Рыбный Мурман. 1978 г. Май.
моря погоды. . . Ждут у Вопросы своевременного ре монта промысловых кораблеіі и выхода в срок их на промысел были наряду с вопросами уве личения добычи рыбы и выра ботки из нее максимального ко личества высококачественной пшцевоіі рыбной продукции рассмотрены на последнем засе дании совета директоров Всесо юзного рыбопромышленного объединения «Севрыба». В ча стности, руководителей объеди нения «Мурманская судоверфь» тт. Свиридова, Власова совет директоров обязал обеспечить окончание ремонта всех судов в установленные сроки. 29 мая побывал на трех ре монтирующихся кораблях тра лового флота. Это суда бортового траления. Их во флоте остается все меньше и меньше. Однако значение этих кораблей все еще высоко. Это их команды в оперативном по рядке обеспечивают население нашего города охлажденной ры бой. деликатесными консервами н.з тресковой печени. Это их эки пажи доставляют на .Мурман ский рыбообрабатывающий комбинат окунь и палтус спе циально разделанными для коп тильного производства. Рейсы у этих кораблей, как правило, ко роткие. И тем обиднее стано вится, когда эти суда неоправ данно долго простаивают у при чала. РТ-188 «Лавна» привлекает внимание свежей краскоіі над стройки, полубака, мачт, шлюп балок, полными барабанами ваерных лебедок. К а п и т а н П а в е л И в а н о в и ч И в а н о в , в о д и в ш и й в м о р е п р о с л а в л е н н ы й п о и с к о в ы й т р а у л е р « В е х а » , р а с х а ж и в а л в ш т у р м а н с к о й р у б к е . В и д е г о б ы л н е в е с е л ы й . Е г о с у д н о п р а к т и ч е с к и г о т о в о к р е й с у е щ е с 2 0 а п р е л я . А в о т с т о и т у п р и ч а л а , д а ж е ш в а р т о в ы п о ч е р н е л и . — В ч е м ж е д е л о ? II вот что рассказал Павел Иванович: — Судно поставили в ремонт по плановому сроку. Все ремонт ные работы были переданы кол лективу первого судоремонтно го завода. Узнав, что кораблю 20 апреля намечен срок выхо да из ремонта, рабочие иногда трудились на «Лавие» в две смены. Так продолжалось до тех пор, пока не выяснилось, ч т о судно будет стоять месяц сверх запланированного в ожи д а н и и работ, которые можно провести только в условиях до- кования: по своему в е с у « Л а в - п а » д л я слипования т я ж е л о в а т а . К о р а б л ь о д н а ж д ы п о д н и м а л и в д о н , « в ы д е р н у л и » у н е г о в а л г р е б н о г о в и н т а , « з а г л у ш и л и » н у ж н о е м е с т о и о п я т ь с п у с т и л и н а в о д у . Т а к Р Т - 1 8 8 и с т о и т у п р и ч а л а в р ы б н о м п о р т у , з а н и м а я м е с т о , п о т р е б л я я п а р и э л е к т р о э н е р г и ю и н е в ы р а б а т ы в а я з а с у т к и н а х о ж д е н и я н а плаву ии одного килограмма рыбного полуфабриката. Стоит .месяц и девять днеіі. Новый ориентировочный срок его вы хода из ремонта — 15 июня. Рядом с траулером «Лавна» 29 мая стоял, да и сейчас сто ит, рыболовный траулер «Гени- ческ». Ситуацию объяснил капи тан Павел' Викторович ВоеЕО- дин. Окончание планового ремон та траулера «Геническ» по всем документам — 30 апреля. Это без учета доковых работ. И на этом судне рабочие С Р З - 1 потрудились хорошо. Основной объем выполнили в сжатые сроки, а когда дело дошло до мелочей, решили сбавить темпы и перейти на другие ремонтиру ющиеся суда. «Геническ» в паре с Б М Р Т - 4 2 3 завели однажды в док, чтобы «выдернуть» все тот же гребной вал, а потом опять спустили на воду. Вот и стоит «Геническ» в ожидании очере ди на право зайти в док. Когда подойдет очередь? Этого ска зать никто не может. 11 мая вернулся с моіівен- коіі путины рыболовный трау лер <.Восток>. Его экипаж хо- рощр потрудился в море. Об одном из трудовых днеіі рыба ков этого корабля рассказали наши специальные корреспон денты И. Коробов и Б. Щукин з номере «Рыбного Мурмана > за 28 апреля. 11 мая траулер вернулся в порт, а судоремонт ники пришли на его борт толь ко 25 мая, то есть через 14 дней. А что лее происходило в эти дни? В течение двух недель в уп равлении Мурманского трало вого флота решали, как лучше сделать: отправить судно в ко роткий рейс или поставить в ремонт и готовить его к осен ней мойвеннон путине. За две недели решили поставить ко рабль в ремонт. Всего три траулера. А сколь ко проблем! И удивительно, прежде всего, то, что сроки, разработанные и запланирован ные, проходят, а суда стоят. С . Д А Н И Л О В . НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ ВЕТЕРАНЫ Отгремели последние зал пы Великой Отечественной войны. Возвращались на ро дину победители — совет ские солдаты. Вернулся в разрушенный Витебск быв ший партизан, солдат, дошед ший с боями до Берлина, Петр Иванович Гайков. Ни дома, ни семьи. С трудом удалось разыскать мать, ока завшуюся в Польше. Из большой дружной семьи их осталось только двое. Уехал Петр Иванович в да лекий Myps,шнек. Первые рейсы на судах тралового флота... Решил остаться в Мурманске. В 1978 г. исполнилось 30 лет работы в Мурманском трало вом флоте Петра Ивановича Гайкова, двадцать семь из них он работает рыбмастером. Не один десяток учеников Ф о т о Б . Щ у к и н а . В Н И Ш А Н И Е г О П Ы Т воспитал ветеран. К про славленными солдатским наградам — ордену Славы и .педали «За отвагу:> добави лись трудовые знаки отли чия: юбилейная медаль в честь 100-летия со дня рож дения В. И . Ленина, «Побе дитель социалистического со ревнования». Внедрять пакетные ( О к о н ч а н и е . Н а ч . н а 1 с т р .) . — посещение БМРТ-368 в нюне прошлого года. Оба корабля работали на облове косяков морского окуня. На БМРТ-368 резуль таты были несколько выше, чем на БМРТ «Мурман- сельдь». И с «Мурмансель- дн» направили туда своих представителей — старшего мастера лова Бориса Ивано вича Надточия и старшего помощника капитана Вале рия Сергеевича Кузьмина. Специалисты детально по знакомились с тактикой ло ва. применяемой на 368-м. Выяснили, в частности, что судоводители этого траулера используют разноглубинный трал в придонном варианте — ведут его совсем близко от грунта. Естественно, про являя при этом большую ос торожность, чтобы не допу стить повреждения сетей. Этот опыт сразу же был применен на БМРТ «Мур- мансельдь». Уловы значи тельно возросли. Безусловно, пересадка лю дей в море с корабля на ко рабль — дело непростое. К ней прибегают не часто. Только в тех случаях, когда суда работают близко друг от друга и, естественно, ког да благоприятствует погода. Иное дело — радиосвязь. Она всегда в действии, всег да ^под руками. Специалисты БМРТ «Мурмансельдь» всег да готовы дать товарищам по соревнованию (и вообще любому экипажу) добрый со вет. И сами готовы внять со вету, узнать об интересном. Так и распространяются кру пицы опыта от корабля к ко раблю. А обмен промысловой ин формацией, как уже отмеча лось выше, давно вошел в повседневную практику эки пажей. Он дает обширный материал для анализа и, в конечном счете, помогает быстрее выйти на «урожай ные» участки моря, приме нить оптимальную промысло вую тактику и добиться успе ха. 7 . Т В О Р И . В Ы Д У М Ы В А Й , П Р О Б У Й Слова, вынесенные в за головок этоіі главы, как бы определяют существо работы новаторов производства, ра ционализаторов. 11а БМРТ «Мурман сельдь» постоянно уделяется очень большое внимание ра ционализаторской работе, а также научной организации труда. Приказом капитан-дирек тора создай объединенный судовой совет по научной ор ганизации труда, новой тех нике и рационализации, по вышению эффективности производства. Совет подраз деляется на две секции. Это — секция новой техники и рационализации, ее возглав ляет старший механик, и секция повышения эффек тивности производства, кото рой руководит помощник ка питана по производству. Для осуществления прак тических работ по НОТ тем же приказом капитан-дирек тора образованы две творче ские бригады — по механи ческой слѵжбе и по произ водственной. Каждая брига да имеет план работы, вы полнение которого провери т е, кто оыл во втором грузовом районе морского рыбного порта, часто могли видеть автомашины с ящика ми, установленными на то рец, направляющиеся в пер вый район. Так в настоящее время производится достав ка рыбопродукции с судов и холодильных камер в цеха рыбокомбината на промпе- реработку. При таком способе пере возки продукции использова ние механизации при погру зочно-разгрузочных работах заканчивается при переносе портальным краном пакета нз трюма судна на грузовую площадку или рампу холо дильника. После этого пакет расформировывается, и ук ладка ящиков на автомаши ны производится вручную. Если же рыбопродукция идет на временное хранение а хо лодильные камеры первого района, то на эстакаде холо дильника ящики снова вруч ную сгружают, укладывают на тележку и поднимают лифтом в камеру. Здесь, как ни странно, вновь формиру ют пакет. Такая схема доставки ры бопродукции несовершенна. Пакетная, как более прогрес сивная, форма предполагает следующее: на судне форми руется пакет в 24 ящика (примерный вес с поддоном 750 кг), затем краном его подают на рампу или грузо вую площадку, укладывают на стандартный поддон раз мером 1 100x800. Здесь же электропогрузчик устанавли вает па кузов автомобиля четыре поддона с пакетами. Чтобы пакеты не располза лись, их закрепляют зажим ным приспособлением и тран спортируют в цех или холо дильник первого района, где электропогрузчиком снима ют пакеты с автомашины и доставляют в нужное место. Такие пакеты без каких-либо трудностей можно поднимать в лифте холодильного завода Л» 2 и развозить по нужным камерам. Использование комплекс ной механизации на всей тех нологической линии при до ставке груза от борта судна до потребителя предусматри вает внедрение контейнеров и пакетов. Формировать па кеты можно на промысловом судне при передаче рыбопро дукции на транспортное суд но. Для этой цели суда типа «Карл Либкпехт», «Сибирь> имеют трюмные электропо грузчики, планируется» к пе реоборудованию еще ряд ко раблей. Существующая схема до ставки рыбопродукции на промиереработку практиче ски на всей технологической линии «борт судна — цех» предусматривает ручной труд, что нецелесообразно. Приводится ряд доводов, ставящих под сомнение воз- ется раз в месяц. Существует и сводный план работы объединенного судового совета. Он охваты вает все судовые участки и является главным ориенти ром в техническом творчест ве, в борьбе за повышение эффективности производства. В плане — пять основных граф: «Существующая орга низация труда», «Намечае мое мероприятие», «Срок внедрения», «Исполнитель» намеченные сроки — самым благотворным образом ска залось на производстве. На БМРТ «Мурман сельдь» много активных ра ционализаторов. Вот некоторые характер ные примеры их поиска. На рыбофабрике корабля используется такая техноло гии, которая не требует гла зировки брикетов мороже ной рыбы. Но в начале про шлого года из-за отсутствия лемет Шестерпкова». Механизация глазировки подняла производительность труда на этой операции. Ма трос-глазировщик работал теперь в несравненно луч ших условиях. По предложению электри ка Николая Ивановича По тапова были перенесены в другое место конечные вы ключатели морозильных ус тановок. Раньше на них ча сто попадала вода, теперь РЫБ А Ц К И Е МИЛИ н «Результат от внедрения». В минувшем плавании план был рассчитан с октяб ря 1977-го по февраль 1978 года. В нем было семь пунк тов. План предусматривал, на пример, установить на рыбо фабрике переносный эжек тор для удаления воды из колодцев рыбофабрики с лю бой точки. Ответственными за исполнение были механик- наладчик и старший меха ник. Работы были выполне ны точно в намеченный срок — в октябре 1977 года. В результате — в помещении рыбофабрики стало суше, улучшились условия труда рыбообработчиков. Другой пункт предусмат ривал увеличение числа ра бочих мест на рыбофабрике. Он также был осуществлен. Производственные возможно сти судна возросли. Выполнение всех семи пунктов плана — причем в некоторых материалов бри кеты все-таки пришлось гла зировать. Вначале это делали вруч ную. Матрос окунал брикет в холодную воду. Труд был малопроизводителен, вдоба вок тяжел: руки матроса по стоянно соприкасались с хо лодной водой. Механик-наладчик Миха ил Сергеевич Шестериков задумался над решением проблемы. Ои внес рациона лизаторское предложение — устройство для глазировки брикетов. Изготовили его в рейсе. Теперь брикеты погружа лись в воду под действием собственного веса, а чтобы извлечь их, достаточно было нажать ногой на педаль. Новинка пришлась по вкусу рыбообработчикам. Работало устройство безотказно и бы стро. Именно за быстроту моряки назвали его в шут ку «ЛПШ» — «Автомат-пу же с этим было покончено. В результате повысилась на дежность работы оборудова ния. Или вот еще такой приме чательный факт. Сравнительно недавно мо ряки промысловых судов вы пускали мороженую мойву только десятикилограммовы- ми брикетами. Но в магази нах продавать такую продук цию неудобно: ведь почти никакая хозяйка не купит сразу десять килограммов рыбы. Продавцам приходи лось разламывать брикеты. А от этого они теряли товар ный вид. Руководство Всесоюзного объединения «Севрыба» от дало распоряжение: нала дить на промысловых судах выпуск брикетов весом по два килограмма, несравнен но более удобных для потре бителя. На БМРТ «Мурмап- сельдь» был проведен насто ящий творческий конкурс: ................ "■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz