Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
К н о в о м у у ч е б н о м у В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА в объединении «Мурманрыбпром» завершена комплектация учебных групп, школ, семина ров, кружков марксизма-ленинизма и экономиче ского образования, определены учебные програм мы, утверждены пропагандистские кадры. В системе партийного образования будут работать 20 теоретических семинаров, 75 школ марксизма- ленинизма, четыре начальные политшколы, к учебе приступят 1385 коммунистов и 369 комсомольцев. В высшем звене партийной учебы в двух теорети ческих семинарах руководящие работники флота продолжат изучение курса «Передовой опыт комп лексного управления качеством». В четырех теоре тических семинарах на больших морозильных трау лерах коммунисты, имеющие высшее и среднее спе циальное образование, приступят к изучению темы «Марксистско-ленинское учение о пролетарском интернационализме и современность». 14 теорети ческих семинаров будут работать по программе «Конституция развитого социализма, проблемы тео рии и политики». Во всех школах основ марксизма- ленинизма на судах и в береговых подразделениях слушатели продолжат изучение курса «Конститу ция развитого социализма». Слушатели начальных политшкол начнут занятия по одногодичной программе «Конституция развито го социализма». Эту же программу будут проходить более полутораста комсомольцев в 47 кружках. В организации экономической учебы в основу бралось постановление ЦК КПСС «О работе пар тийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повыше нии эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС». В начале сентября издан приказ по объединению № 634 «Об организации экономической учебы в 1978-79 учебном году», которым определены фор мы экономической учебы, система контроля и отчет ность руководителей предприятий и капитанов су дов. В школах коммунистического труда, созданных на каждом большом морозильном траулере, экономи ческих школах — на среднетоннажных судах про грамма .«Передовой опыт повышения эффективно сти и качества» будет тесно увязываться с передо вым опытом, накопленным на флоте. Методическому совету по экономическому образованию предложено подготовить и распространить на все суда методиче ские рекомендации по изучению собственного пере дового опыта. 75 специалистов аппарата управления, не охва ченные другими видами учебы, продолжат занятия в народном университете. Для повышения идейно теоретического уровня обучения партийное бюро аппарата управления утвердило более опытных про пагандистов. 97 членов КПСС и 1154 комсомольца продолжа ют обучение в вечерних и заочных высших н сред них учебных заведениях. В университет марксизма- ленинизма поступило нынче 29 моряков, а всего там учится 81 представитель объединения. Сеть политической и экономической учебы укомп лектована опытными пропагандистскими кадрами. Это в основном коммунисты и только 10 комсомоль цев, лишь 25 процентов из них имеют среднее тех ническое, а остальные — высшее образование. В сентябре 15 пропагандистов прошли подготовку на десятидневных курсах при областном Доме по литического просвещения, 40 пропагандистов приня ли участие в работе семинара, организованного ка бинетом политического просвещения* объединения к началу учебного года. Большинство пропагандистов в своей работе будут опираться ва личные творче ские планы. В помощь пропагандистам, а также для контроля за ходом учебы, обобщения опыта работы создан об щефлотский методический совет содействия эконо мической учебе под председательством заместителя генерального директора С. А. Липницкого. Предсе дателем секции по школам коммунистического тру да является инструктор базового комитета М. Н. Ровный. Помощь пропагандистам политической учебы бу дет осуществлять методический совет при партии- ном комитете объединения, руководит которым за меститель секретаря парткома Д. М. Черевичный. Методические советы работают по планам, со ставленным на весь учебный год. Кабинет политического просвещения обеспечил все суда учебной и методической литературой, офор мил выставку литературы к началу учебного года, обобщил опыт лучших пропагандистов. На суда, на ходящиеся на промысле, разосланы рекомендации к проведению первых занятий. ПЕДАГОГИКА И МОРЕ (Окончание. Нач. на 1 стр.) Каждый «морской учитель», приходя на судно, первым де лом знакомится с первым по мощником капитана. Вместе они решают, как лучше органи зовать занятия, распределить моряков по классам и вахтам. Намечается план воспитатель но;'! работы И начинаются заня тия. Корабль раскачивает тяже,- лая океанская волна, а в при тихшем классе идет контроль ная по математике. Заканчива ет занятия один класс, приходит другой, потом следующий. И так ежедневно, даже в празд ники. А вечером у учителя новые заботы. Каждый день — или лекция, или беседа, или конфе ренция, или подготовка с учени ками тематической стенгазеты. Виталин Зиновьевич дает учени кам всегда интересные задания. Скажем, газета посЕящена электричеству. И вот моряк пе релистывает книги, чтобы подго товить для этой газеты рассказ о жизни и открытиях Ома или о развитии энергетики в десятой пятилетке. Если газета посвяще на какой-либо знаменательной дате, например, Дню Советской Конституции, то все ее матери алы будут убедительно, на фак тах рассказывать о преимуще ствах социалистического обще ственного строя, о тех правах, что гарантируются ею. Сколько разных судов прихо дится сменить за рейс, и на каж дом — сколько учеников, столь ко и разных характеров. Далеко не каждый горит желанием учиться. Да и работа нелегкая. Но Виталий Зиновьевич ищет и находит те слова, что уоедят его подопечного в необходимо сти среднего образования. А в долгом рейсе бывает «заханд рит» кто-то: то ли писем долго нет из дома, то ли работа не ла дится, то ли еще что... Виталий Зиновьевич подойдет к нему, позовет в шахматы сыграть, а там,' глядишь, в непринужден ном разговоре и успокоит моря ка, поддержит... Если молодой парень — то скажет ему по-оте чески: «Ну что же. ты так? Ты же взрослый, мужчина!» Если постарше, то разговор — на рав ных. Устали моряки в рейсе, дол гое объяснение материала не воспринимается. И Виталий Зи новьевич устраивает урок-бесе ду или дискуссию, вставляя по ходу шутку или веселый рас сказ. От^всего его облика веет ка кой-то спокойной силой, уверен ностью в своей правоте. А в глазах — раздумье. Он внима тельно слушает собеседника, очень убедительно и проник новенно говорит сам. И, ви димо, все это очень располагает к нему людей. Поэтому, навер ное, идут к нему моряки всег да и по вопросам учебы, и по самым разным житейским воп росам. — Встретил я недавно своего ученика, Синцова, — с улыб кой рассказывает Виталий Зи новьевич. — Такой был лентяй, ничего не хотел делать. При шлось немало с ним повозиться. Сейчас в музыкальном училище учится, ■— говорит Виталий Зиновьевич, — Встретил он ме ня и говорит: «Сколько я вам, Виталий Зиновьевич, крови по портил Вы уж не сердитесь на меня! Спасибо вам!» Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И Виталий Зиновьевич старает ся, чтобы все практические и ла бораторные работы ученики вы полняли своими руками. Поэто му всегда с ним в рейсе поход ная творческая лаборатория. Проделали опыты — теперь экскурсия по судну: в машин ное отделение, в радиорубку, на мостик. И оживает физика... И никто в школе на экзамене по математике или физике не уди вится, что у учеников Виталия Зиновьевича стопроцентная яв ка и никто из явившихся на эк замен не «отмолчится», то есть знания, полученные в рейсе, «уложились» в памяти. А что может быть радостней этого сердцу учителя? За отличную работу Виталий Зиновьевич Портенко был на гражден юбилейной Ленинской медалью, а сейчас он представ лен к награждению Почетной грамотой областного отдела на родного образования. Д ЕНЬ УЧИТЕЛЯ... В этог день шли к нему на суд не ребята, чтобы поздра вить с праздником, смущаясь, дарили нехитрые подарки. Се годняшний день Виталий Зи новьевич встретит с семьей. Но на днях новыіі рейс. И снова за нятия с учениками, лекции, конференции, работа с комисси ей содействия и общественны ми консультантами. И снова — без выходных и праздников -— те нелегкие будни, что называ ют учебно-воспитательной рабо той в море. И. БЕРЕЗЮК. Переписка школьников с промысловиками " 1 МОЙВЕННАЯ ПУТИНА. И здесь на кораблях немало учащихся заочной школы моряков. Фото Б. Щукина. В МАЕ этого года в го родской газете «Ок тябрь» города Таруса Калужской области была опубликована следующая статья: Нашей дружбе — крепнуть! В ОКТЯБРЕ 1976 ГОДА в райком ВЛКСМ пришло письмо из Мурманска с морозильного рыболовецкого траулера «Таруса». Первый помощник капитана И. Д. Мелихов про сил передать это письмо ка кому-либо классу, чтобы ре бята собрали материал о своем городе — «тезке» ко рабля, на котором трудится их экипаж. Этот материал поможет морякам осущест вить задуманное, то есть оформить стенд. Ведь един ственное, что было им тогда известно, — это то, что на ходится наш город в Калуж ской области. Райком комсомола передал письмо в нашу школу, а стар шая пионервожатая Т. Н. Ге расимова предложила тогда ответить на письмо ученикам четвертого «Б» класса. Письмо прочитали в клас се. И ребята буквально сра зу же загорелись желанием помочь собрать необходимые сведения о своем городе. В течение месяца мы уже име ли в наличии первый матери ал. Бандероль была отправ лена. В ответ получили бла годарственную телеграмму, потом письмо. Так завяза лась наша переписка с но выми, очень интересными друзьями. Реоята с нетерпением жда ли писем, а когда они при ходили, в классе был настоя щий праздник. Каждый мальчишка и каждая девчон ка старались собрать как можно больше материала о нашем городе. Это были и книги, и вырезки из газет. Роман Антонов выжег, на пример, ка фанере вид трау лера «Таруса», Олег Смир нов, Андрей Винокуров. Ма рина Богучарова, Люда Афо нина, Галя Кочанова, Галя Володина, Таня Гайворон- ская принесли из своих биб лиотек самые интересные книги для того, чтооы отпра вить их славному экипажу. А с траулера, между тем, пришло еще одно письмо. На писал его от имени экипажа первый помощник капитана Юрий Григорьевич Юдин. В письме он сообщил ребятам, что 18 марта 1978 года «Та руса» закончила очередной рейс. План по выпуску пище вой рыбной продукции вы полнен на 120 процентов. «Работаем уже в счет нюня 1978 года, — писал Юрий Григорьевич. — По итогам соревнования среди судов на шего флота вышли победи телями. В честь экипажа поднят красный флаг. Руко водство объединения встре чало с оркестром в торжест венной обстановке». Э ТО СООБЩЕНИЕ привело ребят в не описуемый восторг, а когда затем мы прочитали о том, что экипаж выслал нам деньги в сумме 60 рублей для походов, экскурсий или другого интересного меропри ятия, ребячьей радости не было конца. Самыми увлекательными были для детей письма, где рассказывалось о том, какой полнокровной, интересной жизнью живет экипаж, как он работает, учится, отдыха ет. За последнее время мы получили несколько таких писем. Там же были и фото графии. На снимках был за печатлен общий вид трауле ра «Таруса», зафиксированы обработка рыбы на палубе, рыба-меч, акула и многое другое. Очень понравилась ребятам собака Таруса, кото рая тоже является «членом экипажа». Ребята в настоящее время продолжают собирать мате риал. ГІа днях отправили еще одно письмо на траулер. Те перь ребята, в свою очередь, хотят знать, почему он носит имя нашего города. Р. ЮША, классный ру ководитель 5 «Б» класса городской средней шко лы. Сейчас эти ребята уже ше стиклассники. А на судне, носящем имя их города, есть стенд, оформленный из ма териалов, присланных ими. В ближайшее время моряки со бираются в гости к своим друзьям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz