Рыбный Мурман. 1978 г. Октябрь.
ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ О г р о м н ы й р е з е р в повышения эффективно сти производства и качества работы, повыше ния производительности труда кроется в соз дании стабильных коллективов, в сокращении теку чести кадров. Кроме того, в сплоченных коллективах успешно осуществляется воспитательная работа среди его членов, повышается профессионально-квалификаци онный уровень работников, устанавливаются благо приятные взаимоотношения. Уровень текучести кад ров на предприятиях рыбной промышленности Се верного бассейна еще высок и за последние три го да (1975— 1977 гг.) остается в одних и тех же пре делах. Поэтому проведение социологического иссле дования «Анализ движения и причин текучести кад ров» на четырех предприятиях Северного бассейна — в объединении «Мурманрыбпром», Мурманском ордена Ленина морском рыбном порту, на Мурман ском рыбообрабатывающем комбинате и Мурман ском тарном комбинате было обусловлено прежде івсего его практической значимостью, то есть яви лось своеобразным откликом на запросы промышлен- HOCTII. Исследование ставило целью выявить, кто уволь няется с этих предприятий и почему, что конкретно заставляет человека искать новое место работы? Процессы текучести кадров на обследованных пред приятиях в силу специфики производства имеют свои особенности, но многие черты и тенденции ее общи и характерны для них всех. Поэтому и реко мендации по закреплению кадров и стабилизации коллективов, разработанные на основе проведенного исследования, носят как общий характер, так и кон кретный для каждого предприятия. Объектом исследований явились не только уволь няющиеся, но и работающие и вновь поступившие на эти предприятия работники. Нас интересовало мнение не только тех, кто по кидает предприятие, но и отношение работающих к различным сторонам производственной ситуации: что им нравится и что не по душе, по каким моти вам они хотели бы (или уже приняли решение) сме нить место работы. Этот анализ дал возможность определить объективные факторы сменяемости ра бочего состава на обследованных предприятиях. Кроме того, он позволил определить, в каких на правлениях нужно проводить дополнительные ис следования в области организации производства и труда, условий работы, методов планирования и управления, и т. п. Как известно, трудовая деятельность служит ос новным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и влияет на формирование отношения человека к его месту работы. Если предприятие удовлетворяет его запро сы, он здесь является в большинстве случаев по стоянным работником. В противном случае он пыта ется сменить место работы. Таким образом, текучесть кадров является как бы своеобразной формой критики трудящимися тех недостатков в области труда и быта, с которыми им приходится сталкиваться. При исследовании структуры мотивов увольнения «по. собственному желанию» рассматривались все производственные и внепроизводственные факторы, которые вызывают у рабочих неудовлетворенность: плохие условия и организация труда, профессио нально-квалификационные условия работы и его О п р и ч и н а х т е к у ч е ст и к а д р о в • оплата, длительность рейсов, жилищно-бытовые ус ловия, морально-психологический климат в коллек тиве. В беседах-интервью с руководителями предприя тий, производственных подразделений, руководите лями отделов кадров, общественных организаций высказывалось мнение о том, что основная причина текучести кадров кроется в необеспеченности работ ников жильем, низком уровне заработной платы, в неудовлетворяющих условиях труда. В процессе ис следования выяснилось, что эти факторы действи тельно в значительной степени влияют на процесс текучести кадров. Но наряду с ними существует еще много других, которые зависят от предприятия, а, следовательно, стабилизация коллективов, сокра щение излишней текучести зависит от них самих. В частности, анализ изученных факторов и моти вов текучести на обследованных предприятиях пока зал, что наиболее значимым для увольняющихся яв ляется мотив «неудовлетворенность профессиональ но-квалификационными условиями труда», который включает в себя неудовлетворенность профессией, специальностью, выбранной работой и т. д. На отношение рабочих к профессии большое вли яние оказывает характер выбора профессии. Наи большее число отрицательно оценивающих свою профессию среди тех, кто выбрал ее потому, что шюго выбора в. тот период у него не было. Анализ информации об увольняющихся работни ках обследованных предприятий выявил картину производственных и социально - демографических характеристик. Прослеживается общая закономер ность: наибольшее количество увольнений и в то же время наибольшее количество поступлений на об следованные предприятия приходится на возраст ную группу 20—25 лет. Например, в общем составе опрошенных в объ единении «Мурманрыбпром» доля поступивших ра ботников в возрасте 20—25 лет составляла 60 про центов, а уволившихся — 40 процентов, на рыбо обрабатывающем комбинате доля поступивших этой возрастной группы составляла 45 процентов отве тивших и уволившихся — 41 процент соответст венно. Возраст 2 0—25 лет — начало самостоятельной трудовой деятельности. Этот период в жизни моло дого человека характеризуется тем, что перед ним возникают жизненные проблемы, связанные с окон чанием вуза, школы и т. п., со стремлением выбрать свой путь и закрепиться за определенной специаль ностью, профессией, местом работы. И от того, на сколько правильно выбрана профессия, насколько она соответствует его стремлениям н представлени ям, насколько сознательно он подошел к ее выбору, зависит ценность работника, эффективность, произ водительность его труда и в то же время его мораль ное удовлетворение. К тому же каждый молодой че ловек хочет как-то испытать, проверить себя в ка ких-то особых условиях. А где же еще это можно сделать, как не на Севере? Достаточно сказать, что более половины устраивающихся работать на рыбо промышленные предприятия и рыбопромысловые флота поступают в порядке свободного найма. К примеру, в объединении «Мурманрыбпром» в об щем количестве принятых на работу в 1977 году 51 процент рабочих поступили путем свободного найма. Однако незнание условий и специфики рабо ты, профессиональная неподготовленность, часто случайный выбор профессии приводят к разочаро ванию в выбранном пути. В результате человек пы тается сменить производственную обстановку на другую, которая, как ему кажется, для него более приемлема. Особенно остро неудовлетворенность профессий, профессиональная, физическая и психологическая неподготовленность проявляется в экстремальных и морских условиях. Специфика труда, быта, досуга работников рыбопромысловых судов характеризу ется длительным пребыванием в море, влиянием погодных условий, продолжительностью рабочего дня. Все эти особенности в сочетании значительно усложняют процессы адаптации к морским усло виям. Длительное, многомесячное воздействие морских факторов, конечно же, сказывается на самочувст вии,- И часто в первом же рейсе наступает у моло дого моряка разочарование в том, что гак манило его в море. Этот первый рейс кажется бесконечно длинным и тяжелым, и возвращается молодой че ловек в порт с одной лишь мыслью — уволиться, «уйти на берег». Вероятно, не случайно поэтому особенно значимым для уволившихся моряков при опросе оказался мотив «длительность рейсов» — 35 процентов опрошенных нами моряков указали на эту причину увольнения. ОПРОСЫ ТЕКУЧЕСТИ кадров, стабилизация производственных коллективов, являются ча стью сложной и важной социально-экономи ческой проблемы — проблемы профориентации и профотбора. В статье «Почему Андрей списался на берег?», опубликованной в газете «Рыбный Мурман» 30 ию ня 1978 года, матрос В. Голенко дал правильный ответ на свой же вопрос, поставленный в заголовке, — неподготовленность молодых людей к выбору профессии, неосведомленность о ней, о предприятий, порождают текучесть кадров. Проведенный анализ показал, что в общеобразо вательных школах города Мурманска, на рыбопро мышленных предприятиях недостаточно уделяют внимания профессиональной ориентации. Нет еще единой системы профориентации, охватывающей школу и предприятие. Молодежь, закончившая об щеобразовательные школы Мурманска, не знают о конкретных рабочих профессиях рыбообрабатываю щего комбината, тарного комбината, рыбного порта, специальностях на рыбопромысловых флотах. Подбор рабочего места для поступающих моло дых людей, которое отвечало бы их способностям, а также учитывало бы его личные данные, — дело очень сложное. К сожалению, пока что структура рабочих мест, на которые направляется молодежь, определяется односторонне — лишь с точки зрения текущих производственных потребностей предприя тия. В результате значительная часть поступающих распределяется по профессиям и местам, характе ризующимся невысоким престижем н повышенной текучестью кадров. Не имея профессиональной под- (Окончание на 4 стр.). Н О В О Е В О Р Г А Н И З А Ц И И П Р О М Ы С Л А Н И- ДЛЯ КОГО НЕ СЕК РЕТ, что промысловый флот испытывает сейчас определенные трудности, свя занные с введением рядом госу дарств рыболовных экономиче ских зон. Лицензионный лов в экономических зонах морских государств мира значительно повысил ответственность капи танов, судоводителей, мастеров лова за престиж флага Страны Советов. - Первостепенной задачей руко водства флота, естественно, стала точная расстановка судов по районам промысла и их обе спечение. В прошлом году бы ло принято. решение создать штабы, которые смогли бы опе ративно руководить промыслом в определенных районах и в за висимости от типа судов. В эти штабы входят флагманские спе циалисты: механик-дизелист, рефмеханик, электромеханик, механик по наладке технологи ческого оборудования, мастер добычи, радиоспециалист, зна ния и опыт которых гарантиру ют высокую профессиональную помощь экипажам на промысле. Задача штабов формулируется таким образом: в кратчайшие сроки реализовывать все указа ния, идущие из управления флота, контролировать эффек тивное ведение промысла, де лать все возможное, чтобы су да работали без отстающих. Для четкой работы штабов в районах промысла установлена прямая ежедневная радиотеле фонная связь между штабами и руководством флота. Организа ция штабов, несомненно, дала положительные результаты. В качестве примера могу при вести большую работу, которую проделал флагманский технолог В. П. Глазунов. Побывав на многих судах, он помог специа листам увеличить выпуск рыб ной продукции улучшенного ассортимента. Узнав, что на БМРТ «Невьянск» объедине ния «Мурманрыбпром» хорошо поставлена работа по выпуску тушки, В. П. Глазунов пересел на это судно, познакомился с пе редовым опытом этого экипажа. Все лучшее из опыта невьян- цев было внедрено на нашем флоте. Значительной была помощь на промысле от флагманских механиков В. А. Ригнна, Е. А. Иванова, В. Т. Чурина. Непла новые ремонты, настройка ме ханизмов отняли у экипажей значительно меньше времени, чем обычно. Понятно, что флагманские специалисты и раньше выходи ли на промысел, но' в составе штабов их работа стала более организованной и целенаправ ленной. В июне была введена еще одна «новинка»: в район про мысла была направлена груп па по обучению моряков пере довым методам обработки ры бы. Эта группа состояла из опытных матросов-рыбообра- ботчиков, руководил ею техно лог Б. А. Шкляревский. Обуче ние пришлось гіо душе морякам. Многие капитаны просили на править эту группу на свое суд но. Сейчас решается вопрос о создании нескольких таких групп. Заметен их вклад в об щее дело. В частности, в весен нюю мойвенную путину техно логическая группа определила успех в выпуске мойвы в двух килограммовых брикетах и под готовила почву для увеличения их выработки в осеннюю мой венную путину. Отрадно отметить, что все крупнотоннажные суда флота, закончившие рейс в Баренцевом море в мае—июле, рапортовали об успешном выполнении и пе ревыполнении промысловых заданий. Мне кажется, этот при мер говорит о том, что сейчас многое зависит от обеспечения работы промыслового флота. Конечная цель промысла — до быча рыбы в прямой зависи мости от этого. Не буду останавливаться на подготовке судов и экипажей в порту, об этом и говорится и пишется очень много. Погово рим о промысле. Довольно часто можно слы шать об опытных и неопытных капитанах, о «везучих» и «неве зучих». Доля ' правды в этом, конечно же, есть. Но могу с полной уверенностью сказать, что сейчас трудно ждать удачи от капитана, который не имеет исчерпывающей информации. Стабильность работы целого от ряда судов, тем более в зависи мости от довольно обширной информации, необходимой для принятия решений, скажем, в выборе района промысла. Эта информация должна поступать от сотрудников ПИНРО, от промразведки, гидрологов и т. д. Сейчас в Баренцевом море работает группа крупнотоннаж ных судов тралового флота, много там кораблей и других флотов. В таких условиях гово рить, что какой-то капитан зна ет «баночки», невозможно. Не это решает исход дела. Ста бильность группы может быть достигнута при наличии той информации, о которой я гово рил выше. Но вот факты. Два с полови ной месяца промысла мы, как говорится, варились в собствен ном соку. Один раз, где-то в начале июня, выступил прогно зист ПИНРО. Ежедневный от чет судов управления «Пром разведки» сводился к тому, как в процентном отношении выполнено суточное задание. О лромразведке хочу сказать отдельно. Управление создано для плодотворного поиска рыб ных концентраций и передачи данных на промысловые суда. Одним словом, промразведка — это поводырь промыслового флота. Но, спрашивается, как капитаны поисковых судов с полной отдачей могут вести по иск рыбы, если с них спраши вают план? Интересно узнать, как мощно выполнять производ ственные задания по вылову и одновременно вести поиск ры бы? Только один ответ: развед чики должны работать в группе промысловых судов. Но тогда чем они отличаются от послед них? Руководство промыслом, ■ ка питаны судов неоднократно ставили перед соответствую щими отделами ВРПО «Севры- ба» вопрос о более эффектив ной работе промразведки, но «воз и ныне там». Хотелось бы, чтобы вопрос этот разрешился как можно скорее, от этого во многом зависит дальнейшая ра бота флотов. Многое делается в траловом флоте по улучшению управле ния промыслом, изыскиваются и внедряются новые методы ру ководства. Положительный ре зультат этих, поисков виден, в частности, в итогах работы на шей группы. Много делается, ко еще больше предстоит сделать. Конечно, неприятно слышать по радио или читать в газетах о тех недостатках, которые еще есть, к сожалению, на флоте. Но обиднее всего тогда, когда авторы останавливаются в сво их материалах не на главных причинах, мешающих флоту, промысловикам. Возможно, по этому взялся я за перо под влиянием еще Свежих воспоми наний о промысле, чтобы рас сказать, как идет работа там, в море, какой помощи ждут ры баки от берега, ученых ПЙНРО, коллектива «Промразведки». В. ОРЛОВ, капитан-флаг ман.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz