Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

Д В А М Е С Я Ц А в шведском порту (Окончание. Нач. на 2 стр.). 56 судов. Спортсмены «Хи­ бинских гор» заняли седьмое место. А в свободное от работы время наши моряки встреча­ лись со шведами за теннис­ ными и бильярдными стола­ ми в «Галионе» (спортком­ плекс при административ­ ном здании судоверфи). Все­ го в Гетеборге экипаж про­ вел 69 спортивных интерна­ циональных встреч, в кото­ рых участвовало около'двух­ сот спортсменов. ГІо, пожалуй, самые много­ численные контакты моря­ ков с зарубежными гражда­ нами происходили в период увольнений, экскурсий в го­ род и за его пределы, посе­ щений магазинов, музеев, по­ ликлиник, парков. Это тыся­ чи встреч ft бесед с предста­ вителями самых различных слоев населения. II следует сказать, что и молодежь, и ветераны судна достойно несли свою миссию — представлять советский народ за рубежом. Н ЕМАЛОВАЖ Н У Ю роль в этом сыграла правильная постанов- lta воспитательной, интерна­ циональной работы. На суд- не немало ветеранов. Это капитан II. Б. Федоров, пер­ вый помощник капитана А. Н. Турков, главный меха­ ник В. II. Вишневский, боц­ ман Л. В. Скоков, старшпіі помощник капитана П. В. Ольховой, токарь В. Л. Мо­ лодцов и многие другие. Ваходы в иностранные пор­ ты для них не новинка. Они и с ухищрениями буржуаз­ ной пропаганды хорошо зна­ комы, умеют противопоста­ вить ей свою, советскую правду. Как наставники, они и этот опыт передают моло­ дым, показывая пример лич­ ной дисциплинированности, выдержки, такта, политиче­ ской бдительности при встре­ чах с иностранными гражда­ нами. Большое внимание интер­ национальному воспитанию уделяет и партийная органи­ зация судна. Советские мо­ ряки, заходя в иностранный порт, должны знать многое. Поэтому, в частности, перед заходом в Гетеборг члены экипажа прослушали лекции на темы: «Политическая ис­ тория Швеции», «Внешняя политика Швеции», «Внут­ реннее положение Швеции», то есть получили подробней­ шую информацию о той стране, которую им предстоя­ ло посетить. Гость судна — консул СССР в Швеции В. Б. Максимов рассказал экипажу о политической об­ становке, традициях, обыча­ ях населения этого капитали­ стического государства. Все это послужило основой для правильного поведения мо­ ряков, а когда нужно, для от­ пора нашим идеологическим противникам. Статья 69-я повой Консти­ туции СССР гласит: «Интер­ национальный долг гражда­ нина СССР — содействовать развитию дружбы и сотруд­ ничества с народами других стран, поддержанию н ук­ реплению всеобщего мира». Этот авой долг с полной от­ ветственностью выполняют моряки управления «Севрыб- холодфлот» и в частности, экипаж ТР «Хибинские го­ ры®. А. ГУРКИН, работник управления «Севрыбхо- лодфлот». Из истории военно- морской формы В п е р в ы е ф о р м а изготовлена англича­ нами в 1623 году скорее всего для того, чтобы при взятии судна на абордаж отличить своего от врага. Этот обычай стали перени­ мать. Единую офицерскую форму английские военные моряки получили в 1748 г. по приказу первого лорда, адмиралтейства короля Ге­ орга II. Она состояла из го­ лубого сюртука с белыми от­ воротами и белых брюк до колен. В 1783 г. на рукавах ад­ миральских сюртуков появи­ лись полосы. Французы вве­ ли эполеты. Униформа для матросов и унтер-офицеров впервые сшита в 1850 г. До этого капитаны одевали ко­ манду кто во что горазд. В торговом флоте форма введе­ на после 1850 года, при этом она во многом копировала одежду военных моряков. Ленточки на матросских шапочках стали носить вза­ мен традиционных косичек. На парусных судах было при­ нято связывать косички смазанными смолой бантами, чтобы они не растрепались и в шторм. На светлых курт­ ках от смолы оставались пят­ на. Некоторым пришла в го­ лову идея поверх куртки оде­ вать темный широкий четы­ рехугольный воротник. Три белые полосы появились на воротнике в 1805 г. в честь погибшего адмирала Нельсо­ на. Полосы символизировали три самые крупные его побе­ ды в морских сражениях. / На рисунках: 1. Лейтенант; в парадной форме (1820 г.). 2. Матрос английского воен­ ного флота за работой на па- лубе (1 8 3 0 г.). 3. Моряк во- еішого флота (1675 г.). 4 , Матрос военного флота в костюме для боя (1860 г.). 5, Палубный офицер (1850 г.). Перевод с немецкого иЗ журнала «Посейдон». Л у н а я • • • з а п а с ы т р е с к и В ГОТХОБЕ (Гренлан­ дия) недавно опубли­ кована статья датско­ го исследователя Христиа­ на Фибе, который выдвинул новую теорию объяснения причин цикличности измене­ ний климатических условий в районе Гренландии, харак­ терных для этих мест. Специ­ алист по Арктике, с 1936 го­ да изучающий животный мир самого крупного в мире острова, утверждает, что смена благоприятных и не­ благоприятных для флоры и фауны периодов здесь зави­ сит от изменении водообме­ на между Северным Ледови­ тым океаном и Северной Ат­ лантикой, а также от измене­ ния интенсивности приливов и отливов. Оба эти явления подчиняются другому ритму, чем времена года, они ча­ стично определяются незна­ чительными изменениями в оборотах Луны вокруг Зем ­ ли. Приливо-отливное течение в Девисовом проливе (запад­ нее острова) и в Гренланд­ ском море (восточнее его) 2 9 лет весной интенсивнее, чем осенью, а в последую­ щие 2 9 лет — осенью ин­ тенсивнее, чем весной. Такая цикличность сказывается на климате. Разница температу­ ры воздуха в северо-запад­ ной Гренландии весной при смене периодов, не менее .1 градусов С. Своей теорией ученый пы­ тается объяснить, почему районы Гренландии в отдель­ ные периоды заселялись по- разному. Восточная Грен­ ландия, например, когда-то была гуще заселена, чем за­ падная, где сейчас прожива­ ет свыше 9 0 процентов на­ селения. Знание теории 58-летнего цикла, по его мнению, помо­ жет прогнозировать запасы рыб и других морских жи­ вотных в этом районе, избе­ жать экономических просче­ тов. Фибе напоминает, что в 60-е годы вложения в рыбо­ обрабатывающую промыш­ ленность оказались малоэф­ фективными из-за сокраще­ ния численности трески. Уч\ ный считает, что ее запасы здесь достигнут кульмина­ ции в 1996 году. Перевод с немецкого из газеты «Нойес Дойч- ланд» М. КАРНАК. Ваш охотничье- p ы б о л о в н ы й б и л е т В будущем году, начиная с первого января, одновре­ менно с перерегистрацией охотничьего оружия, в Мур­ манской области, как и в других районах РСФСР, бу­ дет)' проводиться х>бмен член­ ских охотннчье-рыболовных билетов. Такая мера должна способствовать активизации борьбы с браконьерами, дру­ гими нарушителями правил охоты и рыболовства, а так­ же увеличению вклада чле­ нов обществ в природоохра­ нительные и биотехнические мероприятия. Для проведения обмена членских билетов уже сей­ час у нас в области созда­ ются специальные комиссии, куда наряду с руководителя­ ми правления областного об­ щества охотников войдут члены дисциплинарной то­ варищеской комиссии, пред­ ставители управления внут­ ренних дел и органов охот- надзора и рыбоохраны. Решение вопроса об обме­ не билета члену общества будет решаться на основании рекомендаций первичной ор­ ганизации. Кроме того, чле­ ны комиссий по обмену охот­ ничье-рыболовных билетов проведут индивидуальные беседы с каждым членом общества, а при необходимо­ сти запросят на них харак­ теристики с места работы или учебы, жительства. Результатом этой работы комиссий станут предложе­ ния правлению общества по обмену либо изъятию член­ ского билета. Может быть выдан также билет без пра­ ва на охоту. Новые билеты будут вру­ чаться комиссиями в торже­ ственной обстановке. Лида, не обменявшие без уважительной причины членские охотничье-рыболов- ные билеты в установленный срок до 1 января 1980 года, считаются механически вы­ бывшими и смогут вновь стать рыболовами пли охот­ никами на обіцнх основаниях в соответствии с уставом Росохотрыболовсоюза. Ис­ ключение делается лишь для тех. кто в период обмена находился в длительной ко­ мандировке, экспедиции или на лечении. По ходатайству бюро первичной организации таким лицам будет предо­ ставлено право произвести обмен билетов после 1 янва­ ря 1980 года. В. НИКОНОВ, председа­ тель областного общест­ ва охотников н рыболо­ вов. Изучение Балтики продолжается Новое научно - исследова­ тельское судно «Рудольф Самойловнч», названное так в честь известного советско­ го полярника, вышло в оче­ редной экспедиционный рейс по Балтийскому морю. В те­ чение полутора месяцев в различных районах моря, на различной глубине ученые будут замерять температуру воды, забирать ее пробы. На борту судна имеется девять лабораторий. Анализ проб даст возможность судить о степени загрязненности моря нефтепродуктами. Судно «Рудольф Самойло* вич» построено на одной нз верфей Дальнего Востока в прошлом году. После перехо­ да через три океана оно при­ было в порт своей постоян­ ной приписки — Ленинград и пополнило экспедиционный флот Научно-исследователь­ ского института Арктики и Антарктики, Этот рейс по Балтике для судна третий по счету, Д. БЫСТРОВ. (АПН). Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. ііі С промысла —в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-269 «Даге­ стан», РТ-324 «Молодечно», УПС «Комиссар Полухин». ЗАВТРА: РТ-318 «Маке­ евка», РТ-149 «Кубань», РТ-326 «Медногорск». эки­ пажа БМРТ-412 в 11.00 на теплоходе в рыбный порт. Вниманию родителей! Базовый комитет профсоюза Мур­ манского тралового флота сообщает, что проверка списков школьников, приглашенных на новогодние праздники, будет проводиться в Доме междурейсового отдыха моряков (ул. Шмидта, д. 43, 1-й этаж) 2 2 декабря — с 17 до 19 часов, 2 3 —2 4 декабря — с 12 до 17 часов. ААРІІ И ТІАІШ Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудники — 63-96 и 70-45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7-63-96, 7-70-45. «Рыбный Мурмаи». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 10442. ШІ-06344.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz