Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.

Л ЮВОЛГУ электро?ѵіехари- ку, да, пожалу іі, гг не только емуГ известно, как много, рабочего времени уходит на заполнение различ­ имой нормативной и отчетной до­ кументации: здесь и ведомости !на предметы снабжения, и заяв­ ил! на пополнение ЗКПа, и мно­ ж е с т в о журналов со множест­ в о м граф... Множество на мно [ЗНеСТВО __ 11 ,т° T'f'pOL" п T a w ftT T tiv ,сердцем открывает гроссбух». Вот пс и человек с тяжелым очередной очему очень юную «бумагу», встреча- как говорится, в ,часто ют на судне, 1штыки. » і Возможно. краски здесь не­ сколько сгущены, но с подобной [картиной пришлось столкнуться .нам, разработчикам руководств 'по эксплуатации судовых си­ с т ем управления, когда отдел организации технической экс­ плуатации флота нашего инсти­ т у т а начал в 1975 году выпол­ н я т ь заказы управления «Сев- рыбхолодфлот ». > Перед нами совершенно есте­ ственно возник вопрос: способ­ н ы ли мы создать такую доку­ ментацию. за которую не стыд- |но было бы отчитаться перед .заказчиком? А е с л и _______ .выражаться более кон- Корабль у причала. На первый взгляд жизнь на нем замерла. На самом деле — кипит вовсю! Идет ремонт судовых механизмов, коррек­ тируется и составляется раз­ личная документация, коман­ диры внимательно следят за сводками с промысла... f-кретно: чем можем мы, представители мини­ стерской организации, призванные работать на флот, оправдать те большие средства, ко­ торые нам выделяют­ ся? « Внимательное изуче­ ние практики работы судового обслужива­ ющего персонала пока­ зало, что на фоне об­ щего недовольства документа­ цией специалисты флота очень нуждаются в хороших схемах устройств судовоіі автоматики. Дело в том, что грамотная схема электронного устройства, где нет ничего лишнего, отвлекаю­ щего внимание н не пропущено ничего действительно сущест­ венного, способна намного об­ легчить работу специалиста как при ознакомлении с устройством и работой автоматики, так и при проверках ее работоспособности, а также, что самое главное, при поиске и устранении возникаю­ щих: отказов. Ведь не секрет, что некоторые неисправности в импортном оборудовании элек­ тромеханики ищут сутками, а то н неделями. рі Что же следует понимать под «грамотной» схемой и как ее следует выполнять? Этот во­ прос пришлось решать группе разработчиков во главе с веду­ щим конструктором Ю. Н. Цы­ ганковым. Пробным камнем их усилий стало руководство по 'эксплуатации системы дистан­ ционного автоматизированного Управления главным двигате- •лем (ДАУ ГД) транспортных К А К А Я Д О К У Н У Ж Н А М Е Н Т Ф Л О Т У А Ц И Я ? рефрижераторов типа «Карл ѴІибкнехг». Документ увидел |свет в 1976 году. Ряд его схем, например, кинематическая схе­ ма ДАУ ГД (разработчик А. И. ‘•Бакунин), понравились судовым электромеханикам и сейчас нс- ’пользуются ими в практической .работе. В целом доброжелатель­ н о е отношение флота к проводи­ мой работе іі зачисление схем на действительную службу убе- 'дило нас в том, что прилагае­ мые нами усилия в направлении совершенствования формы и структуры, объема и содержа­ ния эксплуатационной докумен­ тации даром не пропадают. бы восприятия человеком ин­ формации, представленной гра­ фически, в обоих случаях во многом сходны, идентичны. Ма­ ло того, оказалось, что в лите­ ратуре по оформлению книг и другой печатной продукций есть интереснейшие сведения о том, как сделать текст, а не только схемы, более удобочитае­ мым и приспособленным к чело­ веку. В литературе по составле­ нию руководств по использова­ нию программ для вычисли­ тельных машин — работа аме­ риканки Уолш, которую финан­ сировали фирмы ИБМ и Ха- ниуэл, — есть четкие прототи­ пы грамотной структуры доку­ мента. И это еще далеко не все. Короче говоря, мы поняли, что отстали от специалистов в дру­ гих отраслях, и теперь наша за­ дача — быстрее использовать достижения науки в повседнев­ ной работе. Рассчитывать на то, что за­ казчик будет сквозь пальцы смотреть на низкое качество разработок, нам не приходится. Объективно, независимо ни от нашего желания, ни от мнений представителей заказчика, про­ исходит двоякий процесс: растет сложность судовой автоматики, а вместе со сложностью растут и требования к эксплуатацион­ ной документации. Плохой до­ кумент на высокоавтоматизиро­ ванном судне не дает возмож­ ности грамотно обслуживать электронную автоматику. Не считаться с этим реальным фак­ том нельзя. ІГ РИМЕРОВ того, что за­ казчики весьма критич­ но оценивают результа­ ты таких организаций, как на­ ша, или бассейновые ЦПКТБ, можно привести много. Особого _ внимания заслуживает письмо привел к интерес- . Клайпедской базы рефрііжера- А НАЛИЗ проделанной ра боты ному выводу: качество схем, да н документации вооб­ ще, находится в прямой зависи­ мости от того, насколько ее по­ строение соответствует логике действий обслуживающего пер­ сонала при выполнении конкрет­ ных операций и особенностям восприятия документов челове­ ком. Иначе говоря, мы вышли на инженерную психологию. Со­ поставление наших результатов с имеющимися в этоіі области .трудами известных специали­ стов показало, что часть выво­ дов и рекомендаций эргономи­ ки можно творчески заимство­ вать у разработчиков пультов и мнемосхем — объекты іі спосо- торного флота «Литрыбп.рама», подписанное главным инжене­ ром тов. Халтушйньш. В этом письме/ наряду с серьезной кри­ тикой разработчика руководств по эксплуатации средств : авто- , матизации ТР типа «Остров Русский», содержится большое ..число конструктивно важных для нас моментов. Там не про­ сто сказано:- «Плохо, переде­ лать», — но и подсказано, как "и каким путем, т. е. сформули­ рованы потребности флота, при­ чем очень грамотно. Если со­ брать и обобщить воедино все рекомендации по всем систе­ мам. проанализированные в письме, то получится целый на­ учный труд или, по крайней мере, хорошая и нужная статья. Надо сказать, что в управле­ нии «Севрыбхолодфлот» на-’ ши мысли о необходимости рез­ ко поднять качественный уро­ вень документации были встре­ чены с пониманием. Плодотвор­ ным оказалось общение с со­ трудниками отдела, возглавляет который главный энергетик управления Иван Егорович Адоиьев. Групповой электроме­ ханик Вячеслав Рвачев, кури­ ровавший нашу тематику, хоро­ шо знал, что гораздо легче на­ писать быстро и много текста сомнительного качества, чем упорно и педантично отрабаты­ вать каждое слово, биться над тем, как эффективнее совме­ стить текст и графику. После знакомства с предложенными нами новыми формами доку­ ментации он дал ряд ценных советов, поправил в некоторых вопросах и указал на наиболее существенные особенности рабо­ ты судовых специалистов. В. Рвачев, как специалист фло­ та, одобрил наши начинания и предсказал те трудности, с ко­ торыми мы неминуемо должны были столкнуться. Г ЛАВНЫЙ ПАРАДОКС— экономический: с повы­ шением качества каждой форматки растут трудозатраты на- нее, а общий объем выпу­ щенного документа уменьшает­ ся. Времени на изучение и обобщение имеющихся в дру­ гих отраслях достижений про­ сто не хватает, а стоимость фор­ матки растет. В связи с этим даже внутри отдела отношение к проектированию с учетом тре­ бований эргономики и инженер­ ной психологии самое неопре­ деленное. А ведь в этом направ­ лении уж е сделано достаточно, чтобы можно было говорить об успехе, пусть пока в небольших масштабах. Но ведь это только начало. Дело в том, что учет «челове­ ческого фактора» — тематика для нас „новая, .устоявшихся мнений об ее эффективности по­ ка нет, а в любом новом деле скептиков и сомневающихся всегда много. Казалось бы, что особенного в том, ч.то, вместо сплошного тек­ ста мы стали писать инструкции и каталоги элементов па осо­ бым образом разграфленных ли­ стах, вдвое увеличенных по сравнению с обычным форма­ том? Особенного ничего нет. Но сведения но проверкам рабо- тоспосооности прпоорели недо­ стижимую ранее полноту. И раньше в инструкции было все­ гда написано, в какой последо­ вательности нужно пользовать­ ся органами управления систе­ мы, чтобы проверить правиль­ ность и точность ее работы. Но человеку приходилось откры­ вать совсем другие разделы до­ кумента, а то и другую книгу, чтобы узнать, как реагирует автоматика, когда ее «мучают». А теперь пусть разработчик по­ пробует не сообщить, упустить, вольно или невольно, описание электрических процессов, кото­ рые происходят в схеме при пе­ реключения ручек. — у него останется пустой большая гра­ фа. и любой проверяющий его работу сразу обратит на это внимание. Что касается пользо­ вателей, то удобство чтения ло­ гичной и компактной инструк­ ции, где каждому виду данных отведено свое четкое место и где эти данные всегда проиллю­ стрированы запоминающимся рисунком, вместо длинных сло­ весных рулад сплошного тек­ ста, — то пользователи, специа­ листы по критике «бумажной продукции», единогласно смени­ ли гнев на милость. П ОИСК и устранение не­ исправностей. По отече­ ственным н зарубежным данным на это уходит 90 и бо­ лее процентов времени обслу­ живающего персонала. Злобо­ дневность проблемы сокраще­ ния трудозатрат на устранение отказов электронной аппарату­ ры, поступающей на флот, на­ столько велика, что уже в мас­ штабе всего Министерства рыб­ ного хозяйства СССР приняты меры по координации усилий отдельных организаций по ре­ шению этой проблемы под эги­ дой «Гипрорыбфлота», где со­ здана специализированная группа технической диагностики и разрабатывается координаци­ онный план. На повестку дня выдвигается создание комплекс­ ной системы технического об­ служивания систем управления. Готовы ли. мы решить эту задачу? Не совсем. Решение на­ ходится на теоретическом уровне, а суть его состоит в том, чтобы скоординировать действия всех групп специали­ стов (судовых, управленческих, проектировщиков и ремонтни­ ков) на основе создания и посте­ пенного расширения алгоритми­ ческой базы диагностики. Кон­ кретнее это должно выглядеть следующим образом: мы созда­ ем исходный алгоритм поиска неисправностей, 'судовые специ­ алисты' его применяют, а в слу­ чае, когда отказ сложный, — вызывают ремонтников (Кали­ нинградский опытно-механиче­ ский завод), которые этот слож­ ный, не предусмотренный алго­ ритмом отказ устраняют и за­ полняют специальный форму­ ляр. По мере накопления таких формуляров управленческий аппарат рассматривает их и при­ нимает решение о корректуре алгоритмов, хорошо к этому приспособленных. Таким обра­ зом, замыкается обратная связь, и система технического обслу­ живания становится самосовер­ шенствующейся, развивающей­ ся по мере накопления опыта эксплуатации. Но это теория. Практически предстоит решить множество конкретных вопросов, и решить не волевым методом, а лишь путем изучения действий наи­ более квалифицированных спе­ циалистов, путем эксперимен­ тов, путем последовательного устранения собственных оши­ бок, без которых в любом но­ вом деле не обойтись. С ОЗДАНИЕ ком­ плексной систе­ мы технического обслуживания есть ре­ шение важной народ­ нохозяйственной зада­ чи. В рамках КСТО будут органически ре­ шены вопросы учета накопленного опыта, отчетности по техниче­ скому обслуживанию и. самое главное, будет _____ создана основа для "вне­ дрения АСУ. Вопросов много, и мы над ни­ ми работаем. У нас уже сло­ жился определенный’ костяк инициативных сотрудников. Эго В. А. Дементьев и Т. Я. Дени­ сова, которые, не считаясь с личным временем, практически осуществляют внедрение науки в свои разработки, делают то, что существующими норматива­ ми никак не предусмотрено. Однако неорганизованные уси­ лия не могут быть основой эф' фективиого решения проблем. В ЫВОДЫ. Во всех отрас­ лях народного хозяйст­ ва, где специалисты ис­ пользовали эргономику в прак­ тической деятельности, — б энергетике, авиации и на тран­ спорте — везде результаты бы­ ли выше ожидаемых, 'во всех случаях экономический эффект был очень большим. И, что осо­ бенно характерно, во всех слу­ чаях самый большой выигрыш получили люди в удобстве рабо­ ты, в комфорте, в эффективно­ сти, качестве и безопасности труда. О чем это говорит? Пре­ жде всего о том, что само эрго­ номическое направление весьма перспективно и для флота рыб­ ной промышленности. Мы готовы предложить ВРПО «Севрыба» ряд интерес­ ных тем. Мы готовы убеждать технические отделы флотов в их эффективности при сравни­ тельно небольших затратах. Наш коллектив уже созрел на­ столько, что мы можем ручать­ ся за успех. Но мы не можем вариться и дальше в «собствен­ ном соку». Наши проблемы пе­ рестали быть только нашими, настала пора их обсуждения всеми заинтересованными орга­ низациями. Что нужно нам? Нам нужны благожелательность и поддерж­ ка. Мы ориентируемся на флот, и флот должен сказать свое веское слово. Пора начинать действовать. Действовать обду­ манно, расчетливо, но без про­ медлений. Время в эпоху науч­ но-технической революции ле­ тит так быстро, что можно и не заметить, как окажешься в хво­ сте технического прогресса. Д. БОРИСОВ, ведущий ин­ женер отдела организации технической эксплуатации флота Мурманского отделе­ ния института «Гкпрорыб- флот».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz