Рыбный Мурман. 1978 г. Март.

С промысла - В ПО0Т Нечистая сила в трюме, или почему « Ижевск » более двух месяцев простоял в порту ФЕЛЬЕТОН З згл ян у з з широкую пасть трюма, технолог был так оша­ рашен и та:; округлил глаза, что стоявший рядом рыбообра- Оотчиг; испугался; а вдруг в і ;ло.че нечистая сила! 0;іа и в самом деле была не­ чистой. В рыбном трюме, мас­ лянисто поблескивая, колыха­ лась угольно-черная жидкость. — Мазут! — схватился за гал: зу технолог. Из на шутку встревоженный, о:; поднялся в каюту капитана. — Какой мазут? Где мазут? Почему мазут? — капитан-ди­ ректор БМРТ «Ижевск» И. И. Сысоез. принявший судно пос­ ле ремонта от капитана Коко- вана. был невозмутим. — Я же отдал приказание. Да, приказание было. Седь- м г декабря для улучшения остойчивости судна решили пе­ репустить из бортовых танков V/ 2 и № 3 120 тонн топлива. Старший механик Р. И. Било­ не н поручил это вахтенному второму механику Попову. Но Попову было не до прика­ зания, его занимали другие за- боты. Так он и ответствовал своим старшим начальникам. — Ладно, не горим, — оце­ пил обстановку благодушно на­ строенный капитан Сысоев. — Да и не тонем, — прики­ нул ситуацию старший механик Бнлонен. — Перекачаем завтра, — слаженным дуэтом порешили начальники, — не перевернет же судно за сутки нечистая сила. А назавтра заступил на вахту третий механик Касья- иенко. На него и обратили свои взоры стармех и капитан; — Давай, Касьяненко, качни мазут... — Есть качнуть! — отчека­ нил третий механик, уровень ретивости которого явно выше уровня квалификации. И он, желая потрафить на­ чальству, принялся действо­ вать, руководствуясь при этом незыблемым н четким прави­ лом: «Была не была». А нечистая сила, как всегда в таких случаях и с такими специалистами, не дремала. Она быстро отыскала открытые горловины трюма и ручьем топ­ лива поползла из второго в пер­ вый рыбный трюм. Никто: ни капитан Коковин, ни старший механик Спеков, сдавшие судно с открытыми горловинами, ни принявшие его после ремонта капитан Сысоев, его старший помощник Крав­ ченко, третий механик Касья­ ненко—так и не заметили, что в трюм «Ижевска» пробралась эта самая нечистая сила. II только потом обнаружили ее.. Отход судна на промысел был отложен на неопределен­ ное время. Все эти «специалисты», ф а­ милии которых названы, на все лады повторяют: «попутала не­ чистая...» Да и как не поминать ее, ес­ ли изгонять из трюма эту не­ чистую силу пришлось с 10 де­ кабря по 22 февраля. А теперь от мифического — к реальному. «Ижевск» про­ стоял в порту более двух меся­ цев. Простой судна этого типа в течение суток обходится в 3 тысячи 628 рублей. А таких суток насчитывается по мень­ шей мере 75. Таким образом, «Ижевск» простоял примерно на 300 ООО рублей. Бы л выведен из строя боль­ шое! морозильный траулер, нужный на промысле, экипажу начислялась зарплата. В том числе и капитану — более 400 рублей в месяц, старшему ме­ ханику — такая же примерно сумма, старпому — около того же и третьему механику — бо­ лее 300 рублей, которые все они аккуратно получали еже­ месячно. Так сказать, чистыми. Как это ни странно, чисты­ ми и сухими из мазутной ситу­ ации вышли все: Сысоев, Вило- нен, Кравченко, Касьяненко. Даже выговора не получили. Похоже, еще кого-то попута­ ла нечистая. К. ИЛЬИН. ЛЕГЕНДЫ О ЩУКЕ Щупа — одна из самых распространенных рыб. Ее знают все, ловят круглый год (исключая, конечно, вре­ мя нереста) и всеми видами снастей. Этим, наверное, и объясняется, что о ней сло­ жили немало легенд. Одна из них гласит, что щука достигает гигантских размеров и довольно пре­ клонного возраста. Удильщи­ ки при этом обязательно ссылаются на Л. П. Сабане­ ева, который в своем извест­ ном труде «Рыбы России» писал: «Самая крупная щу­ ка из когда-либо пойманных — это историческая щука императора Фридриха II, лущенная им, как значилось на кольце, в 1230 году в од­ но озеро близ Хейльбронна к вытащенная неводом в 1497 году, то есть через 2 67 лет. От старости рыба совершенно побелела. Вели­ чина ее была 19 футов, то есть с лишком 8 аршин, а весила она 8 пудоя 30 фун­ тов. Портрет этой щуки со­ хранился до сих пор в замке Лаутерн, а скелет и кольцо — в Мангейме». Однако не­ мецкий профессор Окен еще в tfi26 году писал, что над­ пись ка кольце гласит; <Я та самая щука, котоиую в ^тог пвуд посагн.л собствен­ ными "ѵками Фридрих II 5 октября 1930 года». Меж ­ ду тем документально под­ тверждено, что этот импера­ тор в то впемя находился в Италии н посадить щѵку в Германии не мог. К тому ж е самый простой подсчет пока­ зал, что в скелете «историче­ ской» щуки собраны позвон­ ки нескольких ее сестер. Удивительно, что эта «со­ ставная» щука и сейчас еще нет-нет, да и всплывет в ка­ кой-нибудь статье или замет­ ке. Каковы же в действитель­ ности предельные размеры щуки? Длина до 1,5 метра, вес до 35 кг (определитель «Рыбы СССР», Москва, 1969 г.), а возраст, по дан­ ным профессора И. Арноль­ да, до ста лет. По другой легенде щука очень вредна и подлежит повсеместному и полному уничтожению. В действи­ тельности, конечно, дело об­ стоит совсем иначе — щука полезна. В некоторых случа­ ях ее специально разводят, притом даже в прудовых хо­ зяйствах, И неудивительно; щука — отличный биологи­ ческий санитар, так как она поедает главным образом ра­ неных, уродливых и боль­ ных рыб, чем препятствует распространению заболева­ ний. Это, наверное, многим известно, а вот о том, что сна поедает главным обра­ зом «сорную» рыбу, знают далеко не все. Ученые дока­ зали, что уменьшение пого­ ловья «сорной» рыбы позво­ ляет ценным видам расти быстрее. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТ ­ СЯ ПРИХОД: РТ -220 «Вил- ково», ПСТ-1315 «Красно­ лесье», БМРТ -4 40 «Плуто­ ний», БМРТ -4 39 «Му- ромск». ЗАВТРА ; РТ -293 «Ар­ тек». 7 МАРТА : ПСТ-1317 <•Крае попер екопск», ППР «Заполярный». Редактор А. А. МИРОНОВ. Администрация, партийный комитет, базовый комитет профсоюза и коллектив подменных экипажей Мурманского ордена Октябрьской Революции тралового флота с глубо­ ким прискорбием извещают, что 1 марта скончался член КПСС с 1943 года, участник Великой Отечественной войны, ветеран флота, матрос УЧЕНОВ Сергей Николаевич, и выражают искреннее соболезнование родным и близким покойного. Гражданская панихида состоится 6 марта в 14 часов но адресу: ул. Ломоносова, дом 17, корп. 1, кв. 51. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. За а. 1340. ПП-02114. го на врага страх. < і( В XVII веке украшения У носов на европейских кораб- |І( лях «разрослись» до таких <і, размеров, что стали угро- 11 ' жать остойчивости судна, jt. Кроме того, цена украшенно- ||| го корабля совершенно ней- |>, моверно вырастала отнюдь |і не за счет улучшения его су- |>! доходных пли боевых ка- |і! честв. ()' Первыми попытались от- |l' казаться от дорогих и в об- (і' щем-то ненужных украше- ,і' ний трезвые и расчетливые , і лорды из Британского адми- ралтейства. Дело было в (і' XVII веке, и лорды учли (і все: экономию, улучшение (|' технических данных, забыв (|' только одно — психологию (|‘ моряков. Те наотрез отказа- S лись выходить в море на «го- а лых» судах. Запрет был от- S менен. (і‘ Чем больше строили ко- , і1 И ВОЛНЫ Н Е ТАК УЖ ДАВНО — несколько поколений назад — океаны и мо­ ря буквально кишели всякой тварью. Мы имеем в виду, конечно, не смирную сельдь или кроткую камбалу, а су­ щества страшные и таинст­ венные. Морского змея, спо­ собного проглотить корабль, осьминога, одним движением пары-другой щупалец та­ щившего судно на дно, а также морских обольститель­ ниц и прочего, прочего, сре­ ди чего «Летучий голлан­ дец» к азался не таким уж страшным. Верили этим рассказам сухопутные слушатели или нет, сказать трудно, но, во всяком случае, в присловиях многих народов образ моря­ ка, любящего приврать, за­ нимал примерно то же ме­ сто, что у нас охотник или рыбак. Главное другое: са­ ми моряки свято во всю эту сверхъестественную чушь ве­ рили. И старались от нее уберечься всеми доступны­ ми средствами; амулетами, талисманами, заклинаниями. В серьезном рейсе нельзя было допустить присутствия женщины на борту. За пле­ вок на палубу можно было угодить за борт. Моряки обзаводились аму­ летами, потому что рискова­ ли жизнью; владелец кораб­ ля рисковал имуществом. И относительную безопасность своего корабля и груза обес­ печивал тем, что на носу по­ мещал вырезанную из дере­ ва статую. Изображение прекрасной: дамы, чтобы околдовать и сбить с толку злые силы, или уродину — чудовище, столь страшное, чтобы напугать их раз и на­ всегда. Начало, как и всему на море, положили финикияне. Носы их кораблей украшала конская голова. Древние египтяне отдавали предпоч­ тение голове быка Аписа — священного животного. В раннем средневековье, когда волны морей стали бо- роздить ладьи викингов, уз­ нать их было не трудно по голове дракона. И каждому, кто видел разъяренного дра­ кона, становилось ясно, что на палубе решительные вои­ ны с наточенными боевыми топорами и щитами из липо­ вого дерева. Таковы предки затейливо вырезанных скульптур, кото­ рые еще в начале нашего ве­ ка украшали каждый уважа­ ющий себя деревянный ко­ рабль. Причем резчики бы­ ли не просто ремесленника­ ми, выпускающими продук­ цию на потоке, — нет, каж­ дая скульптура была произ­ ведением искусства. С течением времени, когда железная техническая целе­ сообразность окончательно определила форму и вид ны­ нешнего судна, ' деревянная скульптура исчезла так же, как и корабли, носы кото­ рых она украшала. И десят­ ки скульптур провалялись бы невесть где, пока лет де­ сять назад не стали их соби­ рать в морские музеи. Самая богатая коллекция собра­ на теперь в Стокгольмском морском музее — с эпохи викингов до времени судо­ владельца Юхана Нурдбер- га с Аландских островов. Языческие символы сме­ нялись ангелами, мадонна­ ми, святыми: выяснилось, что они гораздо лучше ох­ раняют судно на водах. Единственным апостолом, на изображение которого на но­ су наложено строгое табу, был апостол Петр — так как при жизни ходил пешком по воде. Казалось бы, что столь непотопляемый святой, нао­ борот, будет у моряков в чести, но пути суеверий не­ исповедимы... Уже в конце средних ве­ ков святые уступили место мифологическим персонажам (Гераклу, например, или Ме­ дузе Горгоне) и геральдиче­ ским зверям. Военные моря­ ки особенно уважали едино­ рога — зверя мощного, храб­ рого и ужасного, нагоняюще­ раблей, тем меньше было возможностей пригласить н а­ стоящего художника. В то время как дл я воен­ ных кораблей предписыва­ лись изображения патриоти­ ческие и боевые, торговый флот предпочитал сугубо ци­ вильные мотивы, особенно дам щедрых форм. По мне­ нию доморощенных психоло­ гов, подобные скульптуры долліны были хоть как-то скрасить морякам долгие месяцы одиночества, напо­ миная родной дом и остав­ ленных подруг. Впрочем, иногда судовла­ делец хотел напомнить моря­ кам другое. В историю во­ шел аландский судовладелец Юхан Нурдберг. Для того, чтобы экипаж — от капита­ на до юнги — нп на минуту нѳ забывал, кто их хозяин, он распорядился украсить нос своего судна «Звезда Таваста» собственным рас­ крашенным скульптурным портретом. С усами и боро­ дой, в котелке и галстуке, в рубашке с аккуратно выре­ занными пуговичками. Дело было перед первой мировой войной. Увы, эффект оказался со­ вершенно неожиданным и, надо прямо сказать, для г-на Нурдберга неприятным. Ма­ ло того, что матросы собст­ венного его судна, развлека­ лись, соревнуясь, кто точнее плюнет на деревянную шл я­ пу или метко попадет с бере­ га гнилым помидором в р ез­ ное лицо, они стали назы ­ вать изображение хозяина «идолом» или «дураком». Впоследствии название пере­ шло на корабль. II когда судовладелец ус­ лышал, как с берега кричат; «Эй, на «Дураке»!» — он понял, что пора свое изо­ бражение снимать. Так вошел в историю Юхан Нурдберг, и заверши­ лась долгая история резных изображений, устрашавших ветры и волны несколько тысяч лет. Л. ОЛЬГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz