Рыбный Мурман. 1978 г. Май.

Завтра,—М еж д ун а р о д ны й д е н ь защиты детеж г ІШ ІІІІІІІ.......Ш ІІШ ІШ ІІІШ ІІ...................... Школа № 2 — одна из самых первых в Мур­ манске. Ее питомцы разъехались по Союзу, работают в различных от­ раслях народного хозяй­ ства, служат в Советской Армии, охраняя наш мир­ ный труд. В школе просторный актовыіі зал с большими светлыми окнами, через которые видна централь­ ная магистраль города — проспект имени В. И. Ленина. Много интересно­ го видели стены этого за­ ла: здесь проходили все школьные торжества, гре­ мели выпускные балы, повзрослевшие школьни­ ки получали аттестаты зрелости, прощаясь с учи­ телями, давшими им пу­ тевку в большую и инте­ ресную жизнь. В актовом зале вручают комсомоль­ ские билеты, принимают . пионеры и октябрята. Дружина школьной пио­ нерии носит имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. - Проходивший недавно очередной сбор совет дру­ жины решил назвать так: «Равнение на героев тру­ да!» Пригласили на него своих шефов — моряков ордена Октябрьскоіі Р е­ волюции Мурманского тралового флота. Встретились дедушки и внучата. Пионерам два­ дцатых годов, комсомоль­ цам тридцатых было ин­ тересно услышать о д е­ лах сегодняшних пионе­ ров и комсомольцев. Сидят в актовом зале бывалые моряки, внима­ тельно слушают короткие рапорты председателей советов отрядов: «Мы идем маршрутом «В стра­ ну знаний»! Наш курс — пиоперстрой! Что намече­ но — сделано!» Сидят пожилые люди, ветераны войны и труда и вспоминают ушедшие годы, свое красногалстуч-- ное детство. Нет. не зрл прожили они большую и нелегкую жизнь, работа­ ли, гсевали, многие их фронтовые друзья сложи­ ли головы за счастливое будущее. Не напрасно это было. Хорошая поросль взошла на доброй ниве. Моряки просили пере­ дать через газету пионе­ рам серде чиый * привет, пожелать им хорошей учебы, веселых каникул и счастливой жизни! промысла —в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-314 «Мед­ вежьегорск», РТ-265 «Грпди- но». З А В Т Р А : Р Т - 2 8 1 « А л .ч а - А т а » , Т Р « В . С е р о в » экипа­ ж а Б М Р Т - 2 4 1 3 « В е р х о в а - н а » ( в 1 1 . 0 0 н а т е п л о х о д е ) . М у р м а н с к — 1 8 3 0 0 1 , М у р м а н с к и й р ы б н ы й п о р т . Т Е Л Е Ф О Н Ы : р е д а к т о р — 6 2 6 4 , з а м е с т и т е л ь р е д а к т о р а , о т в е т с т в е н н ы й с е к р е т а р ь — 7 0 8 9 , л и т е р а т у р н ы е с о т р у д н и к и — 6 3 9 6 и 7 0 4 5 . В ы з о в с г о р о д с к и х А Т С 7 - 6 2 - 6 4 , 7 - 7 0 8 9 , 7 - 6 3 9 6 , 7 7 0 4 5 . «Рыбный Мурман». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 кол. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 4235. П Н -0 1 4 8 9 . В е р н о с т ь п амя т и г ероев «Дорогие товарищи! Обраща­ юсь с просьбой: если в буду­ щем вами будут организованы походы следопытов по местам боевоіі славы, прошу поручить им отыскать место захороне­ ния моих погибших товари­ щей...» Так начиналось письмо участника боев в Заполярье Николая Ивановича' Сучкова, которое было переслано в крае­ ведческий музей школы № 10 Мурманска. В письмо была вло­ жена схема расположения захо­ ронения. Ребят не нужно было угова­ ривать. Вскоре же отправи­ лись на поиски. И наконец бы­ ло найдено это захоронение — около 40 могил. Деревянные пирамидки покосились от вре­ мени, поржавели самодельные, из жести звезды. Школьники горячо взялись за дело. Привели в порядок мо­ гилы, высадили аллею деревьев. Сами изготовили памятник, а потом в мороз, в пургу, когда сопки замело снегом, а машина, на которой они добирались, про­ валилась в ручей, выгрузили памятник и цемент на само­ дельные сани и в воскресенье по целине, за 15 километров or дороги, временами по пояс проваливаясь в снег, доставили памятник ка кладбище. А потом было другое письмо: «Дорогие сынки и доченьки! В Мурманской области в боях с немецкими фашистами 18 ию­ ня 1944 г. был убит мой сын Николай Бессонов. ...Приехать к вам я не могу: я старая и здоровье очень плохое. У меня было двое сы­ новей, и оба геройски погибли... Прошу в День Победы от моего имени возложить на могилу мо­ его сына и его погибших това­ рищей венок...» И летит в далекую алтайскую деревню телеграмма: «Родная Ирина Дмитриевна! Желаем Вам всего-всего добро­ го, здоровья, бодрости! Вашу просьбу обязательно выполним. В День Победы на могиле Ваше­ го сына будет лежать венок с надписью «Любимому сыну Ни­ колаю, геройски погибшему при защите Советского Заполярья. Мама». Ждем писем. Краеведы 10-й школы г. Мурманска». Ребята выполнили обещание. Завязалась переписка. Но если бы старая мать знала, сколько времени, сил, воли потратили ребята, чтобы увековечить па­ мять ее сына и его однополчан! Если бы видела она глаза ре­ бят в «минуту молчания»... В школьном музее хранятся фотографии и документы воен­ ных лет. Есть стенд, посвящен­ ный Борису Сафонову. Есть здесь и хлебные карточки, и фашистские листовки, призы­ вавшие мурманчан сдаваться В плен, и «похоронки»... Стоят покореженные пламенем боя пулеметы, станина миномета, гранаты — множество экспо­ натов, каждыіі из которых был найден и принесен в школу са­ мими ребятами. Их (экспона­ тов) очень много в музее, еще больше — в запаснике, Каждыіі из них бесконечно дорог юным краеведам, ибо в каждом — частица его сердца, его верно­ сти светлой памяти героев. щ' ■■■■яяяяяаяяяяяяяяяяяяаяяяяяяя]^ ( р а д о с т ь ! ! п о и с к а I ...Каждый год весной приез­ жают ребята к «своему» памят­ нику. Здесь лучшие пионеры школы становятся комсомоль­ цами. В мирной тишине сопок-, среди' белых могил они стоят, замерев, не в силах найти нуж­ ные слова... И ветераны войны, приехавшие поздравить ребят с радостным событием з их жизни, тщетно пытаются ска­ зать им что-либо: память воз­ вращает бывших бойцов в тот страшный бой, а здесь — тиши­ на, могилы друзей и юные лица счастливых детей сегодняшней мирной жизни. И, отвернувшись, смахивают непрошеные слезы бывшие фронтовики... Все о быт е п омо р о в Яркость красок этого разде­ ла музея бросается в глаза еще у входа. Казалось бы, чем ин­ тересна сегодня прялка? Их здесь несколько, и каждая от­ личается от другой и формой и орнаментом. Но, глядя на эти орудия труда, понимаешь, как богат был духовныіі мир древ­ них поморов. В отточенном ри­ сунке этой прялки есть и «от­ звук» луковицы храма, и баля­ синки крыльца, и красочный узор из цветов и листьев — с такой прялкой светлее и наряд­ нее смотрелась бедная русская изба. Много здесь самоваров раз­ ных размеров и форм. Много различных лаптей, искусно сплетенных. Расписные ложки, солонки, шкатулки, сплетенные и сделанные из корней дерева, дазке богатая лампа... Очень много в школьном му­ зее икон. В русском быте иконы играли не только культовую роль, но и эстетическую. Ико­ нописцы стремились в ликах святых воплотить образ своего современника (Дмитрия Донско­ го, основателен Соловецкого монастыря Савватия и Зосимы и т. д.). С другой стороны украшение икон чеканкой, бисе­ ром, жемчугом, отшлифован­ ными кусочками стекла — то­ же было искусством. Отдельная экспозиция под­ робно рассказывает о быте по­ моров, их одежде, орудиях про­ мысла и охоты. Здесь вы уви­ дите капкан на медведя, лыжи, обшитые мехом нерпы, грабил- ку из дерева для сбора ягод, унты, сети и множество других экспонатов. Немало километров проша­ гали юные краеведы, по крупи­ цам собирая материалы об исто­ рии своего края. Л е г е н д ы О КОЛЬСКОМ камне «Край, разбуженный Октяб­ рем» — так называется экспо­ зиция, посвященная пробужде­ нию и развитию Кольской зем­ ли. Фотографии, документы, рассказывающие о нищете ко­ чевавших здесь двухстах саа­ мов — и сегодняшний день: до­ быча апатитовых и нефелино­ вых пород в Хибинах, освоение медно-никелевых месторожде­ ний, строительство гидроэлект­ ростанций, развитие металлур­ гической промышленности и ма­ шиностроения — все это пре­ вратило «забытый богом и людьми» край в обжитой инду­ стриальный район страны. А еще юные экскурсоводы расскажут вам множество ле­ генд о кольских камнях: поче­ му серый с розовыми крапин­ ками камень называется «саам­ ская кровь», как появился на свете аметист и т. д. Руководит музеем преподава­ тель истории Вячеслав Василье­ вич Дранишников. Незауряд­ ный педагог, блестяще владею­ щий словом, тонко чувствую­ щий детскую душу, ее «стру­ ны», он уводит ребят в даль­ ние походы, увлекает их труд­ ной, интересной работой. А ра­ бота эта обогащает ребят не только знанием подлинной исто­ рии, но и радостью труда ис­ следователя, радостью общения с интересными людьми, радо­ стью поиска. И. БЕРЕЗЮК. В с т р е ч а п о к о л е н и й Редактор А. А. МИРОНОВ, СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО. Советские моряки — ча­ стые гости жителей Острова Свободы. Интерес народов наших стран друг к другу, искренняя дружба и сердеч­ ность — вот что отличает всегда эти встречи. Недавно на Кубе побывал транспортный рефрижера­ тор «А. Иванов» управления «Севрыбхолодфлот». Моряки встречались с жителями Га­ ваны, молодежью и школь­ никами. Во время одной из таких встреч и была сдела­ на эта фотография. Счаст­ ливая юность Острова Сво­ боды скоро будет вместе со взрослыми приветствовать посланцев молодежи всех стран планеты — делегатов XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Спит малыш, раскинувши ручонки, На него луна глядит через окошко, Он такой же, как и мой мальчонку И зозут его, наверное, Сережіі. Слит малыш. А завтра утром рано Взглянет солнце на него с рассветом.^ Папа говорит: он будет капитаном* Мама хочет, чтобы стал поэтов Ну и что ж, пусть будет кем угодно^ Летчиком иль строит ГЭС на реках,.) Он малыш пока еще сегодня, Станет взрослым — был бы Человеком, В. ХРЯШКОІ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz