Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

На жестяно - баночной фаб­ рике среди лучших — ударник коммунистического труда на­ ставник молодежи Антонина Астановиа Грязнова. Фото Б. Щукина. П О Д А Р О К ІІМІІІІІIIIIІІІІIIIII ИНН11IIIIII III IIMil [11ЕIII!IІІЕІІІІІІІІІІІІМІII1IIІИІІІІІ ИНН! ІІІII!Іі 111IІІНі III IIII11!II!ЩИII|ШIII і11!11 В 1977 году ребята из і zJiy- ба ю н ы х моряков «Това­ р и щ » узнали, что есть про­ мысловое судно, на борту ко­ торого написано и м я нашего города уч ен ых — Обнинск. Естественно, нас это всех за­ интересовало, начались по­ иски, которые привели с. от­ дел флота В Р П О «Севрыба», откуда быстро п р и ш е л ответ. Каково ж е было мое удивле­ ние, когда узнал, что С Р Т- м <Обнинск» принадлежит объ­ единению «Карелрыбпро.и , в эксплуатации оперативной группы Беломорской базы гослова, а возглавляет его старейший капитан М а р к Исаакович Любовский, кава­ лер ордена Ленина, с кото­ р ы м м ы работали бок о бок много лет до моего ухода на пенсию. Началось заочное знакомство н а ш и х ребят с командой С Р Т - м «Обнинск». П о ш л и письма, телеграммы. Летом 1978 года меня пр и ­ гласили п.редседатель обкома профсоюза Ф. Ф. Низгирев и начальник оперативной группы Беломорской базы, гослова А. С. Носницин на День рыбака. К сожалению, С Р Т - м «Обнинск» досрочно у ш е л в .норе, встреча с командой .не состоялась. В беседах с А. С. Н о с н и ц и н ъ ш я рассказьйеал о ну жд е на­ шего клуба ю н ы х моряков в морских навигационных приборах. В этом году н а ш К Ю М по­ лучил новое помещение, а морского оборудования нет- П р и ш е л Ѳекабрь, время от­ крывать клуб, и вдруг... Как н е ж д а н н ы й подарок сказоч­ ного Деда Мороза, получаем два я щ и к а шт ур ма нс ки х приборов из Мурманска. Сколько ликования и радо­ сти, разговоров вызвали у ребят настоящие, «живые» компас, звездный глобус, спасательные жилеты, баро­ граф, а особенно бурную ре­ а к ц и ю — бинокли а флаги свода сигналов. И разве им е ­ ет значение, что все — спи­ санное с судов. Важно, что это — ж и в ы е свидетели м о р ­ ских походов н а ш и х друзей- прояіысловиков , которые м о ­ ж н о потрогать рукой и при этом помечтать об океана. Ю н ы е морякиі Обнинска сердечно благодарят А л е к ­ сандра Степановича Носни- цина, моринспекторов ф л о ­ та. отдел снабжения Бело­ морской базы гослова. Теперь н а ш и ю н ы е м о р я ­ ки мечтают о настоящей рынде, штурвале, а главная мечта — поездка в М у р ­ манск, чтобы встретиться с экипажем «Обнинска» и ее капитаном М. И. Любовским. Бу де м надеяться! А. КОЛОБОРДЕНКО, председатель совета КЮМ «Товарищ». ОТ РЕДАКЦИИ: Как нам сообщили в оперативноіі группе Беломорской базы гослова, экипаж СРТ-м-1418 | «Обнинск» является передо­ вым в своем флоте. Андрей Иванович Колобор- денко более 20 лет работал в этой базе, много лет ходил в море капитаном, сейчас на заслуженном отдыхе, отдает много сил воспитанию под­ растающего поколения. Н АШЕ государство всегда уделяло и уделяет иск­ лючительно большое внимание вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов. Проблема борьбы со всеми видами загряз­ нения вод с годами не утрачи­ вает своей актуальности. Масш­ табы хозяйственной деятель­ ности, специфика современных технологических “ процессов, применяемых в промышленно­ сти, настоятельно требуют осу­ ществления специальных ме­ роприятий, направленных на охрану вод от загрязнения. Недавно Мурманская транс­ портная прокуратура в поряд­ к е общего надзора провела в Мурманском морском .рыбном порту, на рыбопромысловых флотах и береговых рыбопро­ мышленных предприятиях (Всесоюзного объединения «Сев- рыба» проверку исполнения Основ водного законодательст­ ва Союза ССР и союзных рес- ? ” блин, Указа Президиума ,верховного Совета СССР от 26 февраля 1974 года «Об усиле­ нии ответственности за загряз­ нение моря веществами, вред­ ными для здоровья люден или для живых ресурсов моря» и постановления Совета Минист- іров СССР от 14 февраля 1974 года по этому вопросу. Результаты проверки, к со­ жалению, не могут не беспоко­ ить. Выяснилось, что руководи­ тели порта, флотов и берего­ вых предприятий не обеспечи­ ли достаточно эффективных мер для предотвращения за­ грязнения акватории рыбного порта нефтепродуктами и дру­ гими веществами. По данным Мурманского уп­ равления Гидрометеослужбы, которыми мы располагаем, кон­ центрация нефтепродуктов в (Кольском заливе не уменьши­ лась по сравнению с многолет­ ними показателями. Аквато­ рия порта покрыта пленкой ры- <"' его жира, залив засорен отхо­ дами строительных материа­ лов, бытовым мусором, пище­ выми остатками. Вполне понятное и обосно­ ванное беспокойство у соответ­ ствующих работников ПИНРО л городскоіі санэпидстанции вызывает нынешнее состояние южной части залива, особенно в прибрежной зоне, пз-за сбро­ са неочищенных и пеобеззре- женных хозяйственно-бытовык сточных вод. Стоит напомнить, что Коль­ ский залив является рыбохо­ зяйственным водоемом первой категории. Здесь лежат мигра­ ционные пути на нерест цен­ ных проходных рыб — семги и горбуши, здесь происходит скат молоди этих рыб из рек Кола и Тулома к местам нагу­ ла и обитания. А наличие неф­ тепродуктов в водах — это уг­ роза живым ресурсам залива. Одна из причин загрязненно­ сти Кольского залива — невы волнение требований статьи 17 Лнов водного законодательст­ ва Союза ССР и союзных рес­ публик РСФСР, согласно кото­ рым рыбный порт, являясь первичным водопользователем, обязан обеспечивать нормаль­ ное состояние своей акватории, принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод, в кото­ рых содержатся загрязняющие вещества. Между тем админист­ рация порта пе принимает ни­ каких мер к тем береговым предприятиям, которые сбра­ сывают в залив неочищенные сточные воды, не взыскивает с виновников убытки, ПрИЧН- рых не установлены. Количест­ во сбрасываемых стоков пе фиксируется. Проект очистно­ го сооружения для стоков мой­ ки деталей и опрессовочнсго стенда с органами рыбоохра­ ны пе согласован. Не обеспечивается надлежа­ щая очистка сточных вод и бе­ реговых объектов самого пор­ та, которые отводятся в Коль­ ский залив по 13 самостоятель­ ным выпускам. ' Стоки от льнозавода (началь­ ник- А. И. Шадрин, главный резервуарах. Процесс флотации практически не оказывает влия­ ния на очистку вод, что под­ тверждается данными анализов. ■Проектное задание на строи­ тельство станции согласовано с ‘Органами рыбоохраны 10 лет назад. За этот период изменил­ ся гидрохимический состав во­ ды залива, причем в худшую сторону. Имеют место случаи, когда очистные сооружения использу­ ются не по назначению. Несмотря на то, что берего- Э Т О В Ы З Ы В А Е Т Т Р Е В О Г У ценные тем пли иным неради­ вым хозяйственником, нару­ шающим водное законодатель­ ство. Предприятиями рыбной про­ мышленности Мурманска еже­ суточно сбрасывается в Коль­ ский залив 19,5 тысячи кубо­ метров загрязненных сточных вод — производственных и хо­ зяйственно-бытовых. Один толь­ ко рыбокомбинат сбрасывает в залив свыше 10 тысяч кубо­ метров сточных вод, загрязнен­ ных жирами, белками и взве­ шенными веществами. Со сто­ ками этого предприятия еже- годно попадает в залив свыше 7 тысяч тонн взвешенных ве­ ществ н свыше 3 тысяч тонн жиров. Но администрация ры­ бокомбината практически со­ рвала выполнение всех водоох­ ранных мероприятий. До на­ стоящего времени не построены комплексы локальных очист­ ных сооружений на заводах: коптильном № 1,.меджира, хо­ лодильных № 1 и 2. А имею­ щиеся локальные очистные сооружения работают неэффек­ тивно из-за примитивности их конструкции и неправильной эксплуатации. Проверкой, проведенной гид- рохимлабораторней Беломор­ ского бассейнового управления в мае 1973 года, установлено, что консервный завод № 1 (ди­ ректор И. Д. Сквирский, глав­ ный инженер В. С. Мкртычан) не обеспечивает выполнения требований статей 38 и 75 «Водного кодекса РСФСР». Очистка сточных вод от жиров практически не производится. Пуско-наладочные работы на очистных сооружениях не про­ ведены. Санитарной инспекцией уп­ равления «Мурмапрыбвод» вскрыт ряд нарушений в шопе этого года на СРЗ-1 (и. о. на­ чальника Л. П. Тимофеев), объединения «Мурманская су­ доверфь» (генеральный дирек­ тор А. В. Свиридов, главный инженер В. К. Власов). Учет фактического расхода вод па СРЗ-1 пе ведется. Имею­ щиеся на заводе 5 водомеров не действуют. Общий сток СРЗ Л? 1 харак­ теризуется большими колеба­ ниями концентрации взвешен­ ных веществ, причины кото­ ннженер Н. П. Пеликанов), со­ держащие в своем составе неф­ тепродукты и аммиак, взвешен­ ные вещества, проходят очист­ ку в примитивном отстойнике. Сооружение работает неудов­ летворительно. Данные анали­ зов показывают, что стоки в отстойнике подвергаются вто ричном.у загрязнению. На территории нефтебазы (начальник 3-го грузового райо­ на А. В, Легошин), около го­ ризонтальных масляных резер­ вуаров, большие разливы ма­ сел: пет поддонов, предотвра­ щающих попадание горюче­ смазочных материалов на грунт. На нефтепирсе, на ниж­ них площадках причалов — разливы нефтепродуктов, пе­ сок-. специально предназначен­ ный для их засыпки, применя­ ют несвоевременно. Из-за от­ сутствия на этих площадках ограждающих кромок нефте» продукты попадают в Кольский залив. С 1958 года в порту ведется реконструкция сетей канализа­ ции с целью передачи сточных вод рыбной промышленности в коллектор города Мурманска. Реконструкция должна быть закончена в 1979 году. Рабо­ ты по реконструкции сетей ве­ дутся крайне медленно. Реконструкция рыбного пор­ та ведется по технической до­ кументации, пе согласованной с органами рыбоохраны. Согла­ сование этих работ с Цент­ ральным управлением по рыбо­ хозяйственной экспертизе и нормативам по охране и воспро­ изводству рыбных запасов (ЦУРЭН) было лишь на пуско­ вой комплекс 1974 года. Некоторые комплексы очи­ стных сооружений рыбного порта введены в действие с от­ ступлениями от проекта, кото­ рые не согласованы с контроли­ рующими органами рыбоохра­ ны (очистная станция льяль- ных и балластных вод). Согласно титульному внутри- построечному списку иловая насосная должна быть построе­ на еще в 1976 году, однако она пе построена до сих пор. Отсут­ ствие иловой насосной станции значительно ухудшает степень очистки воды. Очистка стоков производит­ ся в основном за счет отстоя в вая станция очистки балласт­ ных н льяльных вод предназна­ чена для приема и переработки льяльно-балластных вод с су­ дов, она по существу превра­ щена в сліівнѵю емкость все­ возможных отходов. Воды Кольского залива за­ грязняются и судами. Только государственной инспекцией управления «Мурманрыбвода» за 1977 год по ВРПО «Севры­ ба» вскрыты 20 фактов загряз­ нения Кольского залива неф­ тепродуктами с судов. В 1978 году количество слу­ чаев загрязнения вод Кольско­ го залива нефтепродуктами резко возросло, и этоіі Же инс­ пекцией за первое полугодие вскрыто 19 случаев. 22 февраля 1978 года при стоянке у причала № 5 3-го грузового района Мурманского рыбного порта на танкере «Ра­ дий» управления «Севрыбхо- лодфлот» допущен перелив ма­ зутных вод через горловину танка в Кольский залив. Винов­ ные привлечены к администра­ тивной ответственности. 18 апреля допущено загряз­ нение акватории порта от плав- причала МСВ до 36-го прича­ ла порта н от 1-го причала рыб­ ного порта до плавдока СРЗ ММФ. Загрязнение произошло при постановке БМРТ-263 «Самшит» объединения «Мур- манрыбпром» в док. Главный инженер Н, А. Резничеико был подвергнут штрафу на сумму 100 рублей. В рыбном порту создана специальная диспетчерская служба «Алмаз» по координа­ ции операций с льяльными и балластными водами, по сбору мусора и пищевых отходов с судов, очистке акватории от плавающего мусора и нефтяной пленки (капитан порта Д. Я. Калюгии, начальник портофло- та И. М. Сизов). Одпако «Ал­ маз» не обеспечивает содержа­ ния акватории порта в чисто­ те, а нефтемусоросборщики са­ ми загрязняют залив нефте­ продуктами. 28 августа 1978 года из нефтемусоросборщика 5, ко­ торый стоял у борта диспетчер­ ской службы «Алмаз», произо­ шла утечка иефте-водяпой сме­ си, которая покрыла пленкой ковш залива в районе 18-го причала. У 6-го причала мазут собран не был. так как в это время работал только один нефтемусоросборщик, другие находились на ремонте; На сле­ дующий день акватория порта между 18-м и 26-м причалами тоже была покрыта нефтепро­ дуктами. Несмотря па то, что руко­ водители нефтебазы не прини­ мают . мер к предотвращению утечки нефтепродуктов в Коль­ ский залив и он систематиче­ ски загрязняется с территории нефтебазы, они ни разу не ли­ шались премии. Так, 17 мая 1977 года прои­ зошла утечка дизельного топ­ лива из трещины сварного сты­ ка межплощадного трубопро­ вода № 2. Мурманским управ­ лением «Мурмапрыбвод» за­ меститель начальника* нефте­ базы Исаков был привлечен к административной ответствен­ ности — наложен штраф 100 рублей. 11 мая 1978 года обнаруже­ но интенсивное загрязнение нефтепродуктами в районе неф­ тебазы 3-го грузового района рыбного порта. Загрязнение произошло тоже в результате утечки дизельного топлива из межплоіцадочных трубопрово­ дов. Акватория залива в месте поступления нефтепродуктов ограждена не была. Сбор неф­ тепродуктов с водцой поверх­ ности организован не был. На­ чальник 3-го грузового раііона А. В. Легошин был привлечен государственной санитарной инспекцией управления «Мур- манрыбвод» к административ­ ной ответственности. Однако Исаков и Легошин получили премии по итогам работы за 1977 год и премии за I п И кварталы 1978 года. Не лишены премии и другие должностные лица, допустив­ шие загрязнение Кольского за- лива и не выполнившие меро­ приятия по водоохрапе • уста­ новленные сроки, как, напри­ мер, старший инженер товаро­ транспортной группы 3-го гру­ зового района Р. И. Кубанская, сменный инженер этого же района А. А. Супранович, и. о. начальника льдозавода Пели­ канов. главный энергетик пор­ та Дегтярев, которые во втором квартале 1978 года допустили нарушения водного законода­ тельства и за эти нарушения были привлечены к админист­ ративной ответственности. Все это свидетельствует о том, что рыбопромышленные предприятия и суда ВРПО «Севрыба» не выполняют воз­ ложенные на них статьей 18 Конституции СССР обязанно­ сти принимать необходимые ме­ ры для сохранения в чистоте воды, обеспечения воспроизвод­ ства природных богатств и улучшения окружающей среды. В. ДРУЗЯКИН, мурман­ ский транспортный проку­ рор, старший советник юс­ тиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz