Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.

В О ВРЕМЯ командиров­ ки на суда, ведущие лов мойвы в Баренце­ вом море, мне довелось по­ знакомиться с третьим ди­ зельным механиком плавба­ зы «Полярная звезда» Вла­ димиром Никитовичем Разу- ваевым. Какую нагрузку в рейсах несут эти специали­ сты, все моряки хорошо зна­ ют: она не из легких. И тем более было приятно узнать, что выпускник Мур­ манского мореходного учи­ лища имени И. И. Месяцева 1971 года зарекомендовал себя трудолюбивым, знаю­ щим механиком и активным общественником. Коммунист В. Н. Разуваев — агитатор, рационализатор. Он ударник коммунистического труда. Неоднократно поощрялся. Возглавляемая нм вахта не один раз выходила победи­ тельницей в судовом сорев- Г е р о и р ы б а ц н о й с т р а д ы нованни, в том числе и во время осенней мойвеиной пу­ тины. Таких тружеников по праву называют героями ры­ бацкой страды. Сейчас Владимир Никито­ вич направляется админи­ страцией флота на учебу. Можно с уверенностью ска­ зать, что этот моряк, повы­ сив уровень своих знаний, принесет управлению «Сев- рыбхолодфлот» немало поль­ зы. В. ЩУКИН. Фото автора. Заочный лекторий для судоводителей Морское право: ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА ществу возложена обязанность обеспечивать путем надлежа­ щих мер по сохранению биоре­ сурсов и управлению ими такое состояние живых ресурсов в экономической зоне, которое не привело бы к их истощению, в результате чрезмерной эксплу­ атации. В случае необходимо­ сти, говорится в статье, при­ брежное государство и соответ­ ствующие субрегиональные, ре­ гиональные и всемирные орга­ низации сотрудничают для до­ стижения этой цели. Положения данной статьи имеют принципиальное значе­ ние в плане рационального, на­ учно обоснованного промысла не. Статьи 5 8 и 59 предусмат­ ривают, что такие государства имеют право на справедливой основе участвовать в эксплуата­ ции живых ресурсов экономиче­ ских зон прилегающих прибреж­ ных государств, принимая во внимание соответствующие эко­ номические и географические обстоятельства всех заинтересо­ ванных государств. На III Конференции ООН по морскому праву внутриконти- нентальные государства требу­ ют закрепления в будущей кон­ венции четкого положения, да­ ющего право на равной основе с прибрежным государством ве­ сти эксплуатацию живых ре- бои страной, должны соблюдать очередность на право подписа­ ния соглашений. В соответствии с п. 3 ст. 51 право на первоочередность в до­ пуске к излишкам живых ресур­ сов, не выловленных прибреж­ ным государством з экономиче­ ской зоне, имеют другие при­ брежные государства, *в эконо­ мике которых рыболовство играет существенную роль. До­ пуская к излишкам живых ре­ сурсов, прибрежное государство должно учитывать не только значение возобновляемых ресур­ сов соответствующего района для экономики другого заинте­ ресованного прибрежного госу- лекция 8. СОВРЕМЕ ННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА С ЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что признание суверен­ ных нрав прибрежного государства на естественные ре­ сурсы экономической зоны в проекте социалистических стран не означает признания полного суверенитета, как такового, на живые ресурсы зоны. Все после­ дующие положения проекта под­ тверждают этот тезис. В Пересмотренном едином тексте для переговоров особое место отведено правовому режи­ му разработки живых ресурсов экономической зоны. Согласно ст. 4 4 текста прибрежное госу­ дарство в пределах исключи­ тельной экономической зоны имеет суверенные права на р аз­ ведку, сохранение и управление естественными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозо- бновляемымн, находящимися на морском дне, в его недрах и в покрывающих водах. Пределы исключительной экономической .юны не должны превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходной линии, от котороіі *?. меряется ширина территори­ ального моря. В соответствии с п. 1 ст. 50 прибрежное государство опреде­ ляет допустимый улов живых ресурсов в своей исключитель­ ной экономической зоне. Пра­ вильное в основе положение этой статьи, как нам представ­ ляется, требует доработки. Не­ обходимо установить достаточно четкие нормы, гарантирующие сотрудничество прибрежного го­ сударства с международными организациями но вопросам ры­ боловства при определении до­ пустимого улова в экономиче­ ской зоне. В противном случае прибреж­ ное государство может односто­ ронне устанавливать научно не обоснованные пределы допусти­ мого улова, что отрицательно скажется как на экономике за­ интересованных в промысле в экономической зоне иностран­ ных государств, так и на состо­ янии рыбного запаса зоны при­ брежного государства. Биологи­ ческой наукой установлено, что «недолов» так же, как н «пере­ лов», отрицательно влияет на нормальные биологические свя­ зи тех или иных районов -Миро­ вого океана. Прибрежное государство не всегда располагает необходимы­ ми возможностями для проведе­ ния соответствующих дорого­ стоящих научных исследований в целях рационального ведения промысла в своей экономиче­ ской зоне. Объективная необхо­ димость международного со­ трудничества, следовательно, очевидна. Такое сотрудничество, как показывает практика, наи­ более эффективно осуществлять через компетентные междуна­ родные организации по вопро­ сам рыболовства. Кроме того, необходимость сотрудничества диктуется также тем, что грани­ цы экономических зон с точки зрения единства экологических систем носят условный харак­ тер. Деятельность, связанная с эксплуатацией живых ресурсов экономической зоны, таким об­ разом, неизбежно окажет влия­ ние на состояние живых ресур­ сов за ее пределами и наоборот. Сотрудничество будет способ­ ствовать повышению ответствен­ ности не только прибрежных, но и всех других заинтересованных государств в сохранении живых ресурсов моря. В соответствии со ст. 50 на прибрежное государство по су- живых ресурсов Мирового оке­ ана. Рыболовство как в эконо­ мических зонах', так и за их пре­ делами не должно осущест­ вляться бесконтрольно. Прибрежное государство обя­ зано содействовать оптимально­ му использованию живых ре­ сурсов экономической зоны. Этот принцип содержится в ст. 51 Пересмотренного единого текста, которая посвящена специально вопросам использо­ вания живых ресурсов зоны. Особо следует отметить значе­ ние этой статьи для иностранно­ го промысла в экономической 'зоне прибрежных государств. Так, если прибрежное государ­ ство не имеет возможности до­ быть весь допустимый улов, оно путем соглашений и других ме­ роприятий и на условиях, преду­ смотренных конвенцией, обяза­ но предоставлять другим госу­ дарствам доступ к излишкам допустимого улова. Прибрежное государство при этом принима­ ет во внимание все соответству­ ющие факторы: значение жи­ вых ресурсов данного района для экономики заинтересован­ ного прибрежного государства и другие его национальные инте­ ресы, потребности развиваю­ щихся стран субрегиона или ре­ гиона в доЕГыче излишков и не­ обходимость сведения к мини­ муму нарушения в экономике государств, которые обычно ве­ ли промысел в данной зоне или предпринимали значительные усилия по. исследованию и вы­ явлению запасов. Наряду с этим специально должны учитываться права го­ сударств, не имеющих выхода к морю, а также некоторых разви­ вающихся прибрежных госу­ дарств в субрегионе или регио- сурсов экономической зоны. Осуществление таких прав не должно быть связано с наличи­ ем излишка, о котором говорит­ ся в п. 2 ст. 51. Требования внутриконтннен- тальных государств построены на серьезной основе. Если до настоящего времени эти госу­ дарства имели возможность ве­ сти промысел за 12-мильным пределом морских районов, то предстоящее признание в меж­ дународном праве 200-мильных экономических зон ставит эти государства в особо сложные условия в плане использования живых ресурсов Мирового оке­ ана. Не считаться с этим обстоя­ тельством и законными требова­ ниями внутриконтинентальных госул?рств международное сооб­ щество не может. III Конференции ООН по мор­ скому праву, очевидно, предсто­ ит еще выработать соответству­ ющее справедливое решение в отношении данной категории стран. Анализ гл. III («Экономиче­ ская зона») Пересмотренного единого текста показывает, что признание за прибрежным госу­ дарством суверенных прав на живые ресурсы экономической зоны и исключение действия принципа свободы рыболовства в этой части морского простран­ ства сопровождается соответст­ вующими оговорками, направ­ ленными на то. чтобы интересы других государств в отношении живых ресурсов зон не были бы существенно ущемлены. Прибрежные государства, об­ ладая суверенным правом за­ ключать соглашение о рыболов­ стве в экономической зоне с лю- дарства, но и иные его нацио­ нальные интересы. Последняя формулировка име­ ет важное значение, ибо она на­ правлена против возможных по­ пыток тех или иных прибреж­ ных государств оказывать дав­ ление на страны, которые заин­ тересованы в допуске к излиш­ кам рыбных запасов экономиче­ ских зон. Международное сообщество возлагает на прибрежное госу­ дарство обязанность обеспечи­ вать сохранение и рациональное использование рыбных ресур­ сов. Все эго в целом призвано сбалансировать интересы при­ брежных и всех других госу­ дарств в отношении рациональ­ ного и справедливого использо­ вания живых ресурсов экономи­ ческих зон. Установление прибрежными государствами 200-мильных экономических зон повлечет активизацию промысла в райо­ нах открытого моря за предела­ ми зон. Это в свою очередь по­ требует создания новых между­ народных организаций по вопро­ сам рыболовства. В связи с тем, что в пределах экономических зон функции со­ хранения и управления живы­ ми ресурсами перейдут к при­ брежным государствам, дейст­ вующие региональные организа­ ции (ИКНЛФ, НЕАФК, ИКСЕАФ), вероятно, будут ре­ организованы. В. ЦАРЕВ. (Институт государства и пра­ ва Академии наук СССР). AN « С М Е Ж Н И К И , («РЫБНЫЙ МУРМАН» № 103 от 13.1Х. 7 8 г.) Б О Л Ь Ш Е С О Г Л А С О В А Н Н М » ВЫСТУПЛЕНИИ Факты, изложенные в ма­ териалах рейдовой бригады народного контроля «Смеж­ ники, больше согласованно стн», имели место. В грузо­ вых районах проведен допол­ нительный инструктаж е бригадирами портовых ра­ бочих но строгому соблюде­ нию правил техники безопас­ ности нри производстве по­ грузочно-разгрузочных работ. При выгрузке рыбопро­ дукции с судов в вагоны фиксируются еще случаи пе­ ресортицы, но это, как пра­ вило, происходит не по пике порта, а из-за отсутствия се­ парации или некрасочною трафарета на ящиках. Т. ЩЕРБАЕВ , начальник рыбного порта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz