Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.

ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ О г р о м н ы й р е з е р в повышения эффективно­ сти производства и качества работы, повыше­ ния производительности труда кроется в соз­ дании стабильных коллективов, в сокращении теку­ чести кадров. Кроме того, в сплоченных коллективах успешно осуществляется воспитательная работа среди его членов, повышается профессионально-квалификаци­ онный уровень работников, устанавливаются благо­ приятные взаимоотношения. Уровень текучести кад­ ров на предприятиях рыбной промышленности Се­ верного бассейна еще высок и за последние три го­ да (1975— 1977 гг.) остается в одних и тех же пре­ делах. Поэтому проведение социологического иссле­ дования «Анализ движения и причин текучести кад­ ров» на четырех предприятиях Северного бассейна — в объединении «Мурманрыбпром», Мурманском ордена Ленина морском рыбном порту, на Мурман­ ском рыбообрабатывающем комбинате и Мурман­ ском тарном комбинате было обусловлено прежде івсего его практической значимостью, то есть яви­ лось своеобразным откликом на запросы промышлен- HOCTII. Исследование ставило целью выявить, кто уволь­ няется с этих предприятий и почему, что конкретно заставляет человека искать новое место работы? Процессы текучести кадров на обследованных пред­ приятиях в силу специфики производства имеют свои особенности, но многие черты и тенденции ее общи и характерны для них всех. Поэтому и реко­ мендации по закреплению кадров и стабилизации коллективов, разработанные на основе проведенного исследования, носят как общий характер, так и кон­ кретный для каждого предприятия. Объектом исследований явились не только уволь­ няющиеся, но и работающие и вновь поступившие на эти предприятия работники. Нас интересовало мнение не только тех, кто по­ кидает предприятие, но и отношение работающих к различным сторонам производственной ситуации: что им нравится и что не по душе, по каким моти­ вам они хотели бы (или уже приняли решение) сме­ нить место работы. Этот анализ дал возможность определить объективные факторы сменяемости ра­ бочего состава на обследованных предприятиях. Кроме того, он позволил определить, в каких на­ правлениях нужно проводить дополнительные ис­ следования в области организации производства и труда, условий работы, методов планирования и управления, и т. п. Как известно, трудовая деятельность служит ос­ новным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и влияет на формирование отношения человека к его месту работы. Если предприятие удовлетворяет его запро­ сы, он здесь является в большинстве случаев по­ стоянным работником. В противном случае он пыта­ ется сменить место работы. Таким образом, текучесть кадров является как бы своеобразной формой критики трудящимися тех недостатков в области труда и быта, с которыми им приходится сталкиваться. При исследовании структуры мотивов увольнения «по. собственному желанию» рассматривались все производственные и внепроизводственные факторы, которые вызывают у рабочих неудовлетворенность: плохие условия и организация труда, профессио­ нально-квалификационные условия работы и его О п р и ч и н а х т е к у ч е ст и к а д р о в • оплата, длительность рейсов, жилищно-бытовые ус­ ловия, морально-психологический климат в коллек­ тиве. В беседах-интервью с руководителями предприя­ тий, производственных подразделений, руководите­ лями отделов кадров, общественных организаций высказывалось мнение о том, что основная причина текучести кадров кроется в необеспеченности работ­ ников жильем, низком уровне заработной платы, в неудовлетворяющих условиях труда. В процессе ис­ следования выяснилось, что эти факторы действи­ тельно в значительной степени влияют на процесс текучести кадров. Но наряду с ними существует еще много других, которые зависят от предприятия, а, следовательно, стабилизация коллективов, сокра­ щение излишней текучести зависит от них самих. В частности, анализ изученных факторов и моти­ вов текучести на обследованных предприятиях пока­ зал, что наиболее значимым для увольняющихся яв­ ляется мотив «неудовлетворенность профессиональ­ но-квалификационными условиями труда», который включает в себя неудовлетворенность профессией, специальностью, выбранной работой и т. д. На отношение рабочих к профессии большое вли­ яние оказывает характер выбора профессии. Наи­ большее число отрицательно оценивающих свою профессию среди тех, кто выбрал ее потому, что шюго выбора в. тот период у него не было. Анализ информации об увольняющихся работни­ ках обследованных предприятий выявил картину производственных и социально - демографических характеристик. Прослеживается общая закономер­ ность: наибольшее количество увольнений и в то же время наибольшее количество поступлений на об­ следованные предприятия приходится на возраст­ ную группу 20—25 лет. Например, в общем составе опрошенных в объ­ единении «Мурманрыбпром» доля поступивших ра­ ботников в возрасте 20—25 лет составляла 60 про­ центов, а уволившихся — 40 процентов, на рыбо­ обрабатывающем комбинате доля поступивших этой возрастной группы составляла 45 процентов отве­ тивших и уволившихся — 41 процент соответст­ венно. Возраст 2 0—25 лет — начало самостоятельной трудовой деятельности. Этот период в жизни моло­ дого человека характеризуется тем, что перед ним возникают жизненные проблемы, связанные с окон­ чанием вуза, школы и т. п., со стремлением выбрать свой путь и закрепиться за определенной специаль­ ностью, профессией, местом работы. И от того, на­ сколько правильно выбрана профессия, насколько она соответствует его стремлениям н представлени­ ям, насколько сознательно он подошел к ее выбору, зависит ценность работника, эффективность, произ­ водительность его труда и в то же время его мораль­ ное удовлетворение. К тому же каждый молодой че­ ловек хочет как-то испытать, проверить себя в ка­ ких-то особых условиях. А где же еще это можно сделать, как не на Севере? Достаточно сказать, что более половины устраивающихся работать на рыбо­ промышленные предприятия и рыбопромысловые флота поступают в порядке свободного найма. К примеру, в объединении «Мурманрыбпром» в об­ щем количестве принятых на работу в 1977 году 51 процент рабочих поступили путем свободного найма. Однако незнание условий и специфики рабо­ ты, профессиональная неподготовленность, часто случайный выбор профессии приводят к разочаро­ ванию в выбранном пути. В результате человек пы­ тается сменить производственную обстановку на другую, которая, как ему кажется, для него более приемлема. Особенно остро неудовлетворенность профессий, профессиональная, физическая и психологическая неподготовленность проявляется в экстремальных и морских условиях. Специфика труда, быта, досуга работников рыбопромысловых судов характеризу­ ется длительным пребыванием в море, влиянием погодных условий, продолжительностью рабочего дня. Все эти особенности в сочетании значительно усложняют процессы адаптации к морским усло­ виям. Длительное, многомесячное воздействие морских факторов, конечно же, сказывается на самочувст­ вии,- И часто в первом же рейсе наступает у моло­ дого моряка разочарование в том, что гак манило его в море. Этот первый рейс кажется бесконечно длинным и тяжелым, и возвращается молодой че­ ловек в порт с одной лишь мыслью — уволиться, «уйти на берег». Вероятно, не случайно поэтому особенно значимым для уволившихся моряков при опросе оказался мотив «длительность рейсов» — 35 процентов опрошенных нами моряков указали на эту причину увольнения. ОПРОСЫ ТЕКУЧЕСТИ кадров, стабилизация производственных коллективов, являются ча­ стью сложной и важной социально-экономи­ ческой проблемы — проблемы профориентации и профотбора. В статье «Почему Андрей списался на берег?», опубликованной в газете «Рыбный Мурман» 30 ию­ ня 1978 года, матрос В. Голенко дал правильный ответ на свой же вопрос, поставленный в заголовке, — неподготовленность молодых людей к выбору профессии, неосведомленность о ней, о предприятий, порождают текучесть кадров. Проведенный анализ показал, что в общеобразо­ вательных школах города Мурманска, на рыбопро­ мышленных предприятиях недостаточно уделяют внимания профессиональной ориентации. Нет еще единой системы профориентации, охватывающей школу и предприятие. Молодежь, закончившая об­ щеобразовательные школы Мурманска, не знают о конкретных рабочих профессиях рыбообрабатываю­ щего комбината, тарного комбината, рыбного порта, специальностях на рыбопромысловых флотах. Подбор рабочего места для поступающих моло­ дых людей, которое отвечало бы их способностям, а также учитывало бы его личные данные, — дело очень сложное. К сожалению, пока что структура рабочих мест, на которые направляется молодежь, определяется односторонне — лишь с точки зрения текущих производственных потребностей предприя­ тия. В результате значительная часть поступающих распределяется по профессиям и местам, характе­ ризующимся невысоким престижем н повышенной текучестью кадров. Не имея профессиональной под- (Окончание на 4 стр.). Н О В О Е В О Р Г А Н И З А Ц И И П Р О М Ы С Л А Н И- ДЛЯ КОГО НЕ СЕК­ РЕТ, что промысловый флот испытывает сейчас определенные трудности, свя­ занные с введением рядом госу­ дарств рыболовных экономиче­ ских зон. Лицензионный лов в экономических зонах морских государств мира значительно повысил ответственность капи­ танов, судоводителей, мастеров лова за престиж флага Страны Советов. - Первостепенной задачей руко­ водства флота, естественно, стала точная расстановка судов по районам промысла и их обе­ спечение. В прошлом году бы­ ло принято. решение создать штабы, которые смогли бы опе­ ративно руководить промыслом в определенных районах и в за­ висимости от типа судов. В эти штабы входят флагманские спе­ циалисты: механик-дизелист, рефмеханик, электромеханик, механик по наладке технологи­ ческого оборудования, мастер добычи, радиоспециалист, зна­ ния и опыт которых гарантиру­ ют высокую профессиональную помощь экипажам на промысле. Задача штабов формулируется таким образом: в кратчайшие сроки реализовывать все указа­ ния, идущие из управления флота, контролировать эффек­ тивное ведение промысла, де­ лать все возможное, чтобы су­ да работали без отстающих. Для четкой работы штабов в районах промысла установлена прямая ежедневная радиотеле­ фонная связь между штабами и руководством флота. Организа­ ция штабов, несомненно, дала положительные результаты. В качестве примера могу при­ вести большую работу, которую проделал флагманский технолог В. П. Глазунов. Побывав на многих судах, он помог специа­ листам увеличить выпуск рыб­ ной продукции улучшенного ассортимента. Узнав, что на БМРТ «Невьянск» объедине­ ния «Мурманрыбпром» хорошо поставлена работа по выпуску тушки, В. П. Глазунов пересел на это судно, познакомился с пе­ редовым опытом этого экипажа. Все лучшее из опыта невьян- цев было внедрено на нашем флоте. Значительной была помощь на промысле от флагманских механиков В. А. Ригнна, Е. А. Иванова, В. Т. Чурина. Непла­ новые ремонты, настройка ме­ ханизмов отняли у экипажей значительно меньше времени, чем обычно. Понятно, что флагманские специалисты и раньше выходи­ ли на промысел, но' в составе штабов их работа стала более организованной и целенаправ­ ленной. В июне была введена еще одна «новинка»: в район про­ мысла была направлена груп­ па по обучению моряков пере­ довым методам обработки ры­ бы. Эта группа состояла из опытных матросов-рыбообра- ботчиков, руководил ею техно­ лог Б. А. Шкляревский. Обуче­ ние пришлось гіо душе морякам. Многие капитаны просили на­ править эту группу на свое суд­ но. Сейчас решается вопрос о создании нескольких таких групп. Заметен их вклад в об­ щее дело. В частности, в весен­ нюю мойвенную путину техно­ логическая группа определила успех в выпуске мойвы в двух­ килограммовых брикетах и под­ готовила почву для увеличения их выработки в осеннюю мой­ венную путину. Отрадно отметить, что все крупнотоннажные суда флота, закончившие рейс в Баренцевом море в мае—июле, рапортовали об успешном выполнении и пе­ ревыполнении промысловых заданий. Мне кажется, этот при­ мер говорит о том, что сейчас многое зависит от обеспечения работы промыслового флота. Конечная цель промысла — до­ быча рыбы в прямой зависи­ мости от этого. Не буду останавливаться на подготовке судов и экипажей в порту, об этом и говорится и пишется очень много. Погово­ рим о промысле. Довольно часто можно слы­ шать об опытных и неопытных капитанах, о «везучих» и «неве­ зучих». Доля ' правды в этом, конечно же, есть. Но могу с полной уверенностью сказать, что сейчас трудно ждать удачи от капитана, который не имеет исчерпывающей информации. Стабильность работы целого от­ ряда судов, тем более в зависи­ мости от довольно обширной информации, необходимой для принятия решений, скажем, в выборе района промысла. Эта информация должна поступать от сотрудников ПИНРО, от промразведки, гидрологов и т. д. Сейчас в Баренцевом море работает группа крупнотоннаж­ ных судов тралового флота, много там кораблей и других флотов. В таких условиях гово­ рить, что какой-то капитан зна­ ет «баночки», невозможно. Не это решает исход дела. Ста­ бильность группы может быть достигнута при наличии той информации, о которой я гово­ рил выше. Но вот факты. Два с полови­ ной месяца промысла мы, как говорится, варились в собствен­ ном соку. Один раз, где-то в начале июня, выступил прогно­ зист ПИНРО. Ежедневный от­ чет судов управления «Пром­ разведки» сводился к тому, как в процентном отношении выполнено суточное задание. О лромразведке хочу сказать отдельно. Управление создано для плодотворного поиска рыб­ ных концентраций и передачи данных на промысловые суда. Одним словом, промразведка — это поводырь промыслового флота. Но, спрашивается, как капитаны поисковых судов с полной отдачей могут вести по­ иск рыбы, если с них спраши­ вают план? Интересно узнать, как мощно выполнять производ­ ственные задания по вылову и одновременно вести поиск ры­ бы? Только один ответ: развед­ чики должны работать в группе промысловых судов. Но тогда чем они отличаются от послед­ них? Руководство промыслом, ■ ка­ питаны судов неоднократно ставили перед соответствую­ щими отделами ВРПО «Севры- ба» вопрос о более эффектив­ ной работе промразведки, но «воз и ныне там». Хотелось бы, чтобы вопрос этот разрешился как можно скорее, от этого во многом зависит дальнейшая ра­ бота флотов. Многое делается в траловом флоте по улучшению управле­ ния промыслом, изыскиваются и внедряются новые методы ру­ ководства. Положительный ре­ зультат этих, поисков виден, в частности, в итогах работы на­ шей группы. Много делается, ко еще больше предстоит сделать. Конечно, неприятно слышать по радио или читать в газетах о тех недостатках, которые еще есть, к сожалению, на флоте. Но обиднее всего тогда, когда авторы останавливаются в сво­ их материалах не на главных причинах, мешающих флоту, промысловикам. Возможно, по­ этому взялся я за перо под влиянием еще Свежих воспоми­ наний о промысле, чтобы рас­ сказать, как идет работа там, в море, какой помощи ждут ры­ баки от берега, ученых ПЙНРО, коллектива «Промразведки». В. ОРЛОВ, капитан-флаг­ ман.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz