Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.
З НАКОМЬТЕСЬ: старшин электромеханик транспортного рефрижератора «Роза Люксембург» Дмитрий Эммануи лович ІІеккер. Этот специалист успешно закончил Мур манское высшее инженерное морское училище имени Ленинско го комсомола, уже три года трудится на этом судне. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе, который избрал его заместителем председателя судового комитета профсоюза. Фа милия Д. Э. Пеккера на Доске почета управления «Севрыб- холодфлот». Фото Б. Гарина. Д Л Я С П Е Ц И А Л И С Т О В И З А О Ч Н И К О В Ш Б научно-технической биб лиотеке ЦПКТ1» есть новые к! [і!!'!г. которые зашіторесуют спсциаллстоз рыбной промыш ленности. Л. К. Ильин. К. С. Иконипков- Цііпулпп. «Практикум по паро вым котлам промысловых су дов». Учебное пособие для спе циалистов. М., «Пищевая про мышленность), 1973. 13 нем из ложены способы расчета сеех основных характеристик и про цессов. имеющих отношсішо к рабочим телам, отдельным эле ментам котлов и :;о всеіі ко тельной установке. И соответ ствии с основным назначением пинги все расчеты изложены как поверочные, позволяющие с той ; ли иной, точки зрения оценить работу і.отла в процес се : ;;с: іуатации. Студентам-заочнинам адресо ван учебник «Судовые холо дильные установки» (авторы [Л. И. Константинов и Л. Г. I Мельниченко. М., <Пищевая промышленность 1978.) В книге использованы результаты новейших исследований, в том числе и оригинальные работы автороз пособия в области уг лубленного изучения физиче ских процессов в судовых холо дильных установках. Сущест венное внимание в учебнике уделено разработанным авто рами методам анализа работы хх лодпльных установок па базе, математического моделирова ния, позволяющим на наѵчной основе решать вопросы опти мального проектирования, мо дернизации и усовершенствова ния ."эксплуатации холодиль ного оборудования флота рыб ной промышленности. Приво димые в учебнике методы ил люстрируются соответствую щими примерами расчетов и со провождаются исооходнмым объемом справочных данных. Актуальные вопросы защиты от коррозии судовых трубопро водов из стали, медных, алю миниевых сплавов н пластмасс рассмотрены в книге «Корро зия и защита судовых трубопро водов» (Л., <Судостроение», 1978). Основное внимание уде лено методам защиты от корро зии трубопроводов нз стали и медных сплавов, технологии на несения и эффективности раз личных видов цинковых покры тий. эмалированию, футерова нию и применению полимерных материалов. Мурманское книжное изда тельство выпустило книгу «Система непрерывного техни ческого обслуживания промыс ловых судов». В настоящей работе рассмат риваются вопросы повышении эффективности использовании рыбопромыслового флота Се верного бассейна за счет внед рения системы непрерывного технического обслуживания (СНТО). Внедрение этой систе мы позволяет увеличить экс плуатационное время судов, снизить затраты па ремонт, улучшить техническое состоя ние флота и на этой основе до биться значительного экономи ческого эффекта. На основе на копления опыта даны рекомен дации по дальнейшему совер шенствованию СНТО. «Судовые установки с двига телями внутреннего сгорания» М., «Судостроение», 1978. Это учебник для вузов. В нем при ведены общие сведения об уст ройстве судовых дизельных ус тановок-, а также их отдельных элементов, дан анализ режимов их работы. Изложена методика выоора тина, мощности главных п вспомогательных механизмов, а также управления дизельной установкой. Описаны .мероприя тия по борьбе с шумом и вибра цией двигателей и методы испы тания установок. Г. П. Фипкель «Прогрессив ные методы докового ремонта судов», М.. «ГІнщевая промыш ленность», 1978. Каждое судно на протяжении всего срока сво ей службы регулярно проходит докованпе. В предлагаемой кни ге освещаются вопросы органи зации и механизации доковых работ и создания микроклима та в доках применительно к ус ловиям завода, ремонтирующего суда рыбноіі промышленности. Систематизирован материал ::п механизации очистки подводной част» судов, демонтажных и монтажных пабот по вппто-ру- левому комплексу, корпусных и других доковых работ. Рассмот рены соврсменные требован;: я к степени очистки корпусов и вопросы контроля очистных ‘за бот. Работниками. занимающи мися перевозкой, хранение и и реализацией живой рыбы, мо жет быть пснолыовапа новая книга В. В. Шевченко «Хране ние и транспортирование живой рыбы», выпущенная издатель ством «•Экономика». Книга зна комит читателя с влиянием от дельных факторов среды па со стояние рыбы, а также наибо лее рациональными способами перевозки и хранения. Даются практические рекомендации но условиям п срокам храпения различных видов рыб. Эти книги можно получить в научно-технической библпот оке ЦПКТБ. Ф. ЛУКЬЯНОВА, старший библиограф. Заочный лекторий д ля судо в одител ей М о р с к о е п р а в о : ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА интенсификация рыбного про мысла, то в настоящее время очень важное значение приоб ретает разумное, рациональное использование живых морских объектов. Хищнический или просто неосмотрительный про мысел, особенно с развитием техники и ростом загрязнения ..морей и океанов, может небла гоприятно сказаться на продук тивности Мирового океана и даже подорвать ее необратимо. Осваивая новые районы про мысла. необходимо постоянно проявлять заботу о том, чтобы дары океана были не только нашим достоянием, но и достоя нием последующих поколений. жеиность оереговои лишш страны — свыше GO тысяч км., а с учетом островов — почти ПО тысяч. Флот СССР в на стоящее время играет значи тельную роль в мировом судо ходстве. СССР занимает пер вое место в мнре по числу экс педиционных рыболовных су дов и второе по добыче рыбных ресурсов. Основное направле ние народного хозяйства страны на 1976— 1980 гг. предопреде ляют расширение советских ис следований сырьевой базы рыбного промысла в Мировом океане, дальнейшее увеличение производства рыбной продук ции. Как известно, одной из глав ных проблем, стоящих па по вестке дня Ш конференции ООН по морскому праву, яв ляется разработка правового режима исследований и экс плуатации морских естествен ных богатств, отвечающего ин тересам всех государств, как прибрежных, так и внутрикон- тинентальных, как промышлен но развитых, так и развиваю щихся. Один из возможных путей решения этой проблемы страны—участницы конферен ции видят в принятии концеп ции экономической зоны. Сущ ность концепции экономиче ской зоны, предложенной ш и >ия 9- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЯВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ М и р о в о й о к е а н играет большую роль в жизни человечества. Велико значение океана как водной ар терии, связывающей все кон тиненты и позволяющей исполь зовать . самый дешевый вид транспорта — морской флот. В последние годы возраста ет роль океана как крупного источника добычи нефти, газа, железа и других минеральных ресурсов континентального шельфа и океанического дна. Кроме того, Мировой океан с его исключительным разнооб разием флоры и фауны и по тенциальными возможностями их искусственного воспроиз водства может соперничать с сельским хозяйством но произ водству пищевых продуктов. Освоение и рациональное ис пользование ресурсов Миро вого океана для производства пищевых продуктов приобрело в настоящее время важное зна чение для всего человечества. Рыба, как продукт питания, по содержанию жира, белка не уступает мясу теплокровных животных. Достаточно сказать, что че ловечество получает почти 200 тысяч тонн морепродуктов ежедневно и 70 млн. тонн в год. Однако нельзя не отме тить, что чрезмерная интенси фикация рыболовства может привести к нежелательным по следствиям. Качественный и количественный рост промыс лового усилия может отрица тельно сказаться на сырье вых запасах Мирового океана. Как известно, за период после второй мировой войны мировая добыча объектов водного про мысла увеличилась более, чем в 3 раза. Особенно быстро вы росли уловы в последние 10 лет. В результате в ряде районов Мирового океана, где традици онно велся промысел живых ре сурсов, степень их эксплуата ции резко возросла и даже пре взошла допустимый предел. По скольку резко увеличивается В этой связи все большее значение приобретает между народное сотрудничество в об ласти использования богатств Мирового океана. Не последнее .место в ходе разработки новых форм сотрудничества, госу дарств но исследованиям н ра циональному использованию, естественных, в первую очередь, живых ресурсов Мирового океана занимают правовые про блемы. Они стоят на повест ке дня не только двусторонних и региональных встреч. Разра ботка правового режима всех морских пространств является задачей самого представитель ного и длительного междуна родного форума нашего време ни — III конференции OQI1 по морскому праву. Ведущую роль в разработке нового меж дународно-правового режима Мирового океана играет СССР. СССР обладает одним из самых больших в мире конти нентальных шельфов. Протя- Это. несомненно, предопреде лило особую заинтересован ность СССР в международном сотрудничестве по рациональ ному исследованию и эксплуа тации ресурсов и пространств Мирового океана на благо всех государств и народов. Такой подход к проблемам Мирового океана был четко сформули рован и закреплен в программе мира, изложенной Л. II. Бреж невым на XXIV съезде КПСС и развитой на XXV съезде КПСС: «... наша страна готова участвовать совместно с други ми заинтересованными государ ствами в решении таких про блем, как сохранение природной среды, освоение энергетиче ских и других природных ре сурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и лик видация наиболее опасных и распространенных заболева нии. исследование и освоение космоса и Мирового океана». С этих же позиций выступает СССР и па )Н конференции ООН по морско.мѵ правѵ. развивающимися странами, со стоит в том, что в этой зоне, простирающейся на расстоя ние 200 морских миль, при брежные государства должны обладать суверенными права ми в целях исследования и ис пользования всех живых и ми неральных ресурсов, находя щихся в толще воды, на мор ском дне и в его недрах. Кроме тою, в соответствии с концепцией, предусматрива ется наделить прибрежные го сударства правом регулирова ния любых научных исследо ваний в зонах, правом преду преждения загрязнения и борь бы с ним, при условии, что осу ществление этих прав не долж но затрагивать или нарушать свободу судоходства и про кладки подводных кабелей и трубопроводов, а также свободу полетов в воздушном простран стве над этими зонами. Т. ЛЕБЕДЕВА. Т. СПИВА КОВА (Институт государст ва и права Академии наук СССР; ЦНИИТЭИРХ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz