Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

Рис. В. Егорова. Почему мы так говорим? ■ Девятый в а л П ОЧЕМУ ИМЕННО ДЕ­ ВЯТЫЙ ВАЛ, а но какой-либо другой, считается по народному по­ верью самым сильным? Ведь в более отдаленные времена греки считали таким валом третий, а римляне — деся­ тый. Происхождение этого вы­ ражения имеет, по-видимому, следующую историю. Огром­ ные пространства океанов н мореіі редко бывают спокой­ ными. Под действием ветра возникают волны, которые в зависимости от его силы мо­ гут достигнуть в открытом океане огромных размеров. Наблюдением установлено, что отдельные волны во вре­ мя сильных штормов могут достигнуть высоты 18—20 метров (высота пятиэтажно­ го дома). Однако пз-за нерав­ номерности ветра на одном и том же участке моря обра­ зуются волны разных на­ правлений и величин. Более короткие и невысокие волны складываются с нагоняющи­ ми их более длинными и вы­ сокими. Тогда-то и создают­ ся среди бурного моря либо очень высокие одиночные волны (до 30 м) или группы высоких волн, либо, наобо­ рот, участки сравнительно спокойного моря. Еще в начале XIX века Бофортом была составлена шкала, с помощью которой и в наши дни по силе ветра определяют степень волне­ ния моря. Шкала разбита на 12 баллов. Самой большой силе ветра (12 баллов) со­ ответствует самый большой балл волнения — девятый. Очевидно, возвращаясь из дальних плаваний, видавшне виды «морские волки» с ув­ лечением рассказывали ' о страшных бурях, в которых волнение в девять баллов не раз грозило оппокинуть их суда. Впоследствии искажен­ ное в многочисленных пере­ сказах. не всем понятное слово «балл» постепенно трансформировалось в более доступное для понимания <вал». В. СУКАЧ, действитель­ ный член Географическо­ го общества СССР. С 1 ЯНВАРЯ 1979 года вступают в действие до­ полнения и изменения к Правилам дорожного движения. В дополнениях и изменениях большое внимание уделено обеспечению безопасности дви­ жения в условиях плохой види­ мости, а также во время движе­ ния автомобилей в колоннах и при буксировке. Так, в новой редакции пункта 133 говорится о том, что при движении днем в условиях недостаточной види­ мости, а также в туннелях на транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. Здесь же объясняется, что условиями недостаточной види­ мости считаются метеорологи­ ческие условия (туман, дождь, снегопад и т. п.), когда расстоя­ ние видимости не менее 100 метров, как прежде, а до 300 метров. Пункт 132 обязывает водите­ лей в темное время суток на неосвещенных участках дорог двигаться с ближним или даль­ ним светом фар, а на освещен­ ных — с ближним светом или габаритными огнями. Что же касается 141-го пункта настоя­ щих правил, то там теперь го­ ворится, что при буксировке в световое время суток независи­ мо от условий видимости на бук­ сирующем транспортном сред­ стве должен быть включен ближний свет фар, а на букси­ руемом — габаритные огни. В новой редакции по-иному выглядит и пункт 154. Теперь при перевозках крупногабарит­ ных, тяжеловесных или опасных грузов в световое время суток независимо от условий видимо­ сти необходимо включать фары. Пункт 71 говорит о том. что на транспортном средстве при дви­ жении в колонне в световое время суток независимо от ус­ ловий видимости также должен быть включен ближний свет фар. В целях обеспечения безопас­ ного проезда транспортных средств, сопровождаемых пат­ рульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции, внесены изменения в пункт 13 Правил дорожного движения. Д ОРОЖНАЯ ПОЛИ­ ЦИЯ Франции по­ лучила право останав­ ливать водителей автомоби­ лей для проверки содержания алкоголя в крови. Раньше такой контроль проводился лишь в случае аварии или на­ рушения правил движения. Служба безопасности дви­ жения имеет для этой цели электронный аппарат разме­ ром не более карманной счет­ ной машинки (на снимке). При разном количестве алко­ голя в крови зажигаются лам­ почки различного цвета. Фото Кейстон — ТАСС. Четко определены действия других участников движения в данной ситуации. Они обязаны уступить дорогу и в случае не­ обходимости остановиться для обеспечения беспрепятственно­ го проезда транспортных средств, подающих специаль­ ные звуковые или световые сиг­ налы, либо сопровождаемых ав­ томобилями или мотоциклами ГАИ. При приближении автомоби­ лей. сопровождаемых транс­ портными средствами с включен­ ными двумя и более проблеско- ступать от треоовашш ряда пунктов Правил дорожного дви- жения при условии обеспечения безопасности движения. Пункт 175 обязывает автомо­ били, управляемые глухонемы­ ми или глухими водителями, ус­ танавливать на транспортном средстве опознавательный знак — желтый круг диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диа­ метром 30 мм. расположенными по углам воображаемого равно­ стороннего треугольника, верши­ на которого обращена вниз. Нз- Д ОПОЛНЕНИЯ более чет­ ко излагают обязанно­ сти пассажиров. «Пасса­ жирам запрещается препятст­ вовать закрытию дверей или от­ крывать их до полной останов­ ки транспортного средства. Пассажиры не должны созда­ вать помех и отвлекать водите­ ля от управления транспортным средством» — так гласит пункт 23 Правил в новой редакции. Обратите внимание на пункт 151 «Запрещается перевозить людей»: Д О Л Ж Е Н З Н А Т Ь * К А Ж Д Ы Й В О Д И Т Е Л Ь И П Е Ш Е Х О Д Ю Р Ж Ш Р Ш М У Ш Г О а і о б н а я выми сигналами, из которых по крайней _ мере один красного цвета, на дорогах, имеющих не более двух полос для движе­ ния в данном направлении, во­ дители других транспортных средств обязаны остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии — у края проез­ жей части. Возобновлять дви­ жение разрешается лишь после проезда замыкающего колонну автомобиля с включенными дву­ мя или более проблесковыми сигналами, из которых по край­ ней мере один — зеленого цве­ та. Для обеспечения более безо­ пасной работы дорожных машин и механизмов изменение в пункте 13 разрешает водителям дорожных машин и механизмов, оборудованных проблесковым маячком оранжевого цвета, в процессе выполнения работ от­ менен и опознавательный знак, устанавливаемый на автомоби­ лях, переоборудованных для ручного управления. Он пред­ ставляет собой желтый круг ди­ аметром 160 мм с вписанным в него равносторонним треуголь­ ником черного цвета, вершина которого обращена вниз, и нане­ сенной па него буквой «Р» жел­ того цвета. Все перечисленные опознавательные знаки должны устанавливаться на переднем и заднем стекле автомобиля. Внесены изменения и в дейст­ вия водителя в случае дорож­ но-транспортного происшествия. Теперь пункт 15 подпункта «а» гласит о том. что водители, при­ частные к происшествию, обя­ заны без промедления остано­ виться, включить аварийную световую сигнализацию (одно­ временно мигающие указатели поворотов), а прн ее неисправ­ ности или отсутствии выставить в соответствии с требованиями пункта 101 настоящих правил знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места происшест­ вия транспортное средство, я также другие предметы, имею­ щие отношение к происшест­ вию. Ё. МАКСИМОВ, сотрудник Главного управления ГАИ МВД СССР. а) вне кабины автомобиля- самосвала, автомобиля-цистер­ ны, трактора и других специали­ зированных автомобилей, само­ ходных машин и механизмов, конструкция которых не при­ способлена для перевозки лю­ дей. а также на грузовом прице­ пе (полуприцепе), в кузове гру­ зового мотоцикла; б) на переднем сидеинн лег­ кового автомобиля и на заднем сидении мотоцикла —• детей, не достигших 12-летнего возраста. Примечание: Допускается пе- ревознть детей на переднем си­ дении в специальных детских автомобильных сидениях, за­ крепляемых в соответствии с инструкцией по их применению; в) сверх количества, предус­ мотренного технической харак­ теристикой данного транспорт­ ного средства, не считая детей, не достигших 12-летнего в о з р а ­ ста». Если ныне действующие пра­ вила предусматривают, что при перевозке групп детей на авто­ бусе пли грузовом автомобиле спереди и сзади должны быть установлены соответствующие опознавательные знаки, то с 1 января 1979 года, кроме это­ го, необходимо будет еще вклю­ чить ближний свет фар. В. КОСТЕНКО, госавтоинс- пектор ГАИ УВД Мурман­ ского облисполкома. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. Базовый комитет профсоюза объединения «Мурманрыб- пром» доводит до сведения, что проверка списков школьни­ ков, приглашенных на новогодние праздники, будет прово­ диться во Дворце культуры им. С. М. Кирова 26, 27, 2 8 де­ кабря с 18 до 2 0 часов. КРОССВОРД ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Река на Кольском полуострове. 8. Угломерный прибор. 10. Д ес­ пот. 11. Река в Южной Америке. 12. Чешский поэт. 13. Тип судна.16. Морская мера длины. 18. Круг, сфера. 19. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира меж­ ду народами». 21. Областной центр. 24. Совет­ ский композитор. 27. Часть рыболовного сна­ ряжения. 29. Культовое сооружение у му­ сульман. 30. Денежная основа для расчетов. 31. Устройство для пуска двигателей. 32. Опе­ ра А. С. Дасгомыжского. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Военно-металлургиче­ ский концерн. 2. Рукописный акт русского фе­ одального права. 3. Мягкосердечность. 4. Французский драматург. 5. Холодное оружие. 6. Многолетний режим погоды. 9. Мелкая форма корюшки. 14. Штат в США. 15. Исто­ рическая область в Испании. 16. Русская народная сказка. 17. Ягодный кустапник. 20. Остов, скелет. 22. Перечень, список. 23. Подъ­ емный механизм. 25. Богиня плодородия и любви. 26. Мелкое судно. 28. Смазка двига­ телей. GO. Малая планета. Составил Н. ШУТОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 12 НОЯБРЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Бакштаг. 8. Кабо­ таж. 9. Водорез. 10. Бакштов. 15. Арбалет. 16. Блокшив. 19. Траулер. 20. Яковлев. 23. Шпигат. 24. Такелаж. 25. Снасть, 26. Дина­ мит. 27. Выстрел. 23. Касолка. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Параван. 2. Пароход. 4, Караван. 5. Компас. С. Корвет. 7. Беседка. 11. Траверс. 12. Ресивер. 13. Альпака. 14. Силомер. 17. Бушприт. 18. Асаидек. 21. Ка­ питан. 22. Калышка. С промысла —в попт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-300 «Муром», ТР «М. Ломоносов», ТР «Б. Сафонов», танкера «Ке- кур». ЗАВТРА: РТ-229 «Ше- лонь», БМРТ-450 «Боль­ шевик», ПСТ-1323 «Кире- евск», СРТ-840 «Медвежий». 2 6 ДЕКАБРЯ: РТ-188 «Лавна», СТР-302 «Союз- 10», танкера «Грозный», эки­ пажа БМРТ-128 «Приоке- жье» из Москвы на самоле- «Рыбный Мурман*. Индекс 52801, Цепа 1 экз. — 2 кон. І\1ур ?■ ;аиска л сбластна я тнпо* графил, г. Мурманск'. Зак. 10 ! і 1. ГІН-0335 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz