Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.
I I f s I i s С а м ы й б о л ь ш е Т Р А У Л Е Р С АМОЕ большое в мире рыболовное судке — длиной 118 метров и грузоподъемностью 3550 тонн — строят гданьские ко раблестроители по заказу Советского Союза. Это судно будет ловить рыбу на боль ших глубинах (до 2000 мет ров). П О Д В О Д Н Ы Е К О С И Л К И К о л л е к т и в судоре монтного цеха Бело морской базы госу дарственного лова рыбы вы пустил опытную партию ме ханических установок для заготовки морских пищевых водорослей в Белом море. Новинка представляет со бой металлическую конструк цию, которая монтируется на судах типа МРБ. Она ком пактна, надежна, удобна в эксплуатации и избавит сбор щиков даров моря от тяже лого труда с помощью обыч ной драги. В. ПЕТРОВ. S o t З НАКОМЬТЕСЬ: токарь завода «Севреммаш» Галина Васильевна Березина. Пришла в коллектив четыре года назад, после окончания ГПТУ № 12. Работа ей по душе, недаром план она перевыполняет. И еще интерес ный факт — молодой токарь борется за звание ударника коммунистического труда. Фото Б. Щукина. КОРАБЛЬ- « Р Е Ш Е Т О » Т ЫСЯЧЕЛЕТИЯ су ществует мореплава ние. Какие только су да не бороздили моря и оке аны! Но инженерная мысль продолжает работать над соз данием новых кораблей. Предлагается построить «корабль - решето». Нос и корма нового корабля настоя щие, зато средняя часть со стоит из ажурных ячеек, в которые загружаются водо непроницаемые контейнеры. Такая конструкция намно го облегчит вес судна. Б ОРЬКА запрыгал от нетерпения, когда те тя, вошедшая внезап но в их квартиру, выставила подарочный пакет и объяви ла: — Это вам дед с моря при слал. Борька, разобравшись в па кете, особенно заинтересо вался тортом. — Бабушка, дай кусочек... Елена Егоровна пристру нила: — Подожди, завтра будем есть. Хочешь яблоки, конфе ты? Они тоже от деда. А торг —' завтра. Назавтра были Октябрьский праздник и именины Елены Егоровны. По этому случаю и получила от мужа с моря подарок. А позже ей принес ли радиограмму: «Дорогая, : любимая Леночка. В этот праздничный день поздрав ляю тебя... Спокойствия, сча стья! Крепко обнимаю, це лую. Твой Борис». Они три года назад отпра здновали серебряную свадь бу, а он, как давно в молодо сти, до сих пор: Леночка... Леночка. «Леночка, у меня все хорошо. В порту 19 но ября...» Так в каждой радио грамме, а их за рейс собира ется объемистая пачка. В от вет — не меньше, скорее, на оборот. II тоже нежность, за бота. Речь — о моряцкой семье Хаценко. Глава ее Борне Се менович, капитан-директор БМРТ «Салют» Мурманско го тралоЕого флота. Борька — его внук. У Елены Егоров ны тоже есть «тезка» — внучка Леночка. Дед и ба бушка гордятся этим и благо- ' дарны сыновьям -— Сергею и Александру, что те назвали своих детей в их честь. Зна чит, все дорогое, отданное им от родительского сердца, с любовью помнится. Сейчас, как обычно быва ет в рыбацких семьях, редко удается собраться вместе. Про отца говорить нечего, Елена Егоровна привыкла, если к этому вообще можно привыкнуть, к постоянным разлукам. А три года назад ушел в плавание и старший сын — Сергей. Сегодня он рефрижераторный машинист БМРТ «Волгобалт». Алек- сандп офицер, служит далеко от Мурманска. Хозяйке дома остается только тревожиться За каждого, нянчиться с вну ками да ждать, что, может быть, очередные отпуска у всех ^ѵдут в одно время. Р АССКАЗЫВАЮ О СЕМЬЕ ХАЦЕНКО, помня слова Бориса Семеновичах — Все, чего достиг в жиз ни, сделал для фота, во всем добром со мною рядом всег да Елена Егоровна, дом — моя опора, мой надежный тыл. А в становлении его, как моряка * промысловика, капи тан Хаценко отдает главную роль Павлу Алексеевичу З а дорину, Михаилу Михайлови чу Епарину. Уважаемые на флоте люди, они много сде лали для умножения его сла вы. Павел Алексеевич Задорин. Ветеран рыбного Мурмана. Кавалер многих правительст венных наград. Это он одним из первых проложил курсы больших морозильных трау леров в период их освоения в Северо-Западную Атлантику, к экватору за сардиной. II много других славных дел в его послужном списке. Михаил Михайлович в свое время возглавлял службу мо реплавания флота. А перед этим были многие и многие рейсы за рыбой младшим помощником капитана, капи таном, а будучи главным флотским специалистом, на- ставлял молодых умело и без риска работать. Одного из правил, передан ных наставниками, Хаценко вот уже 28 лет придержи вается в своей рыбацкой службе. — Помню до сих пор сло ва, сказанные Павлом Алек сеевичем Задориным_ мне, «зеленому» тогда штурману: «Имен четко определенную цель. II не меняй решений, когда оно у тебя обдумано, все взвешено и ты уже при кинул, как будешь действо вать. В морской практике колебания к хорошему не приведут». — И он, к примеру, приво дил обычную ситуацию: «Вот, скажем, ты шварту ешься, рассчитал каждый ма невр, а в последний момент засомневался. Считай, швар товка не удалась. Или дров наломаешь, или начинай все заново». С этих позиций — настой чиво добиваться цели Борис Семенович трудился, когда три года подряд руководи мый им экипаж БМРТ «Се рафимович» вылавливал бо лее ста тысяч центнеров ры бы. Награжден был капитан- директор орденом «Знак По чета», грамотой Верховного Совета РСФСР. Или совсем недавний рейс на БМРТ «Салют», который в порту встречали с оркест ром, — почетное для моря ков возвращение. ...Они начинали год в дол жниках: судоремонтники во время не выпустили траулер в плавание. II вместо декаб ря отошли от причала в мар те1. При всем желании за ос тавшиеся 20 суток квартала невозможно было наверстать потерянное. Капитан при поддержке су дового актива принимает ре шение просить руководство флота запланировать им участие в осенней мойвенной путине. Берег не только нод- держал, но и посоветовал воз главить соревнование в этот период за эффективное ис пользование судовых мощно стей. Благо. «Салют» по тех ническому состоянию в долж ном порядке, да и опыт Ха ценко многое значил. Из сводок с путины мы зна ли: «Салют» оправдывает звание инициатора. Но что могли рассказать бесстраст ные цифры о рекордных тон нах выловленной мойвы, ког да там, на промысле, один день не был похож на дру гой. В ОСПОЛЬЗУЮСЬ УС ЛОВНОЙ ХРОНОЛО ГИЕЙ того рейса, что бы показать, какими забота ми жили экипаж, капитан, ка ких усилий стоили рекорды. День первый. Машинная команда обсуждает обяза тельство по экономии горю че-смазочных материалов. Мнение единодушное: дело нужное, государственное. Хаценко добавляет: «Надо конкретно определить, сколь ко сможем сэкономить, за счет чего». День второй. Механическая служба сумела установить такие нормы расхода пара для рыбомучной установки, что и котел не надо форсиро вать (сжигать меньше кило граммов топлива) и РМУ ра ботала в полную меру без ущерба качеству продукции. День третий. Капитан-ди ректор определил тактику промысла. При сильном вол нении моря, а штормовая по года преобладала, лучше сна чала зайти на ветер, а тра ление делать по ветру — лег че «тянуть» главному двига телю. Еще экономия. При пелагическом лове траловая лебедка испытыва ет большое напряжение. Что бы снизить его, вместо 1200 метров оставили на бараба нах меньше половины этого количества ваеров. Глубины позволяли. (Отступление. К концу рей са экипаж имел в своем ак тиве сэкономленных 30 тонн дизельного топлива). День четвертый. Рефриже раторный механик Евгений Евгеньевич Шардин разра ботал график закатки и вы катки клетей, позволивших уменьшить расход холода в морозильных камерах, а сле довательно, повысить их про изводительность, упорядочи лась работа рыбообработ чиков. Новшество приняли в шты ки, даже технолог, хороший специалист Владимир Нико лаевич Тункалов. Коммунис ты на своем собрании повели об этом разговор. Владимир Николаевич признал, что де ло тут не в нереальности гра фика, а психологически не могли матросы на него пере строиться. Хаценко потом сутки про вел на рыбной фабрике, конт ролировал, чтобы минута в минуту шла выкатка, закатка клетей. И что же? В один голос все заявили: «Так ра ботать удобнее». Суточная прибавка •— несколько тони готовой продукции, Это были те тонны. что позволяли экипажу идти впе реди, оставаться лидером со ревнования. День пятый. Моряки стали жаловаться на плохое каче ство пищи. Капитан-директор решил саіи вмешаться. У не го был один и, на мой взгляд, самый веский аргу мент: «Все работают в пол ную силу. А когда человек хорошо потрудится, у него и аппетит соответственный. А вы чем кормите?!» Дело по правилось, хотя один приказ на взыскание и пришлось подписать. День шестой. Как выясни лось, с промыслом в пелагиа- ле из всех помощников капи тана знаком лишь старпом. Про четвертого говорить нече го—недавний выпускник, тре тий —- со стажем, но прояв: ляет удивительную беспо мощность, второй направлен с судов бортового траления. К его чести, быстро все схва тывает, п на мостике стано вится одним активным шты ком больше. К концу рейса судовой комитет предложил кандидатуру Александра Степановича Демина к на граждению почетной грамо той флота. Это — потом. А поначалу основная забота 0 безопасно сти плавания, уловах -— на плечи Хаценко и его старше го помощника Михаила Ни китича Гопчарука. День седьмой, в который пришлось решать еще кучу «мелких» проблем. При подъеме трала на вах те мастера по добыче Нико лая Николаевича Матусевича могла возникнуть опасная си туация. Хаценко запретил ра боту, мастер в амбицию, сут ки не выходил на вахту. Оду мался, пришел к капитану с извинением. «Ты не имеешь права рисковать людьми»,— наставлял Борис Семенович. На совещании комсостава обсуждали результаты про мысла окуня. Капитан-дирек тор нашел в себе мужество признать свою ошибку — не правильно выбрал район. Это тоже одно из положительных качеств Хаценко: как ни горько, но лучше выслушать правду, чем видеть постоян но недосказанность, которая мешает общему делу. ТО ЕІЦЕ БЫЛО в этот день? Встреча в эфире с напарником по соревнованию—коллегой с БМРТ «Дружба» Иваном Ан дреевичем Уткиным. Прини мали гостей с БМРТ «Злато уст», делились опытом выра ботки мороженой мойвы в двухкилограммовых брике тах. А потом послал радиограм му, поздравив Елену Егоров ну с днем рождения. «Доро гая, любимая Леночка...» У них в прекрасные даты дни рождения —- 7 ноября и 9 мая. Жаль только, что редко приходится в такие двойные праздники быть вместе. [ Трудное рыбацкое счастье. | В ХРЯШКОВ. Ш о А д р у г — я а с т а в н я к ТРУДНОЕСЧАСТЬЕ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz