Рыбный Мурман. 1978 г. Январь.

они— С «ВОРКУТЫ» С I Г“ ЛЕТ бороздит моря и / Г Ъ океаны бы вшая п л а в у ­ чая база, а сейчас тран­ спортное судно «Воркута». Тысячи п рой денны х миль за кормой этого судна, сот­ ни раз она снимала гр у з ы с промы сл овы х судов, обес­ печивала моряков п р огноза­ ми погоды. К азалось бы, к о ­ рабль устарел морально и физически, но он и сегодня несет свою океан скую вахту. Л учш ими тружениками на этом судне называют р ади о­ оператора у д арн и ка к омм у ­ нистического труда Олега Алексееви ч а П олухи н а и третьего м ехан ика Юри я Ти­ мофеевича К нязева. Они умело, по-хозяйски исполь­ зуют свое рабочее время, на н и х равняется коллектив. Фото наш его вн еш татн о го корреспондента, третьего п о м ощ н и к а к а п и т а н а В. ПИПЫ . Подводный стол океана Но вая отрасль ры бохозяй­ ственной науки — марикуль- тура, которая зан им ается во­ просами искусственного р а з ­ ведения ры б н других м о ре­ продуктов, получает все большее развитие. У нее два основных нап р авлен и я. П ер­ вое —• это получение молоди ры б и беспозвоночных в з а ­ водских услови ях дл я попол­ нения ресурсов морей и вто­ рое — товарное вы р ащ и в а ­ ние рыб, м оллю сков и др у ­ гих беспозвоночных, водорос­ лей на ф ерм ах , в садках, бухтах, лагунах, лим анах. Все процессы здесь проходят под наблюдением человека. В зар у б еж н о й п р акти ке число р а зв о д имы х видов мор­ ских рыб, беспозвоночных и водорослей пер евал ил о за 200. Среди них рыба, мидии, устрицы , гребешки, трепанги, креветки , ом ары , крабы ... Самые, пож алуй , обширные х о зя й с т в а— в Японии. З десь к у л ьти в и руется сто, а в л а ­ бораториях вы р ащ и в ае тс я до 2 0 0 видов ж ивотных и расте­ ний. Об эф ф ек ти в н ости р а з ­ вед ен ия говорят такие дан­ ные: если на воле в А в с тр а ­ лии из ты сячи яиц черепах сохр ан яется только четыре, то на у п р ав л яем ой ф ерм е — 9 5 0 ." В нашеіі стране новая н а ­ у к а делает только первые інаги. Т ак, на Б ал тий ском море создано форелевое хо­ зяй ство, в объединении «Д а л ьры б а » — гребешковое, трепанга, водорослевое, в К ерченском зал и в е — экспе­ р им ен тал ьны й к еф ал е вы й з а ­ вод. Бол ьш ие х озяй ства — в «С евры б е», «А зч е р ры б е» , на Сахалине, К ам чатке, Во многих с тр ан ах боль­ шое развитие п олучила мор­ с к а я подводная техника, с помощ ью которой в едутся о кеано граф ически е, биологи­ ческие, ры бопромы словы е и другие исследования. У нас подводная техника концент­ ри руется в основном в Мин- ры бхозе ССС Р . И ссл едова­ ни я вели сь институтами ВН И РО , ПИ Н РО , А тлан т- Н И Р О с помощью подводной и сследовательской лодки «С е ве р я н к а » , гидростатов ГКВ-6, «С евер-1», батипла­ нов «А тл ан т-1», «А тл ан т-2» , подводных аппаратов «Се- вер-2», « ТИН РО -2 » ... Е сли дл я исследований биологиче­ ских, ихтиологических, ф и ­ зических, химических р е с у р ­ сов океана какая-то техника есть, то д л я обсл ужи вани я подводны х хозяй ств у нас, д а и за р убеж ом подводных ап­ парато в мало. Создание в нашеіі стране соответствующ ей м а т е р и а л ь ­ но-технической базы будет способствовать развитию р ы ­ боводства и, в частности, та­ кой его отрасли, к ак садко- (Окончание на 4 стр.). Ваер повышенной прочности Н а ры бопромы словом ф л о ­ те в десятой п ятилетке мо­ дерн и зи рую тся существую ­ щ и е и создаю тся новые ору­ дия рыболовства, соверш ен­ ствую тся промы словы е м ех а­ ни змы н приборы контроля. В комплексе траловой систе­ мы важное место пр и над л е­ ж и т стальному кан ату, ис­ пол ьзуем ом у в качестве вае- ров. Эти в а е р а долж ны вы ­ де рж и в ать высокие динами­ ческие нагрузки. Согласно им еющим ся дан ­ ным, средн ик срок служ бы ваер ны х канатов на больших моро зил ьны х т р ау л е р ах со­ с тав ляет 6 0 0 — 7 0 0 тралений. Этого уж е недостаточно д л я норм альной р аботы судна на протяж ени и одного п ромы с­ лового рейса. Кроме того, на к рупнотонн аж ны х судах из- за ограниченной емкости ба­ р аб ан а ваерны х лебедок при­ менить к ан аты большой д л и ­ ны не п р е д с та в л яет ся воз- можным. Поиск более износостой­ ких и тонких кан атов ведет-, ся. В частности, в Институте геотехнической м еханики АН У С С Р р а зр аб о та ны опы тны е двухслойны е к р у гл о п рядны е кан аты . Они прош ли про­ м ыш л ен ны е испы тания на су­ дах, п ок а за л и хорошие р е­ зу л ь та ты . Но развити е про­ и звод ств а их в насто ящ ее вр ем я за д е рж и в а е т с я из-за отсутствия на большинстве к ан атны х заводов с п ец и аль­ ны х многокатуш ечны х м а ­ шин типа тандем. К о л ­ лектив Одесского научно-ис­ следовательского о тдела стал ьны х канатов ВНИИм е- тиза создал к ан аты в трех- граннопрядном исполнении с полиэтиленовым покры тием сердечника. В аер а, изготовленны е по предлож ен ной одесскими спе­ ц и ал и стам и технологии, от­ л ич аю тся повышенной проч­ ностью при эксплуатации, не­ зн ачительной и равном ерной вы тяж к ой, н ераскручи ваемо- стью и т. д. Они вы д е рж а л и испы тани я на ры бопромы сло­ вы х судах. («Экономическая газета»). качеством вы пускаем ой п р од ук ­ ции, многие ее виды имеют З н а к качества пр едп р и яти я, го­ сударствен ный почетный пяти ­ угольник. А претензий в этом деле стало... не меньше, а боль­ ше. Значи т, велики еще н ару­ ш ен и я технологических р еж и ­ мов. А ведь у 'н а с есть нем ал о по­ м ощников капитанов по п рои з­ водству, которы е ум ел о органи­ зую т работу своих служб. Это В. Ф. Бо нд аренко с БМ Р Т «А. А н дреев », который по-но­ вому органи зовал поточный ме­ тод выпуска рыбопродукции н а «А л тая х»; В. А. Силков, А. Е. Уколов. С. И. Соловьев, Н. А. Никули н, с Б М Р Т « К а р а к у ­ мы», «Новиков-Прибой», «С е­ рафим ович», П П Р «В ан-Дейк». Надо обобщить и р а сп р остра­ нить их опыт. Можно привести п рим еры по­ т е р ь от простоев в порту и на промы сле, по вине судоремонт­ ников, из-за отсутствия топли­ в а и т. д. Все эти недостатки сущ ествую т не первый день. ГІора с ними бороться р еш и ­ тельно, л учш е о рган и зуя про­ изводство. К ак , н априм ер, поступили наши к оллеги по соревнованию смеж ников — портовики. Они примени ли новш ество — впер­ вые в ры бны х портах страны: б ри гадный подряд при р а зг р у з­ к е судов. Вот первый итог под­ ряда: Б М Р Т «В алд ай » бы л об­ работай быстрее против у с та ­ новленных норм ативов н а 2 5 ,7 процента. Надо, чтобы это на­ чинание получило широкий р аз­ мах, не заглохло со временем, если портовики в стр етятся с какими-либо трудностями. А ж и зн ь нередко ставит, на первый взгляд , непреодолимы е препятствия. Появилась, н а­ п рим ер, н ов ая сложность в р а ­ боте п ромы слови ков — 200- м ил ьны е экономические зоны. Об этом много говорят и пи­ шут. Возник «психологический» б арьер у некоторых, даж е бы­ в алы х рыбаков. Но ф а к ты го­ в орят о том, что и в новых у с­ л о виях можно работать усп еш ­ но, не н а р уш а я м еж д у н ар о д ­ ны х П рав и л ры боловства. Так, эк и п аж и Б М Р Т « З а в о лж ь е » , «В ер хояны », « З а к а в к а з ь е » и ещ е семи судов, р а б о та я в зо ­ нах К а н ады и СШ А , справи­ лись с за д а н и ям и по р е а л и з а ­ ции продукции. Надо м акси­ м ально использовать л ицензии, полностью вы би р ать квоты . В новы х у с ло в и я х до лж ны п р оявить большую активность п р ом р азв ед к а, учены е ПИ Н РО . Выход на большие глубины су­ дов, оснащ енны х более совер­ шенной промы словой техникой и аппар атур ой, — вот путь к освоению многих еще не осво­ енны х районов Мирового о к еа­ на. Конечно, на это потребую т­ ся средства и врем я, но реш ать проблему у ж е пора, пр ям о ска­ ж ем , по-ударному. Промы словики, адм ини стр а­ ция, партком , базком, все спе­ ци ал и сты у п рав л ен и я и к ораб­ л ей отдают себе отчет в том, что 1 9 7 8 год не будет легким. С ерьезной проблемой остает­ ся сырье д л я вы работки высо­ кокачественной рыбной п родук­ ции. Не секрет, что будет п р е ­ обл адать мойва. В прошлом го­ ду, нас, наприм ер, справедливо у п р ек ал и за то, что «А л т ай » , им ея п ресервны е линии, не ис­ пол ьзо вал и их д ев ять м есяцев. Вы пуск пресервов из мойвы в м ассовы х кол ичествах поможет и зб еж а ть потерь и убытков. К онсервов из этой рыбы будет вы п у ск ать ся в новом году зн а­ чи тельно больше. В печати опубликованы обя­ за те л ьс тв а нашего кол л ек ти ва на 1 9 7 8 год, при няты е на рабо­ чих собраниях эк и п аж ей и соб­ рании партийно-хозяйственно­ го актива ф л о т а 2 3 д ек аб р я ми­ нувшего года. О б язательства охваты ваю т все стороны д е я ­ тельности коллективов кораб­ лей и береговых служб. По инициативе моряков траулеров «А п атит», «К отельн ич», «Н е ­ кр асов», « З а в о лж с к » , «ЭДэло- дечно», «К расно п ерекопск» на­ чалось соревнование за достой­ ную встречу первоіі годовщины новой Конституции СС С Р под девизом: «Н и одного отстающ е­ го рядом!» Н апомню первые, важнейшие пункты обязательства: — к 7 нояб ря 1 9 7 8 года р еа­ л и зов ать сверх плана рыбопро­ д у к т на 3 0 0 ты сяч рублей, выпустить к онсервоз 5 0 0 тысяч условных банок и до конца го­ да довести сверхплановую р е а ­ лизацию до 5 0 0 ты сяч рублеіі, а вы работку консервов — до одного мил л ио на у слов ны х ба­ нок; — п родолж ить борьбу за максим ал ьное направление ры б­ ного сы р ь я на пищевы е цели: по группе П П Р и Р Т до 8 7 процентов, БМ Р Т (на добыче донных пород рыбы ) — 8 8 про­ центов и в целом довести его к концу 1 9 7 8 года до 8 6 процен­ тов. Р у б еж и , намеченны е т р уж е ­ никами орденоносного предпри­ ятия, реал ьны . Д ело з а мобили­ зацией всех наших возможно­ стей, резервов, за м ак с им а л ь­ ным использованием богатого, накопленного в течение многих лет опыта. З десь свою роль долж ны сы грать все отделы и служ бы управлени я ф л о т а, ко­ мандование кораблей, парти й­ ные, общественны е ор ган и за­ ции. У нас есть повседневные зл о ­ бодневные вопросы. Это — у к ­ репление дисциплины , обеспе­ чение нахожден ия на промы сле сверхпланового числа судов, ор­ гани зац ия действенного сорев­ нования по районам промы сла. А главное в достижении ус­ пеха ■— самоотверж ен ный труд сплоченны х боевых кол л ек ти ­ вов, что всегда приносило за м е ­ чател ьны е р е зу л ьт аты в ком­ м у н и с т и ч е ск о м строительстве. Ю. МАНИХИН , начальник Мурманского тралового флота. Т Р А Л Ф Л О Т О В Ц Е В БО Т Т А К НЕВОД ! Забросили рыбаки в озеро невод длиною... в версту. Нет, это не из сказки. Невод рекордных размеров войдет в механизированный комп­ лекс, который сейчас разра­ батывают сотрудники инсти­ тута «Гипрорыбфлот». Естественно, в речушках и озерцах такому неводу не расправить свои «плечи». Предназначен он для лова в крупных водоемах. Комплекс позволит значительно повы­ сить эффективность отлова рыб. Кроме того, специаль­ ные приспособления будут очищать дно озер от 3 acopej ний. Впервые рыболовецкий комплекс выступит в роли санитара. КАК СЛЫШИТ РЫ Б А Установлено, что более тысячи видов рыб способно обмениваться звуковыми си­ гналами в воде. Более того, очень многие виды рыб просто болтливы. Оказывается, инфразвуки, которые человеческое ухо не слышит, рыбы воспринима­ ют боковой линией, являю­ щейся границей м еж ду тем­ ной спинкой и светлым брю­ шком. Для восприятия обычных звуков многие рыбы ис­ пользуют внутреннее ухо. ВТОРАЯ ПОЕ ЗДКА НЕ СОСТОЯЛАСЬ... Участник кругосветного плавания на фрегате «Пал- лада» знаменитый русский писатель И. А . Гончаров в 18 7 1 году решил повторить путешествие. Капитан фре­ гата «Светлана» К. Н. По- сьет, к которому обратился Гончаров, неожиданно ему отказал, а спустя некоторое время дал столь ж е неожи­ данное согласие. Однако писатель, которо­ му было 5 9 лет, уж е п ереду­ мал: «...B течение двух ме­ сяцев после Вашего отказа я все отчетливо взвесил и об­ судил и вполне отрезвился от своего не по летам пылко­ го порыва плыть в Америку. Надеюсь, что и Вы, по весь­ ма кратком размышлении, позволите наслаждаться В а ­ шим дорогим согласием мыс­ ленно, не приводя его в ис­ полнение».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz