Рыбный Мурман. 1978 г. Ноябрь.
— Все поработали хорошо, — говорит капитан Борис Алек сандрович Гук, — а рейс начи нался трудно. Мы пришли в порт после работы на траловом промысле и сразу же пошли на кошельковый. В этой обстанов ке надо было быстро настроить ся на лов мойвы неводом, об учить новичков, которых было немало. В самом деле, в первые де сять суток рыбацкой страды экипаж «Бфхмача» отставал от лидера путины, коллектива СРТ-р-725 «Буревестник» на целых 560 тонн, а к концу сен тября обогнал его более чем на 400 тонн. Во всем этом большая заслу га гидроакустика тов. Царука, матросов тт. Пасечника, Став- цева и других членов экипажа. 17 лет отдал морю боцман Н. А. Ретенков. Он работал и на больших морозильных трау лерах, н на стареньких СРТ. Хо зяйство у боцмана сложное. Но Николай Андреевич постоянно выходит на спуск и подъем тра ла, становится к рыбоделу, успе вая выполнять и свои много трудные обязанности. Так было п в этом рейсе — боцман посто янно выходил на заметы, рабо тал на лебедке. У Н. А. Ретенкова много уче ников. Б. А. Белов работает на СТР «Союз-10», А. Ф. Вино градов — на БМРТ «Внуково». А начинали они матросами под руководством Николая Андре евича. Вот и сейчас мастерство у него перенимает матрос Ана толий Момотов. — Чувствуется хватка, стара тельность. ІІз Анатолия полу чится отличный боцман. Сейчас он уже матрос первого класса, заслужил не одну благодар ность, — утверждает ветеран. На «Бахмаче» много таких, как Анатолий. Экипаж встреча ет праздник отличными делами. И не раз еще на его мачтах под нимутся флаги расцвечивания. К. ИЛЬИН. НА СНИМКАХ: В овале — капитан СРТ-р- 706 «Бахмач» Борис Александ рович Гук; внизу (слева напра во) — матрос Анатолий Алек сандрович Момотов и боцман Николай Андреевич Ретенков, ударники коммунистического труда. Их фамилии — на судо вой Доске почета; справа — ма трос первого класса, ударник коммунистического труда, члея судового комитета профсоюза Владимир Петрович Ставцев. Фото Б. Щукина. Э ТО БЫЛО В КАНУН ПРАЗДНИКА. Резкий ветер сме тал снег с заснеженного причала, во небу плыли тяже лые, свинцовые тучи. А по заляву спешило небольшое судно, украшенное флагами расцвечивания. Две звезды алели на его рубке. В центре их вырисовывались цифры 1977 и 1978. Это значит, что каждый год экипаж досрочно, до 7 ноября вы полняет задания. Громом оркестра, алыми живыми цветами встречали мур манчане экипаж СРТ-р-706 «Бахмач», вернувшийся с мойвен- ной путины. Радостно было и на душе у моряков: 61-ю годов щину Великого Октября они встречают дома, с чувством отлич но выполненного долга перед Родиной. 'ЛЛ4Л. Н О ВЕРНЕМСЯ к «Но- линску». Работать в каждом рейсе лучше других — девиз Сергея Ле онидовича. И в этом капитан не одинок. Вот уже на про тяжении ряда лет сохраняет ся на судне ядро экипажа. За последние три года в одном и том же составе трудится коллектив машинной коман ды, который возглавляет опытный специалист, старший механик Александр Дмитри евич Четыркин. Это неуто мимый рационализатор, зна ток своего' дела, отличный спекторы за это еще ни ра зу не ставили «Нолинску» «удовлетворит е л ь н о » , а только «отлично». Постоянно в рабочем состоянии грузо вое хозяйство корабля. В мо ре же боцман всегда прихо дит на помощь матросам, об рабатывающим улов. На СРТ-м-1394 «Нолинск» боевая группа народного кон троля. Возглавляет ее второй штурман Герман Николаевич Воскресенский. В последних двух рейсах капитан и секре тарь партийной организации рефрижераторный механик Т і Ш Ш 't I!! 11111і 11111М1111111!I> 111!11111і 1111111111[1111і11111111і 111111111!111111!! 111!IП11і 1111 руководитель н организа тор. По его предложению, например, механики, мото ристы. электрики судна приняли социалистическое обязательство: 70 процентов ремонтных работ в очеред ную стоянку выполнить сво ими силами. Если мы обратимся к про изведениям писателей-мари- нистов, повествовавших о жизни и труде моряков про шлых времен, то без труда поймем, что боцман на ко рабле был и царь, и бог. Не богом, конечно, но хозяи ном, в лучшем понимании этого слова, показывает се бя на «НОлинске» Руслан Федорович Еремеев. В лю бое время, будь то промысел или стоянка в порту, трау лер привлекает взор посто роннего белизной своих над строек. чистотой палуб и помещений. Санитарные нн- Анатолий Федорович Бадь ин не раз прибегали к помо щи народных контролеров, чтобы обеспечить выпуск вы сококачественной продукции, работать без рекламаций. Де ятельность судовых народ ных контролеров одобрил Мурманский рыбакколхоз- союз. В СЕРЕДИНЕ первого рейса за беспозвоноч ными тралмейстера- Николая Григорьева и его помощников команда часто видела вместе с капитаном у запасного трала. — Значит, вііі гарантируе те, что ваш трал с новой ниж ней подборой будет рабо тать продуктивнее обычного? — спрашивал Сергей Леони дович. Мастера лова доставали самодельные чертежи и рас четы. — Конечно, полной гаран тии я дать не могу, — гово рил Николай. — Но, как мы считаем, замена в нижней подборе легкого троса на це пи, укороченные кабели поз волит нам, вместо увеличе ния горизонтального раскры тия трала, придти к увеличе нию вертикального. Считаю, что испытать просто необхо димо. Рискуем одним трале нием, но если наш «фокус» удастся, будем иметь ста бильные уловы. Эксперимент удался. Уло вы значительно возросли, и на промысловых советах ка питаны других кораблей за роптали: дескать, Ермолаев начал показывать «заначку». Сергей Леонидович воспиты вался на лучших традициях капитанов Мурманского тра лового флота. Он и сейчас бы работал в этом коллекти ве, но партия послала его на укрепление колхозных кад ров. Обидно стало, что ему не верят. Принялся пригла шать коллег на свое судно. Первые «делегации» ехали неохотно: мол, все равно по кажет обычную схему. А схе ма оказалась необычной, и вскоре от желающих полу чить на «Нолинске» консуль тацию по вооружению трала не было отбоя. Они приходи ли на шлюпках и катерах чуть ли не каждый день. Так экипаж СРТ-м-1394 «Но линск» помог группе судов стабилизировать уловы, сде лать их весомыми. Сам же он вышел победителем в со циалистическом соревнова нии с моояками однотипного СРТ-м-1389 «Инта» нз Ар хангельского рыбакколхоз- союза. — У нас на мостике. — продолжал беседу Сергей Ле онидович, — на каждой вах те штѵрманы ведут специаль ны"! жѵрнал наблюдений ок ружающей среды. В этот журнал вносили самые раз нообразные сведения: темпе ратурный режим воды, возду ха, состояния облачности и многое другое. Вначале штурманы думали, что это моя личная причуда. Но вот мы сообща проанализировали записи, и оказалось, что на ѵловистость беспозвоночных влияет даже... солнце. Нет его на небосклоне — уловы возрастают. Если оно появи лось — уловы падают. Вы вод на практике пригодился..- Еще примеры творческого подхода к делу. За два рей са рационализаторы «Нолин- ска» внесли 13 рационализа торских предложений. А стар ший механик придумал при способление для расфасовки беспозвоночных в брикеты по одному килограмму и при способление для обворачива- ния их парафинированной бумагой. Вот так. опираясь на труд и творчество каждого, эки паж успешно закончил свой рабочий год и выполнение социалистических обяза тельств к Дню рыбака. Кол лектив награжден грамотой, моряки получат премию. Своему рыболовецкому кол хозу они дали 124 тысячи рублей чистой прибыли. А ведь был запланирован... убыток. Это самое лучшее достижение коллектива «Но- линска». Часть улова, при готовленного особо, сдана на экспорт. П ОСЛЕ РАЗГОВОРА я задумался: в чем же, собственно, за ключается успех капитана Сергея Леонидовича Ермола ева? В ѵмении работать с лю дьми? Да. В инициативности? Да. Но должно же быть, как говорят, главное звено в этой цепи. И вдруг вспом нил рассказ одного рыбма- стера из рыболовецкого кол хоза «Ударник», который хо роша знает Сергея Леонидо вича по совместной работе в море. Он утверждает: сила капитана Ермолаева — в его знаниях. Окончив морскую школу в Астрахани, приехав на Се вер, молодой рыбак почувст вовал, что теории явно не хватает, и поступает на за очное отделение Мурманско» го мореходного училища име ни И. И. Месяцева. Мурман ский траловый флот пополня ется большими морозильны ми рыболовными траулерами, и вновь ощущается недоста ток знаний, особенно когда усложнился промысел рыб донных пород и стал внед ряться пелагический лов. Не колеблясь, Сергей Леонидо вич поступает на ускоренное трехгодичное очное отделе ние Мурманского высшего инженерного морского учи лища. на «отлично» защища ет дипломный проект. А дальше цель — совер шенствовать работу с моря ками, добиваться того, чтобы каждый штурман под его на чалом чувствовал себя в ду ше капитаном, матрос —• рыбмастером, мастер лова —• тралмейстером. Сергей Леонидович не от дал еще в макулатуру ни одного своего промыслового дневника. Каждый из них — сборник определенных све дений. каждый из них — сво его рода талисман. Вместе они помогают Сергею Леони довичу уходить в море хоро шо подготовленным ко встре чам с любыми неожиданно стями. Глубокие н обширные зна ния — вот счастливый тали сман капитана С. Л. Ермола ева. С. ДАНИЛОВ. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz