Рыбный Мурман. 1978 г. Март.

------ д И з рыбного сѣхръя—тажсситунж жімщетой п р о д у к ц и и ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ 3. ПУТИ и (Продолж ение. Нач. в № 2 7 — 29. 3 1 . 3 2 . 3 4 , 3 5 . 37). П А Р Т И Й Н О Е В Л И Я Н И Е — ВСЮДУ Реііс проходил за рейсом, сменялись люди, не был посто­ янным , р а зум еется, и состав парторганизации. Только неиз­ менно]"!, боевоіі оставалась роль партийной организации во всех вопросах многогранноіі жизни экипажа. В ноябре 1 9 7 6 года, когда возникла необходимость у л у ч ­ шить состояние учебы моряков в заочной школе, вопрос был вьшссен на обсуждение парти й­ ного собрания. После всесто- ■оцпего анал и за было принято постановление. обязывающее администрацию судна, команд­ ный состав совместно с общест­ венными органи зац иями повы­ сить внимание к этому делу, до­ биться, чтобы все моряки до 28 лет. не имеющие среднего об­ разования, учились в 3LLIM. Учеба была поставлена под по­ стоянный контроль. Д ействен­ ность такой меры не зам ед лила сказаться — в каждом рейсе от 20 до 30 моряков посещают занятия, зачеты сдают препо­ давателям и общественным кон­ сультантам . словом, учатся. В первом рейсе 19 7 7 года комсомольцы судна допустили если не ошибку, то оплош ­ ность. избрав своим вожаком матроса - палубника Владимира Юркова. Ошиблись потому, что не ѵчлн занятости Юркова, да и соответствующими данны ­ ми он не обладал. Партийная о рганизация рекомендовала комсомольцам освободить тов. Юркова от обязанностей с ек р е­ та гл. а избрать на этот пост коммуниста Р 3 Суликаева, четвертого механика. (Н а ск о л ь­ ко выбор о к азал с я пр авил ь­ ным, уж е было сказано). Тогда ж е было решено р е гулярно з а ­ слушивать отчеты коммунистов о воспитательной работе с мо­ лодыми моряками, и первым от­ чи тался новый сек р е та р ь ком ­ сомольской организации. Нем ал о усилий пр и лож ил и коммунисты, чтобы прижилось на судне новое дело — заготов­ ка рыбных отходов. Нуж но бы­ ло многих моряков, в том чис­ ле, к сожалению , и технолога, у беждать, что это необходимая мера, то есть морально гото­ вить эк и п аж к использованию того, что р аньш е шло в бараб а­ ны рыбомучной установки. Л ом к а старых понятий не бы ­ ла безболезненной, но пошла на пользу. В последнем рейсе моряки заготовили, в частности, 3 0 тонн голов трески на сумму около 5 ты сяч рублеіі, а н а­ правление сырца на пищевы е цели составило 8 8 ,4 процента, что значительно выше плана. Одна из ф орм активного в о з­ действия на моряков — настав­ ничество — на судне получила достаточную популярность. Д е ­ в я ть наставников имели 17 под­ ш ефных. Меж ду наставн иками и их подопечными зак лю чены взаим ны е договоры, выполне­ ние которых к онтролируют су­ довой комитет и бюро комсо­ мольской организации. Н а ст а в ­ ничество сталб э фф ек т и в ным ры чагом обучения и воспитания молодых моряков, число кото­ рых на судне доходит до 6 0 про­ центов. Авторитетны е, у в а ж а е ­ мые люди с достаточным про­ и зводственным и ж и зн ен ным опытом, к акими я в л яю тс я на­ ставники, обучают моряков ос­ новам работы в море, помогают им в профессиональном росте, в общеобразовательной учебе, способствуют процессу г р аж ­ данской, духовной зрелости. Особенно остро ощ ущ а л а с ь нуж да в наставничестве среди коллектива рыбоф абрики , где, кроме матросов Петруся, Ан д­ реева, Дудченко и рыбмастера Кузнецова, никто не имел до­ статочного производственного опыта, жизненной закал ки. Ком ­ мунисты утвер ди ли председ ате­ лем совета наставников матро­ са первого класса Н. Г. П е тр у ­ ся, члена КПСС . Николаіі Г ав­ рилович отдал много сил рабо­ те с молодежью , чтобы молодые моряки в возможно сж аты е сроки освоили все основные операции на ры боф абрике (а это облегчило бы в за им о за м ен я ­ емость). Своего подшефного В асили я Пикалова он обучил ус­ пешно выполнять обязанности мо р о зи лы ц и к а (в конце рейса новичок уж е стал матросом второго класса). Другой подо­ печный — молодой матрос Л ео ­ нид Макаревич освоил навыки глазу р о вщ ик а, р асф асо вщ ик а, о брезал плавники на станке, де­ л ал тушку. М акаревич о к а з а л ­ ся достойным своего учителя: за успехи в труде оп занесен на судовую Доску почета. Р у ­ левой Алексей ГІрищепа, буду­ чи наставником матроса В ади­ ма Демишкевич а, помог послед­ нему в учебе в ЗШМ . Если раньш е Д емишкевич к за н я т и ­ ям относился небрежно (с ним ра зб и р а л ас ь даж е комиссия со­ действия учебе в заочной ш ко ­ ле). то под воздействием настав­ ника в корне у л у чш и л свое по­ ведение и отношение к учебе, успешно окончил одиннадцатый класс, а затем поступил учи ть­ ся в УКК на радиооператора. Трос подшефных было в истек­ шем рейсе у матроса первого класса комсомольца Василия Ан дреева Усилия наставника т ож е о к азал и сь благотворными. Матрос Виктор Симакин, на­ пример, добился с помощью своего учителя высокоіі чести быть занесенным на судовую Доску почета, О Т В Е Т С Т В Е ННО С Т Ь КАЖ Д О Г О В создание здорового м ораль­ ного клим ата на судне вложил много сил член партии четвер­ тый механик Виталий Я к о вл е­ вич Шейкин. Отличный специа­ лист, хорошо подготовленный теоретически (Виталий Я к о в л е ­ вич оканчивает Одесское выс­ шее мореходное училище), Шеіікин активно участвовал в решении многих вопросов про­ изводства и общественной жиз­ ни. После вахт в машинном от­ делении охотно ш ел па ф абри­ ку для выработки филе, тушки. Он ж е в о зглав л ял ревизионную комиссию, участвовал в работе товарищеского суда, вы ступал с дельными предлож ениями на производственных совещаниях. К ак лектор, активно пропаган­ дировал решения XXV съезда КПСС , _м атер иалы о коеой Конституции СССР , постанов­ лен ия партии и правительства. Свою нем ал ую лепту в дело становления коллектива, моби­ л изации эк и п аж а на трудовые достижения вл ожи л коммунист М. Ф. Дудич, рефмашнпист. Передовик труда успешно соче­ тал выполнение должностных обязанностей с общественными. Член редколлегии стенгазеты , группы народного контроля, за ­ меститель председателя сѵдко- ма... Это он, Михаил Ф едоро­ вич Дудич, первым поднял во­ прос о полном отборе печени при ш кер ке трески. (Окончание следует). .'IIIIIMIIIIIIillillinillllllllllllllllllllltlllllllllllllllllllllinillllMinilllllllllllllllilllllllllillilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllj: I А . Г р у д и н § БМРТ „СВЕРДЛОВСК-1; ТРАДИЦИЯ ( РАБОТАТЬ э фф е к т и в н о Г І ІШ І ІІШ Ш ІІІ ІШ Ш ІІІ ІІІ ІІ ІІШ Ш ІШ І Ш ІІ ІІШ ІІШ Ш ІІШ ІІІ ІІ Ш ІШ І ІШ Ш І ІІ Ш ІІ ІІІ ІІІ ІІ ІІІ ІІ ІМ ІІ ІІІ ІШ І Ш Ш Ш І ІІН Ш І ІІІ ІІІ ІІ ? Зстафета наставничества У технолога на большом ■ промысловом судне забот, ■ что называется, выше голо- ■ вы Планировать работу ры- “ бефабрики так, чтобы рацио- ■ иально использовать весь J улов, продукцию вырабаты- ■ Еать высокого качества и ; только такого ассортимента, ; чтобы шла к потребителю ■ по «зеленой у л иц е > и чтобы ■ морякам высокий заработок ■ обеспечить. ■ Опытному технологу вид- . нее. когда и какую продук- ! цшо целесообразно выраба- Z тывать. II не всегда он со- £ гласеи по этому поводу с мне- ! ние.м капитан-директора. От- S стоять обоснованно свою 5 точку зрения, проявить упор- S ство не так-то просто. Но 5 Леонид Яковлевич завидно £ настойчив, несмотря па свою £ мягкость, тактичность. £ Дело свое он знает хоро- ■ шо. Велик практический ; опыт. Ведь уже восемнадца- ■ тыіі год трудится на промыс- ■ л о е ы х судах тралового фло- ■ та Еще в 19 6 2 году его, ма- ■ стера по обработке рыбы, ха- ■ рянтеризовали как большого S знатока технологии обработ- ■ ни рыбы. Затем теоретиче- * ская подготовка в Архан- ! гельском рыбопромышлен- ■ пом техникуме, который он ■ успешно закончил S -Леонид Яковлевич счита- I ет, что многое ему дали на- £ ставники, особенно выделяя £ среди них Николая Аптоно- J вича Холодена, одного из £ требовательнейших техноло- £ гов. Это он преподал ему £ уроки принципиальности, че- £ стности в решении хозяііст- £ венных вопросов. Л Я. Во- £ чаров всегда на страже со- ; блюдения ГОСТов, техниче- £ сних условий. Этого же тре- £ Сует он от мастеров обработ- £ ни рыбы, от каждого матро- ■ са-рыбообработчика. ' ■ В те времена, когда Л. Я. і Б о ч ар о в Был мастером по S Обработке рыбы, он проявил ■ себя специалистом техниче- £ скн грамотным, пы тливым , £ внес большой в клад в освое- 5 нне и «доводку» механизмов £ рыбофабрики па тогда еще £ новых судах типа «А л тай » . £ Со временем совсем не из- £ менился. II сейчас он не мо- £ ж ет равнодушно видеть, ког- £ да матрос вынуж ден выпол- £ пять вручную т яж е л ую или £ утомительную работу. Стре- £ мится что-то придумать, как- £ го облегчить. И часто доби- £ вается своего. £ Нет для него дел значи- ■ тельных пли пезначитель- ■ пых. Ко всему он относится £ серьезно, работает кропот- £ лпво. Много приходится пн- £ сать разл ичных отчетов и ■ актов. Отчеты, составленны е £ . I. Я. Б очаровым , всегда не £ только а к к у р а тн ы по нспол- £ нению, но и глубоки по мыс- £ ли. по а н ал и зу р езультатов £ рейса. Его отчеты выставле- £ ны на специальном стенде в ■ производственном отделе ! флота как образцовые. £ Воспитывать других от- £ ветственно, и нужно иметь £ на это моральное право. У ■ Леонида Я ко вл евич а Вочаро- ■ ва оно есть. Его авторитет ■ как специалиста, как чело- ■ века непререкаем . ■ Мастер по обработке рыбы £ Виктор Никитич Ш е я н за- £ кончил в 1 9 7 2 году Архан- £ гельский рыбопромышлен- ! ныіі техникум. Недавно при- £ нят в члены КПСС Готовый ; технолог. Скоро он пойдет в £ сам о сто ятел ьны е рейсы. А £ подготовил его к ним настав- £ пик — Л. Я. Бочаров. £ — Всем обязан ему, — ■! говорит Виктор Никитич. — S .Много он со мной занимал- £ ея на переходах. Учил всему. £ Вот, скаж ем , п ришел техно- £ лог впервые на судно. К ак £ правильно акт приемки со- £ ставить? А потом придется £ еще много всяких приемо- £ •’даточных актов составлять. £ отчетов, коносаментов. II не £ теоретически учил, а прантн- £ чесни Т ак что целую папку Г м атериалов подготовил. А £ уж докум ентацию Л еонид £ Я ковл евич оф орм л яет так, £ что л у чш е не п ри дум аеш ь. £ Учился у него расстанов- £ ке людеіі на ры боф абрике. £ С н ачала беседовали с каж - £ дым моряком , у чи ты в ал и их £ специальности, классность, £ склонности. Все это дела- £ лось на переходах. З атем в £ ходе промы сла более глубо- £ кое изучение возможностей £ моряков, перестановки их в £ сменах. £ К ак руководитель, продол- ■ ж ае т В. Н. Ш е ян , он просто ; зам еч ател ьны й. Нет у него ; так н а зы в ае мы х любимчи- £ ков. Это там, в каюте, дру- ; зья, а на работе только на ; «вы» и требования ко всем ; одинаковые. Строг к недо- ■ статкам. На первый раз за- ■ мечание, а потом и в каюту ■ вы зовет. ■ В. Н. Ш еян , имея на то £ все данные, на должность £ помощника капитана по про- £ нзводству особенно не спе- £ шил. К а к он говорит, опыта £ побольше н абирался. Счита- £ ет, что. после «бочаровской» £ ш колы можно будет и папы- J таться. И это не только его ■ мнение. £ Вместе со своим наставни- £ ком В. Н. Ш е я н вы у чи л м а ­ троса палубноіі команды А. А. Т к ач ен к о консервному производству Сдает он т е ­ перь эк зам е н на помощника консервного мастера. Т ео ре­ тическую ш колу проходил в каю те технолога: и зучал ГОСТы , технические у с л о ­ вия. Много хорошего перен ял у Л. Я. Б о ч ар о в а и мастер по обработке рыбы А. Н. По- мигуев. И одну из главны х черт — ум ен ие п ередавать свой о пы т молодежи. К омм у ­ нист, председ ател ь судового комитета о сущ еств ля л на­ ставничество над матросами Михаилом Г ар к а вым . Нико­ лаем Ониковым и Р а м и л е м Г абдурахмановым . Они впер­ вые пошли на ПП Р , а здесь техника и процесс обработки рыбы иные, чем на кораблях другого типа. Учил их ма­ стерству. II к концу рейса Габдурахманов и Г ар кавый получили к в ал иф и к ац ию ма­ тросов первого класса, а Оии- ков — второго Все они учи­ лись в заочной школе м о р я ­ ков, Придут с вахты уста­ лые, вроде не до учебы. Убеждал. Учились парни. Когда речь заходит о н а­ ставниках, почему-то пред­ став ляю тся люди степенные, немолодые, прошедшие вой­ ну. Да, таких в траловом флоте много. Л еонид Я ко вл евич Б о ч а ­ ров — новая поросль этой зам ечательной школы. — Я помню, как гремели бои на Курской дуге, — го­ ворит Л еонид Яковлевич. Но сколько ему тогда бы­ ло, урож енц у 1941 года с ме­ стом р ож дения — прифрон­ товая полоса? Отложились ли у него в п ам яти громы, я ростны х а р тил л ер ийск их подготовок, бомбежек, с к а ­ зать трудно. Л егч е пред­ с та в ля е тся его военное детст­ во, если кроме него на руках матер и в эту суровую годину осталось еще четыре рта. А отец, как и положено, на фронте. С четырн ад цати лет рос уж е без отца. С к а зал и с ь ста­ ры е раны , тяготы фронтовой жизни. Оставил сирот, не £ довел до дела... II когда Лсо- £ нид Я ковлевич кончил шко- £ лу, ср азу ж е подался на £ Мурман и поступил в трало- £ .вый флот. О тсл уж и л поло- ! женпыіі срок в Советской £ Армии и возвратился сюда £ опять. £ Смотришь на Леонида £ Яковлевича: совсем еще мо- £ лод Следов морские походы ! на нем не оставили. Вероят- £ но, с к азал ась дружба со £ спортом. £ Раиса Игнатьевна, жена £ Бочарова, работает в -С ев- £ ры бебы те», т ак что оба они £ делают одно дело: поставля- £ ют на народный стол рыб- £ ную продукцию. £ Что касается Леонида і Яковлевича, то его труд вй- £ ден наглядно. Экипаж * Гру- £ манта» во втором году деся- £ тоіі пятилетки намного пере- £ выполнил план по выработке £ пищевой рыбной продукции, £ почти вдвое пе р ек ры л план £ по выработке тушки, направ- £ леи ие сырца на пищевые це- £ ли только в первом полуго- £ дии 1977 года составилб £ 9 6 ,8 процента. £ Е. ЮРЬЕВА. • ■ £ На снимке: (слева налра- £ во) м астер по обработке ры- £ бы А. Н. Помигуев, помощ- £ ник капитана по производег- £ ву Л. Я. Бочаров, м астер по £ обработке рыбы В. Н. Шея н . s Фото Б. Щукина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz