Рыбный Мурман. 1978 г. Январь.

pi ОВ ІіО ГУДЯТ топки судового котла. Коче­ гары ум ело под карм ­ ливают ненасытное п л а м я п ор ц иями угля, п о д д ерж и в а ­ ют его равномерное горение. Это только со стороны к а ­ ж ет ся все простым в работе кочегара, на самом деле — тут ц ел ая наука, главны;! р е ­ зу л ь та т которой — пар на «марке*! II всегда: на пере­ ходе, во врем я т р ал ения, при спуске и подъеме орудніі л о ­ ва или я к о р я — на к аждой операции свой режим. Д а еще какоіі уголь попадется... Все это в прошлом , теперь ры боловны е суда на ж идком топливе работают, но дл я н е­ скольких поколений Т ереш - к и ны х к о чегарская наука бы ­ л а семейной, традиционной. Ф ам и л и я среди рыбаков и з­ вестная: сегодня отец и два его с ы н а— династия механи­ ков. А до этого работало ещ е несколько родственни­ ков. С ем над цатилетн им п а р е н ь ­ ком п р иш ел в 1 9 3 8 году в М у рм анск ий т р ал овы й флот Ми х аил Михайлович Тереш- кин. Цел ая ж и зн ь в море! На т р а у л е р ах . П е р ер ы вы — только короткие стоянки, от­ п уска да ещ е у ж е т а к а я д а ­ л екая, но не з а бы вш а я с я война. Б ы л тогда Михаил Михайлович в ави ап о лк у вер- ным помощником защ и тн и ­ ков запо л яр но го неба, зн ал лично Героев Советского Со­ юза Бориса Ф еоктистовича Сафонова, П етра Г еоргиеви­ ча Сгибнева, З а х а р а А р т ем о ­ вича Сорокина, А л е к са н д ­ р а А н дреев и ч а Коваленко, других п рославленны х асов. Специалисты на зе м ны х с л уж б дел ал и все, чтобы о р у ­ ж ие, техника не подвели л е т ­ чиков в самы е критические м и н у ты боя. Есть их дол я боевого тр у да в р а згр ом е ф аши стских конвоев, в у д а ч ­ ных бомбеж ках позиций в р а ­ га и в сбитых ф аш и стск их машинах. ...Как-то верн ул ся из р ей ­ са Михаил Михайлович, ви­ дит чем-то озабочена дочь Н адя, тогда ещ е ш кольница. Уч ил ась она в зн ам енитой 27-й, «сафоновской» школе. О к азы в ается, надо сочине­ ние писать о Б. Ф. Сафонове, а с чего начать, к ак по л уч­ ш е все сделать — не знает. Но не зн ал а она и того, что отец с л уж и л рядом с геро­ ем. Пришлось помочь ему до­ че р и выполнить «боевое з а ­ дание» спустя много лет по­ сле войны. Конечно, в школе, у зн а в об этом, обрадовались. И Михаил Михайлович стал ж ел а н ным гостем юных са- фоновцев. Р а с с к а з живого сви детел я и - у ч а с т н и к а собы ­ тий грозны х лет ребята с л у ­ ш а л и с большим интересом. А детей этот уж е немолодой человек любит. В его боль­ шой семье их... восемь: че­ ты ре сын а и четыре дочери. Можно в ш у тк у сказать: «Х о р ош ая основа д л я ди на­ стий». И не только морских. Х отя сегодня р ечь им енно о ней. С Н А Ч А Л А О Б ИС ТО ­ КАХ . В заголовке слово «кочегар». Это закономерная основа дина­ стии: «богами» корабель­ ного огня были дед, отец, дя­ дя, двоюродный брат Михаи­ ла Михайловича. По м ате­ ринской линии дед — м еха­ ник. Р а б о т а л из юге. А вот Т ер еш к н н ы х с Р я з а н щ и н ы прим а н и л Север. Михаил Павлови ч еше в тридцатые годы п р ос лыл п е р в о к ла с с ­ ным кочегаром. О д нажды со­ бралось на. РТ -59 «К о л х о з­ ник» трое Т ерешкнных: отец, Михаил, двоюродный брат Дми трий Емельянович. Воз­ в р ащ а л и с ь с промысла. Тог­ да еще л о цм а н ск а я проводка с уществовала. От одной из губ лоцм ан привел группу т рау л е ро в до Тювы. А по з а ­ л иву дали «добро» на с ам о­ с то ятел ьное следование. Ми- тео ретическая, о бщ еоб р азо ­ ват е л ь н а я подготовка. ІІо стар ател ьному , т рудолюби­ вому моряку верили специа­ л и с ты упр авл ени я, ком ан до­ вание судов. II потому, не им ея еще докум ентов о спе­ ц иальном образовании, он д о п у ск ался к любой технике — знал ее, любил, как л ю ­ бит всякий, кто видит в ме­ х анизм ах не бездушныіі ме­ талл, а ум и изо бр етател ь­ ность их создателей. Потом — учебно-курсовой комбинат, первое плавани е с новеньким дипломом на РТ - 51 «Моржо в ец ». И с тех пор, около двадцати лет, он — х озяин машины, как принято учиться в Кировский медтех- никум, по заявил: « Б у д у и я плавать!» Ми хаил — д е в я т и ­ классник, любит химию, ф и ­ зи ку. алгебру, что крайне н е­ обходимо людям техники, и бредит... авиацией. По ото еще далеко не выбор — в ся­ ко j может случиться. ( О В Е Р Н ЕМ С Я к с та р ­ шим. С л ужил и они в одной части. В руках была грозная техника — т ан ­ ки Правда, А л е к са н д р и Ни­ колай оказались не в одном экипаже. Но командование приметило их с та р ат ел ь ­ ность, четкое выполнение обязанностей — в Мурм анск не одна благодарность ушла. • М о р с к и е д и н а с т и и ТЕРЕШКИНЫ- КОЧЕ ГАРЫ, МЕ Х А Н И К И х а й л ходил в ту пору м аш и ­ нистом — в технике уж е н е­ плохо разб и р а л ся. Н а вахте он о к а з а л с я вместе с Д м и т ­ рием , когда вошли в К о л ь­ ский залив. В др уг кап итан сообщает, что в порту тех, кто придет первым , ожидает « п р и з» — даду т вне очере­ ди... береговую бригаду. А это действительно подарок у с та вш им ры бак ам . И Те- р еш к и н ы себя п о к а за л и — в ы ж а л и из котл а и м ашины все, что они могли дать. « П р и з» был взят! А в «гон­ ке» у ча с тв о в ал и суда и по­ новее, чем «Ко л х о зни к». Отец Ми х аил а Ми хайлови­ ча до 1 9 5 5 года р або тал н а і т р а у л е р ах , а Д м и тр и й Е м е ­ л ьян о ви ч отли чи л ся тем, что в течение почти 2 0 лет, до ух ода в береговую бригаду, зн а л только два судна: РТ- 5 9 и Р Т -4 4 «Н е в а» — сам не бегал и п ереб еж чи ков не терпел. Опыт известны х м а ­ стеров огня и з у ч а л с я , обоб­ щ ал с я , р а спространялся... У М И Х А И Л А Ми х ай ­ ловича старш и е с ы ­ новья А л е к са н д р и Н и кол ай — близнецы . По этом у поводу было нем ало в еселы х ш у то к и н е д о р а зу ­ мений: в школе, на медици н­ ском осмотре перед п р и з ы ­ вом в армию , во в р ем я с л у ж ­ бы... И ничего уди ви тел ьно ­ го, их р а зл и ч аю т только р о ­ дители. К сведению ч и тате­ лей: на п уб ли куем ом с ним ­ ке А л е к са н д р — справа. Отцу вы п ал а ш к о л а ж и з ­ ни потруднее и посложнее, чем этим двум р ебятам , кото­ ры е п р од о лж и л и его дело. И им енно в рыболовном флоте: А л е к са н д р — н а ППР «М аг­ нит», Ни ко л ай — н а ППР «С к а зо ч н и к Ан дерсен». Ми хаил Ми хайлович после де м оби л и зац и и в 1946 году в ер н у л ся в Му рм анск ий т р а ­ л о вы й флот. Н е с р а з у с та л он м ехани ком — м ал а бы ла н а зы в ат ь вто ры х механиков. Т ож е не любит м ен ять к ор аб ­ ли. В последнее врем я Миха­ ил Михайлович рабо тал на Р Т - 3 1 6 «Минусинск». Мно­ гих специалистов повидал на своем веку — хороших и просто о тбы вающих «номер». Учился, сам учил. На зн ам е ­ нитом Р Т -2 9 «Киро в» Е вге­ ний Иванович Кочнев, И с аа к В асил ьевич Анкудинов на Р Т -7 8 «Г р о зны й », на других су дах Николаіі Павлович Платонов, Виктор Петрович А ф а н а с ь е в — сколько их, о т зы вч и вы х и чутких, оста­ вили след в душе. Бы л и, ко­ нечно, и заносчивы е, к ичив­ ш иеся своей «ученостью». Только, к ак дум а ет с я Миха­ илу Михайловичу, от молодо­ сти это. И пройдет со в р ем е­ нем. Сы н о в ьям ж е внуш ал и внуш ает: будьте в н им а те л ь­ ны к людям , берегите честь и достоинство смолоду. У детей любовь к проф ессии от­ ца бы ла почти неосознанной. Н р а в и т ся — и все тут! И не только старшим — ш к о л ь ­ н и кам и В олодя и Миш а бы ­ в ал и н а т р ау л е р е, отец по­ зв о л я л , под строгим своим к о нтролем , кое-что « п о к р у ­ тить». В л ад им и р п ош ел А с луж и ть по.могала не то л ь­ ко при ро дная сметка — б р а­ тья имели в активе среднее образование. После демоби­ лизаци и — подготовительное отделение Мурм анского вы с­ шего инженерного морского учи л ищ а. Когда встал воп­ рос — н а какое отделение идти, им п о реком енд овали судоводительское. Но у Ни­ к о л а я и А л е к са н д р а были другие планы: « Б у д е м м ех а­ никами!» И больше р азго в о ­ ров на эту тему никто не з а ­ водил. Про л етел и годы учебы. Михаил Ми хайлович чутко р е аги ро в ал на все, что д е л а ­ ли дети. С ем ья др уж н а я , р а ­ бо тящ ая , но глав а ее больше в море, чем на берегу, а ж е ­ не Н адежд е Ивановне с т а ­ ким « к олхозом» нелегко. Р е б я т а отца не подводили. Очень п ор адо в ала его в стр е­ ча в море. Подходил их т р а ­ у л е р к П Р «Советск» за топливом, а здесь находи­ лись на п р ак ти ке к у р са н ты вы сш ей мореходки. С пециа­ ли сты дали п о лож ительн ую о ценку новой смене м ехани­ ков. И вот б р а ть я — на само­ стоятельной работе. Николай — третий механик на П П Р « Сказочник Лпдерсен». А с А л е к са н д р ом Михаил Михайлович не виделся ц е­ лый год — стоянки их кораб­ лей не совпадали. По отец знает: в хорошем к ол л ек т и ­ ве начал свой трудовой пу гь сын-механик. К ак с к а за л по­ эт: Рыбацкое судно назвали «Магнитом», И траулер стал с той поры знаменитым. Полны уже трюмы, до верха забиты, А рыба валит косяками к «Магниту», Как будто и впрямь есть на судне магнит, Который морскую рыбешку манит. Нет равного судну в труде промысловом — Приходит из рейса с обильным уловом! К причалу родному пристать он спешит: Знать, дом, как магнит, и для судна «Магнит». Да, эк и п аж этот не паз о тли чался трудовой добле­ стью. А осенью 1977 года выпала на его долго, как я на долю моряков других со­ ветских рыболовных судов, серьезное испытание — они были в откры том океане пиратски ата к о ва ны и з а д е р ­ ж а н ы аргентинским военно- морским флотом. Сойотский патриотизм, вы держк у и стойкость, способность не поддаваться па любые про­ вокации — вот что прояви­ ли в долгие дни вын уж ден ­ ной стоянки в чужом порту Ал е к са н д р со своими товари­ щами. ...И вот «Магнит» в род­ ном порту. П риш ел он в кон­ це декаб ря, но А л ек сан др у Т ер еш к и н у не довелось от­ метить Новый год с семьей и р одными — нес вахту. А <•Минусинск» ош вартовал ся у п р и ч а л а 2 ян в ар я . Сначала и у Ми х аил а Михайловича вахта, а потом — сдача ко­ рабля: РТ*316 пе р ед ав а л ся промы словой развед ке. А это не только тщательны іі осмотр техники, но и подго­ товка многочисленной доку­ ментации. Т а к что отец с сы ­ ном вместе о к азал и сь дома не сразу, хотя корабли их стояли у м у рм ан ских прича­ лов не так у ж далеко друг от друга. К акие пл аны у Терешки- ных? С м олодым и все ясно. Но и глава династии, оставаясь в траловом флоте (в пром ­ р а зв ед к у он не захотел п ере­ ходить), пока не поры вает с морем. Это его пр оф ессия — судовой м еханик. Его цех -— рыболовный траул ер. И он р а д тому, что в этом цехе у корабельной техники специа­ л и с ты высокой к в ал иф и к а ­ ции — м еханики Т ерешкины , от крови и плоти его. И нет у Михаила Михайловича меч­ ты заветнее, чем видеть сы- новей-моряков честными, трудолюбивыми, уверенно и д ущ им и к вершинам м астер ­ ства. Достойный п ример дл я йодраж ания! Ф л о т ч:дет та­ кую креп кую смену. В этом — его будущее. П. БЫСТРОУМОВ. Фото Б. ЩУКИНА и из семейного архива Тереш- киных. ем, к т о в м о р е На Уфимском заводе ре- ЕГ.'нотехннческих изделий на- чь ыо серийное производство спасательных гидрокостюмов. Первые их партии будут от­ правлены на Север и Даль­ ний Восток, где новинка пройдет проверку е промыс­ ловых условиях. К ак сохранить ж и зн ь лю­ дям , потерпевшим к о р аб л е ­ кр уш ени е, с мы тым за борт во в р ем я ш торм а? Н ад этой проблемой работают спец иа­ листы многих стран. Н е ­ ско л ь к о лет вели поиски и констр ук торы Уфим ского за ­ вода резинотехнических из­ делий во главе с инж енером Ю. Т одыш евым . По единоду­ шному зак лю чению специа­ листов Ми нистерства ры бно­ го х о зяй ства С С С Р и инсти­ т ута Гипроры бф лот, они н а ­ ш ли наиболее оптим альный вариант. ж евого цвета, напомин ающие водо л азны е, но более легкие и удобные, и бросились в ш тормовое море. Ч е р е з не­ сколько часов их подняли на п ал у б у, где они прошли тщ а те л ьн ую в р ачебную про­ верку. Ни как и х за м ет ны х на- JT д у т и с п ы т а н и я Опытны е образцы у ф и м ­ ских гидрокостюмов д в а ж д ы испы ты вали сь в Цемесской бухте близ Н оворосси йска при наиболее низкоіі темпе­ р а ту р е , когда здесь хо зяй н и ­ чал у р а га н ны й ветер. И с пы ­ т ател и за считан ны е мину­ ты, без посторонней помощи надели костюмы ярко-ораи- руш ени и в деятел ьн о сти ор­ ган и зм а испы тател ей не бы ­ ло обнаруж ено. К а к о вы ж е п р е им ущ ес тв а гидрокостюм а по сравнению , допустим, со сп асател ьным ж и л етом ? П р е ж д е всего он на д еж н о п р е до х ран яет орга­ ни зм чел о век а от п е р е о х л а ж ­ дения. Б л а г о д а р я с п ас а те л ь­ ным ж и л е т а м люди не тонут. но многие погибают из-за хо­ лода. В к аком бы состоянии и к ак бы неожи данно чело­ век ни о к а з а л с я з а бортом, он мгновенно за йм е т удоб­ ное полож ение — на спине, хотя потом при ж е л а н и и смо­ ж ет изменить его. Поддувом во зду ха потерпевший авар ию смож ет ув ел и чи ть р а зм е р ы своего временного п л а в у ч е ­ го «ж и л ищ а» . Я р к и й цвет костюм а виден и здал ек а, да и л ам п о чк а на капюшоне, к о то рая за го р а е тс я а в т ом а ­ тически, п р и вл ек ает в ним а­ ние. В гидрокостюме ѵдобно р або тать на палубе. К тому ж е он сдел ан из специальной смеси, пр и дающ ей ткани прочную нефтестойкость. Р . БИКМУХАМЕТОВ. Тралы для Кубы Успешно закончил 197? г о д коллектив Рижского опытного завода орудий лова и п л а с т ­ массовых изделий. Выпущено продукции на 5550 тысяч руб­ лей, на 350 тысяч больше за-' планированного. Республике Куба отправлены 11 к о м п л е к с тов тралов. Завод реконструируется. Расширяется, например, зона обслуживания ■ сетевязаль­ ном и фаловом цехах. Строи­ тели приступили к реконст­ рукции пластмассового у ч * - і СТИВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz