Рыбный Мурман. 1978 г. Январь.

• Творчество наших читателей ЭКЗАМЕНЫ В е тер стих, и волны ср азу зам ерли. Ш т о рм ли... Все равно нам в этот час, Потому что мы сдаем эк зам ены В море за одиннадцатый класс. Помиолит, у чи тель по истории, Ш т у р м а н - консультант и трое нас, Моряков. Из-за учебы в море П осле вахты мы не спим сейчас. Б удет трал за борт идти уверенно, Б у д у т волны о корабль наш биться, Б у д е м все мы по веленью времени, Н е см о тр я на трудности, учиться. У РЫБОДЕДА А шаги мои робкими были (Н ож ры бацкий точить не умел), Но м атросы м ен я научи ли Глубоко у в аж а ть рыбодел. Э та люди, простые и сильные, Мне по-дружески помогли, Ч тобы я полюбил волны синие, Пэ которым идут корабли. В. Г А ЛЮ Д К И Н , матрос колхоза «Ударник». Т ТЫЖНЯ ЗОВЕТ» — массовые соревнова­ н и я под этим л о з у н ­ гом проходят сейчас в М ур ­ манске. К р еп ким северным морозцем встретил тружени­ ков З а п о ляр ья Новый год. Но даже пурга не может ос­ тановить лыжников. На сн им ка х нашего внештатно­ го корреспондента С. Неело­ ва: на лыжне. П р о и з в о д с т в о рыбных консервов в Н о р в е г и и (Окончание. Нач. на 3 стр.). Зн а ч и те л ьн о м ен ьш е д е ­ ф е к то в при р а зм о р аж и в а н и и ры бы орош ением водой. Этот способ деф ростации обычно пр им еняю т в Норвегии в по­ с ледн и е годы, сравни тельно ш ироко использую т при р а з ­ м о р аж и в а н и и м елкой рыбы , на п р а в ляе м о й на производст­ во консервов. П р и д е ф р о с та ­ ции рыбы* орош ением до­ в ольно просто о сущ е ст в л я е т ­ ся своеврем енное пр е ры ва ­ ние процесса р а зм о р аж и в а ­ ния. П ерсп ективна т акж е ди ­ эл е к тр и ч е ск а я деф р о с та ц и я токами выс о- Качество деф- ры оы если м ож е т исполь- и одно- по верх- неров- (деф р о стац и я кой частоты) ростируемой бы ть высоким зую т ровны е гладкие р од ны е блоки. Е сл и ность блоков рыбы ная, то в м естах соприкос­ новения электродов с блоком в о зм ож н а пр овар к а рыбы. Однако этот способ д е ф р о ­ стации дорогостоящий и при­ м ен ен и е его д л я р а зм о р аж и ­ ван и я блоков шпрота пока экон оми чески нецел ес о о б р а з­ но. .Перед приготовлением кон­ сервов о хлажденн ую или де- ф рости рованн ую рыбу моют и солят в тузл ук е. З а те м , ис­ п о л ь зу я м аш ины , нанизы ваю т на прутки, к оторы е навеши­ вают на рамы . Ры б а на прут­ к ах поступает в непрерывно действующую коптильную установку. Топливом при копчении с л уж а т дубовы е стружки. В Ан глии р а зр аб о тан но­ вый тип коптильной у с та ­ новки, пригодной и д л я вы ­ р аботки п о л уф а б ри к а та при производстве консервов ти­ па «Ш п р о ты в м асле». В этой установке копчение про­ извод ят при контр ол ир уе­ мой относительной в л аж н о ­ сти воздуха (50 — 6 0 процен­ тов), регулирую т которую путем до б авл ен ия н а р уж н о ­ го воздуха в дым, тем п е р ат у ­ ра в процессе копчения под- д ерж и ва ется тер мос та ти ч е ­ ски. Ем кость коптильной к а ­ м е р ы 1 3 0 0 кг. Копченую ры бу срезаю т с прутков лен точным ножом, при этом головы ры б оста­ ются на прутках. Р а с ф а с о в ы в аю т ры бу в банки вручную . Р ы б у в бан­ к ах за л и в аю т о л ивк о вым м а ­ слом. Д л я ко нсервиро вания пр им ен яю т алюми ниевы е бан ­ к и емкостью 43 , 71 и 1 06 г. Б а н к и за к а т ы в аю т и сте­ р и л и зую т с пр о тиво давлени­ ем. Д еф е к том готовой про­ ду к ци и часто я в л я е т с я р а з­ р ы в к ож и цы к онсер вир ован­ ного шпрота. Причиной повреждени я по­ в ерхн ости ры бы яв л яю тся, видимо, изменения, происхо­ д ящ и е при копчении и стер и­ ли зац и и в кал л а ге н е кожицы и свя зан ны е с ж елатин изаци- ей. Поэтому поиски методов пр е д о т в р ащ ен и я р а зр ы в а ко­ ж и ц ы до лж ны быть н ап рав ­ л ены на увели чение прочно­ сти соединительной ткани ры бы перед копчением и с те ­ р и л и зац и ей или па р а зр аб о т ­ к у таких пар ам етр ов процес­ са производства консервов, при к о торы х и зм ен ен и я кал- л агена были бы м и н и м ал ь ны ­ ми. Отмечено, что м о к ры й по­ сол ры бы в определенной степени сниж ает р астреск и ­ вание кожицы . Д л я предот­ в р ащ ен и я р а зры в о в кожицы п редл ож ен о обрабаты вать ее перед копчением р астворами лнмонноіі и уксусной кислот, а такж е раствор ам и хл о ри­ стого и уксуснокислого ка­ лия. Однако эк с п е р им ен та л ь­ но не у да л о сь подтвердить зн ачительного у л у чш ен и я ка­ чества продукта посредством такой обработки. К онсервов типа «Ш п р о ты в масле» за рубежом вы р а ­ баты ваю т немного, более ши­ роко там прои зводят ко нсер ­ вы типа «К опч ен ая рыба в м асле». „ГИДРОНАВТ" ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ПУТЬ Э ТО СУДНО не впечат­ л я е т ей своими р а з м е ­ рами, ни скоростью хода, ни грузоподъемностью . И все ж е оно не совсем обычное: первое нз серии, р азр аб отанно й в Ц К Б к иев­ ского зав о д а «Л ен инская кузн и ц а». И одновременно последнее в числе тех, кото­ р ы е до лж ны сдать в ны н еш ­ нем году волгоградские ко­ р абелы . У заводского п ри чала ти­ хо и совсем буднично. Нет ни людского гомона, ни ц в е­ тов, ни л и к ующ ей меди о р ­ кестра. Все это у ж е давно состоялось -— еще в мае, когда «Гидронавт» (такое н а ­ звание получил корабль), при няв на грудь тради ц и он ­ ны е бры зги шампанского, т я ж е л о с кати л ся по слипу в затон, при легающий к с у ­ достроительным корпусам. После этого на нем продол­ ж ал и с ь отделочные работы, монтаж , н а л ад к а и ре гу л и ­ р о в к а разноо бр азны х м ашин и механизмов. Ими .судно начинено до отказа. Оно и не удивительно: «Гидронавт» предназн ачен д л я о бслужи вани я рыбопро­ мы слового ф лота, он спосо­ бен вести изучение ф л о ры и ж е Ми ф а у н ы в любой точк р о­ вого океана. При необходи­ мости гудно мож ет быть ис­ пользовано д л я г ео л ого р аз­ ведочных работ на морском дне, дл я изу чен и я ву л к ани че­ ских образований. Оно р а с ­ п олагает оборудованием и а п ­ п аратурой д л я океанологиче­ ских, гидрологических, гид­ рохимических и ихтиологиче­ ских исследований. Н а корме судна — стран­ ное сооружение, напоминаю ­ щ ее гигантские п е р ев е р н у ­ тые качели. Это ги драв ли че­ ский м ехани зм , который в считанны е минуты мож ет и звл ечь из трюм а и опу­ стить за борт глубоковод­ ный ап парат « ТИН РО -2 » . Судно ещ е не приобрело того блеска, который прихо­ дит с последним м азк ом м а ­ л яр н ой кисти. К а ле н д ар ь за ­ с та в л я е т торопиться: хотя сегодня оттепель, за в тр а м о­ гут у д ар и ть морозы, за к р о ­ ется Волго-Донской судо­ ходный канал, чер ез к ото­ ры й надо пройти в ны н еш ­ нем году. Поэтому принято решение: о к ончательный блеск навести на заводской сдаточной базе. А теперь в путь! Н есколько дней н азад суд­ но поставили в плавучий док. Это д л я того, чтобы пройти Волго-Донскоіі канал: к ак -к и к ак у «Гидро н авта» — осадка н астоящ его г,юр­ ского судна. В нем он п р о ­ следует до Ж д ан о ва , а там примет на борт судовую к оманду и пустится в сам о ­ стоятельное плавание. Впр о ­ чем, впереди ещ е несколько дн ей ходовых испытаний... — Ну, это ему не с траш ­ но, —■ за в ер яю т старший строитель Волгоградского судостроительного завода Е. Ш п ы г ар ь и зам ести тель главного к о н структора про­ екта Г. Устименко. —■ «Гид­ р онавт» — очень м а н ев р е н ­ ное судно. — С «Гидронавтом» дл я нас. — до б авл яет сек р етар ь заводского п артк ом а В. Е р о ­ хин, — за в ерш ае тс я вы п о л ­ нение пл а н а юбилейного го­ да. Он д л я нас вы д а л с я у с ­ пешным . К аж д ы й квартал н аш кол л ек тив зан им ал классны е м еста в со р ев н о в а­ нии предпри яти й отрасли. ...З ак лю ч и те л ьны й аккорд: в ходовую р у б к у «Гидрон ав­ та» доставлены судовы е до­ кументы . И вот все ф о р ­ м альности окончены. На борт дока поднимается за ­ водской к ап итан-и спы татель Юрий Иванович Буров. По его с игн алу бу ксиры « 40 лет О к тября» , «ГІобеда» и «С у ­ до строи тель» н ап р а в л яю т с я к вы х оду из затона. С част­ ливого тебе пути, «Гидро­ навт»! И. М О Р Д В И Н Ц Е В . («С о ц и ал и сти ческ ая и н д у ­ с три я ». 2 5 о к тяб р я 1 9 7 7 г.) С промысла ■— в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -3 1 9 «Моги­ лев», РТ -3 1 5 «Можайск». ЗА В Т РА : РТ -2 1 0 « З а ­ пад», БМ РТ -2 5 4 «И. Ост­ ровский», экипажа БМРТ- 4 0 0 «Лесков» в 1 1 .0 0 на теп­ лоходе в рыбный порт, БМ РТ -368 «Соловецкий». РАЗГАДКА НАЙДЕНА Двухсотлетияя тайна м ор­ ского течения, которое воз­ никает у восточного побере­ жья Австралии и следует в южном направлении, нако­ нец раскрыта. Как показали завершенные недавно иссле­ дования австралийских у ч е­ ных, это течение является частью целой серии гигант­ ских круговых течений диа­ метром в 2 0 0 километров, вращающихся у берегов пя­ того континента против часо­ вой стрелки. По мнению океанографа Дж . Кресвела, это открытие окажет большую помощь в поисках и спасении терпя­ щих бедствие кораблей, а также для исследователь­ ских работ по рыбному про­ мыслу. ВОДОЛАЗЫ НА ПАЛУБЕ «I „БРИТАНИКА В одол азы из группы ф р а н ­ цузского исследователя К у с ­ то осуществили спуск к м е ­ сту к ат а ст р офы английского л ай н е р а «Б ритании». Эго судно, которое было обору­ довано в период первой ми­ ровой войны под плакучий госпиталь, затонуло в Эгей­ ском море в 1 9 1 6 году. О с­ м отрев сстов корабля, водо­ л а з ы пришли к выводу, что «Б ритании» затон ул после того, как натк н улся на м и ­ ну. Д л я обследования л ай н е ­ ра, л еж ащ е го на грунте на глубине 1 1 0 метров, потре­ бовалось 6 9 спусков водола­ зов. 8 0 л ет н я я ш отлан дка М акбет Митчел, р а ботавш ая сани тар ко й на судне и спас­ ш а я с я в день его гибели, охотно пр и н ял а приглашение спуститься в море на м ал е н ь ­ кой подводной лодке, чтобы увидеть «Б р итаник» . ПУСТИЛИ РЫБУ В ОЗЕРО Четыреста тысяч мальков карпа и толстолобика выпу­ щены в озеро Абулкуль на границе Хорезмского оазиса. Тем самым полоя;ено начало созданию 600-гектарного озерно-товарного хозяйства промышленного типа, кото­ рые внедряются по опыту тюменских рыбаков. Пополнение рыбных запа­ сов озера позволит полнее использовать его богатую кормовую базу, значительно увеличить урожайность вод­ ного гектара. К концу пяти­ летки здесь намечено еж е ­ годно получать около 5 0 0 центнеров рыбы. В нынешнем пятилетии войдут в строй также хозяй­ ства, создаваемые в целин­ ной Джизакской степи, в пойменных районах Каракал­ пакии. Р е д а к то р А. А. МИ РОНОВ . АДРЕС ИТІАЕвОИЫ Мурманск — 1 8 3 0 0 1 , Мурм анский рыбный порт. Т Е Л Е Ф О Н Ы : р едак то р — 6 2 6 4 , зам ести тель редак тор а, ответственный сек р етар ь — 7 0 89 , л и терату р ны е сотрудни­ ки — 6 3 -9 6 и 7 0 -4 5 . Вы зов с городских АТС 7 -6 2 6 4 , 7 7 0 89. 7 6 3 -9 6 , 7 .7 0 -4 5 « Ры б ны й М урм ап». Ин декс 5 5 6 5 4 . Цепа ! экз. — 2 коя. М у рм ан ск ая областная ти п ограф и я , г. Мурманск. З ак. 118. ПН -0 2 0 0 3 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz