Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

Д' ЛЯ КОЛЛЕКТИВА «Севрыбпромразв е д- Iкн» рыбацкая страда началась намного раньше сроков, определенных для промысла мойвы. Сразу же после знмне - весенней пути- ны для контроля за отходя­ щей после нереста рыбой и распределениями нагульных скоплений был направлен по­ исковый БМРТ-422 «Н. Ко­ нонов», где капитаном — опытный поисковик А. А. Чи­ стяков. Для анализа обста­ новки в море и выработки научно обоснованной инфор­ мации на борту БМРТ-422 находилась группа инженер­ но-технических работников во главе с помощником капита­ на по науке Д. Н. Клочко­ вым. На берегу в это время спе­ циалисты обрабатывали и анализировали данные по многолетнему распределе­ нию нагульной мойвы в зави­ симости от условий внешней среды. Было установлено, что если в течение несколь­ ких лет теплосодержание вод Баренцева моря находится на среднем уровне или выше, то бареицевоморская мойва в массовом количестве нагули­ вается в определенных райо­ нах. Поэтому в течение 1973 — 1976 годов, которые были теплыми и умеренными по температурным условиям, эти районы стали традицион­ ными для кошелькового ппо- мысла. Однако в 1977 и 1978 годах произошло резкое сни­ жение температуры баренце- воморских вод. Это. а также данные поисков БМРТ-422 позволили сделать вывод о западном распределении мойвы летом и осенью 1978 года. В конце июля выделенный на поиск ЗРС-2025 (капитан В. А. Хвнюзов) вышел по рекомендациям «Севрыб- промпазведки» на северо-за­ пад Баренцева моря и обна­ ружил промысловые концент­ рации. 15 АВГУСТА НА ОБ­ НАРУЖЕННЫХ СКОПЛЕ­ НИЯХ НАЧАЛИ ПРОМЫ­ СЕЛ И УСПЕШНО РАБО ­ ТАЛИ ДО КОНТІА МОИ- ВЕННОИ ПУТИНЫ СУДА ТРАЛОВОГО ЛОВА. В это время значительно усложнилась ситуация для кошелькового промысла. По­ иски концентраций рыбы для него были начаты заблаго­ временно, с 3 августа. Споим другом называли ппомыоло- вики поисковый СРТМ-841 «В. Устюг» (капитан В В. Аржаноргкий). И это очень вешіо. Неоднократно судно выводило кошельковиетов на стабильные концентрации мойвы, хорошими уловами доказывая обилие рыбы в районе. Кроме судов «Севрыбпром- разведкн», рыбодобываю­ щие организации выделили для поиска промысловые су­ да: мурманский тралфлот — РТ-200 (капитан В. П. Голо- ьащенко), Беломорская база гослова — СРТ-р-0027 (ка­ питан В. Е. Трач), СРТ-3170 (капитан В. Д. Смигунов), СРТ-3200 (капитан Г. П. Постников), «Мурманрыб- пром» — СТР-213 (капитан В. Е. Ватчеико). Капитаны этих судов имели значитель­ ный опыт работы на мойве. Руководство поисковыми су- расположения СРТ-р-0027. Этот день можно было счи­ тать началом кошельковой путины лета 1978 года. По­ явились хорошие уловы. Ин­ тенсивно заработали плав­ базы, принимая выловленную промысловиками нагульную мойву. Поисковиков насторажива­ ла небольшая площадь обна­ руженного скопления, актив­ ное питание и быстрое про­ движение рыбы п направле­ нии районов, где условия для нагула в этом году были осо­ бенно неблагоприятными. КАПИТАН - ФЛАГМАН Г. И. ЛУКА, ВЫСТУПАЯ НА ПРОМСОВЕТАХ, МНОГО­ КРАТНО ОБРАЩАЛ ВНИ- ния разделились. Капитаны и флагманы «Мурманрыбпро- ма» и Беломорской базы гос­ лова настаивали на возвра­ щении в старые, привычные для работы районы. Капита­ ны колхозных судов и Мур­ манского тралового флота, поверив рекомендациям спе­ циалистов «Севрыбпром- разведкн», решительно пере­ шли в новые районы. Первые успешные заметы и последу­ ющая стабильная работа убе­ дили и других. КАПИТАНЫ И ЭКИПА­ ЖИ СУДОВ КОШЕЛЬКО­ ВОГО ЛОВА, ПОРАБОТАВ В ТЕЧЕНИЕ ВТОРОЙ ПО­ ЛОВИНЫ СЕНТЯБРЯ ПРИ ХОРОШЕЙ ПРОМЫСЛО- 111 пIп 1111 і 1111 имп 111 [ 111 :11111 і 11111 і> I>! 1111 мI:і; 111111111111111 г 1111111 і 1111 1 11 п1 1111 ! 111111111 пм 1111111111 in 1111 fIі 11111111 ij£ [ Поисковое о б е с п е ч е н и е j I м о й в е н н о й п у т и н ы [ 1111111111111111111111II111II11II111II111111111111111111111111111)11>111111111111111111111111111i11111111111iII111111111i1111111111111111l~n дами возлагалось на группу специалистов промразведки во главе с капитаном - флаг­ маном Г. И. Лукой. К 15 августа поисковики проверили всю акваторию Баренцева моря, но промыс­ ловых скоплений для кошель- ковистов не обнаружили. Объясняется это так: при аномальных низких темпера­ турах откорм мойвы значи­ тельно замедлился, что обус­ ловило неблагоприятное ее поведение для кошелькового лова. Рыба или держалась у грунта, питаясь иногда дон­ ными организмами (что не­ обычно для мойвы), или, поднимаясь к поверхности, рассеивалась. С 15 августа к поиску под­ ключился весь кошельковый флот. Обстановка накаля­ лась. Казалось бы, провере­ ны, квадрат за квадратом, все районы. Везде наблюда­ лась мойва, но держалась оиа рассредоточение. Уловы не превышали 20 —30 тони за замет невода. Но пот 18 ав­ густа капитан СРТ-р-0027 В. Е. Трач вышел на дежур­ ную радиоволну и радостно объявил: — Наши приборы фикси­ руют косяки крупной м ^ чры . Имеем хороший улов. Рабо­ таем на пеленг! Немедленно было принято решение о сосредоточении кошельковиетов в районе МАНИЕ НА ЭТОТ ФАКТ, ПРЕДЛАГАЯ НАЧАТЬ ПРОВЕРКУ КОНЦЕНТРА ЦИИ МОИВЫ В ЗАПАД­ НЫХ РАЙОНАХ ДЛЯ ОБ­ ЛОВА ИХ КОШЕЛЬКОВЫ­ МИ НЕВОДАМИ. В УКА­ ЗАННЫХ РАЙОНАХ УС­ ПЕШНО РАБОТАЛИ РАЗ- НОГЛУБИННИКИ. ОДНА­ КО ПРОМЫСЛОВИКИ, ТЯ­ ГОТЕЯ К ТРАДИЦИОН­ НЫМ РАЙОНАМ ЛОВА, С ТРУДОМ ПОДДАВАЛИСЬ УГОВОРАМ. ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ, КОГДА НАМЕ­ ТИЛСЯ СПАД ОБСТАНОВ­ КИ, БЫЛО РЕШЕНО НА­ ПРАВИТЬ НА ЗАПАД ПО­ ИСКОВЫЙ СРТМ-841. А 7—8 СЕНТЯБРЯ ОБСТА­ НОВКА В РАЙОНЕ ГРУП­ ПЫ КОШЕЛЬКОВИСТОВ УХУДШИЛАСЬ ОКОНЧА­ ТЕЛЬНО. МОИВА, ВСЛЕД­ СТВИЕ с л а б о й к о р м о ­ в о й БАЗЫ. РАССРЕДО­ ТОЧИЛАСЬ, И АКТИВНЫЕ ПОИСКИ ВСЕХ КОШЕЛЬ­ КОВЫХ СУДОВ НЕ ДАВА­ ЛИ ОЖИДАЕМЫХ РЕ ­ ЗУЛЬТАТОВ. 9 — 10 сентября, кошелько- висты перешли в район рабо­ ты БМРТ-422 на рыбу худ­ шего ассортимента. В ЭТО ВРЕМЯ в запад­ ных районах произ­ вел замет и взял большой улов хорошей рыбы СРТМ-841. И вот тут мне­ ВОИ ОБСТАНОВКЕ В НО­ ВОМ РАЙОНЕ, ИЗУЧИЛИ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ, ПРИСПО­ СОБИЛИСЬ К ПОВЕДЕ­ НИЮ РЫБЫ , ЧТО НАРЯ­ ДУ С ДРУГИМИ ПРИЧИ­ НАМИ (СРАВНИТЕЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПО­ ГОДНЫЕ УСЛОВИЯ) ПО­ ЗВОЛИЛО ПРОДЛИТЬ КО­ ШЕЛЬКОВЫЙ л о в д о ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НО­ ЯБРЯ (обычно он заканчи­ вается к концу сентября — в начале октября). Несмотря на трудности объективного характера, ЛЕТНЕ - ОСЕННЯЯ МОИ- ВЕННАЯ ПУТИНА ЭТОГО ГОДА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ ПРОШЛА УСПЕШ­ НО. Так ее оценивают, судя по выступлениям на промыс­ ловых советах, капитаны промысловых судов, руково­ дители добывающих органи­ заций и ВРПО «Севрыба». В целом ПОЛОЖИТЕЛЬ­ НО ОЦЕНИВАЕТСЯ И РА ­ БОТА «СЕВРЫБПРОМ- РАЗВЕДКИ» ПО ОБЕСПЕ­ ЧЕНИЮ ЭТОГО ПРОМЫС­ ЛА, ЧТО ДОКАЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЯ­ ТЕЛЬНОСТИ ШТАБА ПО РУКОВОДСТВУ ПОИСКО­ ВЫМИ РАБОТАМИ, ДЕЙ­ СТВУЮЩЕГО И НА БЕРЕ ­ ГУ И В МОРЕ. Большую помощь в поис­ ковой работе оказывали ка­ питаны - промысловики К. Я. Цнекалс, Т. П. Постников и другие. Не было такого эки­ пажа, который бы шел в порт или из порта, не включив поисковые приборы. ВСЕ КАПИТАНЫ СЧИТАЛИ СВОИМ ДОЛГОМ ИНФОР МИРОВАТЬ НАС О РЕ ЗУЛЬТАТАХ ПОПУТНОГО ПОИСКА. ОСОБО НЕОБХО­ ДИМО ОТМЕТИТЬ с э т о й ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРЯД МУРМАНСКОГО РЫБАК- КОЛХОЗСОЮЗА, КОТО РЫМ РУКОВОДИЛ Г. Ф. КАГАН. Они использовали так называемый групповой, массированный норвежский метод поиска. После подробного разгово­ ра с капитанами, руководите­ лями научных групп поиско­ вых судов и всестороннего обсуждения полученной ин­ формации на отрядном сове­ те, экипажи колхозных судов отправлялись на ПОИСКИ ВСЕЙ ГРУППОЙ СОВМЕ­ СТНО С ПРИКРЕПЛЕН­ НОЙ ПЛАВБАЗОЙ. ЭТОТ МЕТОД ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНОСИЛ ПОЛОЖИ­ ТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Группа судов Мурманского рыбакколхозсоюза активно промышляла, в то время как суда других флотов нередко были лишь на переходе к но­ вому району промысла. Пристальное внимание к деятельности и рекомендаци­ ям поисковиков проявлял и оказывал помощь в работе штаб мойвенной путины, дей­ ствующий в море и возглав­ ляемый сначала заместите­ лем начальника ВРПО «Сев- рыба» К. Н. Шаповаловым, а затем начальниками пром- районов А. Ф. Цимбалюком и В. А. Илгунасом. Сейчас в «Севрыбпромраз- ведке» идет подготовка к зимне - весенней путине 1979 года. Согласно предваритель­ ному анализу температурных условий и распределения мойвы во время нагула ожи­ дается другая ориентация нерестовых подходов по сравнению с 1978 годом. Не исключено, что часть нере­ стовых косяков подойдет в район, где эту рыбу придет­ ся ловить, выбирая выделен­ ную квоту. Работа требует особой подготовки и промыс­ лового и поискового флотов. В. МИЛОВ, помощник капитана по науке СРТМ- 841, С. БЕЛИКОВ, инже­ нер. Новая « специальность» траулера «Мга» Н Е СЛУЧАЙНО было создано в системе предприятий Всесо­ юзного рыбопромышленно­ го объединения «Севрыба» управление «Севрыбпром- разведка». Экипажи его су­ дов призваны, обеспечив до­ бытчиков исчерпывающей ин­ формацией о сырьевых ре­ сурсах промысловых райо­ нов, освободить их от необ­ ходимости заниматься мест­ ным поиском рыбных кон­ центраций. Чтобы помочь мо­ лодому управлению успешно начать свою трудовую жизнь, флота передали в его распо­ ряжение часть своих кораб­ лей. В числе таких судов, например. Мурманский тра­ ловый флот передал «Сев- рыбпромразведке» рыбо­ ловный траулер «Мга», у которого большая и славная трудовая биография. Восемь рейсов уже сделал экипаж в поисковом вариан­ те. На днях закончился де­ вятый. Поисковая деятель­ ность коллектива оценена и управлении на «хорошо». Моряки «Мги.» обследовали четыре промысловых района, постоянно передавали в группы судов - ловцов дан­ ные о продвижении н плотно­ сти рыбных кос."ков. Проводя контрольные тра­ ления, экипаж РТ-313, есте­ ственно, и сам добывал ры­ бу. Им было заготовлено семь тонн соленого полуфаб­ риката и столько же охлаж­ денного. ІІа судне выработа­ но за плавание 4500 банок консервов «Печень трески натуральная» в банках № 8 н 800 банок консервов из зу­ батки. Вся продукция кораб­ ля высокого качества. Экипажем РТ-313 «Мга» командует опытный капитан коммунист Валентин Ивано­ вич Гришичев. У него выс­ шее специальное образова­ ние, в море за рыбой он хо­ дит с 1956 года. До перевода в управление лСеврыбпром- разведка» водил корабли Ар­ хангельского тралового фло­ та. Под его началом экипажи траулеров «Ніиздра», «Ба­ ренцево море», «ІІраснозна- менск» много раз возглавля­ ли социалистическое сорев­ нование судовых коллекти­ вов своего флота. Так что на опыт Валентина Иванови­ ча положиться можно. На корабле уже определе­ ны те, на кого следует рав­ няться в труде. Второй штур­ ман Александр Егорович Мнхин всегда аккуратен, сдержан, в работе серьезен, заслужил уважение моряков. Недавно подал заявление о приеме в партию боцман Ни­ колай Николаевич Давыден­ ко. Его морская биография началась с окончания Бело­ морского ГПТУ. Он навсегда сдружился с морем, познал все секреты рыбацкого тру­ да. Отлично справляются с возлоікенными на- них обя­ занностями матросы Влади­ мир Игнатьевич Игнатов, Ва­ лерин Яспов, котельный ма­ шинист коммунист Валентин Анатольевич Осташнн. В каждом рейсе на судне работают группы ученых из ГШНРО. В девятом, послед­ нем рейсе такую группу воз­ главил Асфан Шаймардано- внч Габайдуллин. Он был по­ мощником капитана по науч­ ной части, под его руковод­ ством и велась вся поиско­ вая работа. Наш экипаж еще молод. Но он уже сделал много по­ лезного для своего управле­ ния и для промысловиков. В. ЗАСУХИН, первый помощник капитана РТ «Мга». Знакомьтесь: ветеран войны и труда Виталий Алексеевич Гончаров — второй механик спасательного буксира «Бесстраш­ ный» и электрик этого корабля Иван Михайлович Чебану. От­ личные специалисты, уважаемые моряки. Фото С. Петрова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz