Рыбный Мурман. 1978 г. Август.
— Когда ходовые испыта ния? — Завтра утром. — Но ведь должны быть сегодня... — С насосами у нас там еще не все в порядке, да и двигатель, мне кажется, ра ботает не так. как надо. Включал я его на холостом ходу. Что-то мне не нравится. Юрий Евгеньевич Дулов, старший дизельный группо вой инженер Мурманского тралового флота, всего полто ра года на этой должности и еще привык, как судовой стармех, исправлять непо ладки своими руками. Но сейчас это очень трудно, по тому что он должен наблю дать за целой группой судов, следить за работой каждого из них н на промысле, и в З А Б О Т А О КАЖДОМ С У Д Н Е порту, давать советы механи кам, посылая радиограммы в море. А для этого надо от лично знать суда, их техниче ское вооружение. Знания и опыт сочетаются в работе группового специа листа. А приобрел их Юрий Евгеньевич, работая на раз личных траулерах Архангель ского и Мурманского флотов. Еще на преддипломной прак тике в Архангельской рыбо промысловой мореходной школе ходил кочегаром вто рого класса на РТ «Курс». Начало работы было труд ным, труд кочегара всегда считался тяжелым. В 18 лет Юрий имел уже диплом механика паровых су дов третьего разряда. А в 20 лет закончил в вечерней школе 10 классов и поступил в Мурманское высшее инже нерное морское училище. После его окончания пошел третьим механиком на БМРТ . Первым большим судном Юрия был «Оленегорск». По сле маленьких РТ работа ка залась легче и интереснее, да и старшие механики попа дались знающие и пытливые. До сих пор приятно встре чаться с одним из них — К. М. Чирикановым. Помнит Юрий Евгеньевич, как, будучи вторым механи ком на «Оленегорске», во зился с мотылевыми подшип никами. Это было единствен ное судно, на котором они были без вкладышей. При ходилось постоянно произво дить заливку, шабрить. Вто рой механик не вылезал из машинного отделения. А ра ционализаторские предложе ния с этого судна постоянно поступали в бюро рационали зации тралового флота. Был в жизни Дулова пери од. когда он занимался нау кой, причем занимался с охо той. Тема, которую он р аз рабатывал в отделе НОТ ПИНРО , до сих noD волнует его — «Организация между рейсового ремонта судов в Мурманском рыбном порту». Сейчас групповому механику приходится сталкиваться с проблемами, решение кото рых он предлагал несколько лет тому назад. Но вот медики снова ра з решили выход в море, и пос ле работы в лаборатории НОТ — он второй мехашщ на БМРТ «И. Островский», И надо же так случиться, за болел в море стармех. бразды правления машинной коман дой взял на себя Юрий Евгенье вич. Вскоре при слали второго, и Дулова утвердили старшим механи ком. Потом были БМРТ «Ярос лавль» и повое судно. ПСТ « Ры бак Заполярья». 702 0 нормо-часов отработал без мо точистки главный двигатель на ПСТ ш я т ш ш при норме 4000 — 5000. Стармех показал себя отличным спе циалистом. Много идей, во площенных и не воплощен ных в жизнь, было у Юрия Евгеньевича. Вместе с А. Е. Смирно вым, тоже групповым меха ником. они предложили про тачивать уплотнительные канавки в крышках цилинд ров и цилиндровых втулках. Почти ежерейсно приходит ся перемонтировать крышки для устранения пропусков га зов. Это трудоемкая работа, а в море — особенно. При за мене только одной крышки затрачивается 4 — 6 часов, а если проточить канавки, то ѵплотнение будет надежней. Рационализаторы предложи ли и приспособление для про точки. Работа ПСТ сегодня дает пищу для размышлений су довым и групповым механи кам. В прошлом году Дулов подал предложение об улуч шении топливоподготовкн на этих судах. Внедрение его по зволило сделать работу дви гателя более надежной и сэко номить топливо. Новая схе ма получила применение и на вновь строящихся посоль- нс-свежьевых траулерах. Рабочий, день Юрия Ев геньевича Дулова наполнен заботами о каждом приходя щем и уходящем судне его группы. И творческий подход к делу помогает ему ежеднев но. ежечасно. Т. ВАСИЛЬЕВСКАЯ, старший инженер секто ра пропаганды передо вого опыта ЦПКТБ. БОРШТАНГА ДЛЯ РАСТОЧКИ ДЕИДВУДНОГО УСТРОЙСТВА Такая борштанга предна значена для расточки втулок деіідвудного устройства су дов на стапеле или в доке. Это переносный расточный аппарат, состоявший из вала с резцедержателями и приво да. Отличительная особен ность данной борштанги со стоит в том, что ею можно ве сти расточку ооеих втулок одновременно без перена стройки борштанги. Экономи ческий эффект — 1000 руб лей. Разработали новшество на судоремонтном заводе «Крас ная кузница» в Архангель ске. У МАСТЕРА по добы че второго подменно го экипажа Винокен- тня Ивановича Коркина боль шой производственный стаж: в Мурманский траловый флот он пришел в 1947 году. Пять лет — матросская шко ла упорства, мужества, а главное — мастерства про мысловика. Все это вместе взятое — надежный путь к успеху, к профессиональному росту. Профессия В. И. Коркина увлекла. В тралах он разби рается превосходно. И это по нятно: мастер сам вносит в орудия лова усовершенство вания. Рационализаторская работа для ветерана — по требность души, желание по мочь флоту в повседневных заботах по добыче рыбы и выпуску ценной пищевой про дукции. На снимке: В. И. Коркин. Фото Л. Цыганкова. КОТЛЫ БУДУТ НАДЕЖНЕЕ В КОТЛАХ КВС ЗО/ІІ А распыл мазута осуще ствляется паром, рас ход которого составляет 0 ,3— 0,35 кг на кг мазута. Согласно нормам среднесу точный расход мазута на БМРТ проектов 39 4 и 394АМ 2— 2,5 тонны. Зна чит, на его распыл ежеднев но расходуется 7 0 0—850 кг пара. Кроме того, работа кот лов КВС ЗО/ІІ А на автома тике в период штормовой по годы невозможна из-за сра батывания защиты по ф аке лу. несмотря на наличие по догревателя пара. Если принять во внимание, что судно находится в море 300 дней в году, то годовые потери воды составят 2 5 0— 260 тонн. Рационализаторы НИС «Персей-3», котельные машинисты А. Д. Ефимюк. Н. С. Мендель. А. А. Муха- метзянов. предложили распыл мазута производить подогре тым сжатым воздухом. Р ас ход воздуха будет 3 4 0— 380 кубических метров в сутки. С применением сжатого го рячего воздуха существенно улучшается горение, умень шается нагарообразование, следовательно, улучшается теплопередача. Работ по очи стке газовыхлоппого т р ак іа становится меньше. При распыле мазута паром растопку котлов ведут ди зельным топливом. По новой схеме для этого используется мазут, и практически исклю чается необходимость в уст ройствах для его подогрева. Работа на сжатом подогре том воздухе осуществляется так. Открывается клапан 8, сжатый воздух от магистрали хозяйственных нужд через клапан 8. через запорные клапаны 9 поступает на подо греватели и уже подогретый идет к форсункам. Схема очень надежна. Экономический эффект мо жет составить не менее 11 тысяч рублей. Подпись к схеме: 1. 2 котлы. 3 — главные стопорные клапаны, 4 — за порные клапаны свежего па ра, 5 — отсечные запорные клапаны главного паропро вода, 6 — форсунки котлов, 7 — спускные вентили. 8 —9 — вновь установленные кла паны. Т. БОРИСОВА , внешт, корр. У друзей по соревнованию ЦЕНТРОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С РЕДУКТОРОМ ТРАЛОВОЙ ЛЕБЕДКИ После ремонта при уста н овке электродвигателей тра ловых лебедок ЛЭТр 2-1. 2-3, 2-6 на судах типа БМРТ не обходимо производить цент ровку электродвигателя с ре дуктором траловой лебедки. Работы по центровке затруд няет наличие зубчатых полу- муфт на концах промежуточ ного вала. соединяющего электродвигатель с редукто ром. Рационализаторы А. М. Галкин и А. И. Бородин из готовили приспособление для центровки электродвигателя с редуктором траловой лебед ки. состоящее из фальшвала, фланца и полумуФты. Фальшвал устанавливается вместо промежуточного и со единяется болтами с тормоз ным шкивом. По окончании центровки фальшвал демонти руется, и на его место за крепляется промежуточный. Внедрение приспособле ния позволило сократить сро ки ремонта и улучшить каче ство центровки. Годовая эко номия составила 152 рубля. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВАЛОВ ЛЕБЕДОК БЕЗ ЗАМЕНЫ ПОДШИПНИКОВ При задирах и износах ше ек грузовых валов траловых лебедок обычно производи лась наплавка шеек валов с последующей их обработкой до диаметра 200 мм, а брон зовые втулки заменялись но выми. Рационализаторы Н. Г. Гричик, А. И. Бородин. М. Н. Петров и И. В. Б аль предло жили шейки грузовых валов после наплавки обрабатывать до диаметра 205 мм, а брон зовые втулки, не заменяя, расточить до того же диамет ра (уменьшение толщины стенки втулки на эксплуата ционные качества не влияет). Вместо штатного армиро ванного; манжета 240x200x17 установить манжет 240х205х х17. изготовление которого освоено. Внедрение предложения позволило снизить трудоем кость при ремонте траловых лебедок, сэкономить бронзу. Экономический эффект при ремонте одной траловой ле бедки составляет 396 рублей. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ РОЛИКА ВАЕРОУКЛАДЧИКА Вертикальные ролики вае- роукладчика выходят из строя ввиду большой выра ботки и восстановлению не подлежат. На изготовление новых роликов (согласно чертежу 941-99.1185) затра чивается много -времени. Рационализаторы А. И, Бо родин и Н. Г. Гричик пред- ложили изготавливать роли ки более простой конструк ции и устанавливать их В обоймах на бронзовых втул ках вместо подшипников. В результате внедрения предложения снизилась тру доемкость цри изготовлении роликов, отпала необходи мость в подшипниках 7511. манжетах армированных я ряде других деталей. Годовой экономический эффект сос тавляет 116 рублей. г. Калининград.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz