Рыбный Мурман. 1978 г. Июль.

П ОГОЖИМ летним днем в пятьдесят пятом году на рейде Мурманского рыбного порта появился но­ вый корабль. Белоснежная надстройка, светлых тонов корпус и грузовые стрелы — он казался пассажирским судном. Лишь немногие спе­ циалисты знали, что это — рыболовный траулер. Но тра­ улер необычный — кормовик и рефрижератор. Сегодня и новички в промысловых фло­ тах в первые же дни пребы­ вания в Мурманске узнают, что такое БМРТ, ППР, ВАТ. Читатели нашей газеты не нуждаются в расшифровке этих привычных сокращений. Но следует подчеркнуть: в 1955 году в рыбной промыш­ ленности страны с появлени­ ем БМРТ (и впервые в Мур­ манске!) произошла техниче­ ская революция. Это одна из важнейших вех и биогра­ фии Мурманского тралового флота — именно ему было поручено освоить новые ко­ рабли. Не будем кривить ду­ шой — у БМРТ были не только горячие поклонники, но и ярые противники. Первые промысловые реп­ сы БМРТ «Пушкин» и «Го­ голь» (первенцев нового фло­ та), на которых была немец­ кая кормовая схема, поста­ вили в тупик некоторых, да­ же бывалых рыбаков: на спуск трала затрачивалось по полтора-два часа, в то время как па бортовых траулерах этот норматив исчислялся 3 5— 40 минутами. Да и мно­ гое другое в конструкции но- 5 вых кораблей вызывало на ■ первых порах возражение. ■ Противники БМРТ договори- ■ лись до того, что мол наши ■ промысловики еще не готовы ■ к освоению этих кораблей, ■ принципиально отличающих- ■ ся от бортовых РТ, что мас- ■ совое строительство БМРТ ■ противоречит целесообразно- ■ сти. ■ Вот как стоял вопрос... А ! сегодня любой старшеклас- ■ сник Мурманска, да и ребята • К 3 0 - л етию начала о с в о е н и я БМРТ Н О ВЕРНУСЬ К РУБРИ ­ КЕ — о 30-летии осво­ ения кормового трале­ ния. Идея его уходит своими корнями еще в довоенные го­ ды. Но реальной она стала для нас, северян, в 1948 го- ДУ- Еще в конце Великой Оте­ чественной войны в Умбе (на юге Кольского полуострова) маю, что молодежи надо знать об этом. Руководителем работ и страстным поборником кормо­ вого траления был Николай Яковлевич Васильев, одно время возглавлявший и кол­ лектив экспериментальной мастерской. Широко извест­ ный капитан Кирилл Алек­ сандрович Патон, сотрудник I „НОВАТОР1* - поменьше, у которых отцы и старшие братья рыбаки, слы­ шали не раз о трудовых до­ стижениях экипажей БМРТ. Коллектив БМРТ «Некра­ сов» был инициатором и ли­ дером соревнования «стоты- сячников» — то есть первым стал бороться за максималь­ ный вылов рыбы на один ко­ рабль. БМРТ «Гоголь» отме­ чен орденом Трудового Крас­ ного Знамени. Стабильно, уже более 22 лет трудится экипаж «Свердловска» — траулера-ветерана. Примеры можно продолжить. Кстати, об опыте коллектива БМРТ «Свердловск» «Рыбный Мур- ман» подробно рассказал в нескольких номерах весной нынешнего года. началось строительство дере­ вянных судов типа «Касат­ ка». Коллектив эксперимен­ тальной базы Мурманского тралового флота получил та­ кое судно, и оно было пере­ оборудовано на Абрам-мыс- ских судоремонтных мастер­ ских под кормовик. Новой схеме соответствовало и про­ мысловое вооружение. Назва­ ли новый' малый траулер «Новатором», как бы утвер­ ждая его назначение. Мне довелось, работая над материалами на эту тему, не раз бывать на «Новаторе» в 1955 году — накануне при­ хода первых БМРТ. Много интересного узнал я на бор­ ту необычного судна из рас­ сказов ^мвалых рыбаков. Ду- газеты «За высокие уловы», а затем заведующий промыш­ ленным отделом только что созданной газеты «Рыбный Мурман» Виталий Кирилло­ вич Ковалев, которого спе­ циалисты называли «катали­ затором рыбной промышлен­ ности», упорно доказывали: нужен траулер, на котором улов поднимался бы с кор­ мы, а его обработка велась в закрытом : помещении — на рыбофабрике. На «Новаторе» капитан Лазарь Васильевич Морозов, мастера по добыче Федор Ан­ дреевич Родионов и Яков Пе­ трович Турков, старший ме­ ханик Петр Павлович Тюрде- ев творили чудеса, проявили немало смекалки и изобрета- БМРТ-246 «Северное сияние» имеет свидетельства о высоком качестве пяти видов продукции. Переаттестация проходит че­ рез три года, но если будет пре­ тензия к качеству аттестованной продукции, то Знак качества с этого вида продукции автомати­ чески снимается. Если же качество продукции выдерживается на высоком уровне продолжительное время, то мы направляем документацию на присвоение этому виду про­ дукции государственного Зна- Внедряется у нас, к примеру, система бездефектного труда. Пока действует временное Поло­ жение по оценке качества труда судового экипажа, но скоро бу­ дет внедряться в виде стандар­ та предприятия. Она охватывает деятельность всех служб и да­ ет оценку качеству труда. С-уще- ствует определенный классифи­ катор, где отмечены всевозмож-. ные нарушения, за каждое из которых начисляются баллы. Итоги подводятся в конце года. Специалисты судовой службы, Т Е Х Н О Л О Г О В ка качества. В настоящее время почетный пятиугольник присво­ ен тушке трески в блоках, вы­ пускаемой на БМРТ-243 «Аш­ хабад» и БМРТ-256 «Серафимо­ вич». В плане аттестации на флот­ ский Знак качества пресервы из мойвы специального посола и филе трески. Будут определены экипажи двух больших моро­ зильных траулеров, отличившие­ ся на выпуске этих видов про­ дукции. Вторым этапом внедрения комплексной системы управле­ ния качеством мы считаем стан­ дартизацию продукции предприя­ тии. Разработка стандартов идет с конца 1977 года. За это время удалось внедрить 19 стандартов предприятия. Всего же по шш- ну — 39. Но мы уверены, что до конца года справимся со своими задачами. Работа по внедрению разра­ боток идет через флагманских специалистов, которые для это­ го выходят в море. Осуществля­ ют методическое руководство специалисты лаборатории НОТ и производственного отдела. набравшей наибольшее количе­ ство штрафных баллов, лишают­ ся части премии. КСУКП внедряется на всех предприятиях объединения «Севрыба». Но эта работа про­ ходит не всегда согласованно. Однако дальнейшее ее внедре­ ние должно дать положительные результаты тогда, когда за своевременный выход судна нз ремонта будут болеть и ремонт­ ники, и судовой экипаж, и спе­ циалисты группы наблюдения, работа которых станет оцени­ ваться по КСУКП. Е ЩЕ одним важным зве­ ном деятельности служ­ бы главного технолога стало освоение новых районов промысла. Необходимость по­ добной работы возникла в связи с введением экономических зон, но только недавно от разговоров перешли к' делу. Осваивают новые районы и новые глубины уже группы су­ дов. Это вызвало и необходи­ мость технического переобору­ дования, чем занимаются специ­ алисты технического отдела. На­ ша работа заключается в освое­ нии новых объектов промысла, в разработке технологии выпу­ ска продукции из глубоководных рыб. Начинаем также осваивать прежде малоиспользуемые по­ роды рыб, например, путассу. Мы ориентируем промыслови­ ков на выпуск спинки. Сущест­ венную помощь в техническом обеспечении этих работ оказали специалисты объединения «Сев- техрыбпром». Они разработали машину для выработки спинки путассу. Две машины уже уста­ новлены на судах нашего флота и проходят испытания в промыс­ ловых условиях. Техническое переоборудова­ ние рыбофабрик принимает ши­ рокие масштабы. Прижились, показав хорошие результаты, станки для производства тушки. Неплохо проявили себя в пери­ од мойвенной путины сортиро­ вочные машины. Они позволяют не только отбирать мойву по размерному ряду, но и облегча­ ют отбор мойвы на экспорт. О некоторых других машинах бы­ ло сказано выше. Стало реальностью сближение технического оборудования су­ дов и береговых предприятий. Внедрение машин на рыбофаб­ рике, несомненно, повышает ка­ чество продукции, ее товарный вид, а это — требования сего­ дняшнего дня. Не менее важ­ ным стал для нас и другой фак­ тор — повышение культуры производства. Моряки охотно и с возрастающим умением эксп­ луатируют новую технику. Это говорит о правильном подходе специалистов флотов (не только нашего) к этому вопросу. О том, что рыбообработчики охотно принимают новую техни­ ку, говорит хотя бы массовость рационализаторского движения на флоте. Десятки предложений воплощены в реальность сила­ ми судовых специалистов. Это так называемые средства малой механизации: плавникорезки, ко­ нусы для зачистки черной плен­ ки и снятия визиги, лотки для укладки пресервов и многое другое. Они предназначены в первую очередь для ликвида­ ции мелкой ручной работы. Случается, что из средств ма­ лой механизации вырастет по­ точная линия для производства определенных видов продукции, например, пресервная линия на БМРТ «Рыбачий», «А. Андре­ ев» и ряде других, линии по про­ изводству тушки на БМРТ «Се­ рафимович» и «Новиков-Прн- бой». Это еще раз говорит о том, что повышение общеобразова­ тельного уровня моряков прямо связано с повышением культу­ ры производства, с грамотной эксплуатацией техники, ликвида­ цией ручного труда на трудоем­ ких операциях. Сравнительно недавно в про­ изводственном отделе образова­ лась новая служба — метроло­ гическая. Ее основная задача — проведение анализа и контроля за средствами измерения, раз­ работка стандартов по этому вопросу и поиски новой техни­ ки. Удалось, к примеру, найти весы, пригодные для работы в условиях промысла. Дали заказ на завод-изготовитель, и к кон­ цу года весы поступят в эксплу­ атацию. Разработка метрологических стандартов валена уже потому, что не всегда грамотно и умело используется та измерительная техника, что- находится в экс­ плуатации. Т АКОВЫ основные задачи нашей службы, составной части управления фло­ том. Изменения коснулись и других отделов и звеньев управ­ ления, но об этом расскажут другие специалисты. В. ВАХРОМОВ, старший ин­ женер группы главного тех­ нолога Мурманского трало­ вого флота. тельности в эксперименталь­ ных рейсах при испытании тралов новых конструкций, стопор-блоков и автомата ме­ ханического приема-отдачи траловых досок, приборов, регистрирующих вертикаль­ ное и горизонтальное раскры­ тие трала, овальных трало­ вых досок... И все это — впервые! На «Новаторе» про­ шла проверку и первая оте­ чественная гидравлическая траловая лебедка — праро­ дительница современных ле­ бедок. Много сил вложил в осво­ ение новшеств инженер Игорь Ростиславович Ма тро­ сов — «отец» овальных тра­ ловых досок, которые приня­ ли на вооружение как наши рыбаки, так и рыбаки неко­ торых других стран. Тралы, испытанные на «Новаторе», во многом по­ служили основой для орудий лова, применяющихся на со­ временных рыболовных судах разных классов. (Окончание на 4 стр.) На рисунке — схематичное изображение траулеров-кор- мовиков: «Новатора», БМРТ н ВАТ. Рис. автора. Соревнуясь за достойную встречу своего профессио­ нального праздника — Дня рыбака, -Экипаж БМРТ «Ма- мнн-Сибиряк» досрочно спра­ вился со своими обязательст­ вами в честь этой даты. Тру­ довая вахта продолжается. До конца рейса коллектив намерен дать дополнительно к заданию не менее 3500 центнеров пищевой рыбопро­ дукции. Образцы трудолюбия показывают технолог В. А. Извеков, третий штурман О. П. Николаев, второй штур­ ман С. Н. Назаров, матросы В. В. Вишневский, Б. П. Бу­ харов, Г. И. Караваев, ко­ тельный машинист В. А. Вой- сет, моторист Н. А. Романов, мастер добычи В. Д. Руден­ ко. Первый помощник капи­ тана ДОРОЖЕНКО. Рыбопере­ рабатывающие комплексы Строительство таких пред­ приятий прямо связано с наи­ более рациональной перера­ боткой сырья и расширением ассортимента рыбной про­ дукции высокого качества. Их мощность — от 10 до 30 тонн изделий в сутки. Пер­ вые из них уже действуют в Минске, Волгограде, Донец­ ке, Кемерове, Кокчетаве и других городах. Они призва­ ны обеспечить крупные про­ мышленные центры рыбной гастрономией. Коллективам перерабатывающих комплек­ сов предстоит в нынешнем году увеличить против прош­ лого года выпуск балыков на 25,5 процента, копченой, су­ шеной и вяленой рыбы — на 10,6 процента, кулинар­ ных изделий — более чем в полтора раза. ИА СТОЛ НАРОДА Около 4 миллионов 300 тысяч тонн пищевой рыбной продукции, 2 миллиарда 600 миллионов банок рыбных кон­ сервов должны дать в нынеш­ нем году работники «рыбного цеха» страны. Это почти на 300 тысяч тонн и 130 милли­ онов банок больше, чем в прошлом году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz