Рыбный Мурман. 1978 г. Август.
За высокую эффективность крот П л а в б а з а „Маточкин Шар Э НШІ.иКУ ПЛАВБАЗЫ -Маточкин Шар» в рсіісе ,М> 1 (март —июль), па раллельно е выработкой тради ционных видов рыбной продук ции — мороженая, пресервы в банках Л1> 27-к, рыбмука, пред стояло освоить новый цех по выпуску пресервов в мелкой расфасовке «Мойва жирная ту шка в горчичной заливке аро матная» в фигурных банках .Ѵэ Ю. II хотя многие понима ли. что с введением двухсот* .мильных зон плавбазы оказа лись в очень сложном положе нии по обеспечению рыГюфаб- ш к сырьем и что массовый вы пуск пищевой продукции в мел кой расфасовке —• дело важ ное, выгодное и перспективное, решение задачи гвида в дей- наиісго экипажа, работающего на двухсменно, в полтора раза больше задания коллективам всех остальных плавбаз. Для нас суточная отработка состав ляла 1260 нормо-часов, осталь ным —• 843 нормо-часов. В течение 13 суток суточные задания мы не выполняли. Лич ный состав начал терять надеж ду на успех рейса, все чаще стали раздаваться голоса о пе реходе на трехсменную работу. ІІопнмая, что на трехсменной работе носовой цех в первона чальном виде е множеством ручного труда не освоить, при шлось вести активную разъяс нительную работу среди произ водственной команды. Положи тельную роль также сыграло изменение н о р м времени на еы - кпрмы. демонтаж и монтаж трубопроводов и лотков: изго товление и установка двух транспортеров в носовой дефро- стерноп для сортировки: мон таж сортировочной машины над сортировочным транспорте ром: переоборудование рыбо разделочной машины ІІРА ПО на вакуумный режим; на под ключение вновь установленно го оборудования в носовом и кормовом цехах проложено 2650 метров электрокабелей и т. д. 2 июня выработана первая миллионная банка пресервов «Мойва жирная тушка в гор чичной заливке ароматная >>. 28 июня выпущена двухмил лионная банка этой деликатес ной продукции. іjI(Ш11111 ііі1 і!ііIИ11ИIіI!Iіі1 f!I!11111і11!Iіf!П!I!1111f!Iftі1.11111!і!I!! РIII!1111!!:! П!I!111!!11S1111111111!I!Iі11 і![!11................. О С В О Е Н И Е п р е с е р в н о г о ц е х а ІІІІІІІІІШНІІІШІНШІИШШШІІПИШІІШШІШШНІШІШІІІІПШПІІШШШШШШШШІІШШШІШШШШШШШШШШ' ствие нового цеха в первона чальном исполнении выглядело сомнительным и невыполни мым. Главным тормозом в наладке цеха оказались новые рыбораз делочные машины ИРА-110, работающие на принципе вы мывания внутренностей водоіі. Длительные эксперименты по настройке машин на этом прин ципе не дали положительных результатов. Самыіі лучший ва риант наладки обеспечивал вы ход 3 0—40 процентов нормаль но разделанной рыбы, а 6 0— 70 процентов тушки мойвы шло непригодной для посола. Прак тически дело с разделкоіі рыбы па тушку зашло в тупик. И су довые специалисты, и предста вители управления убедились в том, что в таком исполнении рыборазделочные машины ИРА-110 на мойве с размер ным рядом от 10 до 17 см. ра ботать не будут. Машины могут быть кое-как отлажены только под крупную мойву, которая на борту отсутствовала. 20 ап реля доводку и настройку ры боразделочных машин в постро ечном варианте прекратили. Однако специалисты судна ие теряли надежд и занимались экспериментами с проточкой одной рабочей ветви под ?,іел- кую рыбу, применяя метод от соса внутренностей вакуумом. Такой метод давным-давно ис пользуется на рыбокомбинатах Астраханской области. Там кильку на тушку довольно про изводительно разделывают килькоразделочные машины в комплексе с вакуумнасосами и гидросистемой. 21 апреля закончили пере оборудование одноіі рабочей ветви машины ИРА-110 с ис пользованием Еакуумприсоскн и е переделкой узла ориента ции по удалению хвоста рыбы. Машину в этом варианте испы тали как па свежей, так и на соленой мойве. Результаты по лучили обнадеживающие. Таким образом, была решена главная задача, хотя оставалось еще много сложностей и кро потливой работы по вводу в действие нового пресервного цеха. О с н о в н а я с л о ж н о с т ь заключалась в том, что к 21 апреля промысловая обстановка на мойвеішой' пути не становилась все хуже и ху же. На выпуске пресервов в банках Лв 27-к, без выработки других видов продукции, выпол нять суточные задания стало очень сложно. Надо сказать, что план по трудоемкости для работку пресервов б банке Л» 19. И. главное, необходимо было срочно вводить в работу новый цех с тем, чтобы у лич ного состава появилась уверен ность в успешном завершении этого рейса. В целях оказания практиче ской помощи ремонтной бригаде и службе технологического обо рудования в скорейшей пере делке н пастроііке рыборазде лочных машин, других механиз мов, оборудования и линий но- е о г о цеха было выделено из службы обработки 12 человек, имеющих специальности тока ря. слесаря, сварщика. Последний график ввода це ха в работу предусматривал вы полнение всего намеченного в течение семи дней, 21 —28 ап реля. Работы шли круглосуточ но двумя—тремя сварочными аппаратами, токарные — так же велись круглые сутки. 28 апреля цех был запущен. Однако доводкой цеха до нор мального рабочего состояния пришлось заниматься еще очень долго и много. 12 мая выработка пресервов в банках № 19 составила 34 тысячи банок, а 23 мая был до стигнут рубеж 50 тысяч банок в сутки. 24 мая добились су точного результата 60 тысяч физических банок, но кончилась отсортированная мойва собст венной выработки, и добиться лучшего результата из-за пло хого сырья в этом рейсе не удалось. С использованием пяти рыбо разделочных машин при хоро шей организации работы и су ществующем сырье (калянус- ная мойва, заготовленная дру гими судами небрежно, с ло- нанцем до 40 процентов) суме ли вырабатывать только 50 ты сяч банок в сутки. Для суточной выработки 50 тысяч физических банок пре сервов необходима заготовка и посол 10 тонн тушки мойвы в сутки. Естественно, в нашем традиционном понимании су точная выработка тушки из трески 2 0—30 тонн — это очень хороший результат. А вот много ли 10 тонн тушки из мойвы — понятие пока что трудноуловимое. При “ освоении цеха и дости жении экипажем выпуска еже суточно 50 тысяч банок пресер- Е о в в банке Л"з 19 экипажу пришлось выполнить большой объем работ. Даже неполный их перечень займет много ме ста. Назову лишь несколько. Демонтаж носового дефросте ра, перестановка его в сторону У ЖЕ б этом рейсе можно было бы выйти ка суточ ную выработку пресервов в мелкоіі расфасовке до 6 0—70 тысяч физических банок. Одна ко промпереработка — моііва калянусиая, заготовленная спе циально для «Маточкина Ша ра», оказалась очень плохой. Сырье, хоть и калянусное, по должно заготавливаться с соблюдением всех условий вы пуска пищевой рыбы. Что касается рыбообработ чиков, то штат их можно сокра щать на всех операциях путем усовершенствования механиз мов, замены ручного труда. Так, например, если в начале рейса было задействовано 68 человек на вахте, то к концу рейса численность их сократи лась до 51. А если отрегулиро вать этикетировочную машину, тогда еще сократится по пять человек на каждой вахте. Достигнутое нами — не пре дел. Мощность носового пре сервного цеха можно довести от 50 до 100 тысяч физических банок в сутки. Но для этого следует и дальше производить некоторое переоборудование. Свои соображения мы высказа ли руководителям флота. С выполнением всех перечис ленных работ и увеличением суточноіі выработки пресервов в банке № 19 от 70 до 100 ты сяч появятся другие «узкие ме ста», которые необходимо иметь в виду в перспективе. С вводом таких цехов на других плавбазах могут возник нуть затруднения с обеспечени ем этих цехов мойвой. Необхо димо уже сейчас разрабатывать варианты массового выпуска пищевой продукции в мелких банках из других видов рыб сардины в масле, путассу и т. д. Плавбазы с пресервными це хами успешно смогут работать з районах Центрально-Восточ ной Атлантики на сардине: пре дельная морозна неразделан- ного свежья, где занято немно го людей, и максимальный вы пуск пресервов, а из отходов — рыбная мука и рыбий жир, тем более что сардина ловится в ноябре—феврале, а мойвеи- ный промысел в Баренцевом море в зто время года пока еще не освоен. Н. ГАВРИЛОВ, капитан-директор плавбазы «Маточкин Шар». Пресервы в банке № 19 «Мойва в горчичной заливке» — на потоке. В ЫСТУПАЯ на XXV съезде КПСС, Гене ральный секретарь ЦК КПСС Л. II. Брежнев под черкнул: «Для того, чтобы решать многообразные эконо мические и социальные зада чи, стоящие перед страной, нет другого пути, кроме бы строго роста производитель ности труда, резкого повыше ния эффективности производ ства. Ориентация всех отрас лей экономики, работы каж дого министерства н пред приятия на решительное по вышение эффективности и качества — это... теперь са мое важное». Прежде на плавбазах «Сев- рыбхолодфлота» в основ ном готовили мойву в моро женом виде. Тогда считалось, что запасы этой рыбы в море неограниченны, и ловить ее можно круглый год. Но све жемороженая мойва не нахо дила широкого спроса у по купателей. Надо было улуч шить качество продукции, продлить срони храпения ры бы. В управлении «Севрыбхо- лодфлот» сделали упор на выпуск пресервов. Вырабаты вали их в трехкилограммо вых банках, а потом в банках весом 1,3 килограмма. Вы пуск пресервов из мойвы в прошлом году, например, по сравнению с 1974 годом уве личился в шесть раз. II все- таки большой эффективности в реализации этой продукции не было. Росли трудозатраты. Базы у нас в основном про ектировались для переработ. ки сельди. А ведь надо до биться высокой эффективно сти производства, дать на народный стол деликатесную продукцию, которая пользо валась бы большим спросом и в Мурманской области, и за ее пределами. Выход один — выпускать пресервы из разделанной мойвы с вкусными заливка ми в небольших по объему банках. Но для этого нужны совершенно новые, высоко производительные линии. В начале позапрошлого го да мы заключили договор с Калининградским техрыбпро- мом о разработке проекта разделочных машин для мой вы «ИРА-110». В июле 1976 года на одной из плавбаз ЭТО ТОЛІ «Севрыбхолодфлота» был ис пытан головной образец раз делочной машины «II РА НО». Вывод: благодаря применению этой машины при определенных доработ ках II доводке ее можно отой ти от направления на техни ческие цели калянусной м лі - вы. Это имело чрезвычайно большое значение в связи с ' введением экономических зон рыболовства. Работы предстояло много. Был составлен подробный план организационно-техни ческих мероприятий, предус мотрено переоборудование плавбаз, направленное на вы пуск пресервов из разделан ной рыбы. Трудно было с оборудова нием. Но в конце концов ре шили выпустить пресервы из неразделанной мойвы в бан ке № 19 на плавбазе '«г. Лы сенко». В рейс пошел техно лог-наставник А. А. • Клима тов, благодаря помощи кото рого выпустили шесть тысяч банок пресервов вручную. Анализы, дегустация дали высокую оценку новой про дукции. Пресервы продавались че рез фирменный магазин «Океан», правда, с самод. > ными этикетками, и покупа тели не сразу оценили каче ство продукции. Любопытно отметить, что руководители управления каждый день по сещали магазин, чтобы уз нать о спросе на пресервы. Первые два дня новую про дукцию не покупали, а ког да оценили ее. то пресервы сразу разошлись. На плавбазе «Г. Лысенко» был сделан временный цех для производства пре сервов. Получив разрешение па выпуск двух тысяч банок этой продукции в сутки, мы стали выпускать ее в очень красивых литографированных банках. Постепенно выработ ка увеличилась до 5—6 ты сяч банок в сутки. Правда, лимитировала разделка мой вы, велики еще были расхо ды. Но первая партия оказа лась очень удачной и вдохно вила коллектив на продолже ние эксперимента. Все Мишк зяйсті дание ское с та. НИИ онно чеей-, пресеі навли кин Г мя Р6 скоіі ! За; товке елуж? управ рыбос заним рые II дельк обраб І-Іепос лешш еще С На Шар» жалуі венна товле рыбы всего Мы поме и все танов Бы боткн кий э месяц нлавб варна довод ВОМ I с ЛОЖ! <Ира крѵпі себя. н а д о мншк п о т э т и к е Но эпту.з с т е п е лею. вов л и 50 За 4( 2 м п ЭИ" ' „ 'Вы бны і .г Мурлжаи** • 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz