Рыбный Мурман. 1978 г. Август.
Р КП С закончили, уложи- лп в трюм последние центнеры рыбного по луфабриката, специально р аз деланного под копчение, а уверенности в том., что до- с р о ч н о завершили, выполне ние голового плана не было. Поэтому и не послали радио, гра.ічу в порт начальнику ф юта. Ведь па бортовиках количество изготовленного полуфабриката определяется .мастером по обработке на глазок, по объему, и редко кому из его коллег удается передать в порт точное коли чество уложенной с трюм ры бы. Р азм ер ошибки зависит от опыта рыбмастера. его ин туиции и чувства меры. А здесь, тем более, был особен ный случай. Победителей .принято на флоте встречать с оркестром. Хорошо мы вы глядели бы. если бы после выгрузки у нас не хватило до плана тонны-другой! Сей час. когда передача рыбо комбинату полуфабриката за. копчена, когда цифры полно стью совпали с расчетными, можно рассказать и о наших успехах, и о наших людях. В последнем рейсе экипа ж у траулера «Артек» Мур манского орденоносного тра лового флота для выполне ния годового задания надо было заготовить 680 центне ров полуфабриката рыбы донных пород. II в основном — специально разделанной, потому что паше судно рабо тает по заказам коптильных заводов рыбокомбината вот уже второй год. Цифра эта. казалось бы. невелика. Но, учитывая сегодняшнюю про мысловую обстановку, то, что траулер работает спец рейсами, и то, что наш эки паж не попал на июль-август в списки коллективов, кото рым было разрешено добы вать рыбу в экономических зонах Норвегии, наши моря ки иллюзий яе строили, не; тешили себя расчетом на легкую победу. Администра ция корабля, партийная и профсоюзная организации призвали экипаж приложить в рейсе максимум старания, упорства, соблюсти все ре жимы экономного расходова ния рыбы-сырца. Только в этом нам виделся успех. Именно так поставил вопрос на первом общесудовом соб рании экипажа капитан Лео нард Федорович Жук. Пом нятся хорошо его слова, ко торыми он заканчивал своё выступление: «Ни одной по терянной минуты на промыс ле, не рисковать, не делать необоснованных перебежек на квадрата в квадрат, соблю дать четкость и оператив ность при работе на спусках и подъемах трала, содержать запасной трал в постоянной готовности, четко выдержи вать заданный ре.жнм работы машины. Вот при таких усло виях мы можем рассчиты вать на выполнение годового плана и на определенный «кусочек славы» для себя». С КАЖУ, не скрывая, что завершить план треть, его года Десятой пяти летки именно в этом, авгу стовском репсе ѵ нашей ко манды желание было огром ным. Дело было в том. что по приходе в порт основной экипаж должен был ѵйти на отгул выходных дней, а на десятисуточный рейс его го тов был заменить морской подменный. Нам не хотелось, чтобы начатое нами дело за вершили другие. Каждому хотелось, чтобы последние тонны рыбного полуфабрика та в счет годового плана бы ли уложены нашими руками. Тем более что начало плава ния складывалось для пас обнадеживающе. Практический опыт рабо ты на поисковых Судах помог нашему капитану..сориентиро ваться • п р о м ы с л о в о й обста новке п Баренцевом море и правильно выбрать район ло ва. О больппх уловах сейчас говорить не приходится, но прп разумном использовании их на выпуск пищевой про дукции работать с ними ус пешно можно вполне. Так, з готовка палтуса специаль ной- разделки у нас ежесуточ но составляла 1 0— 15 цент неров. что значительно выше планового задания. Все мы видели, как спорилось дело у матросов на палубе при об работке уловов, как без за держек уходил за борт оче редной трал, как старались выдерживать заданные ма. шине обороты механики. Р а з меренно. в привычном русле, по-деловому текла наша су довая жизнь. Но постоянного благополучия на море не бы вает. Настали и для нас тру дные дни. В последние двое суток промысла начались сплошные треволнения. Пропала рыба, дналнстов и большинства членов рядового состава. В нюне прошлого года, когда траулер выходил в море по сле ремонта, была хорошо подобрана команда. Основная часть ее вот уже год не под вергается изменениям. Спи сываются с нашего корабля только в отпуск, ио и они стараются вернуться обратно. II верно, что им, при замене кого-либо на берегу, отдаем предпочтение перед новичка ми. В течение года бессмен но командовал «Артеком» капитан Леонард Федорович Жук. Для нового человека он может показаться немно гословным. угрюмым, даже замкнутым. II тем не менее он — рыбак настоящий. Опытный промысловик, мно гие годы работавший на по исковых кораблях, он хорошо и добросовестному отноше нию к своим обязанностям матросов - рыбообработчиков нам удалось на один процент поднять сортность сдаваемо го рыбокомбинату полуфаб риката, Ну и, конечно, много времени занятиям с матроса- мн-новнчками уделяет стар ший помощник капитана Вла дислав Петрович Мулярчук, бессменно работающий на «Артеке» с ноября прошлого года. Под его руководством моряки изучают общее уст ройство корабля, расположе ние, назначение и правила пользования аварийным и спасательным имуществом. Его помощником в этом деле является хозяин верхней па лубы, ветеран флота, старей ший боцман Василин Яков левич Яковлев. Более пят надцати лет плавает он на вича Трибунского и Владими ра Павловича Малахова мно гое сделала для того, чтобы траулер мог успешно рабо тать на промысле. С начала года не было случаев поло мок механизмов, потери про мыслового времени, из-за это го. Весь заводской ремонт механиками приурочивался к котлочисткам, что дало воз можность траулеру находить ся на промысле значительно больше запланированного времени. Только в последнем рейсе машинной командой произведено ремонта более чем на двести нормо-часов. И, конечно же, нельзя не сказать несколько слов о тех, кто постоянно заботился о том, чтобы моряки вовремя, вкусно и сытно были накорм лены, — о работниках пище блока. Под руководством ЕСТЬ ГОДОВОЙ! Победа, экипажа, траулер» „Артек** НА СНИМКЕ — капитан РТ «Артек» Л. Ф. ЖУК, ушла, хоть плачь. Долго ме няли курсы, пока, наконец, нашли ее. А толку? Никако го! Поднялась она от грунта на недосягаемую для донного трала глубину и стоит себе спокойно, кормится планкто ном. Естественно, взять ее мы не можем: пелагическим тра лом пока траулеры нашего типа не оборудованы. Совсем немного остается нам «доб рать» до плана рыбного полу фабриката, а на поиски новых косяков времени пет. Зли лись порядком на рыбу іі на себя, сделали несколько ма ло-мальски сносных тралений и... ушли в порт: график при хода ведь нельзя нарушать. Во время перехода домой н так считали, и зтак. послед нюю ночь перед приходом, кажется,, мало кто спал. И ЁОТ ВЫГРУЖЕНЫ из трюмов РТ-293 «Артек» последние стампы рыбного полуфабри ката, оформлены докумен ты, и тспері» можно сме ло объявить: «Годовой взят!» Когда такой плакат появился в салоне, сколько радости и ликования было на лицах мо. их друзей по рыбацкой жиз ни и рыбацкому труду, а ведь это сообщение я принес на судно почыо. Утром капи тан подписал приказ, в кото ром он поздравлял вась эки паж с большой трудовой по бедой. а особо отличившимся объявил благодарность. Пос ле. в разговоре со мной, он сказал, чго ему всегда при ятно подписывать такие до кументы. Ч ГО же способствовало достижению высокого производственного по казателя прп слабой промы словой обстановке в море? В о п р о с этот закономерен, и мне ж? неоднократно прихо дилось его слышать. Прежде всего хотелось бы отметить постоянство судоводитель ского состава, судовых спе- знает раііоны лова Баренце-* ва моря. Иногда мы шутили,, что он, наверное, улицу свою не так знает, как аюре. Воз можно, а этом есть доля прав ды, потому что нам. рыба кам, чаще приходится ходить по морям, чем по бульварам н проспектам. Не хуже Ба ренцева Л. Ф. Жук знает и моря Норзелгекое, Гренланд ское... А ,е г о кредо — «мы обязаны, мы должны!». Это относится и к подготовке су дна в порту к очередному плаванию, и на промысле к выполнению рейсового зада ния. и в подготовке специали. стов массовых профессий, и if повышению их квалифика ции. «На отдел кадров пе на дейтесь. готовьте себе замену сами». — такую реплику мо жно часто слышать из уст капитана. Постоянно занимаются по вышением уровня мастерства матросов мастер» лова Петр Нурнахйетович Зарапов и Алексей Николаевич Тель- минов. Они показывают на палубе приемы чинки сетно го полотна, сращивания тро сов и изготовления гаш. ра боты на «лопарях». В сво боднее время их нередко мо жно застать в к р у г у нович ков. когда мастера разъ ясня ют им устройство трала, принцип его работы, обязан ности матросов при спусках и подъемах. Непосредственно на рабо чем месте (больше негде) — за рыбоделом матросов учат правильно разделывать рыбу помощники мастера по обра ботке Николай Афанасьевич Пешков в Николай Дмитрие вич Волков. Оба — специа листы высокого класса. Они охотно передают свой бога тый опыт молодым морякам, подсказывают. поправляют, иногда поругивают (п без этого тоже не обходится) за неправильно обработанную рыбину. Благодаря их опыту судах тралового флота в должности боцмана. Трудо любивый. бережливый, за ботливый хозяин, в отличном состоянии содержит свое хо зяйство. По словам старпома, с таким боцманом можно хо дить в море всю жизнь. Ни для кого не секрет, что в нынешнем году на про мысловые суда резиновые перчатки дают а ограничен ном количестве, что ни одна дождевая роба не выдержи вает установленного для нее срока коски, что кожаные ры бацкие сапоги качеством не блещут. И успевает Василий Яковлевич в полтора-двое суток стояночного времени и сапоги заменить в ремонтной мастерской, п белье сменить и дождевую робу, и через от дел снабжения «выбить» Лишнюю пачку резиновых перчаток. Много теплых слов говорят в его адрес моряки. И действительно, в критиче ский момент он всегда вы ручает. Благодаря усилиям этих специалистов шесть новичков с начала года стали матроса ми второго класса, а двое — Павел Тимчук и Григорий Морочко — матросами пер вого класса. Самостоятельно, под руководством старшего помощника капитана и боц мана изучил боцманское де ло матрос первого класса Петр Каплин. а матрос пер вого класса Виктор Овчинни ков под руководством трал мейстера А. Ф. Тельминова освоил профессию мастера лова. Оба в предстоящую стоянку пойдут в соответст вующие службы сдавать ат тестацию по избранной про фессии. Н Е МОГЛА не сказаться на успешной работе экипажа и постоянная готовность машины и всех ме ханизмов. Машинная команда под руководством старших механиков Василия Дмитрие ве дней Ф Ф і Я I I ф [ |>; € гаеф-повара Анатолия Мацко пища всегда была вкусной, калорийной, разнообразной. Недаром его фамилия занесе на на судовую Доску почета. П ЛАН первого квартала по выработке полуфаб риката был выполнен на 146 процентов. Вот тогда- то и поверил экипаж в свои силы. Отвечая на письмо Министра рыбного хозяйства СССР А. А. ІІшкова ко всем рыбакам страны, опублико ванное в печати уже 4 апре ля. наш экипаж на общесудо вом профсоюзном собрании принимал новые, повышенные социалистические обязатель ства. С новой силой развер нулось соревнование между вахтами, с соперниками по соревнованию РТ-264 «Геіш- ческ» и РТ-260 «Ветлуга». Постоянно ка видном месте вывешивались показатели ра боты наших conetnfflivO B , сравнивались результаты. К сожалению, вскоре оба на ших соперника стали а ре монт н надолго выключились из оаботы. Постоянно освещался ход работы траулера. Значитель ным событиям посвящались «молнии* План второго квартала и шести месяцев был успешно выполнен. И вот 7 августа, досрочно на три месяца (годовой план спущен из расчета, что 5 но ября траулер должен стать до конца года в ремонт) за вершили выполнение годово го плана по выработке полу фабриката. Erne раз хочется поздравить весь экипаж РТ-293 «Артек» с замеча тельной т р у д о в о й победой, пожелать хорошей погоды и ппиятных встреч на берегу время отгула выходных * Ф І $ 5 * #! # І В ПЕРЕЯСЛОВ, мастер обработки, председатель судового комитета проф союза. Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz