Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.

Ва стабильность трудовых коллективов П И ЕРЕДІЮ специалисты, работающие в обла­ сти изучения трудо­ вых ресурсов рыбопромысло­ вых флотов, текучесть кад­ ров па пнх объясняют не­ удовлетворенностью моря­ ков профессией, физической и психологической неподго­ товленностью их к работе в морских условиях. Фактора­ ми, влияющими на изменяе­ мость личного состава фло­ тов, являются специфика труда, быта, досуга моряков, которые характеризуются длительным пребыванием в море, влиянием погодных условий, продолжительно­ стью рабочего дня. В заклю­ чение, как правило, говорят, что совокупность этих факто­ ров значительно усложняет процесс адаптации людей к морским условиям. С ІІАУКОИ спорить трудно, но все-таки разрешите не согла­ ситься. На рыбопромысловые суда принимаются мужчины и женщины с восемнадцати­ летнего возраста на добро­ вольных началах. Все они проходят специальную медн- требуется н<- менее грех ча­ сов. Однако в день сдача механизмов подменному гн;и- пажу рабочее время засчи­ тывается только старшему механику. При такоіі ситуа­ ции моторист, котельный ма­ шинист, электрик-, рефмашп- ннст, стремясь скорее сойти на берег, при первом же по­ явлении специалистов под­ менного экипажа просто ос­ тавляют свои рабочие места. Они знают, что это наруше­ ние <•Устава службы на су­ дах рыбной промышленности СССР» и Правил эксплуата­ ции судов флота. И все же идут на это потому, что без­ законие в учете рабочего времени и отгула выходных дней личным составом судов разрешено ... руководящими документами по флоту. Механик не имеет права скрывать нарушения Устава и в то же время он не может наказать провинившегося, по­ тому что тот поступил оправ­ данно: ему день сдачи счи­ тают выходным днем, и, со­ ответственно, он должен от­ дыхать. Вот здесь и назрева­ ет психологический момент, когда механик знает, что та- Еще раз о наболевшем... цинскую комиссию, которая определяет их физическую и психологическую пригод­ ность. А вот то, что в море от каждого члена экипажа требуют высокой дисциплини­ рованности, отличного зна­ ния своей специальности, со­ знания того, что от правиль­ ного исполнения обязанно­ стей зависят успех работы и безопасность находящихся на судне людей, — все это верно и не требует доказа­ тельств. О материальной за­ интересованности моряков также говорить не приходит­ ся. Заработная плата у плав­ состава флотов рыбной про­ мышленности в среднем в полтора — два раза выше, чем у работников равнознач­ ной квалификации берего­ вых предприятий. На всех сѵдах, например, нашего Мурманского тралового фло­ та организовано бесплатное питание моряков, а это су­ щественно. Часто в сменяемости как судовых команд, так и соста­ ва флота обвиняют работни­ ков отдела кадров, Ио стоит ли это делать? Обвинить «кадровиков» проще всего, потомѵ что кадровик, даже занимая должность замести­ теля начальника флота, при всем желании сохранить ста­ бильный коллектив на опре­ деленном судне не сможет этого сделать, если ему не поможет сама же админист­ рация судна. Но всегда ли она в состоянии помочь0 Ока­ зывается. не всегда. Приведу всего лишь один пример увольнения работника судового моториста, который вернулся в порт после мно­ гомесячного плавания. Береговая подменная команда пришла на судно в восемь утра на следующий день по его возвращении. З а­ нятость членов машинной команды по передаче своего заведования такова: стар­ ший механик сдает прорабам ремонтные ведомости, у вто­ рого механика — забота о снабжении, он одновременно определяет работы на пери­ од стоянки, отвечает за опро­ бование механизмов. Здесь десятью минутами не обой­ тись, потому что даже при хоооитей организации труда і ПЛ.. ХОО 5ШЯ кои, скажем, моторист не обладает чувством коллекти­ визма и взаимной выручки, что он может поэтому под­ вести в любое время и на любом судне. Моторист, в свою очередь, знает, что ме­ ханик ему не простит слу­ чившегося, списывается с ко­ рабля, уходит на другой, а там происходит то же самое. Наконец, моторист увольня­ ется из флота гіо собственно­ му желанию, скрыв истин­ ные причины увольнения. Флот теряет специалиста, до­ вольно важного для нормаль­ ной деятельности коллекти­ ва судна. Вспомним, что все началось с того, что мотори­ сту день сдачи судовых ме­ ханизмов в табель не был засчитан, а был представлен выходным днем и ему, следо­ вательно, работать в матери­ альном отношении не было резона. В определенной сте­ пени он был прав. А МОЙ ВЗГЛЯД, сда­ ча судна подменному экипажу и прием от него должны отличаться от: лично отлаженной службой по заведованиям — дизель- ной. эл ектромеханической, рефрижераторной. техноло­ гической. Этого легко будет добиться, если судовым спе­ циалистам в этот день в та­ беле будет зафиксировано ра­ бочее время. А для этого с приходом судна в порт нуж­ но всячески освобождать старшего механика от мало­ значительных текущих дел. Именно он должен сносить ясность в потребности судна в запчастях, руководить под­ чиненными. В связи с этим надо кос­ нуться практики снабжения кораблей флота запасными частями. Ни для кого не се­ крет. что в отделе снабже­ ния подчас нет номенклатур­ ного справочника по запчас­ тям по отдельным ти­ пам судов. А на судне он есть. Становится яс­ ным. что групповой инженер по запасным частям, имей он хоть семь пядей во лбу. не может учесть потребности флота, а тем более какого- либо сѵдна конкретно. Он «вязнет» в вопросах реализа­ ции неликвидов, выяснения ассортиментов на складах, в неурядицах планирования. Вот здесь ему и должен ока­ зать помощь судовой стар­ ший механик. Но он занима­ ется изысканием не достав­ ленных отделом снабжения шплинтов, без которых ко­ рабль в море выйти не мо­ жет. А между тем этот воп­ рос могли бы решить меха­ ники ниже рангом, и рабо­ чий день их регламентиро­ вал бы старший механик, а не работник отдела кадров, учитывающий выходные дни. который далек от настоящих дел на судне. А возьмите судоремонт. Даже междурейсовый. Сколько бывает срывов гра­ фика, неясностей, кто что должен делать, споров! Спро­ сите любого механика, что ему больше ио душе — в ремонте стоять или в море ходить, -— и услышите в от­ вет, что гораздо легче полго­ да отработать на промысле, чем два месяца пробыть па ремонтирующемся судне. Хо­ рошо, конечно, когда ремонт­ ные работы ведет один про­ раб, с которым установили крепкий деловой контакт. А если кет такого контакта, ес­ ли прорабы один за другим меняются? Тогда, хоть плачь, не знаешь толком, что эки­ паж должен ремонтировать своими силами, а что долж­ ны сделать рабочие судоре­ монтных заводов, потому что ведомости или сокращаются, или пухнут на глазах от до­ полнительных работ. А здесь еще и свои снабженцы подво­ дят. Нередко случается, что администрацией судна начи­ нает командовать... экспеди­ тор отдела снабжения. Каза­ лось бы, механики судна луч­ ше знают, какие запасные детали требуются им для ус­ коренного ремонта механиз­ мов. Но экспедитор, словно «удельный князь», безжало­ стно и равнодушно отклады­ вает в сторону лимитные ли­ сты: этого нет, это не при­ везу, за этим идите сами. Хуже того, запросы нередко сокращаются на 50 процен­ тов, не считая, что вдобавок на судно привезут не тот ас­ сортимент деталей. Поскольку я говорю о ме­ ханической службе корабля, то здесь я согласен, что не каждый механик способен -спокойно переносить неуря­ дицы берега. Чего таить, не один уже судовой механик ушей из флота работать на береговые предприятия. Вот о чем надо подумать руко­ водству флота, когда заходит разговор о текучести кадров. Надо больше внимания уде­ лять берегу, а в море ныти­ ков за 21 год своей практики встречать не доводилось. Мо­ ре есть море, и там наш хлеб. А вот берег... В. ДМИТРИЕВ, второй *механик БМРТ-250 «Пушкин». К СВЕДЕНИЮ МОРЯКОВ1 Объединение «Мурмаигор-І швейбыт» сообщает, что ате-1 лье № 13 (улица Дзержин­ ского, специализировано на пошиве форменной одеж­ ды для моряков. Справки но телефону 7-20-23. I С промысла — в поит СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-119 «Кубань», ТР «Пионер Мѵрмана», тан­ кера «Нефтекамск». ЗАВТРА: РТ-220 «Внл- ково», БМРТ-264 «Град», танкера «Фиорд». ( \ Q ЛЕТ трудится в рыбной промышленности Дмитрии Да- . л Л нилович Перепеченов. главный механик транспортного рефрижератора «Александр Иванов». Этого специалиста, любящего и отлично знающего свое дело, отличает заме­ чательное постоянство: четырнадцать лет работает он на этом корабле, то есть с момента поднятия на нем Государственного флага СССР. Дмитрий Данилович отмечен высокой правитель­ ственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени. Фото Б. Щукина. САМЫЙ ДЛИННЫЙ В МИРЕ И ЛЕТ в Японии ведут­ ся работы по соору­ жению на глубине 100 м самого длинного в ми­ ре морского туннеля (53 км), который в 1982 г. должен соединить острова Хонсю и Хоккайдо. Тринадцать паромов пере­ возят здесь ежегодно 5 мил­ лионов пассажиров и 6 мил­ лионов тонн грузов. К 1985 году потребность в транспор­ те утроится, и суда станут нерентабельны, ведь пример­ но 80 дией в году они про­ стаивают из-за непогоды. В основном туннеле будут расположены автомобильные и железнодорожные магист­ рали (скорость поездов до­ стигнет 500 км в час). На­ мечается сооружение газо­ провода, по нему пойдет газ из Советского Союза. По плану все четыре круп­ ных острова Японии, состав­ ляющие архипелаг 2400 к.м длиной, будут объединены магистралями. Самые круп­ ные острова — Кюсю и Хон­ сю ѵ;ке соединяют мост, же­ лезнодорожные и автомо­ бильный туннели. Перевод с немецкого из журнала «Посейдон » М. КАРНАК. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. А д м и н и с т р а ц и я , п а р т и й ­ н ы й к о м и т е т и к о м и т е т п р о ф с о ю з а М у р м а н с к о г о р ы б н о г о п о р т а с гл у б о к и м п р и с к о р б и е м и з в е щ а ю т о с м е р т и б ы в ш е го к а п и т а н а п о о т н а д з о р а , ч л е н а К П С С с 1 9 4 4 год а, у ч а с т н и к а в е л и ­ ко й О т е ч е с т в е н н о й войны мостового В л а д и м и р а Я к о в л е в и ч а и в ы р а ж а ю т и с к р е н н е е с о ­ б о л е з н о в а н и е родным и б л и з ки м п о к о й н о г о . кэеетг? _ А д м и н и с т р а ц и я . п а р т и й ­ н ы й к о м и т е т и баз ов ы й к о ­ м и т е т п р о ф с о ю з а о б ъ е д и н е ­ н и я « М у р м а н р ы б п р о м » с г л у б о к и м п р и с к о р б и е м из ­ в е щ а ю т о см е р ти в етера н а в о й н ы и т р у д а , к а п и т а н а Ж У Р А В Л Е В А Е з г е н и я И в а н о в и ч а и в ы р а ж а ю т и с к р е н н е е с о ­ б ол е з н о в а н и е род н ы м и б лиз ким п о к о й н о г о . Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62 64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70 89. литературные готрѵлники — 6.3 96 и 70 45. Вызов с городских АТС 7-62-64. 7-70 89. 7 63 86 7-70-45. «Рыбный Мѵоман» Индекс 52861. Ценз 1 эі:з. — 2 коп. Мурманская областная типография г. Мѵомзпск. Зак. 9389. ПИ-05986.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz