Рыбный Мурман. 1978 г. Июль.

о; I ПЫТ трудового со­ дружества коллекті. b o b моряков, железно­ дорожников, автомобилис­ тов II речников в Ленинград­ ском транспортном узле, одо­ бренный в постановлении Центрального Комитета КПСС, представляет для рыб­ ной промышленности Север­ ного бассейна и, в частности, для объединения «Мурман- рыбпром», огромную прак­ тическую ценность. Ценен он прежде всего тем, что позволяет без значительных капиталовложений резко повысить эффективность производства всех предприя­ тий, входящих в Мурманский судообрабатывающий комп­ лекс. И достигается это за счет более четкого и строго­ го планирования совместных действий коллективов - смеж­ ников, своевременной и ис­ черпывающей информации друг друга на декаду вперед. Специалисты отделов и служб объединения «Мур- манрыбпром» проявили боль­ шую заинтересованность в создании Мурманского су­ дообрабатывающего комплек­ са. В объединении «Мурман- рыбпром» идет подготовка к работе в рамках комплекса по системе взаимоувязанно­ го непрерывного планировав ния. В настоящее время дейст­ вует рабочая группа в соста­ ве главных диспетчеров фло­ та под руководством замести­ теля начальника ордена Ле­ нина морского рыбного порта и начальника отдела эксплуа­ тации приемно - транспортно­ го флота и портов Всесоюз- предполагаемом грузе на борту на момент снятия с промысла. А при снятии ко­ раблей с промысла они дол­ жны эти сведения уточнять. Это позволяет более обосно­ ванно планировать необходи­ мое количество вагонов для рыбопродукции. Ежедневно группой глав­ ных диспетчеров флотов и По опыту ленинградцев Судообрабатывающий комплекс: большая цель ного объединения «Севры- ба». Рабочая группа собирается за три дня до начала каждой декады и планирует время прихода судов на предстоя­ щие десять суток из расчета равномерного подхода судов по дням. Одновременно для более точного плани­ рования подхода судов с Баренцева моря, где пере­ ходы небольшие, обработки их в порту капитанам всех судов предписано давать за трое суток заинтересованным организациям сведения о главного диспетчера рыоно- го порта производится плани­ рование всех работ по снаб­ жению, выгрузке, бункеровке судов на каждые сутки. Та­ ким образом, все позиции, предусмотренные Положени­ ем о Мурманском судообра­ батывающем комплексе, бу­ дут выполняться полностью. В объединении «Мурман- рыбпром» все работники, так или иначе связанные с рабо­ той судообрабатывающего комплекса, имеют полное представление о том, что должны делать мы, судовла- НОВОСТИ ПРОМЫСЛОВОЙ ТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОННАЯ СОРТИРОВОЧНАЯ МАШИНА дельцы, и что — наши смеж­ ники, в частности, рыбный порт. Мурманский рыбный порт по Положению о комплексе обязан представлять судо­ владельцам выписки из ут­ вержденных непрерывных планов - графиков и сменно­ суточных планов с указани­ ем календарного срока нача­ ла и окончания обработки каждого судна, порядка про­ изводства обработки и обслу­ живания кораблей ежедневно до 15 часов текущих суток. В свою очередь, капитаны наших судов должны пред­ ставлять рыбному порту ин­ формацию-заявку (название корабля, планируемую дату прихода в порт, данные о грузах, которые необходимо выгрузить или погрузить в порту, сведения о готовности судна к грузовым операциям по всем трюмам или части их и т. д.) ежедневно и не позднее, чем за 12 суток до планируемой даты прихода корабля в порт. Кроме того, капитанами су­ дов представляется порту ежедневно до 11 часов теку­ щих суток суточный график на комплексную обработку судов, находящихся в порту и приходящих в него. Конечно, это только часть того, что должны делать мы. Временным Положением об организации работы смежных предприятий Мурманского су­ дообрабатывающего комплек­ са на основе непрерывного плана - графика предусмотре­ ны обязанности каждого из его участников. Наверное, не все будет гладко, особенно на первых порах, после того, как с 1 ав­ густа текщцего года судооб­ рабатывающий комплекс вступит в действие: ведь де­ ло-то новое. Однако это нов­ шество имеет прогрессивный характер и направлено к большой цели — повышению эффективности использования флота рыбной промышленно­ сти, сбереліению и более ра­ зумной эксплуатации техни­ ки, экономии материальных и трудовых затрат, уплотнению рабочего времени и, что не­ маловажно, к сплочению на­ ших коллективов. Объединение «Мурманрыб- пром» будет делать все для того, чтобы наш судообраба­ тывающий комплекс действо­ вал успешно. К этому нас на­ целило постановление ЦК КПСС «О трудовом содруже­ стве коллективов моряков, железнодорожников, автомо­ билистов и речников в Ленин­ градском транспортном уз­ ле». В. РЕВНИВЦЕВ, гене­ ральный директор объеди­ нения «Мурманрыбпром». ,77 I I I В настоящее время в оте­ чественной и зарубежной рыбной промышленности для сортировки рыбы применяют­ ся в основном машины, ра­ ботающие по принципу кос­ венной сортировки, то есть использующие зависимость длины рыбы от ее толщины. Норвежским научно-иссле­ довательским институтом по технике и технологии обра­ ботки рыбы создана принци­ пиально новая установка для сортировки рыбы с примене­ нием фотоэлектронной техни­ ки для измерения длины ка­ ждого экземпляра, то есть предложена не косвенная, а прямая сортировка рыбы по длине (см. рис.) Схема сортировки рыбы 1 — электронно-измери­ тельная система; 2, 3, 4, 5 — приемники для рыбы различ­ ной длины; 6 — ленточный транспортер. Принцип действия установ­ ки состоит в том, что нахо­ дящаяся на ленточном транс­ портере рыба проходит элек­ тронно-измерительную систе­ му, которая регистрирует длину рыбы. Информация по­ ступает в пневматическое ус­ тройство. регулирующее от­ крывание и закрывание вход­ ного отверстия, а рыба далее (в зависимости от длины) на­ правляется в соответствую­ щий приемник. Производительность уста­ новки — 6000 рыбин в"час. Подачу рыбы на сортиров­ ку можно регулировать,, не выключая установки, что по­ зволяет избежать нагромож­ дения рыбы. Н. СУДАРИКОВА. I Вышли в мор е н а с т а в н и к и Н А КОРАБЛИ Мурман­ ского тралового фло­ та, по сравнению, ска­ жем, с пятидесятыми года­ ми все больше и больше приходит работать молодежи. В основном это те, кто демо­ билизовался из рядов Совет­ ской Армии. Разные обстоя­ тельства движут этими пар­ нями; одних в море влечет романтика, другие приходят с чисто житейским рас­ четом. В конце концов это не столь важно: на флоте приветствуют и тех и дру­ гих. Для флота важно, что­ бы человек был дисциплини­ рован, исполнителен и тру­ долюбив, потому что море лентяев не любит. Однако новичок есть но­ вичок. Он не может сразу по приходе на судно вник­ нуть во все секреты рыбац­ кого труда. Особенно это ка­ сается матросов-рыбообра^- ботчиков. На судовой рыбной фабрике он должен уметь и шкерить, и делать тушку, и ««строгать» филе, а при на­ добности стать у весов мо­ розильной линии или у пуль­ та ее управления. На судах нелегко разбить труд матро­ са на какие-то определенные категории трудности. Чаще всего матрос — это универ­ сал. Но. повторяю, матроса- ми-универсалами становятся не вдруг, для этого одним хватает поработать в море месяц, а другим и года не­ достаточно. Чтобы ускорить процесс обучения новичков непосредственно в условиях промысла, чтобы помочь в этом судовым технологам и рыбмастерам, у пас, в тра­ ловом флоте, было принято решение создать специаль­ ную бригаду по передаче пе­ редовых методов обработки рыбы. В состав такой первой группы вошли опытный тех­ нолог Б. А. Шпилевский, ма­ тросы первого класса В. Ю. Сергеев, Н. В. Хватов. Н. В. Бердник и П. В. Ушаков. В таком составе группа по об­ мену опытом вышла третьего июля в район промысла Ба­ ренцева моря на борту БМРТ-238 «Златоуст». Члены группы хорошо уяснили для себя те задачи, которые были перед ними по­ ставлены управлением фло­ та. На «Златоусте» они при­ ступили к работе уже непо­ средственно на переходе. Группа оказала большую по­ мощь экипажу в подготовке рыбной фабрики к приему первого улова. Попутно ма­ тросы группы обучили не­ скольких рыбообработчиков затачивать шкерочные ножи, а затем и «наводить» их. На БМРТ-238 предполага­ ли добиться хорошего резуль­ тата по производству тушки. И здесь группа по передаче, передовых методов обработ­ ки рыбы пришла на помощь судовому коллективу. Сов­ местно с технологом «Злато­ уста» Н. А. Го.мазом была продумана расстановка тех­ нологического оборудования линии по выработке тушки на правом борту. Были при­ няты все меры к тому, что­ бы исключить такую трудо­ емкую операцию, как пере­ носку в стампаХ готовой тушки к расфасовщикам. Ак­ тивное участие в установке оборудования тушечной ли­ нии, а затем и ее опробова­ нии приняли члены группы по обмену опытом. На БМРТ-238, в отделе­ нии упаковки, стоит машина марки А8-ИГ5-А для глазу­ ровки брикетов мороженой рыбы. Машина находилась в нерабочем состоянии, пото­ му что не была испытана на заводе-изготовителе и не от­ регулирована. Внушитель­ ные габариты машины потре­ бовали, чтобы убрали упако­ вочный стол, а чтобы упаков­ щик и глазуровщик имели возможность работать, с ма­ шины были сняты две торцо­ вые стенки камеры охлажде­ ния и срезана каретка пере­ дачи брикетов, а внутрь был положен лист нержавеющей стали для направления по нему бло.ков мороженой ры­ бы от глазуровщика к упа­ ковщику. Этот выход, конеч­ но, не из лучших. Машина по принципу работы и техни­ ческим данным призвана да­ вать хорошие результаты, но для ее настройки необходимо присутствие специалиста за- вода-изготовителя. Видимо, этот вопрос в управлении будет решен. Во время промысла матро­ сы групп работали парами. Двое выходили в первую сме­ ну, а двое — во вторую. Они занимали места рядом с мо­ лодыми матросами непосред­ ственно у рыбодела и обуча­ ли их передовым способам разделки трески и пикши на «колодку», филе и тушку. 14 дней группа по обмену опы­ том пробыла на борту БМРТ «Златоуст» и за это время сумела добиться многого. Бы­ ла введена в строй тушечная линия, молодые матросы при­ обрели определенный опыт, увереннее стали чувствовать себя на разных участках су­ довой рыбной фабрики. 17 июня группа перешла на БМРТ-453 «Никель». Здесь в море первый раз тех­ нологом вышел молодой тех­ нолог А. К. Дерябин. Совме­ стно с ним и механиком- на­ ладчиком судна технолог группы Б. А. Шпилевский приступили к созданию непре­ рывной тушечной линии. Тех­ нологу корабля была оказана практическая помощь в более рациональной расстановке ма­ тросов - рыбообработчиков по рабочим местам. Матросы группы и на этом судне обу­ чили ряд новичков передовым методам труда. Командова­ ние судна поблагодарило чле­ нов группы по передаче пере­ дового опыта за оказанную помощь. Перейдя на БМРТ-257 «Салтыков-Щедрин», груп­ па продолжила свою работу на промысле. На этом судне делали все возможное, чтобы максимально использовать уловы для выработки продук­ ции улучшенного ассортимен­ та ■— тушки. Однако вопрос был продуман не до конца. Ее производили как по пра­ вому борту, так и по левому. Разобщенность работающих приводила к тому, что много времени затрачивалось на пе­ реноску рыбы и тушки с од­ ного конца фабрики в дру­ гой. А между тем условия для увеличения производст­ ва тушки были на БМРТ-257; благоприятные. Судовые спе­ циалисты изготовили две хо­ рошие плавникорезки, станок для зачистки черной пленки и визиги. Необходимо было только скомпоновать тушеч- ную линию. Администрация судна приняла предложение групп сконцентрировать все процессы по производству тушки на правом борту. Ре­ зультат не замедлил сказать­ ся. Полезное рабочее время матросов - рыбообработчиков увеличилось за счет сокраще­ ния переноски рыбы в стам- пах с одного борта на дру­ гой, за счет введения в дей­ ствие зачистного станка су­ точный выпуск тушки под­ нялся до 3—4 тонн из рыбы малого размерного ряда, ры­ ба среднего размерного ряда направлялась для производ­ ства филе в связи со специа­ лизацией рейса. н А ДНЯХ первая груп­ па по распростране­ нию передовых мето­ дов обработки рыбы верну­ лась в порт. На заседании производственного отдела был заслушан отчет ее руко­ водителя. Было принято ре­ шение: работу группы одоб­ рить и в дальнейшем создать еще несколько ей подобных. Это должно помочь молодым рыбакам в короткие сроки при разделке уловов выхо­ дить на уровень тех требова­ ний, которые предъявляются: к матросам первого и второ­ го класса. К. ИСМАИЛОВ, стар­ ший инженер производст­ венного отдела тралового Флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz