Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.
Ва стабильность трудовых коллективов П И ЕРЕДІЮ специалисты, работающие в обла сти изучения трудо вых ресурсов рыбопромысло вых флотов, текучесть кад ров па пнх объясняют не удовлетворенностью моря ков профессией, физической и психологической неподго товленностью их к работе в морских условиях. Фактора ми, влияющими на изменяе мость личного состава фло тов, являются специфика труда, быта, досуга моряков, которые характеризуются длительным пребыванием в море, влиянием погодных условий, продолжительно стью рабочего дня. В заклю чение, как правило, говорят, что совокупность этих факто ров значительно усложняет процесс адаптации людей к морским условиям. С ІІАУКОИ спорить трудно, но все-таки разрешите не согла ситься. На рыбопромысловые суда принимаются мужчины и женщины с восемнадцати летнего возраста на добро вольных началах. Все они проходят специальную медн- требуется н<- менее грех ча сов. Однако в день сдача механизмов подменному гн;и- пажу рабочее время засчи тывается только старшему механику. При такоіі ситуа ции моторист, котельный ма шинист, электрик-, рефмашп- ннст, стремясь скорее сойти на берег, при первом же по явлении специалистов под менного экипажа просто ос тавляют свои рабочие места. Они знают, что это наруше ние <•Устава службы на су дах рыбной промышленности СССР» и Правил эксплуата ции судов флота. И все же идут на это потому, что без законие в учете рабочего времени и отгула выходных дней личным составом судов разрешено ... руководящими документами по флоту. Механик не имеет права скрывать нарушения Устава и в то же время он не может наказать провинившегося, по тому что тот поступил оправ данно: ему день сдачи счи тают выходным днем, и, со ответственно, он должен от дыхать. Вот здесь и назрева ет психологический момент, когда механик знает, что та- Еще раз о наболевшем... цинскую комиссию, которая определяет их физическую и психологическую пригод ность. А вот то, что в море от каждого члена экипажа требуют высокой дисциплини рованности, отличного зна ния своей специальности, со знания того, что от правиль ного исполнения обязанно стей зависят успех работы и безопасность находящихся на судне людей, — все это верно и не требует доказа тельств. О материальной за интересованности моряков также говорить не приходит ся. Заработная плата у плав состава флотов рыбной про мышленности в среднем в полтора — два раза выше, чем у работников равнознач ной квалификации берего вых предприятий. На всех сѵдах, например, нашего Мурманского тралового фло та организовано бесплатное питание моряков, а это су щественно. Часто в сменяемости как судовых команд, так и соста ва флота обвиняют работни ков отдела кадров, Ио стоит ли это делать? Обвинить «кадровиков» проще всего, потомѵ что кадровик, даже занимая должность замести теля начальника флота, при всем желании сохранить ста бильный коллектив на опре деленном судне не сможет этого сделать, если ему не поможет сама же админист рация судна. Но всегда ли она в состоянии помочь0 Ока зывается. не всегда. Приведу всего лишь один пример увольнения работника судового моториста, который вернулся в порт после мно гомесячного плавания. Береговая подменная команда пришла на судно в восемь утра на следующий день по его возвращении. З а нятость членов машинной команды по передаче своего заведования такова: стар ший механик сдает прорабам ремонтные ведомости, у вто рого механика — забота о снабжении, он одновременно определяет работы на пери од стоянки, отвечает за опро бование механизмов. Здесь десятью минутами не обой тись, потому что даже при хоооитей организации труда і ПЛ.. ХОО 5ШЯ кои, скажем, моторист не обладает чувством коллекти визма и взаимной выручки, что он может поэтому под вести в любое время и на любом судне. Моторист, в свою очередь, знает, что ме ханик ему не простит слу чившегося, списывается с ко рабля, уходит на другой, а там происходит то же самое. Наконец, моторист увольня ется из флота гіо собственно му желанию, скрыв истин ные причины увольнения. Флот теряет специалиста, до вольно важного для нормаль ной деятельности коллекти ва судна. Вспомним, что все началось с того, что мотори сту день сдачи судовых ме ханизмов в табель не был засчитан, а был представлен выходным днем и ему, следо вательно, работать в матери альном отношении не было резона. В определенной сте пени он был прав. А МОЙ ВЗГЛЯД, сда ча судна подменному экипажу и прием от него должны отличаться от: лично отлаженной службой по заведованиям — дизель- ной. эл ектромеханической, рефрижераторной. техноло гической. Этого легко будет добиться, если судовым спе циалистам в этот день в та беле будет зафиксировано ра бочее время. А для этого с приходом судна в порт нуж но всячески освобождать старшего механика от мало значительных текущих дел. Именно он должен сносить ясность в потребности судна в запчастях, руководить под чиненными. В связи с этим надо кос нуться практики снабжения кораблей флота запасными частями. Ни для кого не се крет. что в отделе снабже ния подчас нет номенклатур ного справочника по запчас тям по отдельным ти пам судов. А на судне он есть. Становится яс ным. что групповой инженер по запасным частям, имей он хоть семь пядей во лбу. не может учесть потребности флота, а тем более какого- либо сѵдна конкретно. Он «вязнет» в вопросах реализа ции неликвидов, выяснения ассортиментов на складах, в неурядицах планирования. Вот здесь ему и должен ока зать помощь судовой стар ший механик. Но он занима ется изысканием не достав ленных отделом снабжения шплинтов, без которых ко рабль в море выйти не мо жет. А между тем этот воп рос могли бы решить меха ники ниже рангом, и рабо чий день их регламентиро вал бы старший механик, а не работник отдела кадров, учитывающий выходные дни. который далек от настоящих дел на судне. А возьмите судоремонт. Даже междурейсовый. Сколько бывает срывов гра фика, неясностей, кто что должен делать, споров! Спро сите любого механика, что ему больше ио душе — в ремонте стоять или в море ходить, -— и услышите в от вет, что гораздо легче полго да отработать на промысле, чем два месяца пробыть па ремонтирующемся судне. Хо рошо, конечно, когда ремонт ные работы ведет один про раб, с которым установили крепкий деловой контакт. А если кет такого контакта, ес ли прорабы один за другим меняются? Тогда, хоть плачь, не знаешь толком, что эки паж должен ремонтировать своими силами, а что долж ны сделать рабочие судоре монтных заводов, потому что ведомости или сокращаются, или пухнут на глазах от до полнительных работ. А здесь еще и свои снабженцы подво дят. Нередко случается, что администрацией судна начи нает командовать... экспеди тор отдела снабжения. Каза лось бы, механики судна луч ше знают, какие запасные детали требуются им для ус коренного ремонта механиз мов. Но экспедитор, словно «удельный князь», безжало стно и равнодушно отклады вает в сторону лимитные ли сты: этого нет, это не при везу, за этим идите сами. Хуже того, запросы нередко сокращаются на 50 процен тов, не считая, что вдобавок на судно привезут не тот ас сортимент деталей. Поскольку я говорю о ме ханической службе корабля, то здесь я согласен, что не каждый механик способен -спокойно переносить неуря дицы берега. Чего таить, не один уже судовой механик ушей из флота работать на береговые предприятия. Вот о чем надо подумать руко водству флота, когда заходит разговор о текучести кадров. Надо больше внимания уде лять берегу, а в море ныти ков за 21 год своей практики встречать не доводилось. Мо ре есть море, и там наш хлеб. А вот берег... В. ДМИТРИЕВ, второй *механик БМРТ-250 «Пушкин». К СВЕДЕНИЮ МОРЯКОВ1 Объединение «Мурмаигор-І швейбыт» сообщает, что ате-1 лье № 13 (улица Дзержин ского, специализировано на пошиве форменной одеж ды для моряков. Справки но телефону 7-20-23. I С промысла — в поит СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-119 «Кубань», ТР «Пионер Мѵрмана», тан кера «Нефтекамск». ЗАВТРА: РТ-220 «Внл- ково», БМРТ-264 «Град», танкера «Фиорд». ( \ Q ЛЕТ трудится в рыбной промышленности Дмитрии Да- . л Л нилович Перепеченов. главный механик транспортного рефрижератора «Александр Иванов». Этого специалиста, любящего и отлично знающего свое дело, отличает заме чательное постоянство: четырнадцать лет работает он на этом корабле, то есть с момента поднятия на нем Государственного флага СССР. Дмитрий Данилович отмечен высокой правитель ственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени. Фото Б. Щукина. САМЫЙ ДЛИННЫЙ В МИРЕ И ЛЕТ в Японии ведут ся работы по соору жению на глубине 100 м самого длинного в ми ре морского туннеля (53 км), который в 1982 г. должен соединить острова Хонсю и Хоккайдо. Тринадцать паромов пере возят здесь ежегодно 5 мил лионов пассажиров и 6 мил лионов тонн грузов. К 1985 году потребность в транспор те утроится, и суда станут нерентабельны, ведь пример но 80 дией в году они про стаивают из-за непогоды. В основном туннеле будут расположены автомобильные и железнодорожные магист рали (скорость поездов до стигнет 500 км в час). На мечается сооружение газо провода, по нему пойдет газ из Советского Союза. По плану все четыре круп ных острова Японии, состав ляющие архипелаг 2400 к.м длиной, будут объединены магистралями. Самые круп ные острова — Кюсю и Хон сю ѵ;ке соединяют мост, же лезнодорожные и автомо бильный туннели. Перевод с немецкого из журнала «Посейдон » М. КАРНАК. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. А д м и н и с т р а ц и я , п а р т и й н ы й к о м и т е т и к о м и т е т п р о ф с о ю з а М у р м а н с к о г о р ы б н о г о п о р т а с гл у б о к и м п р и с к о р б и е м и з в е щ а ю т о с м е р т и б ы в ш е го к а п и т а н а п о о т н а д з о р а , ч л е н а К П С С с 1 9 4 4 год а, у ч а с т н и к а в е л и ко й О т е ч е с т в е н н о й войны мостового В л а д и м и р а Я к о в л е в и ч а и в ы р а ж а ю т и с к р е н н е е с о б о л е з н о в а н и е родным и б л и з ки м п о к о й н о г о . кэеетг? _ А д м и н и с т р а ц и я . п а р т и й н ы й к о м и т е т и баз ов ы й к о м и т е т п р о ф с о ю з а о б ъ е д и н е н и я « М у р м а н р ы б п р о м » с г л у б о к и м п р и с к о р б и е м из в е щ а ю т о см е р ти в етера н а в о й н ы и т р у д а , к а п и т а н а Ж У Р А В Л Е В А Е з г е н и я И в а н о в и ч а и в ы р а ж а ю т и с к р е н н е е с о б ол е з н о в а н и е род н ы м и б лиз ким п о к о й н о г о . Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62 64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70 89. литературные готрѵлники — 6.3 96 и 70 45. Вызов с городских АТС 7-62-64. 7-70 89. 7 63 86 7-70-45. «Рыбный Мѵоман» Индекс 52861. Ценз 1 эі:з. — 2 коп. Мурманская областная типография г. Мѵомзпск. Зак. 9389. ПИ-05986.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz