Рыбный Мурман. 1978 г. Август.

ПЕРЕД РЫБАЛКОЙ. ТЕЛЕВИДЕНИЕ п о д в о д о й I I Ч ТОБЫ КОРАБЛИ без ряска бороздили океанские просторы, им по крайней мере раз в два года нужно «поднимать­ ся о над водой. Для тщатель­ ного осмотра корпусов и внн- торѵлевого комплекса обычно используются сложные инже­ нерные сооружения — доки. Это очень дорого. Бурный рост морского транспорта, вызванный необ­ ходимостью развития произ­ водительных сил обширных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, значи­ тельно опередил строитель­ ство ремонтных баз и судо­ подъемных сооружений на Тихоокеанском побережье. И доков не стало хватать даже для производства капи­ тальных работ. Это застави­ ло изыскивать иные методы определения технического состояния и ремонта подво­ дной части судов. В одних портах применили стапели, слипы, клетки на берегу. В северных морях Дальнего Востока приловчились к резким перепадам уровня во­ ды во время отливов и при­ ливов, когда обнажается зна­ чительная часть судна. От­ работаны также методы кре­ на и дифферента, кессонов, «выморозки» корпусов и винторулевых комплексов во льдах. Однако эти способы, тре­ бующие в общем-то немалых капитальных затрат, не мо­ гут разрешить всех проблем ремонта судов. К тому же они не везде и не всегда приемлемы, трудоемки. И с точки зрения ощутимого увеличения мея:ремонтного периода эксплуатации мор­ ского флота ни в какое срав­ нение не идут с новым, раз­ работанным и эксперимен­ тально изученным во Влади­ востоке методом обследова- • ния судов на плаву с по­ мощью подводного телевиде­ ния и фотосъемки. С УТЬ ЕГО ПРОСТА: очищенный водолаза­ ми от ракушек я во­ дорослей корпус судна осматривается прямо под во­ дой специальной малогаба­ ритной телевизионной уста­ новкой, снабженной вынос­ ной приемной камерой. Такой эксперимент проходил в районе незагрязненной ак­ ватории, в суровых зимних условиях. Были обследованы все подводные части кораб­ ля, испытывался стальной лист, имитирующий деформа­ ции и трещины. Измерялись толщины нескольких сталь­ ных образцов с последующим контролем в береговых лабо­ раториях. На втором этапе тщатель­ ному экспериментальному обследованию подверглись несколько рыболовных трау­ леров. Прячем делалось это параллельно — в доке и с помощью подводного телеви­ дения на плаву. Результаты оказались предельно иден­ тичными. И комиссия Главно­ го управления Регистра СССР пришла к заключению: новый способ комплексной оценки технического состоя­ ния подводной части морских судов на плаву может достичь высокой степени эффектив­ ности. Экономическая целесооб­ разность широкого внедрения в практику нового метода, разработанного специалиста­ ми Регистра СССР совместно с моряками базы тралового и рефрижераторного флота «Приморрыбпрома», не вызы­ вает сомнений. В апреле про­ шлого года впервые в нашей стране с помощью телевиде­ ния был освидетельствован пассажирский турбоход «Со- Фото И. Ящерицына. ветскнй Союз» водоизмеще­ нием более 11000 тонн. По­ требовалось всего несколько дней, чтобы судно снова про­ должило свой рейс между Владивостоком и Петропав- ловском-на-Камчатке. За флагманом пассажирского флота Дальнего Востока на контрольный осмотр пришли транспортный рефрижератор «Зеленоград», танкер «Юрю- зань», теплоход «Хабаровск», буксиры-спасатели, несколько рыболовных траулеров. Что примечательно: затра­ ты на обследование этих су­ дов составили 5 —10 процен­ тов от плановых расходов по докованию. Таким образом, в общей сложности сэкономле­ но на опытах полмиллиона рублей. Метод уже оправдал не только все расходы по приобретению испытатель­ ного оборудования, а «зара­ ботал» в Фонд собственного развития. Кстати, следовало бы добавить: в расчетах бра­ лась во внимание сравнимая стоимость по докованию. Ос­ тальное — экономия эксплу­ атационного времени, умень­ шение непроизводительных простоев судов в ожидании освободившегося дока — не бралось во внимание. Это, так сказать, фонд второго плана — заинтересованности судовладельцев: министерств морского флота и рыбного хозяйства. Подводное телевидение перспективно не только для осмотра судовых корпусов. Очистка, обследование и ре­ монт таких объектов, как плавучие доки, буровые уста­ новки. стоечные и железобе- тонные сооружения, плавкра­ ны, причальные линии, под­ водные трубопроводы, кабе­ ли, опоры мостов и еще мно­ го различных гидротехниче­ ских сооружений, сегодня уже немыслимы без участия теле­ визионной камеры. Подвод­ ный голубой экран, без сом­ нения, будет полезен биоло­ гам, химикам и геологам, за­ нимающимся проблемами мо­ рей и океанов. Он должен найти самое широкое приме­ нение. В. БЕЗРУЧКО, инженер, Э. ВЕТОЛЬСКИИ. канди­ дат технических наук. г. Владивосток. Приглашает МВИМУ М УРМАНСКОЕ высшее инженерное морское училище имени Ленин­ ского комсомола объявляет прием на восьмимесячные платные вечерние и заочные иодготоЕительные курсы. Занятия на вечерних под­ готовительных курсах прово­ дятся но следующим предме­ там: математике, физике, русскому языку и литерату­ ре. Плата за обучение — 29 рублей. Для поступления на подготовительные курсы не­ обходимы заявление на имя ректора, копия документа о среднем образовании, справ­ ка с места работы и квитан­ ция о внесении платы за обу­ чение. Начало занятий 2 ок­ тября 1978 года. Документы принимаются с 1 августа по 25 сентября 1978 года. На заочные подготовитель­ ные курсы принимаются ли­ ца, работающие на производ­ стве, имеющие законченное среднее образование, н уча­ щиеся выпускных классов средних школ. Слушателям курсов высы­ лаются методические указа­ ния и контрольные задания по математике, физике, рус­ скому языку и литературе. Для зачисления ка курсы не­ обходимо выслать заявление на имя ректора училища, в котором указать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, партийность, место работы и должность, О Х Р А Н А М Ш общий стаж работы, номер аттестата (диплома) о сред­ нем образовании и дату его выдачи, полный почтовый адрес для военнослужащих — справку командования о разрешении на уче­ бу. К заявлению приложить почтовую квитанцию о пере­ воде платы за обучение. Сто­ имость обучения 16 рублей за весь период. Сэок обуче­ ния с 1 ноября 1978 г. по 1 июля 1979 года. Плата за обучение перево­ дится почтовым переводом по адресу: 183778, г. Мурманск, Первомайское отделение Гос­ банка, расчетный счет № 14004. Документы высылать по адресу: 183778, г. Мурманск, ул. Спортивная, 13, МВИМУ, подготовительное отделение. Справки но телефону: 6-92-13. Т Р У Д А И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В научно-техническую библиотеку ЦПКТБ поступи­ ли новые пособия по техни­ ке безопасности и охране труда. Специалистам, зани­ мающимся этими вопросами, предлагаем некоторые из них. Справочник по охране тру­ да в рыбной промышленно­ сти. М., «Пищевая промыш­ ленность», 1978. В нем помещены важней­ шие директивные и законо­ дательные акты по охране труда, технике безопасности и производственной санита­ рии, принятые в последние годы. В этих документах от­ ражены основные требования по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на судах флота рыбной промы­ шленности и береговых пред­ приятиях. В справочнике приводятся также материалы об организации работы по профилактике травматизма, о средстзах индивидуальной защиты, приборах контроля за окружающей средой и другие нормативные матери­ алы по охране труда. Сборник типовых инструк­ ций по охране труда. Изда­ ние 2-е, переработанное и дополненное. М., «Машино­ строение», 1978. Сборник содержит типо­ вые инструкции для рабочих механосборочных, литейных, кузнечно-штамповочных, тер­ мических, деревообрабатыва­ ющих цехов и рабочих, вы­ полняющих погрузочно-раз­ грузочные, транспортные, ре­ монтные и другие работы. Он предназначен для инженеров по технике безопасности, на­ чальников цехов, мастеров, общественных инструкторов по охране труда и издан с целью обеспечить службы техники безопасности пред­ приятий. руководителей це­ хов, участков и других под­ разделений на производстве типовыми инструкциями по технике безопасности для каждой профессии. А. П. Купчин. Средства индивидуальной защиты ра­ ботающих на производстве. М., «Профнздат», 1977. С промысла — в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-260 «Ветлуга», РТ-229 «Шелонь», РТ-329 Автор рассказывает об ор­ ганизации работы по обеспе­ чению средствами индивиду­ альной защиты работающих на производстве. Особое внимание он уделяет вопро­ сам выбора, применения и содержания средств индиви­ дуальной защиты. В книге дан перечень выпускаемых спецодежды, спе цобу ви , средств защиты рук, головы, лица, глаз, органов дыхания и слуха, защитных мазеіі s паст с указанием их н азн а­ чения и области применения, краткой характеристикой. Книга рассчитана на тех­ нических инспекторов и профсоюзный актив по охра­ не труда, хозяйственных ра­ ботников предприятий и ор­ ганизаций. Н. Н. Никифоровский, Я. П. Врунав. Ю. Г, Татьян-» ченко. Электропожаробез­ опасность судовых электри­ ческих систем. Л., «Судостро» ение». 1978. В книге дай анализ харак­ теристик судовых электрнче» ских систем переменного то» ка с различным режимом р а­ боты нейтрали, исходя из условий электробезопасности и пожаробезопасности при однофазных замыканиях на корпус с учетом бесперебой* ного электроснабжения и эко> комичности распределения электрической энергии на судах. Подробно рассмотре­ ны возможности частичной и полной компенсации тока однофазного замыкания на корпус как радикального средства повышения электро- н пожаробезопасности на су­ дах. Книга рассчитана на ин­ женеров и научных работник ков, связанных с проектиро­ ванием и эксплуатацией су* довых электрических систем* а также аспирантов, студен­ тов и курсантов высший учебных заведений, готовя­ щих специалистов для судо­ строительной промышленно­ сти, морского и рыбопромы­ слового флотов. Ф. ЛУКЬЯНОВА, старший библиограф на­ учно-технической библи­ отеки ЦПКТБ. ПОДЛОДКА ИЗ ...ПЛАСТМАССЫ М НОГОЛЕТНИЕ попыт­ ки ученых получить искусственный матери­ ал, устойчивый к высоким давлениям и подходящий для строительства подводных ло­ док, увенчались недавно ус­ пехом. Английская фирма «Викерз» начала серийное производство подводных ло- в а а іб ' док с пластмассовым корпу­ сом. Новые лодки очень леь < ки и не подвержены корро­ зии. Редактор А. А. МИРОНОВ. «Мурмаши», ТР «Борис Са­ фонов». ЗАВТРА: РТ-268 «Дро- гобыч», БМРТ-417 «Вспо­ лох», СТР-309 «Сыктывкар», СТР-312 «Светлогорск». Администрация, партийный комитет и базовый комитет проф­ союза объединения «Мурманрыблром» с глубоким прискорби­ ем извещают, что 25 августа на 75-м году жизни скончался ветеран рыбной промышленности, участник обороны Советско­ го Заполярья, член КПСС с 1929 года, орденоносец ЧЕЧЕНИН Кирилл Иванович, и выражаю т искреннее соболезнование семье и близким по­ койного. Гражданская панихида состоится 30 августа в 15 часов по адресу: ул. С. Перовской, д. 27, кв. 7. «Рыбный Мурман». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 6876. ПІІ-02505.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz