Рыбный Мурман. 1978 г. Январь.

21 декабря 1 9 7 7 года в газете «Рыбный Мурман» была помещена статья груп­ пового инженера - механика Мурманского тралового фло­ та Л. К. Пурлнциса «Опыт, достойный внедрення». В статье обстоятельно расска- зывалось о том, как на су­ дах типа ППР и «Лесков» машинные команды приме­ няли для сжигания в сило­ вых установках (главных двигателях) горючие смеси с разным процентом" добавки мазута. Статья Л . К. Пурлнциса вызвала большой интерес у судовых механиков. В конце д е к аб р я в редакцию пришло письмо тов. Ухова. К сожа­ лению, автор письма не ука­ зал своих инициалов и не на­ зв а л предприятие, в коллек­ тиве которого он трудится. Тов. Ухов задал ряд интерес­ ных и нужных вопросов. Так, п частности, он спрашивает у автора статьи Л. К. Пур- лицнеа, на основании ка­ ких технических данных бы­ ло принято решение в меха­ нико-судовой служ бе дать машинным командам про­ мысловых судов задание применять в двигателях смесь дизельного топлива с добавлением мазута до 4 0 процентов. Тов. Ухов интересуется, почему наряду с количест­ вом израсходованной смеси ''о каждому судну не было приведено количество вре­ мени, затраченного силами экипажей и береговых пред­ приятий на ремонт двигате­ лей, спрашивает, не приве­ дет ли опыт, достойный внед­ рения, к тому, что «через год-два ремонтное время ко­ раблей' увеличится этак... вдвое». Редакция обратилась к Л. К. Пурлнцису с просьбой ответить на письмо тов. Ухо­ ва. Его ответ мы сегодня и публикуем. * * * По содерж анию письма чувствуется, что тов. Ухов им еет определенное п ред­ ставление о проблемах при­ менения рационал ьны х со р ­ тов топлива в судовы х дви­ гателях, Его о ткли к на с та ­ т ью «Опыт, достойныіі внед­ рения» показывает, что она представл яет д л я м оряков интерес. У в аж аемы й тов. Ухов, ес- ди Вы внимательно прочнта- •ш в «Ры б н ом Мурѵгане» статьи «Снизить затраты на топливо» (1 9 .0 1 .7 7 г.), « Р а ­ ци ональным видам топлива •— широкую дорогу!» (23.03. 77 г.), «Экономия топлива: возможность и перспективы» (1 5— 18 ноября 1977 г.), то в них изложены подробно ответы па все вопросы, за­ тронутые в Вашем письме. Во-первых, курс механико- судовой службы флота па широкое применение рацио­ нальных топлив -— это не за­ мысел отдельного специали­ ста, а задача государствен­ ного значения. Чтобы убе­ диться в этом, достаточно обрати ться к норм ати вным д о кум ентам В РП О «Севры - ба». Т ак, наприм ер, в я н в а ­ ре прошлого года совет ди ­ ректоро в постановил: «...на­ чиная с 1 9 7 8 года, расш и ­ рить объем применения р а ­ ци ональны х видов топлива до 130 — 1 50 ты сяч тонн в год, в качестве основного р а ­ ционального использовать газотурбинное». Д а л ее в этом постановлении говорит­ ся, что, и спользуя опыт судо. в л ад ел ьц ев Западного бассей­ на но приготовлению и п р и ­ м енению в ДВ С топливных смесей из флотского м азу та и дизельного топлива, необ­ ходимо провести испы тани я добывающих судов при рабо­ те их ди зел ей на у казан ной топливноіі смеси в пр омы сло ­ вом рейсе. Т ак что, тов. Ухов, движ ение в этом н а­ правл ен и и начато гораздо ран ьш е опубликования с та ­ тьи «Опыт, достойный внед­ рения». В 1 9 7 7 году коллективу М урм анского тралового ф л о ­ та п р и казом было п р едусм от­ рено со кр атить расход ди­ зельного топлива не менее чем н а 10 процентов от годо­ вой потребности за счет при­ м енения в судовых ДВ С га­ зотурбинного, моторного топлива и флотского м азу та не м енее чем 2 7 9 0 0 тонн. И з этого следует, что приме­ н ят ь в судовы х двигателях рациональные сорта топлива, желаем мы того или нет, обязаны. Во-вторых, мы идем про­ торенным путем. Согласно отчету Клайпедского отделе­ ния Гнпрорыбфлота, рас­ смотренному координацион­ ным советом Министерства рыбного хозяііства СССР, га­ зотурбинное, моторное топ­ ливо и мазут в судовых дви­ гателях промысловых кораб­ лей применяются уже с 1973 года. При этом расход рацио­ н ал ьны х топлив по наш ем у министерству у в ел и ч и л с я с 9 9 0 0 тонн в 1 9 7 2 году д а 177 ты сяч тонн в 1 9 7 6 году. В судовых у становках в 197 6 году израсходовано 9 3 7 0 0 т о н н , мазута. На п ромы сло­ вых судах К али нин града и Р и ги в 1 9 7 4— 1 9 7 5 гг. были проведены всесторонние ис­ пы тани я двигателей при р а ­ боте на смеси с добавлением до 5 0 процентов м азута, а т акж е на чистом мазуте. Т а ­ кие ж е испы тания не т ак дав ­ но проведены были на судах «А зч е р ры бы » и «Д ал ьры - бы». О сновы ваясь на р е зу л ь т а ­ тах проведенны х испытаний, в Мурм анском траловом ф л о ­ те р а зраб отал и врем енную инструкцию по применению смесей топлив. Это тож е норм ати вный документ, обя­ зател ьны й д л я всех сп ец и а­ листов, имеющих отношение к эк сп л уатац и и ди зельны х двигателей. Ч тобы полнее использо­ в ать в Д В С . р а ц и о н ал ьны е сорта топлив, в а ф л о т е уж е при нято решение в течение 1 9 7 8 года переоборудовать по проекту Гнпроры бф лота топливны е системы П П Р «Ковдор» и БМ Р Т «И л ь я К атуни н». При этом п ред у­ с м а т р и в а е т с я обеспечить работу главны х двигателей н а м азуте, а всп ом о гател ь­ ных — на дизельном топли­ ве или смеси. Все это дает основание сказать, что работы по внед­ рению смесей топлив, а так­ же применению чистого ма­ зута и водотопливных эмуль­ сий в котлах и двигателях имеют прочную основу н в ближайшие два-три года при­ ведут к тому, что мы будем безбоязненно и на научной основе применять в двигате­ лях и топливные смеси, и чпстыіі мазут, и водотоплив­ ные эмульсии. В статье «Опыт, достой­ ный внедрення» говорится о проведении не единичных эксперим ентов, а о внедре­ нии топливной смеси на су­ дах в массовом порядке. Кром е того, в статье приво­ д я т с я р е зу л ь т аты в ск ры ти я двигател ей на П П Р «Г ей ­ зе р », которы е сви детел ьству ­ ют о том, что ни каких техни­ ческих препятствий дл я при­ мен ен ия смеси дизельного топлива с добавлением 4 0 процентов м азу та нет. У т в ер ­ жденной главным инженером В РП О «С евры ба» картой смазок т акж е п р ед у с м ат р и в а ­ ется возможность сжигания смеси с 4 0 процентами м а з у ­ та в ДВС . При этом перед ел ­ ка системы топливоподготов- ки вовсе не обязательна. Вы неправильно поняли услови я, из-за которых при­ шлось прек р ати ть эк с п е р и ­ мент на П П Р «В ан-Д ейк». В статье сказано, что из-за не­ регу л яр н о й п н есвоеврем ен­ ной доставки м азу та судами « С евры б холодф лота» в рай­ он п р омы сла на П П Р «Ван- Д ейк » были вы н уж дены пре­ кратить эк спл у атацию глав ­ ного дв и гател я па 50-про­ центной смеси. И з запасов м азута, в зяты х в рейс в тан­ к ах дизельного топлива, нй І ІП Р «В ан-Д ейк» и сп о л ьзо­ в ал и в двигател ях 2 3 5 тонн. Судно вер н ул ось в порт 30 декабря. II вот что сказано в отчете старшего механика В. И. Иликова: « За все пери­ оды работы главного двига­ теля на смеси как парамет­ ры его, так и отказ топлив­ ной аппаратуры не отлича­ лись от периодов работы па дизельном топливе. По опы­ ту эксплуатации двигатели 8ТАД48 и 8ТД48 могут 'ы т ь уже сейчас переведены на регулярную работу на смеси в соотношении один к одно­ му». Как видите, весь вопрос состоит в том, чтобы бс-спе- чить бесперебойную л - : тан­ ку на промысел мазута е д о ­ статочном количестве. Вот как ставят и решают о п р о ­ сы применеш;;! рациональ­ ных сортов топлноа ;;оалп- фицированные, т и к :цне многолетний ^пыт раСоти на судах специалисты. В связи с ростом трудо­ затрат по топлпзоп д :о т £ке из-за отсутствия необходимо­ го оборудования в январе 1 9 7 8 года вводится в дейст­ вие временное Положение по премированию личного соста­ ва судов за применение в д в и га те л ях рациональных топлив. Р а з м е р премии зави­ сит к ак от количества ис­ пользованного рационального топлива, т ак и от мощности главного д вигателя и вязко­ сти топлива. Ч то ж е к асается роста эк­ с п л уатац и о н ны х и ремон т­ ны х расходов, то было бы н еправильным полагать, что можно сократить за т р а т ы на топливо вдвое, не у в ел и чи в ая т р у д о за тр а т по обслужи ва­ нию и ремонту. И об этом прям о говорилось в моих с татьях, поэтому не виж у не­ обходимости возв р ащ а ть ся к у ж е напечатанному. В зак лю чение скаж у , что, к ак отмечалось в статье «Опыт, достойныіі внедре­ ния», добиться наил у чш их показател ей при миним аль­ ных за тр а т ах сумеют только те коллективы , в которых под руководством , партийных организаций будут каж до­ дневно творчески бороться за повышение эф ф ективно сти производства и качества р а ­ боты, где постоянно будут у к р еп л ять дисциплину т р у ­ да и его организованность, к ак того требуют реш ен и я де­ кабрьского (1 9 7 7 г.) Плену­ ма ЦК КПСС. Л. ПУРЛИЦИС , группо­ вой инженер-механик, се­ кретарь партийного бюро механико-судовой службы Мурманского тралового флота. I I L Еще раз об о пыт д о с т о й н о м в н е д р е н и я В о з в р & і ц а я с х * к о п у б л и с к о в а н н о ш у и ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В объ ед инении «М урм ан- ры бпром» со стоялось расш и ­ ренное заседание партийного комитета. Ч лены партийного комитета, п р оф сою зны е и комсомольские активисты , начал ьни ки отделов и с л уж б обсудили р азраб отан ны е ме­ р о п р и я ти я по обеспечению п л ан овы х заданий и социа­ листических о бязател ьств 39 7 3 года и дальнейш его по­ выш ения эфф ективности про­ изводства и качества работы в свете решений д екаб рьско­ го (1 977 года) Пл енум а ЦК КПСС и речи Генерального секретаря ЦК КПСС , Прсд- -■ ------ ■ ■ ■ ■ : ■ ■ , ■ Экипаж БМРТ «Прогресс» в числе лучших по итогам соци­ алистического соревнования прошлого года. 21 января мы вернулись из очередного рейса. Поработали неплохо. Плановое задание пе­ рекрыто по многим показате­ лям, а по производству кон­ сервов, продукции улучшен­ ного ассортимента — тушки трески, камбалы — более чем в два раза. И это несмотря на почти месячную потерю про­ мыслового времени. Разные были причины: шторма, ожи­ дание топлива... На судне около 80 процен­ тов составляет молодежь, при­ шли новички, но и очи быстро втянулись Е работу. В этом большая заслуга еетеранов: с ед ател я П р ези д и ум а В ер ­ ховного Совета С С С Р то ва­ рищ а Л . И. Б р еж н ев а . В ПАРТИЙНОМ КОМИТЕТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ «МУРМАНРЫБПРОМ » План м ероп риятий у твер­ жден. Партиііным орган и за­ циям судов и береговых предприятий, базовому коми­ тету проф сою за и комитету ВЛ КСМ реком ендовано лро- старшего мастера по добыче рыбы В. Н. Завгороднего, от­ давшего морю свыше 15 лет, рулевого А. У. Шишова, кото­ рому присвоено звание «Луч­ ший по профессии» и других. И среди молодежи есть от­ личные моряки. Это прежде всего кандидат в члены КПСС котельный машинист А. Е. До­ ронин. Он пришел на «Про­ гресс» три года назад, сразу после службы в рядах Совет­ ской Армии, и за этот корот­ кий срок проявил себя опыт­ ным специалистом, пытливо вникающим во все тонкости своей работы. Второй рейс хо- вести организационную рабо­ ту по мобилизации т р уж е н и ­ ков объ ед и н ен и я йа б езу с­ л овное выполнение плановы х заданий и со ц иалистических о б язат ел ь ст в 1 9 7 8 года и усилен ие борьбы за по выш е­ ние эфф ек ти вн ости прои звод­ ства и качества работы . Н а ­ ч а л ьн и к ам отдел ов и с л уж б — обеспечить выполнение м ероп риятий it приведение з действие всех резер в о в у в е­ личения добычи рыбы , вы пу­ ска пищевой рыбной п родук­ ции, расш ир ения ее асс о р ти ­ мента и повыш ени я кач ест­ ва. дил в море С. Смирнов, вы­ пускник ГПТУ-12. В прошлом рейсе он проходил практику у нас, а в этом включен в ос­ новной состав экипажа. О многих из новичков мож­ но сказать то же самое. Доста­ точно назвать количество по­ высивших за рейс свою класс­ ность: шесть человек повысили ее на второй, семь — на пер­ вый, а ветераны А. У. Шишов и Ю . И. Стрельцов сдали на боц­ мана. Много хлопот всем службам доставляла передача рыбопро­ дукции на плавбазы и транс­ портные рефрижераторы. За рейс мы сдавали груз на шесть судов. К экипажам этих кораблей претензий нет. Двух­ сторонние договоры выполня­ лись, как правило, досрочно. Но мы потеряли на переходы много ценного промыслового времени. А хватило бы всего двух швартовок. С 1 января этого года БМРТ «Прогресс» выполнял задание промразведки. Нужно гото­ виться к весенней путине мой­ вы. Нашему экипажу не пер­ вый раз выполнять подобные задания. До 1976 года мы за­ нимались поиском и теперь вновь переходим на эту слож­ ную и ответственную работу. А. ЮДИН, старший помощ­ ник капитана БМРТ «П р о­ гресс». Готовимся к поиску • Четверть веха работает в Мурм анском траловом флоте у д а р н и к коммунистического труда Виктор А н д рееви ч Гсстев. Коммунист Гостев — воин из л у чш и х моряков БМ РТ <Нико­ лай Островский». Работая эл е к ­ трорадионавигатором, он посто­ янно передает свой богаты й опыт товарищам с д р у ги х с у ­ дов, является наставником мо­ лодежи. Виктор Ан д рееви ч удо­ стоен звани я почетного радиста СССР. На снимке: В. А. Гостев. Фото Б . Щ у к и н а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz