Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

I У р о ж а м г о л у б о г о г е к т а р а , I П е р с п е к т и в н ы е п е р е с е л е н ц ы I о I КОЛО 150 рыбовод­ ных заводов II аккли­ матизационных стан­ ций в нашей стране ежегод­ но выпускают в водоемы примерно 12 миллиардов нітук молоди осетровых, ло­ сосевых, сиговых и частико­ вых. Более 40 видов рыб и беспозвоночных ежегодно расселяются в целях аккли­ матизации в триста с лишним водоемов. Эмблемой Центрального производственно - акклима­ тизационного управления Министерства рыбного хозяй­ ства СССР выбран земной шар и летящая над ним ры ­ ба. Подобный символ как не­ льзя лучше отражает харак­ тер работы этой организации. Например, тихоокеанская горбуша совершила «путеше­ ствие» в Барепцево и Белое моря. Она хорошо прижилась на новом месте, а также и в соседних морях. В 1977 году советские моряки поймали к этом регионе 2,6 тысячи цен­ тнеров товарной горбуши. Белый амур и толстолобик, которые ранее водились лишь в реке Амур, в настоя­ щее время освоили многие водоемы страны. Ведется также акклимати­ зация совершенно новых ви­ дов рыб. В частности, совет­ ские специалисты решили расселить в водоемах стра­ ны некоторые наиболее про­ дуктивные виды ихтиофауны Северной Америки. Работа с. американскими '•переселен­ цами» началась около деся­ ти лет назад. За это время полосатый окунь хорошо ос­ воился в Азовском море, а сталыюголовый лосось — в озерах Прибалтики и К аре­ лин. В прудах началось то­ варное выращивание весло­ носа (дальний родственник- осетровых). Вместе с тем бестср (вы­ веденный в СССР гибрид бе­ луги со стерлядью) завезен в Венгрию, ГДР, Болгарию, байкальский омуль — в Япо­ нию. Ряд европейских стран получает из СССР мальков растительноядных рыб. Об­ мен рыбопосадочным матери­ алом, который Советский Со­ юз осуществляет с 26 госу­ дарствами, помогает наибо­ лее рационально использо­ вать возможности водоемов, культивировать в них новые, более цепные и продуктив­ ные виды. «Переселенцы», как пока­ зывает практика, ;іе только хорошо приживаются на но­ вых местах, но и улучшают показатели своего вида, ста­ новятся крупнее, плодовитее. В частности, форель из озе­ ра Севан, выпущенная в озе­ ро Иссык-Куль, прибавила в весе в 10 раз. Приспособить рыбу к но­ вым условиям помогает, в частности, скрещивание р аз­ ных е и д о в . Для того чтобы «приучить» карпа, хорошо растущего в умеренном поя­ се, к климату в Сибири, при­ шлось его скрестить с амур­ ским сазаном. Сейчас под­ растает уже пятое поколение сибирского карпа. Рентабельность акклима­ тизационных работ очевидна. Затраты на эти работы и до­ ходы от них соотносятся как одни к пяти. Рыба, акклима­ тизированная в новых райо­ нах, дает стране «урожай», равный почти полумиллиону центнеров в год. Рыбоводные мероприятия (выращивание молоди па рыбоводных заводах, аккли­ матизация. мелиорация водо­ емов и др.) позволяют на вну­ тренних водоемах вести ин­ тенсивное производство то­ варной рыбы. В прудах вы­ ращивают сейчас до 6 0— 70 центнеров рыбы с гектара. Прудовые хозяйства, занима­ ющие водную площадь около 130 тысяч гектаров, дают стране большую часть прес­ новодной рыбы, но есть оп­ ределенные пределы их даль­ нейшего расширения. Поэто­ му особое внимание уделя­ ется выращиванию рыбы в садках, что позволяет полу­ чать до 120 килограммов ры ­ бы с квадратного метра. Все шире используются для выращивания рыбы бас­ сейны с теплой водой, полу­ чаемой от ГРЭС и ТЭЦ. Перспективно новое направ­ ление товарного рыбоводст­ ва — разведение рыбы в м а­ лых и средних озерах на ес­ тественных кормах. Опыт р а ­ боты в Тюменской области показывает, что при этом продуктивность каждого гек­ тара водных «угодий» повы­ шается в 1 0— 15 раз. Прак­ тически на всех мелиоратив­ ных озерах области перехо­ дят от рыбного промысла к промышленному рыбоводст- ву. I Успешно развивается в I СССР марпкультура. Сей- | час с гектара морских сад- _ ков получают 7 0 0— 8 0 0 цен- I тнеров рыбы, 5 — 6 кнлограм- I мов миднй с квадратного мет­ ра подвесных «плантаций», I 6 0— 70 тонн ламинарии (мор- I екой капусты) с гектара под- I водных «огородов». ■ Е. КРЫЛОВ, обозрева- I тель пресс-центра Мини- I стерства рыбного хозяй- ■ ства СССР. I КАСАЕТСЯ КАЖДОГО С ТРАХОВАНИЕ жизни и страхование от несчаст­ ных случаев — самая развитая среди населения от­ расль государственного страхо­ вания. Наибольшей популярностью пользуются страхования: сме­ шанное, жизни, детей, к брако­ сочетанию и от несчастных слу­ чаев. В Октябрьском районе Мур­ манска по смешанному страхо­ ванию жизни действует более 51000 договоров и .19300 дого­ воров страхования от несчаст­ ных случаев. Договоры смешан­ ного вида заключаются с лица­ ми в возрасте от 16 до 65 лет сроком на 5, 10, 15 и 20 лет. Взносы устанавливаются в зави­ симости от возраста страховате­ ля, суммы и срока страхования. Если договор заключен по та- СТОЛОВАЯ ДЛЯ РЫБ М ЕХАНИЗИРОВАННАЯ ЛИНИЯ кормления рыб начала действовать на крупнейшем в Николаевской области Не- чаянском водохранилище. Спроектированная и изготов­ ленная специалистами областного рыбокомбината, она установ­ лена на небольшом судне-катамаране. «Передвижная столовая» надежно обеспечивает кормами более чем двухмиллионное «на­ селение» большого водоема. Еще одна механизированная линия предназначена для соседнего Каменского водохранилища. ДЛЯ «ПРОВЕТРИВАНИЯ» ВОДОЕМОВ М НОГОЛЕТНИЕ ИСПЫТАНИЯ, проведенные на боль­ шом искусственном озере близ Заальбурга в округе Гера, подтвердили эффективность использования со­ зданных в ГДР установок для снабжения кислородом глубин­ ных вод. Опущенные на 30 метров трубы одного такого агре­ гата ежедневно перемещают на поверхность 9.000 кубомет­ ров воды и после обогащения живительным газом возвраща­ ют ее обратно. На снимке: двадцатитонный «вентилятор». рифу «Б», то при утрате стра­ хователем общей трудоспособ­ ности сумма выплаты удваива­ ется. Взносы уплачиваются еже­ месячно путем безналичных рас­ четов, наличными деньгами, че­ рез сберегательную кассу за ка­ ждый календарный месяц не по­ зднее его последнего дня. Если в результате травмы на­ ступит постоянная (полная или частичная) утрата общей трудо­ способности, выплачивается со­ ответствующая часть страховоіі суммы. Вторым внд О і М личного страхо­ вания является страхование от несчастных случаев. Этот вид обеспечивает еще более ощути­ мую материальную помощь при наступлении постоянной утраты общей трудоспособности. Заключить договор от несча­ стного случая могут лица в воз­ расте от І6 до 70 лет на срок от 1 года до 5 лет на любую сум­ му. Взносы зависят от профессии страхователя, размера суммы и составляют в год от 25 копеек до 1 рубля 20 копеек со 100 рублей страховой суммы. Н а­ пример, работник рыбного пор­ та Н. В. Баев застрахован по смешанному виду страхования па 1000 рублей. За полученную травму врачебной комиссией Госстраха ему была определена утрата трудоспособности на 15 процентов и выплачено 150 руб­ лей. Только за 9 месяцез этого го­ да инспекцией госстраха по Ок­ тябрьскому раііопу выплачено в связи с окончанием срока стра­ хования 2766 тысяч рублей и по страхованию от несчастных случаев 83 тысячи рублей. Подробнее ознакомиться с ус­ ловиями страхования и заклю­ чить договор можно в инспек­ ции госстраха или у страхового агента, обслулшвающего вашу организацию. s М. ЛИМ, начальник инспек­ ции госстраха Октябрьского района. В П О М О Щ Ь С П Е Ц И А Л И С Т А М * О НАУЧНО - техническую | j библиотеку ЦПКТБ ВРИО «Севрыба» по­ ступила новая техническая ли­ тература, представляющая ин­ терес для промысловиков и су­ доремонтников. II. А. Рогачева. «Промыслови­ ку об организации и планирова­ нии на флоте». Мурманск, книжное издательство, 1978. I Библиотека экономических знаний). На примере Всесоюзного ры­ бопромышленного объединения <Севрыба» анализируются структура управления флотом, организация производства. Да­ ется характеристика системы планово - экономических мето­ дов, действующих на флоте рыб­ ной промышленности. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования и развития хозяйственного расчета. Г. В. Белинский, Л. Г. Будо- рацкий. В. А. Полюшкип. «Ин­ дустриализация судоремонта». М.. «Транспорт», 1978. Цель индустриализации — повыпшше производительно­ сти труда, замена ручного труда машинным, ускорение темпов развития. В книге изложены задачи и перспективы индуст­ риализации судоремонтного про­ изводства, систематизирован комплекс мер по организации и внедрению в производство инду­ стриальных методов ремонта су­ дов, специализации заводов и производственной кооперации. Рассмотрены методика органи­ зации оптимального режима р а ­ боты судоремонтных заводов, методика обоснования создания объединений в судоремонтном производстве, применение вы­ числительной техники в плани­ ровании, подготовке производст­ ва и организации работ на за ­ водах. Р. Б. Брандт. «Эффектив­ ность и качество работы судово­ дителя». Мурманск, книжное издательство, 1978 (Библиотеч­ ка промысловика). Трудовой процесс судоводи­ теля рассмотрен в книге как система <человек — машина — среда». Изложена организация этого процесса, дапа количест­ венная и качественная оценка деятельности штурмана — его способности воспринимать ин­ формацию, находить правиль­ ное решение, что тесно связано с обеспечением безаварийной работы, с повышением эффек­ тивности и надежности судово­ ждения. Книга в целом иссле­ дует работу штурмана на ходо­ вом мостике промыслового суд­ на в различных производствен­ ных ситуациях, предназначе­ на для штурманского состава рыбопромысловых судов. Е. Б. Каменский и Г. Б. Те­ рентьев «Траулеры и сейнеры». Л..- «Судостроение», 1978. В книге приведены сведения о траулерах и сейнерах миро­ вого промыслового флота, судах морского и океанического рыбо­ ловства, составляющих ядро рыбопромыслового флота. Р ас­ смотрено конструктивное офор­ мление траулеров и сейнеров, приведены сведения о форме н рациональных конструкциях от­ дельных элементов корпуса. Описаны энергетические уста­ новки траулеров и сейнеров, ос­ новные их типы. Дано понятие о траловом и кошельковом ло­ ве, орудиях лова, промысловых схемах, механизмах и устройст­ вах. Разобраны типовые схемы оборудования для обработки ры ­ бы, описаны рефрижераторные установки траулеров и сейне­ ров. Приведен справочный ма­ териал. К. Л. Ржепецкий и А. А. Рихтер, «Дизель в судовом про- пульсивном комплексе». Л., «Судостроение», 1978., 253 стр. В монографии анализируется работа дизеля в качестве глав­ ного двигателя судовых дизель­ ных и газотурбинных энерге­ тических установок. З н а­ чительное внимание уделено вин­ товым характеристикам, опре­ деляющим режимы работы глав­ ных двигателей. Рассмотрены методики оценки изменения вин­ товых характеристик под воз­ действием различных эксплуа­ тационных факторов, оказываю­ щих влияние на пропульсивный комплекс. Методики этих оце­ нок представлены в виде, удоб­ ном для использования в про­ цессе проектирования и эксплу­ атации судов. В. С. Архангельский. «Авто­ матика вспомогательных паро* вых котлов промысловых су­ дов». М., «Пищевая промышлен­ ность», 1978. Быстрое протекание различ­ ных процессов в паровом котле, тяжелые условия работы в ко­ тельном отделении, однообразие подачи команд вызывают уста­ лость и уменьшают производи­ тельность труда обслуживающе­ го персонала. Поэтому работу человека, непосредственно пода­ ющего команды на объект регу­ лирования — паровой котел, заменяют работой автоматиче­ ских систем. В предлагаемой книге рассмотрены основные понятия теории автоматиче­ ского управления и регулирова­ ния, различные элементы, прин­ ципы работы и настройки авто­ матических систем, используе­ мых в автоматизированных вспомогательных паровых кот­ лах. Автоматика котлов описа­ на по функциональному прин­ ципу ее действия, что дает бо­ лее ясную и более полную кар­ тину работы автоматических си­ стем. Особое внимание уделено методам эксплуатационной над­ стройки систем, возможным ха­ рактерным неисправностям и методам их устранения. Описа­ ны автоматические системы вспомогательных котлов новей­ ших судов отечественной и ино­ странной постройки. Ф. ЛУКЬЯНОВА, старшин библиограф научно-техниче­ ской бнблпс енлі ЦПКТБ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz