Рыбный Мурман. 1978 г. Август.

С ГАРШИИ ПОМОЩНИК КАПИТАНА посольно-свежьево- го траулера «Краснослободск» Владимир Владимирович Соловьев — ветеран тралового флота: в его рядах он с 1 9 5 4 года. Он отлично освоил специальность судоводителя, считается по праву одним из лучших по профессии. Владимир Владимирович — активный общественник. На судне возглавляет комиссию по работе с молодыми специалиста­ ми, руководит кружком по экономическому образованию. Фами­ лия старпома, ударника коммунистического труда, — на судовой Доске почета. В, В. Соловьев награжден медалью «За трудовую доблесть», Й течение последних пяти лет отмечался знаком «Победитель соцсоревнования». Фото Б . ЩУКИНА. В ы п у с к а е м д е л и к а т е с н у ю п р о д у к ц и ю (Окончание. Нач. на 1 стр.) тельпо, сырец в количестве 0,6 — 0,7 тонны машина сможет рассортировать только за 2 9 — 3 4 минуты. То есть, при ж е л а ­ нии пропустить весь пищевой сырец беспозвоночных через сортировочную машину, придет­ ся искусственно затягивать приемку или стоянку промсудна у борта плавбазы на 1 7— 19 минут. Чтобы обеспечить сортировку всего пищевого сырья, не задер­ живая обработку промсудов. не­ обходимо установить еще одну сортировочную машину, что по­ зволит выпускать максимум де­ ликатесной продукции. Однако, как показал опыт работы, даже при реализации максимальных возможностей (0,7 тонны сырья за каждый судоподход) база в состоянии обеспечить прием пи­ щевого сырья в пределах 25,2 тонны, что явно недостаточно для рентабельной эксплуатации плавбазы и полной загрузки р а ­ ботой как технологического обо­ рудования, так н личного соста­ ва. Таким образом, необходимо обеспечить базу дополнительно другими видами сырья для вы­ пуска продукции в количестве и ассортименте, обеспечиваю­ щем вместе с производством де­ ликатесной продукции из бес­ позвоночных безусловно рен­ табельную работу экипажа плавбазы. Разумеется, здесь же надо учитывать и колоссальную на­ грузку, которая ложится, как говорится, на плечи, а в действи­ тельности на головы штурман­ ского состава, возглавляемого капитан-директором Юрием Ивановичем Виденеевым. На­ пример, за 35 суток нами осу­ ществлено 655 швартовок пром­ судов, это более 18 судоподхо- дов в сутки. Отрадно сознавать, что не­ смотря на это, матросы палуб­ ной команды Юрий Андреевич Вдовин и Леонид Владимиро­ вич Удовиченко, например, по­ стоянно содержат палубное обо­ рудование готовьш к грузовым и швартовым операциям. Они с душевным огоньком и рыбац­ ким задором передают свой бо­ гатый опыт молодым морякам. Обо всем этом шел откровен­ ный разговор на совместном со­ вещании, которое состоялось не­ посредственно на борту плавба­ зы «Севрыба» прямо в море, где перед администрацией суд­ на II личным составом выступи­ ли представители обкома КПСС, ВРПО «Севрыба» и управления «Севрыбхолодфлот». Перед на­ ми выступил секретарь обкома КПСС В. Н. Пашин. Он расска­ зал о достижениях в области развития сельского и рыбного хозяйства, о том, что в отрасли развернулось социалистическое соревнование за улучшение ис­ пользования сырья, снижение производственных затрат, за досрочное выполнение плана трех лет пятилетки к первой годовщине новой Конституции СССР. В. Н. Пашин от всей души поздравил коллектив плавбазы с высокой трудовой победой и с присуждением переходящего Красного знамени горкома КПСС, горисполкома и горкома ВЛКСМ за успешное выполне­ ние плана второго квартала 1978 года и пожелал экипажу новых трудовых успехов, креп­ кого здоровья и личного сча­ стья. Состоялся широкий обмен мнениями о дальнейшем повы­ шении эффективности и качест­ ва работы рыбаков Северного бассейна. Заместитель начальни­ ка Всесоюзного рыбопромыш­ ленного объединения «Севрыба» К, Н. Шаповалов рассказал личному составу плавбазы об истории и становлении рыбного хозяйства Севера, о сложной работе рыбаков в период Вели­ кой Отечественной войны н о дальнейшем развитии северных рыбных промыслов. Начальник управления «Сев­ рыбхолодфлот» М. 11, Каргин рассказал молодежи плавбазы о том, как коллективы судов фло­ та, воодушевленные историчес­ кими решениями июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС н отвечая конкретными делами на Письмо ЦК КПСС. Совета Ми­ нистров СССР. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании со­ циалистического соревнования за выполнение и перевыполне­ ние плана 1978 года и усиление борьбы за повышение эффектив­ ности производства и качества работы», включились в соревно­ вание за досрочное выполнение плана третьего года десятой пя­ тилетки. Он также поблагода­ рил экипаж «Севрыбы» за доб­ росовестное отношение г; труду при освоении промысла беспоз­ воночных и призвал не жалеть сил и энергии в снабжении на­ шего народа рыбными товарами. В ответном слове капитан-ди­ ректор Ю. И. Видеиеев от име­ ни экипажа заверил представи­ телей обкома КПСС. ВРПО «Севрыба» и управления «Сев­ рыбхолодфлот» в.том . что каж­ дый севрыбовец полон реши­ мости претворить в жизнь планы партии, провозглашенные XXV съездом КПСС. М. ЕРМАШОВ, первый по­ мощник капитана плавбазьі «Севрыба». Заочный лекторий д л я судо в одител ей Морское право: ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА подходом нельзя согласиться, ибо он противоречит принципу государственного суверенитета. Нельзя признать правомерным и предложение Комиссии создать в этих целях . надгосударствен­ ный орган с законодательной властью. Не случайно, указан­ ное предложение подверглось резкой критике на заседании Комиссии и по существу не встретило поддержки и за ее пределами. Совершенно очевид­ но. что единственным допусти­ мым с точки зрения междуна­ родного права способом ограни­ чения промысла в открытом мо­ ре является заключение соот- район. Все государства, эксплу­ атирующие ресурсы, и соседние прибрежные государства долж­ ны иметь возможность присое­ динения к конвенции и участия в рассмотрении и обсуждении мер по регулированию промыс­ ла. Конвенция должна содер­ жать точные правила в отноше­ нии прав и обязанностей ее участников, а также предусмат­ ривать реальные способы осуще­ ствления этих мер на практике. В соответствии с рекоменда­ циями Конференции Комиссия международного права ООН на VII сессии в 1955 г. пересмотре, ла проект статей по рыболовст­ ву. Ст. 25 пересмотренного про- подвергнутых детальному обсу­ ждению на VIII сессии Комис­ сии международного права ООН 1956 г. и на Конференции по морскому праву 1958 г. Междуна родно-правовой прин­ цип регулирования морского рыболовства нашел юридиче­ ское закрепление в Конвенции о рыболовстве н охране живых ресурсов открытого моря, при­ нятой в 1958 г. на Женевской конференции по морскому пра­ ву. Конвенция исходит из того, что проблемы, связанные с ох­ раной ресурсов, по своей приро­ де таковы, что существует необ­ ходимость разрешения их ' во всех возможных случаях на ос- л е к ц и я 4. П р и н ц и п с в о б о д ы р ы б о л о в с т в а И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ В послевоенный период в ре­ зультате научно-технической ре­ волюции добыча объектов мор­ ского промысла во всем мире возросла более чем в три раза. Характерной особенностью сов­ ременного развития мирового ■рыболовства являются сдвиги в его размещении как по широт­ ным зонам, так и по отдельным районам Мирового океана. В этой связи проблемы охраны живых морских ресурсов, выра­ ботки эффективных правовых норм, регулирующих морское рыболовство, стали еще акту­ альнее. Весьма весом здесь вклад Организации Объединен­ ных Наций. Комиссия междуна­ родного права ООН на своих сессиях в 1949, 1950. 1951 и 1952 гг. детально рассматрива­ л а вопросы регулирования рыбо­ ловства и выработала проект статей, касающийся морских бо­ гатств и стационарных рыболов­ ных промыслов. В частности, в проекте ст. I предусматрива­ лось, что государства, гражда­ не которых занимаются рыбо­ ловством в каком-либо районе открытого моря, должны регу­ лировать и контролировать ры­ боловный промысел в этом рай­ оне с целью сохранить его бо­ гатства. Если в каком-либо рай. оне рыооловством занимаются граждане нескольких госу­ дарств, такие меры должны приниматься этими государства­ ми совместно, а если только грал-сдане одного государства, подобные меры принимаются этим государством. Таким образом. Комиссия ис­ ходила из того, что ответствен­ ность по регулированию рыбо­ ловства долаша лежать на госу­ дарствах, осуществляющих про­ мысел. В ст. 2 проекта предла­ галось создать постоянный меж­ дународный орган с правом про­ ведения научных исследований рыбных запасов и издания пра­ вил об охранных мерах, ко­ торые должны приниматься государствами, ведущими про­ мысел. На своей сессии в 1953 г. Комиссия высказалась по данному вопросу более кате­ горично. По ее мнению, на го­ сударствах лежит обязанность принять для своих граждан в качестве императив’ной любую систему регулирования рыболов­ ства в любом районе открытого моря, которую .международный орган власти, созданный в рам­ ках ООН, установит как необхо­ димую для Ограждения рыбных богатств этого района от расто­ чения или истребления. С таким ветствующих многосторонних и двусторонних договоров. Известный вклад в становле­ ние международно-правового принципа регулирования морско­ го рыболовства внесла созван­ ная в 1955 г. в Риме Междуна­ родная конференция по охране запасов рыб и других морских животных. Конференция реко­ мендовала применять четыре ос­ новных типа мероприятий для сохранения запасов рыбы: регу­ лирование объема рыболовстза для поддержания или увели­ чения среднего устойчивого уло­ ва; охрану рыб определенного размера в целях увеличения среднего вылова и улучшения его качества; регулирование ры­ боловства. способствующее обе­ спечению надлежащего воспро­ изводства запасов; мероприятия, направленные на улучшение и увеличение запасов морских ресурсов. Несомненный интерес пред­ ставляют рекомендации Конфе­ ренции относительно разработки новых конвенций по регулирова­ нию рыболовства. В частности, конвенция должна распростра­ няться на одну или несколько популяций живых морских ре­ сурсов пли ііа определенный екта устанавливает, что госу­ дарство. граждане которого за ­ нимаются рыболовством в ка­ ком-либо районе открытого моря, где граждане других государств рыболовством не занимаются, должно предпринять определен­ ные меры для регулирования рыбного промысла и контроля над ним в этом районе, обеспе­ чивающие охрану живых ресур­ сов открытого моря. Если в ка­ ком-либо районе открытого мо­ ря рыболовством занимаются граждане двух или более госу­ дарств. эти государства -по тре­ бованию любого из них вступа­ ют в переговоры, чтобы опреде­ лить путем заключения согла­ шения меры, необходимые для охраны живых ресурсов моря. Таким образом, Комиссия по су­ ществу отказалась от первона­ чального -предложения о созда­ нии надгосударственной органи­ зации по регулированию рыбо­ ловства и справедливо решила, что проблемы регулирования морского рыболовства могут быть разрешены на основе пе­ реговоров заинтересованных стран путем заключения соот­ ветствующих соглашений. Эта концепция нашла отражение в проекте статей, относящихся к морскому праву (ст. 51, 52), ново международного сотрудни­ чества посредством согласован­ ных мероприятий всех заинтере­ сованных государств. Конвенция обязывает государства «каждое по отношению к своим гражда­ нам принимать меры или участ­ вовать совместно с другими го­ сударствами в принятии мер. ка. кие окажутся необходимыми для охраны живых ресурсов откоы- того моря» (л. 2 ст. I). В тех случаях, когда гражда­ не двух или более государств занимаются ловом рыбы или других живых ресурсов моря в одном районе или районах от­ крытого моря, эти государства, как указывается в п. I ст. 4, обя­ заны по требованию любого m них встѵпать в переговоры в це­ лях установления по взаимному соглашению мер, необходимых для охраны соответствующих живых ресурсов. Конвенцию в силу различных обстоятельств ратифицировало всего 32 государства (СССР не является участником этой Кон­ венции). Б. ХАБИРРВ . (Институт государства, н права Академии наук СССР).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz