Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

Р АННИМ У Т РОМ ,к а к - обычно, начальник ра­ диостанции Александр Салыкин получил кучу вес­ тей с берега: радиограммы морякам, промысловые рас­ поряжения, служебные ре­ комендации. Одна была за подписью руководства фло­ та, парткома. «...На флоте развернулось социалистическое соревно­ вание за максимальный вы ­ пуск продукции улучшенного ассортимента. Изыщите воз­ можности...» — Улучшенный ассорти­ мент, — задумчиво произнес капитан А. Б. Якубовский. — А как рыбалка? — И Анатолий Богданович пробе­ л и л колонки цифр, обведен­ ные красным ' карандашом, — самые большие уловы. Так начальник радиостан­ ции делал всегда, чтобы ка­ питан сразу обратил внима­ ние на них. Да н другие р а ­ дисты, у кого хватает опы­ та, успевают во время прие­ ма сделать отметки. Изучив сводку, Якубов­ ский привычно подумал: «А что мы имели ночыо?» И тот­ час направился в рулевую рубку к вахтеиномѵ штурма­ ну. Начался новый рабочий день, точнее продолжался рыбацкий день в несколько месяцев. После утреннего чая со­ брали командиров погово­ рить. что можно сделать по выполнению, считай распоря­ жения, берега, — увеличить выпуск продукции улучшен­ ного ассортимента. Слов нет, дело нужное. Хозяйка, на­ пример, охотнее купит туш­ ку трески, чем так называе­ мый «кругляк». Мороки с ней меньше. Не надо хотя бы с плавниками возиться. Но это с одной.стороны. Все от­ ходы от разделки рыбины па берегу выбросят, а на судне они пойдут на рыбную муку. И ведь разговор идет не об одной рыбине. Доказывать очевидное не приходилось. Но когда кос­ нулись конкретной цифры, сколько в сутки можно дать этой тушки, особого энтузи­ азма никто не высказал. А «дед» прямо заявил: — С нас никто не снимает план по заморозке, а на тушку надо выделять лишних людф}. Где они, «лишние»? На учете каждая пара рук. Это во-первых. А во-вторых, чем делать тушку? Дедов­ ским шкерочным ножом — неизвестно, сколько дашь всей командой. Какие тут можем намечать цифры. Стармеху возразили: мол, зачем впадать в крайность. Всю команду никто привле­ I кать не намерен, а оез цод- ва'хты, конечно, не обойтись: «Дед» привел свой аргумент: «У механиков дел по горло. Надо двигатель чистить...» А когда заговорили о сред­ ствах малой механизации, хозяин машины резюмиро­ вал: — Малая механизация. А позвольте спросить, где взять электромоторы, мате­ риалы? Это не па берегу: по­ бежал па склад, бери, какие хочешь, что хочешь... о рекордах пока и речь не могла идти. Старались, очень стара­ лись братья Черкаішшы, но только спустя педелю-полто- ры за сутки стали давать не более 600 килограммов. У другой смены не лучше. А общий итог — тонна, тонна «с хвостиком». Старший механик пройдет на рыбную фабрику, посмот­ рит па муки матросов, мах­ нет рукой — и в каюту. Ду­ мает, как помочь. Механика- Потом экипаж закрепил свой успех, досрочно выпол­ нил годовой план. II па руб­ ке БМ РТ «Кандалакша» за ­ сверкала алая рыбацкая звезда. И В ТОРОЙ РЕЙС от пер­ вого отделяют не­ сколько лет. К тому времени я потерял, как гово­ рится, следы-бывшего коман­ дира «Кандалакши», других членов экипажа его. Знал НІІІІІІІІІМІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІШІІІІІІШІШІІШІІІІІІШІІМШІІІШПШНІІПІІІ f 111і ! 1111і11111 і 111 і [ 11111111111Nі111111111111£ Г е р о ш л я т я д е г к я Е І Р Ш Т І Г Н И І 1 | Tllllllllllllllllillllilllllllilillllltlilillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllljllllllilllllllllllilliilllllllllllllllllllir. После совещания комсо­ става вопрос вынесли на об­ щее собрание моряков, II тут не было одного мнения. Считали, что вручную много не сделаешь, высказы­ вали опасения за заработок. Перестройка работы рыбной фабрики скажется на суточ­ ной производительности мо- розки «кругляка». Отсюда потери в пае. Капитан Яку­ бовский успокоил: — Расценки за тушку зна­ чительно больше, чем за то, что сейчас выпускаем. А са­ мое главное вот в чем — как же так: у других получается, а мы, выходит, хуже?.. — Вот именно, мы тоже не лыком шиты, — подал голос один из братьев Черка- шиных — Григорий. — Сде­ лаем станки — ставьте пас к ним. А пока готовы делать вручную. Александр Салыкин, на­ чальник радиостанции, в тот день «отстукал» в порт: «По­ чин инициаторов соревнова­ ния поддерживаем. Экипаж решил... Принято на общем собрании». Создали бригады «тушеч- ннков» в обеих сменах, на­ шли им место на рыбной фабрике, объяснили техно­ логию. Управились с этим быстро, а дальше пошло туго. Б ез опыта, знания всех тонкостей дела, зато с из­ бытком суеты, организацион­ ных неурядиц, пессимизма рекордов не достигнешь. Да наладчика пригласит, вместе прикинут эскизы того, иного приспособления. Вроде, должны работать. Не проти­ вился, когда стали снимать электромоторы с вентилято­ ров. Только пошутил: «Так н до главного двигателя до­ беремся». Постепенно линия по вы­ пуску тушки обрастала ма­ шинами. Стремились распо­ ложить нх более рациональ­ но, безопасно. Заодно пере­ строили транспортеры. Пока шла наладка, особой отдачи от линии не видели, а когда без остановки малая механи­ зация проработала сутки, по­ лучили трн тонны тушки. На следующие сутки — столько же. II пошло-поехало. На совете капитанов за­ сомневались: — Не «липовые» ваши тонны? . - — Приходите, смотрите, — приглашал Якубовский. Малая механизация не только подняла производи­ тельность труда. Высвободи­ лись рабочие руки, так необ­ ходимые на выпуске «круг­ ляка»-. II это положительно указывалось на общих пока­ зателях. Только продукции улучшенного ассортимента стали вырабатывать до пя­ тнадцати тонн. II вдруг «ЧП» — в р аз­ гар работы один за другим полетели электромоторы. Но что значит боевой на­ строй: линию поправили за сутки! только: Анатолий Богданович выдержал «схватку» с меди­ ками, н они после долгого лечения признали его при­ годным к морю. В минувшую осеннюю мой- венпую путину мурманские газеты, телевидение изо дня в день информировали нас, как дела на промысле. И из очередного сообщения узнаю, что за такие-то сутки отлич­ ные уловы имеет экипаж БМ РТ «Плутоний», где капи­ таном Анатолий Богданович Якубовский. В группе сорев­ нующихся моряки занимали одно нз первых мест. Сейчас спросите у него: «Как прошел тот, мойвенный рейс?» Ответит: «Обычно». — Подумав, добавит: «Нор­ мально». Вот и вся оценка своего труда, труда товарищей. А за этим многое стоит... Каждый день начинался с проблем. За двадцать лег р а­ боты на флоте Якубовский побывал на разных судах, ловил рыбу в Северной, Юго- Восточной Атлантике, про­ мышлял треску, сельдь, скум­ брию, ставриду и прочее, прочее. II ловушки примени- лись самые разные. А в эту осеннюю мойвенйую путину для него, как и для многих капитанов, вставали вопро­ сы: где она в такое время, мойва? Годится ли для обло­ ва? Ответы находили • сообща. Информацию давали поиско­ вики, на промысловом совете ее дополняли все, кто хоть какие имел сведения. Потом по станции УКВ всех друзей и знакомых «обзвонить». Картина, вроде, проясня­ лась. Пошел трал за борт, по­ шла мойва на борт. II вновь задача: как се лучше исполь­ зовать? Морозить •— само собой. На другие цели — разумеется. А пресервы де­ лать? Служба технолога со­ гласилась: можно попробо­ вать. II как только пошло подходящее сырье, присту­ пили к делу. З а рейс экипаж «Плуто­ ния» выработал -10 тысяч банок пресервов, на других БМ РТ в то время по р аз­ ным причинам — ни одной. День сменялся днем. II каждый вносил свои заботы. Только нашли косяки, стали брать уловы, заработала на полную мощность рыбная фабрика, а назавтра осенний шторм сбивает весь ритм. Начинай все сначала, с ре­ шения тех же проблем, что возникали вчера. II начинали. Нервничали судоводители, мастера по добыче, рыбмастера — все. Капитан — в первую оче­ редь. Так уж положено командиру: все трудности узнавать первому и первому находить решение. Одному, конечно, как- и в поле, воевать не с руки. Старший мастер по добыче Надточий, его помощник Мальцев, радиооператор Ры ­ жий, рыбообработчики Дов- нар, Васин и многие другие — вот та сила, с помощью которой удавалось находить выход в самых сложных си­ туациях: з а короткое время обучили десятки моряков — новое пополнение экипажа (кстати, составлявшего семь­ десят процентов) из курсан­ тов, учащихся ПТУ. А с по­ мощью наставников рыбооб­ работчик-новичок Манзюк, к слову, уже через десять дней работы не уступал опытным. И так на каждом участке. II когда на совете капитанов руководитель промысла в очередной раз говорил: «Мо­ лодцы на «Плутонии», это относилось ко всему коллек­ тиву. ★ * * Два обычных рыбацких рейса. Обычных? А трудно­ сти, радость от сознания, что они оказались по плечу, бес­ сонные ночи и мучительное безделье из-за шторма, нео­ жиданности — приятные и заставлявшие проявить еще большую выдержку?.. Так это и есть обычная работа рыбака. В. ХРЯШКОВ. ПОЛВЕКА ЗА СТАНКОМ П ЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ за токарным станком проработал ве­ теран Харьковского ордена Ленина турбинного завода коммунист Василий Дмитриевич Дрокин. Начав трудо­ вой путь в 20-е годы на небольшом машиностроительном за­ воде, он освоил специальность токаря, потом кузнеца, заточ­ ника, строгальщика и сверловщика. На счету В. Д. Дрокина сотни изобретений и рационализаторских предложений. В 1950 году за разработку необычной технологии обработки де­ тален паровых турбин ему была присвоена Государственная премия СССР, а через несколько лет за успешное выполне­ ние задания пятилетнего плана он удостоен звания Героя Со­ циалистического Труда. В. Д. Дрокин — заслуясенный ма­ шиностроитель Украинской ССР, много лет возглавляет об­ ластной совет новаторов. Сейчас Василий Дмитриевич работает на уникальном станке с цифровой индикацией, который способен обрабаты­ вать двухсоттонные детали. В его проектировании принимал участие и Дрокин. Василий Дмитриевич не только первоклас­ сный станочник: он н технолог, и программист, и инженер- конструктор... Словом, у него с десяток современнейших про­ фессий. Далеко за пределами Харькова известна «школа Дроки­ на», которую прошли теперь уже прославленные токари-рае- точннки — ученики Дрокина и ученики его учеников. Своим огромным опытом В. Д. Дрокин щедро делится со студента- ми-машиностроителями, с коллегами с других заводов. На снимке: Василий Дмитриевич Дрокин и выпускник Харьковского политехнического института, инженер-конст­ руктор Алексей Максимович Бабич составляют программу для механической обработки крупных, узлов атомных турбин. Фото М, Тура. (Фотохроника ТАСС). Наш флот от стает В соревновании трех объ единений — «Мурманрыб- прома», «Эстрыбпрома» и «Ленрыбпрома» по итогам 11 месяцев уверенно лиди­ руют ленинградцы. Этот кол­ лектив перекрыл задание по всем показателям. А вот «Мурманрыбпром» занимает последнее, третье место. Мурманчане не смог­ ли выполнить план по таким важным показателям, как выпуск пищевой продукции, производительность труда. Задание по выработке филе, например, в «Мурманрыб- проме» выполнено лишь на 21,8 процента, тогда как эстонские рыбаки смогли пе­ рекрыть его на 21,5 про­ цента. На пищевые цели направ­ лено всего 66,2 процента сы­ рья. Мурманчане сумели превысить задание только но выработке консервов, но и этот показатель ниже, чем у коллективов «Эстрыбпрома» к «Ленрыбпрома».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz