Рыбный Мурман. 1978 г. Март.
Не только эксплуатировать, но и ремонтировать ■«Что н как требовать с котельного машиниста», — тан называлась заметка Ё. Дмитриева/ старшего ме ханика траулера «Мишуков», напечатанная в «Рыбном Мурмане» 2 3 декабря 1 9 7 7 года. Автор по опыту своей ра боты считает, что котельные машинисты (кочегары) на паровых судах бортового тра ления имеют слабую загруз ку при эксплуатации паро вого котла, а Устав службы якобы ограничивает права старшего механика привле кать их в помощь машинной команде в ремонте машинно котельного отделения. Дело доходит до того, что он, старший механик, лишен воз можности заставить сделать приборку в котельном отде лении. Т-ак ли это? Попробуем разобраться. Прежде всего тов. Дмитри еву следует иметь в виду, что Устав службы на судах флота рыбной промышленно сти СССР определяет толь ко основные обязанности и права лиц судового экипажа. Йто подтверждает статья I Устава. Именно основные, ? /че все обязанности, так как • дополнительные обязанности предусматриваются другими обязательными нормативны ми документами, которыми являются: «Правила техни ческой эксплуатации флота рыбной промышленности СССР», утвержденные при казом Министерства рыбно го хозяйства СССР от 2 2 .1 0 .6 8 года; «Положение о ремонте судов силами су довых , экипажей», утверж денное министерством по . согласованию- с ; ЦК профсою за рабочих ййщевой промыш ленности, а также должност ные инструкции, разрабаты ваемые в развитие Устава и других нормативных доку ментов. Так, в частности, правилу технической эксплу- Ч и та те л ь прод ол жа ет ра зго вор атации возлагаю т на членов эк и п аж ей ответственность за обеспечение н а дл еж ащ его технического ухода как за установлен ным завед о ван и ем, так и по судну в целом. З н а я упом януты е правила, тов. Дми триев не д олж ен был сомне ваться в правильности своих действий, требуя от подчи ненных над л еж ащ е го техни ческого состояния по уста- в овленн ом у заведованию . С л ед ует иметь в виду, что работники пл авсо става вы полняют свои трудовые ф унк ц ии к ак в период эк с плуатации судна, то есть при использовании судна по п р я мому назначению , так и в период ремонта и отстоя суд на, то есть во внеэксплуата- ционный период. Обязанности выполнять ремон тны е работы и работы По труду к несть (Окончание. Нач. на 1 стр.). Ударнинами коммунисти ческого труда стали И. А. Трембовский, С. П. Б а н а нов, С. К. Смекалов, Н. Н. Ё ровков, В. В. Носов и дру гие. Всего 15 человек полу чили это высокое звание. Б ол ьш ой в к л ад внесли молодые специалисты , судо вые рационализаторы : э л е к трорадионавигатор Е. И. В алтрунас, радиооператор В. Г. Таиров, С. С. Е рм а ков. Внедрение их предло жений позволило полней ис пользовать механизмы , ры бопоисковую технику. Гласность социалистическо го соревнования, добросове стное отношение к труду по зволили эки паж у с честью выполнить специальное за д а ние по выпуску ры бопродук ции в мелкой расфасовке на 1 4 2 процента. В заключение капитан-ди- ректор БМ Р Т «Т аруса» В. И. В асильев завери л ру ководство ф лота, что экипаж приложит все силы д л я под готовки судна к очередному рейсу и п род олж ит соревно вание по достойной встрече Д н я рыбака. На торжественной встрече м орякам работниками культ- базы, Дво рца к у л ьту ры им е ни С. М. Кирова была пред л ож ена программ а отдыха на берегу: Д вор ец кул ьту ры при гласил моряков на семей ный вечер, пр едл ож ены би леты на концерт эстрадного ан сам бл я «Друж ба». И. ЛАПШИН, инструк тор базового комитета профсоюза объединения «Мурманрыбпром». по обслужи ванию судна в об щ ей ф о рм е за к р еп л е ны в «П р а в и л ах технической эк с плуатации ф л ота рыбной промышленности С С С Р » . В них сказано (§ 102 Правил), что ремонт силами эки п аж а на судах ф л ота рыбной про мышленности С С С Р органи зу е тс я и проводится в соот ветствии с «Полож ен ием о проведении ремонта судов рыбной промышленности си лам и судовы х команд». В нем предусмотрено (пункт 1, 10 полож ения), что судовой эки п аж может п р и вл ек аться к непосредственному уч а стию в ремонте при всех ка тегориях ремонта судна за исключеБием большого капи тального ремонта, вы пол ня емого полностью судор е монтным предприятием. П ри м ерный перечень должност ных лиц судового эки паж а, п р и вл е к ае мы х к выполнению работ по ремонту своими си лами, приведен в п ри лож е нии № 2 упомянутого поло ж ения. Д олж ности кочегаров и котельных м ашинистов в этом перечне перечислены . Пункт 1.8 полож ения пре дусм атривает, что ремонт ные работы, не входящие в круг долж ностны х обязанно стей членов судовых эки па жей, выполняются работни ками, специально оставлен ными на судне д л я выполне ния ремонтных работ в пе риод н ахожд ен ия судна вне эксплуатации, в том числе и во врем я стоянки судна в за водском ремонте Оплата р а ботникам , дополнительно вводимым в ш тат сверх р е монтного на основании вы данного наряд-задания, про изводится на одинаковых ус ловиях с остальными чл ена ми экипаж а. На основании всего этого привлечение членов эки па жа, в том числе кочегаров и котельных машинистов, к ре монту судна не может ра с см атри ваться как перевод на другую работу. В этих с л у чаях не требуется и согласие работника О тк аз от вы полнения ра бот, в связи с ремонтом суд на, рассм атривается как н а руш ени е трудовой дисцип лины. По вопросу, связан ному с о рганизацией ремонта с и л а ми судового эк и п аж а в пери од нахождения - судна вне эксплуатации, в адрес капи танов судов, судовых коми тетов, начальников служб, отделов управл ени я подго товлено и разослано совме стное р а зъ я с н е н и е от 31 мая 1 9 7 6 года за подписью на чал ьн и к а флота и председа т е л я базового комитета профсоюза. Все это относится к вне- эксплуатационн ом у периоду судна. В период нахожден ия суд на в эксплуатации ремонт ные работы выполняются двум я способами. Работы , входящие в круг обязанностей членов судово го эк и п аж а, выполняются ими .без дополнительной оп л аты в п орядке эк сп л уатац и онного обсл ужи вани я судна во врем я несения вахт и по гр аф и ка м профи лактически х осмотров и осви детельство вания корпуса судна, меха низмов, оборудования, уст ройств, систем и трубопрово дов. К онкретны е перечни ра бот, входящих в круг обя занностей членов судового эк и п аж а и вы полйяемых ими без дополнительной оплаты в п орядке эк сплуатационн о го обсл ужи вани я судна, р а з рабаты в аю тся адм ини стра цией ф л ота по отдельным ти пам судов по согласованию с проф сою зным комитетом и доводятся до сведения эк и пажей и админи страц ии суд на. Что касается выполнения ремонтных работ, не входя щих в круг должностны х обязанностей членов судо вы х эки паж ей в период эк с плуатации судов, то они мо гут вы полняться в свободное от вахты врем я только с со гласия работника. При этом работы дополнительно о пла чиваю тся по сдельным рас ценкам соответствующего су доремонтного предприятия. Безусловно, прав тов. Дми триев в том, что «М еро при ятия по предотвращ ению загр язн ен и я Кольского за л и ва», р азраб о тан ны е в уп равлении ф л о та механико-су довой службой, не у в яза ны с режимом рабочего в рем е ни и отдыха членов эки па жей. Эти м ероп риятия д о лж ны были до выхода в ж изнь согласоваться с отделом ор ганизации труда и за р аб о т ной платы управлени я, что бы не возникало неясных во просов у комсостава судов. В заключение следует ска зать о правильном наим ено вании должности работника, о котором шла речь в статье тов. Дмитриева: «кочегар судна на жидком топливе». А . БУРКОВ , заместитель начальника отдела орга низации труда и заработ ной платы тралового фло та. ДЛЯ РЫБАКОВ Новое, более эфф ективное промвооруж ение для колхоз ных рыбаков начал выпу скать коллектив цеха орудий лова. По зак азу колхоза « Т р у ж ен и к моря» здесь изготов лен ярус дл я отлова лососе вых видов рыб в Балтий ском море. Характерн о, что эта снасть длиною 12 километ ров была сделана в рекордно короткий срок — всего за. пять дней. Р уководи л рабо той н ачальни к цеха В. И. Евдокимов. З а п ущ ен в серийное про изводство высокостенный не вод, который позволяет ло вить мойву на глубине до 190 метров, намного боль ше, чем раньше. Построен первый образец крупноячеистого канатного трала, разработанного груп пой специалистов м еж колхоз ной производственной базы в содруж естве с и нж енерам и С Э К Б промрыболовства. Од но из достоинств этого о р у дия лова в комплексе с усо в ерш ен ствованным и палуб ными устройствами — пол ная м ехани зац ия работ во врем я выборки Это позво лит почти в пять р аз повы сить производительность тру да. М. МЕДЯЛ0. Боковые зажимы к автопогрузчику Применение на автопо грузчике боковых зажим ов, конструкция которы х р а зр а ботана специалистами порта, позволяет при транспорти ровке пакета со свеж ем оро ж еной рыбопродукцией верх ние грузовые' места от паде ния предохранить, повысить качество перевозки рыбопро дукции. Одновременно повы ш аются производительность, к у л ьту ра труда водителей автопогрузчиков. Р а н е е прим ен явш ая ся об в язк а поясом верхнего ряда коробов «пакета» отнимала много времени и была нена дежна. Б оковы е заж имы на автопогрузчи ке сжимают 3 — 4 верхних ряда коробов. Устройство состоит из двух гидроцилиндров, навеш ен ных на раму подъемника, системы рычагов и боковых зажимов. (Газета «Маяк»). К сожалению, таних хозяйств в стране пока еще немного. Представляется необходимым, чтобы наши производственные -Объединения, в первую оче редь «Дальрыба» и «Азчерры- ба», усилили внимание к мари- иультуре и умножили число подводных хозяйств. Есть перс- приносят д е ся тк и ты сяч тонн дополнительной продукции. Н аши дальневосточны е ры боводные заводы выпускаю т за год около м и л л и а р д а м альков лососевых. Но пока ещ е не на л аж е ны в долж ны х масш табах подкармливание и по д р ащ ива ние их, что позволило бы в не- дать океан пективы и у «Запрыбы» — на Балтике оказались удачными опыты по выращиванию рыбы в садках. Биологическая особенность кеты, горбуши и других тихо океанских лососей — возвра щаться после нескольких лет морского питания на нерест в ровные реки — позволяет пре вратить их в объекты пастбищ ного выращивания. Получен ную на рыбоводных заводах мо лодь в течение двух месяцев подкармливают, а затем уж е онрепших рыбок выпускают в мере. Впоследствии они возвра щаются к родным берегам туч ными стадами промысловых рыв. Такого рода усилия уж е скольно р аз у в ели чить ко эф фиц иент в озв рата взрослых рыб. К ак п ок азы в аю т исследо ван ия и подсчеты, к аж ды й ки лограмм затраченн ого на это корм а оборачивается пятью ки лограмм ам и ценной рыбы. Внимание учены х п ри вл ече но такж е к созданию искусст венных подводных « риф о в» — сво еобразны х у к ры тий и удоб ных дл я о би тан и я и нереста рыб участков дна в при бр еж ных районах. Н аблю дени я по к азали, что ры бопродуктив ность такого рода биомелиори- рован ны х районов многократно п овышается. И зд ес ь пора от опы тов переходить к пр ак ти че ским м ерам . Весьм а п ерсп ек т ивными представл яю тся т а к ж е работы, направленны е на у л у ч шение условий воспроизводства и обитания наиболее ценных промы словы х объектов. Т ак, в Северном море некоторы е не п ромы словы е хищны е микро скопические ж и в о т н ы е . поедают до 8 0 процентов планктонны х рако об разны х — основного кор ма североморских сельдей. И з м енение этого полож ен ия поз волило бы р ассчиты вать на мно гократное возрастание числен ности, а тем самым и уловов сельди. В северной части Тихого оке ана, в районах низких придон ных тем ператур, сосредоточено около 1 50 миллионов тонн «из бы точных» кормовых объектов. Е сли п ересели ть сюда холодно-- водны х рыб из других морей, то мож ет о бразоваться новый район промысла. С тановится обязательной ор гани зац ия всеми странами р а ционального, основанного на обстоятельно разработанны х научных реком енд аци ях океа нического и прибрежного ры бо ловства. В едь еще нередко вы л ав л и в аю т рыбу, не успевшую достигнуть оптим альны х р а зм е ров, не у чи ты в ается и генети- чески-популяционная с трук ту ра рыбьих стай. Все это приво ди т к быстрому сниж ению про дуктивности моря. В р е зу л ь т а те ры баки всех стр а н ежегодно недобирают около 10 миллио нов тонн морскоіі продукции. Наконец, особое значение приобретает п ромы сел морских животных, дл я роста которых в естественны х у слови ях исполь зуется минимальное количество энергии. Это прежде всего мел кие пелагические ракооб разны е и особенно антарктический криль, которых можно добы вать десятк ам и миллионов тонн. Из них уж е удалось получить разно образны е ценны е и вкус ные продукты . Хорошо известно, что многие рыбы чутко реагируют на р а з личны е р а зд р аж и те л и — свет, звук, запах, электроток. К при меру, обычно весьм а р а зр еж е н ные косяки саііры, при влечен ные электросветом , собираются в большие скопления. И скусст венно имитированны е при по мощи ,спец иальны х приборов «охотничьи» сигналы де л ьф и нов н ап рав ляю т скумбрию в сети. В свою очередь свойст венные питающейся рыбе звуки при влекаю т ее собратьев. Б е з развити я этого направлени я их тиологической науки — р а зд е ла о поведении рыб — человек не смож ет использовать доста точно о бъ ем ных ресурсов мно гих морских пелагических рыб, а такж е обитателей коралловы х рифов и других труднооблавли- в аемы х -районов. Наибольшие возможности в развитии м ари к ул ьтуры и ор ганизации вы сокоэфф ективного прибрежного рыболовства от крывает наш тихоокеанский ш ельф . Д л я реализации их не обходимы и практические шаги, и дальнейшие научные и зы ска ния. Но наибольшая часть ра ботающих в этом направлении ученых сосредоточена в евро пейской части страны и занята проблемами других промысло вых бассейнов. Новые задачи, встающие перед рыбным хозяй ством, требуют, на наш взгляд, усиления дальневосточного зв е на рыбохозяйственной науки. Создание вы сокоэфф ектив ных морских рыбных хозяйств, повышение биопродуктивности естественных сообществ наряду с развитием рационального про мысла, освоением новых райо нов и объектов рыболовства позволят полнее использовать громадные потенциальны е воз можности Мирового океана — источника разнообразных, не обходимых дл я человечества «даров моря» и по меньшей ме ре удвоить современный объем их добычи. П. МОИСЕЕВ, двктор био логических наук, нрофес- сср. <«Правда»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz