Рыбный Мурман. 1978 г. Май.
Завтра,—М еж д ун а р о д ны й д е н ь защиты детеж г ІШ ІІІІІІІ.......Ш ІІШ ІШ ІІІШ ІІ...................... Школа № 2 — одна из самых первых в Мур манске. Ее питомцы разъехались по Союзу, работают в различных от раслях народного хозяй ства, служат в Советской Армии, охраняя наш мир ный труд. В школе просторный актовыіі зал с большими светлыми окнами, через которые видна централь ная магистраль города — проспект имени В. И. Ленина. Много интересно го видели стены этого за ла: здесь проходили все школьные торжества, гре мели выпускные балы, повзрослевшие школьни ки получали аттестаты зрелости, прощаясь с учи телями, давшими им пу тевку в большую и инте ресную жизнь. В актовом зале вручают комсомоль ские билеты, принимают . пионеры и октябрята. Дружина школьной пио нерии носит имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. - Проходивший недавно очередной сбор совет дру жины решил назвать так: «Равнение на героев тру да!» Пригласили на него своих шефов — моряков ордена Октябрьскоіі Р е волюции Мурманского тралового флота. Встретились дедушки и внучата. Пионерам два дцатых годов, комсомоль цам тридцатых было ин тересно услышать о д е лах сегодняшних пионе ров и комсомольцев. Сидят в актовом зале бывалые моряки, внима тельно слушают короткие рапорты председателей советов отрядов: «Мы идем маршрутом «В стра ну знаний»! Наш курс — пиоперстрой! Что намече но — сделано!» Сидят пожилые люди, ветераны войны и труда и вспоминают ушедшие годы, свое красногалстуч-- ное детство. Нет. не зрл прожили они большую и нелегкую жизнь, работа ли, гсевали, многие их фронтовые друзья сложи ли головы за счастливое будущее. Не напрасно это было. Хорошая поросль взошла на доброй ниве. Моряки просили пере дать через газету пионе рам серде чиый * привет, пожелать им хорошей учебы, веселых каникул и счастливой жизни! промысла —в порт СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-314 «Мед вежьегорск», РТ-265 «Грпди- но». З А В Т Р А : Р Т - 2 8 1 « А л .ч а - А т а » , Т Р « В . С е р о в » экипа ж а Б М Р Т - 2 4 1 3 « В е р х о в а - н а » ( в 1 1 . 0 0 н а т е п л о х о д е ) . М у р м а н с к — 1 8 3 0 0 1 , М у р м а н с к и й р ы б н ы й п о р т . Т Е Л Е Ф О Н Ы : р е д а к т о р — 6 2 6 4 , з а м е с т и т е л ь р е д а к т о р а , о т в е т с т в е н н ы й с е к р е т а р ь — 7 0 8 9 , л и т е р а т у р н ы е с о т р у д н и к и — 6 3 9 6 и 7 0 4 5 . В ы з о в с г о р о д с к и х А Т С 7 - 6 2 - 6 4 , 7 - 7 0 8 9 , 7 - 6 3 9 6 , 7 7 0 4 5 . «Рыбный Мурман». Индекс 52861. Цена 1 экз. — 2 кол. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 4235. П Н -0 1 4 8 9 . В е р н о с т ь п амя т и г ероев «Дорогие товарищи! Обраща юсь с просьбой: если в буду щем вами будут организованы походы следопытов по местам боевоіі славы, прошу поручить им отыскать место захороне ния моих погибших товари щей...» Так начиналось письмо участника боев в Заполярье Николая Ивановича' Сучкова, которое было переслано в крае ведческий музей школы № 10 Мурманска. В письмо была вло жена схема расположения захо ронения. Ребят не нужно было угова ривать. Вскоре же отправи лись на поиски. И наконец бы ло найдено это захоронение — около 40 могил. Деревянные пирамидки покосились от вре мени, поржавели самодельные, из жести звезды. Школьники горячо взялись за дело. Привели в порядок мо гилы, высадили аллею деревьев. Сами изготовили памятник, а потом в мороз, в пургу, когда сопки замело снегом, а машина, на которой они добирались, про валилась в ручей, выгрузили памятник и цемент на само дельные сани и в воскресенье по целине, за 15 километров or дороги, временами по пояс проваливаясь в снег, доставили памятник ка кладбище. А потом было другое письмо: «Дорогие сынки и доченьки! В Мурманской области в боях с немецкими фашистами 18 ию ня 1944 г. был убит мой сын Николай Бессонов. ...Приехать к вам я не могу: я старая и здоровье очень плохое. У меня было двое сы новей, и оба геройски погибли... Прошу в День Победы от моего имени возложить на могилу мо его сына и его погибших това рищей венок...» И летит в далекую алтайскую деревню телеграмма: «Родная Ирина Дмитриевна! Желаем Вам всего-всего добро го, здоровья, бодрости! Вашу просьбу обязательно выполним. В День Победы на могиле Ваше го сына будет лежать венок с надписью «Любимому сыну Ни колаю, геройски погибшему при защите Советского Заполярья. Мама». Ждем писем. Краеведы 10-й школы г. Мурманска». Ребята выполнили обещание. Завязалась переписка. Но если бы старая мать знала, сколько времени, сил, воли потратили ребята, чтобы увековечить па мять ее сына и его однополчан! Если бы видела она глаза ре бят в «минуту молчания»... В школьном музее хранятся фотографии и документы воен ных лет. Есть стенд, посвящен ный Борису Сафонову. Есть здесь и хлебные карточки, и фашистские листовки, призы вавшие мурманчан сдаваться В плен, и «похоронки»... Стоят покореженные пламенем боя пулеметы, станина миномета, гранаты — множество экспо натов, каждыіі из которых был найден и принесен в школу са мими ребятами. Их (экспона тов) очень много в музее, еще больше — в запаснике, Каждыіі из них бесконечно дорог юным краеведам, ибо в каждом — частица его сердца, его верно сти светлой памяти героев. щ' ■■■■яяяяяаяяяяяяяяяяяяаяяяяяяя]^ ( р а д о с т ь ! ! п о и с к а I ...Каждый год весной приез жают ребята к «своему» памят нику. Здесь лучшие пионеры школы становятся комсомоль цами. В мирной тишине сопок-, среди' белых могил они стоят, замерев, не в силах найти нуж ные слова... И ветераны войны, приехавшие поздравить ребят с радостным событием з их жизни, тщетно пытаются ска зать им что-либо: память воз вращает бывших бойцов в тот страшный бой, а здесь — тиши на, могилы друзей и юные лица счастливых детей сегодняшней мирной жизни. И, отвернувшись, смахивают непрошеные слезы бывшие фронтовики... Все о быт е п омо р о в Яркость красок этого разде ла музея бросается в глаза еще у входа. Казалось бы, чем ин тересна сегодня прялка? Их здесь несколько, и каждая от личается от другой и формой и орнаментом. Но, глядя на эти орудия труда, понимаешь, как богат был духовныіі мир древ них поморов. В отточенном ри сунке этой прялки есть и «от звук» луковицы храма, и баля синки крыльца, и красочный узор из цветов и листьев — с такой прялкой светлее и наряд нее смотрелась бедная русская изба. Много здесь самоваров раз ных размеров и форм. Много различных лаптей, искусно сплетенных. Расписные ложки, солонки, шкатулки, сплетенные и сделанные из корней дерева, дазке богатая лампа... Очень много в школьном му зее икон. В русском быте иконы играли не только культовую роль, но и эстетическую. Ико нописцы стремились в ликах святых воплотить образ своего современника (Дмитрия Донско го, основателен Соловецкого монастыря Савватия и Зосимы и т. д.). С другой стороны украшение икон чеканкой, бисе ром, жемчугом, отшлифован ными кусочками стекла — то же было искусством. Отдельная экспозиция под робно рассказывает о быте по моров, их одежде, орудиях про мысла и охоты. Здесь вы уви дите капкан на медведя, лыжи, обшитые мехом нерпы, грабил- ку из дерева для сбора ягод, унты, сети и множество других экспонатов. Немало километров проша гали юные краеведы, по крупи цам собирая материалы об исто рии своего края. Л е г е н д ы О КОЛЬСКОМ камне «Край, разбуженный Октяб рем» — так называется экспо зиция, посвященная пробужде нию и развитию Кольской зем ли. Фотографии, документы, рассказывающие о нищете ко чевавших здесь двухстах саа мов — и сегодняшний день: до быча апатитовых и нефелино вых пород в Хибинах, освоение медно-никелевых месторожде ний, строительство гидроэлект ростанций, развитие металлур гической промышленности и ма шиностроения — все это пре вратило «забытый богом и людьми» край в обжитой инду стриальный район страны. А еще юные экскурсоводы расскажут вам множество ле генд о кольских камнях: поче му серый с розовыми крапин ками камень называется «саам ская кровь», как появился на свете аметист и т. д. Руководит музеем преподава тель истории Вячеслав Василье вич Дранишников. Незауряд ный педагог, блестяще владею щий словом, тонко чувствую щий детскую душу, ее «стру ны», он уводит ребят в даль ние походы, увлекает их труд ной, интересной работой. А ра бота эта обогащает ребят не только знанием подлинной исто рии, но и радостью труда ис следователя, радостью общения с интересными людьми, радо стью поиска. И. БЕРЕЗЮК. В с т р е ч а п о к о л е н и й Редактор А. А. МИРОНОВ, СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО. Советские моряки — ча стые гости жителей Острова Свободы. Интерес народов наших стран друг к другу, искренняя дружба и сердеч ность — вот что отличает всегда эти встречи. Недавно на Кубе побывал транспортный рефрижера тор «А. Иванов» управления «Севрыбхолодфлот». Моряки встречались с жителями Га ваны, молодежью и школь никами. Во время одной из таких встреч и была сдела на эта фотография. Счаст ливая юность Острова Сво боды скоро будет вместе со взрослыми приветствовать посланцев молодежи всех стран планеты — делегатов XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Спит малыш, раскинувши ручонки, На него луна глядит через окошко, Он такой же, как и мой мальчонку И зозут его, наверное, Сережіі. Слит малыш. А завтра утром рано Взглянет солнце на него с рассветом.^ Папа говорит: он будет капитаном* Мама хочет, чтобы стал поэтов Ну и что ж, пусть будет кем угодно^ Летчиком иль строит ГЭС на реках,.) Он малыш пока еще сегодня, Станет взрослым — был бы Человеком, В. ХРЯШКОІ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz