Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.

З НАКОМЬТЕСЬ: старшин электромеханик транспортного рефрижератора «Роза Люксембург» Дмитрий Эммануи­ лович ІІеккер. Этот специалист успешно закончил Мур­ манское высшее инженерное морское училище имени Ленинско­ го комсомола, уже три года трудится на этом судне. Пользуется заслуженным авторитетом в коллективе, который избрал его заместителем председателя судового комитета профсоюза. Фа­ милия Д. Э. Пеккера на Доске почета управления «Севрыб- холодфлот». Фото Б. Гарина. Д Л Я С П Е Ц И А Л И С Т О В И З А О Ч Н И К О В Ш Б научно-технической биб­ лиотеке ЦПКТ1» есть новые к! [і!!'!г. которые зашіторесуют спсциаллстоз рыбной промыш­ ленности. Л. К. Ильин. К. С. Иконипков- Цііпулпп. «Практикум по паро­ вым котлам промысловых су­ дов». Учебное пособие для спе­ циалистов. М., «Пищевая про­ мышленность), 1973. 13 нем из­ ложены способы расчета сеех основных характеристик и про­ цессов. имеющих отношсішо к рабочим телам, отдельным эле­ ментам котлов и :;о всеіі ко­ тельной установке. И соответ­ ствии с основным назначением пинги все расчеты изложены как поверочные, позволяющие с той ; ли иной, точки зрения оценить работу і.отла в процес­ се : ;;с: іуатации. Студентам-заочнинам адресо­ ван учебник «Судовые холо­ дильные установки» (авторы [Л. И. Константинов и Л. Г. I Мельниченко. М., <Пищевая промышленность 1978.) В книге использованы результаты новейших исследований, в том числе и оригинальные работы автороз пособия в области уг­ лубленного изучения физиче­ ских процессов в судовых холо­ дильных установках. Сущест­ венное внимание в учебнике уделено разработанным авто­ рами методам анализа работы хх лодпльных установок па базе, математического моделирова­ ния, позволяющим на наѵчной основе решать вопросы опти­ мального проектирования, мо­ дернизации и усовершенствова­ ния ."эксплуатации холодиль­ ного оборудования флота рыб­ ной промышленности. Приво­ димые в учебнике методы ил­ люстрируются соответствую­ щими примерами расчетов и со­ провождаются исооходнмым объемом справочных данных. Актуальные вопросы защиты от коррозии судовых трубопро­ водов из стали, медных, алю­ миниевых сплавов н пластмасс рассмотрены в книге «Корро­ зия и защита судовых трубопро­ водов» (Л., <Судостроение», 1978). Основное внимание уде­ лено методам защиты от корро­ зии трубопроводов нз стали и медных сплавов, технологии на­ несения и эффективности раз­ личных видов цинковых покры­ тий. эмалированию, футерова­ нию и применению полимерных материалов. Мурманское книжное изда­ тельство выпустило книгу «Система непрерывного техни­ ческого обслуживания промыс­ ловых судов». В настоящей работе рассмат­ риваются вопросы повышении эффективности использовании рыбопромыслового флота Се­ верного бассейна за счет внед­ рения системы непрерывного технического обслуживания (СНТО). Внедрение этой систе­ мы позволяет увеличить экс­ плуатационное время судов, снизить затраты па ремонт, улучшить техническое состоя­ ние флота и на этой основе до­ биться значительного экономи­ ческого эффекта. На основе на­ копления опыта даны рекомен­ дации по дальнейшему совер­ шенствованию СНТО. «Судовые установки с двига­ телями внутреннего сгорания» М., «Судостроение», 1978. Это учебник для вузов. В нем при­ ведены общие сведения об уст­ ройстве судовых дизельных ус­ тановок-, а также их отдельных элементов, дан анализ режимов их работы. Изложена методика выоора тина, мощности главных п вспомогательных механизмов, а также управления дизельной установкой. Описаны .мероприя­ тия по борьбе с шумом и вибра­ цией двигателей и методы испы­ тания установок. Г. П. Фипкель «Прогрессив­ ные методы докового ремонта судов», М.. «ГІнщевая промыш­ ленность», 1978. Каждое судно на протяжении всего срока сво­ ей службы регулярно проходит докованпе. В предлагаемой кни­ ге освещаются вопросы органи­ зации и механизации доковых работ и создания микроклима­ та в доках применительно к ус­ ловиям завода, ремонтирующего суда рыбноіі промышленности. Систематизирован материал ::п механизации очистки подводной част» судов, демонтажных и монтажных пабот по вппто-ру- левому комплексу, корпусных и других доковых работ. Рассмот­ рены соврсменные требован;: я к степени очистки корпусов и вопросы контроля очистных ‘за­ бот. Работниками. занимающи­ мися перевозкой, хранение и и реализацией живой рыбы, мо­ жет быть пснолыовапа новая книга В. В. Шевченко «Хране­ ние и транспортирование живой рыбы», выпущенная издатель­ ством «•Экономика». Книга зна­ комит читателя с влиянием от­ дельных факторов среды па со­ стояние рыбы, а также наибо­ лее рациональными способами перевозки и хранения. Даются практические рекомендации но условиям п срокам храпения различных видов рыб. Эти книги можно получить в научно-технической библпот оке ЦПКТБ. Ф. ЛУКЬЯНОВА, старший библиограф. Заочный лекторий д ля судо в одител ей М о р с к о е п р а в о : ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА интенсификация рыбного про­ мысла, то в настоящее время очень важное значение приоб­ ретает разумное, рациональное использование живых морских объектов. Хищнический или просто неосмотрительный про­ мысел, особенно с развитием техники и ростом загрязнения ..морей и океанов, может небла­ гоприятно сказаться на продук­ тивности Мирового океана и даже подорвать ее необратимо. Осваивая новые районы про­ мысла. необходимо постоянно проявлять заботу о том, чтобы дары океана были не только нашим достоянием, но и достоя­ нием последующих поколений. жеиность оереговои лишш страны — свыше GO тысяч км., а с учетом островов — почти ПО тысяч. Флот СССР в на­ стоящее время играет значи­ тельную роль в мировом судо­ ходстве. СССР занимает пер­ вое место в мнре по числу экс­ педиционных рыболовных су­ дов и второе по добыче рыбных ресурсов. Основное направле­ ние народного хозяйства страны на 1976— 1980 гг. предопреде­ ляют расширение советских ис­ следований сырьевой базы рыбного промысла в Мировом океане, дальнейшее увеличение производства рыбной продук­ ции. Как известно, одной из глав­ ных проблем, стоящих па по­ вестке дня Ш конференции ООН по морскому праву, яв­ ляется разработка правового режима исследований и экс­ плуатации морских естествен­ ных богатств, отвечающего ин­ тересам всех государств, как прибрежных, так и внутрикон- тинентальных, как промышлен­ но развитых, так и развиваю­ щихся. Один из возможных путей решения этой проблемы страны—участницы конферен­ ции видят в принятии концеп­ ции экономической зоны. Сущ­ ность концепции экономиче­ ской зоны, предложенной ш и >ия 9- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЯВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ М и р о в о й о к е а н играет большую роль в жизни человечества. Велико значение океана как водной ар­ терии, связывающей все кон­ тиненты и позволяющей исполь­ зовать . самый дешевый вид транспорта — морской флот. В последние годы возраста­ ет роль океана как крупного источника добычи нефти, газа, железа и других минеральных ресурсов континентального шельфа и океанического дна. Кроме того, Мировой океан с его исключительным разнооб­ разием флоры и фауны и по­ тенциальными возможностями их искусственного воспроиз­ водства может соперничать с сельским хозяйством но произ­ водству пищевых продуктов. Освоение и рациональное ис­ пользование ресурсов Миро­ вого океана для производства пищевых продуктов приобрело в настоящее время важное зна­ чение для всего человечества. Рыба, как продукт питания, по содержанию жира, белка не уступает мясу теплокровных животных. Достаточно сказать, что че­ ловечество получает почти 200 тысяч тонн морепродуктов ежедневно и 70 млн. тонн в год. Однако нельзя не отме­ тить, что чрезмерная интенси­ фикация рыболовства может привести к нежелательным по­ следствиям. Качественный и количественный рост промыс­ лового усилия может отрица­ тельно сказаться на сырье­ вых запасах Мирового океана. Как известно, за период после второй мировой войны мировая добыча объектов водного про­ мысла увеличилась более, чем в 3 раза. Особенно быстро вы­ росли уловы в последние 10 лет. В результате в ряде районов Мирового океана, где традици­ онно велся промысел живых ре­ сурсов, степень их эксплуата­ ции резко возросла и даже пре­ взошла допустимый предел. По­ скольку резко увеличивается В этой связи все большее значение приобретает между­ народное сотрудничество в об­ ласти использования богатств Мирового океана. Не последнее .место в ходе разработки новых форм сотрудничества, госу­ дарств но исследованиям н ра­ циональному использованию, естественных, в первую очередь, живых ресурсов Мирового океана занимают правовые про­ блемы. Они стоят на повест­ ке дня не только двусторонних и региональных встреч. Разра­ ботка правового режима всех морских пространств является задачей самого представитель­ ного и длительного междуна­ родного форума нашего време­ ни — III конференции OQI1 по морскому праву. Ведущую роль в разработке нового меж­ дународно-правового режима Мирового океана играет СССР. СССР обладает одним из самых больших в мире конти­ нентальных шельфов. Протя- Это. несомненно, предопреде­ лило особую заинтересован­ ность СССР в международном сотрудничестве по рациональ­ ному исследованию и эксплуа­ тации ресурсов и пространств Мирового океана на благо всех государств и народов. Такой подход к проблемам Мирового океана был четко сформули­ рован и закреплен в программе мира, изложенной Л. II. Бреж­ невым на XXIV съезде КПСС и развитой на XXV съезде КПСС: «... наша страна готова участвовать совместно с други­ ми заинтересованными государ­ ствами в решении таких про­ блем, как сохранение природной среды, освоение энергетиче­ ских и других природных ре­ сурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и лик­ видация наиболее опасных и распространенных заболева­ нии. исследование и освоение космоса и Мирового океана». С этих же позиций выступает СССР и па )Н конференции ООН по морско.мѵ правѵ. развивающимися странами, со­ стоит в том, что в этой зоне, простирающейся на расстоя­ ние 200 морских миль, при­ брежные государства должны обладать суверенными права­ ми в целях исследования и ис­ пользования всех живых и ми­ неральных ресурсов, находя­ щихся в толще воды, на мор­ ском дне и в его недрах. Кроме тою, в соответствии с концепцией, предусматрива­ ется наделить прибрежные го­ сударства правом регулирова­ ния любых научных исследо­ ваний в зонах, правом преду­ преждения загрязнения и борь­ бы с ним, при условии, что осу­ ществление этих прав не долж­ но затрагивать или нарушать свободу судоходства и про­ кладки подводных кабелей и трубопроводов, а также свободу полетов в воздушном простран­ стве над этими зонами. Т. ЛЕБЕДЕВА. Т. СПИВА­ КОВА (Институт государст­ ва и права Академии наук СССР; ЦНИИТЭИРХ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz