Рыбный Мурман. 1978 г. Март.

Не только эксплуатировать, но и ремонтировать ■«Что н как требовать с котельного машиниста», — тан называлась заметка Ё. Дмитриева/ старшего ме­ ханика траулера «Мишуков», напечатанная в «Рыбном Мурмане» 2 3 декабря 1 9 7 7 года. Автор по опыту своей ра­ боты считает, что котельные машинисты (кочегары) на паровых судах бортового тра­ ления имеют слабую загруз­ ку при эксплуатации паро­ вого котла, а Устав службы якобы ограничивает права старшего механика привле­ кать их в помощь машинной команде в ремонте машинно­ котельного отделения. Дело доходит до того, что он, старший механик, лишен воз­ можности заставить сделать приборку в котельном отде­ лении. Т-ак ли это? Попробуем разобраться. Прежде всего тов. Дмитри­ еву следует иметь в виду, что Устав службы на судах флота рыбной промышленно­ сти СССР определяет толь­ ко основные обязанности и права лиц судового экипажа. Йто подтверждает статья I Устава. Именно основные, ? /че все обязанности, так как • дополнительные обязанности предусматриваются другими обязательными нормативны­ ми документами, которыми являются: «Правила техни­ ческой эксплуатации флота рыбной промышленности СССР», утвержденные при­ казом Министерства рыбно­ го хозяйства СССР от 2 2 .1 0 .6 8 года; «Положение о ремонте судов силами су ­ довых , экипажей», утверж ­ денное министерством по . согласованию- с ; ЦК профсою­ за рабочих ййщевой промыш­ ленности, а также должност­ ные инструкции, разрабаты­ ваемые в развитие Устава и других нормативных доку­ ментов. Так, в частности, правилу технической эксплу- Ч и та те л ь прод ол жа ет ра зго вор атации возлагаю т на членов эк и п аж ей ответственность за обеспечение н а дл еж ащ его технического ухода как за установлен ным завед о ван и ­ ем, так и по судну в целом. З н а я упом януты е правила, тов. Дми триев не д олж ен был сомне­ ваться в правильности своих действий, требуя от подчи­ ненных над л еж ащ е го техни­ ческого состояния по уста- в овленн ом у заведованию . С л ед ует иметь в виду, что работники пл авсо става вы­ полняют свои трудовые ф унк ц ии к ак в период эк с ­ плуатации судна, то есть при использовании судна по п р я­ мому назначению , так и в период ремонта и отстоя суд­ на, то есть во внеэксплуата- ционный период. Обязанности выполнять ремон тны е работы и работы По труду к несть (Окончание. Нач. на 1 стр.). Ударнинами коммунисти­ ческого труда стали И. А. Трембовский, С. П. Б а н а ­ нов, С. К. Смекалов, Н. Н. Ё ровков, В. В. Носов и дру­ гие. Всего 15 человек полу­ чили это высокое звание. Б ол ьш ой в к л ад внесли молодые специалисты , судо­ вые рационализаторы : э л е к ­ трорадионавигатор Е. И. В алтрунас, радиооператор В. Г. Таиров, С. С. Е рм а ­ ков. Внедрение их предло­ жений позволило полней ис­ пользовать механизмы , ры ­ бопоисковую технику. Гласность социалистическо­ го соревнования, добросове­ стное отношение к труду по­ зволили эки паж у с честью выполнить специальное за д а ­ ние по выпуску ры бопродук­ ции в мелкой расфасовке на 1 4 2 процента. В заключение капитан-ди- ректор БМ Р Т «Т аруса» В. И. В асильев завери л ру­ ководство ф лота, что экипаж приложит все силы д л я под­ готовки судна к очередному рейсу и п род олж ит соревно­ вание по достойной встрече Д н я рыбака. На торжественной встрече м орякам работниками культ- базы, Дво рца к у л ьту ры им е­ ни С. М. Кирова была пред­ л ож ена программ а отдыха на берегу: Д вор ец кул ьту ры при гласил моряков на семей­ ный вечер, пр едл ож ены би­ леты на концерт эстрадного ан сам бл я «Друж ба». И. ЛАПШИН, инструк­ тор базового комитета профсоюза объединения «Мурманрыбпром». по обслужи ванию судна в об­ щ ей ф о рм е за к р еп л е ны в «П р а в и л ах технической эк с ­ плуатации ф л ота рыбной промышленности С С С Р » . В них сказано (§ 102 Правил), что ремонт силами эки п аж а на судах ф л ота рыбной про­ мышленности С С С Р органи­ зу е тс я и проводится в соот­ ветствии с «Полож ен ием о проведении ремонта судов рыбной промышленности си­ лам и судовы х команд». В нем предусмотрено (пункт 1, 10 полож ения), что судовой эки п аж может п р и вл ек аться к непосредственному уч а ­ стию в ремонте при всех ка­ тегориях ремонта судна за исключеБием большого капи­ тального ремонта, вы пол ня­ емого полностью судор е­ монтным предприятием. П ри­ м ерный перечень должност­ ных лиц судового эки паж а, п р и вл е к ае мы х к выполнению работ по ремонту своими си­ лами, приведен в п ри лож е­ нии № 2 упомянутого поло­ ж ения. Д олж ности кочегаров и котельных м ашинистов в этом перечне перечислены . Пункт 1.8 полож ения пре­ дусм атривает, что ремонт­ ные работы, не входящие в круг долж ностны х обязанно­ стей членов судовых эки па­ жей, выполняются работни­ ками, специально оставлен­ ными на судне д л я выполне­ ния ремонтных работ в пе­ риод н ахожд ен ия судна вне эксплуатации, в том числе и во врем я стоянки судна в за ­ водском ремонте Оплата р а­ ботникам , дополнительно вводимым в ш тат сверх р е­ монтного на основании вы­ данного наряд-задания, про­ изводится на одинаковых ус­ ловиях с остальными чл ена­ ми экипаж а. На основании всего этого привлечение членов эки па­ жа, в том числе кочегаров и котельных машинистов, к ре­ монту судна не может ра с ­ см атри ваться как перевод на другую работу. В этих с л у ­ чаях не требуется и согласие работника О тк аз от вы полнения ра­ бот, в связи с ремонтом суд­ на, рассм атривается как н а­ руш ени е трудовой дисцип­ лины. По вопросу, связан ному с о рганизацией ремонта с и л а­ ми судового эк и п аж а в пери­ од нахождения - судна вне эксплуатации, в адрес капи­ танов судов, судовых коми­ тетов, начальников служб, отделов управл ени я подго­ товлено и разослано совме­ стное р а зъ я с н е н и е от 31 мая 1 9 7 6 года за подписью на­ чал ьн и к а флота и председа­ т е л я базового комитета профсоюза. Все это относится к вне- эксплуатационн ом у периоду судна. В период нахожден ия суд­ на в эксплуатации ремонт­ ные работы выполняются двум я способами. Работы , входящие в круг обязанностей членов судово­ го эк и п аж а, выполняются ими .без дополнительной оп­ л аты в п орядке эк сп л уатац и ­ онного обсл ужи вани я судна во врем я несения вахт и по гр аф и ка м профи лактически х осмотров и осви детельство­ вания корпуса судна, меха­ низмов, оборудования, уст­ ройств, систем и трубопрово­ дов. К онкретны е перечни ра­ бот, входящих в круг обя­ занностей членов судового эк и п аж а и вы полйяемых ими без дополнительной оплаты в п орядке эк сплуатационн о­ го обсл ужи вани я судна, р а з­ рабаты в аю тся адм ини стра­ цией ф л ота по отдельным ти­ пам судов по согласованию с проф сою зным комитетом и доводятся до сведения эк и ­ пажей и админи страц ии суд­ на. Что касается выполнения ремонтных работ, не входя­ щих в круг должностны х обязанностей членов судо­ вы х эки паж ей в период эк с ­ плуатации судов, то они мо­ гут вы полняться в свободное от вахты врем я только с со­ гласия работника. При этом работы дополнительно о пла­ чиваю тся по сдельным рас­ ценкам соответствующего су­ доремонтного предприятия. Безусловно, прав тов. Дми триев в том, что «М еро­ при ятия по предотвращ ению загр язн ен и я Кольского за л и ­ ва», р азраб о тан ны е в уп­ равлении ф л о та механико-су­ довой службой, не у в яза ны с режимом рабочего в рем е­ ни и отдыха членов эки па­ жей. Эти м ероп риятия д о лж ­ ны были до выхода в ж изнь согласоваться с отделом ор­ ганизации труда и за р аб о т­ ной платы управлени я, что­ бы не возникало неясных во­ просов у комсостава судов. В заключение следует ска­ зать о правильном наим ено­ вании должности работника, о котором шла речь в статье тов. Дмитриева: «кочегар судна на жидком топливе». А . БУРКОВ , заместитель начальника отдела орга­ низации труда и заработ­ ной платы тралового фло­ та. ДЛЯ РЫБАКОВ Новое, более эфф ективное промвооруж ение для колхоз­ ных рыбаков начал выпу­ скать коллектив цеха орудий лова. По зак азу колхоза « Т р у ­ ж ен и к моря» здесь изготов­ лен ярус дл я отлова лососе­ вых видов рыб в Балтий ском море. Характерн о, что эта снасть длиною 12 километ­ ров была сделана в рекордно короткий срок — всего за. пять дней. Р уководи л рабо­ той н ачальни к цеха В. И. Евдокимов. З а п ущ ен в серийное про­ изводство высокостенный не­ вод, который позволяет ло­ вить мойву на глубине до 190 метров, намного боль­ ше, чем раньше. Построен первый образец крупноячеистого канатного трала, разработанного груп­ пой специалистов м еж колхоз­ ной производственной базы в содруж естве с и нж енерам и С Э К Б промрыболовства. Од­ но из достоинств этого о р у ­ дия лова в комплексе с усо­ в ерш ен ствованным и палуб­ ными устройствами — пол­ ная м ехани зац ия работ во врем я выборки Это позво­ лит почти в пять р аз повы­ сить производительность тру­ да. М. МЕДЯЛ0. Боковые зажимы к автопогрузчику Применение на автопо­ грузчике боковых зажим ов, конструкция которы х р а зр а ­ ботана специалистами порта, позволяет при транспорти­ ровке пакета со свеж ем оро­ ж еной рыбопродукцией верх­ ние грузовые' места от паде­ ния предохранить, повысить качество перевозки рыбопро­ дукции. Одновременно повы ­ ш аются производительность, к у л ьту ра труда водителей автопогрузчиков. Р а н е е прим ен явш ая ся об­ в язк а поясом верхнего ряда коробов «пакета» отнимала много времени и была нена­ дежна. Б оковы е заж имы на автопогрузчи ке сжимают 3 — 4 верхних ряда коробов. Устройство состоит из двух гидроцилиндров, навеш ен­ ных на раму подъемника, системы рычагов и боковых зажимов. (Газета «Маяк»). К сожалению, таних хозяйств в стране пока еще немного. Представляется необходимым, чтобы наши производственные -Объединения, в первую оче­ редь «Дальрыба» и «Азчерры- ба», усилили внимание к мари- иультуре и умножили число подводных хозяйств. Есть перс- приносят д е ся тк и ты сяч тонн дополнительной продукции. Н аши дальневосточны е ры ­ боводные заводы выпускаю т за год около м и л л и а р д а м альков лососевых. Но пока ещ е не на­ л аж е ны в долж ны х масш табах подкармливание и по д р ащ ива­ ние их, что позволило бы в не- дать океан пективы и у «Запрыбы» — на Балтике оказались удачными опыты по выращиванию рыбы в садках. Биологическая особенность кеты, горбуши и других тихо­ океанских лососей — возвра­ щаться после нескольких лет морского питания на нерест в ровные реки — позволяет пре­ вратить их в объекты пастбищ­ ного выращивания. Получен­ ную на рыбоводных заводах мо­ лодь в течение двух месяцев подкармливают, а затем уж е онрепших рыбок выпускают в мере. Впоследствии они возвра­ щаются к родным берегам туч­ ными стадами промысловых рыв. Такого рода усилия уж е скольно р аз у в ели чить ко эф ­ фиц иент в озв рата взрослых рыб. К ак п ок азы в аю т исследо­ ван ия и подсчеты, к аж ды й ки­ лограмм затраченн ого на это корм а оборачивается пятью ки­ лограмм ам и ценной рыбы. Внимание учены х п ри вл ече­ но такж е к созданию искусст­ венных подводных « риф о в» — сво еобразны х у к ры тий и удоб­ ных дл я о би тан и я и нереста рыб участков дна в при бр еж ­ ных районах. Н аблю дени я по­ к азали, что ры бопродуктив­ ность такого рода биомелиори- рован ны х районов многократно п овышается. И зд ес ь пора от опы тов переходить к пр ак ти че­ ским м ерам . Весьм а п ерсп ек­ т ивными представл яю тся т а к ж е работы, направленны е на у л у ч ­ шение условий воспроизводства и обитания наиболее ценных промы словы х объектов. Т ак, в Северном море некоторы е не­ п ромы словы е хищны е микро­ скопические ж и в о т н ы е . поедают до 8 0 процентов планктонны х рако об разны х — основного кор­ ма североморских сельдей. И з­ м енение этого полож ен ия поз­ волило бы р ассчиты вать на мно­ гократное возрастание числен­ ности, а тем самым и уловов сельди. В северной части Тихого оке­ ана, в районах низких придон­ ных тем ператур, сосредоточено около 1 50 миллионов тонн «из­ бы точных» кормовых объектов. Е сли п ересели ть сюда холодно-- водны х рыб из других морей, то мож ет о бразоваться новый район промысла. С тановится обязательной ор­ гани зац ия всеми странами р а­ ционального, основанного на обстоятельно разработанны х научных реком енд аци ях океа­ нического и прибрежного ры бо­ ловства. В едь еще нередко вы ­ л ав л и в аю т рыбу, не успевшую достигнуть оптим альны х р а зм е ­ ров, не у чи ты в ается и генети- чески-популяционная с трук ту­ ра рыбьих стай. Все это приво­ ди т к быстрому сниж ению про­ дуктивности моря. В р е зу л ь т а ­ те ры баки всех стр а н ежегодно недобирают около 10 миллио­ нов тонн морскоіі продукции. Наконец, особое значение приобретает п ромы сел морских животных, дл я роста которых в естественны х у слови ях исполь­ зуется минимальное количество энергии. Это прежде всего мел­ кие пелагические ракооб разны е и особенно антарктический криль, которых можно добы­ вать десятк ам и миллионов тонн. Из них уж е удалось получить разно образны е ценны е и вкус­ ные продукты . Хорошо известно, что многие рыбы чутко реагируют на р а з­ личны е р а зд р аж и те л и — свет, звук, запах, электроток. К при­ меру, обычно весьм а р а зр еж е н ­ ные косяки саііры, при влечен­ ные электросветом , собираются в большие скопления. И скусст­ венно имитированны е при по­ мощи ,спец иальны х приборов «охотничьи» сигналы де л ьф и ­ нов н ап рав ляю т скумбрию в сети. В свою очередь свойст­ венные питающейся рыбе звуки при влекаю т ее собратьев. Б е з развити я этого направлени я их­ тиологической науки — р а зд е ­ ла о поведении рыб — человек не смож ет использовать доста­ точно о бъ ем ных ресурсов мно­ гих морских пелагических рыб, а такж е обитателей коралловы х рифов и других труднооблавли- в аемы х -районов. Наибольшие возможности в развитии м ари к ул ьтуры и ор­ ганизации вы сокоэфф ективного прибрежного рыболовства от­ крывает наш тихоокеанский ш ельф . Д л я реализации их не­ обходимы и практические шаги, и дальнейшие научные и зы ска­ ния. Но наибольшая часть ра­ ботающих в этом направлении ученых сосредоточена в евро­ пейской части страны и занята проблемами других промысло­ вых бассейнов. Новые задачи, встающие перед рыбным хозяй­ ством, требуют, на наш взгляд, усиления дальневосточного зв е­ на рыбохозяйственной науки. Создание вы сокоэфф ектив­ ных морских рыбных хозяйств, повышение биопродуктивности естественных сообществ наряду с развитием рационального про­ мысла, освоением новых райо­ нов и объектов рыболовства позволят полнее использовать громадные потенциальны е воз­ можности Мирового океана — источника разнообразных, не­ обходимых дл я человечества «даров моря» и по меньшей ме­ ре удвоить современный объем их добычи. П. МОИСЕЕВ, двктор био­ логических наук, нрофес- сср. <«Правда»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz