Рыбный Мурман. 1978 г. Август.

За высокую эффективность крот П л а в б а з а „Маточкин Шар Э НШІ.иКУ ПЛАВБАЗЫ -Маточкин Шар» в рсіісе ,М> 1 (март —июль), па­ раллельно е выработкой тради­ ционных видов рыбной продук­ ции — мороженая, пресервы в банках Л1> 27-к, рыбмука, пред­ стояло освоить новый цех по выпуску пресервов в мелкой расфасовке «Мойва жирная ту­ шка в горчичной заливке аро­ матная» в фигурных банках .Ѵэ Ю. II хотя многие понима­ ли. что с введением двухсот* .мильных зон плавбазы оказа­ лись в очень сложном положе­ нии по обеспечению рыГюфаб- ш к сырьем и что массовый вы­ пуск пищевой продукции в мел­ кой расфасовке —• дело важ­ ное, выгодное и перспективное, решение задачи гвида в дей- наиісго экипажа, работающего на двухсменно, в полтора раза больше задания коллективам всех остальных плавбаз. Для нас суточная отработка состав­ ляла 1260 нормо-часов, осталь­ ным —• 843 нормо-часов. В течение 13 суток суточные задания мы не выполняли. Лич­ ный состав начал терять надеж­ ду на успех рейса, все чаще стали раздаваться голоса о пе­ реходе на трехсменную работу. ІІопнмая, что на трехсменной работе носовой цех в первона­ чальном виде е множеством ручного труда не освоить, при­ шлось вести активную разъяс­ нительную работу среди произ­ водственной команды. Положи­ тельную роль также сыграло изменение н о р м времени на еы - кпрмы. демонтаж и монтаж трубопроводов и лотков: изго­ товление и установка двух транспортеров в носовой дефро- стерноп для сортировки: мон­ таж сортировочной машины над сортировочным транспорте­ ром: переоборудование рыбо­ разделочной машины ІІРА ПО на вакуумный режим; на под­ ключение вновь установленно­ го оборудования в носовом и кормовом цехах проложено 2650 метров электрокабелей и т. д. 2 июня выработана первая миллионная банка пресервов «Мойва жирная тушка в гор­ чичной заливке ароматная >>. 28 июня выпущена двухмил­ лионная банка этой деликатес­ ной продукции. іjI(Ш11111 ііі1 і!ііIИ11ИIіI!Iіі1 f!I!11111і11!Iіf!П!I!1111f!Iftі1.11111!і!I!! РIII!1111!!:! П!I!111!!11S1111111111!I!Iі11 і![!11................. О С В О Е Н И Е п р е с е р в н о г о ц е х а ІІІІІІІІІШНІІІШІНШІИШШШІІПИШІІШШІШШНІШІШІІІІПШПІІШШШШШШШШІІШШШІШШШШШШШШШШ' ствие нового цеха в первона­ чальном исполнении выглядело сомнительным и невыполни­ мым. Главным тормозом в наладке цеха оказались новые рыбораз­ делочные машины ИРА-110, работающие на принципе вы­ мывания внутренностей водоіі. Длительные эксперименты по настройке машин на этом прин­ ципе не дали положительных результатов. Самыіі лучший ва­ риант наладки обеспечивал вы­ ход 3 0—40 процентов нормаль­ но разделанной рыбы, а 6 0— 70 процентов тушки мойвы шло непригодной для посола. Прак­ тически дело с разделкоіі рыбы па тушку зашло в тупик. И су­ довые специалисты, и предста­ вители управления убедились в том, что в таком исполнении рыборазделочные машины ИРА-110 на мойве с размер­ ным рядом от 10 до 17 см. ра­ ботать не будут. Машины могут быть кое-как отлажены только под крупную мойву, которая на борту отсутствовала. 20 ап­ реля доводку и настройку ры­ боразделочных машин в постро­ ечном варианте прекратили. Однако специалисты судна ие теряли надежд и занимались экспериментами с проточкой одной рабочей ветви под ?,іел- кую рыбу, применяя метод от­ соса внутренностей вакуумом. Такой метод давным-давно ис­ пользуется на рыбокомбинатах Астраханской области. Там кильку на тушку довольно про­ изводительно разделывают килькоразделочные машины в комплексе с вакуумнасосами и гидросистемой. 21 апреля закончили пере­ оборудование одноіі рабочей ветви машины ИРА-110 с ис­ пользованием Еакуумприсоскн и е переделкой узла ориента­ ции по удалению хвоста рыбы. Машину в этом варианте испы­ тали как па свежей, так и на соленой мойве. Результаты по­ лучили обнадеживающие. Таким образом, была решена главная задача, хотя оставалось еще много сложностей и кро­ потливой работы по вводу в действие нового пресервного цеха. О с н о в н а я с л о ж н о с т ь заключалась в том, что к 21 апреля промысловая обстановка на мойвеішой' пути­ не становилась все хуже и ху­ же. На выпуске пресервов в банках Лв 27-к, без выработки других видов продукции, выпол­ нять суточные задания стало очень сложно. Надо сказать, что план по трудоемкости для работку пресервов б банке Л» 19. И. главное, необходимо было срочно вводить в работу новый цех с тем, чтобы у лич­ ного состава появилась уверен­ ность в успешном завершении этого рейса. В целях оказания практиче­ ской помощи ремонтной бригаде и службе технологического обо­ рудования в скорейшей пере­ делке н пастроііке рыборазде­ лочных машин, других механиз­ мов, оборудования и линий но- е о г о цеха было выделено из службы обработки 12 человек, имеющих специальности тока­ ря. слесаря, сварщика. Последний график ввода це­ ха в работу предусматривал вы­ полнение всего намеченного в течение семи дней, 21 —28 ап­ реля. Работы шли круглосуточ­ но двумя—тремя сварочными аппаратами, токарные — так­ же велись круглые сутки. 28 апреля цех был запущен. Однако доводкой цеха до нор­ мального рабочего состояния пришлось заниматься еще очень долго и много. 12 мая выработка пресервов в банках № 19 составила 34 тысячи банок, а 23 мая был до­ стигнут рубеж 50 тысяч банок в сутки. 24 мая добились су­ точного результата 60 тысяч физических банок, но кончилась отсортированная мойва собст­ венной выработки, и добиться лучшего результата из-за пло­ хого сырья в этом рейсе не удалось. С использованием пяти рыбо­ разделочных машин при хоро­ шей организации работы и су­ ществующем сырье (калянус- ная мойва, заготовленная дру­ гими судами небрежно, с ло- нанцем до 40 процентов) суме­ ли вырабатывать только 50 ты­ сяч банок в сутки. Для суточной выработки 50 тысяч физических банок пре­ сервов необходима заготовка и посол 10 тонн тушки мойвы в сутки. Естественно, в нашем традиционном понимании су­ точная выработка тушки из трески 2 0—30 тонн — это очень хороший результат. А вот много ли 10 тонн тушки из мойвы — понятие пока что трудноуловимое. При “ освоении цеха и дости­ жении экипажем выпуска еже­ суточно 50 тысяч банок пресер- Е о в в банке Л"з 19 экипажу пришлось выполнить большой объем работ. Даже неполный их перечень займет много ме­ ста. Назову лишь несколько. Демонтаж носового дефросте­ ра, перестановка его в сторону У ЖЕ б этом рейсе можно было бы выйти ка суточ­ ную выработку пресервов в мелкоіі расфасовке до 6 0—70 тысяч физических банок. Одна­ ко промпереработка — моііва калянусиая, заготовленная спе­ циально для «Маточкина Ша­ ра», оказалась очень плохой. Сырье, хоть и калянусное, по должно заготавливаться с соблюдением всех условий вы­ пуска пищевой рыбы. Что касается рыбообработ­ чиков, то штат их можно сокра­ щать на всех операциях путем усовершенствования механиз­ мов, замены ручного труда. Так, например, если в начале рейса было задействовано 68 человек на вахте, то к концу рейса численность их сократи­ лась до 51. А если отрегулиро­ вать этикетировочную машину, тогда еще сократится по пять человек на каждой вахте. Достигнутое нами — не пре­ дел. Мощность носового пре­ сервного цеха можно довести от 50 до 100 тысяч физических банок в сутки. Но для этого следует и дальше производить некоторое переоборудование. Свои соображения мы высказа­ ли руководителям флота. С выполнением всех перечис­ ленных работ и увеличением суточноіі выработки пресервов в банке № 19 от 70 до 100 ты­ сяч появятся другие «узкие ме­ ста», которые необходимо иметь в виду в перспективе. С вводом таких цехов на других плавбазах могут возник­ нуть затруднения с обеспечени­ ем этих цехов мойвой. Необхо­ димо уже сейчас разрабатывать варианты массового выпуска пищевой продукции в мелких банках из других видов рыб сардины в масле, путассу и т. д. Плавбазы с пресервными це­ хами успешно смогут работать з районах Центрально-Восточ­ ной Атлантики на сардине: пре­ дельная морозна неразделан- ного свежья, где занято немно­ го людей, и максимальный вы­ пуск пресервов, а из отходов — рыбная мука и рыбий жир, тем более что сардина ловится в ноябре—феврале, а мойвеи- ный промысел в Баренцевом море в зто время года пока еще не освоен. Н. ГАВРИЛОВ, капитан-директор плавбазы «Маточкин Шар». Пресервы в банке № 19 «Мойва в горчичной заливке» — на потоке. В ЫСТУПАЯ на XXV съезде КПСС, Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС Л. II. Брежнев под­ черкнул: «Для того, чтобы решать многообразные эконо­ мические и социальные зада­ чи, стоящие перед страной, нет другого пути, кроме бы­ строго роста производитель­ ности труда, резкого повыше­ ния эффективности производ­ ства. Ориентация всех отрас­ лей экономики, работы каж­ дого министерства н пред­ приятия на решительное по­ вышение эффективности и качества — это... теперь са­ мое важное». Прежде на плавбазах «Сев- рыбхолодфлота» в основ­ ном готовили мойву в моро­ женом виде. Тогда считалось, что запасы этой рыбы в море неограниченны, и ловить ее можно круглый год. Но све­ жемороженая мойва не нахо­ дила широкого спроса у по­ купателей. Надо было улуч­ шить качество продукции, продлить срони храпения ры­ бы. В управлении «Севрыбхо- лодфлот» сделали упор на выпуск пресервов. Вырабаты­ вали их в трехкилограммо­ вых банках, а потом в банках весом 1,3 килограмма. Вы­ пуск пресервов из мойвы в прошлом году, например, по сравнению с 1974 годом уве­ личился в шесть раз. II все- таки большой эффективности в реализации этой продукции не было. Росли трудозатраты. Базы у нас в основном про­ ектировались для переработ. ки сельди. А ведь надо до­ биться высокой эффективно­ сти производства, дать на народный стол деликатесную продукцию, которая пользо­ валась бы большим спросом и в Мурманской области, и за ее пределами. Выход один — выпускать пресервы из разделанной мойвы с вкусными заливка­ ми в небольших по объему банках. Но для этого нужны совершенно новые, высоко­ производительные линии. В начале позапрошлого го­ да мы заключили договор с Калининградским техрыбпро- мом о разработке проекта разделочных машин для мой­ вы «ИРА-110». В июле 1976 года на одной из плавбаз ЭТО ТОЛІ «Севрыбхолодфлота» был ис­ пытан головной образец раз­ делочной машины «II РА­ НО». Вывод: благодаря применению этой машины при определенных доработ­ ках II доводке ее можно отой­ ти от направления на техни­ ческие цели калянусной м лі - вы. Это имело чрезвычайно большое значение в связи с ' введением экономических зон рыболовства. Работы предстояло много. Был составлен подробный план организационно-техни­ ческих мероприятий, предус­ мотрено переоборудование плавбаз, направленное на вы­ пуск пресервов из разделан­ ной рыбы. Трудно было с оборудова­ нием. Но в конце концов ре­ шили выпустить пресервы из неразделанной мойвы в бан­ ке № 19 на плавбазе '«г. Лы­ сенко». В рейс пошел техно­ лог-наставник А. А. • Клима­ тов, благодаря помощи кото­ рого выпустили шесть тысяч банок пресервов вручную. Анализы, дегустация дали высокую оценку новой про­ дукции. Пресервы продавались че­ рез фирменный магазин «Океан», правда, с самод. > ными этикетками, и покупа­ тели не сразу оценили каче­ ство продукции. Любопытно отметить, что руководители управления каждый день по­ сещали магазин, чтобы уз­ нать о спросе на пресервы. Первые два дня новую про­ дукцию не покупали, а ког­ да оценили ее. то пресервы сразу разошлись. На плавбазе «Г. Лысенко» был сделан временный цех для производства пре­ сервов. Получив разрешение па выпуск двух тысяч банок этой продукции в сутки, мы стали выпускать ее в очень красивых литографированных банках. Постепенно выработ­ ка увеличилась до 5—6 ты­ сяч банок в сутки. Правда, лимитировала разделка мой­ вы, велики еще были расхо­ ды. Но первая партия оказа­ лась очень удачной и вдохно­ вила коллектив на продолже­ ние эксперимента. Все Мишк зяйсті дание ское с та. НИИ онно чеей-, пресеі навли кин Г мя Р6 скоіі ! За; товке елуж? управ рыбос заним рые II дельк обраб І-Іепос лешш еще С На Шар» жалуі венна товле рыбы всего Мы поме и все танов Бы боткн кий э месяц нлавб варна довод ВОМ I с ЛОЖ! <Ира крѵпі себя. н а д о мншк п о т э т и к е Но эпту.з с т е п е лею. вов л и 50 За 4( 2 м п ЭИ" ' „ 'Вы бны і .г Мурлжаи** • 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz