Рыбный Мурман. 1978 г. Май.

Ш ИОИМ ТИ СТР Анализнруя работу судов типа СТР «Альпинист» за по­ следние три года, работаю­ щих на облове мойвы пелаги­ ческими тралами, прихо­ дишь к неутешительному вы­ воду. И дело здесь не только к изменившейся промысловой обстановке, сокращении сы­ рьевой базы, введении 200- Г.ІИЛЫІЫХ зон, но и в самом отношении к этим судам, сло- лгившем'ся в объединении «Мѵрманрыбпром». СТР и в объединении, и на промыс­ ле очутились в положении пасынков, которыми затыка­ ют всякого рода «бреши». Как известно, эти корабли были построены для работы с плавучими базами, то есть в основном они должны рабо­ тать на «вал». Опыт такой работы в Атлантике и Барен­ цевом море со специально за ­ крепленной за группой судов базой показал, что при нор­ мальной обстановке пять-семь судов такого типа полностью обеспечивают круглосуточ- іую работу базы. Однако, ес­ ли в 1975 году суточная на­ грузка на судно равнялась 1 8— 20 тоннам, то в 1 9 7 7— 1978 гг. она увеличилась по­ чти вдвое к составляет 3 5— '40 тонн. Не останавливаясь на конструктивных недостатках наших судов, для сравнения возьмем суточные нагрузки различных типов судов в за­ висимости от мощности глав­ ного двигателя, занятых пе­ лагическим ЛОЕОМ МОЙВЫ В Баренцевом море в настоя­ щее время. БМРТ с мощностью глав­ ного двигателя 2000 — 2400 л. с. должен добывать 43 тон­ ны, РТЛ «Рыбачка» (1600 л. с.) — 30 тонн. СТР «Аль­ пинист» (1320 л. с.) — 35 тонн. Разница небольшая, но здесь надо учитывать, что соответственно и тралы у первых двух типов судов мо­ щнее, то есть облавливаемая ими площадь почти вдвое больше, чем у судов типа «Альпинист». Если нее срав­ нить суточную нагрузку на­ ших судов и судов-кошелько- внетов, то разница будет еще больше. II явно не в пользу судов, занимающихся пелаги­ ческим ловом. Суточная нор­ ма вылова у кошельковнета 25 тонн (и это при заметах в 5 0— 300 тонн). К тому же базы все время находятся в районе кошельковистов. А пелагист полный груз (150 тонн) набирает в самом луч­ шем случае за 2 — 4 суток и делает переходы к базам по 1 5 0—300 миль в оба конца. Приведенные выше цифры говорят сами за себя. Да и сдельные расценки оставляют желать много лучшего. Так, например, экипаж РТЛ «Ры ­ бачка» получает за одну тон­ ну 4 рубля 20 коп.. мы же только 3 рубля 88 коп. Даже при нормальной об­ становке нашим судам при­ ходится по нескольку раз хо­ дить в порт для сдачи мойвы, так как в это время все базы просто завалены ею. При этом суточные нормы выло­ ва не корректируются. Толь­ ко в последнем рейсе на пе­ реходы в порт, выгрузку и переходы к базам и обратно нашим экипажем было поте­ ряно около 20 суток. Недо­ лов по самым скромным под­ счетам составляет ? 0 0 — 1000 тонн. При ветре в четыре балла уже приходится делать тра­ ления с заходом на ветер, а это не всегда обеспечивает выполнение суточных зада­ ний. Выловив за рейс 24 ты­ сячи центнеров рыбы, коман­ ды сейнеров-траулеров явно проигрывают в оплате с ко- шельковистамн, выловив­ шими за это же время 1 5— 20 тысяч центнеров. При сложившейся практике ис­ пользования наших судов на пелагическом облове мойвы команда, еще не выходя в рейс, заранее обречена на невыполнение задания. В итоге команда старается весь рейс работать как мож­ но лучше, а морального и м а ­ териального удовлетворения не получает. После этого че­ ловека, поработавшего пела­ гическим тралом на мойвен- ной путине, на СТР просто не заманить. Для успешной работы су­ дов типа СТР «Альпинист», на мой взгляд, необходимо сделать так, чтобы они, рабо­ тая пелагическими орудиями лова на мойве, сдавали рыбу только на базы, специально закрепленные за ними, что­ бы суточные нормы вылова соответствовали условиям промысла, сложившимся в настоящее время. Давно на­ зрела необходимость упоря­ дочить нормы вылова и сдельные расценки для эки­ пажей судов этого типа. Только при таком условии можно будет повысить эф­ фективность работы судов ти­ па СТР «Альпинист». А. РАСПОПОВ, второй штурман СТР -212 «Сос- новоборск». W к й & і і і х МОРСКИХ и- БЕРЕГОВЫХ Нелегкий путь к победе В этом году наше судно возвращается в порт своей при­ писки только с высокими пока­ зателями. В общих чертах о за ­ дачах, поставленных на этот год перед экипажем «Артека», я рассказывал уже в «Рыбном Мурмане». Сейчас захотелось поведать о моряках, которые в меру своих сил эти задачи пре­ творяют в жизнь. В декабре прошлого года в наш коллектив отдел кадров направил восемь новичков. Нет, не тех, кто пришел к нам впер­ вые с других кораблей, а матро­ сов. у которых за плечами из морской практики была только медицинская комиссия. А во­ семь новичков в небольшом кол­ лективе РТ значат многое. И уж совсем невесело бывает вахте, когда новичка начинает одолевать морская болезнь. II хорошо, если такой новичок начинает свой трудовой мор­ ской путь в составе крепкой и дружной вахты, ребята кото­ рой смогли все понять и оказать помощь. Матрос Павел Тимчук. Ком­ сомолец. На флоте шесть меся­ цев. Хороший товарищ. Трудо­ любив. Любит море. Такую ха­ рактеристику дали ему члены первой вахты, когда в послед­ нем рейсе выдвигали кандидата * для занесения па судовую Дос­ ку почета. Ребята имели на это право, потому что Павел благо­ даря их заботе сумел остаться на флоте. Декабрь. Морозы и снежные заряды. Темень и страшная кач­ ка. Ошалело ревет ветер, и нака­ тывает высоченная волна. Суд­ но с порожними трюмами, и его изрядно швыряет. Павел Тим­ чук лежит пластом в каюте. Во время шторма его кикто не трогает. Советчиков хоть от­ бавляй. Одни считают, что пер­ вый шторм лучше всего пере­ спать, другие — продержаться на ногах, третьи — только ра­ ботать. На вахту Павел выходил ис­ правно. Но что это был за ра­ ботник! Все у него валилось из рук, жизнь не радовала, хуже всего — его нельзя было до­ зваться в салон. Через сутки- двое парни стали его насильно водить на обеды и ужины. Че­ рез неделю Павел вроде ожил. С облегчением вздохнули все от капитана Леонида Федорови­ ча Жука до матроса комсомоль­ ца Петра Каплина, старшины первой вахты. Однако перед приходом в порт Павел опять всех удивил: принес капитану на подпись заявление на увольне­ ние. Это всегда тяжело, когда ви­ дишь, как молодой и здоровый парень пасует перед трудностя­ ми морской жизни. И особенно тяжело, когда с флота уходит работящий. Лентяя не жалко. Пусть идет, может, одумается на другом месте. Терять старатель­ ных трудно. Поэтому и собра­ лась вахта в каюте Павла Тимчука. Я не знаю, о чем имен­ но шел у них с ним разговор, только в следующий рейс Павел второй раз вышел с нами в мо­ ре. Так он и остался на кораб­ ле. Остались в нашем коллекти­ ве все восемь новичков, и среди них Михаил Мельничук, Тоже замечательный парень. Комсо­ молец. Начинать ему довелось с юнги, а сейчас он уже матрос второго класса. Вернее с успе­ хом выполняет всю работу на корабле по этой должности. В этом году наш экипаж в каждом рейсе добивается вы­ полнения и перевыполнения рей­ совых заданий. Вот и в послед­ нем моряки «Артека» при пла­ не 65 тонн заготовили 75 тонн высокосортного рыбного полу­ фабриката, и уже на 20 апреля был реализован план этого ме­ сяца. До реализации полугодо­ вого задания нам осталось заго­ товить чуть больше пятнадцати тонн полуфабриката. Из минув­ шего рейса в порт для коптиль­ ного производства доставили во­ семь тонн окуня спецразделки, тонну палтуса и три тонны клип- фиска. По последнему виду ас­ сортимента план рейса перекры­ ли почти на 200 процентов. Нам не планируется выпускать кон­ сервы, но, стремясь максимально использовать на пищевые цели рыбное сырье, в каждом плава­ нии вырабатываем и эту продук­ цию. Последний раз приготови­ ли 2300 банок тресковой нату­ ральной печени, а с начала года 8 тысяч. В счет Ленинского коммунистического субботника перечислено экипажем «Арте­ ка» 3,7 тысячи рублей. При сда­ че полуфабриката на рыбоком­ бинат получаем подтверждения, что качество его выше заплани­ рованного на полтора-два про­ цента. Качество. Это слагаемое уси­ лий каждого члена команды. Есть у нас два матроса. Старши­ ны вахт Виталий Овчинников и Петр Каплин. Не ошибусь и не обижу других, если скажу, что наши успехи во многом зависят от них. По 1 5— 17 рыбин обра­ батывают эти матросы. Засоль­ щики ни разу не имели к ним претензий. Когда в начале этого года промышляли палтус, они предложили обрабатывать его, из-за нехватки опытных матро­ сов, пооперационно. На себя Ви­ талий и Петр брали основную работу, второстепенную выпол­ няли матросы, которые в про­ фессиональном отношении были- послабее. Это позволило избежать брака при обработке рыбы. Ну, а чем дальше шло дело, тем заметнее были успе­ хи. Постепенно приобретали опыт новички, смелее станови­ лись их действия. Тоину-полто- ры окуня на нашем судне обра­ батывают без авралов. В минувшем, апрельском рей­ се наш коллектив решил пере­ смотреть ранее принятые обяза­ тельства. Так. в начале года мы решили при плане в 5400 цент- Экипаж ППР «Магнит» досрочно 10 мая выполнил план первого полугодия по заморозке пищевой рыбной продукции. Продолжаем со­ ревнование за достойную встречу Дня рыбака. Капитан-директор ТА- ЛАНЕЦ . Развернув социалистиче­ ское соревнование по достой­ ной встрече Дня рыбака, коллектив коммунистиче­ ского труда ППР «Заполяр­ ный» 13 мая завершил вы­ полнение плана трех лет пя­ тилетки по выпуску пищевой рыбопродукции. Ударная трудовая вахта продолжает­ ся. Капитан-директор ГУЦ- КАЛОВ, первый помощ­ ник капитана ОСЕННИИ. неров заготовить к 7 ноября 57 00 центнеров. Сейчас появи­ лась реальная возможность за­ готовить больше, порядка 6000 центнеров. При обсуждении по­ вышенного обязательства мы ис­ ходили из следующих позиций. Наши стоянки в порту короче планируемых. Значит, имеем возможность добиться большего времени нахождения судна на лову. Во-вторых, наша команда вот уже па протяжении многих месяцев работает в море в од­ ном и том же составе, а новички приобрели опыт. Значит, есть возможность добиться сокраще­ ния времени, затрачиваемого на спуски и подъемы трала. Вот как было у нас в январе. Андрей Андреевич Коиоваленко недоволен был не только мед­ ленной обработкой уловов. Он мастер лова. Ему стыдно было за матросов, с которыми он тра­ тил па спусках и подъемах тра­ ла до часу времени, а в иные дни и больше. Не привык рабо­ тать опытный мастер такими темпами. Иногда его прорывало, и он повторял, что вот раньше было дело, а сейчас... Посовес- тили мы его за такие разговоры, спросили, как сам начинал. В принципе большой беседы и не понадобилось. Взялся Андрей Андреевич за молодежь, учил ее быть смелее, проворнее. Сей­ час тратим наполовину време­ ни меньше январских показате­ лей. Имя мастера добычи вы­ двинули на обсуждение в базо­ вом комитете для занесения на Доску почета флота. 22 апреля исполнилось ровно 20 лет со дня первого выхода нашего корабля на промысел. Вот почему я говорил, что за его кормой тысячи и тысячи ры ­ бацких миль. Судно наше и се­ годня в полном порядке как внутри, так и снаружи. И это де­ ло добросовестных рук боцмана, ветерана флота Василия Яков­ левича Яковлева. Вот так мы и трудимся. Та­ кие у нас люди. Это они веду г из рейса в рейс экипаж к трудо­ вым победам. В . ПЕРЕЯСЛОВ , рыбмас- тер РТ «Артек». НА КОНКУРС. «Большая рыба». Фото В. Казьмина, работ­ ника объединения «Мурман- рыбпром». ПРИМЕНИ НА СВОЕМ КОРАБЛЕ Настойка полуавтомата Т ВОРЧЕСКИ относится к своим обязанностям старший механик тех­ нологического оборудования плавбазы «Севрыба» В. Е. Растрыгнн. О его предложе­ ниях мы уже рассказывали читателям. Вот еще одно из усовершенствований, практи­ чески осуществленное на ко­ рабле. Стармех и второй ме­ ханик технологического обо­ рудования А. И. Школин предложили настройку зака­ точного полуавтомата БЧ- КЗТ-56 на алюминиевую ко­ нусную банку. Изготовление пресервов в алюминиевых конусных бан­ ках связано со значительны­ ми трудностями по закатке этих банок. Значительное от­ клонение толщины металла, отсутствие закаточных роли­ ков на эту толщину, малый процент относительного уд­ линения алюминия, немаг­ нитное свойство его (крышка не удерживается в центрато­ ре), неправильная укладка рыбы в банки («горкой») приводят к ухудшению каче­ ства закаточного шва. Он по­ лучается неравномерным, по­ являются трещины в метал­ ле, верхние и нижние подре­ зы. Из-за несовершенства поджимного стола и толкате­ ля смещаются банки и кры­ шки. Для получения качествен­ ного шва надо изменить кон­ струкцию поджимного стола, проточку сделать с меньшим диаметром для более четкой установки и фиксации банки на столе. В столе необходи­ мо сделать выемку на глуби­ н у 5 —6 мм, что позволит при закатывании банки с ры­ бой, уложенной «горкой ■>, не нарушать фиксации бан­ ки. Необходимо снять магни­ ты, а чтобы четко фиксиро­ вать крышки на толкателе, сделать проточки для ребер жесткости крышек. Важным моментом для получения ка­ чественного шва является устранение вертикального люфта пальца роликодержа- теля, допустимого при зака­ тывании жестяных банок. Т. БОРИСОВА , внешт. корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz