Рыбный Мурман. 1978 г. Август.

— Когда ходовые испыта­ ния? — Завтра утром. — Но ведь должны быть сегодня... — С насосами у нас там еще не все в порядке, да и двигатель, мне кажется, ра­ ботает не так. как надо. Включал я его на холостом ходу. Что-то мне не нравится. Юрий Евгеньевич Дулов, старший дизельный группо­ вой инженер Мурманского тралового флота, всего полто­ ра года на этой должности и еще привык, как судовой стармех, исправлять непо­ ладки своими руками. Но сейчас это очень трудно, по­ тому что он должен наблю­ дать за целой группой судов, следить за работой каждого из них н на промысле, и в З А Б О Т А О КАЖДОМ С У Д Н Е порту, давать советы механи­ кам, посылая радиограммы в море. А для этого надо от­ лично знать суда, их техниче­ ское вооружение. Знания и опыт сочетаются в работе группового специа­ листа. А приобрел их Юрий Евгеньевич, работая на раз­ личных траулерах Архангель­ ского и Мурманского флотов. Еще на преддипломной прак­ тике в Архангельской рыбо­ промысловой мореходной школе ходил кочегаром вто­ рого класса на РТ «Курс». Начало работы было труд­ ным, труд кочегара всегда считался тяжелым. В 18 лет Юрий имел уже диплом механика паровых су­ дов третьего разряда. А в 20 лет закончил в вечерней школе 10 классов и поступил в Мурманское высшее инже­ нерное морское училище. После его окончания пошел третьим механиком на БМРТ . Первым большим судном Юрия был «Оленегорск». По­ сле маленьких РТ работа ка­ залась легче и интереснее, да и старшие механики попа­ дались знающие и пытливые. До сих пор приятно встре­ чаться с одним из них — К. М. Чирикановым. Помнит Юрий Евгеньевич, как, будучи вторым механи­ ком на «Оленегорске», во­ зился с мотылевыми подшип­ никами. Это было единствен­ ное судно, на котором они были без вкладышей. При­ ходилось постоянно произво­ дить заливку, шабрить. Вто­ рой механик не вылезал из машинного отделения. А ра­ ционализаторские предложе­ ния с этого судна постоянно поступали в бюро рационали­ зации тралового флота. Был в жизни Дулова пери­ од. когда он занимался нау­ кой, причем занимался с охо­ той. Тема, которую он р аз­ рабатывал в отделе НОТ ПИНРО , до сих noD волнует его — «Организация между­ рейсового ремонта судов в Мурманском рыбном порту». Сейчас групповому механику приходится сталкиваться с проблемами, решение кото­ рых он предлагал несколько лет тому назад. Но вот медики снова ра з­ решили выход в море, и пос­ ле работы в лаборатории НОТ — он второй мехашщ на БМРТ «И. Островский», И надо же так случиться, за ­ болел в море стармех. бразды правления машинной коман­ дой взял на себя Юрий Евгенье­ вич. Вскоре при­ слали второго, и Дулова утвердили старшим механи­ ком. Потом были БМРТ «Ярос­ лавль» и повое судно. ПСТ « Ры ­ бак Заполярья». 702 0 нормо-часов отработал без мо­ точистки главный двигатель на ПСТ ш я т ш ш при норме 4000 — 5000. Стармех показал себя отличным спе­ циалистом. Много идей, во­ площенных и не воплощен­ ных в жизнь, было у Юрия Евгеньевича. Вместе с А. Е. Смирно­ вым, тоже групповым меха­ ником. они предложили про­ тачивать уплотнительные канавки в крышках цилинд­ ров и цилиндровых втулках. Почти ежерейсно приходит­ ся перемонтировать крышки для устранения пропусков га­ зов. Это трудоемкая работа, а в море — особенно. При за­ мене только одной крышки затрачивается 4 — 6 часов, а если проточить канавки, то ѵплотнение будет надежней. Рационализаторы предложи­ ли и приспособление для про­ точки. Работа ПСТ сегодня дает пищу для размышлений су­ довым и групповым механи­ кам. В прошлом году Дулов подал предложение об улуч­ шении топливоподготовкн на этих судах. Внедрение его по­ зволило сделать работу дви­ гателя более надежной и сэко­ номить топливо. Новая схе­ ма получила применение и на вновь строящихся посоль- нс-свежьевых траулерах. Рабочий, день Юрия Ев­ геньевича Дулова наполнен заботами о каждом приходя­ щем и уходящем судне его группы. И творческий подход к делу помогает ему ежеднев­ но. ежечасно. Т. ВАСИЛЬЕВСКАЯ, старший инженер секто­ ра пропаганды передо­ вого опыта ЦПКТБ. БОРШТАНГА ДЛЯ РАСТОЧКИ ДЕИДВУДНОГО УСТРОЙСТВА Такая борштанга предна­ значена для расточки втулок деіідвудного устройства су­ дов на стапеле или в доке. Это переносный расточный аппарат, состоявший из вала с резцедержателями и приво­ да. Отличительная особен­ ность данной борштанги со­ стоит в том, что ею можно ве­ сти расточку ооеих втулок одновременно без перена­ стройки борштанги. Экономи­ ческий эффект — 1000 руб­ лей. Разработали новшество на судоремонтном заводе «Крас­ ная кузница» в Архангель­ ске. У МАСТЕРА по добы­ че второго подменно­ го экипажа Винокен- тня Ивановича Коркина боль­ шой производственный стаж: в Мурманский траловый флот он пришел в 1947 году. Пять лет — матросская шко­ ла упорства, мужества, а главное — мастерства про­ мысловика. Все это вместе взятое — надежный путь к успеху, к профессиональному росту. Профессия В. И. Коркина увлекла. В тралах он разби­ рается превосходно. И это по­ нятно: мастер сам вносит в орудия лова усовершенство­ вания. Рационализаторская работа для ветерана — по­ требность души, желание по­ мочь флоту в повседневных заботах по добыче рыбы и выпуску ценной пищевой про­ дукции. На снимке: В. И. Коркин. Фото Л. Цыганкова. КОТЛЫ БУДУТ НАДЕЖНЕЕ В КОТЛАХ КВС ЗО/ІІ А распыл мазута осуще­ ствляется паром, рас­ ход которого составляет 0 ,3— 0,35 кг на кг мазута. Согласно нормам среднесу­ точный расход мазута на БМРТ проектов 39 4 и 394АМ 2— 2,5 тонны. Зна­ чит, на его распыл ежеднев­ но расходуется 7 0 0—850 кг пара. Кроме того, работа кот­ лов КВС ЗО/ІІ А на автома­ тике в период штормовой по­ годы невозможна из-за сра­ батывания защиты по ф аке­ лу. несмотря на наличие по­ догревателя пара. Если принять во внимание, что судно находится в море 300 дней в году, то годовые потери воды составят 2 5 0— 260 тонн. Рационализаторы НИС «Персей-3», котельные машинисты А. Д. Ефимюк. Н. С. Мендель. А. А. Муха- метзянов. предложили распыл мазута производить подогре­ тым сжатым воздухом. Р ас ­ ход воздуха будет 3 4 0— 380 кубических метров в сутки. С применением сжатого го­ рячего воздуха существенно улучшается горение, умень­ шается нагарообразование, следовательно, улучшается теплопередача. Работ по очи­ стке газовыхлоппого т р ак іа становится меньше. При распыле мазута паром растопку котлов ведут ди­ зельным топливом. По новой схеме для этого используется мазут, и практически исклю­ чается необходимость в уст­ ройствах для его подогрева. Работа на сжатом подогре­ том воздухе осуществляется так. Открывается клапан 8, сжатый воздух от магистрали хозяйственных нужд через клапан 8. через запорные клапаны 9 поступает на подо­ греватели и уже подогретый идет к форсункам. Схема очень надежна. Экономический эффект мо­ жет составить не менее 11 тысяч рублей. Подпись к схеме: 1. 2 котлы. 3 — главные стопорные клапаны, 4 — за­ порные клапаны свежего па­ ра, 5 — отсечные запорные клапаны главного паропро­ вода, 6 — форсунки котлов, 7 — спускные вентили. 8 —9 — вновь установленные кла­ паны. Т. БОРИСОВА , внешт, корр. У друзей по соревнованию ЦЕНТРОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С РЕДУКТОРОМ ТРАЛОВОЙ ЛЕБЕДКИ После ремонта при уста­ н овке электродвигателей тра­ ловых лебедок ЛЭТр 2-1. 2-3, 2-6 на судах типа БМРТ не­ обходимо производить цент­ ровку электродвигателя с ре­ дуктором траловой лебедки. Работы по центровке затруд­ няет наличие зубчатых полу- муфт на концах промежуточ­ ного вала. соединяющего электродвигатель с редукто­ ром. Рационализаторы А. М. Галкин и А. И. Бородин из­ готовили приспособление для центровки электродвигателя с редуктором траловой лебед­ ки. состоящее из фальшвала, фланца и полумуФты. Фальшвал устанавливается вместо промежуточного и со­ единяется болтами с тормоз­ ным шкивом. По окончании центровки фальшвал демонти­ руется, и на его место за­ крепляется промежуточный. Внедрение приспособле­ ния позволило сократить сро­ ки ремонта и улучшить каче­ ство центровки. Годовая эко­ номия составила 152 рубля. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВАЛОВ ЛЕБЕДОК БЕЗ ЗАМЕНЫ ПОДШИПНИКОВ При задирах и износах ше­ ек грузовых валов траловых лебедок обычно производи­ лась наплавка шеек валов с последующей их обработкой до диаметра 200 мм, а брон­ зовые втулки заменялись но­ выми. Рационализаторы Н. Г. Гричик, А. И. Бородин. М. Н. Петров и И. В. Б аль предло­ жили шейки грузовых валов после наплавки обрабатывать до диаметра 205 мм, а брон­ зовые втулки, не заменяя, расточить до того же диамет­ ра (уменьшение толщины стенки втулки на эксплуата­ ционные качества не влияет). Вместо штатного армиро­ ванного; манжета 240x200x17 установить манжет 240х205х х17. изготовление которого освоено. Внедрение предложения позволило снизить трудоем­ кость при ремонте траловых лебедок, сэкономить бронзу. Экономический эффект при ремонте одной траловой ле­ бедки составляет 396 рублей. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ РОЛИКА ВАЕРОУКЛАДЧИКА Вертикальные ролики вае- роукладчика выходят из строя ввиду большой выра­ ботки и восстановлению не подлежат. На изготовление новых роликов (согласно чертежу 941-99.1185) затра­ чивается много -времени. Рационализаторы А. И, Бо­ родин и Н. Г. Гричик пред- ложили изготавливать роли­ ки более простой конструк­ ции и устанавливать их В обоймах на бронзовых втул­ ках вместо подшипников. В результате внедрения предложения снизилась тру­ доемкость цри изготовлении роликов, отпала необходи­ мость в подшипниках 7511. манжетах армированных я ряде других деталей. Годовой экономический эффект сос­ тавляет 116 рублей. г. Калининград.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz