Рыбный Мурман. 1978 г. Март.

С промысла — в порт СУББОТУ МЕСЯЦА ПОЛЯРНАЯ ОЛИМПИАДА: «А • І « 1 Оленевод. сын оленевода Фото Б. Щу кин а. Пятый день п родолж аю т­ ся соревнования по пр о гр ам ­ м е -4 J-ro традиционного П р а ­ здника Севера. Участников нынешней Полярной О л им ­ пиады радует погода. П ер вы е стар ты состоялись в миПіѵвшую субботу. В эс­ т аф ете 3 x 1 0 километров у мужчин победителями стали В л ад им ир Л у к ья н о в , Ни ко­ лай Б а ж у к о в и Сергей С а­ вельев. На втором месте —- Евгений Б е л я ев , Николай Зи- мятов, В асилий Рочев. В эстаф ете 3x5 километ­ ров у ж енщ ин победу одер­ ж ал о сильнейшее трио: Ни­ на Рочева, Зин аи да Амосова и Галина Кулакова. В торы ­ ми были спортсменки из Г ер ­ манской! Демократической Республики. Заполярные лыжницы То-, тьяна Журавлева, Лина Се­ рова и Софья ГІатракова за­ няли восьмое место (в сорев­ нованиях участвовали 5.'лее ста команд). Чемпионом в гонках оле­ ньих упряжек в первый день соревновании стал Семен Ка­ цев, оленевод совхоза «Тунд­ ра*. среди женщин — Мар­ фа Терентьева из совхоза '■Памяти Ленина». В первы е в этом виде со­ стязании при ним али участие школьники. Л у чш ее в р ем я у Саши Свердлова, восьми­ к лассника из Ловозера. ...В воскресенье м ар аф о н ­ ская гонка на 5 4 километра собрала несколько сотен у ч а ­ стников. На лыж ню вышли и ветераны спорта, и п р едста­ вители р а зл и ч ны х городов страны , и туристы — гости Мурм анска. Л у чш е всех про­ шел дистанцию олимпийский чемпион Ни колай Б аж у к о в . Очень интересно прошли в воскресенье соревнования оленеводов. Абсолютным чемпионом 44-го Пр аздн ика Севера стал В ладимир Ф и ­ липпов из совхоза «П ам я ти Ленина'». В понедельник с ютоялнсь лыжные гонки на 10 кило­ метров среди женщин. По­ бедила зарубежная лыжница Барбара Петцольд из ГДР. Второй была Зинаида Амосова. В понедельник вечером в Доме культуры моряков состоялся традиционный «Оголен д і я.'жбы ■>. В нем приняли участие ветераны Полярных Олимпиад, олим­ пийские чемпионы, советские и зарубежные спортсмены. В ПОСЛЕДНЮЮ В заезде оленьи упряжки. «Проиграли». М о р я к а м достаточно хо­ рошо известно у н и к а л ь ­ ное сооружение в своем роде, каким я в л я ет ся док. В до­ ках ремонтируют и строят су­ да. Доки имеют что-то общее с судами, но они не приспособ­ лены для длительны х п л а в а ­ ний. История докостроения н а­ считывает столетия. После окончания строительства б ал ­ тийского флота по велению и при непосредственном участии Петра Первого возникает необ­ ходимость в ремонте днища га­ лер. На западны х в ерф я х для этой цели использовали сухие доки, но они для того времени я в л я л и сь весьма дорогими и сложным и сооружениями, а врем я торопило Петра Первого, и он решил пустить в ход тр о ­ фейный ф р егат «К ам ел ь» . Сняли палубу фр егата и ср е ­ зали корму, а на ее место по­ ставили доковые ворота. Г ал е ­ ра. которой необходим был р е ­ монт. зап лы в ал а внутрь « К а ­ мел я» , и ворота зак ры в ал и сь, затем откачивали воду, обнаж ая подводную часть р е мон ти руе­ мого судна. Д л я м еталли ческих морских судов есть два грозных врага, которые быстро выведут их из строя, если не ставить суда в доки: обрастание и коррозия. Достаточно около двух лет пла­ вания, особенно в южных мо­ рях. чтобы на подводной части судна обр азовалась « р а к уш е ч ­ ная броня» в несколько слоев, весом в десятки тонн. Считают, что каж ды е полгода плавания ум ен ьш ают скорость судна до 15 процентов. В последнее время сделаны серьезны е шаги по подводной очистке корпусов судов в на­ шей стране. Норвегии и других странах, однако большая часть судов тщательно очищается и красится р. доках. Пр еим ущ е -т пенно эти озГюты проводятся в сухих и плавучих доках П с вязи с тем, что пр о д о лж а­ ется тенден ция строительства крупных судов, требуются т ак ­ ж е и гигантские доки. Сухие доки в этом отношении имеют преимущество, так как их р а з ­ меры не ограничены. Однако, несмотря на современный у р о ­ вень техники земл ер о йны х р а ­ бот, строительство сухого дока обходится вдвое дорож е и за н и ­ мает в два раза больше в р ем е­ ни, чем постройка плавучего дока. В н астоящее вр ем я в районе Генуи (И тали я) строится сухой док д л я танкеров дедвейтом до ІШ ІІІШ ІІН Ш И ІІІІІН Ш ІІІІІІШ Ш ІШ ІІІІ От «Камеля» до супердока І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І Ш І І І І І 1 І І І І 1 Ш І І І 3 5 0 ты сяч тонн общей пло­ щадью около 100 ты сяч к в ад­ ратных метров. С амым крупным в мире на сегодня я в л я ет ся сухой- док в Японии, на верфи «Мицубиси» в Нагасаки, длина которого со­ ставляет 9 9 0 метров, а ширина 100 метров, оснащенный д в у ­ мя мостовыми к ран ами общеіі грузоподъемностью 12 0 0 тонн. Д о к может принять одновре­ менно два танкера в о до изм ещ е­ нием по 3 6 0 тыс. тонн каждыіі. Строительство такого танкера о беспечивается в доке за 7 ме­ сяцев с момента закладки . Японские судостроители в 1980 году нам ерены присту­ пить к строительству еще более мощного сухого дока для су пер ­ танкеров дедвейтом около 1 миллиона тонн, в районе города Саребо. Плавучие доки сейчас строят из стали и ж елезобетона, и они совсем не похожи на своих де­ ревянных предков- типа « К а ­ мель». На палубе понтона у ста­ навливают кильблоки — ста ль- [о-е прям о у го л ьны е р азборны е коробки с дер ев ян ным и подуш ­ ками наверху, причем при под­ нятии судна на к аж дый кил ь­ блок приходится по 100 — 2 0 0 тонн. Иногда бортовые кил ь­ блоки делают в виде балок с механизмом подъем а и поворо­ та. В 1 9 7 6 году польские судо­ строители построили крупней­ ший на балтийском флоте док подъемной силой 5 5 тысяч тонн, длиной 3 0 3 метра с не­ обычным крановым хозяйст­ вом. Д л я подъем а деталей вин- то-рулевой группы и валов ве­ сом от 50 до 100 тонн исполь­ зуется козловой кран с тремя тел еж к а м и грузоподъемностью до СО тонн. Понтон дока з ащ и ­ щен от коррозии специальными красками и эл ектр и ческим и у с ­ тройствами, а ца башнях име­ ются устройства, обеспечиваю ­ щие центровку судов в доке с точностью до нескольких с ан ­ тиметров. В последнее время вступил в строй док, построенный в А р ­ хангельске для круглогодичной эксплуатации в условиях К р а й ­ него Севера, с льдоплавильны - ми устройствами в балластных отсеках, а входу льда вместе с судном препятствуют пневмати­ ческие завесы и мощные потоки воды. Сравнительно большая стои­ мость доков вынуждает м акси­ мально у ско р я ть работу в них. что может обеспечить только автом атизаци я. Поэтому уже сейчас строятся доки, в кото­ рых ввод и подъем судна, р а ­ бота эл ектростанци и и котлов а втом атизированы , не говоря уж е об автоматах для очистки и окраски, В связи с постоянным ростом морского и промыслового ф л о ­ тов необходимость строительст­ ва таких доков очевидна. В. КОРОТКОВ, преподава­ тель Мурманского мореход ного училища им. И. И. Месяцева, инженер-меха­ ник. Редактор А. А. МИРОНОВ. « Ры б ны й Мурман». Индекс 5 5 6 5 4 . Цена 1 экз. — 2 (ton. Мурманская областная типография, г. Мурманск Зак. 223S, ПН-05195. Абсолютный чемпион 44-го Пр аздн ика С евера В. Филиппов. . -ЧТо.-ЧѴ vv -»k. £ 'V - 7 В минувшую субботу со­ стоялось первое о р ганизаци­ онное заседание в клубе « Ры б ац к и е зори». Его от­ кры ла за в ед ующ а я отделом к у л ьт б а зы Г. Н. Бушм анова. Она р асск азал а собравшимся о целях и задачах клуба. Перед моряками выступи­ ли: член Союза писателей ССС Р В. Тимофеев, коррес­ пондент радиостанции «А т­ л ан ти ка» А. Л андер, моло­ дая поэтесса Н. Брагина. Б ы л избран совет клуба. Председатель — В. Тимоф е­ ев,^ ч л е н ы совета: А. Л андер, Г. С. Коротаева — зав ед ую ­ щ ая читальным залом ДМО, Г. Н. Б ушм ан о в а и автор этих строк. Моряки получили ответы на все интересующие их во­ просы. Принято решение прово­ дить за н я ти я клуба в по­ следнюю субботу каждого месяца. Моряки, интересую­ щ иеся произведениями сев е ­ рян и сами делающие пер­ вые шаги в литературе, мо­ гут получить здесь консуль­ тацию и добрыіі совет, обме­ няться опытом и послушать о творчестве таких же, как они. моряков. Т. КОБЫЧЕВА . стар­ ший библиотекарь библи­ отеки плавсостава. Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудника — 63 96 и 70 45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7 63 96, 7 70-45. Около восьмидесяти китов погибло у восточного побе­ режья острова Флиндерс, расположенного в Бассовом проливе между австралий­ ским континентом и остро­ вом Тасмания. Их огромные туши, некоторые до 11 мет­ ров длиной, усеяли песча ный берег острова. Специа­ листы объясняют массовую гибель китов нарушением их «навигационных систем», что могло быть связано с сильным штормом, разы гравшимся на море, или че ресчур высоким приливом. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -21 0 «Запад», РТ -2 9 3 «Артек», ППР «Ро за Люксембург». МАССОВАЯ ГИБЕЛЬ КИТОВ ЗАВТРА : РТ-281 «Алма- Ата», ПСТ-1307 «Рыбак З а ­ полярья», БМРТ-131 « З а ­ волжье'», СТР -309 «Сыктыв­ кар». Фото В. Нименского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz