Рыбный Мурман. 1978 г. Июль.

і \ ИЮЛЯ в Москве от- J крылось Всесоюзное совещание-семинар на­ ставников молодел.чі, работа­ ющих в промысловых и при­ емно-транспортных флотах Министерства рыбного хозяй­ ства СССР, В нем принима­ ют участие лучшие воспита­ тели молодых рыбаков, те, кто настойчиво передают им свои опыт. Роль наставничества трудно переоценить. Высту­ пая на XVIII съезде Ленин­ ского комсомола, Леонид Ильич Брежнев особо под­ черкнул, что наставники как бы передают эстафету труда из настоящего в будущее. Наставничество — кон­ кретная н действенная форма сотрудничества и преемст- вейности поколений, эффек­ тивное средство воспитания рабочей смены, подготовки специалистов высокой квали­ фикации. Мурманский ордена Ок­ тябрьской Революции трало­ вый флот, объединяющий почти 18 тысяч трудящихся, является крупнейшим рыбо­ промышленным предприяти­ ем. Наш флот выпускает бо­ лее 10 процентов рыбных то­ варов от общего объема в стране. Флот постоянно пополня­ ется новыми судами, оспа- щенными самоіі современной техникой. Если в 1955 году самыми крупными были БМРТ типа «Пушкин», то сейчас у нас есть супертра­ улеры типа «Грумаит», типа «Алтай», БМРТ проекта 304-AM, большие автоном­ ные траулеры типа «Гори­ зонт». Освоение новой техники требует высокой общеобразо­ вательной и специальной под­ готовки. В основном молодые моряки, поступающие на флот, имеют среднее образо­ вание, но нм не хватает жиз­ ненного опыта, профессио­ нальной подготовки, по сути дела они впервые встречают­ ся с морем, с нелегкой про­ фессией рыбака. Все это ста­ вит перед наставниками боль­ шие н серьезные задачи. В Мурманском траловом флоте наставничество зароди­ лось еще в 60-х годах на Г1ПР «Павлово», Затем оно было развито старшим масте­ ром по добыче пыбы, кавале­ ром орденов Ленина и Ок­ тябрьской Революции комму­ нистом Николаем Николаеви­ чем Кошкиным. Работая на БМРТ «Нокуев», он в I960 году взял шефство над пятью матросами - добытчиками, поставив перед собой задачу в течение рейса подготовить их к аттестации на первый класс. Почин Н. Н. Кошкина подхватили другие энтузиа­ сты. Судовая партийная орга­ низация приняла решение со­ здать совет наставников. В пего вошли 11 специалистов. Инициатива старшего ма­ стера была одобрена партий­ ным комитетом флота. Почин был распространен на всех судах, во всех звеньях произ­ водства. Сейчас у нас создан обще­ флотский совет наставников. В него входит 17 специали­ стов. Среди них Герой Соци­ алистического Труда, заме­ ститель начальника флота коммунист II. Т. Шаньков. Возглавляет совет замести- Многие из них обязались не только передать младшим то­ варищам свой опыт, по и по­ мочь в учебе, в повышении 1 валификации. Наставничест­ во органически вэшло в жизнь судовых экипажей, стало привычным и необходи­ мым. Движущая сила наставни­ чества—коммунисты. Напри­ мер, совсем недавно учени­ ком коммуниста капитан-ди- рсктора Г. В. Бердышевского был штурман Г. А. Кайгоро- дов. Он многое перенял от своего учителя и сейчас ко­ мандует большим автоном­ ным траулером «Иван Спв- ко», умело ведет воспита- Когда рядом н а с т а в н и к тель секретаря парткома В. П. Палехин. Созданы советы наставни­ ков иа судах. При партийном комитете организована школа наставничества молодежи. Занятия в пен ведутся по 26- часовой программе. Распро­ странено Положение о судо­ вых наставниках. В нем оп­ ределены цели и задачи на­ ставничества, права и обязан­ ности наставника, требова­ ния, предъявляемые к нему. Разработано и Положение о совете наставников, где так­ же четко определены их за­ дачи. Совет наставников добива­ ется непрерывности педагоги­ ческого воздействия на моло­ дого рабочего, сообщает кол­ лективу о его трудовой де­ ятельности, об учебе в шко­ ле, техникуме, институте, о поведении в общественных местах, в частности, говорит­ ся в положении. Совет добивается закреп­ ления за каждым молодым рабочим опытного наставпи- ка-воспитатсля, оказывает практическую помощь настав­ никам, контролирует деятель­ ность, учитывает их работу, наблюдает за подбором на­ ставников, организует их уче­ бу. На каждом производствен­ ном участке у нас создаются группы наставников. Все мо­ лодые моряки закрепляются за более опытными. Сейчас в нашем флоте более двух ты­ сяч опытных мастеров взяли шефство над молодежью. тельную раооту с моряками. Много наставников молоде­ жи в производственных слу­ жбах судов. Это помощники капитанов по производству Н. Ф. Ильичев, Д. И. Мас­ лов, В. Ф. Захаров, Н. А. Гомоз, В. 11. Бутузов. Все они проработали в траловом флоте от 20 до 30 лет, име­ ют большой опыт и охотно передают его молодежи. Много добрых слов можно услышать на флоте о Н. Я. Крынине, Н. А. Холодене, Б. В. Крутикове, Е. В. Ксю- нине и многих других. Самой высокой оценки за­ служивает работа рыбмасте- ров В. В. Железова, Ф. П. Ва­ силевского, Г. И. Крутюка. На таких, как они, держится флот, по ним равняются, с них берут пример молодые моряки. Это благодаря помощи ве­ теранов стали высококвали­ фицированными специали­ стами выдвинутые на руково­ дящие должности В. Ф. Бон­ даренко, А. И. Конухнн, В. К. Корчагин. II. Г. Сызо- неико, А. А. Коцюрубенко. Теперь они сами делятся сво­ им опытом на страницах бас­ сейновой газеты, помогают морякам освоить профессию. Если 2—3 года назад мы готовили заочно только 5 тех­ нологов, то сейчас — более 15. А помогает в этом настав­ ничество. Мастера-практики, несмотря на солидный воз­ раст, настойчиво учатся и ус­ пешно трудятся. К ним отно­ сятся О. ІІ. Воин, Е. В. Ксю- ннн, В. II. Коробнцын, В. Г. Шугков, И. Н. Пак. В производственном отде­ ле флота разработаны допол­ нения к рейсовому заданию. В них указывается, кто из молодых специалистов на­ правляется па судно. По окончании рейса в производ­ ственный отдел представля­ ется характеристика. В ней отражаются деловые качест­ ва моряка, отношение к сво­ им обязанностям, соблюде­ ние производственной дисцип­ лины, умение применять те­ оретические знания на прак­ тике, участие в общественной жизни экипажа. На каждое судно высыла­ ется тематический план озна­ комления молодого специали­ ста с работой промыслового судна в море. С июня этого года у нас практикуется выход в море летучих бригад наставников. Четыре опытных рыбообра­ ботчика, В. Ю. Сергеев, Н. В. Хватов, В. И. Бердник, П. В. Ушаков, под руководством технолога Б. А. Шпилевско- го выходят в море, чтобы по­ мочь экипажам организовать выпуск рыбной продукции. Летучая бригада подолгу не задерживается на одном суд­ не. Организовав производст­ во, передаз опыт, она пере­ ходит на другие корабли. Флотский совет наставни­ ков вместе с базовым коми­ тетом профсоюза, комитетом ВЛКСМ, культбазой плавсо­ става систематически органи­ зует вечера отдыха во Двор­ це культуры им. С. М. Киро­ ва. На них молодые промыс­ ловики встречаются с настав­ никами и ветеранами труда. К сожалению, такой возмож­ ности во время рейса нет. Поэтому назрела необходи­ мость организации плавучего Дома культуры и быта, где моряки могли бы встречаться не только с квалифицирован­ ными и профессиональными артистами, но и пользоваться различными бытовыми услу­ гами. Наставничество в траловом флоте получило широкое раз­ витие. К сожалению, оно ог­ раничивается пределами мо­ ре — порт. Как только мо­ ряк ступит на берег, ниточка, связывающая наставника и подшефного, обрывается. Здесь у нас еще не все отра­ ботано. А когда рядом на­ ставник, молодые промысло­ вики н трудятся увереннее, производительнее, и ведут се­ бя достойно, во всем подра­ жая старшим. ■ К. ИСМАИЛОВ, старший инженер производствен­ ного отдела Мурманского ордена Октябрьской Р е­ волюции тралового флота. Экипаж ТР «Эркст Тельман уже не первый год заслуженно носит звание коллектива ком­ мунистического труда. Слава судна — его ветераны . настав­ ники молодежи, которые весь свой опыт и знания передают молодым. На этом снимке — два моря­ ка. Матрос Пеан Максимович Киселев сегодня уже ветеран. Чтобы он стал передовым, уме­ лы ..и моряком, многое сделал боцман коишукист Николай Алексеевич Петров, отмеченный не одной трудовой медалью. Сегодня оба они учат моло­ дежь. воспитывают моряков па лучших традициях. На снимке: И. М. Киселев (слева) и Н. А. Петров. Фото Б. Щукина. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ На лампочки" Когда идет ремонт судовых механизмов, бывает необходи­ мость подключиться к берегово­ му электрощиту. Но береговая служба согласно требованиям техники безопасности требует применять четырехжильный ка­ бель, которого ка складах нет. Четвертая жила должна идти от судна. Это «земля» и «О» на бе­ реговом щитке. Мы предлагаем вдоль своего трехжильпого кабеля эту систе­ му «Земля-О» провести отдель­ но, ведь смысл тот же. Однако на это не идут. В результате мы теряем много топлива. Двига­ тель мощностью 500 лошадиных сил работает «на лампочки». Зря расходуется моторесурс, из­ нашиваются детали. Часто рабочие яеста для де­ монтажа арматуры бывают нз подготовлены, так как нельзя обесточить судно и остановить двигатель. Ю. ЗАЙЦЕВ, механик. „Ждут у торя погоды ( С («Рыбный Мурман» № 62 от 31 мая 1978 г.) FT-188 «Лавна» и РТ-264 «Геническ» планировались в елиновый ремонт. В связи с тем, что вес судов оказался выше возможностей слипа, возникла необходимость дан­ ные суда ставііть в док. Но при формировании графиков доковаиия разместить эти два судна не удалось, так как предпочтение отдавалось крупнотоннажным судам. Б. ВЛАСОВ, главный ин­ женер объединения «Мур­ манская судоверфь». * * * Телефонограмма: «Поста­ вить я ремонт в доки РТ № 142, 103. 264, 265 пет воз­ можности. Требуется умень­ шить вес судов до 800 тонн для подъема па слип. Прошу сообщить ваше решение и сроки подготовки судов для подъема на слип. Демидов». Такая телефонограмма за № 128/111 от 22 марта это­ го года поступила в управле­ ние Мурманского ордена Ок­ тябрьской Революции трало­ вого флота нз объединения «Мурманская судоверфь». Ус­ ловие было поставлено жест­ кое, и, чтобы выполнить его, требовалось значительное ко­ личество судов болтового тра­ ления ставить в док либо уменьшать весовое водоизме­ щение судов путем демонта­ жа оборудования и траловых лебедок. На каш взгляд, это приведет к дополнительной загрузке и без того перегру­ женных доков судоверфи, к резкому увеличению ремонт­ ного времени кораблей, к увеличению простоев, к нару­ шению графика поточного слиповання. В настоящее вре­ мя в ожидании слипования простояли РТ-142 — 45 су­ ток. РТ-188 — 3 0 суток, РТ- 264 — 8 суток. Учитывая большое ремонт­ ное время по судам этого ти­ па, а также перегрузку судо­ ремонтного завода необходи­ мыми работами, управление нашего флота с таким требо­ ванием объединения «Мур­ манская судоверфь» согла­ ситься не может. Руководст­ ву этого объединения нами было предложено: для умень­ шения Е е с о в е г о водоизмеще­ ния судов, воду, которой за­ полняются танки для умень­ шения дифферента, откачи­ вать после посадки судна на блоки слипа. До настоящего времени в объединении этот вопрос не решен, или, кажет­ ся, он даже не рассматривал­ ся, потому что после этого нам опять было выставлено тре­ бование доводить вес кораб­ лей до 800 тонн. Поэтому мы просим специалистов ВРПО «Севрыба» и объ­ единение «Мурманская судо­ верфь» принять срочные ме­ ры по обеспечению подъема всех судов флота на слип без демонтажа оборудования со­ гласно сложившейся много­ летней практике. Что касается РТ-188 «Лав­ на» и РТ-264 «Геннческ», то, согласно графику поточно- слипового ремонта еудов тра­ лового флота, они должны были быть подняты на слип еще первого марта и 15 т р - та соответственно. Но эти корабли былк поставлены в док на демонтаж гребных устройств для дальнейшего их ремонта в цехах. Затем они опять были спущены на воду и подняты ка слип (РТ- 188 — 16.06 и РТ-264 — 12.06.78 г.) с подъемным ве­ сом 860 тонн. По нашему мнению, основ­ ной причиной простоя судов явилось неисправное состоя­ ние слипа. Для уменьшения нагрузки на слип и обеспече­ ния нормального подъема су­ дов с большим слиповым ве­ сом считаем необходимым руководству объединения «Мурманская судоверфь» ре­ шить вопрос откачки воды из форпика в процессе подъема судна по наклонной части слипа. Ю.КОНОШЕНКО, и. о. главного инженера, А. ЧЕРТОВСКОЙ, началь­ ник механико - судовой службы Мурманского тра­ лового флота. * * * От редакции: из ответа главного инженера объедн- •нения «Мурманская судо­ верфь» тов. Власова явству­ ет, что РТ № 188 и 264 для своевременного слипования не соответствовали по своему весу возможностям слипа и потому их намечалось ста­ вить в док. Однако специа­ лист противоречит сам себе. Корабли все-таки были под­ няты на слип и с весом 860 тонн. СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ В своем ответе тов. Власов не упомянул о предложении специалистов тралового фло­ та снижать вес судов за счет откачки балластных вод во время поднятия их по наклон­ ной части слипа. А между тем это предложение имеет свою ценность. Ремонт промысловых ко­ раблей бортового траления, как правило, всегда затягива­ ется. Причины бывают раз­ ные. Одни из них объектив­ ные, другие нет. В настоя­ щее время, для избежания простоя судов в ожидании слипования, руководство тра­ лового флота увеличило сро­ ки эксплуатации траулеров «Латвия», «Грндино», «Мед­ вежьегорск» за счет продле­ ния сроков действия регист­ ровых документов. И эго по­ тому. что с ними может пов­ ториться ситуация, подобная той в которую попали РТ j\" j 188 и 264.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz