Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.
На жестяно - баночной фаб рике среди лучших — ударник коммунистического труда на ставник молодежи Антонина Астановиа Грязнова. Фото Б. Щукина. П О Д А Р О К ІІМІІІІІIIIIІІІІIIIII ИНН11IIIIII III IIMil [11ЕIII!IІІЕІІІІІІІІІІІІМІII1IIІИІІІІІ ИНН! ІІІII!Іі 111IІІНі III IIII11!II!ЩИII|ШIII і11!11 В 1977 году ребята из і zJiy- ба ю н ы х моряков «Това р и щ » узнали, что есть про мысловое судно, на борту ко торого написано и м я нашего города уч ен ых — Обнинск. Естественно, нас это всех за интересовало, начались по иски, которые привели с. от дел флота В Р П О «Севрыба», откуда быстро п р и ш е л ответ. Каково ж е было мое удивле ние, когда узнал, что С Р Т- м <Обнинск» принадлежит объ единению «Карелрыбпро.и , в эксплуатации оперативной группы Беломорской базы гослова, а возглавляет его старейший капитан М а р к Исаакович Любовский, кава лер ордена Ленина, с кото р ы м м ы работали бок о бок много лет до моего ухода на пенсию. Началось заочное знакомство н а ш и х ребят с командой С Р Т - м «Обнинск». П о ш л и письма, телеграммы. Летом 1978 года меня пр и гласили п.редседатель обкома профсоюза Ф. Ф. Низгирев и начальник оперативной группы Беломорской базы, гослова А. С. Носницин на День рыбака. К сожалению, С Р Т - м «Обнинск» досрочно у ш е л в .норе, встреча с командой .не состоялась. В беседах с А. С. Н о с н и ц и н ъ ш я рассказьйеал о ну жд е на шего клуба ю н ы х моряков в морских навигационных приборах. В этом году н а ш К Ю М по лучил новое помещение, а морского оборудования нет- П р и ш е л Ѳекабрь, время от крывать клуб, и вдруг... Как н е ж д а н н ы й подарок сказоч ного Деда Мороза, получаем два я щ и к а шт ур ма нс ки х приборов из Мурманска. Сколько ликования и радо сти, разговоров вызвали у ребят настоящие, «живые» компас, звездный глобус, спасательные жилеты, баро граф, а особенно бурную ре а к ц и ю — бинокли а флаги свода сигналов. И разве им е ет значение, что все — спи санное с судов. Важно, что это — ж и в ы е свидетели м о р ских походов н а ш и х друзей- прояіысловиков , которые м о ж н о потрогать рукой и при этом помечтать об океана. Ю н ы е морякиі Обнинска сердечно благодарят А л е к сандра Степановича Носни- цина, моринспекторов ф л о та. отдел снабжения Бело морской базы гослова. Теперь н а ш и ю н ы е м о р я ки мечтают о настоящей рынде, штурвале, а главная мечта — поездка в М у р манск, чтобы встретиться с экипажем «Обнинска» и ее капитаном М. И. Любовским. Бу де м надеяться! А. КОЛОБОРДЕНКО, председатель совета КЮМ «Товарищ». ОТ РЕДАКЦИИ: Как нам сообщили в оперативноіі группе Беломорской базы гослова, экипаж СРТ-м-1418 | «Обнинск» является передо вым в своем флоте. Андрей Иванович Колобор- денко более 20 лет работал в этой базе, много лет ходил в море капитаном, сейчас на заслуженном отдыхе, отдает много сил воспитанию под растающего поколения. Н АШЕ государство всегда уделяло и уделяет иск лючительно большое внимание вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов. Проблема борьбы со всеми видами загряз нения вод с годами не утрачи вает своей актуальности. Масш табы хозяйственной деятель ности, специфика современных технологических “ процессов, применяемых в промышленно сти, настоятельно требуют осу ществления специальных ме роприятий, направленных на охрану вод от загрязнения. Недавно Мурманская транс портная прокуратура в поряд к е общего надзора провела в Мурманском морском .рыбном порту, на рыбопромысловых флотах и береговых рыбопро мышленных предприятиях (Всесоюзного объединения «Сев- рыба» проверку исполнения Основ водного законодательст ва Союза ССР и союзных рес- ? ” блин, Указа Президиума ,верховного Совета СССР от 26 февраля 1974 года «Об усиле нии ответственности за загряз нение моря веществами, вред ными для здоровья люден или для живых ресурсов моря» и постановления Совета Минист- іров СССР от 14 февраля 1974 года по этому вопросу. Результаты проверки, к со жалению, не могут не беспоко ить. Выяснилось, что руководи тели порта, флотов и берего вых предприятий не обеспечи ли достаточно эффективных мер для предотвращения за грязнения акватории рыбного порта нефтепродуктами и дру гими веществами. По данным Мурманского уп равления Гидрометеослужбы, которыми мы располагаем, кон центрация нефтепродуктов в (Кольском заливе не уменьши лась по сравнению с многолет ними показателями. Аквато рия порта покрыта пленкой ры- <"' его жира, залив засорен отхо дами строительных материа лов, бытовым мусором, пище выми остатками. Вполне понятное и обосно ванное беспокойство у соответ ствующих работников ПИНРО л городскоіі санэпидстанции вызывает нынешнее состояние южной части залива, особенно в прибрежной зоне, пз-за сбро са неочищенных и пеобеззре- женных хозяйственно-бытовык сточных вод. Стоит напомнить, что Коль ский залив является рыбохо зяйственным водоемом первой категории. Здесь лежат мигра ционные пути на нерест цен ных проходных рыб — семги и горбуши, здесь происходит скат молоди этих рыб из рек Кола и Тулома к местам нагу ла и обитания. А наличие неф тепродуктов в водах — это уг роза живым ресурсам залива. Одна из причин загрязненно сти Кольского залива — невы волнение требований статьи 17 Лнов водного законодательст ва Союза ССР и союзных рес публик РСФСР, согласно кото рым рыбный порт, являясь первичным водопользователем, обязан обеспечивать нормаль ное состояние своей акватории, принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, в кото рых содержатся загрязняющие вещества. Между тем админист рация порта пе принимает ни каких мер к тем береговым предприятиям, которые сбра сывают в залив неочищенные сточные воды, не взыскивает с виновников убытки, ПрИЧН- рых не установлены. Количест во сбрасываемых стоков пе фиксируется. Проект очистно го сооружения для стоков мой ки деталей и опрессовочнсго стенда с органами рыбоохра ны пе согласован. Не обеспечивается надлежа щая очистка сточных вод и бе реговых объектов самого пор та, которые отводятся в Коль ский залив по 13 самостоятель ным выпускам. ' Стоки от льнозавода (началь ник- А. И. Шадрин, главный резервуарах. Процесс флотации практически не оказывает влия ния на очистку вод, что под тверждается данными анализов. ■Проектное задание на строи тельство станции согласовано с ‘Органами рыбоохраны 10 лет назад. За этот период изменил ся гидрохимический состав во ды залива, причем в худшую сторону. Имеют место случаи, когда очистные сооружения использу ются не по назначению. Несмотря на то, что берего- Э Т О В Ы З Ы В А Е Т Т Р Е В О Г У ценные тем пли иным неради вым хозяйственником, нару шающим водное законодатель ство. Предприятиями рыбной про мышленности Мурманска еже суточно сбрасывается в Коль ский залив 19,5 тысячи кубо метров загрязненных сточных вод — производственных и хо зяйственно-бытовых. Один толь ко рыбокомбинат сбрасывает в залив свыше 10 тысяч кубо метров сточных вод, загрязнен ных жирами, белками и взве шенными веществами. Со сто ками этого предприятия еже- годно попадает в залив свыше 7 тысяч тонн взвешенных ве ществ н свыше 3 тысяч тонн жиров. Но администрация ры бокомбината практически со рвала выполнение всех водоох ранных мероприятий. До на стоящего времени не построены комплексы локальных очист ных сооружений на заводах: коптильном № 1,.меджира, хо лодильных № 1 и 2. А имею щиеся локальные очистные сооружения работают неэффек тивно из-за примитивности их конструкции и неправильной эксплуатации. Проверкой, проведенной гид- рохимлабораторней Беломор ского бассейнового управления в мае 1973 года, установлено, что консервный завод № 1 (ди ректор И. Д. Сквирский, глав ный инженер В. С. Мкртычан) не обеспечивает выполнения требований статей 38 и 75 «Водного кодекса РСФСР». Очистка сточных вод от жиров практически не производится. Пуско-наладочные работы на очистных сооружениях не про ведены. Санитарной инспекцией уп равления «Мурмапрыбвод» вскрыт ряд нарушений в шопе этого года на СРЗ-1 (и. о. на чальника Л. П. Тимофеев), объединения «Мурманская су доверфь» (генеральный дирек тор А. В. Свиридов, главный инженер В. К. Власов). Учет фактического расхода вод па СРЗ-1 пе ведется. Имею щиеся на заводе 5 водомеров не действуют. Общий сток СРЗ Л? 1 харак теризуется большими колеба ниями концентрации взвешен ных веществ, причины кото ннженер Н. П. Пеликанов), со держащие в своем составе неф тепродукты и аммиак, взвешен ные вещества, проходят очист ку в примитивном отстойнике. Сооружение работает неудов летворительно. Данные анали зов показывают, что стоки в отстойнике подвергаются вто ричном.у загрязнению. На территории нефтебазы (начальник 3-го грузового райо на А. В, Легошин), около го ризонтальных масляных резер вуаров, большие разливы ма сел: пет поддонов, предотвра щающих попадание горюче смазочных материалов на грунт. На нефтепирсе, на ниж них площадках причалов — разливы нефтепродуктов, пе сок-. специально предназначен ный для их засыпки, применя ют несвоевременно. Из-за от сутствия на этих площадках ограждающих кромок нефте» продукты попадают в Кольский залив. С 1958 года в порту ведется реконструкция сетей канализа ции с целью передачи сточных вод рыбной промышленности в коллектор города Мурманска. Реконструкция должна быть закончена в 1979 году. Рабо ты по реконструкции сетей ве дутся крайне медленно. Реконструкция рыбного пор та ведется по технической до кументации, пе согласованной с органами рыбоохраны. Согла сование этих работ с Цент ральным управлением по рыбо хозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспро изводству рыбных запасов (ЦУРЭН) было лишь на пуско вой комплекс 1974 года. Некоторые комплексы очи стных сооружений рыбного порта введены в действие с от ступлениями от проекта, кото рые не согласованы с контроли рующими органами рыбоохра ны (очистная станция льяль- ных и балластных вод). Согласно титульному внутри- построечному списку иловая насосная должна быть построе на еще в 1976 году, однако она пе построена до сих пор. Отсут ствие иловой насосной станции значительно ухудшает степень очистки воды. Очистка стоков производит ся в основном за счет отстоя в вая станция очистки балласт ных н льяльных вод предназна чена для приема и переработки льяльно-балластных вод с су дов, она по существу превра щена в сліівнѵю емкость все возможных отходов. Воды Кольского залива за грязняются и судами. Только государственной инспекцией управления «Мурманрыбвода» за 1977 год по ВРПО «Севры ба» вскрыты 20 фактов загряз нения Кольского залива неф тепродуктами с судов. В 1978 году количество слу чаев загрязнения вод Кольско го залива нефтепродуктами резко возросло, и этоіі Же инс пекцией за первое полугодие вскрыто 19 случаев. 22 февраля 1978 года при стоянке у причала № 5 3-го грузового района Мурманского рыбного порта на танкере «Ра дий» управления «Севрыбхо- лодфлот» допущен перелив ма зутных вод через горловину танка в Кольский залив. Винов ные привлечены к администра тивной ответственности. 18 апреля допущено загряз нение акватории порта от плав- причала МСВ до 36-го прича ла порта н от 1-го причала рыб ного порта до плавдока СРЗ ММФ. Загрязнение произошло при постановке БМРТ-263 «Самшит» объединения «Мур- манрыбпром» в док. Главный инженер Н, А. Резничеико был подвергнут штрафу на сумму 100 рублей. В рыбном порту создана специальная диспетчерская служба «Алмаз» по координа ции операций с льяльными и балластными водами, по сбору мусора и пищевых отходов с судов, очистке акватории от плавающего мусора и нефтяной пленки (капитан порта Д. Я. Калюгии, начальник портофло- та И. М. Сизов). Одпако «Ал маз» не обеспечивает содержа ния акватории порта в чисто те, а нефтемусоросборщики са ми загрязняют залив нефте продуктами. 28 августа 1978 года из нефтемусоросборщика 5, ко торый стоял у борта диспетчер ской службы «Алмаз», произо шла утечка иефте-водяпой сме си, которая покрыла пленкой ковш залива в районе 18-го причала. У 6-го причала мазут собран не был. так как в это время работал только один нефтемусоросборщик, другие находились на ремонте; На сле дующий день акватория порта между 18-м и 26-м причалами тоже была покрыта нефтепро дуктами. Несмотря па то, что руко водители нефтебазы не прини мают . мер к предотвращению утечки нефтепродуктов в Коль ский залив и он систематиче ски загрязняется с территории нефтебазы, они ни разу не ли шались премии. Так, 17 мая 1977 года прои зошла утечка дизельного топ лива из трещины сварного сты ка межплощадного трубопро вода № 2. Мурманским управ лением «Мурмапрыбвод» за меститель начальника* нефте базы Исаков был привлечен к административной ответствен ности — наложен штраф 100 рублей. 11 мая 1978 года обнаруже но интенсивное загрязнение нефтепродуктами в районе неф тебазы 3-го грузового района рыбного порта. Загрязнение произошло тоже в результате утечки дизельного топлива из межплоіцадочных трубопрово дов. Акватория залива в месте поступления нефтепродуктов ограждена не была. Сбор неф тепродуктов с водцой поверх ности организован не был. На чальник 3-го грузового раііона А. В. Легошин был привлечен государственной санитарной инспекцией управления «Мур- манрыбвод» к административ ной ответственности. Однако Исаков и Легошин получили премии по итогам работы за 1977 год и премии за I п И кварталы 1978 года. Не лишены премии и другие должностные лица, допустив шие загрязнение Кольского за- лива и не выполнившие меро приятия по водоохрапе • уста новленные сроки, как, напри мер, старший инженер товаро транспортной группы 3-го гру зового района Р. И. Кубанская, сменный инженер этого же района А. А. Супранович, и. о. начальника льдозавода Пели канов. главный энергетик пор та Дегтярев, которые во втором квартале 1978 года допустили нарушения водного законода тельства и за эти нарушения были привлечены к админист ративной ответственности. Все это свидетельствует о том, что рыбопромышленные предприятия и суда ВРПО «Севрыба» не выполняют воз ложенные на них статьей 18 Конституции СССР обязанно сти принимать необходимые ме ры для сохранения в чистоте воды, обеспечения воспроизвод ства природных богатств и улучшения окружающей среды. В. ДРУЗЯКИН, мурман ский транспортный проку рор, старший советник юс тиции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz