Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.
и с п о л ь з о в а т ь ф л о т эксплуатационного времени на 1059 судо-суток. З а 9 месяцев текущего года только в Мурманском тра ловом флоте произведено 54 подмены, что дало уве личение эксплуатационного времени на 99 2 судо- суток. Прибыль от внедрения сдвоенных рейсов в целом по ВРПО «Севрыба» составила 10 млн. руб лей. На бассейне в рамках СНТО начато внедрение системы непрерывной классификации судов Реги стром СССР, предусмотренной документацией по СНТО. Применение этой системы позволяет на 2 5— 3 0 процентов снизить объемы заводских ремон тов судов. Однако она требует очень четкой органи зации работы н особенно планирования, а также увеличивает нагрузку на групповых специалистов. В настоящее время по этой системе работает 12 тран спортных рефршкераторов управления «Севрыбхо- лодфлот». Т Р «Иван Айвазовский» в 1978 году закончил нолный цикл работы но СНТО с применением не прерывной классификации, ,с объемом заводского ремонта на 24 процента меньше, чем предусмотре но нормативами для этого типа судов. Годовой эко номический эффект по итогам цикла составил 175,6 тыс. рублей, среднегодовое увеличение экс плуатационного времени составило 31 судо:сутки. Для сравнения можно привести результаты по Т Р «Северный ветер», закончившему цикл СНТО без применения непрерывной классификации одновре менно с Т Р «Иван Айвазовский». Годовой экономи ческий эффект составил 21,6 тыс. рублей, среднего довое увеличение эксплуатационного времени со ставило 12 суток. ВРПО «Севрыба» в «Плане организационно-тех нических мероприятий по повышению эффектив ности СНТО» предусмотрело применение непрерыв ной классификации на промысловых судах, однако до сих пор ни одно из промысловых судов не рабо тает по этой системе. Это говорит о том, что судо владельцы формально подходят к решению дайной проблемы и не стараются реализовать большие воз можности. заложенные в непрерывной классифи кации. Необходимо отметить, что в объединении «Эстрыбпром» на непрерывную классификацию пе реведены 5 РТМ типа «Атлантик» (супер), 5 БМРТ , одна плавбаза и два транспортных рефриже ратора. Для производства освидетельствований не посредственно на промысле в объединении имеются 4 доверенных лица Регистра СССР (флагманские ме ханики, механики-наставники). В ВРПО «Севрыба» ни в одном управлении доверенных лиц Регистра СССР нет. В этом году мы изменили подход к разработке документации по СНТО. Теперь в составе докумен тации разрабатывается график долговременного, рассчитанного на весь амортизационный период режима эксплуатации и ремонта судов с учетом их старения. Такой подход, йа наш взгляд, более пра вильный, так как позволяет прогнозировать затр а ты на техническое обслуживание и ремонт судов на отдаленную перспективу и соответственно планиро вать развитие судоремонтной базы. Однако во внедрении СНТО еще имеется большое количество недостатков и нерешенных проблем, устранение которых позволит еще более повысить эффективность этой системы. Назову основные из них. Все еще велика неравномерность в работе судов. Так, по результатам законченных в 1978 г. эксплу атационно-ремонтных циклов ряд судов имеет сред негодовое эксплуатационное время, значительно превышающее 300 суток (БМРТ N& 240, 254, 2 э7 , 449, 347). В то же время отдельные суда имеют эксплуатационное время, не превышающее 280 су ток, что значительно ниже установленных нормати вов (БМРТ-238 — 236 суток, БМРТ-407 — 260. БМРТ-421 — 277, МА-0807 — 273 суток). Имеются случаи неправильного использования су довых ремонтных бригад. На ряде судов, особенно на плавбазах «Севрыбхолодфлота», они в основном занимаются модернизацией и переоборудованием рыбофабрик, в то время как запланированные рабо ты по техническому обслуживанию судов не выпол няются. На многих судах ремонтные бригады допол нительно загружаются работами, запланированны ми личному составу, так как последние перегруже ны подвахтамн. Необходимо отметить, что в 1977 — 1978 гг. загрузка личного состава машинных команд на подвахтах значительно выросла по сравнению с 1976 годом. Из-за отсутствия в составе СРВ специалистов по ремонту электро-и холодильного оборудования объ емы по этим частям систематически не осваиваются и выполняются в заводских ремонтах с нарушением плановых сроков. Не всегда суда обеспечиваются технической доку ментацией по СНТО, новыми формами наряд-зада ний и рейсовых донесений, не всегда правильно ведется документация. На ряде судов объединения «Мурманрыбпром», работающих по СНТО, докумен тация вообще отсутствует. Многие отделы и службы управлений флотов, ко торые обязаны заниматься этим важным делом, практически не принимают в нем никакого участия. Особенно это характерно для службы мореплава ния управления «Севрыбхолодфлот» (начальник службы В. П. Журавлев), которая официально пись мом уведомила ВРПО «Севрыба» об отказе от внед рения СНТО. Объединение ' «Севрйба» вынуждено было обязать начальника управлеішя «Севрыбхолод флот» дополнить должностные инструкции специа листов службы мореплавания обязанностями по внедрению и контролю за работой судов по СНТО. Некоторые судовладельцы, в частности «Мурман- рыбпром», обратились в ВРПО «Севрыба» с пред ложением вывести суда пр. 5 0 2 из СНТО, мотиви руя это отсутствием СЗЧ и имеющимися конструк тивными недостатками. ВРПО «Севрыба» вынуждено было разъяснить руководителям флотов, имеющих суда пр. 502, что, наоборот, при существующих условиях интенсивной эксплуатации этих судов в имеющем место дефиците СЗЧ только перевод их на СНТО, строгое соблюде ние графиков ГШО и ППР сможет обеспечить нор мальное техническое состояние судов этого типа. АЖНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ по совершен ствованию технической эксплуатации флота и повышению эффективности его использо вания является улучшение межрейсового техниче ского обслуживания (ТО) судов. В этом направле нии ВРПО «Севрыба» проводит большую работу, однако проблема продолжает оставаться очень акту альной. Основным предприятием, осуществляющим цент рализованное межрейсовое техническое обслужива ние судов, является СРЗ-1 объединения «Мурман ская судоверфь». Однако завод не имеет резерва мощности, ряд его цехов не отвечает санитарно-тех ническим нормам и подлежит сносу. Значительная часть оборудования эксплуатируется свыше 20 лет и требует замены. Однако реконструкция завода из- за отсутствия финансирования в текущей пятилетке не предусматривается. С целью улучшения межрейсового технического обслуживания ВРПО «Севрыба» принимает меры по созданию баз технического обслуживания непосред ственно у судовладельцев. В текущем году получена плавмастерская болгар ской постройки для Мурманского тралового флота, и в настоящее время идет освоение ее мощности. Про изводится переоборудование учебного судна «Ком пас» в базу технического обслуживания судов «Сев рыбхолодфлота». Передана в аренду Мурманского рыбакколхозсоюза одна плавмастерская «Мурман- рыбпрома». Однако техническое руководство флотов, в част ности Мурманского тралового флота и объедине ния «Мурманрыбпром», занимает странную выжи дательную позицию в этом вопросе. Б азы техниче ского обслуживания создаются в настоящее время на всех бассейнах. Это одно из основных направлений но совершенствованию межрейсового обслуживания судов, признанное и одобренное Минрыбхозом СССР. Специалистами ЦПКТБ разработаны пред ложения по созданию БТО у судовладельцев наше го бассейна, а для Мурманского тралового флота разработана конкретная организационно - производ ственная структура БТО. Однако дело н* сдвигает ся с мертвой точки. Руководство флота, как видно, не готово к решению этой важной задачи. Продолжалось техническое обслуживание судов на рейдах инпортов. З а 3 года пятилетки такое об служивание проведено 65 промысловым судам, за счет чего сэкономлено 2600 судо-суток промысло вого времени. В настоящее время для этих целей нами Используется в основном порт Луба. В дальней шем намечено расширить эту форму технического обслуживания с использованием таких портов, как Гавана, Сент-Джонс и другие. О ДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, прямо влияющих на эффективность использо вания флота и во многом определяющих его техническое состояние, является судоремонт, состоя ние которого на бассейне хотя и улучшено за по следние годы, но все еще не отвечает нашим потреб ностям. В 1978 году дефицит в судоремонте составляет 14,5 миллиона рублей, в том числе по междурейсо вому ремонту — 4 миллиона рублей, по доковому — 3 миллиона рублей и по заводскому ремонту БМРТ типа «Алтай» и проекту 394 — 6 миллионов рублей. Перед судоремонтными предприятиями ВРПО «Севрыба» стоит сложная задача по освоению ре монта новых типов судов, при этом намечается спе циализировать головное предприятие объединения «Мурманская судоверфь»., на заводском ремонте Б АТ типа «Горизонт», завод-филиал № 2 — на ре монте ПСТ, СРТ-м и сейнеров-траулеров. В результате того, что основные судоремонтные' предприятия ВРПО «Севрыба» — объединение «Мурманская судоверфь» и Архангельский ССЗ, не получают в десятой пятилетке необходимого разви тия при увеличении потребности в судоремонте, про блема обеспечения флота ремонтом в одиннадцатой пятилетке останется острой. Обеспечение возрастающей потребности в доковом ремонте судов в объединении «Мурманская судо верфь», в том числе БМ РТ проекта 394 на голов ном предприятии и судов типа «Баренцево море» на завоД!-филнале № 2, невозможно без завершения строительства второй очереди блока корпусных це хов и получения дополнительных трех плавучих до ков: грузоподъемностью 2 6 0 0— 3000 тонн — 2 еди ницы и 1500 тонн — 1 единица. На головном предприятии Мурманской судовер фи сложилось тяжелое положение из-за отсутствия необходимого количества оборудованных причалов, протяженность которых составляет всего 621 погон ный метр вместо 2090 погонных метров, необходи мых на программу 1978 года. Дефицит причальной линии сдерживает освоение имеющихся мощностей и значительно затрудняет организацию ремонта. Серьезной остается сегодня и проблема кадров для судоремонта. Кроме этого-, здесь есть и другие «■узкие» места. С целью сокращения сроков ремонта вы полнен комплекс устройств и мероприятий, по зволяющих максимально перенести объем ходовых испытаний па швартовные. Для проведения испыта ний создана специальная сдаточная позиция, пред ставляющая два железобетонных причала. Швартов ные испытания проводятся силами специальных сда точных бригад. На бассейне проводится плановая работа в обла сти защиты судовых корпусных конструкций и тру бопроводов от коррозии. Все средне- и крупнотоннажные суда флота обо рудованы электрохимической защитой подводной ча сти корпусов, донно-забортной арматуры и гребных винтов. На флотах, при ремонте корпусных конструкций судов, находят широкое применение рекомендации Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства по подкреплению вмя тин, бухтии (вместо замены поврежденных участ ков), что значительно сокращает объем ремонта. Однако следует отметить, что действия флотов, направленные на устранение конструктивных недо статков корпусных конструкций, разрознены. Их анализ на бассейне не проводится, ЦПКТБ в этом вопросе занимает нейтральную позицию. ЦПКТБ необходимо пересмотреть свое отношение к указанным вопросам и взять в свои руки коорди нацию и анализ работ, проводимых на бассейне но устранению конструктивных недостатков корпусных конструкций. Б ОЛЬШОЙ Р Е З Е Р В в повышении эффектив ности работы флота состоит в рациональном использовании горюче-смазочных материа лов, в повышении эффективности топлнвонспользо- вания. Теплотехническая работа на бассейне за годы десятой пятилетки в основном была направлена на экономию топливно-энергетических ресурсов, ис пользование более дешевых видов топлива для су довых дизелей, выбор оптимальных режимов работы дизелей и паровых котлов, поиск наиболее эффектив ных методов водообработки в паровых котлах и ох лаждающих системах дизелей, повышение уровня технической эксплуатации и надежности работы су дового оборудования. Проводимый на флоте бассейна ежегодный ана лиз топливонспользовання по всем судам с главными двигателями от 300 лошадиных сил и выше, обоб щение передового опыта, выявление имеющихся не достатков позволяют установить довольно жесткие нормы расхода ГСМ на каждый элемент рейса суд на. Так, в 1978 году значительно снижены нормы расхода топлива (в сравнении с , действующими в 1977 году) по судам типа БАТ «Горизонт», ЗРС «Зверобой», ПСТ «Баренцево море» и другим. Важное значение имеет дальнейшее повышение эффективности использования смазочных масел на судах бассейна. В этом направлении проводится оп ределенная работа, однако результаты пока еше ос тавляют я'.елать лучшего. Поставленная предыду щей конференцией задача но снижению расхода ма сел до 1,2 процента от расхода топлива еще не до стигнута. Низкие результаты по эффективности использова ния смазочных масел имеют место в управлениях Архангельского и Мурманского траловых флотов, а также в объединении «Мурманрыбпром». Отрицательное влияние на эффективность исполь зования смазочных масел оказывают также перебои в поставках требуемых марок масел, из-за чего по рой на судах вынуждены производить преждевре менную их замену. Основную роль в повышении уровня теплотехни ческой работы играет организация постоянного опе ративного контроля. Однако около 70 процентов в основном мелких судов пока остаются вне контроля. Со стороны руководителей флотов эти вопросы ухо дят из поля зрения, что оборачивается значительны ми упущениями в организации технической эксплу атации судового энергетического оборудования, не редко приводящими к авариям или аварийным про исшествиям. По указанной причине резко снизилась надеж ность работы вспомогательных паровых котлов на ППР типа «Грумант», имеют место серьезные недо статки в технической эксплуатации главных паро вых котлов на паровых РТ, допускается преждевре менная замена трубок паровых котлов на БМРТ тн- ' па «Алтай», имеют место серьезные нарушения в режимах работы систем охлаждения главных двига телей судов и другие упущения. В целом на Северном бассейне вопросам улучше ния теплотехнической работы придается большое значение. Однако повышение эффективности ис пользования флота требует от нас дальнейшего со вершенствования форм и методов. Как одной из ос новных задач мы считаем расширение оперативного контроля теплотехнической работы на всех судах бассейна, в том объеме, какой -выполняется сейчас силами ЦПКТБ на поднадзорных судах. Для этой цели в управлениях флотов необходимо провести ра боту по упорядочению использования имеющихся кадров специалистов-теплотехнпков. За последние годы активизировалась работа на бассейне по предотвращению загрязнения моря с су дов. Проблема предотвращения загрязнения jviopn тре бует от судовладельцев повседневной работы, уча стия многих специалистов. Вместе с тем именно в организации этой работы имеется много недостат ков, что порождает безответственность, перенос сро ков дооборудования судов, неправильное отношение к решению данной проблемы. Поэтому еще раз не обходимо подчеркнуть, что без соответствующего дооборудования судам не будут выдаваться оргапа- (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz