Рыбный Мурман. 1978 г. Январь.

С В Я Т А Я Е Л Е Н А — самый прек р асны й кроткий, граци озный о стр о в », — написано на п е р ­ вой страниц е туристского п р оспекта, изданного в Кей- лтаѵне, С антален а, как н азы в аю т остров его ж ители, р а споло­ ж е н а на ш естнадц атом гр ад у ­ с е южной широты . Уж е 21 с о ветск о е судно, в о зв р ащ а ­ я с ь из юж ны х широт, бро са­ л о як о р ь на рейде Дж е й м с ­ т а у н а — сто л и цы острова. Н аш е — д в ад ц ать второе. С в я та я Е л е н а — м ал ен ь­ кий о строз, всего 4 7 к в ад ­ р а тны х миль. З а т е р я н н ы й в о к еане, он стал местом с сы л к и Н аполеона Б о н а п а р ­ та, где им ператор н аходился с 1 8 1 5 по 1821 год под о х ­ р ано й почти трех ты сяч анг­ л ийских солд ат и моряков. Н а се л ен и е острова около п я ­ ти ты сяч человек. С реди них — 3 0 0 англичан, п р е д ­ став и тел ей англи йски х в л ас ­ тей, с л уж ащ и х почты и с в я ­ зи, бизнесменов и м елки х торговцев. Остальное н а се л е ­ ние острова — потомки пор­ т угал ьск и х и датских м о р я ­ ков, английских солдат, ра­ бов из Западно й Аф р и к и и 'Мадагаскара, малайцев, ки­ тайц ев и путеш ественников ■ ’т и х национальностей мн- ■тров был о ткры т порту- г;: цами в мае 1 5 0 2 года, за гем бы л зах в ач ен А н гл и ­ ей і 16 5 8 году. В н астоящ ее я в л я е т с я а нгли йским в л ад ен и ем , здесь вл аств ует за к о н ее в ели чества к о ро л е­ вы В еликобритании и все ц е­ ликом зависит от ее милости. Ничего не производя на экспорт, обитатели острова ж и в у т за счет английской казны . Вы д е л я емы е средст- Островитяне н ео бы к но вен­ но р адушны . Мож ет бы ть, это о б ъ я сн я ет ся тем, что в своей оторванности от вне­ шнего мира они р ады к аж д о ­ му новому человеку у них на острове, а мож ет быть, тем, что именно мы, совет- 5 С в я т а я ! —остров ' н о в ы х д р у з е й в а ничтожны , и только м ал а я часть их попадает в руки про сты х людей. Б о л ьш а я часть идет на со держ ание а нгли йски х с л уж ащ и х и их семей. Мы сошли на берег около п олудн я. Город уж е ж и л своей обычной жизнью , но чувствовалось, что нас ж д а ­ ли: п ри ветли вы е у лы бки лю ­ дей, любопытны е и до верчи ­ в ы е в згл яды р ебятиш ек, строгие л и ц а полицейских, неотступно сопровождавш их н ас и в городе, и во вр ем я эк с к у р си и в его окрестности. ские моряки, у них в гостях. « Р а ш э н хорошо» — то и де­ ло с лыш и тся на у л ицах , в магазинах. К аж ды й островитянин счи­ тает своим долгом п о к азать все и р а с с к аза т ь все, что з н а ­ ет об острове, просто у л ы б ­ н у ться нам. И язы к о во й б а р ье р преодолен: д р у ж е ­ ские у лы бки, одобрительные во згласы в адрес «совьет си­ менс» п рекрасно поняты и в полной мере оценены нами. Мистер Уильям с, оф и ц и ­ альный пр едстави тел ь ф и р ­ мы «Соломон», во в р ем я д е ­ ловой встречи на борту «Ш е ­ р ем етьево » ска за л , что на Святой Е лене с большим у в аж ен и ем относятся к Со­ ветскому Союзу, всегда ра­ ды советским морякам , что их вы сокая кул ьтур а поведе­ ния н корректность по отно­ ш ению к местным ж и те л ям за с л уж и в аю т восхищения. Англий ские ж е моряки, по словам мистера Уильям са, вед у т себя на редкость недо­ стойно, у страиваю т дебоши, драки, нередки оскорбления ими островитян. Н у что ж , нам приятно было почувствовать себя на вы соте полож ения. Р адо стн о сознавать, что и здесь, на' м аленьком островке в самом центре А тл ан ти к и , у совет­ ских людей есть друзья. О многом мы р а с с к а зы в а ­ ли ж и т е л я м далекого остро­ ва: о том, к ак ж и в у т и рабо­ таю т советские люди, как у ч а т с я наши дети, к ак стан о­ ви тся все кр аш е н аш а Р о ­ дина. Н а рассвете мы даем до л ­ гий пр ощ ал ь ны й гудок и от­ ходим. С а н та л ен а м едленно р а ст в о р я ет ся в густой голу­ бой дым к е тропиков. До сви данья, остров б а­ зал ьт о вы х с кал и я р к и х ц в е­ тов, остров н адежд и р а зо ч а ­ рований его ж ителей , где пр ек расно е со четается с г р у ­ стны м и где у нас остал ись искрен ние друзья. В. МУЗЫЧЕНКО . элект­ рик БМ РТ -3 6 4 «Ш ер е­ метьево». ЛАУРЕАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ СССР 1 9 7 7 ГОДА Книжные новинки В научно-техническую биб­ лиотеку Ц П К Т Б поступила но­ вая т ех н и ческ ая литература: Ш и ф р и н С. М. и Хосид Е. В. Очистка сточных вод предпри­ ятий рыбообрабатывающей про­ мышленности. М., «П ищ е в ая промышл енность» , 1 9 7 7 г. 111 с. И зл ож е ны методы очистки сточных вод ры бо о бр абаты ваю ­ щ их предприятий с п римене­ нием новых перспективных со­ оруж ений. Приведены технико- экономические у к аз ан и я по в ы ­ бору наиболее рацио нал ьны х схем очистных станций и п ар а­ м етров для их расчета и п р о е к ­ тирован ия О свещ аю тся вопро­ сы по пусконаладочным рабо­ там и эксп л у атац и и очистных сооружений. Очистка нефтеналивных су­ дов и емкостей от остатков неф­ тепродуктов, М., «Транспорт», 19 7 6 г., 136 с. При водятся сведения о физя- ко-экономических свойствах ос­ татков нефти и н еф теп р од у к ­ тов, рассм атриваю тся услови я их о бразования и накопления б судах. Описываются тех но л о ­ гические процессы удален ия ос­ татк ов и очистки внутренних поверхностей, оборудования, ис­ пользуемого д л я механизации работ по очистке судов и е м к о ­ стей от о статка н еф т еп р о д у к ­ тов. Пи саревский М. М. Пособие по такелажным и палубным ра­ ботам. М., «Т ранспорт», 1 9 7 7 г. 8 0 с. В книге со д ерж а тс я м ат е р и а ­ лы , п о звол яющ ие изучить р а з ­ лич ны е виды т а к е л а ж н ы х и п а ­ лубны х работ, вы п ол н яемы х на су дах морского ф лота. П о к а за ­ ны технология и о р гани зац ия труда, изготовление р я д а т а к е ­ л аж н ы х изделий из синтетиче­ ских тросов, к ак новых, т ак и бы вших в употреблении, а т а к ­ ж е расти тел ьны х н с тальны х. При ведены способы изготовле­ ни я м атоз, гр у зо вы х сеток, кранцев, п л асты рей, м елки х т а ­ к ел аж ны х изделий и т. д. В по­ собии приведены р еком ендации по обучению шлюпочному делу и визуальной связи. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ на транспорте. Под редакц ией к ан ди д ата технических наук А. М. Обермейстера. М., « Т р ан ­ спорт», 1 9 7 6 г., 182 с. В книге р а ссм атр и в аю тся пу­ ти дальнейш его ра зв и ти я комп­ лексной м ехани зац ии и частич­ ной автом атизаци и погрузочно- р а згр у зо ч ны х работ на ж е л е з ­ нодорожном, морском и р е ч ­ ном тр анспорте на основе ши­ рокого внедрения к о нтей нерных и п акетны х пер ево зо к грузов, со верш енствования техники, При во д я тся т и п аж и п а р ам е тры контейнеров, кранов и п ер егр у ­ ж ат ел е й сущ е ст в ующ и х и вне­ дрение новых, вы сокопрои зво­ ди те л ьны х машин. Н и к о л а ев А. В, Оценка точ­ ности плавания судов флота рыбной промышленности. М., «П ищ е в а я промышл енность» , 1 9 7 7 г., 14 3 с. В у с лов и ях научно-техниче­ ского п рогресса усл ож н яю т с я средства, о беспечивающие бе­ зоп асность м о реп л авания и ве­ дения п р омы сла. Н а гр у з к и на с удоводителя-п ромы слови ка воз­ растают. П р об лем а обеспечения надежности системы «судоводи­ т е л ь— судно» становится острее и значимее. В при лагаемой кни­ ге и зл ож е ны основы теории оши­ бок и обработки навигационной инф орм ац ии, рассм о тр ены мето­ ды и п ри емы оценки точности счисл ен ия и контроля счисл е­ ния судов ф л о т а рыбной про­ мышленности навигационными, астроном ическим и и р адионави­ гаци онными способами. Особое внимание у делен о вопросам п ракти ческого решения задач по оценке точности пл авани я судов. Ф , Л У К Ь Я Н О В А , с т а р ш и й , библ погр аф б и б л и о т е к и : Ц П К Т Б . Ш р Шиіо* НА ЛЫЖНЕ . Фото С. Неелова. Ч Е Р Е З Т Р И О К Е А Н А «Профессор Богоров» — новое научно-исследователь­ ское судно Дальневосточно­ го научного центра АН СССР уж е успешно выпол­ нило серию научных иссле­ дований в Атлантическом океане. Ученые проводили гидрофизические, гидрохи­ мические н гидробиологиче­ ские исследования. Получе­ ны новые данные об усло­ виях жизни морских орга- j низмов в центральной части Атлантики. Р ей с корабля науки про­ длится 1 3 0 дней. Ему пред­ стоит пройти Атлантический, Индийский и Тихий океаны, много морей. Кое-что о Гольфстриме Ученые подсчитали, что океаническое течение Гольф­ стрим переносит 3 миллиона тонн соли в течение каждой секунды. Для перевозки та­ кого груза потребовалось бы около тысячи судов грузо­ подъемностью по 3 0 0 0 тонн. Такж е за одну секунду Гольфстрим «доставляет» в Норвежское море такое ко­ личество тепла, которое можно получить при сжига­ нии 7 — 8 тысяч тонн нефти. В честь ш т урмана „Д и а ны " Моряки знают, что между островами Ушишир и Рас- шуа, входящими в состав Курильской гряды, располо­ ж ен пролив, называемый Средний. Однако никакого отношения к слову «сред­ ний» он не имеет,1 Д ело в том, что пролив назван в честь штурмана корабля «Диана» Василия Среднего. По приказу командира «Дианы» В. М. Головина островкам и проливу, где они лежали, была присвоена фамилия первооткрывателя. Г енрих Б оровик — извест­ ный советский ж у р н ал и ст н др ам ату рг — автор публици­ стических очерков, книг, пьес. П о сл ед н яя пьеса Г. Боровика «В енсеремос!» («И н тервью в Буэнос-Айресе») с большим успехом идет сейчас в 70 теат­ рах нашей страны , в Польше, р еп ети ру ется в Швеции. З а спек так л ь «Венсеремос!» в Московском академ ич еском театре имени Вл. Маяковского а втор у пьесы Г. А, Боровику» р еж и с с ер а м спектакл я, испол­ нителям главных ролей присво­ ено звание л ау р е а то в Г осуд ар ­ ственной премии С С С Р 197 7 года. Н а снимке: Генрих Бо ро в и к . Фото Л Пахомовой. (Фотохрони ка ТАСС ). Недавно совместную поста­ новку этого спектакля осущест­ вили театр Краснознаменного Северного флота и Мурманская студия телевидения. Пьеса при­ влекла их проблемой интерна­ циональной солидарности, па­ фосом борьбы против возр ож де­ ния фашизма. В центре пьесы — трагиче­ ская судьба чилийского журна­ листа Карлоса Бланка, который решил выйти из числа приспеш­ ников хунты, но его настигает кара пиночетовской клики. В спектакле заняты: нар од­ ный артист РСФСР А, Найчук, заслуж енные артисты респуб­ лики С. Садиков н И. Моска- левский, артисты А. Журавле­ ва, С. Шиманская, В. Василь­ ев и другие. Редактор А. А. МИРОНОВ. С промысла — в поот СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: it Т -317 «Мета». ЗА В Т РА : ]?Т-283 «Алѵп- ка», БМ РТ -42 0 «Прогресс», АДРЕС ИТЕАЕООНЫ Мурманск — 1 8 3 0 0 1 . Мурманский рыбный порт ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6 2 -6 4 , заместитель редактора, ответственный секретарь — 70 -89 . литературные сотрудни­ ки — 6 3 -9 6 и 7 0 -4 5 . Вызов с городских АТС 7 -6 2 6 4 . 7 7 0 -8 9 7 6 3 -9 6 7 -7 0 -4 5 «Рыбный Мурман». Индекс 5 5 6 5 4 . Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурмангк. Зак. 3 1 2 . ПН -0 20 5 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz