Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.
Д' ЛЯ КОЛЛЕКТИВА «Севрыбпромразв е д- Iкн» рыбацкая страда началась намного раньше сроков, определенных для промысла мойвы. Сразу же после знмне - весенней пути- ны для контроля за отходя щей после нереста рыбой и распределениями нагульных скоплений был направлен по исковый БМРТ-422 «Н. Ко нонов», где капитаном — опытный поисковик А. А. Чи стяков. Для анализа обста новки в море и выработки научно обоснованной инфор мации на борту БМРТ-422 находилась группа инженер но-технических работников во главе с помощником капита на по науке Д. Н. Клочко вым. На берегу в это время спе циалисты обрабатывали и анализировали данные по многолетнему распределе нию нагульной мойвы в зави симости от условий внешней среды. Было установлено, что если в течение несколь ких лет теплосодержание вод Баренцева моря находится на среднем уровне или выше, то бареицевоморская мойва в массовом количестве нагули вается в определенных райо нах. Поэтому в течение 1973 — 1976 годов, которые были теплыми и умеренными по температурным условиям, эти районы стали традицион ными для кошелькового ппо- мысла. Однако в 1977 и 1978 годах произошло резкое сни жение температуры баренце- воморских вод. Это. а также данные поисков БМРТ-422 позволили сделать вывод о западном распределении мойвы летом и осенью 1978 года. В конце июля выделенный на поиск ЗРС-2025 (капитан В. А. Хвнюзов) вышел по рекомендациям «Севрыб- промпазведки» на северо-за пад Баренцева моря и обна ружил промысловые концент рации. 15 АВГУСТА НА ОБ НАРУЖЕННЫХ СКОПЛЕ НИЯХ НАЧАЛИ ПРОМЫ СЕЛ И УСПЕШНО РАБО ТАЛИ ДО КОНТІА МОИ- ВЕННОИ ПУТИНЫ СУДА ТРАЛОВОГО ЛОВА. В это время значительно усложнилась ситуация для кошелькового промысла. По иски концентраций рыбы для него были начаты заблаго временно, с 3 августа. Споим другом называли ппомыоло- вики поисковый СРТМ-841 «В. Устюг» (капитан В В. Аржаноргкий). И это очень вешіо. Неоднократно судно выводило кошельковиетов на стабильные концентрации мойвы, хорошими уловами доказывая обилие рыбы в районе. Кроме судов «Севрыбпром- разведкн», рыбодобываю щие организации выделили для поиска промысловые су да: мурманский тралфлот — РТ-200 (капитан В. П. Голо- ьащенко), Беломорская база гослова — СРТ-р-0027 (ка питан В. Е. Трач), СРТ-3170 (капитан В. Д. Смигунов), СРТ-3200 (капитан Г. П. Постников), «Мурманрыб- пром» — СТР-213 (капитан В. Е. Ватчеико). Капитаны этих судов имели значитель ный опыт работы на мойве. Руководство поисковыми су- расположения СРТ-р-0027. Этот день можно было счи тать началом кошельковой путины лета 1978 года. По явились хорошие уловы. Ин тенсивно заработали плав базы, принимая выловленную промысловиками нагульную мойву. Поисковиков насторажива ла небольшая площадь обна руженного скопления, актив ное питание и быстрое про движение рыбы п направле нии районов, где условия для нагула в этом году были осо бенно неблагоприятными. КАПИТАН - ФЛАГМАН Г. И. ЛУКА, ВЫСТУПАЯ НА ПРОМСОВЕТАХ, МНОГО КРАТНО ОБРАЩАЛ ВНИ- ния разделились. Капитаны и флагманы «Мурманрыбпро- ма» и Беломорской базы гос лова настаивали на возвра щении в старые, привычные для работы районы. Капита ны колхозных судов и Мур манского тралового флота, поверив рекомендациям спе циалистов «Севрыбпром- разведкн», решительно пере шли в новые районы. Первые успешные заметы и последу ющая стабильная работа убе дили и других. КАПИТАНЫ И ЭКИПА ЖИ СУДОВ КОШЕЛЬКО ВОГО ЛОВА, ПОРАБОТАВ В ТЕЧЕНИЕ ВТОРОЙ ПО ЛОВИНЫ СЕНТЯБРЯ ПРИ ХОРОШЕЙ ПРОМЫСЛО- 111 пIп 1111 і 1111 имп 111 [ 111 :11111 і 11111 і> I>! 1111 мI:і; 111111111111111 г 1111111 і 1111 1 11 п1 1111 ! 111111111 пм 1111111111 in 1111 fIі 11111111 ij£ [ Поисковое о б е с п е ч е н и е j I м о й в е н н о й п у т и н ы [ 1111111111111111111111II111II11II111II111111111111111111111111111)11>111111111111111111111111111i11111111111iII111111111i1111111111111111l~n дами возлагалось на группу специалистов промразведки во главе с капитаном - флаг маном Г. И. Лукой. К 15 августа поисковики проверили всю акваторию Баренцева моря, но промыс ловых скоплений для кошель- ковистов не обнаружили. Объясняется это так: при аномальных низких темпера турах откорм мойвы значи тельно замедлился, что обус ловило неблагоприятное ее поведение для кошелькового лова. Рыба или держалась у грунта, питаясь иногда дон ными организмами (что не обычно для мойвы), или, поднимаясь к поверхности, рассеивалась. С 15 августа к поиску под ключился весь кошельковый флот. Обстановка накаля лась. Казалось бы, провере ны, квадрат за квадратом, все районы. Везде наблюда лась мойва, но держалась оиа рассредоточение. Уловы не превышали 20 —30 тони за замет невода. Но пот 18 ав густа капитан СРТ-р-0027 В. Е. Трач вышел на дежур ную радиоволну и радостно объявил: — Наши приборы фикси руют косяки крупной м ^ чры . Имеем хороший улов. Рабо таем на пеленг! Немедленно было принято решение о сосредоточении кошельковиетов в районе МАНИЕ НА ЭТОТ ФАКТ, ПРЕДЛАГАЯ НАЧАТЬ ПРОВЕРКУ КОНЦЕНТРА ЦИИ МОИВЫ В ЗАПАД НЫХ РАЙОНАХ ДЛЯ ОБ ЛОВА ИХ КОШЕЛЬКОВЫ МИ НЕВОДАМИ. В УКА ЗАННЫХ РАЙОНАХ УС ПЕШНО РАБОТАЛИ РАЗ- НОГЛУБИННИКИ. ОДНА КО ПРОМЫСЛОВИКИ, ТЯ ГОТЕЯ К ТРАДИЦИОН НЫМ РАЙОНАМ ЛОВА, С ТРУДОМ ПОДДАВАЛИСЬ УГОВОРАМ. ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ, КОГДА НАМЕ ТИЛСЯ СПАД ОБСТАНОВ КИ, БЫЛО РЕШЕНО НА ПРАВИТЬ НА ЗАПАД ПО ИСКОВЫЙ СРТМ-841. А 7—8 СЕНТЯБРЯ ОБСТА НОВКА В РАЙОНЕ ГРУП ПЫ КОШЕЛЬКОВИСТОВ УХУДШИЛАСЬ ОКОНЧА ТЕЛЬНО. МОИВА, ВСЛЕД СТВИЕ с л а б о й к о р м о в о й БАЗЫ. РАССРЕДО ТОЧИЛАСЬ, И АКТИВНЫЕ ПОИСКИ ВСЕХ КОШЕЛЬ КОВЫХ СУДОВ НЕ ДАВА ЛИ ОЖИДАЕМЫХ РЕ ЗУЛЬТАТОВ. 9 — 10 сентября, кошелько- висты перешли в район рабо ты БМРТ-422 на рыбу худ шего ассортимента. В ЭТО ВРЕМЯ в запад ных районах произ вел замет и взял большой улов хорошей рыбы СРТМ-841. И вот тут мне ВОИ ОБСТАНОВКЕ В НО ВОМ РАЙОНЕ, ИЗУЧИЛИ ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ, ПРИСПО СОБИЛИСЬ К ПОВЕДЕ НИЮ РЫБЫ , ЧТО НАРЯ ДУ С ДРУГИМИ ПРИЧИ НАМИ (СРАВНИТЕЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПО ГОДНЫЕ УСЛОВИЯ) ПО ЗВОЛИЛО ПРОДЛИТЬ КО ШЕЛЬКОВЫЙ л о в д о ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НО ЯБРЯ (обычно он заканчи вается к концу сентября — в начале октября). Несмотря на трудности объективного характера, ЛЕТНЕ - ОСЕННЯЯ МОИ- ВЕННАЯ ПУТИНА ЭТОГО ГОДА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ ПРОШЛА УСПЕШ НО. Так ее оценивают, судя по выступлениям на промыс ловых советах, капитаны промысловых судов, руково дители добывающих органи заций и ВРПО «Севрыба». В целом ПОЛОЖИТЕЛЬ НО ОЦЕНИВАЕТСЯ И РА БОТА «СЕВРЫБПРОМ- РАЗВЕДКИ» ПО ОБЕСПЕ ЧЕНИЮ ЭТОГО ПРОМЫС ЛА, ЧТО ДОКАЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЯ ТЕЛЬНОСТИ ШТАБА ПО РУКОВОДСТВУ ПОИСКО ВЫМИ РАБОТАМИ, ДЕЙ СТВУЮЩЕГО И НА БЕРЕ ГУ И В МОРЕ. Большую помощь в поис ковой работе оказывали ка питаны - промысловики К. Я. Цнекалс, Т. П. Постников и другие. Не было такого эки пажа, который бы шел в порт или из порта, не включив поисковые приборы. ВСЕ КАПИТАНЫ СЧИТАЛИ СВОИМ ДОЛГОМ ИНФОР МИРОВАТЬ НАС О РЕ ЗУЛЬТАТАХ ПОПУТНОГО ПОИСКА. ОСОБО НЕОБХО ДИМО ОТМЕТИТЬ с э т о й ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРЯД МУРМАНСКОГО РЫБАК- КОЛХОЗСОЮЗА, КОТО РЫМ РУКОВОДИЛ Г. Ф. КАГАН. Они использовали так называемый групповой, массированный норвежский метод поиска. После подробного разгово ра с капитанами, руководите лями научных групп поиско вых судов и всестороннего обсуждения полученной ин формации на отрядном сове те, экипажи колхозных судов отправлялись на ПОИСКИ ВСЕЙ ГРУППОЙ СОВМЕ СТНО С ПРИКРЕПЛЕН НОЙ ПЛАВБАЗОЙ. ЭТОТ МЕТОД ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИНОСИЛ ПОЛОЖИ ТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Группа судов Мурманского рыбакколхозсоюза активно промышляла, в то время как суда других флотов нередко были лишь на переходе к но вому району промысла. Пристальное внимание к деятельности и рекомендаци ям поисковиков проявлял и оказывал помощь в работе штаб мойвенной путины, дей ствующий в море и возглав ляемый сначала заместите лем начальника ВРПО «Сев- рыба» К. Н. Шаповаловым, а затем начальниками пром- районов А. Ф. Цимбалюком и В. А. Илгунасом. Сейчас в «Севрыбпромраз- ведке» идет подготовка к зимне - весенней путине 1979 года. Согласно предваритель ному анализу температурных условий и распределения мойвы во время нагула ожи дается другая ориентация нерестовых подходов по сравнению с 1978 годом. Не исключено, что часть нере стовых косяков подойдет в район, где эту рыбу придет ся ловить, выбирая выделен ную квоту. Работа требует особой подготовки и промыс лового и поискового флотов. В. МИЛОВ, помощник капитана по науке СРТМ- 841, С. БЕЛИКОВ, инже нер. Новая « специальность» траулера «Мга» Н Е СЛУЧАЙНО было создано в системе предприятий Всесо юзного рыбопромышленно го объединения «Севрыба» управление «Севрыбпром- разведка». Экипажи его су дов призваны, обеспечив до бытчиков исчерпывающей ин формацией о сырьевых ре сурсах промысловых райо нов, освободить их от необ ходимости заниматься мест ным поиском рыбных кон центраций. Чтобы помочь мо лодому управлению успешно начать свою трудовую жизнь, флота передали в его распо ряжение часть своих кораб лей. В числе таких судов, например. Мурманский тра ловый флот передал «Сев- рыбпромразведке» рыбо ловный траулер «Мга», у которого большая и славная трудовая биография. Восемь рейсов уже сделал экипаж в поисковом вариан те. На днях закончился де вятый. Поисковая деятель ность коллектива оценена и управлении на «хорошо». Моряки «Мги.» обследовали четыре промысловых района, постоянно передавали в группы судов - ловцов дан ные о продвижении н плотно сти рыбных кос."ков. Проводя контрольные тра ления, экипаж РТ-313, есте ственно, и сам добывал ры бу. Им было заготовлено семь тонн соленого полуфаб риката и столько же охлаж денного. ІІа судне выработа но за плавание 4500 банок консервов «Печень трески натуральная» в банках № 8 н 800 банок консервов из зу батки. Вся продукция кораб ля высокого качества. Экипажем РТ-313 «Мга» командует опытный капитан коммунист Валентин Ивано вич Гришичев. У него выс шее специальное образова ние, в море за рыбой он хо дит с 1956 года. До перевода в управление лСеврыбпром- разведка» водил корабли Ар хангельского тралового фло та. Под его началом экипажи траулеров «Ніиздра», «Ба ренцево море», «ІІраснозна- менск» много раз возглавля ли социалистическое сорев нование судовых коллекти вов своего флота. Так что на опыт Валентина Иванови ча положиться можно. На корабле уже определе ны те, на кого следует рав няться в труде. Второй штур ман Александр Егорович Мнхин всегда аккуратен, сдержан, в работе серьезен, заслужил уважение моряков. Недавно подал заявление о приеме в партию боцман Ни колай Николаевич Давыден ко. Его морская биография началась с окончания Бело морского ГПТУ. Он навсегда сдружился с морем, познал все секреты рыбацкого тру да. Отлично справляются с возлоікенными на- них обя занностями матросы Влади мир Игнатьевич Игнатов, Ва лерин Яспов, котельный ма шинист коммунист Валентин Анатольевич Осташнн. В каждом рейсе на судне работают группы ученых из ГШНРО. В девятом, послед нем рейсе такую группу воз главил Асфан Шаймардано- внч Габайдуллин. Он был по мощником капитана по науч ной части, под его руковод ством и велась вся поиско вая работа. Наш экипаж еще молод. Но он уже сделал много по лезного для своего управле ния и для промысловиков. В. ЗАСУХИН, первый помощник капитана РТ «Мга». Знакомьтесь: ветеран войны и труда Виталий Алексеевич Гончаров — второй механик спасательного буксира «Бесстраш ный» и электрик этого корабля Иван Михайлович Чебану. От личные специалисты, уважаемые моряки. Фото С. Петрова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz