Рыбный Мурман. 1978 г. Май.
Ш ИОИМ ТИ СТР Анализнруя работу судов типа СТР «Альпинист» за по следние три года, работаю щих на облове мойвы пелаги ческими тралами, прихо дишь к неутешительному вы воду. И дело здесь не только к изменившейся промысловой обстановке, сокращении сы рьевой базы, введении 200- Г.ІИЛЫІЫХ зон, но и в самом отношении к этим судам, сло- лгившем'ся в объединении «Мѵрманрыбпром». СТР и в объединении, и на промыс ле очутились в положении пасынков, которыми затыка ют всякого рода «бреши». Как известно, эти корабли были построены для работы с плавучими базами, то есть в основном они должны рабо тать на «вал». Опыт такой работы в Атлантике и Барен цевом море со специально за крепленной за группой судов базой показал, что при нор мальной обстановке пять-семь судов такого типа полностью обеспечивают круглосуточ- іую работу базы. Однако, ес ли в 1975 году суточная на грузка на судно равнялась 1 8— 20 тоннам, то в 1 9 7 7— 1978 гг. она увеличилась по чти вдвое к составляет 3 5— '40 тонн. Не останавливаясь на конструктивных недостатках наших судов, для сравнения возьмем суточные нагрузки различных типов судов в за висимости от мощности глав ного двигателя, занятых пе лагическим ЛОЕОМ МОЙВЫ В Баренцевом море в настоя щее время. БМРТ с мощностью глав ного двигателя 2000 — 2400 л. с. должен добывать 43 тон ны, РТЛ «Рыбачка» (1600 л. с.) — 30 тонн. СТР «Аль пинист» (1320 л. с.) — 35 тонн. Разница небольшая, но здесь надо учитывать, что соответственно и тралы у первых двух типов судов мо щнее, то есть облавливаемая ими площадь почти вдвое больше, чем у судов типа «Альпинист». Если нее срав нить суточную нагрузку на ших судов и судов-кошелько- внетов, то разница будет еще больше. II явно не в пользу судов, занимающихся пелаги ческим ловом. Суточная нор ма вылова у кошельковнета 25 тонн (и это при заметах в 5 0— 300 тонн). К тому же базы все время находятся в районе кошельковистов. А пелагист полный груз (150 тонн) набирает в самом луч шем случае за 2 — 4 суток и делает переходы к базам по 1 5 0—300 миль в оба конца. Приведенные выше цифры говорят сами за себя. Да и сдельные расценки оставляют желать много лучшего. Так, например, экипаж РТЛ «Ры бачка» получает за одну тон ну 4 рубля 20 коп.. мы же только 3 рубля 88 коп. Даже при нормальной об становке нашим судам при ходится по нескольку раз хо дить в порт для сдачи мойвы, так как в это время все базы просто завалены ею. При этом суточные нормы выло ва не корректируются. Толь ко в последнем рейсе на пе реходы в порт, выгрузку и переходы к базам и обратно нашим экипажем было поте ряно около 20 суток. Недо лов по самым скромным под счетам составляет ? 0 0 — 1000 тонн. При ветре в четыре балла уже приходится делать тра ления с заходом на ветер, а это не всегда обеспечивает выполнение суточных зада ний. Выловив за рейс 24 ты сячи центнеров рыбы, коман ды сейнеров-траулеров явно проигрывают в оплате с ко- шельковистамн, выловив шими за это же время 1 5— 20 тысяч центнеров. При сложившейся практике ис пользования наших судов на пелагическом облове мойвы команда, еще не выходя в рейс, заранее обречена на невыполнение задания. В итоге команда старается весь рейс работать как мож но лучше, а морального и м а териального удовлетворения не получает. После этого че ловека, поработавшего пела гическим тралом на мойвен- ной путине, на СТР просто не заманить. Для успешной работы су дов типа СТР «Альпинист», на мой взгляд, необходимо сделать так, чтобы они, рабо тая пелагическими орудиями лова на мойве, сдавали рыбу только на базы, специально закрепленные за ними, что бы суточные нормы вылова соответствовали условиям промысла, сложившимся в настоящее время. Давно на зрела необходимость упоря дочить нормы вылова и сдельные расценки для эки пажей судов этого типа. Только при таком условии можно будет повысить эф фективность работы судов ти па СТР «Альпинист». А. РАСПОПОВ, второй штурман СТР -212 «Сос- новоборск». W к й & і і і х МОРСКИХ и- БЕРЕГОВЫХ Нелегкий путь к победе В этом году наше судно возвращается в порт своей при писки только с высокими пока зателями. В общих чертах о за дачах, поставленных на этот год перед экипажем «Артека», я рассказывал уже в «Рыбном Мурмане». Сейчас захотелось поведать о моряках, которые в меру своих сил эти задачи пре творяют в жизнь. В декабре прошлого года в наш коллектив отдел кадров направил восемь новичков. Нет, не тех, кто пришел к нам впер вые с других кораблей, а матро сов. у которых за плечами из морской практики была только медицинская комиссия. А во семь новичков в небольшом кол лективе РТ значат многое. И уж совсем невесело бывает вахте, когда новичка начинает одолевать морская болезнь. II хорошо, если такой новичок начинает свой трудовой мор ской путь в составе крепкой и дружной вахты, ребята кото рой смогли все понять и оказать помощь. Матрос Павел Тимчук. Ком сомолец. На флоте шесть меся цев. Хороший товарищ. Трудо любив. Любит море. Такую ха рактеристику дали ему члены первой вахты, когда в послед нем рейсе выдвигали кандидата * для занесения па судовую Дос ку почета. Ребята имели на это право, потому что Павел благо даря их заботе сумел остаться на флоте. Декабрь. Морозы и снежные заряды. Темень и страшная кач ка. Ошалело ревет ветер, и нака тывает высоченная волна. Суд но с порожними трюмами, и его изрядно швыряет. Павел Тим чук лежит пластом в каюте. Во время шторма его кикто не трогает. Советчиков хоть от бавляй. Одни считают, что пер вый шторм лучше всего пере спать, другие — продержаться на ногах, третьи — только ра ботать. На вахту Павел выходил ис правно. Но что это был за ра ботник! Все у него валилось из рук, жизнь не радовала, хуже всего — его нельзя было до зваться в салон. Через сутки- двое парни стали его насильно водить на обеды и ужины. Че рез неделю Павел вроде ожил. С облегчением вздохнули все от капитана Леонида Федорови ча Жука до матроса комсомоль ца Петра Каплина, старшины первой вахты. Однако перед приходом в порт Павел опять всех удивил: принес капитану на подпись заявление на увольне ние. Это всегда тяжело, когда ви дишь, как молодой и здоровый парень пасует перед трудностя ми морской жизни. И особенно тяжело, когда с флота уходит работящий. Лентяя не жалко. Пусть идет, может, одумается на другом месте. Терять старатель ных трудно. Поэтому и собра лась вахта в каюте Павла Тимчука. Я не знаю, о чем имен но шел у них с ним разговор, только в следующий рейс Павел второй раз вышел с нами в мо ре. Так он и остался на кораб ле. Остались в нашем коллекти ве все восемь новичков, и среди них Михаил Мельничук, Тоже замечательный парень. Комсо молец. Начинать ему довелось с юнги, а сейчас он уже матрос второго класса. Вернее с успе хом выполняет всю работу на корабле по этой должности. В этом году наш экипаж в каждом рейсе добивается вы полнения и перевыполнения рей совых заданий. Вот и в послед нем моряки «Артека» при пла не 65 тонн заготовили 75 тонн высокосортного рыбного полу фабриката, и уже на 20 апреля был реализован план этого ме сяца. До реализации полугодо вого задания нам осталось заго товить чуть больше пятнадцати тонн полуфабриката. Из минув шего рейса в порт для коптиль ного производства доставили во семь тонн окуня спецразделки, тонну палтуса и три тонны клип- фиска. По последнему виду ас сортимента план рейса перекры ли почти на 200 процентов. Нам не планируется выпускать кон сервы, но, стремясь максимально использовать на пищевые цели рыбное сырье, в каждом плава нии вырабатываем и эту продук цию. Последний раз приготови ли 2300 банок тресковой нату ральной печени, а с начала года 8 тысяч. В счет Ленинского коммунистического субботника перечислено экипажем «Арте ка» 3,7 тысячи рублей. При сда че полуфабриката на рыбоком бинат получаем подтверждения, что качество его выше заплани рованного на полтора-два про цента. Качество. Это слагаемое уси лий каждого члена команды. Есть у нас два матроса. Старши ны вахт Виталий Овчинников и Петр Каплин. Не ошибусь и не обижу других, если скажу, что наши успехи во многом зависят от них. По 1 5— 17 рыбин обра батывают эти матросы. Засоль щики ни разу не имели к ним претензий. Когда в начале этого года промышляли палтус, они предложили обрабатывать его, из-за нехватки опытных матро сов, пооперационно. На себя Ви талий и Петр брали основную работу, второстепенную выпол няли матросы, которые в про фессиональном отношении были- послабее. Это позволило избежать брака при обработке рыбы. Ну, а чем дальше шло дело, тем заметнее были успе хи. Постепенно приобретали опыт новички, смелее станови лись их действия. Тоину-полто- ры окуня на нашем судне обра батывают без авралов. В минувшем, апрельском рей се наш коллектив решил пере смотреть ранее принятые обяза тельства. Так. в начале года мы решили при плане в 5400 цент- Экипаж ППР «Магнит» досрочно 10 мая выполнил план первого полугодия по заморозке пищевой рыбной продукции. Продолжаем со ревнование за достойную встречу Дня рыбака. Капитан-директор ТА- ЛАНЕЦ . Развернув социалистиче ское соревнование по достой ной встрече Дня рыбака, коллектив коммунистиче ского труда ППР «Заполяр ный» 13 мая завершил вы полнение плана трех лет пя тилетки по выпуску пищевой рыбопродукции. Ударная трудовая вахта продолжает ся. Капитан-директор ГУЦ- КАЛОВ, первый помощ ник капитана ОСЕННИИ. неров заготовить к 7 ноября 57 00 центнеров. Сейчас появи лась реальная возможность за готовить больше, порядка 6000 центнеров. При обсуждении по вышенного обязательства мы ис ходили из следующих позиций. Наши стоянки в порту короче планируемых. Значит, имеем возможность добиться большего времени нахождения судна на лову. Во-вторых, наша команда вот уже па протяжении многих месяцев работает в море в од ном и том же составе, а новички приобрели опыт. Значит, есть возможность добиться сокраще ния времени, затрачиваемого на спуски и подъемы трала. Вот как было у нас в январе. Андрей Андреевич Коиоваленко недоволен был не только мед ленной обработкой уловов. Он мастер лова. Ему стыдно было за матросов, с которыми он тра тил па спусках и подъемах тра ла до часу времени, а в иные дни и больше. Не привык рабо тать опытный мастер такими темпами. Иногда его прорывало, и он повторял, что вот раньше было дело, а сейчас... Посовес- тили мы его за такие разговоры, спросили, как сам начинал. В принципе большой беседы и не понадобилось. Взялся Андрей Андреевич за молодежь, учил ее быть смелее, проворнее. Сей час тратим наполовину време ни меньше январских показате лей. Имя мастера добычи вы двинули на обсуждение в базо вом комитете для занесения на Доску почета флота. 22 апреля исполнилось ровно 20 лет со дня первого выхода нашего корабля на промысел. Вот почему я говорил, что за его кормой тысячи и тысячи ры бацких миль. Судно наше и се годня в полном порядке как внутри, так и снаружи. И это де ло добросовестных рук боцмана, ветерана флота Василия Яков левича Яковлева. Вот так мы и трудимся. Та кие у нас люди. Это они веду г из рейса в рейс экипаж к трудо вым победам. В . ПЕРЕЯСЛОВ , рыбмас- тер РТ «Артек». НА КОНКУРС. «Большая рыба». Фото В. Казьмина, работ ника объединения «Мурман- рыбпром». ПРИМЕНИ НА СВОЕМ КОРАБЛЕ Настойка полуавтомата Т ВОРЧЕСКИ относится к своим обязанностям старший механик тех нологического оборудования плавбазы «Севрыба» В. Е. Растрыгнн. О его предложе ниях мы уже рассказывали читателям. Вот еще одно из усовершенствований, практи чески осуществленное на ко рабле. Стармех и второй ме ханик технологического обо рудования А. И. Школин предложили настройку зака точного полуавтомата БЧ- КЗТ-56 на алюминиевую ко нусную банку. Изготовление пресервов в алюминиевых конусных бан ках связано со значительны ми трудностями по закатке этих банок. Значительное от клонение толщины металла, отсутствие закаточных роли ков на эту толщину, малый процент относительного уд линения алюминия, немаг нитное свойство его (крышка не удерживается в центрато ре), неправильная укладка рыбы в банки («горкой») приводят к ухудшению каче ства закаточного шва. Он по лучается неравномерным, по являются трещины в метал ле, верхние и нижние подре зы. Из-за несовершенства поджимного стола и толкате ля смещаются банки и кры шки. Для получения качествен ного шва надо изменить кон струкцию поджимного стола, проточку сделать с меньшим диаметром для более четкой установки и фиксации банки на столе. В столе необходи мо сделать выемку на глуби н у 5 —6 мм, что позволит при закатывании банки с ры бой, уложенной «горкой ■>, не нарушать фиксации бан ки. Необходимо снять магни ты, а чтобы четко фиксиро вать крышки на толкателе, сделать проточки для ребер жесткости крышек. Важным моментом для получения ка чественного шва является устранение вертикального люфта пальца роликодержа- теля, допустимого при зака тывании жестяных банок. Т. БОРИСОВА , внешт. корр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz