Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
В О ВРЕМЯ командиров ки на суда, ведущие лов мойвы в Баренце вом море, мне довелось по знакомиться с третьим ди зельным механиком плавба зы «Полярная звезда» Вла димиром Никитовичем Разу- ваевым. Какую нагрузку в рейсах несут эти специали сты, все моряки хорошо зна ют: она не из легких. И тем более было приятно узнать, что выпускник Мур манского мореходного учи лища имени И. И. Месяцева 1971 года зарекомендовал себя трудолюбивым, знаю щим механиком и активным общественником. Коммунист В. Н. Разуваев — агитатор, рационализатор. Он ударник коммунистического труда. Неоднократно поощрялся. Возглавляемая нм вахта не один раз выходила победи тельницей в судовом сорев- Г е р о и р ы б а ц н о й с т р а д ы нованни, в том числе и во время осенней мойвеиной пу тины. Таких тружеников по праву называют героями ры бацкой страды. Сейчас Владимир Никито вич направляется админи страцией флота на учебу. Можно с уверенностью ска зать, что этот моряк, повы сив уровень своих знаний, принесет управлению «Сев- рыбхолодфлот» немало поль зы. В. ЩУКИН. Фото автора. Заочный лекторий для судоводителей Морское право: ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА ществу возложена обязанность обеспечивать путем надлежа щих мер по сохранению биоре сурсов и управлению ими такое состояние живых ресурсов в экономической зоне, которое не привело бы к их истощению, в результате чрезмерной эксплу атации. В случае необходимо сти, говорится в статье, при брежное государство и соответ ствующие субрегиональные, ре гиональные и всемирные орга низации сотрудничают для до стижения этой цели. Положения данной статьи имеют принципиальное значе ние в плане рационального, на учно обоснованного промысла не. Статьи 5 8 и 59 предусмат ривают, что такие государства имеют право на справедливой основе участвовать в эксплуата ции живых ресурсов экономиче ских зон прилегающих прибреж ных государств, принимая во внимание соответствующие эко номические и географические обстоятельства всех заинтересо ванных государств. На III Конференции ООН по морскому праву внутриконти- нентальные государства требу ют закрепления в будущей кон венции четкого положения, да ющего право на равной основе с прибрежным государством ве сти эксплуатацию живых ре- бои страной, должны соблюдать очередность на право подписа ния соглашений. В соответствии с п. 3 ст. 51 право на первоочередность в до пуске к излишкам живых ресур сов, не выловленных прибреж ным государством з экономиче ской зоне, имеют другие при брежные государства, *в эконо мике которых рыболовство играет существенную роль. До пуская к излишкам живых ре сурсов, прибрежное государство должно учитывать не только значение возобновляемых ресур сов соответствующего района для экономики другого заинте ресованного прибрежного госу- лекция 8. СОВРЕМЕ ННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОРСКОГО РЫБОЛОВСТВА С ЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что признание суверен ных нрав прибрежного государства на естественные ре сурсы экономической зоны в проекте социалистических стран не означает признания полного суверенитета, как такового, на живые ресурсы зоны. Все после дующие положения проекта под тверждают этот тезис. В Пересмотренном едином тексте для переговоров особое место отведено правовому режи му разработки живых ресурсов экономической зоны. Согласно ст. 4 4 текста прибрежное госу дарство в пределах исключи тельной экономической зоны имеет суверенные права на р аз ведку, сохранение и управление естественными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозо- бновляемымн, находящимися на морском дне, в его недрах и в покрывающих водах. Пределы исключительной экономической .юны не должны превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходной линии, от котороіі *?. меряется ширина территори ального моря. В соответствии с п. 1 ст. 50 прибрежное государство опреде ляет допустимый улов живых ресурсов в своей исключитель ной экономической зоне. Пра вильное в основе положение этой статьи, как нам представ ляется, требует доработки. Не обходимо установить достаточно четкие нормы, гарантирующие сотрудничество прибрежного го сударства с международными организациями но вопросам ры боловства при определении до пустимого улова в экономиче ской зоне. В противном случае прибреж ное государство может односто ронне устанавливать научно не обоснованные пределы допусти мого улова, что отрицательно скажется как на экономике за интересованных в промысле в экономической зоне иностран ных государств, так и на состо янии рыбного запаса зоны при брежного государства. Биологи ческой наукой установлено, что «недолов» так же, как н «пере лов», отрицательно влияет на нормальные биологические свя зи тех или иных районов -Миро вого океана. Прибрежное государство не всегда располагает необходимы ми возможностями для проведе ния соответствующих дорого стоящих научных исследований в целях рационального ведения промысла в своей экономиче ской зоне. Объективная необхо димость международного со трудничества, следовательно, очевидна. Такое сотрудничество, как показывает практика, наи более эффективно осуществлять через компетентные междуна родные организации по вопро сам рыболовства. Кроме того, необходимость сотрудничества диктуется также тем, что грани цы экономических зон с точки зрения единства экологических систем носят условный харак тер. Деятельность, связанная с эксплуатацией живых ресурсов экономической зоны, таким об разом, неизбежно окажет влия ние на состояние живых ресур сов за ее пределами и наоборот. Сотрудничество будет способ ствовать повышению ответствен ности не только прибрежных, но и всех других заинтересованных государств в сохранении живых ресурсов моря. В соответствии со ст. 50 на прибрежное государство по су- живых ресурсов Мирового оке ана. Рыболовство как в эконо мических зонах', так и за их пре делами не должно осущест вляться бесконтрольно. Прибрежное государство обя зано содействовать оптимально му использованию живых ре сурсов экономической зоны. Этот принцип содержится в ст. 51 Пересмотренного единого текста, которая посвящена специально вопросам использо вания живых ресурсов зоны. Особо следует отметить значе ние этой статьи для иностранно го промысла в экономической 'зоне прибрежных государств. Так, если прибрежное государ ство не имеет возможности до быть весь допустимый улов, оно путем соглашений и других ме роприятий и на условиях, преду смотренных конвенцией, обяза но предоставлять другим госу дарствам доступ к излишкам допустимого улова. Прибрежное государство при этом принима ет во внимание все соответству ющие факторы: значение жи вых ресурсов данного района для экономики заинтересован ного прибрежного государства и другие его национальные инте ресы, потребности развиваю щихся стран субрегиона или ре гиона в доЕГыче излишков и не обходимость сведения к мини муму нарушения в экономике государств, которые обычно ве ли промысел в данной зоне или предпринимали значительные усилия по. исследованию и вы явлению запасов. Наряду с этим специально должны учитываться права го сударств, не имеющих выхода к морю, а также некоторых разви вающихся прибрежных госу дарств в субрегионе или регио- сурсов экономической зоны. Осуществление таких прав не должно быть связано с наличи ем излишка, о котором говорит ся в п. 2 ст. 51. Требования внутриконтннен- тальных государств построены на серьезной основе. Если до настоящего времени эти госу дарства имели возможность ве сти промысел за 12-мильным пределом морских районов, то предстоящее признание в меж дународном праве 200-мильных экономических зон ставит эти государства в особо сложные условия в плане использования живых ресурсов Мирового оке ана. Не считаться с этим обстоя тельством и законными требова ниями внутриконтинентальных госул?рств международное сооб щество не может. III Конференции ООН по мор скому праву, очевидно, предсто ит еще выработать соответству ющее справедливое решение в отношении данной категории стран. Анализ гл. III («Экономиче ская зона») Пересмотренного единого текста показывает, что признание за прибрежным госу дарством суверенных прав на живые ресурсы экономической зоны и исключение действия принципа свободы рыболовства в этой части морского простран ства сопровождается соответст вующими оговорками, направ ленными на то. чтобы интересы других государств в отношении живых ресурсов зон не были бы существенно ущемлены. Прибрежные государства, об ладая суверенным правом за ключать соглашение о рыболов стве в экономической зоне с лю- дарства, но и иные его нацио нальные интересы. Последняя формулировка име ет важное значение, ибо она на правлена против возможных по пыток тех или иных прибреж ных государств оказывать дав ление на страны, которые заин тересованы в допуске к излиш кам рыбных запасов экономиче ских зон. Международное сообщество возлагает на прибрежное госу дарство обязанность обеспечи вать сохранение и рациональное использование рыбных ресур сов. Все эго в целом призвано сбалансировать интересы при брежных и всех других госу дарств в отношении рациональ ного и справедливого использо вания живых ресурсов экономи ческих зон. Установление прибрежными государствами 200-мильных экономических зон повлечет активизацию промысла в райо нах открытого моря за предела ми зон. Это в свою очередь по требует создания новых между народных организаций по вопро сам рыболовства. В связи с тем, что в пределах экономических зон функции со хранения и управления живы ми ресурсами перейдут к при брежным государствам, дейст вующие региональные организа ции (ИКНЛФ, НЕАФК, ИКСЕАФ), вероятно, будут ре организованы. В. ЦАРЕВ. (Институт государства и пра ва Академии наук СССР). AN « С М Е Ж Н И К И , («РЫБНЫЙ МУРМАН» № 103 от 13.1Х. 7 8 г.) Б О Л Ь Ш Е С О Г Л А С О В А Н Н М » ВЫСТУПЛЕНИИ Факты, изложенные в ма териалах рейдовой бригады народного контроля «Смеж ники, больше согласованно стн», имели место. В грузо вых районах проведен допол нительный инструктаж е бригадирами портовых ра бочих но строгому соблюде нию правил техники безопас ности нри производстве по грузочно-разгрузочных работ. При выгрузке рыбопро дукции с судов в вагоны фиксируются еще случаи пе ресортицы, но это, как пра вило, происходит не по пике порта, а из-за отсутствия се парации или некрасочною трафарета на ящиках. Т. ЩЕРБАЕВ , начальник рыбного порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz