Рыбный Мурман. 1978 г. Август.

Р КП С закончили, уложи- лп в трюм последние центнеры рыбного по­ луфабриката, специально р аз­ деланного под копчение, а уверенности в том., что до- с р о ч н о завершили, выполне­ ние голового плана не было. Поэтому и не послали радио, гра.ічу в порт начальнику ф юта. Ведь па бортовиках количество изготовленного полуфабриката определяется .мастером по обработке на глазок, по объему, и редко кому из его коллег удается передать в порт точное коли­ чество уложенной с трюм ры ­ бы. Р азм ер ошибки зависит от опыта рыбмастера. его ин­ туиции и чувства меры. А здесь, тем более, был особен­ ный случай. Победителей .принято на флоте встречать с оркестром. Хорошо мы вы­ глядели бы. если бы после выгрузки у нас не хватило до плана тонны-другой! Сей­ час. когда передача рыбо­ комбинату полуфабриката за. копчена, когда цифры полно­ стью совпали с расчетными, можно рассказать и о наших успехах, и о наших людях. В последнем рейсе экипа­ ж у траулера «Артек» Мур­ манского орденоносного тра­ лового флота для выполне­ ния годового задания надо было заготовить 680 центне­ ров полуфабриката рыбы донных пород. II в основном — специально разделанной, потому что паше судно рабо­ тает по заказам коптильных заводов рыбокомбината вот уже второй год. Цифра эта. казалось бы. невелика. Но, учитывая сегодняшнюю про­ мысловую обстановку, то, что траулер работает спец­ рейсами, и то, что наш эки­ паж не попал на июль-август в списки коллективов, кото­ рым было разрешено добы­ вать рыбу в экономических зонах Норвегии, наши моря­ ки иллюзий яе строили, не; тешили себя расчетом на легкую победу. Администра­ ция корабля, партийная и профсоюзная организации призвали экипаж приложить в рейсе максимум старания, упорства, соблюсти все ре­ жимы экономного расходова­ ния рыбы-сырца. Только в этом нам виделся успех. Именно так поставил вопрос на первом общесудовом соб­ рании экипажа капитан Лео­ нард Федорович Жук. Пом­ нятся хорошо его слова, ко­ торыми он заканчивал своё выступление: «Ни одной по­ терянной минуты на промыс­ ле, не рисковать, не делать необоснованных перебежек на квадрата в квадрат, соблю­ дать четкость и оператив­ ность при работе на спусках и подъемах трала, содержать запасной трал в постоянной готовности, четко выдержи­ вать заданный ре.жнм работы машины. Вот при таких усло­ виях мы можем рассчиты­ вать на выполнение годового плана и на определенный «кусочек славы» для себя». С КАЖУ, не скрывая, что завершить план треть, его года Десятой пяти­ летки именно в этом, авгу­ стовском репсе ѵ нашей ко­ манды желание было огром­ ным. Дело было в том. что по приходе в порт основной экипаж должен был ѵйти на отгул выходных дней, а на десятисуточный рейс его го­ тов был заменить морской подменный. Нам не хотелось, чтобы начатое нами дело за ­ вершили другие. Каждому хотелось, чтобы последние тонны рыбного полуфабрика­ та в счет годового плана бы­ ли уложены нашими руками. Тем более что начало плава­ ния складывалось для пас обнадеживающе. Практический опыт рабо­ ты на поисковых Судах помог нашему капитану..сориентиро­ ваться • п р о м ы с л о в о й обста­ новке п Баренцевом море и правильно выбрать район ло­ ва. О больппх уловах сейчас говорить не приходится, но прп разумном использовании их на выпуск пищевой про­ дукции работать с ними ус­ пешно можно вполне. Так, з готовка палтуса специаль­ ной- разделки у нас ежесуточ­ но составляла 1 0— 15 цент­ неров. что значительно выше планового задания. Все мы видели, как спорилось дело у матросов на палубе при об­ работке уловов, как без за ­ держек уходил за борт оче­ редной трал, как старались выдерживать заданные ма. шине обороты механики. Р а з ­ меренно. в привычном русле, по-деловому текла наша су­ довая жизнь. Но постоянного благополучия на море не бы­ вает. Настали и для нас тру­ дные дни. В последние двое суток промысла начались сплошные треволнения. Пропала рыба, дналнстов и большинства членов рядового состава. В нюне прошлого года, когда траулер выходил в море по­ сле ремонта, была хорошо подобрана команда. Основная часть ее вот уже год не под­ вергается изменениям. Спи­ сываются с нашего корабля только в отпуск, ио и они стараются вернуться обратно. II верно, что им, при замене кого-либо на берегу, отдаем предпочтение перед новичка­ ми. В течение года бессмен­ но командовал «Артеком» капитан Леонард Федорович Жук. Для нового человека он может показаться немно­ гословным. угрюмым, даже замкнутым. II тем не менее он — рыбак настоящий. Опытный промысловик, мно­ гие годы работавший на по­ исковых кораблях, он хорошо и добросовестному отноше­ нию к своим обязанностям матросов - рыбообработчиков нам удалось на один процент поднять сортность сдаваемо­ го рыбокомбинату полуфаб­ риката, Ну и, конечно, много времени занятиям с матроса- мн-новнчками уделяет стар­ ший помощник капитана Вла­ дислав Петрович Мулярчук, бессменно работающий на «Артеке» с ноября прошлого года. Под его руководством моряки изучают общее уст­ ройство корабля, расположе­ ние, назначение и правила пользования аварийным и спасательным имуществом. Его помощником в этом деле является хозяин верхней па­ лубы, ветеран флота, старей­ ший боцман Василин Яков­ левич Яковлев. Более пят­ надцати лет плавает он на вича Трибунского и Владими­ ра Павловича Малахова мно­ гое сделала для того, чтобы траулер мог успешно рабо­ тать на промысле. С начала года не было случаев поло­ мок механизмов, потери про­ мыслового времени, из-за это­ го. Весь заводской ремонт механиками приурочивался к котлочисткам, что дало воз­ можность траулеру находить­ ся на промысле значительно больше запланированного времени. Только в последнем рейсе машинной командой произведено ремонта более чем на двести нормо-часов. И, конечно же, нельзя не сказать несколько слов о тех, кто постоянно заботился о том, чтобы моряки вовремя, вкусно и сытно были накорм­ лены, — о работниках пище­ блока. Под руководством ЕСТЬ ГОДОВОЙ! Победа, экипажа, траулер» „Артек** НА СНИМКЕ — капитан РТ «Артек» Л. Ф. ЖУК, ушла, хоть плачь. Долго ме­ няли курсы, пока, наконец, нашли ее. А толку? Никако­ го! Поднялась она от грунта на недосягаемую для донного трала глубину и стоит себе спокойно, кормится планкто­ ном. Естественно, взять ее мы не можем: пелагическим тра­ лом пока траулеры нашего типа не оборудованы. Совсем немного остается нам «доб­ рать» до плана рыбного полу­ фабриката, а на поиски новых косяков времени пет. Зли­ лись порядком на рыбу іі на себя, сделали несколько ма­ ло-мальски сносных тралений и... ушли в порт: график при­ хода ведь нельзя нарушать. Во время перехода домой н так считали, и зтак. послед­ нюю ночь перед приходом, кажется,, мало кто спал. И ЁОТ ВЫГРУЖЕНЫ из трюмов РТ-293 «Артек» последние стампы рыбного полуфабри­ ката, оформлены докумен­ ты, и тспері» можно сме­ ло объявить: «Годовой взят!» Когда такой плакат появился в салоне, сколько радости и ликования было на лицах мо. их друзей по рыбацкой жиз­ ни и рыбацкому труду, а ведь это сообщение я принес на судно почыо. Утром капи­ тан подписал приказ, в кото­ ром он поздравлял вась эки­ паж с большой трудовой по­ бедой. а особо отличившимся объявил благодарность. Пос­ ле. в разговоре со мной, он сказал, чго ему всегда при­ ятно подписывать такие до­ кументы. Ч ГО же способствовало достижению высокого производственного по­ казателя прп слабой промы­ словой обстановке в море? В о п р о с этот закономерен, и мне ж? неоднократно прихо­ дилось его слышать. Прежде всего хотелось бы отметить постоянство судоводитель­ ского состава, судовых спе- знает раііоны лова Баренце-* ва моря. Иногда мы шутили,, что он, наверное, улицу свою не так знает, как аюре. Воз­ можно, а этом есть доля прав­ ды, потому что нам. рыба­ кам, чаще приходится ходить по морям, чем по бульварам н проспектам. Не хуже Ба­ ренцева Л. Ф. Жук знает и моря Норзелгекое, Гренланд­ ское... А ,е г о кредо — «мы обязаны, мы должны!». Это относится и к подготовке су­ дна в порту к очередному плаванию, и на промысле к выполнению рейсового зада­ ния. и в подготовке специали. стов массовых профессий, и if повышению их квалифика­ ции. «На отдел кадров пе на­ дейтесь. готовьте себе замену сами». — такую реплику мо­ жно часто слышать из уст капитана. Постоянно занимаются по­ вышением уровня мастерства матросов мастер» лова Петр Нурнахйетович Зарапов и Алексей Николаевич Тель- минов. Они показывают на палубе приемы чинки сетно­ го полотна, сращивания тро­ сов и изготовления гаш. ра­ боты на «лопарях». В сво­ боднее время их нередко мо­ жно застать в к р у г у нович­ ков. когда мастера разъ ясня­ ют им устройство трала, принцип его работы, обязан­ ности матросов при спусках и подъемах. Непосредственно на рабо­ чем месте (больше негде) — за рыбоделом матросов учат правильно разделывать рыбу помощники мастера по обра­ ботке Николай Афанасьевич Пешков в Николай Дмитрие­ вич Волков. Оба — специа­ листы высокого класса. Они охотно передают свой бога­ тый опыт молодым морякам, подсказывают. поправляют, иногда поругивают (п без этого тоже не обходится) за неправильно обработанную рыбину. Благодаря их опыту судах тралового флота в должности боцмана. Трудо­ любивый. бережливый, за­ ботливый хозяин, в отличном состоянии содержит свое хо­ зяйство. По словам старпома, с таким боцманом можно хо­ дить в море всю жизнь. Ни для кого не секрет, что в нынешнем году на про­ мысловые суда резиновые перчатки дают а ограничен­ ном количестве, что ни одна дождевая роба не выдержи­ вает установленного для нее срока коски, что кожаные ры­ бацкие сапоги качеством не блещут. И успевает Василий Яковлевич в полтора-двое суток стояночного времени и сапоги заменить в ремонтной мастерской, п белье сменить и дождевую робу, и через от­ дел снабжения «выбить» Лишнюю пачку резиновых перчаток. Много теплых слов говорят в его адрес моряки. И действительно, в критиче­ ский момент он всегда вы­ ручает. Благодаря усилиям этих специалистов шесть новичков с начала года стали матроса­ ми второго класса, а двое — Павел Тимчук и Григорий Морочко — матросами пер­ вого класса. Самостоятельно, под руководством старшего помощника капитана и боц­ мана изучил боцманское де­ ло матрос первого класса Петр Каплин. а матрос пер­ вого класса Виктор Овчинни­ ков под руководством трал­ мейстера А. Ф. Тельминова освоил профессию мастера лова. Оба в предстоящую стоянку пойдут в соответст­ вующие службы сдавать ат­ тестацию по избранной про­ фессии. Н Е МОГЛА не сказаться на успешной работе экипажа и постоянная готовность машины и всех ме­ ханизмов. Машинная команда под руководством старших механиков Василия Дмитрие­ ве дней Ф Ф і Я I I ф [ |>; € гаеф-повара Анатолия Мацко пища всегда была вкусной, калорийной, разнообразной. Недаром его фамилия занесе­ на на судовую Доску почета. П ЛАН первого квартала по выработке полуфаб­ риката был выполнен на 146 процентов. Вот тогда- то и поверил экипаж в свои силы. Отвечая на письмо Министра рыбного хозяйства СССР А. А. ІІшкова ко всем рыбакам страны, опублико­ ванное в печати уже 4 апре­ ля. наш экипаж на общесудо­ вом профсоюзном собрании принимал новые, повышенные социалистические обязатель­ ства. С новой силой развер­ нулось соревнование между вахтами, с соперниками по соревнованию РТ-264 «Геіш- ческ» и РТ-260 «Ветлуга». Постоянно ка видном месте вывешивались показатели ра­ боты наших conetnfflivO B , сравнивались результаты. К сожалению, вскоре оба на­ ших соперника стали а ре­ монт н надолго выключились из оаботы. Постоянно освещался ход работы траулера. Значитель­ ным событиям посвящались «молнии* План второго квартала и шести месяцев был успешно выполнен. И вот 7 августа, досрочно на три месяца (годовой план спущен из расчета, что 5 но­ ября траулер должен стать до конца года в ремонт) за­ вершили выполнение годово­ го плана по выработке полу­ фабриката. Erne раз хочется поздравить весь экипаж РТ-293 «Артек» с замеча­ тельной т р у д о в о й победой, пожелать хорошей погоды и ппиятных встреч на берегу время отгула выходных * Ф І $ 5 * #! # І В ПЕРЕЯСЛОВ, мастер обработки, председатель судового комитета проф­ союза. Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz