Рыбный Мурман. 1978 г. Март.
С промысла — в порт СУББОТУ МЕСЯЦА ПОЛЯРНАЯ ОЛИМПИАДА: «А • І « 1 Оленевод. сын оленевода Фото Б. Щу кин а. Пятый день п родолж аю т ся соревнования по пр о гр ам м е -4 J-ro традиционного П р а здника Севера. Участников нынешней Полярной О л им пиады радует погода. П ер вы е стар ты состоялись в миПіѵвшую субботу. В эс т аф ете 3 x 1 0 километров у мужчин победителями стали В л ад им ир Л у к ья н о в , Ни ко лай Б а ж у к о в и Сергей С а вельев. На втором месте —- Евгений Б е л я ев , Николай Зи- мятов, В асилий Рочев. В эстаф ете 3x5 километ ров у ж енщ ин победу одер ж ал о сильнейшее трио: Ни на Рочева, Зин аи да Амосова и Галина Кулакова. В торы ми были спортсменки из Г ер манской! Демократической Республики. Заполярные лыжницы То-, тьяна Журавлева, Лина Се рова и Софья ГІатракова за няли восьмое место (в сорев нованиях участвовали 5.'лее ста команд). Чемпионом в гонках оле ньих упряжек в первый день соревновании стал Семен Ка цев, оленевод совхоза «Тунд ра*. среди женщин — Мар фа Терентьева из совхоза '■Памяти Ленина». В первы е в этом виде со стязании при ним али участие школьники. Л у чш ее в р ем я у Саши Свердлова, восьми к лассника из Ловозера. ...В воскресенье м ар аф о н ская гонка на 5 4 километра собрала несколько сотен у ч а стников. На лыж ню вышли и ветераны спорта, и п р едста вители р а зл и ч ны х городов страны , и туристы — гости Мурм анска. Л у чш е всех про шел дистанцию олимпийский чемпион Ни колай Б аж у к о в . Очень интересно прошли в воскресенье соревнования оленеводов. Абсолютным чемпионом 44-го Пр аздн ика Севера стал В ладимир Ф и липпов из совхоза «П ам я ти Ленина'». В понедельник с ютоялнсь лыжные гонки на 10 кило метров среди женщин. По бедила зарубежная лыжница Барбара Петцольд из ГДР. Второй была Зинаида Амосова. В понедельник вечером в Доме культуры моряков состоялся традиционный «Оголен д і я.'жбы ■>. В нем приняли участие ветераны Полярных Олимпиад, олим пийские чемпионы, советские и зарубежные спортсмены. В ПОСЛЕДНЮЮ В заезде оленьи упряжки. «Проиграли». М о р я к а м достаточно хо рошо известно у н и к а л ь ное сооружение в своем роде, каким я в л я ет ся док. В до ках ремонтируют и строят су да. Доки имеют что-то общее с судами, но они не приспособ лены для длительны х п л а в а ний. История докостроения н а считывает столетия. После окончания строительства б ал тийского флота по велению и при непосредственном участии Петра Первого возникает необ ходимость в ремонте днища га лер. На западны х в ерф я х для этой цели использовали сухие доки, но они для того времени я в л я л и сь весьма дорогими и сложным и сооружениями, а врем я торопило Петра Первого, и он решил пустить в ход тр о фейный ф р егат «К ам ел ь» . Сняли палубу фр егата и ср е зали корму, а на ее место по ставили доковые ворота. Г ал е ра. которой необходим был р е монт. зап лы в ал а внутрь « К а мел я» , и ворота зак ры в ал и сь, затем откачивали воду, обнаж ая подводную часть р е мон ти руе мого судна. Д л я м еталли ческих морских судов есть два грозных врага, которые быстро выведут их из строя, если не ставить суда в доки: обрастание и коррозия. Достаточно около двух лет пла вания, особенно в южных мо рях. чтобы на подводной части судна обр азовалась « р а к уш е ч ная броня» в несколько слоев, весом в десятки тонн. Считают, что каж ды е полгода плавания ум ен ьш ают скорость судна до 15 процентов. В последнее время сделаны серьезны е шаги по подводной очистке корпусов судов в на шей стране. Норвегии и других странах, однако большая часть судов тщательно очищается и красится р. доках. Пр еим ущ е -т пенно эти озГюты проводятся в сухих и плавучих доках П с вязи с тем, что пр о д о лж а ется тенден ция строительства крупных судов, требуются т ак ж е и гигантские доки. Сухие доки в этом отношении имеют преимущество, так как их р а з меры не ограничены. Однако, несмотря на современный у р о вень техники земл ер о йны х р а бот, строительство сухого дока обходится вдвое дорож е и за н и мает в два раза больше в р ем е ни, чем постройка плавучего дока. В н астоящее вр ем я в районе Генуи (И тали я) строится сухой док д л я танкеров дедвейтом до ІШ ІІІШ ІІН Ш И ІІІІІН Ш ІІІІІІШ Ш ІШ ІІІІ От «Камеля» до супердока І І І І І І І І І І І І І І І І І Ш І І І І І І І І Ш І І І І І 1 І І І І 1 Ш І І І 3 5 0 ты сяч тонн общей пло щадью около 100 ты сяч к в ад ратных метров. С амым крупным в мире на сегодня я в л я ет ся сухой- док в Японии, на верфи «Мицубиси» в Нагасаки, длина которого со ставляет 9 9 0 метров, а ширина 100 метров, оснащенный д в у мя мостовыми к ран ами общеіі грузоподъемностью 12 0 0 тонн. Д о к может принять одновре менно два танкера в о до изм ещ е нием по 3 6 0 тыс. тонн каждыіі. Строительство такого танкера о беспечивается в доке за 7 ме сяцев с момента закладки . Японские судостроители в 1980 году нам ерены присту пить к строительству еще более мощного сухого дока для су пер танкеров дедвейтом около 1 миллиона тонн, в районе города Саребо. Плавучие доки сейчас строят из стали и ж елезобетона, и они совсем не похожи на своих де ревянных предков- типа « К а мель». На палубе понтона у ста навливают кильблоки — ста ль- [о-е прям о у го л ьны е р азборны е коробки с дер ев ян ным и подуш ками наверху, причем при под нятии судна на к аж дый кил ь блок приходится по 100 — 2 0 0 тонн. Иногда бортовые кил ь блоки делают в виде балок с механизмом подъем а и поворо та. В 1 9 7 6 году польские судо строители построили крупней ший на балтийском флоте док подъемной силой 5 5 тысяч тонн, длиной 3 0 3 метра с не обычным крановым хозяйст вом. Д л я подъем а деталей вин- то-рулевой группы и валов ве сом от 50 до 100 тонн исполь зуется козловой кран с тремя тел еж к а м и грузоподъемностью до СО тонн. Понтон дока з ащ и щен от коррозии специальными красками и эл ектр и ческим и у с тройствами, а ца башнях име ются устройства, обеспечиваю щие центровку судов в доке с точностью до нескольких с ан тиметров. В последнее время вступил в строй док, построенный в А р хангельске для круглогодичной эксплуатации в условиях К р а й него Севера, с льдоплавильны - ми устройствами в балластных отсеках, а входу льда вместе с судном препятствуют пневмати ческие завесы и мощные потоки воды. Сравнительно большая стои мость доков вынуждает м акси мально у ско р я ть работу в них. что может обеспечить только автом атизаци я. Поэтому уже сейчас строятся доки, в кото рых ввод и подъем судна, р а бота эл ектростанци и и котлов а втом атизированы , не говоря уж е об автоматах для очистки и окраски, В связи с постоянным ростом морского и промыслового ф л о тов необходимость строительст ва таких доков очевидна. В. КОРОТКОВ, преподава тель Мурманского мореход ного училища им. И. И. Месяцева, инженер-меха ник. Редактор А. А. МИРОНОВ. « Ры б ны й Мурман». Индекс 5 5 6 5 4 . Цена 1 экз. — 2 (ton. Мурманская областная типография, г. Мурманск Зак. 223S, ПН-05195. Абсолютный чемпион 44-го Пр аздн ика С евера В. Филиппов. . -ЧТо.-ЧѴ vv -»k. £ 'V - 7 В минувшую субботу со стоялось первое о р ганизаци онное заседание в клубе « Ры б ац к и е зори». Его от кры ла за в ед ующ а я отделом к у л ьт б а зы Г. Н. Бушм анова. Она р асск азал а собравшимся о целях и задачах клуба. Перед моряками выступи ли: член Союза писателей ССС Р В. Тимофеев, коррес пондент радиостанции «А т л ан ти ка» А. Л андер, моло дая поэтесса Н. Брагина. Б ы л избран совет клуба. Председатель — В. Тимоф е ев,^ ч л е н ы совета: А. Л андер, Г. С. Коротаева — зав ед ую щ ая читальным залом ДМО, Г. Н. Б ушм ан о в а и автор этих строк. Моряки получили ответы на все интересующие их во просы. Принято решение прово дить за н я ти я клуба в по следнюю субботу каждого месяца. Моряки, интересую щ иеся произведениями сев е рян и сами делающие пер вые шаги в литературе, мо гут получить здесь консуль тацию и добрыіі совет, обме няться опытом и послушать о творчестве таких же, как они. моряков. Т. КОБЫЧЕВА . стар ший библиотекарь библи отеки плавсостава. Мурманск — 183001, Мурманский рыбный порт. ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 62-64, заместитель редактора, ответственный секретарь — 70-89, литературные сотрудника — 63 96 и 70 45. Вызов с городских АТС 7-62-64, 7-70-89, 7 63 96, 7 70-45. Около восьмидесяти китов погибло у восточного побе режья острова Флиндерс, расположенного в Бассовом проливе между австралий ским континентом и остро вом Тасмания. Их огромные туши, некоторые до 11 мет ров длиной, усеяли песча ный берег острова. Специа листы объясняют массовую гибель китов нарушением их «навигационных систем», что могло быть связано с сильным штормом, разы гравшимся на море, или че ресчур высоким приливом. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ -21 0 «Запад», РТ -2 9 3 «Артек», ППР «Ро за Люксембург». МАССОВАЯ ГИБЕЛЬ КИТОВ ЗАВТРА : РТ-281 «Алма- Ата», ПСТ-1307 «Рыбак З а полярья», БМРТ-131 « З а волжье'», СТР -309 «Сыктыв кар». Фото В. Нименского.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz