Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.
Р АННИМ У Т РОМ ,к а к - обычно, начальник ра диостанции Александр Салыкин получил кучу вес тей с берега: радиограммы морякам, промысловые рас поряжения, служебные ре комендации. Одна была за подписью руководства фло та, парткома. «...На флоте развернулось социалистическое соревно вание за максимальный вы пуск продукции улучшенного ассортимента. Изыщите воз можности...» — Улучшенный ассорти мент, — задумчиво произнес капитан А. Б. Якубовский. — А как рыбалка? — И Анатолий Богданович пробе л и л колонки цифр, обведен ные красным ' карандашом, — самые большие уловы. Так начальник радиостан ции делал всегда, чтобы ка питан сразу обратил внима ние на них. Да н другие р а дисты, у кого хватает опы та, успевают во время прие ма сделать отметки. Изучив сводку, Якубов ский привычно подумал: «А что мы имели ночыо?» И тот час направился в рулевую рубку к вахтеиномѵ штурма ну. Начался новый рабочий день, точнее продолжался рыбацкий день в несколько месяцев. После утреннего чая со брали командиров погово рить. что можно сделать по выполнению, считай распоря жения, берега, — увеличить выпуск продукции улучшен ного ассортимента. Слов нет, дело нужное. Хозяйка, на пример, охотнее купит туш ку трески, чем так называе мый «кругляк». Мороки с ней меньше. Не надо хотя бы с плавниками возиться. Но это с одной.стороны. Все от ходы от разделки рыбины па берегу выбросят, а на судне они пойдут на рыбную муку. И ведь разговор идет не об одной рыбине. Доказывать очевидное не приходилось. Но когда кос нулись конкретной цифры, сколько в сутки можно дать этой тушки, особого энтузи азма никто не высказал. А «дед» прямо заявил: — С нас никто не снимает план по заморозке, а на тушку надо выделять лишних людф}. Где они, «лишние»? На учете каждая пара рук. Это во-первых. А во-вторых, чем делать тушку? Дедов ским шкерочным ножом — неизвестно, сколько дашь всей командой. Какие тут можем намечать цифры. Стармеху возразили: мол, зачем впадать в крайность. Всю команду никто привле I кать не намерен, а оез цод- ва'хты, конечно, не обойтись: «Дед» привел свой аргумент: «У механиков дел по горло. Надо двигатель чистить...» А когда заговорили о сред ствах малой механизации, хозяин машины резюмиро вал: — Малая механизация. А позвольте спросить, где взять электромоторы, мате риалы? Это не па берегу: по бежал па склад, бери, какие хочешь, что хочешь... о рекордах пока и речь не могла идти. Старались, очень стара лись братья Черкаішшы, но только спустя педелю-полто- ры за сутки стали давать не более 600 килограммов. У другой смены не лучше. А общий итог — тонна, тонна «с хвостиком». Старший механик пройдет на рыбную фабрику, посмот рит па муки матросов, мах нет рукой — и в каюту. Ду мает, как помочь. Механика- Потом экипаж закрепил свой успех, досрочно выпол нил годовой план. II па руб ке БМ РТ «Кандалакша» за сверкала алая рыбацкая звезда. И В ТОРОЙ РЕЙС от пер вого отделяют не сколько лет. К тому времени я потерял, как гово рится, следы-бывшего коман дира «Кандалакши», других членов экипажа его. Знал НІІІІІІІІІМІІІІІІІІІІІІІІШІІІІІІІІІШІІІІІІШІШІІШІІІІІІШІІМШІІІШПШНІІПІІІ f 111і ! 1111і11111 і 111 і [ 11111111111Nі111111111111£ Г е р о ш л я т я д е г к я Е І Р Ш Т І Г Н И І 1 | Tllllllllllllllllillllilllllllilillllltlilillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllljllllllilllllllllllilliilllllllllllllllllllir. После совещания комсо става вопрос вынесли на об щее собрание моряков, II тут не было одного мнения. Считали, что вручную много не сделаешь, высказы вали опасения за заработок. Перестройка работы рыбной фабрики скажется на суточ ной производительности мо- розки «кругляка». Отсюда потери в пае. Капитан Яку бовский успокоил: — Расценки за тушку зна чительно больше, чем за то, что сейчас выпускаем. А са мое главное вот в чем — как же так: у других получается, а мы, выходит, хуже?.. — Вот именно, мы тоже не лыком шиты, — подал голос один из братьев Черка- шиных — Григорий. — Сде лаем станки — ставьте пас к ним. А пока готовы делать вручную. Александр Салыкин, на чальник радиостанции, в тот день «отстукал» в порт: «По чин инициаторов соревнова ния поддерживаем. Экипаж решил... Принято на общем собрании». Создали бригады «тушеч- ннков» в обеих сменах, на шли им место на рыбной фабрике, объяснили техно логию. Управились с этим быстро, а дальше пошло туго. Б ез опыта, знания всех тонкостей дела, зато с из бытком суеты, организацион ных неурядиц, пессимизма рекордов не достигнешь. Да наладчика пригласит, вместе прикинут эскизы того, иного приспособления. Вроде, должны работать. Не проти вился, когда стали снимать электромоторы с вентилято ров. Только пошутил: «Так н до главного двигателя до беремся». Постепенно линия по вы пуску тушки обрастала ма шинами. Стремились распо ложить нх более рациональ но, безопасно. Заодно пере строили транспортеры. Пока шла наладка, особой отдачи от линии не видели, а когда без остановки малая механи зация проработала сутки, по лучили трн тонны тушки. На следующие сутки — столько же. II пошло-поехало. На совете капитанов за сомневались: — Не «липовые» ваши тонны? . - — Приходите, смотрите, — приглашал Якубовский. Малая механизация не только подняла производи тельность труда. Высвободи лись рабочие руки, так необ ходимые на выпуске «круг ляка»-. II это положительно указывалось на общих пока зателях. Только продукции улучшенного ассортимента стали вырабатывать до пя тнадцати тонн. II вдруг «ЧП» — в р аз гар работы один за другим полетели электромоторы. Но что значит боевой на строй: линию поправили за сутки! только: Анатолий Богданович выдержал «схватку» с меди ками, н они после долгого лечения признали его при годным к морю. В минувшую осеннюю мой- венпую путину мурманские газеты, телевидение изо дня в день информировали нас, как дела на промысле. И из очередного сообщения узнаю, что за такие-то сутки отлич ные уловы имеет экипаж БМ РТ «Плутоний», где капи таном Анатолий Богданович Якубовский. В группе сорев нующихся моряки занимали одно нз первых мест. Сейчас спросите у него: «Как прошел тот, мойвенный рейс?» Ответит: «Обычно». — Подумав, добавит: «Нор мально». Вот и вся оценка своего труда, труда товарищей. А за этим многое стоит... Каждый день начинался с проблем. За двадцать лег р а боты на флоте Якубовский побывал на разных судах, ловил рыбу в Северной, Юго- Восточной Атлантике, про мышлял треску, сельдь, скум брию, ставриду и прочее, прочее. II ловушки примени- лись самые разные. А в эту осеннюю мойвенйую путину для него, как и для многих капитанов, вставали вопро сы: где она в такое время, мойва? Годится ли для обло ва? Ответы находили • сообща. Информацию давали поиско вики, на промысловом совете ее дополняли все, кто хоть какие имел сведения. Потом по станции УКВ всех друзей и знакомых «обзвонить». Картина, вроде, проясня лась. Пошел трал за борт, по шла мойва на борт. II вновь задача: как се лучше исполь зовать? Морозить •— само собой. На другие цели — разумеется. А пресервы де лать? Служба технолога со гласилась: можно попробо вать. II как только пошло подходящее сырье, присту пили к делу. З а рейс экипаж «Плуто ния» выработал -10 тысяч банок пресервов, на других БМ РТ в то время по р аз ным причинам — ни одной. День сменялся днем. II каждый вносил свои заботы. Только нашли косяки, стали брать уловы, заработала на полную мощность рыбная фабрика, а назавтра осенний шторм сбивает весь ритм. Начинай все сначала, с ре шения тех же проблем, что возникали вчера. II начинали. Нервничали судоводители, мастера по добыче, рыбмастера — все. Капитан — в первую оче редь. Так уж положено командиру: все трудности узнавать первому и первому находить решение. Одному, конечно, как- и в поле, воевать не с руки. Старший мастер по добыче Надточий, его помощник Мальцев, радиооператор Ры жий, рыбообработчики Дов- нар, Васин и многие другие — вот та сила, с помощью которой удавалось находить выход в самых сложных си туациях: з а короткое время обучили десятки моряков — новое пополнение экипажа (кстати, составлявшего семь десят процентов) из курсан тов, учащихся ПТУ. А с по мощью наставников рыбооб работчик-новичок Манзюк, к слову, уже через десять дней работы не уступал опытным. И так на каждом участке. II когда на совете капитанов руководитель промысла в очередной раз говорил: «Мо лодцы на «Плутонии», это относилось ко всему коллек тиву. ★ * * Два обычных рыбацких рейса. Обычных? А трудно сти, радость от сознания, что они оказались по плечу, бес сонные ночи и мучительное безделье из-за шторма, нео жиданности — приятные и заставлявшие проявить еще большую выдержку?.. Так это и есть обычная работа рыбака. В. ХРЯШКОВ. ПОЛВЕКА ЗА СТАНКОМ П ЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ за токарным станком проработал ве теран Харьковского ордена Ленина турбинного завода коммунист Василий Дмитриевич Дрокин. Начав трудо вой путь в 20-е годы на небольшом машиностроительном за воде, он освоил специальность токаря, потом кузнеца, заточ ника, строгальщика и сверловщика. На счету В. Д. Дрокина сотни изобретений и рационализаторских предложений. В 1950 году за разработку необычной технологии обработки де тален паровых турбин ему была присвоена Государственная премия СССР, а через несколько лет за успешное выполне ние задания пятилетнего плана он удостоен звания Героя Со циалистического Труда. В. Д. Дрокин — заслуясенный ма шиностроитель Украинской ССР, много лет возглавляет об ластной совет новаторов. Сейчас Василий Дмитриевич работает на уникальном станке с цифровой индикацией, который способен обрабаты вать двухсоттонные детали. В его проектировании принимал участие и Дрокин. Василий Дмитриевич не только первоклас сный станочник: он н технолог, и программист, и инженер- конструктор... Словом, у него с десяток современнейших про фессий. Далеко за пределами Харькова известна «школа Дроки на», которую прошли теперь уже прославленные токари-рае- точннки — ученики Дрокина и ученики его учеников. Своим огромным опытом В. Д. Дрокин щедро делится со студента- ми-машиностроителями, с коллегами с других заводов. На снимке: Василий Дмитриевич Дрокин и выпускник Харьковского политехнического института, инженер-конст руктор Алексей Максимович Бабич составляют программу для механической обработки крупных, узлов атомных турбин. Фото М, Тура. (Фотохроника ТАСС). Наш флот от стает В соревновании трех объ единений — «Мурманрыб- прома», «Эстрыбпрома» и «Ленрыбпрома» по итогам 11 месяцев уверенно лиди руют ленинградцы. Этот кол лектив перекрыл задание по всем показателям. А вот «Мурманрыбпром» занимает последнее, третье место. Мурманчане не смог ли выполнить план по таким важным показателям, как выпуск пищевой продукции, производительность труда. Задание по выработке филе, например, в «Мурманрыб- проме» выполнено лишь на 21,8 процента, тогда как эстонские рыбаки смогли пе рекрыть его на 21,5 про цента. На пищевые цели направ лено всего 66,2 процента сы рья. Мурманчане сумели превысить задание только но выработке консервов, но и этот показатель ниже, чем у коллективов «Эстрыбпрома» к «Ленрыбпрома».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz