Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.
Рис. В. Егорова. Почему мы так говорим? ■ Девятый в а л П ОЧЕМУ ИМЕННО ДЕ ВЯТЫЙ ВАЛ, а но какой-либо другой, считается по народному по верью самым сильным? Ведь в более отдаленные времена греки считали таким валом третий, а римляне — деся тый. Происхождение этого вы ражения имеет, по-видимому, следующую историю. Огром ные пространства океанов н мореіі редко бывают спокой ными. Под действием ветра возникают волны, которые в зависимости от его силы мо гут достигнуть в открытом океане огромных размеров. Наблюдением установлено, что отдельные волны во вре мя сильных штормов могут достигнуть высоты 18—20 метров (высота пятиэтажно го дома). Однако пз-за нерав номерности ветра на одном и том же участке моря обра зуются волны разных на правлений и величин. Более короткие и невысокие волны складываются с нагоняющи ми их более длинными и вы сокими. Тогда-то и создают ся среди бурного моря либо очень высокие одиночные волны (до 30 м) или группы высоких волн, либо, наобо рот, участки сравнительно спокойного моря. Еще в начале XIX века Бофортом была составлена шкала, с помощью которой и в наши дни по силе ветра определяют степень волне ния моря. Шкала разбита на 12 баллов. Самой большой силе ветра (12 баллов) со ответствует самый большой балл волнения — девятый. Очевидно, возвращаясь из дальних плаваний, видавшне виды «морские волки» с ув лечением рассказывали ' о страшных бурях, в которых волнение в девять баллов не раз грозило оппокинуть их суда. Впоследствии искажен ное в многочисленных пере сказах. не всем понятное слово «балл» постепенно трансформировалось в более доступное для понимания <вал». В. СУКАЧ, действитель ный член Географическо го общества СССР. С 1 ЯНВАРЯ 1979 года вступают в действие до полнения и изменения к Правилам дорожного движения. В дополнениях и изменениях большое внимание уделено обеспечению безопасности дви жения в условиях плохой види мости, а также во время движе ния автомобилей в колоннах и при буксировке. Так, в новой редакции пункта 133 говорится о том, что при движении днем в условиях недостаточной види мости, а также в туннелях на транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. Здесь же объясняется, что условиями недостаточной види мости считаются метеорологи ческие условия (туман, дождь, снегопад и т. п.), когда расстоя ние видимости не менее 100 метров, как прежде, а до 300 метров. Пункт 132 обязывает водите лей в темное время суток на неосвещенных участках дорог двигаться с ближним или даль ним светом фар, а на освещен ных — с ближним светом или габаритными огнями. Что же касается 141-го пункта настоя щих правил, то там теперь го ворится, что при буксировке в световое время суток независи мо от условий видимости на бук сирующем транспортном сред стве должен быть включен ближний свет фар, а на букси руемом — габаритные огни. В новой редакции по-иному выглядит и пункт 154. Теперь при перевозках крупногабарит ных, тяжеловесных или опасных грузов в световое время суток независимо от условий видимо сти необходимо включать фары. Пункт 71 говорит о том. что на транспортном средстве при дви жении в колонне в световое время суток независимо от ус ловий видимости также должен быть включен ближний свет фар. В целях обеспечения безопас ного проезда транспортных средств, сопровождаемых пат рульными автомобилями или мотоциклами Госавтоинспекции, внесены изменения в пункт 13 Правил дорожного движения. Д ОРОЖНАЯ ПОЛИ ЦИЯ Франции по лучила право останав ливать водителей автомоби лей для проверки содержания алкоголя в крови. Раньше такой контроль проводился лишь в случае аварии или на рушения правил движения. Служба безопасности дви жения имеет для этой цели электронный аппарат разме ром не более карманной счет ной машинки (на снимке). При разном количестве алко голя в крови зажигаются лам почки различного цвета. Фото Кейстон — ТАСС. Четко определены действия других участников движения в данной ситуации. Они обязаны уступить дорогу и в случае не обходимости остановиться для обеспечения беспрепятственно го проезда транспортных средств, подающих специаль ные звуковые или световые сиг налы, либо сопровождаемых ав томобилями или мотоциклами ГАИ. При приближении автомоби лей. сопровождаемых транс портными средствами с включен ными двумя и более проблеско- ступать от треоовашш ряда пунктов Правил дорожного дви- жения при условии обеспечения безопасности движения. Пункт 175 обязывает автомо били, управляемые глухонемы ми или глухими водителями, ус танавливать на транспортном средстве опознавательный знак — желтый круг диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диа метром 30 мм. расположенными по углам воображаемого равно стороннего треугольника, верши на которого обращена вниз. Нз- Д ОПОЛНЕНИЯ более чет ко излагают обязанно сти пассажиров. «Пасса жирам запрещается препятст вовать закрытию дверей или от крывать их до полной останов ки транспортного средства. Пассажиры не должны созда вать помех и отвлекать водите ля от управления транспортным средством» — так гласит пункт 23 Правил в новой редакции. Обратите внимание на пункт 151 «Запрещается перевозить людей»: Д О Л Ж Е Н З Н А Т Ь * К А Ж Д Ы Й В О Д И Т Е Л Ь И П Е Ш Е Х О Д Ю Р Ж Ш Р Ш М У Ш Г О а і о б н а я выми сигналами, из которых по крайней _ мере один красного цвета, на дорогах, имеющих не более двух полос для движе ния в данном направлении, во дители других транспортных средств обязаны остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии — у края проез жей части. Возобновлять дви жение разрешается лишь после проезда замыкающего колонну автомобиля с включенными дву мя или более проблесковыми сигналами, из которых по край ней мере один — зеленого цве та. Для обеспечения более безо пасной работы дорожных машин и механизмов изменение в пункте 13 разрешает водителям дорожных машин и механизмов, оборудованных проблесковым маячком оранжевого цвета, в процессе выполнения работ от менен и опознавательный знак, устанавливаемый на автомоби лях, переоборудованных для ручного управления. Он пред ставляет собой желтый круг ди аметром 160 мм с вписанным в него равносторонним треуголь ником черного цвета, вершина которого обращена вниз, и нане сенной па него буквой «Р» жел того цвета. Все перечисленные опознавательные знаки должны устанавливаться на переднем и заднем стекле автомобиля. Внесены изменения и в дейст вия водителя в случае дорож но-транспортного происшествия. Теперь пункт 15 подпункта «а» гласит о том. что водители, при частные к происшествию, обя заны без промедления остано виться, включить аварийную световую сигнализацию (одно временно мигающие указатели поворотов), а прн ее неисправ ности или отсутствии выставить в соответствии с требованиями пункта 101 настоящих правил знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места происшест вия транспортное средство, я также другие предметы, имею щие отношение к происшест вию. Ё. МАКСИМОВ, сотрудник Главного управления ГАИ МВД СССР. а) вне кабины автомобиля- самосвала, автомобиля-цистер ны, трактора и других специали зированных автомобилей, само ходных машин и механизмов, конструкция которых не при способлена для перевозки лю дей. а также на грузовом прице пе (полуприцепе), в кузове гру зового мотоцикла; б) на переднем сидеинн лег кового автомобиля и на заднем сидении мотоцикла —• детей, не достигших 12-летнего возраста. Примечание: Допускается пе- ревознть детей на переднем си дении в специальных детских автомобильных сидениях, за крепляемых в соответствии с инструкцией по их применению; в) сверх количества, предус мотренного технической харак теристикой данного транспорт ного средства, не считая детей, не достигших 12-летнего в о з р а ста». Если ныне действующие пра вила предусматривают, что при перевозке групп детей на авто бусе пли грузовом автомобиле спереди и сзади должны быть установлены соответствующие опознавательные знаки, то с 1 января 1979 года, кроме это го, необходимо будет еще вклю чить ближний свет фар. В. КОСТЕНКО, госавтоинс- пектор ГАИ УВД Мурман ского облисполкома. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. Базовый комитет профсоюза объединения «Мурманрыб- пром» доводит до сведения, что проверка списков школьни ков, приглашенных на новогодние праздники, будет прово диться во Дворце культуры им. С. М. Кирова 26, 27, 2 8 де кабря с 18 до 2 0 часов. КРОССВОРД ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Река на Кольском полуострове. 8. Угломерный прибор. 10. Д ес пот. 11. Река в Южной Америке. 12. Чешский поэт. 13. Тип судна.16. Морская мера длины. 18. Круг, сфера. 19. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира меж ду народами». 21. Областной центр. 24. Совет ский композитор. 27. Часть рыболовного сна ряжения. 29. Культовое сооружение у му сульман. 30. Денежная основа для расчетов. 31. Устройство для пуска двигателей. 32. Опе ра А. С. Дасгомыжского. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Военно-металлургиче ский концерн. 2. Рукописный акт русского фе одального права. 3. Мягкосердечность. 4. Французский драматург. 5. Холодное оружие. 6. Многолетний режим погоды. 9. Мелкая форма корюшки. 14. Штат в США. 15. Исто рическая область в Испании. 16. Русская народная сказка. 17. Ягодный кустапник. 20. Остов, скелет. 22. Перечень, список. 23. Подъ емный механизм. 25. Богиня плодородия и любви. 26. Мелкое судно. 28. Смазка двига телей. GO. Малая планета. Составил Н. ШУТОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 12 НОЯБРЯ ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Бакштаг. 8. Кабо таж. 9. Водорез. 10. Бакштов. 15. Арбалет. 16. Блокшив. 19. Траулер. 20. Яковлев. 23. Шпигат. 24. Такелаж. 25. Снасть, 26. Дина мит. 27. Выстрел. 23. Касолка. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Параван. 2. Пароход. 4, Караван. 5. Компас. С. Корвет. 7. Беседка. 11. Траверс. 12. Ресивер. 13. Альпака. 14. Силомер. 17. Бушприт. 18. Асаидек. 21. Ка питан. 22. Калышка. С промысла —в попт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-300 «Муром», ТР «М. Ломоносов», ТР «Б. Сафонов», танкера «Ке- кур». ЗАВТРА: РТ-229 «Ше- лонь», БМРТ-450 «Боль шевик», ПСТ-1323 «Кире- евск», СРТ-840 «Медвежий». 2 6 ДЕКАБРЯ: РТ-188 «Лавна», СТР-302 «Союз- 10», танкера «Грозный», эки пажа БМРТ-128 «Приоке- жье» из Москвы на самоле- «Рыбный Мурман*. Индекс 52801, Цепа 1 экз. — 2 кон. І\1ур ?■ ;аиска л сбластна я тнпо* графил, г. Мурманск'. Зак. 10 ! і 1. ГІН-0335 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz