Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

В обла с ггно А н а у ч н о й б и б л и оте к е В МУРМАНСКОЙ об­ ластной научной биб­ лиотеке можно по­ знакомиться с новыми книга­ ми и подборками журналь­ ных и газетных статей, по­ священных Кольскому краю. Среди них — документы пар­ тии и правительства, литера­ тура о городах, новых иссле­ дованиях и охране природы в области. Опыт работы в управлении «Севрыбхолодфлот» освеща­ ет книга Мурманского книж­ ного издательства «Научная организация труда в отделе кадров» авторов К. Н. Шапо­ валова и Е. А. Анцыбар. Мурманский траловый флот в целях организации нормального режима труда и отдыха рыбаков ввел систему эксплуатации промысловых судов по уплотненному гра­ фику с использованием под­ менных морских экипажей — «Северный вариант». Ста­ тья И. Воронина «Океанская «пересменка», опубликован­ ная в газете «Труд» за 27 октября 1978 года, раскрыва­ ет смысл этой системы. В десятом номере журна­ ла «Рыбное хозяйство» за 1978 год напечатан матери­ ал Т. Н. Щербаева «Трудо­ вое содружество и оператив­ ное планирование в рыбной промышленности .Северного бассейна» (Экономика и ор­ ганизация производства). Он посвящен опыту внедрения оперативного планирования подхода и обработки судов в Мурманском рыбном порту, трудовому содружеству сме-. жных предприятий Договора тринадцати. Есть новые книги в разде­ л е художественной литера­ туры, повествующие о на; шеіі области. Документальная трагедия: проводка союзного конвоя кораблями Северного флота в годы Великой Отечествен­ ной войны положена в осно­ ву романа В. Пикуля « Р ек ­ вием каравану PQ-17». Воспоминаниями о поездке на Кольский полуостров де­ лится К. Симонов в книге «Р азные дни войны. Дневник писателя». Почетный диплом Всесо­ юзного литературного кон­ курса имени Николая О ст­ ровского присужден роману нашего земляка В. Маслова «Круговая порука». Это про­ изведение тоже поступило на книжную полку библиотеки. В десятом номере «Мор­ ского сборника» за 1978 год опубликованы воспоминания А. Бескоровайного о Герое Советского Союза И. М. Сив­ ко «Прошу... направить меня на фронт». На полках научной биб­ лиотеки есть новые материа­ лы по этнографии, археоло­ гии, истории края. % Ю Р Ж \ЗЛРУЛЁМ у ШО жшиля Ваш новый „Жигуленок** Т РУДНО описать волнения человека, покупающего новый автомобиль, в тот момент, когда выбор его и оформление закончены. Сколько было споров о том, какая модель н какой цвет пред­ почтительнее. Но теперь все по­ зади, новая машина стоит у ворот автомагазина, ожидая своего владельца. Вперед! Вас ждет дорога! Но не спешите нажимать на педаль газа, на несколько ми­ нут задумайтесь о том, что представляет собой ваше новое приобретение. Я не хочу навя­ зывать рецепты практического использования автомобиля. Это слишком индивидуально. Но не забудьте, что ваш автомобиль не только новый потому, что на его спидоМетре всего несколько километров, но и потому, что он задуман конструкторами и изготовлен рабочими завода как современный автомобиль, имею­ щий существенные преимуще­ ства перед ранее выпускавши­ мися и вместе с тем таящий в себе неожиданности, которые следует знать. Все это относится в первую очередь к автомобилю «Жигу­ ли». Наша автомобильная про­ мышленность еще не знала та­ кой совершенной машины. Пре­ красные динамические качества — на^всех перекрестках уходит первой, и даже водители такси примирились с этим; удобные сиденья и простор в салоне при внешне скромных габаритах: ти­ шина в кабине — на скорости 100 км/час можно говорить вполголоса; легкость управле­ ния и надежность тормозов; прекрасно «держит» дорогу при любой скорости; удобное распо­ ложение органов управления — все это достоинства. Ясно, что вы приобрели надежную и удоб­ ную машину. Она доставит вам много радости, если... Статистика дорожно - тран­ спортных происшествий еще не сообщала цифр, но практики, и в первую очередь работники ГАИ, знают, что большая часть дорожно-транспортных происше­ ствий, связанных с индивиду­ альными владельцами тран­ спортных средств, приходится на долю «Жигулей», ’Известно это также работникам судебных органов и экспертам-автомеха- никам. Статистический анализ покажет, связано ли это явле­ ние с тем, что «Жигули» зани­ мают большую часть в общем потоке легковых автомобилей, или есть тому и другие причи­ ны. Думаю, что такие причины есть. Мое мнение, сложившееся под впечатлением анализа ряда происшествий с автомобилями «Жигули» и в результате лич­ ного опыта вождения автомоби­ ля, таково, что в определенной степени это явление связано со спецификой автомобиля. И в первую очередь, как ни стран­ но, с его положительными каче­ ствами. Прежде всего ско­ рость. «Жигули» легко развива­ ют скорость до 100 — 120 . км/час и легко управляемы на этой скорости. Ни шум мотора, ни вибрация кузова, ни бренчание каких-то плохо закрепленных деталей — ничего не дает знать, что скорость велика. II неопытный водитель быстро забывает, чем опасна такая ско­ рость. А ведь 100 км/час — это 30 м/сек, это тормозной путь около 100 метров и оста­ новочный — 1 3 0— 140 метров. Динамика у автомобиля пре­ красная, и соблазн совершать обгоны очень велик. Но умеете ли вы определять расстояние, которое необходимо для обгона на скорости 1 0 0— 120 км/час, не слишком ли близко находит­ ся двигающийся навстречу авто­ мобиль и. кстати, не «Жигули» ли это и какова его скорость? IСОВЕТЫ БЫВАЛЫХ ч Т О Б Ы Б Е Н 3 Н Н Б Ы Л Ч И С Т Ы М К СОЖАЛЕНИЮ , в бен­ зин, которым заправ­ ляешься на АЗС, иног­ да попадает вода. Летом это не особенно сказывается на рабо­ те двигателя. Зато зимой... Н а­ верное, можно не говорить, как много неприятностей доставля­ ет капелька воды, замерзшая в 1 I ' ' 1 ? | - J i - d Еще не все водители научи­ лись правильно выполнять ма­ невр обгона на высоких скоро­ стях, а это искусство, и прихо­ дит оно постепенно. Преодоление поворотов на вы­ соких скоростях — тоже искус­ ство. Нередко водитель не мо­ жет справиться с поворотом, и в результате либо кювет, либо сторона встречного движения. Передние колеса «Жигулей» оборудованы дисковыми тормо­ зами. Это тоже новинка отече­ ственного автомобилестроения. Тормоза работают безотказно в сухую погоду, а в сырую и на грязной дороге первые мгнове­ ния торможения уходят на то, чтобы высохли накладки. Это тоже надо учитывать. Необходимо постоянно сле­ дить за давлением воздуха в шинах колес. Это не только по­ высит срок службы покрышек, но и обеспечит равномерность экстренного торможения. У «Жигулей» при износе и разрегулировке элементов пе­ редней подвески быстро выхо­ дят из строя протекторы шин. Состояние же протектора в свою очередь существенно влияет на безопасность движения, особен­ но в сырую погоду. Все сходящие с конвейеров легковые автомобили оснащают­ ся ремнями безопасности. Ди­ скуссии о том, нужны или не нужны ремни. прекращены. Органы ГАИ при техническом осмотре требуют, чтобы на всех машинах, имеющих приспособ­ ления для установки ремней безопасности, эти ремни были. Установка ремней — не дань моде, не формальное выполне- ние предписаний ГАИ. Каждый водитель должен знать, что ремни безопасности уберегут его от тяжелых травм при до­ рожных происшествиях. Он обя­ зан • пристегиваться сам и сле­ дить, чтобы были пристегнуты пассажиры во время всех по­ ездок. Некоторые водители считают, что при езде по городу пользо­ ваться ремнями безопасности необязательно. Таким водите­ лям полезно напомнить, что 60 процентов всех аварий про­ исходят на улицах города и по­ чти три четверти этих происше­ ствий случаются на скоростях не менее 50 км/час, что столк­ новение при скорости 60 км/час равнозначно падению с пятого этажа и даже при скорости 20 км/час можно получить смертельное ранение головы или позвоночника. При этой скорости на водителя действует сила инерции, равная семикрат­ ному весу его тела, то есть при­ мерно 4 0 0 килограммов, в то время как мускульная сила рук может противостоять силе не более 100 килограммов. Поэто­ м у так часты у водителей, по­ павших в аварию, травмы гр уд ­ ной клетки. Немаловажное значение име­ ет и то, что в процессе присте­ гивания водитель как бы не­ вольно вспоминает о необходи­ мости быть- предельно осторож­ ным на улицах. Кроме того, те­ ло водителя, надежно удержи­ ваемое ремнями на сиденье, и свободные руки позволяют ему более уверенно делать поворо­ ты. При пользовании ремнями безопасности необходимо пом­ нить: они выполняют свою фун­ кцию только тогда, к о гд а, плот­ но пригнаны к телу человека. Итак, не забудьте оборудо­ вать ваш автомобиль этими рем­ нями. В соответствии с новыми тре­ бованиями Правил дорожного движения обязательными при­ надлежностями каждого автомо­ биля являются аптечка, огнету­ шитель и знак аварийной оста­ новки. Но есть еще несколько видов оборудования, которое хотя и не входит в перечень обязатель­ ного, но, как показывает опыт, значительно улучшает условия эксплуатации автомобиля. Постарайтесь установить на своем автомобиле антистатик. Дело в том, ч т а в новых маши­ нах много синтетических мате­ риалов. От контакта водителя с сиденьем, от трения ремня о шкив генератора или кузова о поток встречного воздуха накап­ ливаются заряды статиче­ ского электричества. Есть пред­ положение, что наличие этих зарядов может отрицательно сказаться на самочувствии води­ теля. Точно известно, что если в автомобиле происходит на­ копление таких зарядов, то очень скоро окажется неприят­ ной процедура закрывания дверцы автомобиля после по­ ездки, так как в тот момент, ко­ гда вы вставігте ключ в ной замок, вас чувствительно ударит током. Полоска из токо­ проводящей резины избавит вас от этого. Если вдруг через некоторое время вам покажется, что анти­ статик не выполняет своих функций, то проверьте надеж­ ность контакта его верхнего конца с кузовом автомобиля и посмотрите, нет -ли на его ниж­ нем конце масляной пленки. Не забудьте оборудовать авто­ мобиль и противоугонными средствами. Каждый водитель должен помнить, что самоволь­ н о е овладение автомобилем или угон, очень опасно, так как ча­ ще всего его совершают люди, не имеющие необходимых навы­ ков управления машиной и, как правило, пьяные. Угон автомобиля отнесен j-c числу уголовных преступлений. Но, к сожалению, все еще нахо­ дятся любители подобных «раз­ влечений». Трезвые, как прави­ ло, автомобилей не угоняют, исключая, конечно, случаи краж. Пьяному же все равно, грузовик, мотоцикл или само­ свал, — что под руку попадет. В списках угнанных машин, со­ ставляемых работниками ГАИ, наряду с «Волгами», «Москви­ чами» и «Жигулями» встреча­ ются автомобильные кран-6/;' автоцистерны и даже трактора. Каждый водитель должен пом­ нить: угон автомобиля — не просто кража. В чужих и под­ час неумелых руках он мож е| причинить много бед. И еще один совет. Не спеши­ те навешивать в салоне автомо­ биля флажки, игрушки, амуле­ ты, укладывать на полку у за­ днего стекла собачек, качающих головами, наклеивать на стек­ ла заграничные наклейки с не­ понятными надписями. Помни­ те: все, что попадает в поле ва­ шего зрения, неизбежно отвле­ кает ваше внимание, а то, что попадает в поле зрения других водителей, отвлекает их от до- Р0ГЙ С. ЛОБКОВ. Рис. У. Рѵлевого, Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. трубке бензопровода или клапа­ не бензонасоса. На своих «Жигулях» я ре­ конструировал устройство, за­ бирающее топливо из бензоба­ ка, сделав его плавающим (см. рисунок), и полностью предохра­ нил систему от попадания в нее воды. Как видите, в устройстве нет ничего сложного. Детали каждый легко додумает сам. В. ДЕХАНОВ. На рисунке: плавающий бея- зозаборннк топлива. 1 — бензо­ бак: 2 — реостат; 3 — попла­ вок: 4 — сетка нового за'борни- ка; 5 — хомутики: 6 — медная трубка; 7 — бензостонкий шланг; а — уровень топлпва; б — уровень отстоя. С промысла СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-228 «Шекс- на», РТ-267 «Гродно», УПС «Комиссар Полухин». ЗАВТРА : РТ-229 «Ше- лонь», РТ-302 «Манкой», БМРТ-400 «Лесков», БМРТ-273 «Буран», СРТ-р- 702, ПСТ-1308 «Кренометр». 5 ДЕКАБРЯ: РТ-270 «Ду- боссары», PT-2fi8 «Гѵшуф». ППР «Зеленоборск». СРТ-р-725. А А Р Н И Т Е А Е В О И Ы Мурманск — 183001. Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6 2 64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 7 0 89, литературные сотрудники — 63-96 и 70 45. Вызов с городских АТС 7 62-64, 7-70-89, 7 63-96, 7 -70 45. «Рыбный Мурман». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография г. Мурманск. Уак. 1091. ПН-06304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz