Рыбный Мурман. 1978 г. Декабрь.

инженер ВРПО „ Севрыба * Э ф ф е к т и в н о К АК ИЗВЕСТНО, в последние два года про­ изошли значительные изменения в условиях работы рыбной промышленности, в том чис­ ле нашего бассейна. Введение 200-мильных.экономи­ ческих зон, уменьшение запасов донных рыб в Ба­ ренцевом море заставило Всесоюзное рыбопромыш­ ленное объединение «Севрыба» осуществить корен­ ную перестройку-промысловой и всей хозяйственной деятельности, добиваясь, в первую очередь, улучше­ ния использования существующего флота. Эго зада­ ча первостепенной важности. Для ее решения на нашем бассейне проводится большая организационно-техническая и исследова­ тельская работа по мпопш направлениям, которая уже дала определенные результаты. За 3 года десятой пятилетки немало сделано по улучшению ассортимента и повышению качества рыбной продукции, более эффективному использо­ ванию сырья. ■Только за 9 месяцев текущего года на пищевые цели использовано 63,6 процента всей до­ бытой мойвы против 47,6 процента за тот же пери­ од прошлого года. Выпуск копченой мойвы соответ­ ственно увеличился в 1,3 раза, сушено-вяленой — в 1,5, консервов и пресервов — в 2, пряной мойвы — в 18 раз. Впервые освоено массовое производст­ во иа судах мороженой жирной мойвы брикетами до 2 кг. ІІо сравнению с соответствующим периодом ' прошлого года производство рыбопродукции с госу­ дарственным Знаком качества увеличилось в 3 ра­ за- а по пресервам н консервам — в 5 раз. Значительная работа проводится по поиску, изу­ чению и освоению новых районов промысла к новых объектов лова, искусственному воспроизводству цен­ ных пород рыбы в реках и водохранилищах Коль­ ского полуострова, но развитию и модернизации флота, оснащению его новыми орудиями лова, р а з­ витию и реконструкции береговой рыбоперерабаты­ вающей базы и судоремонтных предприятий. Р а з р а ­ батывается комплексная система управления качест- ьолі продукции. .J В бассейне накоплен большой и ценный опыт организации социалистического соревнования. Нача­ тое но инициативе Мурманского тралового флота с о ­ ревнование предприятий - смежников под девизом «Берег — промыслу, промысел — берегу» постоян­ но совершенствуется и помогает находить и приво­ дить в действие дополнительные резервы. В этом году по примеру Ленинградского транс­ портного узла, инициатива коллективов которого одобрена ЦК КПСС, в Мурманском рыбном порту создан судообрабатывающий комплекс, цель его — ускорение обработки судов в порту. На предприятиях, входящих в комплекс, действует система взаимоувязанного планирования, и это по­ зволяет эффективнее использовать производствен­ ные мощности. \ В настоящее время большинство экипажей судов бассейна участвует во Всесоюзном смотре-конкурсе, объявленном Министерством рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промыш­ ленности и направленном на повышение эффективно­ сти использования флота^ "СДдпако, несмотря на огромную работу, проводи­ мую хозяйственными органами объединения «Сев- рыба» п управлениями флотов, партийными, профсо­ юзными и комсомольскими организациями по совер­ шенствованию производства, мобилизации рыбаков и всех тружеников бассейна, выполнение плановых за ­ даний десятой пятилетки и социалистических обяза­ тельств находится под угрозой. План первых двух лет {іе выполнен по большинству основных показате­ лей. ЦІлап 9 месяцев текущего года также не выпол­ нен по всс-м основным показателям, за исключением выработки копченой продукции. Допущено сниже­ ние объемов производства к уровню 1977 года. Состоявшийся 10 октября XI пленум Мурманско­ го обкома КПСС отметил серьезные недостатки в де­ ятельности <'Севрыбы», рыбопромышленных пред­ приятий и организаций по выполнению постановле­ ния V пленума Мурманского обкома партии от 19 апреля 1977 г. «О работе Всесоюзного рыбопро­ мышленного объединения «Севрыба» по выполне­ нию^ постановления ЦК КПСС н Совета Министров СССР <0 мерах по дальнейшему развитию производ­ ства, расширению ассортимента, повышению каче­ ства рыбной продукции и по улучшению торговли рыбными товарами», а также социалистических обя­ зательств по успешному осуществлению заданий де­ сятой пятилетки». С л о ж и в ш а я с я о б с т а н о в к а настоя­ тельно требует от нас направить все усилия на дальнейшее повышение эффективности использования флота и береговых предприятий, по­ иск новых форм и методов организации работы, со­ вершенствование технической эксплуатации и ремон­ та судов, ускорение их обработки в порту, поиск до­ полнительных резервов и незамедлительное приве­ дение их в действие. Без грамотной, хорошо налаженной системы тех­ нической эксплуатации, без строгого соблюдения со­ ответствующих правил, инструкций невозможно со­ хранить суда в исправном техническом состоянии и обеспечить выполнение тех больших задач, которые должны быть решены в десятой пятилетке. Особую актуальность это приобретает в связи со значитель­ ным увеличением рейсооборотов судов. Работа пх по «Северному варианту» с увеличенными рейсооборо- тами (до года и более) и подменой экипажей в море сегодня стала обычным делом. Но мы должны быть твердо уверены, что уровень технической эксплуата- ішн^ этих судов соответствует высоким требованиям. \ С сожалением приходится констатировать факт роста нарсудах бассейна аварий и аварийных проис­ шествий. Так, если, за весь 1977 год был допущен 51 аварийный случай, то за 11 месяцев текущего го­ да уже зарегистрировано 59 случаев повреждений судовых механизмов и оборудования. Технические убытки от этих повреждений составили 295,5 тыс. рублей, а простои для их ликвидации составили 481 судо-суткщ ( . Первое место по аварийности держит Мурманский траловый флот (главный инженер А. С. Котов, на­ чальник МСС А. Д. Чертовской). . Анализ аварийности показывает, что абсолютное большинство повреждений связано с нарушением требований действующих нормативных документов по технической эксплуатации флота и организации судовой службы со стороны лиц судового состава, и специалистов соответствующих береговых слу;кб. ,: Подобное безответственное отношение к своим обязанностям лиц судового состава в значительной мере обусловлено серьезными недостатками в рабо­ те соответствующих служб судовладельцев по орга­ низации технической эксплуатации, подбору, расста­ новке и Боепитанию кадров плавсостава. II прежде всего — это слабый контроль со стороны групповых специалистов за организацией технической эксплуа­ тации и судовой службы, состоянием и ведением су­ довой документации, планированием и выполнением ремоптпо-ітрофилактпческих работ на судах, полно­ той п качеством заводского ремонта. Руководителям флотов п производственных объ­ единений необходимо обратить па эти недостатки са­ мое серьезное внимание. Э КСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА Северного бассей­ на имеет свои специфические особенности и трудности. Связаны они прежде Есего с большой разнотипностью нашего флота и его рабо­ той-.в условиях Заполярья. L Разнотипность флота создает большие труд­ ности при вкедрепіш современных систем техниче­ ского обслуживания, при проведенщцрфюптов, в ма­ териально-техническом обеспечении.-/ Но техническое состояние флота по оценкам Ре­ гистра СССР из года в год улучшается. Практически все морские суда имеют класс Ре­ гистра СССР, что говорит о хорошем техническом состоянии нашего флота. Из года в год увеличивается также эксплуатаци­ онное время судов. Улучшение технического состояния и снижение внеэксплуатациошюго времени происходит главным образом за счет внедрения иа бассейне целого ряда организационно - технических мероприятий и той большой работы, которая проводится специалиста­ ми объединения «Севрыба». управлений флотов, ЦПКТБ, судоремонтными предприятиями по совер­ шенствованию эксплуатации и ремонта флота, мо­ дернизации судов, поиску оптимальных схем и форм их обслуживания в море и в порту, материально-тех­ нического снабжения, повышения квалификации ко­ мандного и рядового состава моряков, укрепления трудовой и производственной дисциплины. Большое внимание иа бассейне уделяется осна­ щению судов современной рыбообрабатывающей - техникой. Для решения сложных проблем механизации об­ работки и ускорения переориентации рыбообрабаты­ вающей промышленности бассейна на использование мойвы н другого мелкоразмерного сырья в августе 1977 г. образовано производственно-техническое объединение «Севтехрыбпром».-' В начале текущего года на судоверфи создан цех по изготовлению рыбообрабатывающего оборудова­ ния it запасных частей к нему. Однако производственные мощности этого цеха и мастерских объединения «Севтехрыбпром» не могут удовлетворить в полной мере потребность бассейна в этой технике. В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ все большее значение приобретают вопросы эффективно­ сти использования технологического обору­ дования и обеспечения его постоянной высокой тех­ нической готовности. В последние годы на бассейне значительно улуч­ шилась организация проведения ремонта технологи­ ческого оборудования. Завод «Совреммаш» посто­ янно расширяет номенклатуру ремонтируемого обо­ рудования. Однако объемы выполняемого нм ремон­ та явно недостаточны и не удовлетворяют потребно­ стей бассейна. Постоянно растет парк установленного па судах технологического и рефрижераторного оборудова­ ния, но необходимо отметить, что не все это обору­ дование отвечает, современным требованиям. Нз-за низкой надежности сняты с производства и требуют вынужденной замены па винтовые ротаци­ онные холодильные компрессоры РАБ-ЗООС, эксплу­ атирующиеся па БМРТ типа «Алтай». Очень плохо обстоит на бассейне дело со своевре­ менным и правильным оформлением рекламацион­ ных актов со стороны судовладельцев. Отдел судоремонта и технической эксплуатации флота объединения «Севрыба» этот вопрос будет держать под самым строгим контролем. Научно-техническая конференция «Пути обеспе­ чения заданий десятой пятилетки по вылову рыбы и производству пищевой продукции в условиях расши­ рения государствами национальных рыболовных зон», состоявшаяся в г. Мурманске в декабре 1977 г., одобрила основные направления модерниза­ ции действующего флота до 1985 года. За годы текущей пятилетки уже выполнен ряд мо- дерннзациошіых работ на судах, в частности: — плавбаза «Маточкин ІПар» переоборудована под выпуск пресервов из мойвы в мелкой расфа­ совке. Опыт работы на мойвенной путпне показал целе­ сообразность такого переоборудования, и в настоя­ щее время вешается вопрос переоборудования плав­ баз типа «Пионера;»; — на большинстве крупнотоннажных судов обо­ рудованы участки для выпуска консервов; — иа судах устанавливаются средства малой ме­ ханизации для выработки филе и тушки; — ведутся работы по установке оборудования радиосвязи; — заменяется радионавигационное оборудова­ ние и устанавливаются новые приборы; — часть судов оснащается погружными электро­ насосами в соответствии с планом мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания, преду­ преждению аварийности на судах; — на БМРТ «Иван Чигрин» произведена замена рыбомучной установки. Необходимо отметить, что замена радионавигаци­ онного оборудования, поисковых приборов и прибо­ ров контроля за ходом трала производится в значи­ тельно меньшем количестве, чем это требуется, и ...' за недопоставок оборудования. УМТС необходимо принять срочные меры с. целью обеспечения поста­ вок необходимого оборудования. Предыдущая бассейновая конференция, проходив­ шая 2 8— 29 октября 1976 г. в г. Мурманске, наме­ тила основные направления в технической эксплуа­ тации флота на 10-ю пятилетку. Во исполнение решения конференции был разра­ ботан н утверлсдеп план конкретных мероприятий по каждому из вышеназванных направлений. З А ПРОШЕДШИЕ ГОДЫ десятой пятилетки продолжалось интенсивное внедрение и со­ вершенствование системы непрерывного тех­ нического обслуживания судов. От внедрения СІТГО за годы 9-й пятилетки мы получили экономи­ ческий эффект около 40 млн. рублей. За три года десятой пятилетки по судам, завершившим эксплу­ атационно-ремонтные циклы, увеличение эксплуата­ ционного времени составило 1773 судо-суток, а эко­ номический эффект — 552 1-6 тыс. руб. Таким образом, внедрение СНТО — мероприятие эффективное, в его совершенствовании кроется один из важных резервов повышения эффективности работы флота. Значение этой системы для флота в настоящее время еще более увеличивается в свя­ зи с более интенсивной эксплуатацией судов, увели­ ченными рейсооборотамн, недостатками в матери­ ально-техническом снабжении, текучестью кадров на судах. В этих условиях только своевременная и доста­ точная по объему профилактика механизмов, тща­ тельная их отладка, настройка и регулировка могут предотвратить интенсивный износ и преждевремен­ ный выход из строя. Анализ аварийности судов в 1977 и 1978 гг. по­ казал, что на судах, работающих по СНТО, аварий­ ность в 2 с лишним раза ниже, чем на судах, не пе­ реведенных па эту систему. Поэтому вопросы внедрения и совершенствований СНТО постоянно находятся под контролем ВРПО «Севрыба», городских партийных органов, а также городского штаба по контролю за выполнением Договора тринадцати предприятий - смежников. Состояние перевода и опыт работы судов по СНТО подробно рассматривались на совете директоров в марте прошлого года. Во исполнение решения совета разработан план организационно-технических меро­ приятий по повышению эффективности работы судов по СНТО, который в настоящее время успешно ре­ ализуется. Во всех управлениях проводятся полугодовые проверки состояния внедрения СНТО, которые по­ зволяют выявлять узкие места и более целенаправ­ ленно вести работу по пх ликвидации. В должност­ ные инструкции большинства руководящих работ­ ников внесены дополнения, определяющие их обя­ занности по внедрению и контролю за работой су­ дов. На все суда перед выходом в рейс выдаются наряд-задания па выполнение ремонтных работ. Введена новая форма рейсовых донесений старших механиков. В настоящее время в ВРПО «Севрыба» установ­ лен единый порядок- гарантированного вознаграж­ дения за увеличение межремонтных периодов су­ дов. На балансовых комиссиях стали более строго оценивать результаты внедрения СНТО на суд»,. , премирование по итогам рейса производится с уче­ том выполнения рейсового задания по саморемонту. Все эти меры позволили повысить эффективность работы судов по СНТО и улучшить контроль со сто­ роны судовладельцев. Результаты также не замед­ лили сказаться. На всех судах, переведенных на СНТО, почти полностью осваиваются запланирован­ ные объемы ремонта своими силами. Судовладель­ цы в основном навели должный порядок в части учета и контроля выполнения работ. На большинст­ ве судов исключены случаи использования судовых ремонтных бригад не по назначению. В 1977 г. силами моряков выполнено ремонтных работ па судах, находящихся в эксплуатации, в объ­ еме 3023,4 тыс. нормо часов при плане 2800 тыс. иормо-часов, что позволило сделать более 400 без­ ремонтных стоянок в порту и увеличить эксплуата­ ционное время судов на 800 судо-суток. Это также позволило сократить общее ремонтное время в 1977 г. по сравнению с предыдущим годом на 2,3 процента и увеличить эксплуатационное время на 3936 судо-суток. За 9 месяцев текущего года объем ремонта силами моряков в целом по бассейну пре­ высил прошлогодний и составил 3606,8 тыс. иормо- часов. Широкое внедрение и совершенствование СНТО позволило расширить масштабы применения нового метода работы добывающих судов сдвоенными рей­ сами с использованием морских подменных йкийа-' л;ей. Если в 1975 г. по этому методу работало 32 судна, то в 1976 г. — 40, а в 1977 г. — 77. В 1977 г. от сдвоенных рейсов получено увеличение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz