Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.

— Все поработали хорошо, — говорит капитан Борис Алек­ сандрович Гук, — а рейс начи­ нался трудно. Мы пришли в порт после работы на траловом промысле и сразу же пошли на кошельковый. В этой обстанов­ ке надо было быстро настроить­ ся на лов мойвы неводом, об­ учить новичков, которых было немало. В самом деле, в первые де­ сять суток рыбацкой страды экипаж «Бфхмача» отставал от лидера путины, коллектива СРТ-р-725 «Буревестник» на целых 560 тонн, а к концу сен­ тября обогнал его более чем на 400 тонн. Во всем этом большая заслу­ га гидроакустика тов. Царука, матросов тт. Пасечника, Став- цева и других членов экипажа. 17 лет отдал морю боцман Н. А. Ретенков. Он работал и на больших морозильных трау­ лерах, н на стареньких СРТ. Хо­ зяйство у боцмана сложное. Но Николай Андреевич постоянно выходит на спуск и подъем тра­ ла, становится к рыбоделу, успе­ вая выполнять и свои много­ трудные обязанности. Так было п в этом рейсе — боцман посто­ янно выходил на заметы, рабо­ тал на лебедке. У Н. А. Ретенкова много уче­ ников. Б. А. Белов работает на СТР «Союз-10», А. Ф. Вино­ градов — на БМРТ «Внуково». А начинали они матросами под руководством Николая Андре­ евича. Вот и сейчас мастерство у него перенимает матрос Ана­ толий Момотов. — Чувствуется хватка, стара­ тельность. ІІз Анатолия полу­ чится отличный боцман. Сейчас он уже матрос первого класса, заслужил не одну благодар­ ность, — утверждает ветеран. На «Бахмаче» много таких, как Анатолий. Экипаж встреча­ ет праздник отличными делами. И не раз еще на его мачтах под­ нимутся флаги расцвечивания. К. ИЛЬИН. НА СНИМКАХ: В овале — капитан СРТ-р- 706 «Бахмач» Борис Александ­ рович Гук; внизу (слева напра­ во) — матрос Анатолий Алек­ сандрович Момотов и боцман Николай Андреевич Ретенков, ударники коммунистического труда. Их фамилии — на судо­ вой Доске почета; справа — ма­ трос первого класса, ударник коммунистического труда, члея судового комитета профсоюза Владимир Петрович Ставцев. Фото Б. Щукина. Э ТО БЫЛО В КАНУН ПРАЗДНИКА. Резкий ветер сме­ тал снег с заснеженного причала, во небу плыли тяже­ лые, свинцовые тучи. А по заляву спешило небольшое судно, украшенное флагами расцвечивания. Две звезды алели на его рубке. В центре их вырисовывались цифры 1977 и 1978. Это значит, что каждый год экипаж досрочно, до 7 ноября вы­ полняет задания. Громом оркестра, алыми живыми цветами встречали мур­ манчане экипаж СРТ-р-706 «Бахмач», вернувшийся с мойвен- ной путины. Радостно было и на душе у моряков: 61-ю годов­ щину Великого Октября они встречают дома, с чувством отлич­ но выполненного долга перед Родиной. 'ЛЛ4Л. Н О ВЕРНЕМСЯ к «Но- линску». Работать в каждом рейсе лучше других — девиз Сергея Ле­ онидовича. И в этом капитан не одинок. Вот уже на про­ тяжении ряда лет сохраняет­ ся на судне ядро экипажа. За последние три года в одном и том же составе трудится коллектив машинной коман­ ды, который возглавляет опытный специалист, старший механик Александр Дмитри­ евич Четыркин. Это неуто­ мимый рационализатор, зна­ ток своего' дела, отличный спекторы за это еще ни ра­ зу не ставили «Нолинску» «удовлетворит е л ь н о » , а только «отлично». Постоянно в рабочем состоянии грузо­ вое хозяйство корабля. В мо­ ре же боцман всегда прихо­ дит на помощь матросам, об­ рабатывающим улов. На СРТ-м-1394 «Нолинск» боевая группа народного кон­ троля. Возглавляет ее второй штурман Герман Николаевич Воскресенский. В последних двух рейсах капитан и секре­ тарь партийной организации рефрижераторный механик Т і Ш Ш 't I!! 11111і 11111М1111111!I> 111!11111і 1111111111[1111і11111111і 111111111!111111!! 111!IП11і 1111 руководитель н организа­ тор. По его предложению, например, механики, мото­ ристы. электрики судна приняли социалистическое обязательство: 70 процентов ремонтных работ в очеред­ ную стоянку выполнить сво­ ими силами. Если мы обратимся к про­ изведениям писателей-мари- нистов, повествовавших о жизни и труде моряков про­ шлых времен, то без труда поймем, что боцман на ко­ рабле был и царь, и бог. Не богом, конечно, но хозяи­ ном, в лучшем понимании этого слова, показывает се­ бя на «НОлинске» Руслан Федорович Еремеев. В лю­ бое время, будь то промысел или стоянка в порту, трау­ лер привлекает взор посто­ роннего белизной своих над­ строек. чистотой палуб и помещений. Санитарные нн- Анатолий Федорович Бадь­ ин не раз прибегали к помо­ щи народных контролеров, чтобы обеспечить выпуск вы­ сококачественной продукции, работать без рекламаций. Де­ ятельность судовых народ­ ных контролеров одобрил Мурманский рыбакколхоз- союз. В СЕРЕДИНЕ первого рейса за беспозвоноч­ ными тралмейстера- Николая Григорьева и его помощников команда часто видела вместе с капитаном у запасного трала. — Значит, вііі гарантируе­ те, что ваш трал с новой ниж­ ней подборой будет рабо­ тать продуктивнее обычного? — спрашивал Сергей Леони­ дович. Мастера лова доставали самодельные чертежи и рас­ четы. — Конечно, полной гаран­ тии я дать не могу, — гово­ рил Николай. — Но, как мы считаем, замена в нижней подборе легкого троса на це­ пи, укороченные кабели поз­ волит нам, вместо увеличе­ ния горизонтального раскры­ тия трала, придти к увеличе­ нию вертикального. Считаю, что испытать просто необхо­ димо. Рискуем одним трале­ нием, но если наш «фокус» удастся, будем иметь ста­ бильные уловы. Эксперимент удался. Уло­ вы значительно возросли, и на промысловых советах ка­ питаны других кораблей за­ роптали: дескать, Ермолаев начал показывать «заначку». Сергей Леонидович воспиты­ вался на лучших традициях капитанов Мурманского тра­ лового флота. Он и сейчас бы работал в этом коллекти­ ве, но партия послала его на укрепление колхозных кад­ ров. Обидно стало, что ему не верят. Принялся пригла­ шать коллег на свое судно. Первые «делегации» ехали неохотно: мол, все равно по­ кажет обычную схему. А схе­ ма оказалась необычной, и вскоре от желающих полу­ чить на «Нолинске» консуль­ тацию по вооружению трала не было отбоя. Они приходи­ ли на шлюпках и катерах чуть ли не каждый день. Так экипаж СРТ-м-1394 «Но­ линск» помог группе судов стабилизировать уловы, сде­ лать их весомыми. Сам же он вышел победителем в со­ циалистическом соревнова­ нии с моояками однотипного СРТ-м-1389 «Инта» нз Ар­ хангельского рыбакколхоз- союза. — У нас на мостике. — продолжал беседу Сергей Ле­ онидович, — на каждой вах­ те штѵрманы ведут специаль­ ны"! жѵрнал наблюдений ок­ ружающей среды. В этот журнал вносили самые раз­ нообразные сведения: темпе­ ратурный режим воды, возду­ ха, состояния облачности и многое другое. Вначале штурманы думали, что это моя личная причуда. Но вот мы сообща проанализировали записи, и оказалось, что на ѵловистость беспозвоночных влияет даже... солнце. Нет его на небосклоне — уловы возрастают. Если оно появи­ лось — уловы падают. Вы­ вод на практике пригодился..- Еще примеры творческого подхода к делу. За два рей­ са рационализаторы «Нолин- ска» внесли 13 рационализа­ торских предложений. А стар­ ший механик придумал при­ способление для расфасовки беспозвоночных в брикеты по одному килограмму и при­ способление для обворачива- ния их парафинированной бумагой. Вот так. опираясь на труд и творчество каждого, эки­ паж успешно закончил свой рабочий год и выполнение социалистических обяза­ тельств к Дню рыбака. Кол­ лектив награжден грамотой, моряки получат премию. Своему рыболовецкому кол­ хозу они дали 124 тысячи рублей чистой прибыли. А ведь был запланирован... убыток. Это самое лучшее достижение коллектива «Но- линска». Часть улова, при­ готовленного особо, сдана на экспорт. П ОСЛЕ РАЗГОВОРА я задумался: в чем же, собственно, за­ ключается успех капитана Сергея Леонидовича Ермола­ ева? В ѵмении работать с лю­ дьми? Да. В инициативности? Да. Но должно же быть, как говорят, главное звено в этой цепи. И вдруг вспом­ нил рассказ одного рыбма- стера из рыболовецкого кол­ хоза «Ударник», который хо­ роша знает Сергея Леонидо­ вича по совместной работе в море. Он утверждает: сила капитана Ермолаева — в его знаниях. Окончив морскую школу в Астрахани, приехав на Се­ вер, молодой рыбак почувст­ вовал, что теории явно не хватает, и поступает на за­ очное отделение Мурманско» го мореходного училища име­ ни И. И. Месяцева. Мурман­ ский траловый флот пополня­ ется большими морозильны­ ми рыболовными траулерами, и вновь ощущается недоста­ ток знаний, особенно когда усложнился промысел рыб донных пород и стал внед­ ряться пелагический лов. Не колеблясь, Сергей Леонидо­ вич поступает на ускоренное трехгодичное очное отделе­ ние Мурманского высшего инженерного морского учи­ лища. на «отлично» защища­ ет дипломный проект. А дальше цель — совер­ шенствовать работу с моря­ ками, добиваться того, чтобы каждый штурман под его на­ чалом чувствовал себя в ду­ ше капитаном, матрос —• рыбмастером, мастер лова —• тралмейстером. Сергей Леонидович не от­ дал еще в макулатуру ни одного своего промыслового дневника. Каждый из них — сборник определенных све­ дений. каждый из них — сво­ его рода талисман. Вместе они помогают Сергею Леони­ довичу уходить в море хоро­ шо подготовленным ко встре­ чам с любыми неожиданно­ стями. Глубокие н обширные зна­ ния — вот счастливый тали­ сман капитана С. Л. Ермола­ ева. С. ДАНИЛОВ. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz