Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

I I f s I i s С а м ы й б о л ь ш е Т Р А У Л Е Р С АМОЕ большое в мире рыболовное судке — длиной 118 метров и грузоподъемностью 3550 тонн — строят гданьские ко­ раблестроители по заказу Советского Союза. Это судно будет ловить рыбу на боль­ ших глубинах (до 2000 мет­ ров). П О Д В О Д Н Ы Е К О С И Л К И К о л л е к т и в судоре­ монтного цеха Бело­ морской базы госу­ дарственного лова рыбы вы­ пустил опытную партию ме­ ханических установок для заготовки морских пищевых водорослей в Белом море. Новинка представляет со­ бой металлическую конструк­ цию, которая монтируется на судах типа МРБ. Она ком­ пактна, надежна, удобна в эксплуатации и избавит сбор­ щиков даров моря от тяже­ лого труда с помощью обыч­ ной драги. В. ПЕТРОВ. S o t З НАКОМЬТЕСЬ: токарь завода «Севреммаш» Галина Васильевна Березина. Пришла в коллектив четыре года назад, после окончания ГПТУ № 12. Работа ей по душе, недаром план она перевыполняет. И еще интерес­ ный факт — молодой токарь борется за звание ударника коммунистического труда. Фото Б. Щукина. КОРАБЛЬ- « Р Е Ш Е Т О » Т ЫСЯЧЕЛЕТИЯ су­ ществует мореплава­ ние. Какие только су­ да не бороздили моря и оке­ аны! Но инженерная мысль продолжает работать над соз­ данием новых кораблей. Предлагается построить «корабль - решето». Нос и корма нового корабля настоя­ щие, зато средняя часть со­ стоит из ажурных ячеек, в которые загружаются водо­ непроницаемые контейнеры. Такая конструкция намно­ го облегчит вес судна. Б ОРЬКА запрыгал от нетерпения, когда те­ тя, вошедшая внезап­ но в их квартиру, выставила подарочный пакет и объяви­ ла: — Это вам дед с моря при­ слал. Борька, разобравшись в па­ кете, особенно заинтересо­ вался тортом. — Бабушка, дай кусочек... Елена Егоровна пристру­ нила: — Подожди, завтра будем есть. Хочешь яблоки, конфе­ ты? Они тоже от деда. А торг —' завтра. Назавтра были Октябрьский праздник и именины Елены Егоровны. По этому случаю и получила от мужа с моря подарок. А позже ей принес­ ли радиограмму: «Дорогая, : любимая Леночка. В этот праздничный день поздрав­ ляю тебя... Спокойствия, сча­ стья! Крепко обнимаю, це­ лую. Твой Борис». Они три года назад отпра­ здновали серебряную свадь­ бу, а он, как давно в молодо­ сти, до сих пор: Леночка... Леночка. «Леночка, у меня все хорошо. В порту 19 но­ ября...» Так в каждой радио­ грамме, а их за рейс собира­ ется объемистая пачка. В от­ вет — не меньше, скорее, на­ оборот. II тоже нежность, за­ бота. Речь — о моряцкой семье Хаценко. Глава ее Борне Се­ менович, капитан-директор БМРТ «Салют» Мурманско­ го тралоЕого флота. Борька — его внук. У Елены Егоров­ ны тоже есть «тезка» — внучка Леночка. Дед и ба­ бушка гордятся этим и благо- ' дарны сыновьям -— Сергею и Александру, что те назвали своих детей в их честь. Зна­ чит, все дорогое, отданное им от родительского сердца, с любовью помнится. Сейчас, как обычно быва­ ет в рыбацких семьях, редко удается собраться вместе. Про отца говорить нечего, Елена Егоровна привыкла, если к этому вообще можно привыкнуть, к постоянным разлукам. А три года назад ушел в плавание и старший сын — Сергей. Сегодня он рефрижераторный машинист БМРТ «Волгобалт». Алек- сандп офицер, служит далеко от Мурманска. Хозяйке дома остается только тревожиться За каждого, нянчиться с вну­ ками да ждать, что, может быть, очередные отпуска у всех ^ѵдут в одно время. Р АССКАЗЫВАЮ О СЕМЬЕ ХАЦЕНКО, помня слова Бориса Семеновичах — Все, чего достиг в жиз­ ни, сделал для фота, во всем добром со мною рядом всег­ да Елена Егоровна, дом — моя опора, мой надежный тыл. А в становлении его, как моряка * промысловика, капи­ тан Хаценко отдает главную роль Павлу Алексеевичу З а­ дорину, Михаилу Михайлови­ чу Епарину. Уважаемые на флоте люди, они много сде­ лали для умножения его сла­ вы. Павел Алексеевич Задорин. Ветеран рыбного Мурмана. Кавалер многих правительст­ венных наград. Это он одним из первых проложил курсы больших морозильных трау­ леров в период их освоения в Северо-Западную Атлантику, к экватору за сардиной. II много других славных дел в его послужном списке. Михаил Михайлович в свое время возглавлял службу мо­ реплавания флота. А перед этим были многие и многие рейсы за рыбой младшим помощником капитана, капи­ таном, а будучи главным флотским специалистом, на- ставлял молодых умело и без риска работать. Одного из правил, передан­ ных наставниками, Хаценко вот уже 28 лет придержи­ вается в своей рыбацкой службе. — Помню до сих пор сло­ ва, сказанные Павлом Алек­ сеевичем Задориным_ мне, «зеленому» тогда штурману: «Имен четко определенную цель. II не меняй решений, когда оно у тебя обдумано, все взвешено и ты уже при­ кинул, как будешь действо­ вать. В морской практике колебания к хорошему не приведут». — И он, к примеру, приво­ дил обычную ситуацию: «Вот, скажем, ты шварту­ ешься, рассчитал каждый ма­ невр, а в последний момент засомневался. Считай, швар­ товка не удалась. Или дров наломаешь, или начинай все заново». С этих позиций — настой­ чиво добиваться цели Борис Семенович трудился, когда три года подряд руководи­ мый им экипаж БМРТ «Се­ рафимович» вылавливал бо­ лее ста тысяч центнеров ры­ бы. Награжден был капитан- директор орденом «Знак По­ чета», грамотой Верховного Совета РСФСР. Или совсем недавний рейс на БМРТ «Салют», который в порту встречали с оркест­ ром, — почетное для моря­ ков возвращение. ...Они начинали год в дол­ жниках: судоремонтники во­ время не выпустили траулер в плавание. II вместо декаб­ ря отошли от причала в мар­ те1. При всем желании за ос­ тавшиеся 20 суток квартала невозможно было наверстать потерянное. Капитан при поддержке су­ дового актива принимает ре­ шение просить руководство флота запланировать им участие в осенней мойвенной путине. Берег не только нод- держал, но и посоветовал воз­ главить соревнование в этот период за эффективное ис­ пользование судовых мощно­ стей. Благо. «Салют» по тех­ ническому состоянию в долж­ ном порядке, да и опыт Ха­ ценко многое значил. Из сводок с путины мы зна­ ли: «Салют» оправдывает звание инициатора. Но что могли рассказать бесстраст­ ные цифры о рекордных тон­ нах выловленной мойвы, ког­ да там, на промысле, один день не был похож на дру­ гой. В ОСПОЛЬЗУЮСЬ УС­ ЛОВНОЙ ХРОНОЛО­ ГИЕЙ того рейса, что­ бы показать, какими забота­ ми жили экипаж, капитан, ка­ ких усилий стоили рекорды. День первый. Машинная команда обсуждает обяза­ тельство по экономии горю­ че-смазочных материалов. Мнение единодушное: дело нужное, государственное. Хаценко добавляет: «Надо конкретно определить, сколь­ ко сможем сэкономить, за счет чего». День второй. Механическая служба сумела установить такие нормы расхода пара для рыбомучной установки, что и котел не надо форсиро­ вать (сжигать меньше кило­ граммов топлива) и РМУ ра­ ботала в полную меру без ущерба качеству продукции. День третий. Капитан-ди­ ректор определил тактику промысла. При сильном вол­ нении моря, а штормовая по­ года преобладала, лучше сна­ чала зайти на ветер, а тра­ ление делать по ветру — лег­ че «тянуть» главному двига­ телю. Еще экономия. При пелагическом лове траловая лебедка испытыва­ ет большое напряжение. Что­ бы снизить его, вместо 1200 метров оставили на бараба­ нах меньше половины этого количества ваеров. Глубины позволяли. (Отступление. К концу рей­ са экипаж имел в своем ак­ тиве сэкономленных 30 тонн дизельного топлива). День четвертый. Рефриже­ раторный механик Евгений Евгеньевич Шардин разра­ ботал график закатки и вы­ катки клетей, позволивших уменьшить расход холода в морозильных камерах, а сле­ довательно, повысить их про­ изводительность, упорядочи­ лась работа рыбообработ­ чиков. Новшество приняли в шты­ ки, даже технолог, хороший специалист Владимир Нико­ лаевич Тункалов. Коммунис­ ты на своем собрании повели об этом разговор. Владимир Николаевич признал, что де­ ло тут не в нереальности гра­ фика, а психологически не могли матросы на него пере­ строиться. Хаценко потом сутки про­ вел на рыбной фабрике, конт­ ролировал, чтобы минута в минуту шла выкатка, закатка клетей. И что же? В один голос все заявили: «Так ра­ ботать удобнее». Суточная прибавка •— несколько тони готовой продукции, Это были те тонны. что позволяли экипажу идти впе­ реди, оставаться лидером со­ ревнования. День пятый. Моряки стали жаловаться на плохое каче­ ство пищи. Капитан-директор решил саіи вмешаться. У не­ го был один и, на мой взгляд, самый веский аргу­ мент: «Все работают в пол­ ную силу. А когда человек хорошо потрудится, у него и аппетит соответственный. А вы чем кормите?!» Дело по­ правилось, хотя один приказ на взыскание и пришлось подписать. День шестой. Как выясни­ лось, с промыслом в пелагиа- ле из всех помощников капи­ тана знаком лишь старпом. Про четвертого говорить нече­ го—недавний выпускник, тре­ тий —- со стажем, но прояв: ляет удивительную беспо­ мощность, второй направлен с судов бортового траления. К его чести, быстро все схва­ тывает, п на мостике стано­ вится одним активным шты­ ком больше. К концу рейса судовой комитет предложил кандидатуру Александра Степановича Демина к на­ граждению почетной грамо­ той флота. Это — потом. А поначалу основная забота 0 безопасно­ сти плавания, уловах -— на плечи Хаценко и его старше­ го помощника Михаила Ни­ китича Гопчарука. День седьмой, в который пришлось решать еще кучу «мелких» проблем. При подъеме трала на вах­ те мастера по добыче Нико­ лая Николаевича Матусевича могла возникнуть опасная си­ туация. Хаценко запретил ра­ боту, мастер в амбицию, сут­ ки не выходил на вахту. Оду­ мался, пришел к капитану с извинением. «Ты не имеешь права рисковать людьми»,— наставлял Борис Семенович. На совещании комсостава обсуждали результаты про­ мысла окуня. Капитан-дирек­ тор нашел в себе мужество признать свою ошибку — не­ правильно выбрал район. Это тоже одно из положительных качеств Хаценко: как ни горько, но лучше выслушать правду, чем видеть постоян­ но недосказанность, которая мешает общему делу. ТО ЕІЦЕ БЫЛО в этот день? Встреча в эфире с напарником по соревнованию—коллегой с БМРТ «Дружба» Иваном Ан­ дреевичем Уткиным. Прини­ мали гостей с БМРТ «Злато­ уст», делились опытом выра­ ботки мороженой мойвы в двухкилограммовых брике­ тах. А потом послал радиограм­ му, поздравив Елену Егоров­ ну с днем рождения. «Доро­ гая, любимая Леночка...» У них в прекрасные даты дни рождения —- 7 ноября и 9 мая. Жаль только, что редко приходится в такие двойные праздники быть вместе. [ Трудное рыбацкое счастье. | В ХРЯШКОВ. Ш о А д р у г — я а с т а в н я к ТРУДНОЕСЧАСТЬЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz