Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.

К н о в о м у у ч е б н о м у В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА в объединении «Мурманрыбпром» завершена комплектация учебных групп, школ, семина­ ров, кружков марксизма-ленинизма и экономиче­ ского образования, определены учебные програм­ мы, утверждены пропагандистские кадры. В системе партийного образования будут работать 20 теоретических семинаров, 75 школ марксизма- ленинизма, четыре начальные политшколы, к учебе приступят 1385 коммунистов и 369 комсомольцев. В высшем звене партийной учебы в двух теорети­ ческих семинарах руководящие работники флота продолжат изучение курса «Передовой опыт комп­ лексного управления качеством». В четырех теоре­ тических семинарах на больших морозильных трау­ лерах коммунисты, имеющие высшее и среднее спе­ циальное образование, приступят к изучению темы «Марксистско-ленинское учение о пролетарском интернационализме и современность». 14 теорети­ ческих семинаров будут работать по программе «Конституция развитого социализма, проблемы тео­ рии и политики». Во всех школах основ марксизма- ленинизма на судах и в береговых подразделениях слушатели продолжат изучение курса «Конститу­ ция развитого социализма». Слушатели начальных политшкол начнут занятия по одногодичной программе «Конституция развито­ го социализма». Эту же программу будут проходить более полутораста комсомольцев в 47 кружках. В организации экономической учебы в основу бралось постановление ЦК КПСС «О работе пар­ тийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повыше­ нии эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС». В начале сентября издан приказ по объединению № 634 «Об организации экономической учебы в 1978-79 учебном году», которым определены фор­ мы экономической учебы, система контроля и отчет­ ность руководителей предприятий и капитанов су­ дов. В школах коммунистического труда, созданных на каждом большом морозильном траулере, экономи­ ческих школах — на среднетоннажных судах про­ грамма .«Передовой опыт повышения эффективно­ сти и качества» будет тесно увязываться с передо­ вым опытом, накопленным на флоте. Методическому совету по экономическому образованию предложено подготовить и распространить на все суда методиче­ ские рекомендации по изучению собственного пере­ дового опыта. 75 специалистов аппарата управления, не охва­ ченные другими видами учебы, продолжат занятия в народном университете. Для повышения идейно­ теоретического уровня обучения партийное бюро аппарата управления утвердило более опытных про­ пагандистов. 97 членов КПСС и 1154 комсомольца продолжа­ ют обучение в вечерних и заочных высших н сред­ них учебных заведениях. В университет марксизма- ленинизма поступило нынче 29 моряков, а всего там учится 81 представитель объединения. Сеть политической и экономической учебы укомп­ лектована опытными пропагандистскими кадрами. Это в основном коммунисты и только 10 комсомоль­ цев, лишь 25 процентов из них имеют среднее тех­ ническое, а остальные — высшее образование. В сентябре 15 пропагандистов прошли подготовку на десятидневных курсах при областном Доме по­ литического просвещения, 40 пропагандистов приня­ ли участие в работе семинара, организованного ка­ бинетом политического просвещения* объединения к началу учебного года. Большинство пропагандистов в своей работе будут опираться ва личные творче­ ские планы. В помощь пропагандистам, а также для контроля за ходом учебы, обобщения опыта работы создан об­ щефлотский методический совет содействия эконо­ мической учебе под председательством заместителя генерального директора С. А. Липницкого. Предсе­ дателем секции по школам коммунистического тру­ да является инструктор базового комитета М. Н. Ровный. Помощь пропагандистам политической учебы бу­ дет осуществлять методический совет при партии- ном комитете объединения, руководит которым за­ меститель секретаря парткома Д. М. Черевичный. Методические советы работают по планам, со­ ставленным на весь учебный год. Кабинет политического просвещения обеспечил все суда учебной и методической литературой, офор­ мил выставку литературы к началу учебного года, обобщил опыт лучших пропагандистов. На суда, на­ ходящиеся на промысле, разосланы рекомендации к проведению первых занятий. ПЕДАГОГИКА И МОРЕ (Окончание. Нач. на 1 стр.) Каждый «морской учитель», приходя на судно, первым де­ лом знакомится с первым по­ мощником капитана. Вместе они решают, как лучше органи­ зовать занятия, распределить моряков по классам и вахтам. Намечается план воспитатель­ но;'! работы И начинаются заня­ тия. Корабль раскачивает тяже,- лая океанская волна, а в при­ тихшем классе идет контроль­ ная по математике. Заканчива­ ет занятия один класс, приходит другой, потом следующий. И так ежедневно, даже в празд­ ники. А вечером у учителя новые заботы. Каждый день — или лекция, или беседа, или конфе­ ренция, или подготовка с учени­ ками тематической стенгазеты. Виталин Зиновьевич дает учени­ кам всегда интересные задания. Скажем, газета посЕящена электричеству. И вот моряк пе­ релистывает книги, чтобы подго­ товить для этой газеты рассказ о жизни и открытиях Ома или о развитии энергетики в десятой пятилетке. Если газета посвяще­ на какой-либо знаменательной дате, например, Дню Советской Конституции, то все ее матери­ алы будут убедительно, на фак­ тах рассказывать о преимуще­ ствах социалистического обще­ ственного строя, о тех правах, что гарантируются ею. Сколько разных судов прихо­ дится сменить за рейс, и на каж­ дом — сколько учеников, столь­ ко и разных характеров. Далеко не каждый горит желанием учиться. Да и работа нелегкая. Но Виталий Зиновьевич ищет и находит те слова, что уоедят его подопечного в необходимо­ сти среднего образования. А в долгом рейсе бывает «заханд­ рит» кто-то: то ли писем долго нет из дома, то ли работа не ла­ дится, то ли еще что... Виталий Зиновьевич подойдет к нему, позовет в шахматы сыграть, а там,' глядишь, в непринужден­ ном разговоре и успокоит моря­ ка, поддержит... Если молодой парень — то скажет ему по-оте­ чески: «Ну что же. ты так? Ты же взрослый, мужчина!» Если постарше, то разговор — на рав­ ных. Устали моряки в рейсе, дол­ гое объяснение материала не воспринимается. И Виталий Зи­ новьевич устраивает урок-бесе­ ду или дискуссию, вставляя по ходу шутку или веселый рас­ сказ. От^всего его облика веет ка­ кой-то спокойной силой, уверен­ ностью в своей правоте. А в глазах — раздумье. Он внима­ тельно слушает собеседника, очень убедительно и проник­ новенно говорит сам. И, ви­ димо, все это очень располагает к нему людей. Поэтому, навер­ ное, идут к нему моряки всег­ да и по вопросам учебы, и по самым разным житейским воп­ росам. — Встретил я недавно своего ученика, Синцова, — с улыб­ кой рассказывает Виталий Зи­ новьевич. — Такой был лентяй, ничего не хотел делать. При­ шлось немало с ним повозиться. Сейчас в музыкальном училище учится, ■— говорит Виталий Зиновьевич, — Встретил он ме­ ня и говорит: «Сколько я вам, Виталий Зиновьевич, крови по­ портил Вы уж не сердитесь на меня! Спасибо вам!» Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И Виталий Зиновьевич старает­ ся, чтобы все практические и ла­ бораторные работы ученики вы­ полняли своими руками. Поэто­ му всегда с ним в рейсе поход­ ная творческая лаборатория. Проделали опыты — теперь экскурсия по судну: в машин­ ное отделение, в радиорубку, на мостик. И оживает физика... И никто в школе на экзамене по математике или физике не уди­ вится, что у учеников Виталия Зиновьевича стопроцентная яв­ ка и никто из явившихся на эк­ замен не «отмолчится», то есть знания, полученные в рейсе, «уложились» в памяти. А что может быть радостней этого сердцу учителя? За отличную работу Виталий Зиновьевич Портенко был на­ гражден юбилейной Ленинской медалью, а сейчас он представ­ лен к награждению Почетной грамотой областного отдела на­ родного образования. Д ЕНЬ УЧИТЕЛЯ... В этог день шли к нему на суд­ не ребята, чтобы поздра­ вить с праздником, смущаясь, дарили нехитрые подарки. Се­ годняшний день Виталий Зи­ новьевич встретит с семьей. Но на днях новыіі рейс. И снова за­ нятия с учениками, лекции, конференции, работа с комисси­ ей содействия и общественны­ ми консультантами. И снова — без выходных и праздников -— те нелегкие будни, что называ­ ют учебно-воспитательной рабо­ той в море. И. БЕРЕЗЮК. Переписка школьников с промысловиками " 1 МОЙВЕННАЯ ПУТИНА. И здесь на кораблях немало учащихся заочной школы моряков. Фото Б. Щукина. В МАЕ этого года в го­ родской газете «Ок­ тябрь» города Таруса Калужской области была опубликована следующая статья: Нашей дружбе — крепнуть! В ОКТЯБРЕ 1976 ГОДА в райком ВЛКСМ пришло письмо из Мурманска с морозильного рыболовецкого траулера «Таруса». Первый помощник капитана И. Д. Мелихов про­ сил передать это письмо ка­ кому-либо классу, чтобы ре­ бята собрали материал о своем городе — «тезке» ко­ рабля, на котором трудится их экипаж. Этот материал поможет морякам осущест­ вить задуманное, то есть оформить стенд. Ведь един­ ственное, что было им тогда известно, — это то, что на­ ходится наш город в Калуж­ ской области. Райком комсомола передал письмо в нашу школу, а стар­ шая пионервожатая Т. Н. Ге­ расимова предложила тогда ответить на письмо ученикам четвертого «Б» класса. Письмо прочитали в клас­ се. И ребята буквально сра­ зу же загорелись желанием помочь собрать необходимые сведения о своем городе. В течение месяца мы уже име­ ли в наличии первый матери­ ал. Бандероль была отправ­ лена. В ответ получили бла­ годарственную телеграмму, потом письмо. Так завяза­ лась наша переписка с но­ выми, очень интересными друзьями. Реоята с нетерпением жда­ ли писем, а когда они при­ ходили, в классе был настоя­ щий праздник. Каждый мальчишка и каждая девчон­ ка старались собрать как можно больше материала о нашем городе. Это были и книги, и вырезки из газет. Роман Антонов выжег, на­ пример, ка фанере вид трау­ лера «Таруса», Олег Смир­ нов, Андрей Винокуров. Ма­ рина Богучарова, Люда Афо­ нина, Галя Кочанова, Галя Володина, Таня Гайворон- ская принесли из своих биб­ лиотек самые интересные книги для того, чтооы отпра­ вить их славному экипажу. А с траулера, между тем, пришло еще одно письмо. На­ писал его от имени экипажа первый помощник капитана Юрий Григорьевич Юдин. В письме он сообщил ребятам, что 18 марта 1978 года «Та­ руса» закончила очередной рейс. План по выпуску пище­ вой рыбной продукции вы­ полнен на 120 процентов. «Работаем уже в счет нюня 1978 года, — писал Юрий Григорьевич. — По итогам соревнования среди судов на­ шего флота вышли победи­ телями. В честь экипажа поднят красный флаг. Руко­ водство объединения встре­ чало с оркестром в торжест­ венной обстановке». Э ТО СООБЩЕНИЕ привело ребят в не­ описуемый восторг, а когда затем мы прочитали о том, что экипаж выслал нам деньги в сумме 60 рублей для походов, экскурсий или другого интересного меропри­ ятия, ребячьей радости не было конца. Самыми увлекательными были для детей письма, где рассказывалось о том, какой полнокровной, интересной жизнью живет экипаж, как он работает, учится, отдыха­ ет. За последнее время мы получили несколько таких писем. Там же были и фото­ графии. На снимках был за­ печатлен общий вид трауле­ ра «Таруса», зафиксированы обработка рыбы на палубе, рыба-меч, акула и многое другое. Очень понравилась ребятам собака Таруса, кото­ рая тоже является «членом экипажа». Ребята в настоящее время продолжают собирать мате­ риал. ГІа днях отправили еще одно письмо на траулер. Те­ перь ребята, в свою очередь, хотят знать, почему он носит имя нашего города. Р. ЮША, классный ру­ ководитель 5 «Б» класса городской средней шко­ лы. Сейчас эти ребята уже ше­ стиклассники. А на судне, носящем имя их города, есть стенд, оформленный из ма­ териалов, присланных ими. В ближайшее время моряки со­ бираются в гости к своим друзьям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz