Рыбный Мурман. 1978 г. Июнь.
Матрос Ми х а и л Гнило. че- бое работает в колхозе Ударник;> Л Іурмапского ръі - бакхолхозсоюза. Он — пере доенк производства. Комсо молец М. Гниломедов актив но участвует в общественной жизни экипажа, я в л яяс ь пленом редколлегии судовой стенной газеты. За ударный груд неоднократно был по ощрен. Фото Б . Щ у к и н а, «Почему?» (« Ры б н ы й М урм ан» № ѲО от 12 м а я 1 9 7 8 г.). С луж ба эксп л у атац и и М ур м анского тралового ф л ота со общ ает, что ф ак т о тж ати я ПС Т -1313 с невы груж ени ой ры бной м укой и кон сер вам и ііііел место, так к а к на борту ■'удна количество м ук и не со с тав л я л о вагонной партии. О тж ати е этого судна от при ч а л а было' сд ел а н о ещ е т ак ж е потому, что необходимо бы ло обеспечить своеврем ен ную постановку под вы гр у з ку н д л я подготовки к рей су НСТ -1319. По вопросу несвоеврем ен ного начи сления заработн ой п л аты эки п аж у за рейс от адм инистрации П С Т -13 13 к а ких-либо сигн алов в а д р ес служ бы эксп л уатац и и не по ступало. В слу ч ае необходи мости и при наличии просьбы от эки паж а судна начисление за р п л а ты прои зводится до окончания вы гр узки по г ар а н ти й н ом у письму на недовы - груж енную ры бную продук цию. При вы яснении обстоя тельств было установлено, ОТ Р Е Д А К Ц И И : П ол у ч е н ы два ответа, н к аж ется, что в них все п равильно. Од н ак о они не под тверж д аю т 7 руг друга. Т ак, в ответе тов. М и троф анова упор сдел ан к а то, что от портовиков по л у ч ен а тел еф он ограм м а о несвоеврем енном оф орм лении докум ентов н а « вы груж ен ную» ры бм у к у и неготов ности П С Т -131 3 к вы гру зк е что акт о простое судна дис п етч ерам ф л о та не поступал. С луж бой получены тел еф о нограм мы портовиков о не своеврем енном оф орм лении докум ентов на вы груж ен ную р ы б м у к у и неготовности П С Т -13 13 к вы гр у зк е из-за отсутствия м аш ин иста РМ У . С . М И Т Р О Ф А Н О В , я. о. главного диспетчера флота. §ЕСЛЕДАМ ІНАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ Н а ваш зап р о с по поводу корреспон ден ции под н а зв а н и ем «П очем у?» сообщ аем : П С Т -1 313 приш ел в порт 2 5 а п р е л я в 13 часов 3 5 м и н ут с нар уш ен и ем и нф орм а ции о приходе. Б ы л постав л ен к п р и ч алу в 1 4 часов 4 5 минут. Р аб о тать портовики н ач ал и с 1 8 часов. П ри вы гр у зк е п о л уф абр и к ата бри га ды перевы п о л н ял и но рм у вы р аботки в средн ем і а 3 0 про- из-за отсутствия м аш ин иста РМ У . О твет в редакц ию н а ч а л ь н и ка первого грузо вого райо н а ры бного п ор та это н е под т верж д ает. Д а, о том, что н а борту П С Т -1 3 1 3 находилось н евагонное количество ры б ной муки, он говорит. И , ви димо, рай он действительно не р а сп о л а га л достаточным ко л ич еством кры ты х вагонов, т а к к а к 7 тонн ры бм у ки все- центов. Выгрузку его закон чили в 6 часов 27 апреля. В процессе выгрузки ры б ного п о луф абриката консер вы и рыбную м у к у не сним а ли с борта из-за того, что к раны бы ли за н я ты вы гр у з кой ры бопродукции с других тр ал ьщ и к ов. По окончании вы гр у зк и ры бы П С Т -1 313 поставили вторым корпусом , чтобы освободить причал д л я судов, приш едш их с м оря. Р а ботали портовики н а Р Т К? 2 0 1 , 3 2 4 , ПСТ N ° 1 3 1 4 , 1 3 1 1 , 1 3 09 , 2 0 1 2. 30 ап р ел я П С Т -1313 по стави л и к пятом у п ри чалу п ервым корпусом . Б р и гады первого грузового р айона в это в р ем я раб отал и на Р Т № 2 1 1 , 2 8 1 , 143, 3 1 5 , 2 1 0 , П С Т Ка 1 3 1 8 , 1 2 7 9 , 1 3 1 9 , С Р Т -4 2 3 6 . По суточной нор м е наши бригады д о лж ны р а ботать на сем и судах. О д нако к он сервы с П С Т -13 13 бы ли с н яты в ноль часов п ервого м а я . Р ы б м у к у н е вы гр уж ал и из-за отсутствия кры ты х ва гонов. на что со ставл ен акт, до 8 часов второго м ая . К ро м е того, на П С Т -13 13 нахо ди лась неваго н н ая п арти я — только 7 тонн м уки. Н . И В А Н О В , начальник первого района рыбного ворта. гда Можно отгрузить. В ответе тов. И ванова про с к а л ьзы в а ет другое: тревога за н еритм ичн ость подхода су дов в первы й район порта. К а к говорится, когда густо, а когда пусто. С корее всего им енно в этом и крою тся ис токи беды эк и п аж а П С Т -1 3 1 3 •«Костополь». С корее всего им енно из этого и следует д е л ат ь вы воды . Р я д о м с и с с л е д о в а т е л е м Люди ста рш сго поколония долгое время недоумевали: почему исчезла с прилавков рыбных магазинов от?,генная по гастрономическим досто инствам дальневосточная сар дина (называли ее просто се ледкой) — иваси? ІІные да же делали категоричный и пессимистический вывод, де скать, нет и не будет, всю вы ловили! М еж ду тем ихтиологи и ры баки зн али, что дело со всем не в перелове. До 1940 года иваси бы ла одним из ос новны х объ ектов промы сла в водах Д ал ьн его В остока. Ос новным и устойчивым — ло вили год от года примерно одинаковое количество. А по том изобильны е стад а вне запно исчезли. С ардина пе р ест ал а п оп адаться в сети. П р е к р ати л с я ее промы сел и у берегов К орен и Хоккайдо, которы й до того в крупны х м асш табах вел и японские и корей ские ры баки. П очем у п роп ала иваси? Д о л гое в р ем я это бы ло з а гадкой д л я ученых. В последние годы косяки дальневосточной сарди ны на чали вновь п ояв л яться у на ш их берегов. П оя в л я ется « а ры ба и на п ри лавк ах м агази нов. П равд а, знатоки, бы ва ет, ворчат: иваси сегодня, по их мнению , совсем не та, что довоенная, которую солили в бочках. С п ециалисты ры бной промыш ленности согласны с тем , что «не та» , но у тверж дают: м ал о со л ьн ая иваси ба ночного посола вкусн ее. О в к у сах не спорят. В стре тивш ись с зам ести тел ем ди р екто р а В сесою зного научно- и сследовательского институ та м о р ск о го ры бного хо зя й ст в а н о к еан ограф и и (В Н И РО ) доктором биологи ческих н аук П. А . Моисее вым , ин тересую сь не гастро номией, а биологией дал ьн е восточной сарди ны . Почем у ее не бы ло и к ак она верн у л ась? И звестен ли сегодня ответ на этот вопрос? — Да, — отвечает уче ный. — И само возвращение иваси подтверждает правиль ность ответа, который перво начально был лишь предпо ложением. Дальневосточная сарднна- иваси нерестится преимуще ственно у тихоокеанских бе регов острова Кюсю — само го южного из четырех наибо лее крупных островов, на ко торых разместилась Япония* Здесь — мощное теплое оке аническое течение Куросно. А по краям его возникают относительно небольшие за вихрения, так называемые меандры — кругоаые тече ния. Тут-то рыба и мечет ик ру. Икринки, затем выклю нувшиеся из них личинки, а позднее и мальки несколько недель носятся в теплом кру говороте воды. Позже под росшая и окрепшая молодь становится достаточно актив ной, приступает к поискам нищи, покидает эту «кару сель» и уходит на север. Ч ем многочисленнее скоп ление рыб, тем больш ая пло щ ад ь пастбищ ей нуж на. По этом у в теплы й период года ко сяки сарди ны в поисках к орм а уходят все дал ьш е я д ал ьш е от районов н ереста. В сороковы е годы они дохо ди ли до берегов К ам чатки. В 1 9 3 8— 1 9 3 9 годах о к еа нол о ги ческая обстановка а этой части о кеан а с л ож и л а сь так, что м еанд ры , кру го вы е течения, пропали. Д ал ьн ево сточ н ая сар д и н а п о тер ял а ид еальную д л я дор ащ и ван и я ее молоди теплую «к о лы бел ь». Р ы б а нерести л ась на преж н их м естах, но икрин ки подхваты вались прям олин ей ным течением и уносились в океани ческие просторы . Вы клю нувш и еся м ал ь к и уж е не м огли верн утьея в р ай оны обычного своего обитания. М ожно сопоставить ц иф ры : о бъ ем довоенного промы сла иваси советским и, японски м и и корей ским и ры б а к ам » достигал 3-х млн. тонн в год, а 9 50-е и 60-е гг. уп ал до 5 — 10 тыс. тонн. В сем и д есяты х годах в районе нереста дальневосточ ной сарди ны вновь н ач ал и образо вы ваться м еанд ры . В осстановились благоп рият ны е возм ож ности д л я ее воспроизводства. Ч и слен ность иваси стал а в о зр астать, и ее косяки прон икали все дал ьш е и дал ьш е на север. В осстановили промы сел а со ветские рыбаки. — История иваси поучи тельна, — замечает П. А, Моисеев. — Она говорит о том, как многообразны при родные факторы, влияющие на жизнь морей и, в частно сти, на численность, распре деление и перемещение про мысловых рыб... Р . Ф ЕД О РО В . К р ы б а ц к о м у п р а з д н и к у — п о в ы ш е н н ы е о б я з а т е л ь ст в а Коллективы судов и бере говых предприятий встали на ударную вахту в честь рыбацкого праздника. Еже дневно из районов промысла идут радиограммы о приня тых социалистических обяза тельствах. Коллектив БМРТ -372 «Таруса» обязался к знаме нательному дню выполнить план 10 месяцев по основ ным показателям. Моряки БМРТ -362 «Бо- висиоль» выработают за шесть с половиной месяцев продукции на сумму полто ра миллиона рублей, произ ведут ко Дню рыбака 2000 центнеров продукции улуч шенного качества. Экипаж БМРТ-387 «Мыс Буденного» решил план пер вого полугодия по вылову рыбы перевыполнить па 400 * тонн, в День рыбака рабо- ! тать на сэкономленном го- I рюче-смазочном материале. 5 Коллектив БМРТ -100 S «Мурма нсельдь» обязался к I рыбацкому празднику вы- ! полнить годовой и рейсовый ! планы. S В адрес объединения «Мурманрыбпром» продол жают поступать радиограм мы с судов, экипажи кото рых поддержали инициативу экипажа БМРТ -356 «Кронш тадт» по достойной встрече Дня рыбака. Неудачный эксперимент М ОТОРИСТ среднего рефрижера т о р н о г о траулера «Бежица» объединения «Мурманрыб- ■ пром» зашел в редакцию и рассказал вот такую исто рию. Его траулер находился на промысле, ловили моряки треску, окуня, камбалу. Уме ло использовали возможности района судоводители, спори лось дело у матросов, рит мично работал в оборудо ванном под консервный цех помещении закаточный ста нок. Уже за несколько дней до окончания промысла было ясно, что экипаж успешно справдтср с рейсовым зада нием и вернется в родной порт с очередной трудовой победой. Так оно и вышло. При за дании заготовить 51 тонну соленой и свежей рыбы на «Бежице» заготовили 96 тонн при отличном показателе сортности. На этом корабле выработали 16 тысяч банок консервов из тресковой пече ни в банке № 8. Ту печень, которую консервный мастер не успевал перерабатывать, сдавали на плавучие базы. В частности, от моряков «Бе- жицы» тресковую печень при нимали плавбазы «Полярные зори» и «Сергей Василисин». Но это. так сказать, одна сторона дела. Дальше рас сказ пошел совсем о другом. Примерно за неделю до снятия с промысла на СРТ- р-702 «Бежица» пришла радиограмма из объединения, предписывавшая в приказ- ПО С И ГН А ЛУ Ч И ТА Т Е Л Я ном порядке собирать треско вую печень с других кораб лей и перетапливать ее в ме дицинский жир. Моторист Владимир Васильевич Федо ров просто негодовал. На СРТ-р-702 установлен паровой котел типа «Гера». Он способен поднять давле ние пара до 4 килограммов. Воды для питания котла бе рут полторы тонны. В общем для обогрева сушилки и для подачи на калориферы этой воды и мощности котла хва тает. Постаравшись, машин ная команда заставила ко тел работать дополнитель но и на автоклав консервно го цеха. Выработка консервов на таких судах дело нужное и даже необходимое; свежее сырье почти всегда есть. А вот для вытопки жира мощ ности котла уже не хватает. Если бы доставало пара, так не сдавали бы моряки излиш ки печени на плавбазы. Так где же выход? Его подсказывает Влади мир Васильевич сам. Если в объединении «Мурманрыб пром» серьезно задумались над проблемой увеличения вытопки медицинского рыбь его жира, то навряд ли сто ит решать ее 6 помощью ма ломощных паровых устано вок средних рефрижератор ных траулеров. Флот объеди нения £ достаточном количе стве располагает специально предназначенными для -этого судами. Такими, как ВМРТ «Град», «Туман-2», «Буран- 2», «Самшит». К несчастью, последний вот уже на протя жении длительного времени стоит в ремонте. На этих-то судах и нужно, предлагает В. В. Федоров, организовать в широких масштабах вытоп ку из остатков тресковой пе чени медицинского и техни ческого рыбьего жира. Поль зы будет куда больше. А что думают по этому по воду в объединении «Мур манрыбпром»? Д . К А Р П А Т О В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz