Рыбный Мурман. 1978 г. Август.
О п е р а ц и я « П а р у с - 7 8 » Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» принимает уча стке в очередной международной регате — слете учебных парусных судов «Операция «Парус-78», которая проводится в Северном иоре. Судно пришло из Таллина в Гетеборг, где собираются все участники. По окончании операции слет- парад участников состоится в Осло. Как известно. «Крузенштерн» был призером двух преды дущих операций «Парус-74» и «Парус-76». На борту бар ка — курсанты мореходных училищ рыбопромыслового фло та. I СЕГОДНЯ ОКЕАН СПОКОЕН. Фото С. Горского, В ГАЗЕТЕ «Рыбак Эсто- шш» была опубликова на статья ветерана Се- верной гидрографической экспе диции Краснознаменного Север- ' пого флота Н. Н. Балакшина <>Алый флаг над полюсом». По свящалась она ледовой эпопее атомного ледокола «Артика», который стал первым в мире надводным кораблем, пробив шимся к Северному полюсу Земли. Известие об этом герои ческом рейсе облетело и взвол- новало весь мир. Чтобы осознать, прочувство вать всем сердцем происшед шее. нужно побыть наедине с Севером, с морями Ледовитого океана, с суровой и вечно юной Арктикой. Для каждого по-раз- тый. перелет Москва — Архан гельск — Усть-Кара — Нарьян- Мар — Игарка — Хатанга — Тиксн — Кресты и Зырянка на реке Колыма. Я, тогда восьми летний мальчишка, сидел рядом с прославленным Мазуруком в штурманской рубке, расположен ной под крылом- В иллюмина тор просматривалось внизу су ровое море Лаптевых: прозрач ная вода, каменистое дно и сво бодно плавающие ледяные глы бы... Были и вынужденные посадки где-то на прибрежных озерах в тундре. К самолету подплывали на своих лодочках местные жи тели-чукчи. Летчики балагурили с ними как со старыми друзьями — угощали сахаром, табаком. Д ОВОЕННЫЙ ДИКСОН это была одна из по лярных гидрометеороло гических станций советского З а полярья. А свое значение как порт Диксон только приобрел с освоением Северного морского пути в начале 40-х годов, когда енисейские порты Игарка и Ду дника раскрывали кладовые Си бири. Диксон был промежуточ ным пунктом. Необходима была причальная линия, строительст во которой произведено было всего за какой-то один год. И это — в тяжелое время войны. Саморазгружающиеся баржи — лихтеры прибывали из Игар ки, полные стройматериалами для «Дальстроя». Уже в 1942 г. на рейде и у причала стояли иость третьего, оставшегося на берегу мальца, который успел забросить на льдину доску. При няв ледяную купель, мы все-та ки сумели перебраться на бе рег. А льдину закрутило в во довороте. В другой раз, взяв без спроса шлюпку (часто ката лись на ней мы по бухте от па рохода к пароходу), как обычно, налегли на весла. Был солнеч ный день. Бухта кишела ныряю щими белухами. Около шлюпки то и дело летели брызги от всплесков этих морских живот ных. Мы решили выйти из бух ты вдоль береговой полосы. Но, отойдя довольно далеко от бере га. каким-то образом внезапно уронили весла в воду и не ус пели их подобрать. Шлюпку по- Д е т с т в о в в о е н н о й А р к т и к е :IШШ[ШШ[ПШ!Ш11![IШПI!11Щ!ііПМ1111!I!IШ11!!!!ШI!і11Ш111!IіIШIі11И!IШIfIIIШI!ІНI[’I!1111!111[1111П11!!1111Ш11II!1111Ш1111111!IfIНI!111111!!! 11111111111ШI![!I!11і11 ному происходит эта встреча с ней. Для меня она начиналась в далеком .детстве, в конце 30-х и начале суровых 40-х годов, ногда было в разгаре освоение Северного морского пути, ве лась интенсивные исследова ния Северного Ледовитого океа на. Имена тех, кто осваивал А рк тику в те голы, — легендарных полярников Шмидта, Папашша, летчиков Полярной авиации Во допьянова, Мазурука, Сыроква- ■ии, Каминского и многих других ■лакомы мне не из литературы. Мой отец - непоседа был «кон ченным» полярником. Начиная с 1937 г., он руководил Главным управлением Северного морско го пути (ГУСМП), заменив О. Ю. Шмидта, который гото- епл к высадке на Северный по люс экспедицию И. Д. Папани- ка. Московские н ленинградские квартиры наши были сплошь за биты картами н схемами, в них витал дух Арктики. И никогда мне не забыть одной художест венно оформленной карты-схе мы. что висела вместо коврика на стене у моей детской кро вати. Это была схема легендар ного перехода ледокольного па рохода «Сибиряков» — за од ну навигацию — по Северному морскому пути. А в 1940 г. на чалось и для меня «освоение» Арктики — от Архангельска и ДО Чѵт-ОТКН. Д ВУХМОТОРНЫЙ СА МОЛЕТ американской постройки — «летающая лодка» под командованием по лярного летчика Мазурука (из вестного ныне по освоению даль них маршрутов мирового в о з д у ш н о г о пространства) летом 1940 г. поднялся в воздух, взле тев с водной глади - Москвы-ре- нч напротив речного вокзала Химки. Так начался знамени Перелет длился почти полме сяца из-за скверной погоды. Н А ЧУКОТКЕ довелось мне летать на гидросамо лете советской конструк ции (конечно, а качестве пасса-' жира). Выглядел он довольно любопытно: два его винта нахо дились в противоположных тор цах тумбы — мотора наподобие гимнастического снаряда «конь», поставленного сверху на фюзеляж самолета. Здесь отец встретил старого знакомо го — известного полярного лет чика Каминского. Иногда они брали меня с собой в полеты по Колыме. (Недавно я прочитал книгу генерал-лейтенанта авиа ции в отставке Каминского, про живающего сейчас в Москве, «В небе Чукотки», где он вспо минает о полетах с моим от цом...). На «летающей лодке» мне до велось лететь в центр Арктики, на остров Диксон в Карском мо ре. Было это уже военной осе нью 1941 г., когда немецко-фа шистские полчища рвались к Москве... А р х а н г е л ь с к , город в устье Северной Двины бурлил. Формировались и отправлялись на фронт воин ские эшелоны, в городе было много иностранных моряков-со- юзников. Самолет из Москвы прибыл с большим опозданием из-за об стрела его немцами и неполадок в Моторе. Но вот мы на Соло вецких островах. Под командова нием опытного полярного летчи ка Сырокваши наш самолет ле тел по маршруту Архангельск — Нарьян-Мар — Игарка — Диксон. Отец назначался на чальником строящегося порта Диксон. Вот здесь я и познако мился в полном смысле этого слова с Арктикой, ее законами. транспорты союзников, приоыв- шше сюда в сопровождении л е доколов. Домов было мало, но количе ство жителей росло, поэтому строительство бревенчатых до мов (даже дву хэтажных ) велось н днем п ночью — в свете про жекторов. Школы, конечно, не было, нас, подростков, имелось всего трое, все почти одногодки. Учились дома самостоятельно. Нашим излюбленным местом на острове была бухта; с берега мы смотрели, как прибывают су да. Частым гостем был леген дарный «Сибиряков». С отцом я несколько раз бывал на этом пароходе н даже держался (был очень горд тогда) за рулевой штурвал, гостил в каюте капи тана — приветливого южанина Качаравы. Много раз отец брал меня в море на портовых судах «Норд», «Зюйд», «Вест» и «Ост», плававших вдоль берего вой полосы полуострова Тай мыр. Л ЕТОМ, в период навига ции. жизнь была веселей для нашей мальчишеской компании. Приключений хвата ло. Слава богу, все кончалось благополучно: шутки со стихией Арктики к добру, как правило, не приводят. Как-то весной, ког да отламывающиеся льдины од на за другой уходят в море, но на какое-то время перед этим замирают или прижимаются к берегу, заметили мы, трое маль чишек, на одной льдине неведо мо как попавшую туда большую клетку — ящик с птицей и ре шили перетащить ее на берег. Решено — сделано. Берем ящик и — назад. Но вдруг нашу льдину отрывает и разворачива ет в море... Все края льдины просматривались, но нигде не было контакта с припайным льдом. Спасла нас растороп- несло в открытое море. Ветер быстро усиливался. Холодные брызги били по лицу, одежда стала мокрой и холодной. Не сдобровать бы всей нашей «че стной компании», не заметь нас с островка Угольный... И такой случай. Однажды зи мой повстречали мы большого белого медведя, но опять удача: недалеко от наезженной дороги стоял неисправный грузовик, в кабине которого мы и укры лись. А мишка ходил вокруг да около, присматриваясь к нам че рез стекло. Потом ему. навер ное, надоело это дело, и он ушел восвояси... З НМОИ приходилось по долгу просиживать дома — сильные ветры и ура ганы часто свирепствовали над островом. Они раскачивали дома так, что скрип бревен не давал заснуть: вот-вот, думалось, все это рухнет на тебя. По радио трансляции объявляли о запре те выходить на улицу. В край нем случае люди ходили, при держиваясь за натянутый канат. Зато, Когда утихало, все выходи ли в полярную ночь — полюбо ваться волшебной красотой Се вера, полярным сиянием. Это ну жно видеть, словами такую кра соту не передашь. Радуга всех цветов вертикальными столбами висит над головой, а под нога ми такой снежный наст, что хоть пилой его пили и делай кирпи чи... У Е ЗЖАЛА наша семья с Диксона осенью 1942 г. на лихтере «Севмор- путь № 1», который тянул бук сир «Молоков» (назван в честь погибшего полярного летчика). Было печально расставаться с друзьями, знакомыми. В порту стояли готовые к выходу многие суда, среди них ледорез «Литке» и «Сибиряков». На последнее уезжали рабочие •Дальстроя», на Северную Земли. На следующий день после отплытия на .рассвете отец о я вышли из каюты ні * палубу около кормовой надстройся-лих тера. Карское море было спокой но. Но что это? На горизонте в белой дымке появился силуэт, военного корабля, шедшего встречным курсом. Отец явно, забеспокоился. Он передал команду на буксир «Молоков». — приготовиться к бою. Но до боя не дошло: корабль изменил курс и скрылся из вида, В Ду динке, куда мы пришли спустя несколько дней, узнали страш ную весть. Это был немецкий «карманный» лпнкор-рсйдер «Адмирал Шеер». совершивший разбойничий налет на остров Диксон. Рейдер обстрелял лорг и гавань, но высадить десант по осмелился. Тщательно разрабо танную гитлеровцами опера цию сорвали артиллеристы бере говой обороны, имевшиеся на Диксоне. Когда «Адмирал Ш е ер», ведя ураганный огонь, стал готовить десант на остров, наше орудие своими меткими залпа ми сразу же привело в чувство зарвавшихся фашистских вояк. Рейдер вынужден был убраться не солоно хлебавши. Зато он вы местил всю свою злобу на ледо коле «Сибиряков», который встретил в море, когда тот на правлялся к Северной Земле.’ Понятно, что силы были более чем неравны: практически безо ружный ледокол — н ощетинив шийся десятками орудий рей дер... О трагической гибели «Спбп- рякова» мы узнали от полярных летчиков Черевичного п Космо демьянского. Семья тяжело пе реживала гибель ставших нам близкими моряков, многих из которых мы хорошо знали. Считалось, что спасся всего один человек, чудом выплывший на какой-то остров. Его сняли а обмороженными руками и нога ми. Это был кочегар. Однако' много лет спустя я прочитал книгу «Гибель «Сибнряиова» (автора не помню) п узнал, что в живых осталось немало моря ков с ледокола, которые оказа лись пленными. Много тяжких испытаний выпало на их долю.,; Многие не вернулись из плена* Но бывший капитан ледокола, хороший знакомый нашей семьи,- в 60-е годы работал начальни ком Потийской базы тралового флота. ...Наступал 1943 год — год коренного перелома в Великой Отечественной войне. Для меня это было время расставания с Арктикой. Впереди меня ждали тайга. Красноярский край и кра савец Енисей. Детство кончи-1 лось... Э. ЯНСОН, второй механик БМРТ-185 «Отто Рястас». ЛАЗЕРЫ НА СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ П РОЧНО входят сегодня в арсенал меди цины лазеры. Накоплен значительный опыт их применения в лечении глазных заболеваний. Начинает развиваться и лазер ная диагностика. Уникальное свойство лучей лазера «запоминать» все, с чем они встреча ются на своем пути, открыло возможность врачам при просвечивании больного глаза вы являть сложнейшие нарушения. Первые шаги в этом направлении сделаны сотрудниками Института глазных болезней имени Н. И. Гельмгольца. Теперь врачи института с помощью лучен лазера определяют остроту зрения при бель мах и катарактах, с высокой точностью уста навливают в сложных случаях величину бли зорукости и дальнозоркости, подбирают очки при косоглазии, нистагме, врожденной близо рукости. На снимке: врач-окулист Е. Е. Перяткнская с помощью отечественной установки для лазер- скиаскопии подбирает очки шестилетней Диане Адамовой. . „ г , -s Фото Л. Пахомовой (Фотохроника TACCj.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz