Рыбный Мурман. 1978 г. Март.
С промысла - В ПО0Т Нечистая сила в трюме, или почему « Ижевск » более двух месяцев простоял в порту ФЕЛЬЕТОН З згл ян у з з широкую пасть трюма, технолог был так оша рашен и та:; округлил глаза, что стоявший рядом рыбообра- Оотчиг; испугался; а вдруг в і ;ло.че нечистая сила! 0;іа и в самом деле была не чистой. В рыбном трюме, мас лянисто поблескивая, колыха лась угольно-черная жидкость. — Мазут! — схватился за гал: зу технолог. Из на шутку встревоженный, о:; поднялся в каюту капитана. — Какой мазут? Где мазут? Почему мазут? — капитан-ди ректор БМРТ «Ижевск» И. И. Сысоез. принявший судно пос ле ремонта от капитана Коко- вана. был невозмутим. — Я же отдал приказание. Да, приказание было. Седь- м г декабря для улучшения остойчивости судна решили пе репустить из бортовых танков V/ 2 и № 3 120 тонн топлива. Старший механик Р. И. Било не н поручил это вахтенному второму механику Попову. Но Попову было не до прика зания, его занимали другие за- боты. Так он и ответствовал своим старшим начальникам. — Ладно, не горим, — оце пил обстановку благодушно на строенный капитан Сысоев. — Да и не тонем, — прики нул ситуацию старший механик Бнлонен. — Перекачаем завтра, — слаженным дуэтом порешили начальники, — не перевернет же судно за сутки нечистая сила. А назавтра заступил на вахту третий механик Касья- иенко. На него и обратили свои взоры стармех и капитан; — Давай, Касьяненко, качни мазут... — Есть качнуть! — отчека нил третий механик, уровень ретивости которого явно выше уровня квалификации. И он, желая потрафить на чальству, принялся действо вать, руководствуясь при этом незыблемым н четким прави лом: «Была не была». А нечистая сила, как всегда в таких случаях и с такими специалистами, не дремала. Она быстро отыскала открытые горловины трюма и ручьем топ лива поползла из второго в пер вый рыбный трюм. Никто: ни капитан Коковин, ни старший механик Спеков, сдавшие судно с открытыми горловинами, ни принявшие его после ремонта капитан Сысоев, его старший помощник Крав ченко, третий механик Касья ненко—так и не заметили, что в трюм «Ижевска» пробралась эта самая нечистая сила. II только потом обнаружили ее.. Отход судна на промысел был отложен на неопределен ное время. Все эти «специалисты», ф а милии которых названы, на все лады повторяют: «попутала не чистая...» Да и как не поминать ее, ес ли изгонять из трюма эту не чистую силу пришлось с 10 де кабря по 22 февраля. А теперь от мифического — к реальному. «Ижевск» про стоял в порту более двух меся цев. Простой судна этого типа в течение суток обходится в 3 тысячи 628 рублей. А таких суток насчитывается по мень шей мере 75. Таким образом, «Ижевск» простоял примерно на 300 ООО рублей. Бы л выведен из строя боль шое! морозильный траулер, нужный на промысле, экипажу начислялась зарплата. В том числе и капитану — более 400 рублей в месяц, старшему ме ханику — такая же примерно сумма, старпому — около того же и третьему механику — бо лее 300 рублей, которые все они аккуратно получали еже месячно. Так сказать, чистыми. Как это ни странно, чисты ми и сухими из мазутной ситу ации вышли все: Сысоев, Вило- нен, Кравченко, Касьяненко. Даже выговора не получили. Похоже, еще кого-то попута ла нечистая. К. ИЛЬИН. ЛЕГЕНДЫ О ЩУКЕ Щупа — одна из самых распространенных рыб. Ее знают все, ловят круглый год (исключая, конечно, вре мя нереста) и всеми видами снастей. Этим, наверное, и объясняется, что о ней сло жили немало легенд. Одна из них гласит, что щука достигает гигантских размеров и довольно пре клонного возраста. Удильщи ки при этом обязательно ссылаются на Л. П. Сабане ева, который в своем извест ном труде «Рыбы России» писал: «Самая крупная щу ка из когда-либо пойманных — это историческая щука императора Фридриха II, лущенная им, как значилось на кольце, в 1230 году в од но озеро близ Хейльбронна к вытащенная неводом в 1497 году, то есть через 2 67 лет. От старости рыба совершенно побелела. Вели чина ее была 19 футов, то есть с лишком 8 аршин, а весила она 8 пудоя 30 фун тов. Портрет этой щуки со хранился до сих пор в замке Лаутерн, а скелет и кольцо — в Мангейме». Однако не мецкий профессор Окен еще в tfi26 году писал, что над пись ка кольце гласит; <Я та самая щука, котоиую в ^тог пвуд посагн.л собствен ными "ѵками Фридрих II 5 октября 1930 года». Меж ду тем документально под тверждено, что этот импера тор в то впемя находился в Италии н посадить щѵку в Германии не мог. К тому ж е самый простой подсчет пока зал, что в скелете «историче ской» щуки собраны позвон ки нескольких ее сестер. Удивительно, что эта «со ставная» щука и сейчас еще нет-нет, да и всплывет в ка кой-нибудь статье или замет ке. Каковы же в действитель ности предельные размеры щуки? Длина до 1,5 метра, вес до 35 кг (определитель «Рыбы СССР», Москва, 1969 г.), а возраст, по дан ным профессора И. Арноль да, до ста лет. По другой легенде щука очень вредна и подлежит повсеместному и полному уничтожению. В действи тельности, конечно, дело об стоит совсем иначе — щука полезна. В некоторых случа ях ее специально разводят, притом даже в прудовых хо зяйствах, И неудивительно; щука — отличный биологи ческий санитар, так как она поедает главным образом ра неных, уродливых и боль ных рыб, чем препятствует распространению заболева ний. Это, наверное, многим известно, а вот о том, что сна поедает главным обра зом «сорную» рыбу, знают далеко не все. Ученые дока зали, что уменьшение пого ловья «сорной» рыбы позво ляет ценным видам расти быстрее. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТ СЯ ПРИХОД: РТ -220 «Вил- ково», ПСТ-1315 «Красно лесье», БМРТ -4 40 «Плуто ний», БМРТ -4 39 «Му- ромск». ЗАВТРА ; РТ -293 «Ар тек». 7 МАРТА : ПСТ-1317 <•Крае попер екопск», ППР «Заполярный». Редактор А. А. МИРОНОВ. Администрация, партийный комитет, базовый комитет профсоюза и коллектив подменных экипажей Мурманского ордена Октябрьской Революции тралового флота с глубо ким прискорбием извещают, что 1 марта скончался член КПСС с 1943 года, участник Великой Отечественной войны, ветеран флота, матрос УЧЕНОВ Сергей Николаевич, и выражают искреннее соболезнование родным и близким покойного. Гражданская панихида состоится 6 марта в 14 часов но адресу: ул. Ломоносова, дом 17, корп. 1, кв. 51. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. За а. 1340. ПП-02114. го на врага страх. < і( В XVII веке украшения У носов на европейских кораб- |І( лях «разрослись» до таких <і, размеров, что стали угро- 11 ' жать остойчивости судна, jt. Кроме того, цена украшенно- ||| го корабля совершенно ней- |>, моверно вырастала отнюдь |і не за счет улучшения его су- |>! доходных пли боевых ка- |і! честв. ()' Первыми попытались от- |l' казаться от дорогих и в об- (і' щем-то ненужных украше- ,і' ний трезвые и расчетливые , і лорды из Британского адми- ралтейства. Дело было в (і' XVII веке, и лорды учли (і все: экономию, улучшение (|' технических данных, забыв (|' только одно — психологию (|‘ моряков. Те наотрез отказа- S лись выходить в море на «го- а лых» судах. Запрет был от- S менен. (і‘ Чем больше строили ко- , і1 И ВОЛНЫ Н Е ТАК УЖ ДАВНО — несколько поколений назад — океаны и мо ря буквально кишели всякой тварью. Мы имеем в виду, конечно, не смирную сельдь или кроткую камбалу, а су щества страшные и таинст венные. Морского змея, спо собного проглотить корабль, осьминога, одним движением пары-другой щупалец та щившего судно на дно, а также морских обольститель ниц и прочего, прочего, сре ди чего «Летучий голлан дец» к азался не таким уж страшным. Верили этим рассказам сухопутные слушатели или нет, сказать трудно, но, во всяком случае, в присловиях многих народов образ моря ка, любящего приврать, за нимал примерно то же ме сто, что у нас охотник или рыбак. Главное другое: са ми моряки свято во всю эту сверхъестественную чушь ве рили. И старались от нее уберечься всеми доступны ми средствами; амулетами, талисманами, заклинаниями. В серьезном рейсе нельзя было допустить присутствия женщины на борту. За пле вок на палубу можно было угодить за борт. Моряки обзаводились аму летами, потому что рискова ли жизнью; владелец кораб ля рисковал имуществом. И относительную безопасность своего корабля и груза обес печивал тем, что на носу по мещал вырезанную из дере ва статую. Изображение прекрасной: дамы, чтобы околдовать и сбить с толку злые силы, или уродину — чудовище, столь страшное, чтобы напугать их раз и на всегда. Начало, как и всему на море, положили финикияне. Носы их кораблей украшала конская голова. Древние египтяне отдавали предпоч тение голове быка Аписа — священного животного. В раннем средневековье, когда волны морей стали бо- роздить ладьи викингов, уз нать их было не трудно по голове дракона. И каждому, кто видел разъяренного дра кона, становилось ясно, что на палубе решительные вои ны с наточенными боевыми топорами и щитами из липо вого дерева. Таковы предки затейливо вырезанных скульптур, кото рые еще в начале нашего ве ка украшали каждый уважа ющий себя деревянный ко рабль. Причем резчики бы ли не просто ремесленника ми, выпускающими продук цию на потоке, — нет, каж дая скульптура была произ ведением искусства. С течением времени, когда железная техническая целе сообразность окончательно определила форму и вид ны нешнего судна, ' деревянная скульптура исчезла так же, как и корабли, носы кото рых она украшала. И десят ки скульптур провалялись бы невесть где, пока лет де сять назад не стали их соби рать в морские музеи. Самая богатая коллекция собра на теперь в Стокгольмском морском музее — с эпохи викингов до времени судо владельца Юхана Нурдбер- га с Аландских островов. Языческие символы сме нялись ангелами, мадонна ми, святыми: выяснилось, что они гораздо лучше ох раняют судно на водах. Единственным апостолом, на изображение которого на но су наложено строгое табу, был апостол Петр — так как при жизни ходил пешком по воде. Казалось бы, что столь непотопляемый святой, нао борот, будет у моряков в чести, но пути суеверий не исповедимы... Уже в конце средних ве ков святые уступили место мифологическим персонажам (Гераклу, например, или Ме дузе Горгоне) и геральдиче ским зверям. Военные моря ки особенно уважали едино рога — зверя мощного, храб рого и ужасного, нагоняюще раблей, тем меньше было возможностей пригласить н а стоящего художника. В то время как дл я воен ных кораблей предписыва лись изображения патриоти ческие и боевые, торговый флот предпочитал сугубо ци вильные мотивы, особенно дам щедрых форм. По мне нию доморощенных психоло гов, подобные скульптуры долліны были хоть как-то скрасить морякам долгие месяцы одиночества, напо миная родной дом и остав ленных подруг. Впрочем, иногда судовла делец хотел напомнить моря кам другое. В историю во шел аландский судовладелец Юхан Нурдберг. Для того, чтобы экипаж — от капита на до юнги — нп на минуту нѳ забывал, кто их хозяин, он распорядился украсить нос своего судна «Звезда Таваста» собственным рас крашенным скульптурным портретом. С усами и боро дой, в котелке и галстуке, в рубашке с аккуратно выре занными пуговичками. Дело было перед первой мировой войной. Увы, эффект оказался со вершенно неожиданным и, надо прямо сказать, для г-на Нурдберга неприятным. Ма ло того, что матросы собст венного его судна, развлека лись, соревнуясь, кто точнее плюнет на деревянную шл я пу или метко попадет с бере га гнилым помидором в р ез ное лицо, они стали назы вать изображение хозяина «идолом» или «дураком». Впоследствии название пере шло на корабль. II когда судовладелец ус лышал, как с берега кричат; «Эй, на «Дураке»!» — он понял, что пора свое изо бражение снимать. Так вошел в историю Юхан Нурдберг, и заверши лась долгая история резных изображений, устрашавших ветры и волны несколько тысяч лет. Л. ОЛЬГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz