Рыбный Мурман. 1978 г. Июль.
П ОГОЖИМ летним днем в пятьдесят пятом году на рейде Мурманского рыбного порта появился но вый корабль. Белоснежная надстройка, светлых тонов корпус и грузовые стрелы — он казался пассажирским судном. Лишь немногие спе циалисты знали, что это — рыболовный траулер. Но тра улер необычный — кормовик и рефрижератор. Сегодня и новички в промысловых фло тах в первые же дни пребы вания в Мурманске узнают, что такое БМРТ, ППР, ВАТ. Читатели нашей газеты не нуждаются в расшифровке этих привычных сокращений. Но следует подчеркнуть: в 1955 году в рыбной промыш ленности страны с появлени ем БМРТ (и впервые в Мур манске!) произошла техниче ская революция. Это одна из важнейших вех и биогра фии Мурманского тралового флота — именно ему было поручено освоить новые ко рабли. Не будем кривить ду шой — у БМРТ были не только горячие поклонники, но и ярые противники. Первые промысловые реп сы БМРТ «Пушкин» и «Го голь» (первенцев нового фло та), на которых была немец кая кормовая схема, поста вили в тупик некоторых, да же бывалых рыбаков: на спуск трала затрачивалось по полтора-два часа, в то время как па бортовых траулерах этот норматив исчислялся 3 5— 40 минутами. Да и мно гое другое в конструкции но- 5 вых кораблей вызывало на ■ первых порах возражение. ■ Противники БМРТ договори- ■ лись до того, что мол наши ■ промысловики еще не готовы ■ к освоению этих кораблей, ■ принципиально отличающих- ■ ся от бортовых РТ, что мас- ■ совое строительство БМРТ ■ противоречит целесообразно- ■ сти. ■ Вот как стоял вопрос... А ! сегодня любой старшеклас- ■ сник Мурманска, да и ребята • К 3 0 - л етию начала о с в о е н и я БМРТ Н О ВЕРНУСЬ К РУБРИ КЕ — о 30-летии осво ения кормового трале ния. Идея его уходит своими корнями еще в довоенные го ды. Но реальной она стала для нас, северян, в 1948 го- ДУ- Еще в конце Великой Оте чественной войны в Умбе (на юге Кольского полуострова) маю, что молодежи надо знать об этом. Руководителем работ и страстным поборником кормо вого траления был Николай Яковлевич Васильев, одно время возглавлявший и кол лектив экспериментальной мастерской. Широко извест ный капитан Кирилл Алек сандрович Патон, сотрудник I „НОВАТОР1* - поменьше, у которых отцы и старшие братья рыбаки, слы шали не раз о трудовых до стижениях экипажей БМРТ. Коллектив БМРТ «Некра сов» был инициатором и ли дером соревнования «стоты- сячников» — то есть первым стал бороться за максималь ный вылов рыбы на один ко рабль. БМРТ «Гоголь» отме чен орденом Трудового Крас ного Знамени. Стабильно, уже более 22 лет трудится экипаж «Свердловска» — траулера-ветерана. Примеры можно продолжить. Кстати, об опыте коллектива БМРТ «Свердловск» «Рыбный Мур- ман» подробно рассказал в нескольких номерах весной нынешнего года. началось строительство дере вянных судов типа «Касат ка». Коллектив эксперимен тальной базы Мурманского тралового флота получил та кое судно, и оно было пере оборудовано на Абрам-мыс- ских судоремонтных мастер ских под кормовик. Новой схеме соответствовало и про мысловое вооружение. Назва ли новый' малый траулер «Новатором», как бы утвер ждая его назначение. Мне довелось, работая над материалами на эту тему, не раз бывать на «Новаторе» в 1955 году — накануне при хода первых БМРТ. Много интересного узнал я на бор ту необычного судна из рас сказов ^мвалых рыбаков. Ду- газеты «За высокие уловы», а затем заведующий промыш ленным отделом только что созданной газеты «Рыбный Мурман» Виталий Кирилло вич Ковалев, которого спе циалисты называли «катали затором рыбной промышлен ности», упорно доказывали: нужен траулер, на котором улов поднимался бы с кор мы, а его обработка велась в закрытом : помещении — на рыбофабрике. На «Новаторе» капитан Лазарь Васильевич Морозов, мастера по добыче Федор Ан дреевич Родионов и Яков Пе трович Турков, старший ме ханик Петр Павлович Тюрде- ев творили чудеса, проявили немало смекалки и изобрета- БМРТ-246 «Северное сияние» имеет свидетельства о высоком качестве пяти видов продукции. Переаттестация проходит че рез три года, но если будет пре тензия к качеству аттестованной продукции, то Знак качества с этого вида продукции автомати чески снимается. Если же качество продукции выдерживается на высоком уровне продолжительное время, то мы направляем документацию на присвоение этому виду про дукции государственного Зна- Внедряется у нас, к примеру, система бездефектного труда. Пока действует временное Поло жение по оценке качества труда судового экипажа, но скоро бу дет внедряться в виде стандар та предприятия. Она охватывает деятельность всех служб и да ет оценку качеству труда. С-уще- ствует определенный классифи катор, где отмечены всевозмож-. ные нарушения, за каждое из которых начисляются баллы. Итоги подводятся в конце года. Специалисты судовой службы, Т Е Х Н О Л О Г О В ка качества. В настоящее время почетный пятиугольник присво ен тушке трески в блоках, вы пускаемой на БМРТ-243 «Аш хабад» и БМРТ-256 «Серафимо вич». В плане аттестации на флот ский Знак качества пресервы из мойвы специального посола и филе трески. Будут определены экипажи двух больших моро зильных траулеров, отличившие ся на выпуске этих видов про дукции. Вторым этапом внедрения комплексной системы управле ния качеством мы считаем стан дартизацию продукции предприя тии. Разработка стандартов идет с конца 1977 года. За это время удалось внедрить 19 стандартов предприятия. Всего же по шш- ну — 39. Но мы уверены, что до конца года справимся со своими задачами. Работа по внедрению разра боток идет через флагманских специалистов, которые для это го выходят в море. Осуществля ют методическое руководство специалисты лаборатории НОТ и производственного отдела. набравшей наибольшее количе ство штрафных баллов, лишают ся части премии. КСУКП внедряется на всех предприятиях объединения «Севрыба». Но эта работа про ходит не всегда согласованно. Однако дальнейшее ее внедре ние должно дать положительные результаты тогда, когда за своевременный выход судна нз ремонта будут болеть и ремонт ники, и судовой экипаж, и спе циалисты группы наблюдения, работа которых станет оцени ваться по КСУКП. Е ЩЕ одним важным зве ном деятельности служ бы главного технолога стало освоение новых районов промысла. Необходимость по добной работы возникла в связи с введением экономических зон, но только недавно от разговоров перешли к' делу. Осваивают новые районы и новые глубины уже группы су дов. Это вызвало и необходи мость технического переобору дования, чем занимаются специ алисты технического отдела. На ша работа заключается в освое нии новых объектов промысла, в разработке технологии выпу ска продукции из глубоководных рыб. Начинаем также осваивать прежде малоиспользуемые по роды рыб, например, путассу. Мы ориентируем промыслови ков на выпуск спинки. Сущест венную помощь в техническом обеспечении этих работ оказали специалисты объединения «Сев- техрыбпром». Они разработали машину для выработки спинки путассу. Две машины уже уста новлены на судах нашего флота и проходят испытания в промыс ловых условиях. Техническое переоборудова ние рыбофабрик принимает ши рокие масштабы. Прижились, показав хорошие результаты, станки для производства тушки. Неплохо проявили себя в пери од мойвенной путины сортиро вочные машины. Они позволяют не только отбирать мойву по размерному ряду, но и облегча ют отбор мойвы на экспорт. О некоторых других машинах бы ло сказано выше. Стало реальностью сближение технического оборудования су дов и береговых предприятий. Внедрение машин на рыбофаб рике, несомненно, повышает ка чество продукции, ее товарный вид, а это — требования сего дняшнего дня. Не менее важ ным стал для нас и другой фак тор — повышение культуры производства. Моряки охотно и с возрастающим умением эксп луатируют новую технику. Это говорит о правильном подходе специалистов флотов (не только нашего) к этому вопросу. О том, что рыбообработчики охотно принимают новую техни ку, говорит хотя бы массовость рационализаторского движения на флоте. Десятки предложений воплощены в реальность сила ми судовых специалистов. Это так называемые средства малой механизации: плавникорезки, ко нусы для зачистки черной плен ки и снятия визиги, лотки для укладки пресервов и многое другое. Они предназначены в первую очередь для ликвида ции мелкой ручной работы. Случается, что из средств ма лой механизации вырастет по точная линия для производства определенных видов продукции, например, пресервная линия на БМРТ «Рыбачий», «А. Андре ев» и ряде других, линии по про изводству тушки на БМРТ «Се рафимович» и «Новиков-Прн- бой». Это еще раз говорит о том, что повышение общеобразова тельного уровня моряков прямо связано с повышением культу ры производства, с грамотной эксплуатацией техники, ликвида цией ручного труда на трудоем ких операциях. Сравнительно недавно в про изводственном отделе образова лась новая служба — метроло гическая. Ее основная задача — проведение анализа и контроля за средствами измерения, раз работка стандартов по этому вопросу и поиски новой техни ки. Удалось, к примеру, найти весы, пригодные для работы в условиях промысла. Дали заказ на завод-изготовитель, и к кон цу года весы поступят в эксплу атацию. Разработка метрологических стандартов валена уже потому, что не всегда грамотно и умело используется та измерительная техника, что- находится в экс плуатации. Т АКОВЫ основные задачи нашей службы, составной части управления фло том. Изменения коснулись и других отделов и звеньев управ ления, но об этом расскажут другие специалисты. В. ВАХРОМОВ, старший ин женер группы главного тех нолога Мурманского трало вого флота. тельности в эксперименталь ных рейсах при испытании тралов новых конструкций, стопор-блоков и автомата ме ханического приема-отдачи траловых досок, приборов, регистрирующих вертикаль ное и горизонтальное раскры тие трала, овальных трало вых досок... И все это — впервые! На «Новаторе» про шла проверку и первая оте чественная гидравлическая траловая лебедка — праро дительница современных ле бедок. Много сил вложил в осво ение новшеств инженер Игорь Ростиславович Ма тро сов — «отец» овальных тра ловых досок, которые приня ли на вооружение как наши рыбаки, так и рыбаки неко торых других стран. Тралы, испытанные на «Новаторе», во многом по служили основой для орудий лова, применяющихся на со временных рыболовных судах разных классов. (Окончание на 4 стр.) На рисунке — схематичное изображение траулеров-кор- мовиков: «Новатора», БМРТ н ВАТ. Рис. автора. Соревнуясь за достойную встречу своего профессио нального праздника — Дня рыбака, -Экипаж БМРТ «Ма- мнн-Сибиряк» досрочно спра вился со своими обязательст вами в честь этой даты. Тру довая вахта продолжается. До конца рейса коллектив намерен дать дополнительно к заданию не менее 3500 центнеров пищевой рыбопро дукции. Образцы трудолюбия показывают технолог В. А. Извеков, третий штурман О. П. Николаев, второй штур ман С. Н. Назаров, матросы В. В. Вишневский, Б. П. Бу харов, Г. И. Караваев, ко тельный машинист В. А. Вой- сет, моторист Н. А. Романов, мастер добычи В. Д. Руден ко. Первый помощник капи тана ДОРОЖЕНКО. Рыбопере рабатывающие комплексы Строительство таких пред приятий прямо связано с наи более рациональной перера боткой сырья и расширением ассортимента рыбной про дукции высокого качества. Их мощность — от 10 до 30 тонн изделий в сутки. Пер вые из них уже действуют в Минске, Волгограде, Донец ке, Кемерове, Кокчетаве и других городах. Они призва ны обеспечить крупные про мышленные центры рыбной гастрономией. Коллективам перерабатывающих комплек сов предстоит в нынешнем году увеличить против прош лого года выпуск балыков на 25,5 процента, копченой, су шеной и вяленой рыбы — на 10,6 процента, кулинар ных изделий — более чем в полтора раза. ИА СТОЛ НАРОДА Около 4 миллионов 300 тысяч тонн пищевой рыбной продукции, 2 миллиарда 600 миллионов банок рыбных кон сервов должны дать в нынеш нем году работники «рыбного цеха» страны. Это почти на 300 тысяч тонн и 130 милли онов банок больше, чем в прошлом году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz