Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.
Л ЮВОЛГУ электро?ѵіехари- ку, да, пожалу іі, гг не только емуГ известно, как много, рабочего времени уходит на заполнение различ имой нормативной и отчетной до кументации: здесь и ведомости !на предметы снабжения, и заяв ил! на пополнение ЗКПа, и мно ж е с т в о журналов со множест в о м граф... Множество на мно [ЗНеСТВО __ 11 ,т° T'f'pOL" п T a w ftT T tiv ,сердцем открывает гроссбух». Вот пс и человек с тяжелым очередной очему очень юную «бумагу», встреча- как говорится, в ,часто ют на судне, 1штыки. » і Возможно. краски здесь не сколько сгущены, но с подобной [картиной пришлось столкнуться .нам, разработчикам руководств 'по эксплуатации судовых си с т ем управления, когда отдел организации технической экс плуатации флота нашего инсти т у т а начал в 1975 году выпол н я т ь заказы управления «Сев- рыбхолодфлот ». > Перед нами совершенно есте ственно возник вопрос: способ н ы ли мы создать такую доку ментацию. за которую не стыд- |но было бы отчитаться перед .заказчиком? А е с л и _______ .выражаться более кон- Корабль у причала. На первый взгляд жизнь на нем замерла. На самом деле — кипит вовсю! Идет ремонт судовых механизмов, коррек тируется и составляется раз личная документация, коман диры внимательно следят за сводками с промысла... f-кретно: чем можем мы, представители мини стерской организации, призванные работать на флот, оправдать те большие средства, ко торые нам выделяют ся? « Внимательное изуче ние практики работы судового обслужива ющего персонала пока зало, что на фоне об щего недовольства документа цией специалисты флота очень нуждаются в хороших схемах устройств судовоіі автоматики. Дело в том, что грамотная схема электронного устройства, где нет ничего лишнего, отвлекаю щего внимание н не пропущено ничего действительно сущест венного, способна намного об легчить работу специалиста как при ознакомлении с устройством и работой автоматики, так и при проверках ее работоспособности, а также, что самое главное, при поиске и устранении возникаю щих: отказов. Ведь не секрет, что некоторые неисправности в импортном оборудовании элек тромеханики ищут сутками, а то н неделями. рі Что же следует понимать под «грамотной» схемой и как ее следует выполнять? Этот во прос пришлось решать группе разработчиков во главе с веду щим конструктором Ю. Н. Цы ганковым. Пробным камнем их усилий стало руководство по 'эксплуатации системы дистан ционного автоматизированного Управления главным двигате- •лем (ДАУ ГД) транспортных К А К А Я Д О К У Н У Ж Н А М Е Н Т Ф Л О Т У А Ц И Я ? рефрижераторов типа «Карл ѴІибкнехг». Документ увидел |свет в 1976 году. Ряд его схем, например, кинематическая схе ма ДАУ ГД (разработчик А. И. ‘•Бакунин), понравились судовым электромеханикам и сейчас нс- ’пользуются ими в практической .работе. В целом доброжелатель н о е отношение флота к проводи мой работе іі зачисление схем на действительную службу убе- 'дило нас в том, что прилагае мые нами усилия в направлении совершенствования формы и структуры, объема и содержа ния эксплуатационной докумен тации даром не пропадают. бы восприятия человеком ин формации, представленной гра фически, в обоих случаях во многом сходны, идентичны. Ма ло того, оказалось, что в лите ратуре по оформлению книг и другой печатной продукций есть интереснейшие сведения о том, как сделать текст, а не только схемы, более удобочитае мым и приспособленным к чело веку. В литературе по составле нию руководств по использова нию программ для вычисли тельных машин — работа аме риканки Уолш, которую финан сировали фирмы ИБМ и Ха- ниуэл, — есть четкие прототи пы грамотной структуры доку мента. И это еще далеко не все. Короче говоря, мы поняли, что отстали от специалистов в дру гих отраслях, и теперь наша за дача — быстрее использовать достижения науки в повседнев ной работе. Рассчитывать на то, что за казчик будет сквозь пальцы смотреть на низкое качество разработок, нам не приходится. Объективно, независимо ни от нашего желания, ни от мнений представителей заказчика, про исходит двоякий процесс: растет сложность судовой автоматики, а вместе со сложностью растут и требования к эксплуатацион ной документации. Плохой до кумент на высокоавтоматизиро ванном судне не дает возмож ности грамотно обслуживать электронную автоматику. Не считаться с этим реальным фак том нельзя. ІГ РИМЕРОВ того, что за казчики весьма критич но оценивают результа ты таких организаций, как на ша, или бассейновые ЦПКТБ, можно привести много. Особого _ внимания заслуживает письмо привел к интерес- . Клайпедской базы рефрііжера- А НАЛИЗ проделанной ра боты ному выводу: качество схем, да н документации вооб ще, находится в прямой зависи мости от того, насколько ее по строение соответствует логике действий обслуживающего пер сонала при выполнении конкрет ных операций и особенностям восприятия документов челове ком. Иначе говоря, мы вышли на инженерную психологию. Со поставление наших результатов с имеющимися в этоіі области .трудами известных специали стов показало, что часть выво дов и рекомендаций эргономи ки можно творчески заимство вать у разработчиков пультов и мнемосхем — объекты іі спосо- торного флота «Литрыбп.рама», подписанное главным инжене ром тов. Халтушйньш. В этом письме/ наряду с серьезной кри тикой разработчика руководств по эксплуатации средств : авто- , матизации ТР типа «Остров Русский», содержится большое ..число конструктивно важных для нас моментов. Там не про сто сказано:- «Плохо, переде лать», — но и подсказано, как "и каким путем, т. е. сформули рованы потребности флота, при чем очень грамотно. Если со брать и обобщить воедино все рекомендации по всем систе мам. проанализированные в письме, то получится целый на учный труд или, по крайней мере, хорошая и нужная статья. Надо сказать, что в управле нии «Севрыбхолодфлот» на-’ ши мысли о необходимости рез ко поднять качественный уро вень документации были встре чены с пониманием. Плодотвор ным оказалось общение с со трудниками отдела, возглавляет который главный энергетик управления Иван Егорович Адоиьев. Групповой электроме ханик Вячеслав Рвачев, кури ровавший нашу тематику, хоро шо знал, что гораздо легче на писать быстро и много текста сомнительного качества, чем упорно и педантично отрабаты вать каждое слово, биться над тем, как эффективнее совме стить текст и графику. После знакомства с предложенными нами новыми формами доку ментации он дал ряд ценных советов, поправил в некоторых вопросах и указал на наиболее существенные особенности рабо ты судовых специалистов. В. Рвачев, как специалист фло та, одобрил наши начинания и предсказал те трудности, с ко торыми мы неминуемо должны были столкнуться. Г ЛАВНЫЙ ПАРАДОКС— экономический: с повы шением качества каждой форматки растут трудозатраты на- нее, а общий объем выпу щенного документа уменьшает ся. Времени на изучение и обобщение имеющихся в дру гих отраслях достижений про сто не хватает, а стоимость фор матки растет. В связи с этим даже внутри отдела отношение к проектированию с учетом тре бований эргономики и инженер ной психологии самое неопре деленное. А ведь в этом направ лении уж е сделано достаточно, чтобы можно было говорить об успехе, пусть пока в небольших масштабах. Но ведь это только начало. Дело в том, что учет «челове ческого фактора» — тематика для нас „новая, .устоявшихся мнений об ее эффективности по ка нет, а в любом новом деле скептиков и сомневающихся всегда много. Казалось бы, что особенного в том, ч.то, вместо сплошного тек ста мы стали писать инструкции и каталоги элементов па осо бым образом разграфленных ли стах, вдвое увеличенных по сравнению с обычным форма том? Особенного ничего нет. Но сведения но проверкам рабо- тоспосооности прпоорели недо стижимую ранее полноту. И раньше в инструкции было все гда написано, в какой последо вательности нужно пользовать ся органами управления систе мы, чтобы проверить правиль ность и точность ее работы. Но человеку приходилось откры вать совсем другие разделы до кумента, а то и другую книгу, чтобы узнать, как реагирует автоматика, когда ее «мучают». А теперь пусть разработчик по пробует не сообщить, упустить, вольно или невольно, описание электрических процессов, кото рые происходят в схеме при пе реключения ручек. — у него останется пустой большая гра фа. и любой проверяющий его работу сразу обратит на это внимание. Что касается пользо вателей, то удобство чтения ло гичной и компактной инструк ции, где каждому виду данных отведено свое четкое место и где эти данные всегда проиллю стрированы запоминающимся рисунком, вместо длинных сло весных рулад сплошного тек ста, — то пользователи, специа листы по критике «бумажной продукции», единогласно смени ли гнев на милость. П ОИСК и устранение не исправностей. По отече ственным н зарубежным данным на это уходит 90 и бо лее процентов времени обслу живающего персонала. Злобо дневность проблемы сокраще ния трудозатрат на устранение отказов электронной аппарату ры, поступающей на флот, на столько велика, что уже в мас штабе всего Министерства рыб ного хозяйства СССР приняты меры по координации усилий отдельных организаций по ре шению этой проблемы под эги дой «Гипрорыбфлота», где со здана специализированная группа технической диагностики и разрабатывается координаци онный план. На повестку дня выдвигается создание комплекс ной системы технического об служивания систем управления. Готовы ли. мы решить эту задачу? Не совсем. Решение на ходится на теоретическом уровне, а суть его состоит в том, чтобы скоординировать действия всех групп специали стов (судовых, управленческих, проектировщиков и ремонтни ков) на основе создания и посте пенного расширения алгоритми ческой базы диагностики. Кон кретнее это должно выглядеть следующим образом: мы созда ем исходный алгоритм поиска неисправностей, 'судовые специ алисты' его применяют, а в слу чае, когда отказ сложный, — вызывают ремонтников (Кали нинградский опытно-механиче ский завод), которые этот слож ный, не предусмотренный алго ритмом отказ устраняют и за полняют специальный форму ляр. По мере накопления таких формуляров управленческий аппарат рассматривает их и при нимает решение о корректуре алгоритмов, хорошо к этому приспособленных. Таким обра зом, замыкается обратная связь, и система технического обслу живания становится самосовер шенствующейся, развивающей ся по мере накопления опыта эксплуатации. Но это теория. Практически предстоит решить множество конкретных вопросов, и решить не волевым методом, а лишь путем изучения действий наи более квалифицированных спе циалистов, путем эксперимен тов, путем последовательного устранения собственных оши бок, без которых в любом но вом деле не обойтись. С ОЗДАНИЕ ком плексной систе мы технического обслуживания есть ре шение важной народ нохозяйственной зада чи. В рамках КСТО будут органически ре шены вопросы учета накопленного опыта, отчетности по техниче скому обслуживанию и. самое главное, будет _____ создана основа для "вне дрения АСУ. Вопросов много, и мы над ни ми работаем. У нас уже сло жился определенный’ костяк инициативных сотрудников. Эго В. А. Дементьев и Т. Я. Дени сова, которые, не считаясь с личным временем, практически осуществляют внедрение науки в свои разработки, делают то, что существующими норматива ми никак не предусмотрено. Однако неорганизованные уси лия не могут быть основой эф' фективиого решения проблем. В ЫВОДЫ. Во всех отрас лях народного хозяйст ва, где специалисты ис пользовали эргономику в прак тической деятельности, — б энергетике, авиации и на тран спорте — везде результаты бы ли выше ожидаемых, 'во всех случаях экономический эффект был очень большим. И, что осо бенно характерно, во всех слу чаях самый большой выигрыш получили люди в удобстве рабо ты, в комфорте, в эффективно сти, качестве и безопасности труда. О чем это говорит? Пре жде всего о том, что само эрго номическое направление весьма перспективно и для флота рыб ной промышленности. Мы готовы предложить ВРПО «Севрыба» ряд интерес ных тем. Мы готовы убеждать технические отделы флотов в их эффективности при сравни тельно небольших затратах. Наш коллектив уже созрел на столько, что мы можем ручать ся за успех. Но мы не можем вариться и дальше в «собствен ном соку». Наши проблемы пе рестали быть только нашими, настала пора их обсуждения всеми заинтересованными орга низациями. Что нужно нам? Нам нужны благожелательность и поддерж ка. Мы ориентируемся на флот, и флот должен сказать свое веское слово. Пора начинать действовать. Действовать обду манно, расчетливо, но без про медлений. Время в эпоху науч но-технической революции ле тит так быстро, что можно и не заметить, как окажешься в хво сте технического прогресса. Д. БОРИСОВ, ведущий ин женер отдела организации технической эксплуатации флота Мурманского отделе ния института «Гкпрорыб- флот».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz