Рыбный Мурман. 1978 г. Январь.
pi ОВ ІіО ГУДЯТ топки судового котла. Коче гары ум ело под карм ливают ненасытное п л а м я п ор ц иями угля, п о д д ерж и в а ют его равномерное горение. Это только со стороны к а ж ет ся все простым в работе кочегара, на самом деле — тут ц ел ая наука, главны;! р е зу л ь та т которой — пар на «марке*! II всегда: на пере ходе, во врем я т р ал ения, при спуске и подъеме орудніі л о ва или я к о р я — на к аждой операции свой режим. Д а еще какоіі уголь попадется... Все это в прошлом , теперь ры боловны е суда на ж идком топливе работают, но дл я н е скольких поколений Т ереш - к и ны х к о чегарская наука бы л а семейной, традиционной. Ф ам и л и я среди рыбаков и з вестная: сегодня отец и два его с ы н а— династия механи ков. А до этого работало ещ е несколько родственни ков. С ем над цатилетн им п а р е н ь ком п р иш ел в 1 9 3 8 году в М у рм анск ий т р ал овы й флот Ми х аил Михайлович Тереш- кин. Цел ая ж и зн ь в море! На т р а у л е р ах . П е р ер ы вы — только короткие стоянки, от п уска да ещ е у ж е т а к а я д а л екая, но не з а бы вш а я с я война. Б ы л тогда Михаил Михайлович в ави ап о лк у вер- ным помощником защ и тн и ков запо л яр но го неба, зн ал лично Героев Советского Со юза Бориса Ф еоктистовича Сафонова, П етра Г еоргиеви ча Сгибнева, З а х а р а А р т ем о вича Сорокина, А л е к са н д р а А н дреев и ч а Коваленко, других п рославленны х асов. Специалисты на зе м ны х с л уж б дел ал и все, чтобы о р у ж ие, техника не подвели л е т чиков в самы е критические м и н у ты боя. Есть их дол я боевого тр у да в р а згр ом е ф аши стских конвоев, в у д а ч ных бомбеж ках позиций в р а га и в сбитых ф аш и стск их машинах. ...Как-то верн ул ся из р ей са Михаил Михайлович, ви дит чем-то озабочена дочь Н адя, тогда ещ е ш кольница. Уч ил ась она в зн ам енитой 27-й, «сафоновской» школе. О к азы в ается, надо сочине ние писать о Б. Ф. Сафонове, а с чего начать, к ак по л уч ш е все сделать — не знает. Но не зн ал а она и того, что отец с л уж и л рядом с геро ем. Пришлось помочь ему до че р и выполнить «боевое з а дание» спустя много лет по сле войны. Конечно, в школе, у зн а в об этом, обрадовались. И Михаил Михайлович стал ж ел а н ным гостем юных са- фоновцев. Р а с с к а з живого сви детел я и - у ч а с т н и к а собы тий грозны х лет ребята с л у ш а л и с большим интересом. А детей этот уж е немолодой человек любит. В его боль шой семье их... восемь: че ты ре сын а и четыре дочери. Можно в ш у тк у сказать: «Х о р ош ая основа д л я ди на стий». И не только морских. Х отя сегодня р ечь им енно о ней. С Н А Ч А Л А О Б ИС ТО КАХ . В заголовке слово «кочегар». Это закономерная основа дина стии: «богами» корабель ного огня были дед, отец, дя дя, двоюродный брат Михаи ла Михайловича. По м ате ринской линии дед — м еха ник. Р а б о т а л из юге. А вот Т ер еш к н н ы х с Р я з а н щ и н ы прим а н и л Север. Михаил Павлови ч еше в тридцатые годы п р ос лыл п е р в о к ла с с ным кочегаром. О д нажды со бралось на. РТ -59 «К о л х о з ник» трое Т ерешкнных: отец, Михаил, двоюродный брат Дми трий Емельянович. Воз в р ащ а л и с ь с промысла. Тог да еще л о цм а н ск а я проводка с уществовала. От одной из губ лоцм ан привел группу т рау л е ро в до Тювы. А по з а л иву дали «добро» на с ам о с то ятел ьное следование. Ми- тео ретическая, о бщ еоб р азо ват е л ь н а я подготовка. ІІо стар ател ьному , т рудолюби вому моряку верили специа л и с ты упр авл ени я, ком ан до вание судов. II потому, не им ея еще докум ентов о спе ц иальном образовании, он д о п у ск ался к любой технике — знал ее, любил, как л ю бит всякий, кто видит в ме х анизм ах не бездушныіі ме талл, а ум и изо бр етател ь ность их создателей. Потом — учебно-курсовой комбинат, первое плавани е с новеньким дипломом на РТ - 51 «Моржо в ец ». И с тех пор, около двадцати лет, он — х озяин машины, как принято учиться в Кировский медтех- никум, по заявил: « Б у д у и я плавать!» Ми хаил — д е в я т и классник, любит химию, ф и зи ку. алгебру, что крайне н е обходимо людям техники, и бредит... авиацией. По ото еще далеко не выбор — в ся ко j может случиться. ( О В Е Р Н ЕМ С Я к с та р шим. С л ужил и они в одной части. В руках была грозная техника — т ан ки Правда, А л е к са н д р и Ни колай оказались не в одном экипаже. Но командование приметило их с та р ат ел ь ность, четкое выполнение обязанностей — в Мурм анск не одна благодарность ушла. • М о р с к и е д и н а с т и и ТЕРЕШКИНЫ- КОЧЕ ГАРЫ, МЕ Х А Н И К И х а й л ходил в ту пору м аш и нистом — в технике уж е н е плохо разб и р а л ся. Н а вахте он о к а з а л с я вместе с Д м и т рием , когда вошли в К о л ь ский залив. В др уг кап итан сообщает, что в порту тех, кто придет первым , ожидает « п р и з» — даду т вне очере ди... береговую бригаду. А это действительно подарок у с та вш им ры бак ам . И Те- р еш к и н ы себя п о к а за л и — в ы ж а л и из котл а и м ашины все, что они могли дать. « П р и з» был взят! А в «гон ке» у ча с тв о в ал и суда и по новее, чем «Ко л х о зни к». Отец Ми х аил а Ми хайлови ча до 1 9 5 5 года р або тал н а і т р а у л е р ах , а Д м и тр и й Е м е л ьян о ви ч отли чи л ся тем, что в течение почти 2 0 лет, до ух ода в береговую бригаду, зн а л только два судна: РТ- 5 9 и Р Т -4 4 «Н е в а» — сам не бегал и п ереб еж чи ков не терпел. Опыт известны х м а стеров огня и з у ч а л с я , обоб щ ал с я , р а спространялся... У М И Х А И Л А Ми х ай ловича старш и е с ы новья А л е к са н д р и Н и кол ай — близнецы . По этом у поводу было нем ало в еселы х ш у то к и н е д о р а зу мений: в школе, на медици н ском осмотре перед п р и з ы вом в армию , во в р ем я с л у ж бы... И ничего уди ви тел ьно го, их р а зл и ч аю т только р о дители. К сведению ч и тате лей: на п уб ли куем ом с ним ке А л е к са н д р — справа. Отцу вы п ал а ш к о л а ж и з ни потруднее и посложнее, чем этим двум р ебятам , кото ры е п р од о лж и л и его дело. И им енно в рыболовном флоте: А л е к са н д р — н а ППР «М аг нит», Ни ко л ай — н а ППР «С к а зо ч н и к Ан дерсен». Ми хаил Ми хайлович после де м оби л и зац и и в 1946 году в ер н у л ся в Му рм анск ий т р а л о вы й флот. Н е с р а з у с та л он м ехани ком — м ал а бы ла н а зы в ат ь вто ры х механиков. Т ож е не любит м ен ять к ор аб ли. В последнее врем я Миха ил Михайлович рабо тал на Р Т - 3 1 6 «Минусинск». Мно гих специалистов повидал на своем веку — хороших и просто о тбы вающих «номер». Учился, сам учил. На зн ам е нитом Р Т -2 9 «Киро в» Е вге ний Иванович Кочнев, И с аа к В асил ьевич Анкудинов на Р Т -7 8 «Г р о зны й », на других су дах Николаіі Павлович Платонов, Виктор Петрович А ф а н а с ь е в — сколько их, о т зы вч и вы х и чутких, оста вили след в душе. Бы л и, ко нечно, и заносчивы е, к ичив ш иеся своей «ученостью». Только, к ак дум а ет с я Миха илу Михайловичу, от молодо сти это. И пройдет со в р ем е нем. Сы н о в ьям ж е внуш ал и внуш ает: будьте в н им а те л ь ны к людям , берегите честь и достоинство смолоду. У детей любовь к проф ессии от ца бы ла почти неосознанной. Н р а в и т ся — и все тут! И не только старшим — ш к о л ь н и кам и В олодя и Миш а бы в ал и н а т р ау л е р е, отец по зв о л я л , под строгим своим к о нтролем , кое-что « п о к р у тить». В л ад им и р п ош ел А с луж и ть по.могала не то л ь ко при ро дная сметка — б р а тья имели в активе среднее образование. После демоби лизаци и — подготовительное отделение Мурм анского вы с шего инженерного морского учи л ищ а. Когда встал воп рос — н а какое отделение идти, им п о реком енд овали судоводительское. Но у Ни к о л а я и А л е к са н д р а были другие планы: « Б у д е м м ех а никами!» И больше р азго в о ров на эту тему никто не з а водил. Про л етел и годы учебы. Михаил Ми хайлович чутко р е аги ро в ал на все, что д е л а ли дети. С ем ья др уж н а я , р а бо тящ ая , но глав а ее больше в море, чем на берегу, а ж е не Н адежд е Ивановне с т а ким « к олхозом» нелегко. Р е б я т а отца не подводили. Очень п ор адо в ала его в стр е ча в море. Подходил их т р а у л е р к П Р «Советск» за топливом, а здесь находи лись на п р ак ти ке к у р са н ты вы сш ей мореходки. С пециа ли сты дали п о лож ительн ую о ценку новой смене м ехани ков. И вот б р а ть я — на само стоятельной работе. Николай — третий механик на П П Р « Сказочник Лпдерсен». А с А л е к са н д р ом Михаил Михайлович не виделся ц е лый год — стоянки их кораб лей не совпадали. По отец знает: в хорошем к ол л ек т и ве начал свой трудовой пу гь сын-механик. К ак с к а за л по эт: Рыбацкое судно назвали «Магнитом», И траулер стал с той поры знаменитым. Полны уже трюмы, до верха забиты, А рыба валит косяками к «Магниту», Как будто и впрямь есть на судне магнит, Который морскую рыбешку манит. Нет равного судну в труде промысловом — Приходит из рейса с обильным уловом! К причалу родному пристать он спешит: Знать, дом, как магнит, и для судна «Магнит». Да, эк и п аж этот не паз о тли чался трудовой добле стью. А осенью 1977 года выпала на его долго, как я на долю моряков других со ветских рыболовных судов, серьезное испытание — они были в откры том океане пиратски ата к о ва ны и з а д е р ж а н ы аргентинским военно- морским флотом. Сойотский патриотизм, вы держк у и стойкость, способность не поддаваться па любые про вокации — вот что прояви ли в долгие дни вын уж ден ной стоянки в чужом порту Ал е к са н д р со своими товари щами. ...И вот «Магнит» в род ном порту. П риш ел он в кон це декаб ря, но А л ек сан др у Т ер еш к и н у не довелось от метить Новый год с семьей и р одными — нес вахту. А <•Минусинск» ош вартовал ся у п р и ч а л а 2 ян в ар я . Сначала и у Ми х аил а Михайловича вахта, а потом — сдача ко рабля: РТ*316 пе р ед ав а л ся промы словой развед ке. А это не только тщательны іі осмотр техники, но и подго товка многочисленной доку ментации. Т а к что отец с сы ном вместе о к азал и сь дома не сразу, хотя корабли их стояли у м у рм ан ских прича лов не так у ж далеко друг от друга. К акие пл аны у Терешки- ных? С м олодым и все ясно. Но и глава династии, оставаясь в траловом флоте (в пром р а зв ед к у он не захотел п ере ходить), пока не поры вает с морем. Это его пр оф ессия — судовой м еханик. Его цех -— рыболовный траул ер. И он р а д тому, что в этом цехе у корабельной техники специа л и с ты высокой к в ал иф и к а ции — м еханики Т ерешкины , от крови и плоти его. И нет у Михаила Михайловича меч ты заветнее, чем видеть сы- новей-моряков честными, трудолюбивыми, уверенно и д ущ им и к вершинам м астер ства. Достойный п ример дл я йодраж ания! Ф л о т ч:дет та кую креп кую смену. В этом — его будущее. П. БЫСТРОУМОВ. Фото Б. ЩУКИНА и из семейного архива Тереш- киных. ем, к т о в м о р е На Уфимском заводе ре- ЕГ.'нотехннческих изделий на- чь ыо серийное производство спасательных гидрокостюмов. Первые их партии будут от правлены на Север и Даль ний Восток, где новинка пройдет проверку е промыс ловых условиях. К ак сохранить ж и зн ь лю дям , потерпевшим к о р аб л е кр уш ени е, с мы тым за борт во в р ем я ш торм а? Н ад этой проблемой работают спец иа листы многих стран. Н е ско л ь к о лет вели поиски и констр ук торы Уфим ского за вода резинотехнических из делий во главе с инж енером Ю. Т одыш евым . По единоду шному зак лю чению специа листов Ми нистерства ры бно го х о зяй ства С С С Р и инсти т ута Гипроры бф лот, они н а ш ли наиболее оптим альный вариант. ж евого цвета, напомин ающие водо л азны е, но более легкие и удобные, и бросились в ш тормовое море. Ч е р е з не сколько часов их подняли на п ал у б у, где они прошли тщ а те л ьн ую в р ачебную про верку. Ни как и х за м ет ны х на- JT д у т и с п ы т а н и я Опытны е образцы у ф и м ских гидрокостюмов д в а ж д ы испы ты вали сь в Цемесской бухте близ Н оворосси йска при наиболее низкоіі темпе р а ту р е , когда здесь хо зяй н и чал у р а га н ны й ветер. И с пы т ател и за считан ны е мину ты, без посторонней помощи надели костюмы ярко-ораи- руш ени и в деятел ьн о сти ор ган и зм а испы тател ей не бы ло обнаруж ено. К а к о вы ж е п р е им ущ ес тв а гидрокостюм а по сравнению , допустим, со сп асател ьным ж и л етом ? П р е ж д е всего он на д еж н о п р е до х ран яет орга ни зм чел о век а от п е р е о х л а ж дения. Б л а г о д а р я с п ас а те л ь ным ж и л е т а м люди не тонут. но многие погибают из-за хо лода. В к аком бы состоянии и к ак бы неожи данно чело век ни о к а з а л с я з а бортом, он мгновенно за йм е т удоб ное полож ение — на спине, хотя потом при ж е л а н и и смо ж ет изменить его. Поддувом во зду ха потерпевший авар ию смож ет ув ел и чи ть р а зм е р ы своего временного п л а в у ч е го «ж и л ищ а» . Я р к и й цвет костюм а виден и здал ек а, да и л ам п о чк а на капюшоне, к о то рая за го р а е тс я а в т ом а тически, п р и вл ек ает в ним а ние. В гидрокостюме ѵдобно р або тать на палубе. К тому ж е он сдел ан из специальной смеси, пр и дающ ей ткани прочную нефтестойкость. Р . БИКМУХАМЕТОВ. Тралы для Кубы Успешно закончил 197? г о д коллектив Рижского опытного завода орудий лова и п л а с т массовых изделий. Выпущено продукции на 5550 тысяч руб лей, на 350 тысяч больше за-' планированного. Республике Куба отправлены 11 к о м п л е к с тов тралов. Завод реконструируется. Расширяется, например, зона обслуживания ■ сетевязаль ном и фаловом цехах. Строи тели приступили к реконст рукции пластмассового у ч * - і СТИВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz