Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

В ЭТОМ ГОДУ в пашен стране было широко отмечено пятилетие патриотического движения «Пятилетка и пропагандист», родившегося на Московском электромеханическом за ­ воде имени Владимира Ильи­ ча. Тогда, в 1973 году, реша­ лась судьба девятого пяти­ летнего плана. Журнал «Политическое самообразование» поместил обращение нльичевцев ко всем пропагандистам страны — отдать все своп знания, опыт, методическое мастер­ ство, организаторские спо­ собности на службу пятилет­ ке. В десятой пятилетке это движение приняло массовый характер и получило новое [I направление, продиктованное решениями XXV съезда КПСС, «Пропагандист — пя­ тилетке эффективности и ка­ чества» . Большинство пропаганди­ стов управления «Мурмап- рыбпром» поддержали почин нльичевцев, непременным условием которого является принятие личных творческих планов. Это по существу чет­ кая программа действий, учи­ тывающая индивидуальные особенности слушателей, их возможности и способности. Л все это в органическом единстве с решением произ­ водственных задач коллекти­ ва. В целях обобщения опыта в 1977 году был проведен смотр-конкурс личных твор­ ческих планов, победителем I которого стал пропагандист теоретического семинара плавмастерской -Резец» С. В. Челбаев. Сейчас, срав­ нивая личные творческие планы пропагандистов с нх же планами, составленными три—пять лет назад, броса­ ются в глаза четкость и по­ следовательность планов нынешних. В первом разделе — пла­ нирование учебного процесса - появились новые формы: теоретические и научно-прак­ тические конференции, эк- І скурсии, индивидуальные и групповые консультации. Слушателям даются кон­ кретные задания, в ходе ко­ торых они должны изучить и проанализировать состоя­ ние дел на том или ином участке производства или общественно • политннижой работы. Иаирпм ер. нрона гапднет школы коммунистического труда БМРТ «Новокуйбы- шевск» Л. М. Озеров пору­ чил слушателю А. И. Блед- нову подготовиться іі высту­ пить на занятии с обзором о развитии объединения «Мур- манрыбпром» в годы девя­ той и десятой пятилеток. Слушателям М. II. Тулико­ вой и В. Л. Творогову — подготовить наглядную аги­ тацию к занятиям, по теме: «Борьба советского народа за выполнение решений XXV съезда КПСС, за достойную встречу годовщины Велико­ го Октября». В списке практических задании, которые Леонид Минеевнч Озеров дает слу­ шателям, есть и такие: пока­ зать, как экипаж судна бо­ рется за повышение эффек­ тивности производства и ка­ чество работы, слушателям М. И. Ященко и А. В. Кук- Лину — подготовить сообще­ ния н выступить в своих кол­ лективах на темы: «О значе­ нии новой Конституции СССР» н «О роли партий­ ной, профсоюзной и комсо­ мольской организаций в раз­ витии трудовой и обществен­ но - политической активно­ сти членов экипажа», слуша­ телю А. С. Галкину поруче­ но подобрать примеры из производственной деятель­ ности вахты об использова­ нии резервов в повышении эффективности и качества продукции, а И. Г. Обрнньбе — проанализировать и рас­ сказать па занятиях, как ве­ дется борьба за экономию и бережливость тары, упако­ вочного материала, выска­ зать предложения по улуч­ шению этой работы. Такие задания позволяли не только лучше разобраться в положении дел, но и спо­ собствовали повышению об­ щественно-политической ак­ тивности слушателей. Творческие планы преду­ сматривают и рост знаний и навыков самого пропаганди­ ста. В них записаны пунк­ ты по изучению методики изведеннй классиков марк­ сизма-ленинизма и видных партийных и государствен­ ных деятелей. За пять лет 4 2 пропагандиста объедине­ ния закончили университет марксизма-ленинизма, 27 — высшие учебные заведения. В период нахождения на бе­ регу судовые пропагандисты посещают семинары и сове­ щания, проводимые нашим кабинетом политического просвещения, районным и городским комитетами пар­ тии. Находят место в личных творческих планах такие пункты, цель которых — всесторонне влиять на слу­ шателей, формировать ком­ мунистическое мировоззре­ ние, способствовать дальней­ шему развитию культуры, утверждению таких идейно- нравственных ценностей со­ ветского образа жизни, как беспредельная преданность партии, нашему строю, глу­ бокое понимание обществен­ ного долга, единство общест­ венных и личных интересов, коллективизм, товарищество и интернационализм. В личных творческих пла­ нах пропагандисты, в част­ ности, намечают помочь каждому слушателю в со­ ставлении и экономическом . обосновании социалистиче­ ских обязательств, в их ус­ пешном выполнении. У пропагандиста школы коммунистического труда БМРТ «Торос» В. Г. Шаш- кова об этом записано так: • Провести практическое за­ н я т и е по разработке и со­ ставлению социалистических обязательств, личных сче­ тов экономии и бережливо­ сти, сделать анализ произ­ водственной деятельности Е ахты и каждого слушате­ ля, добиться активного уча­ стия всех слушателей в об­ щественной работе». II такие творческие планы, на мой взгляд, становятся коллективными планами про­ пагандистов и слушателей, поскольку в них определены общие цели и средства их достижения, многие пункты планов пропагандиста обсуж­ даются вместе со слушате­ лями на занятиях. ГІх дель­ ные предложения и поправ­ ки пропагандисты обязатель­ но учитывают, и от этого только выигрывают в рабо­ те. Трудно не назвать коллек­ тивным личный творческий план пропагандиста комсо­ мольского кружка БМРТ <-Беломорск» Е. Б. Пошерст- ника. Он решил добиться, чтобы восемь слушателей кружка подтвердили и шесть — завоевали звание «Удар­ ник коммунистического тру­ да», остальные участвовали в соревновании за это почет­ ное звание. Четырем слуша­ телям помогли повысить классность, а пяти—получить смежную специальность, ше­ сти — подготовиться к по­ ступлению в учебные заве­ дения, подготовлены пять по­ литинформаторов. За этими цифрами -— конкретные лю­ ди. Пропагандист хорошо изучил своих слушателей, знает их потребности и меч­ ты и всеми силами способст­ вует их осуществлению. Л коллективный план еще и потому, что каждый из мо­ ряков взял конкретные обя­ зательства, где предусмотрел и указанные выше пункты. Было бы неправильным утверждать, что уровень всех личных творческих планов достаточно высок. Но одина­ ковы мастерство пропаганди­ стов и условия их '.або'.'ы. По пн одному іі ; і планов не откажешь в индивидуаль­ ности. Наиболее успешно пропагандисты справляются с разработкоіі графика и .ме­ тодики проведения занятпіі, хорошо планируют задания слушателям, продумывают вопросы для обсуждения. Но затрудняются в составлении разделов по работе со слу­ шателями и повышению сво­ его идейно - теоретического и методического мастерства. Партийный комитет, каби­ нет политического просвеще­ ния ведут в этом направле­ нии разъяснительную работу. II в заключение следует привести несколько цифр, характеризующих отдачу пропагандистского труда в пашем объединении. Только за прошедший учебны й год с помощью про­ пагандистов было разработа­ но 79 встречных планов, бо­ лее четырех тысяч индиви­ дуальных социалистических обязательств слушателей, внесено около пятисот пред­ ложений по улучшению эко­ номической деятельности экипажей судов. За девять месяцев этого года подано -J90 рационали­ заторских предложений, из которых 375 внедрено с эко­ номическим эффектом в оЗ (і тысяч рублен. Это в полто­ ра раза больше, чем за этот же период прошлого года. Все это, в свою очередь, по­ ложительно отражается на выполнении плановых зада­ ний. Но главное — произошли качественные нзмс-нення в отношении слушателей к своим обязанностям в тру­ довой и общественно-полити­ ческой деятельности. А. АЛИМОВ, заведую­ щий кабинетом полити­ ческого просвещения объ­ единения «Мурманрыб- пром». партийной пропаганды, про- Т в о р ч е с к и й п л а н п р о п а г а н д и с т а © М ы — и н т е р н а ц и о н а л и с т ы Д В А М Е С Я Ц А в шведском порту В ОСЕМЬ РА З в течение последних двух лет транспортный рефриже­ ратор «Хибинские горы» бросал свои якоря в иност­ ранных портах — испанских, бразильских, английских и шведских. За эти годы на с.удие побывало более тыся­ чи иностранных граждан — официальных лиц, рабочих, туристов, просто гостей. Русское гостеприимство располагало местное населе­ ние к нашим морякам, вызы­ вало живой интерес к Стра­ не Советов. Смотря паша кинофильмы, листая альбо­ мы, беседуя с членами эки­ пажа, онн многое узнавали о жизни советских людей. Но еще больше у гостей воз­ никало вопросов. По нх со­ держанию можно было су­ дить: буржуазная пропаган­ да скрывает правду от свое­ го парода. Многих нз иностранцев удивляет, что в СССР бес­ платное образование и меди­ цинское обслуживание, пег безработицы, существует пенсионное обеспечение по болезни и старости. Наши «оряюі гордятся Основным Законом страны и тем, что й обсуждении проекта повой Конституции принимал уча­ стие весь народ. Особенно тесные контакты завязались у моряков с жи­ телями портового города Ге­ теборг в период двухмесяч­ ной стоянки ТР «Хибинские горы» в ремонте. И надо от­ метить такой факт: экипаж судна является коллектив­ ным членом общества друж­ бы «Швеция — СССР». Тщательно готовились мо­ ряки к вечерам интернацио­ нальной дружбы, и прошли онн интересно, тепло и не­ принужденно. Капитан И. Б. Федоров, выступая перед собравшимися, отмечал большую, полезную работу, проводимую обществом по укреплению интернацио­ нальных связей между Шве­ цией и Советским Союзом, ее благотворное влияние на борьбу за мир. Он благода­ рил за предоставленную воз­ можность близко познако­ миться с нх страной. За официальной церемони­ ей обычно следовали просмо­ тры кинофильмов, экскурсии но кораблю, вручение суве­ ниров, беседы. «15 сентября 197В года мы ступили на палубу ко­ рабля наших друзей, кото­ рых мы давно знаем. Огром­ ное, сердечное спасибо! До будущих встреч!» — такую запись оставил б книге визи­ тов председатель общества -Швеция — СССР» Ю.ханс- еоп. Ответный прием члены шведского общества дружбы почти всему экипажу органи­ зовали на лоне природы. Здесь также царили дружба, взаимное понимание, созна­ валась полезность происхо­ дящего. У ВАЖИТЕЛЬНЫЕ от­ ношения сложились между экипажем и руководством судоремонтно­ го завода. Моряки бывали гостями в семьях судоре­ монтников, организовыва­ лись для них интересные эк­ скурсии. А заместитель ди­ ректора «Гетеверкен» (на­ звание завода) Хильмерсон па вечере дружбы по случаю окончания ремонта судна за­ явил, что он очень дорожит старой дружбой с экипажем, что он и раньше руководил ремонтными работами па ТР «Хибинские горы». Все деловые, а в немалой степени и неофициальные контакты наших моряков с инженерно - техническими работниками, рабочими вер­ фи позволили сократить срок ремонта на пять суток. И ие только со шведами встречались члены экипажа ТР «Хибинские горы» во время этой стоянки. Семь баталий выдержали футбо­ листы судна с командами іш- д н й с к и х , шведских и немец­ ких кораблей. С 12 по 20 ав­ густа в Гетеборге проводи­ лась Всемирная спортивная неделя моряков, в которой приняла участие молодежь (Окончание на 4 стр.). ■ ЛИТОВСКАЯ ССР. Архитекторы и строители Советской ( Литвы одними нз первых в стране взяли на вооружение инду­ стриальный метод строительства. Своими работами они показа­ ли, что применяя крупноблочный метод сооружения зданий, I можно создавать оригинальные архитектурные ансамбли. Яркий пример тому — Лаздинай, жилой район столицы республики, ныне ставший одной из достопримечательностей древнего ( Вильнюса. Творческому коллективу, который возглавил глав­ ный архитектор проектов Вильнюсского института проектирова­ ния городского строительства Витаутас Чеканаѵскас (на сним­ ке), за разработку оригинального проекта была присуждена ( Ленинская премия. Среди других крупных работ народного архитектора СССР В. Чеканаускаса —■ вильнюсский Дворец художественных вы- I ставок, отлично вписавшийся в архитектурный ансамбль старой части города. В содружестве с лауреатом Ленинской премии скульптором Г. Иокубоннсом он разработал проект планиров- І ки и оформления площади Ленина в Клайпеде. Близится к кон­ цу возведение в Вильнюсе здания научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, проект которого раз­ работан В. Чеканаускасом. I Фото Т. Жебраускіка (Фотохроника ТАСС). НАРОДНЫЙ АРХИТЕКТОР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz