Рыбный Мурман. 1978 г. Июль.
і \ ИЮЛЯ в Москве от- J крылось Всесоюзное совещание-семинар на ставников молодел.чі, работа ющих в промысловых и при емно-транспортных флотах Министерства рыбного хозяй ства СССР, В нем принима ют участие лучшие воспита тели молодых рыбаков, те, кто настойчиво передают им свои опыт. Роль наставничества трудно переоценить. Высту пая на XVIII съезде Ленин ского комсомола, Леонид Ильич Брежнев особо под черкнул, что наставники как бы передают эстафету труда из настоящего в будущее. Наставничество — кон кретная н действенная форма сотрудничества и преемст- вейности поколений, эффек тивное средство воспитания рабочей смены, подготовки специалистов высокой квали фикации. Мурманский ордена Ок тябрьской Революции трало вый флот, объединяющий почти 18 тысяч трудящихся, является крупнейшим рыбо промышленным предприяти ем. Наш флот выпускает бо лее 10 процентов рыбных то варов от общего объема в стране. Флот постоянно пополня ется новыми судами, оспа- щенными самоіі современной техникой. Если в 1955 году самыми крупными были БМРТ типа «Пушкин», то сейчас у нас есть супертра улеры типа «Грумаит», типа «Алтай», БМРТ проекта 304-AM, большие автоном ные траулеры типа «Гори зонт». Освоение новой техники требует высокой общеобразо вательной и специальной под готовки. В основном молодые моряки, поступающие на флот, имеют среднее образо вание, но нм не хватает жиз ненного опыта, профессио нальной подготовки, по сути дела они впервые встречают ся с морем, с нелегкой про фессией рыбака. Все это ста вит перед наставниками боль шие н серьезные задачи. В Мурманском траловом флоте наставничество зароди лось еще в 60-х годах на Г1ПР «Павлово», Затем оно было развито старшим масте ром по добыче пыбы, кавале ром орденов Ленина и Ок тябрьской Революции комму нистом Николаем Николаеви чем Кошкиным. Работая на БМРТ «Нокуев», он в I960 году взял шефство над пятью матросами - добытчиками, поставив перед собой задачу в течение рейса подготовить их к аттестации на первый класс. Почин Н. Н. Кошкина подхватили другие энтузиа сты. Судовая партийная орга низация приняла решение со здать совет наставников. В пего вошли 11 специалистов. Инициатива старшего ма стера была одобрена партий ным комитетом флота. Почин был распространен на всех судах, во всех звеньях произ водства. Сейчас у нас создан обще флотский совет наставников. В него входит 17 специали стов. Среди них Герой Соци алистического Труда, заме ститель начальника флота коммунист II. Т. Шаньков. Возглавляет совет замести- Многие из них обязались не только передать младшим то варищам свой опыт, по и по мочь в учебе, в повышении 1 валификации. Наставничест во органически вэшло в жизнь судовых экипажей, стало привычным и необходи мым. Движущая сила наставни чества—коммунисты. Напри мер, совсем недавно учени ком коммуниста капитан-ди- рсктора Г. В. Бердышевского был штурман Г. А. Кайгоро- дов. Он многое перенял от своего учителя и сейчас ко мандует большим автоном ным траулером «Иван Спв- ко», умело ведет воспита- Когда рядом н а с т а в н и к тель секретаря парткома В. П. Палехин. Созданы советы наставни ков иа судах. При партийном комитете организована школа наставничества молодежи. Занятия в пен ведутся по 26- часовой программе. Распро странено Положение о судо вых наставниках. В нем оп ределены цели и задачи на ставничества, права и обязан ности наставника, требова ния, предъявляемые к нему. Разработано и Положение о совете наставников, где так же четко определены их за дачи. Совет наставников добива ется непрерывности педагоги ческого воздействия на моло дого рабочего, сообщает кол лективу о его трудовой де ятельности, об учебе в шко ле, техникуме, институте, о поведении в общественных местах, в частности, говорит ся в положении. Совет добивается закреп ления за каждым молодым рабочим опытного наставпи- ка-воспитатсля, оказывает практическую помощь настав никам, контролирует деятель ность, учитывает их работу, наблюдает за подбором на ставников, организует их уче бу. На каждом производствен ном участке у нас создаются группы наставников. Все мо лодые моряки закрепляются за более опытными. Сейчас в нашем флоте более двух ты сяч опытных мастеров взяли шефство над молодежью. тельную раооту с моряками. Много наставников молоде жи в производственных слу жбах судов. Это помощники капитанов по производству Н. Ф. Ильичев, Д. И. Мас лов, В. Ф. Захаров, Н. А. Гомоз, В. 11. Бутузов. Все они проработали в траловом флоте от 20 до 30 лет, име ют большой опыт и охотно передают его молодежи. Много добрых слов можно услышать на флоте о Н. Я. Крынине, Н. А. Холодене, Б. В. Крутикове, Е. В. Ксю- нине и многих других. Самой высокой оценки за служивает работа рыбмасте- ров В. В. Железова, Ф. П. Ва силевского, Г. И. Крутюка. На таких, как они, держится флот, по ним равняются, с них берут пример молодые моряки. Это благодаря помощи ве теранов стали высококвали фицированными специали стами выдвинутые на руково дящие должности В. Ф. Бон даренко, А. И. Конухнн, В. К. Корчагин. II. Г. Сызо- неико, А. А. Коцюрубенко. Теперь они сами делятся сво им опытом на страницах бас сейновой газеты, помогают морякам освоить профессию. Если 2—3 года назад мы готовили заочно только 5 тех нологов, то сейчас — более 15. А помогает в этом настав ничество. Мастера-практики, несмотря на солидный воз раст, настойчиво учатся и ус пешно трудятся. К ним отно сятся О. ІІ. Воин, Е. В. Ксю- ннн, В. II. Коробнцын, В. Г. Шугков, И. Н. Пак. В производственном отде ле флота разработаны допол нения к рейсовому заданию. В них указывается, кто из молодых специалистов на правляется па судно. По окончании рейса в производ ственный отдел представля ется характеристика. В ней отражаются деловые качест ва моряка, отношение к сво им обязанностям, соблюде ние производственной дисцип лины, умение применять те оретические знания на прак тике, участие в общественной жизни экипажа. На каждое судно высыла ется тематический план озна комления молодого специали ста с работой промыслового судна в море. С июня этого года у нас практикуется выход в море летучих бригад наставников. Четыре опытных рыбообра ботчика, В. Ю. Сергеев, Н. В. Хватов, В. И. Бердник, П. В. Ушаков, под руководством технолога Б. А. Шпилевско- го выходят в море, чтобы по мочь экипажам организовать выпуск рыбной продукции. Летучая бригада подолгу не задерживается на одном суд не. Организовав производст во, передаз опыт, она пере ходит на другие корабли. Флотский совет наставни ков вместе с базовым коми тетом профсоюза, комитетом ВЛКСМ, культбазой плавсо става систематически органи зует вечера отдыха во Двор це культуры им. С. М. Киро ва. На них молодые промыс ловики встречаются с настав никами и ветеранами труда. К сожалению, такой возмож ности во время рейса нет. Поэтому назрела необходи мость организации плавучего Дома культуры и быта, где моряки могли бы встречаться не только с квалифицирован ными и профессиональными артистами, но и пользоваться различными бытовыми услу гами. Наставничество в траловом флоте получило широкое раз витие. К сожалению, оно ог раничивается пределами мо ре — порт. Как только мо ряк ступит на берег, ниточка, связывающая наставника и подшефного, обрывается. Здесь у нас еще не все отра ботано. А когда рядом на ставник, молодые промысло вики н трудятся увереннее, производительнее, и ведут се бя достойно, во всем подра жая старшим. ■ К. ИСМАИЛОВ, старший инженер производствен ного отдела Мурманского ордена Октябрьской Р е волюции тралового флота. Экипаж ТР «Эркст Тельман уже не первый год заслуженно носит звание коллектива ком мунистического труда. Слава судна — его ветераны . настав ники молодежи, которые весь свой опыт и знания передают молодым. На этом снимке — два моря ка. Матрос Пеан Максимович Киселев сегодня уже ветеран. Чтобы он стал передовым, уме лы ..и моряком, многое сделал боцман коишукист Николай Алексеевич Петров, отмеченный не одной трудовой медалью. Сегодня оба они учат моло дежь. воспитывают моряков па лучших традициях. На снимке: И. М. Киселев (слева) и Н. А. Петров. Фото Б. Щукина. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ На лампочки" Когда идет ремонт судовых механизмов, бывает необходи мость подключиться к берегово му электрощиту. Но береговая служба согласно требованиям техники безопасности требует применять четырехжильный ка бель, которого ка складах нет. Четвертая жила должна идти от судна. Это «земля» и «О» на бе реговом щитке. Мы предлагаем вдоль своего трехжильпого кабеля эту систе му «Земля-О» провести отдель но, ведь смысл тот же. Однако на это не идут. В результате мы теряем много топлива. Двига тель мощностью 500 лошадиных сил работает «на лампочки». Зря расходуется моторесурс, из нашиваются детали. Часто рабочие яеста для де монтажа арматуры бывают нз подготовлены, так как нельзя обесточить судно и остановить двигатель. Ю. ЗАЙЦЕВ, механик. „Ждут у торя погоды ( С («Рыбный Мурман» № 62 от 31 мая 1978 г.) FT-188 «Лавна» и РТ-264 «Геническ» планировались в елиновый ремонт. В связи с тем, что вес судов оказался выше возможностей слипа, возникла необходимость дан ные суда ставііть в док. Но при формировании графиков доковаиия разместить эти два судна не удалось, так как предпочтение отдавалось крупнотоннажным судам. Б. ВЛАСОВ, главный ин женер объединения «Мур манская судоверфь». * * * Телефонограмма: «Поста вить я ремонт в доки РТ № 142, 103. 264, 265 пет воз можности. Требуется умень шить вес судов до 800 тонн для подъема па слип. Прошу сообщить ваше решение и сроки подготовки судов для подъема на слип. Демидов». Такая телефонограмма за № 128/111 от 22 марта это го года поступила в управле ние Мурманского ордена Ок тябрьской Революции трало вого флота нз объединения «Мурманская судоверфь». Ус ловие было поставлено жест кое, и, чтобы выполнить его, требовалось значительное ко личество судов болтового тра ления ставить в док либо уменьшать весовое водоизме щение судов путем демонта жа оборудования и траловых лебедок. На каш взгляд, это приведет к дополнительной загрузке и без того перегру женных доков судоверфи, к резкому увеличению ремонт ного времени кораблей, к увеличению простоев, к нару шению графика поточного слиповання. В настоящее вре мя в ожидании слипования простояли РТ-142 — 45 су ток. РТ-188 — 3 0 суток, РТ- 264 — 8 суток. Учитывая большое ремонт ное время по судам этого ти па, а также перегрузку судо ремонтного завода необходи мыми работами, управление нашего флота с таким требо ванием объединения «Мур манская судоверфь» согла ситься не может. Руководст ву этого объединения нами было предложено: для умень шения Е е с о в е г о водоизмеще ния судов, воду, которой за полняются танки для умень шения дифферента, откачи вать после посадки судна на блоки слипа. До настоящего времени в объединении этот вопрос не решен, или, кажет ся, он даже не рассматривал ся, потому что после этого нам опять было выставлено тре бование доводить вес кораб лей до 800 тонн. Поэтому мы просим специалистов ВРПО «Севрыба» и объ единение «Мурманская судо верфь» принять срочные ме ры по обеспечению подъема всех судов флота на слип без демонтажа оборудования со гласно сложившейся много летней практике. Что касается РТ-188 «Лав на» и РТ-264 «Геннческ», то, согласно графику поточно- слипового ремонта еудов тра лового флота, они должны были быть подняты на слип еще первого марта и 15 т р - та соответственно. Но эти корабли былк поставлены в док на демонтаж гребных устройств для дальнейшего их ремонта в цехах. Затем они опять были спущены на воду и подняты ка слип (РТ- 188 — 16.06 и РТ-264 — 12.06.78 г.) с подъемным ве сом 860 тонн. По нашему мнению, основ ной причиной простоя судов явилось неисправное состоя ние слипа. Для уменьшения нагрузки на слип и обеспече ния нормального подъема су дов с большим слиповым ве сом считаем необходимым руководству объединения «Мурманская судоверфь» ре шить вопрос откачки воды из форпика в процессе подъема судна по наклонной части слипа. Ю.КОНОШЕНКО, и. о. главного инженера, А. ЧЕРТОВСКОЙ, началь ник механико - судовой службы Мурманского тра лового флота. * * * От редакции: из ответа главного инженера объедн- •нения «Мурманская судо верфь» тов. Власова явству ет, что РТ № 188 и 264 для своевременного слипования не соответствовали по своему весу возможностям слипа и потому их намечалось ста вить в док. Однако специа лист противоречит сам себе. Корабли все-таки были под няты на слип и с весом 860 тонн. СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ В своем ответе тов. Власов не упомянул о предложении специалистов тралового фло та снижать вес судов за счет откачки балластных вод во время поднятия их по наклон ной части слипа. А между тем это предложение имеет свою ценность. Ремонт промысловых ко раблей бортового траления, как правило, всегда затягива ется. Причины бывают раз ные. Одни из них объектив ные, другие нет. В настоя щее время, для избежания простоя судов в ожидании слипования, руководство тра лового флота увеличило сро ки эксплуатации траулеров «Латвия», «Грндино», «Мед вежьегорск» за счет продле ния сроков действия регист ровых документов. И эго по тому. что с ними может пов ториться ситуация, подобная той в которую попали РТ j\" j 188 и 264.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz