Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

о ЕРНУЛСЯ В ПОРТ I О граиспортиый реф­ рижератор «Северный і ветер» управления «Севрыб- • холодфлот». Вернулся, вы- I полнив за д е с недели поло- ■ вину рейсового задания. Ото- I звали экипаж якобы для по- ! лучения другого задания. А на самом деле получилось, что «пошутили» в общем-то серьезные люди. Нет нового задания. И скоро экипаж «Северного ветра» вновь «побежал» в Баренцево мо­ ре, чтобы продолжить пре­ рванный рейс. Но ведь даже первого апреля такими ве­ щами не шутят. Заканчивается третий год десятой пятилетки. Парадок­ сы планирования привели к тому, что экипаж «Северного ветра», не один год считав­ шийся хорошим трудовым коллективом, вряд ли выпол­ нит годовое задание, даже если, к примеру, будет брать на борт в два раза больше груза, чем положено (это, разумеется, гипербола). Та­ кое значительное отставание произошло не по вине моря­ ков нашего ТР. Началась цепь недоразуме­ ний с того, что планируемый на сентябрь 1977 года ре­ монт судна начался только в декабре. А закончился 2 ап­ реля 1978 года. Только 15 апреля удалось выйти из Клайпеды. Экипаж первый квартал на промысле совсем не работал, и тем не менее задолженность висит мерт­ вым грузом. Задание второ­ го квартала было выполнено успешно. А вот третий квар­ тал вновь принес сюрпризы экипажу «Северного ветра». Планировались три рейса в Баренцево море, а сделаны два рейса на Дальний Запад. Оба с перевыполнением пла­ на, отмеченные хорошими премиями. Но оказалось, что квартальное задание выпол- нено... только на 66 процен­ тов. Так было объявлено официально. Кому теперь до­ казывать, что при всем на­ шем желании мы не смогли бы сделать в третьем квар­ тале три рейса на Запад, вместо трех в Баренцево мо­ ре? А за что премии? За срыв плана? Так Еедь полу­ чается... И последний рейс вновь показал, что над экипажем «Северного ветра» висит ка­ кое-то мистическое «прокля­ тие». Но в мистику мы не ве­ рим и твердо знаем, что за 5 —6 дней стоянки в порту теряем время для выполне­ ния плана прерванного рейса. Кроме того, моряки знают, как быстро распространяется на флоте слава «неудачного» н и м а н и е : п р о б л е м ы э к и п а ж е й Т Р ! судна. Так вот, мы не жела­ ем быть неудачниками по чу­ жой вине. Неурядицы словно пресле­ дуют нас. Это проявляется и во время выполнения нашим экипажем хозяйственных ра­ бот. Так, в последнем рейсе мы должны были развезти почту на многие десятки су­ дов, работавших в разных районах промысла. Несмотря на то, что мы знаем на соб­ ственном опыте, как ждут пи­ сем моряки, выполнить это поручение полностью не смо­ гли: иначе нам пришлось бы отказаться от приемки груза н служить почтальоном. А ведь следом за нами напра­ вился в другой район Барен­ цева моря еще один тран­ спортный рефрижератор. Не­ которые из судов, на которые была адресована почта, уже находились в пути в родной порт н, естественно, почту не получили. Мы доставляем в район промысла снабжение, в ос­ новном промвоору ж е н и е. В одном из недавних рейсов должны были доставить снаб­ жение судну, которого вооб­ ще в Баренцевом море... не оказалось. Приведенные при­ меры говорят об удивитель­ ной неточности информации, которую мы получаем. Хоте­ лось, чтобы подобных фак­ тов больше не приводили ни мы, ни другие экипажи управления «Севрыбхолод- флот». На недавно проходившем в Мурманске Всесоюзном сове­ щании представителей рыб­ ной промышленности страны обсуждалась и проблема при­ емки рыбы с добывающих су­ дов на транспорт. Говорили «за» и «против» двух ва­ риантов — «западного» и «восточного». В качестве еще одного положительного мо­ мента в «восточном» способе можно привести следующее соображение: поскольку пе­ регрузку рыбы на транспорт ведет экипаж добывающего судна, промысловики сами опечатывают трюмы, то есть несут ответственность не только за качество продук­ ции, но и за количество мест груза. При «западном» вариан­ те случаются недоразумения но время подсчета количества мест. При напряженной рабо­ те, особенно если перегрузка идет сразу на три точки, не­ точности в подсчете возмож­ ны. По приходе в порт вы­ ясняется: недостача у вас или излишки. Конечно, недо­ стача — это очень плохо, хо­ тя и реализовать недостаю­ щую часть груза по пути не­ возможно. Не менее плохо, когда на борту излишки ры­ бопродукции: налицо факт своего рода хищений у про­ мысловиков. Эти соображения не надо принимать, как желание вве­ сти «восточный» вариант на нашем флоте. У «западного» тоже есть ряд преимуществ, о чем говорилось в газете «Рыбный Мурман». Если го­ ворить о наших, то есть ра­ ботников транспортно - реф­ рижераторного флота, проб­ эта задача может быть раз­ решена без дополнительных расходов. Другая проблема, с кото­ рой нам приходится встре­ чаться, прохождение практи­ ки курсантами мореходных училищ и учащимися ГПТУ № 6 на борту транспортного рефрижератора. Слов нет, мы понимаем необходимость по­ добной работы, ратуем за нее. А все-такн появление на борту судна практикантов лихорадит экипаж. Как пра­ вило, курсантов посылают на суда группами. К нам регу­ лярно является группа в семь—восемь человек. Это половина палубной команды. Ее нужно подготовить для по­ грузочных работ. Хорошо, если предстоит долгий пере­ ход, к примеру, в Атлантику. Можно провести несколько занятий и теоретического и з а с ры в п л а н а ? лемах, нельзя не упомянуть такую, как переупаковка гру­ за. Так как горловины трю­ мов рыбопромысловых судов узкие, а при работе со стро­ пами груз раскачивается (даже в тихую погоду), кар­ тонная тара рвется. По­ стоянно приходится перета- ривать 2 0—30 ящиков на трюм. По опыту балтийцев мы пробовали применять пло­ щадки. Совершенно другое дело. Правда, объем работы ухманов немного увеличива­ ется, но при достаточном опыте на времени перегрузки нововведение практически не отражается. А, к примеру, у балтийцев на одной площадке умещается 54 ящика, то есть больше, чем в одном стропе. Во время работы с балтий­ цами, а точнее во время разгрузки в Таллинском пор­ ту, стала более очевидной и другая наша проблема — пе­ ресортица груза. «Обвинили» в этом чернильные штампы на ящиках, из-за чего груз­ чики допускали ошибки. Р аз­ работали красочные этикет­ ки. а проблеліа осталась. Тал­ линские докеры продола;ают работы без красочных этике­ ток и практически не допус­ кают ошибок. Объясняют они эго одним хорошим качест­ вом: при любой работе необ­ ходимо внимание. Так что практического характера. А еелн рейс в ближний рай­ он?.. Однажды переход занял всего четыре часа! Что мож­ но успеть за это время? Поэтому опытные матросы начинают нервничать, отве­ чая и за задание, и за понача­ лу совсем беспомощных подо­ печных. Особенно тяжело приходится боцману, когда на борту появляются ребята из ГПТУ № 6. Он превращается и в «экскурсовода», и в вос­ питателя, и порой, не будем бояться этого слова, в надзи­ рателя. Всегда в напряже­ нии! Хорошо еще в длинные рейсы их не пускают. А что­ бы ребята хоть чем-то были заняты и не бегали по кораб­ лю сломя голову (с риском для жизни), боцман занима­ ет их на подсобных работах: уборке, сращивании концов и тому подобном. В последние годы улучша­ ется сотрудничество и фло­ тов, и портовиков. Так, во время осенней путины нам понравилась организация подхода промысловых судов к транспорту. Мы заранее договаривались о времени подхода, и простоев почти не было. Заключали е экипажа­ ми обрабатываемых судов ло­ кальные договоры и совмест­ ными усилиями выполняли их, как правило, досрочно. Пусть и не велика экономия времени, но зато она почти постоянна. И в порту стало меньше простоев в ожидании разгрузки судна. Хорошо ра­ ботают портовики. Плановая девятисуточная стоянка поч­ ти всегда сокращается Это, разумеется, хорошо. Более производительно использу­ ется судно. Однако... еще одно «но». За 5 —6 дней, что мы нахо­ димся в порту, часть коман­ ды не успевает даже пройти медицинскую комиссию, а ведь нужно еще получить снабжение. И дома почти не бываем. И в рейс уходим впопыхах. Это не может не отражаться на результатах работы. Дают береговую команду, но ненадолго, и не для всех есть подмена. Кроме того, в каждый ко­ роткий рейс в Баренцево мо­ ре обязательно сменят часть команды. Текучесть кадров — вопрос наболевший для всех экипажей. Мы находим­ ся еще в довольно хорошем положении. Постоянных чле­ нов экипажа, на которых всегда можно положиться, у нас около 60 процентов. В палубной команде 8— 10 че­ ловек. Из них около 10 лет на судне работает, и хорошо работает, матрос А. И. Забе- лннский. Свыше пяти лет — матросы В. В. Чекан, В. Н. Черный, Я. К. Громов, В. С. Хоменчук. С «новостроя» ра­ ботает начальник радиостан­ ции В. И. Кацуба. Долгое время возглавляет машинную команду главный механик А. И. Поляков. С четвертого механика начал работать у нас ныне второй механик С. И. Нечитайлов. Да и сре­ ди новичков есть работники, безупречно выполняющие свои обязанности, как, напри­ мер, матрос С. А. Арсентьев и другие. Резкость тона в начале моего рассказа о делах на­ шего экипажа вполне оправ­ дана. Коллектив у нас сло­ жился дружный, работя­ щий. Но ряд недоразумений свел усилия команды на нет. Надеемся, что все войдет в свою колею и дела каждого из нас будут оценены по достоинству. В. ПУШНОЙ, старший помощник капитана ТР «Северный ветер». J У Д И В И Т Е Л Ь Н Ы Е П Р Е В Р А Щ Е Н И Я К ОГДА в Индийском океане в трал научно- нсследовательск о г о судна «Звезда Крыма» на глубине 1500 метров попал двухметровый осьминог, на­ учные сотрудники Николай Кононов it Виктор Разумов­ ский решили попробовать этот -продукт». Каково же было их удив­ ление, когда через час, за­ глянув в котел, они не обна­ ружили в котле только что пойманного «дара моря». Вместо огромного осьминога в воде плавал крохотный ось- миножек... Объяснили эту загадку члены экипажа. Они вспом­ нили подобный случай, ког­ да глубоководный осьминог, брошенный в котел, вдруг уменьшился в десятки раз. Ихтиологи тут же стали изучать клетки глубоководно­ го спрута и пришли к выво­ ду: в естественных условиях осьминоги способны содер­ жать большое количество во­ ды, которая необходима на глубине, чтобы противосто­ ять страшному давлению оке­ анских толщ. В соленой же кипящей воде белок свора­ чивается, и глубинная влага выходит наружу. Тогда-то и происходит удивительная метаморфоза. r a Mf f i o a l Хорошо работают на спа­ сательном буксире «Бес­ страшный» матросы ударни­ ки коммунистического тру­ да: (слева направо) Николай Иванович Сергеев и Иван Петрович Фурсов. Фото С. Петрова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz