовных испытаний на полную мощность осуще- ставляется у трех причалов н у четырех причалов —■ с не­ полной нагрузкой. «По мне­ нию специалистов заинтере­ сованных отделов ВРПО «Севрыба», диспетчерской порта, — пишет ои, — с вве­ дением в эксплуатацию плав- причала в южном районе пор­ та улучшилось положение с проведением швартовных испытаний». Однако, как сообщает се­ кретарь партийной организа­ ции СРЗ-1 А . В. Грак, вновь введенный причал остается недооборудованным. Не под­ ведена линия парового отоп­ ления, нет сварочных аппара­ тов. — Одной нз причин про­ стоя судов в ремонте являет­ ся острый недостаток запас­ ных частей, — пишет в сво­ ем ответе исполняющий обя­ занности начальника механи­ ко-судовой службы тралового Флота Е. В. Терсинскнх. — По существующему положе­ нию заявки на них флот пред­ ставляет в УМТС ВРПО «Севрыба», а транспортно­ складская контора заключает договоры с заводами. Но за­ частую сроки поставки огова­ риваются на третий и четвер­ тый кварталы. По этой при­ чине в конце года на складах ТСК накапливается много запасных частей, которые не­ обходимо реализовать в крат­ чайшие сроки. А это значит, что попадают они не всегда на те суда, которые испыты­ вают в них особую нужду. Например, объединение 1 СЛЕДАМ НАШИХ В Ы С Т У П Л Е Н И И «Мурманская судоверфь» в первом и втором кварталах текущего года не поставило флоту ни одной плунжерной пары для двигателей МАН- 3 05 , а в третьем и четвертом кварталах запланировано по­ ставить их по триста штук. В течение ряда лет, — пи­ шет далее Е. В. Терскнских, — траловый флот испытыва­ ет большие трудности с за­ пасными частями к двига­ телям 6Д50М , установлен­ ным на судах типа «Алтай». Вот примеры выполнения по­ требностей флота на 1978 год. Заявлено 125 втулок распредвала Д 50-01-020Р , выделено только три, из пя­ тидесяти шестерен кониче­ ских 6Д 5 0 33-0 05 — всего одна. В этой же пропорции выделены подшипники опор­ ные и опорно-упорные. Из 1275 штук запрошенных рас­ пылителей форсунок обеща­ но 32 0 , а получить смогли только 130 штук. Остро де­ фицитными являются порш­ ни, поршневые, трапецие- дальные, маслосъемные коль­ ца, турбокомпрессоры. Вот как комментирует соз­ давшееся положение началь­ ник УМТС ВРПО «Севрыба» Н. И. Горбенко: — Потребность в запасных частях, изготовляемых Пен­ зенским дизельным заводом, удовлетворяется на 4 0—45 процентов. На наши ежегод­ ные просьбы об увеличении лимитов на запасные части к дизелям 6Д50М Министерст­ во рыбного хозяйства СССР включило в план Кандалакш­ скому механическому заводу на 1978 год изготовление крышек и гильз рабочего ци­ линдра, втулок верхних голо­ вок шатуна. В связи с дефи­ цитом запасных частей, в ближайшее время в Мини­ стерстве на специальном со­ вещании будет рассматри­ ваться вопрос о выработке основных направлений по улучшению обеспечения су­ дов флота рыбной промыш­ ленности запасными частями и оборудованием. По вопросу организации соревнования между пред- приятикми-смежниками ре­ дакции ответил заместитель начальника, флота по море­ плаванию А . С. Борецкий: — Корреспонденция обсуж­ дена на совещании работни­ ков службы мореплавания, капитанов ремонтирующих­ ся судов и моряков резерва. Критика признана правиль­ ной. Служба мореплавания обязала капитанов ремонти­ рующихся судов заботиться о наглядной агитации, конкрет­ но освещая ход социалисти­ ческого соревнования по До­ говору тринадцати.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz