Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.

ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ производства и качества работы У в е р е н н а я п о с т у п ь э к и п а ж а п л а в б а з ы „ С е в р ы б а “ l l i l l E i l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l i l l f l i l l l t l l i l l C n i M l l i l l t l l t l l l l t t i l l l f l ! ! l l l t t i ! ! ! l l i ! l l ! [ l l i t t l l i i l l l ! l i l [ i ! l l l | [ ! l ! ! l i t l f І І І І І І І І І І І І І І К І П і І І І I. Единый промысловый организм В ОТ уже почти 13 лет не затихают горячие споры среди работников судов и управления «Севрыбхолод- флот». — Старушка «Севрыба» и по­ вседневный рост выпуска рыбо­ продукции? — удивляются од­ ни. — ЦВА и «Севрыба»! — восклицают другие. — Нам нравится вяленая мойва, ■ выработанная севры- бовцамн. — веско заявляют третьи. — Пошлите меня в репс на «Севрыбу»! — просят четвер­ тые. Коллектив плавбазы «Севры­ ба» за счет внедрения новой техники сумел «значительно по­ высить производительность тру­ да. увеличить выпуск пресервов и экспортных партий мороженоіі мойвы», —- отмечается в книге «Идут суда в далекий океан». — Рыба, рыбные товары, — говорит капитан-директор плав- балы «Севрыба» Адольф Пет­ рович Колычев. — это все то, чем мы живем, о чем, в сущно­ сти, ежедневно печемся. . Разу­ меется, в море! Да и не только в море... Рыба не сходит ѵ нас с языка даже когда мы говорим об отпуске или, скажем, о теат­ ре. Странно, не правда ли? — он с хитрецой смотрит на меня. — А между тем ничего здесь странного кет. Все до самого простого ясно и понятно. Ну хотя бы потому, что мы. неуем­ ное племя рыбаков, в первую очередь участвуем в удовлет­ ворении постоянно растущих по­ требностей нашего народа. З а ­ меть, в первую очередь. То- то, брат... Он не докончил. Я его не то­ ропил. Через некоторое время капитан продолжал: — Конечно, наше гигантское движение во времени и прост­ ранстве несет новые машины, механизмы, новую психологию, новые взаимоотношения между людьми, в том числе на су­ дах. новые темпы и ритмы жиз­ ни, за которыми нам не так-то легко угнаться. Но наши корни, наша основа, та почва, из которой мы вырос­ ли, что ли, и соками которой по­ стоянно живем, постоянно пита­ емся, — это земля, берег. То ласковый и манящий, то холод­ ный и волнующийся, но наш. Наш, черт возьми! Родной до боли! Опять же, за нас, — до­ бавляет Адольф Петрович, — Берег для моряка вообще, а для рыбака в особенности — это родник, наш надежный тыл. Для справки. С тех пор, как А. II. Колычев стал капитан-ди­ ректором плавбазы «Севрыба», ни разу не было такого, чтобы коллектив не справился с годо­ вым планом. Об этом свидетель­ ствуют скупые цифры: в 1960 году личный состав задание вы­ полнил на 119,3 процента, в 1969 — на 101 процент, в 1970 — на 117,7 процента. План 1971 года экипажем перекрыт на 9.5 процента, 1972-го — на 3,4 процента, задание 1973 года выполнено на два с поло­ виной месяца раньше срока и т. д. План девятой пятилетки коллектив плавбазы выполнил на 14 месяцев раньше намечен­ ного срока и с высокими эконо­ мическими показателями. ...Около трех часов ночи Адольф Петрович встретился мне в помещении носовой рыбо- фабрпки. — Как тут у пас дела с вы­ работкой пресервов? — вопрос адресован словно бы себе... Бы ­ стрый, цепкий взгляд капитана успевал на ходу заметить, как кандидат в члены КПСС рыбо­ обработчик Е. С, Решецкиіі лов­ ко укладывает рядками, одна к одной, моііву в банки, а проф­ групорг смены Л» 1 Н. П. Гуди­ мов рубит проволоку на куски определенных размеров для упаковки ящиков с готовой про­ дукцией. «А ведь его вахта дав­ но закончилась, — отмечает про себя Адольф Петрович. — Значит, делает заготовку зара­ нее на следующую вахту. Моло­ дец. есть у него хозяйская жил­ ка. Толковыіі парень!» В восемь пятнадцать утра капитан - директор был в дис­ петчерской. Чисто выбритый, бодрый, он проводил очередной радносовет с капитанами про­ мысловых судов. Позднее я уз­ наю от четвертого помощника капитана, что Адольфа Петрови­ ча дважды ночью приглашали капитаны посоветоваться. В 9-00 он ошвартовал очеред­ ной промысловичок под обработ­ ку. На первый взгляд, обычное дело, знакомое каждому в рыб­ ной промышленности. Но преж­ де чем ошвартовать промысло- вичка. необходимо продумать вопросы: куда, в какой бункер и сколько поместится сырья, ка­ кое это сырье по размерному ряду и для какого вида продук­ ции лучше всего подойдет, сколько времени потребуется на обработку промыслового судна? Успеет ли оно за этот период поменять кинофильмы, полу­ чить свежее постельное белье, получить продукты, пополнить запасы питьевой воды, которой, как всегда, не хватает на про­ мысле? Достаточно ли дизель­ ного топлива у промысловичка? Эти и десятки других подобных, весьма важных вопоосов проно­ сятся в голове А. П. Колычева. Вроде бы внешне просто дать на все эти вопросы положитель­ ные ответы. Других ответов лов­ цы и не ждут. Но спросим луч­ ше самого Адольфа Петровича. — А ты как думал? — гово­ рит он. — Конечно, просто. Особенно, если таких промысло- вичков, скажем, десяток или полтора. — смеется. — Короче, работа есть работа. Здесь, в мо­ ре, надо все учитывать, во всем помогать друг другу, быть еди­ ным промысловым организмом. Емкие слова, ничего не ска­ жешь: «единый промысловый организм». Это непосредствен­ ный промысел морепродуктов. Это стратегическая промысло­ вая разведка запасных районов промысла на завтра, в перспек­ тиве. Хлопоты по доставке не­ обходимого снабжения для лов­ цов и отправка готовой продук­ ции в порт. Своевременная о до­ вольно обширная информация ,в различные береговые учрежде­ ния. Ведь ты не просто капитан- директор плавбазы «Севрыба». но еще и руководитель промыс­ ла. Ты отвечаешь буквально за все: за уловы, которые есть се­ годня. которые будут завтра или послезавтра, через десять— пятнадцать дней: за обеспечение безопасного ведения промысла, прежде всего: за всех работни­ ков, находящихся на судах, ба­ зирующихся на «Севрыбу»; за всю армаду промысловых судов, которая состоит из целого ряда отдельных плавучих сооруже­ ний, именуемых СРТ или СРТ-р. ...« Единыіі промысловый ор­ ганизм». На каждом судне есть экипаж, во главе которого стоит капитан. У каждого капитана- ловца свой рабочий почерк, своп профессиональные привычки, своя степень риска. резкости или мягкост-п, свой диапазон на­ стырности при ведении промыс­ ла морепродуктов, наконец, свой расчет и трезвость мышления... Разумеется, это перечисление дает исчерпывающее суждение о всех или почти всех рыболов­ ных качествах капитанов, о том,, как они поступят в той или иной конкретно сложившейся обста­ новке. Ясно одно: у каждого капитана своя манера вести про­ мысел рыбы, добывать у моря право на свою, обоснованную индивидуальность. Коллектив­ ное же ведение промысла требу­ ет от капитанов наибольшей концентрации внимательности и повышенной бдительности при обеспечении безопасного море­ плавания п строгого соблюдения правил хорошей морской прак­ тики. Далеко не каждому руководи­ телю промысла удается постро­ ить работу капитанов своей, группы судов так, чтобы они образовали единый промысло­ вый организм. Причем, чтобы каждый из них не потерял своей обоснованной индивидуально­ сти. Адольф Петрович с этой труднейшей задачей справился успешно. Об этом можно уже говооить уверенно п обоснован­ но. Вот почему «Севрыбу» лег­ ко отличить от других однотип­ ных баз, занимающихся перера­ боткой уловов в Баренцевом мо­ ре. О Б ЭКИПАЖЕ «Севры- бы» говорят как о само­ стоятельном, высоко ор­ ганизованном коллективе, спо­ собном решать любые задачи, правда, в пределах соответству­ ющей компетентности. Ядро, его основу составляют ветераны труда. Например, злектрораднонавпгатор В. С. Зыков на плавбазе работает 8 лет, ремонтный механик- ком­ мунист Г. С. Лопатенко — 10 лет. старший электромеха­ ник Б. Г. йванюк — 6 лет. ма­ трос палубной команды Л. П. Удовиченко — 7 лет. Особые трудности у севры- бозцев — членов электромеха­ нической службы Машины и ме­ ханизмы находятся в эксплуата­ ции уже 12 лет. Большая часть из них требует капитального ре­ монта. Например, компрессоры рефрижераторной установки от­ работали по 3 6—40 тысяч ча­ сов без капитального ремонта. Правила технической эксплуа­ тации требуют производить ка­ питальный ремонт после 27 ты­ сяч часов работы. Грамотная, со знанием дела и большой лю­ бовью к нему построенная орга­ низация обслуживания и прове­ дения планово - предупредитель­ ных осмотроз н ремонтов лич­ ным составом рефрижераторной группы, возглавляемой комму­ нистами старшим и вторым реф- механиками Г. В. Петровым и Л. М. Велоглазовым, позволяли и дальше содержать компрессо­ ры в эксплуатационном состоя­ нии. Такое или почти такое поло­ жение в дизельной группе, где коллектив, руководимый членом КПСС старшим механиком П. Г. Безбородовым, содержит вспо­ могательные дизель - генерато­ ры в постоянном рабочем состо­ янии за счет сознательной и ладной организации проведения моточисток уставших, изношен­ ных двигателей. «Единый промысловый орга­ низм»... Один человек может, устать, иметь плохое или хоро­ шее настроение. Но коллектив рыбаков - добытчиков в любое время года на работе. Днем, но­ чью, зимой, весной, летом, осе­ нью — работа. Именно во вре­ мя работы — творческой, иног­ да не ладящейся, не всегда удачной — он шлифует свое профессиональное мастерство, чтобы с морем говорить на «ты». Именно в этот период каждый представитель «едино­ го промыслового организма» формирует в себе талант добытчика морепродуктов. Другого способа достичь этой цели не существует, пото­ му талант без осознанного трм- да — сырой материал, полуфаб­ рикат, в лучшем случае. М. ЕРМАШОВ, первый но мощник капитана, морской корреспондент. в нем действительно хозяина палубы. Каждая деталь тралового вооружения, каждое приспособление име­ ли свое строго определенное место на палубе, в кла­ довой, на верхней площадке первого трюма. Было это летом 1973 года. БМРТ «Алтай» шел в очередной рейс. Больше половины экипажа не имели о рыбацком труде ни малейшего представле­ ния. Людей необходимо было учить даже самым, казалось бы, обычным вещам — как правильно держать шкерочный нож, как ходить по палубе, где кому стоять и что делать при спуске и подъеме трала. В таких условиях нередко даже выдержан­ ные люди срываются, переходят на упреки в повы­ шенном тоне. У коммуниста Владимира Васильевича Хреникова выдержки хватило до конца рейса Тре­ ска в Баренцевом море ловилась хорошо, трал ра­ ботал на песчаных грунтах, рыбу добывали почти без аварий орудий лова, и старший мастер по добыче после каждого спуска отсылал своих матросов на рыбную фабрику в помощь рыбообработчикам. А сам с помощником оставался на палубе, если к про­ мыслу готовился запасной мешок. Если же все об­ стояло отлично, то и' тралмейстер в клеенчатом фар­ туке появлялся у рыбодела. Довольны Владимиром Васильевичем были все, от капитан - директора Г. М. Голомокзина до матроса-новичка. В 1975 году медицинская комиссия признала Владимира Васильевича Хреникова не пригодным по состоянию здоровья для работы на судах в море, и он перешел в управление озерно-речного рыбо­ ловства объединения «Мурманрыбпром». Было это в январе 1976 года. В В. Хреников в том же. году ездил в составе делегации Мурманской области пе­ ренимать опыт .тюменских рыбаков, а в августе воз­ главил Верхнетуломский . рыбопромысловый уча­ сток. Владимир Васильевич и здесь показывает се­ бя честным человеком, трудолюбивым специалистом, строгим и принципиальным руководителем Он лю­ бит дисциплину и порядок во всем. Таким он был в траловом флоте, таким остается сейчас. -------------------------------------4 ----------------------------:----------- На вопрос: «Где сложнее и тяжелее — в морс или па водохранилище?» — Владимир Васильевич, подумав, ответил: «Тяжело — это когда бывает неразбериха». И это так. Ему приходится все нести на своих плечах: «пробивать» горючее для машин и катеров, заботиться о продовольствии и еетематериалах, о реализации выловленной рыбы, думать о создании на участке ремонтной базы, бороться с браконьера­ ми и следить за ростом выпущенной в озеро Летнее молоди сига. Забот хватает, хлопот еще больше. ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ, ДЕЛА РЫБАЦКИЕ Н А Верхнетуломеком водохранилище добычу щуки, налима, сига осуществляют 20 чело­ век. Вернее, это полностью штат участка. Непосредственно же лов ведут 11 рыбаков. В сей^ тябре, например, .один рыбак должен был выло­ вить 350 килограммов рыбы. В октябре участку бы­ ло запланировано сдать в торговую сеть 3,5 тонны. Это, по словам В. В. Хреникова, напряженное за­ дание. Техникой, сетными материалами участок обеспе­ чен хорошо. Есть в распоряжении рыбаков машина высокой проходимости, вездеходы на гусеничном хо­ ду. В этом году были получены новые мотодоры. В настоящее время на 130 гектарах водной площа­ ди рыбаки участка поставили 15 мереж, которые остаются пока единственным эффективным видом орудий лова. Пробовали на Верхнетуломеком водохранилище и в близлежащих озерах использовать невод, но озе­ ра не пригодны к этому виду орудий промысла. В Тюменской области, в средней полосе и на юге страны невод широко применяется, но там для неводного облова рыбы специально приспособлены водоемы небольших1 размеров, которые очищены - - - - - - - - - 5 ----- - --- от топляка и в которых рыба разводится специаль­ но для этого. На озерах нашей области такой рабо­ той пока почти не занимались. Именно поэтому главным орудием лова по-прежнему остается ме­ режа. На бытовые условия рыбакам Верхнетуломского рыбопромыслового участка обижаться на приходит­ ся. Живут они хоть и вдали от основной базы, по р благоустроенных домиках. Даже самая отдаленная7 бригада, которая ведет лов рыбы за 5 0—60 километ­ ров, обеспечена всем необходимым, с нею поддержи­ вается постоянная радиосвязь. Так как ни к одной из бригад по суше из-за-бо­ лот летом и тем более в осеннее время подойти невозможно, на участке хорошо наладили сообще­ ние водным путем. Например, в дальнюю бригаду .летом ,и осенью два раза в неделю ходит моторная баржа. Она доставляет почту, продукты питания -11- все необходимое, что закажет бригадир. Обратно па ней доставляют на участок охлажденную рыбу. В точно определенное время баржа возвращается, и ев- уже ждет или грузовая- машина, или Специальная, приспособленная для перевозки живой рыбы, если она поступает из близко расположенных бригад. 40 процентов улова на участке реализуют непосред­ ственно в поселке Верхнетуломеком. К управлению «Севрьйсбыт» у старшего мастера В. В. Хреникова претензий никаких нет: стоит только заказать маши­ ну. как она тут же приходит. Чтобы рыбаки в бригадных домиках не скучали в свободное от работы время, на Верхнетуломеком участке есть своя библиотека в 100 книг. Фонд ее раз в два года обновляется. По заказу из бригад книги тут же отправляются, а прочитанные возвра­ щаются на участок. _ ---------------------------------- g ------------------------------------------------------------------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz