Рыбный Мурман. 1978 г. Июнь.

Матрос Ми х а и л Гнило. че- бое работает в колхозе Ударник;> Л Іурмапского ръі - бакхолхозсоюза. Он — пере­ доенк производства. Комсо­ молец М. Гниломедов актив­ но участвует в общественной жизни экипажа, я в л яяс ь пленом редколлегии судовой стенной газеты. За ударный груд неоднократно был по­ ощрен. Фото Б . Щ у к и н а, «Почему?» (« Ры б н ы й М урм ан» № ѲО от 12 м а я 1 9 7 8 г.). С луж ба эксп л у атац и и М ур ­ м анского тралового ф л ота со­ общ ает, что ф ак т о тж ати я ПС Т -1313 с невы груж ени ой ры бной м укой и кон сер вам и ііііел место, так к а к на борту ■'удна количество м ук и не со­ с тав л я л о вагонной партии. О тж ати е этого судна от при­ ч а л а было' сд ел а н о ещ е т ак ­ ж е потому, что необходимо бы ло обеспечить своеврем ен­ ную постановку под вы гр у з­ ку н д л я подготовки к рей су НСТ -1319. По вопросу несвоеврем ен­ ного начи сления заработн ой п л аты эки п аж у за рейс от адм инистрации П С Т -13 13 к а ­ ких-либо сигн алов в а д р ес служ бы эксп л уатац и и не по­ ступало. В слу ч ае необходи­ мости и при наличии просьбы от эки паж а судна начисление за р п л а ты прои зводится до окончания вы гр узки по г ар а н ­ ти й н ом у письму на недовы - груж енную ры бную продук­ цию. При вы яснении обстоя­ тельств было установлено, ОТ Р Е Д А К Ц И И : П ол у ч е­ н ы два ответа, н к аж ется, что в них все п равильно. Од­ н ак о они не под тверж д аю т 7 руг друга. Т ак, в ответе тов. М и троф анова упор сдел ан к а то, что от портовиков по­ л у ч ен а тел еф он ограм м а о несвоеврем енном оф орм лении докум ентов н а « вы груж ен ­ ную» ры бм у к у и неготов­ ности П С Т -131 3 к вы гру зк е что акт о простое судна дис­ п етч ерам ф л о та не поступал. С луж бой получены тел еф о ­ нограм мы портовиков о не­ своеврем енном оф орм лении докум ентов на вы груж ен ную р ы б м у к у и неготовности П С Т -13 13 к вы гр у зк е из-за отсутствия м аш ин иста РМ У . С . М И Т Р О Ф А Н О В , я. о. главного диспетчера флота. §ЕСЛЕДАМ ІНАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ Н а ваш зап р о с по поводу корреспон ден ции под н а зв а ­ н и ем «П очем у?» сообщ аем : П С Т -1 313 приш ел в порт 2 5 а п р е л я в 13 часов 3 5 м и­ н ут с нар уш ен и ем и нф орм а­ ции о приходе. Б ы л постав­ л ен к п р и ч алу в 1 4 часов 4 5 минут. Р аб о тать портовики н ач ал и с 1 8 часов. П ри вы ­ гр у зк е п о л уф абр и к ата бри га­ ды перевы п о л н ял и но рм у вы ­ р аботки в средн ем і а 3 0 про- из-за отсутствия м аш ин иста РМ У . О твет в редакц ию н а ч а л ь ­ н и ка первого грузо вого райо­ н а ры бного п ор та это н е под­ т верж д ает. Д а, о том, что н а борту П С Т -1 3 1 3 находилось н евагонное количество ры б­ ной муки, он говорит. И , ви ­ димо, рай он действительно не р а сп о л а га л достаточным ко­ л ич еством кры ты х вагонов, т а к к а к 7 тонн ры бм у ки все- центов. Выгрузку его закон­ чили в 6 часов 27 апреля. В процессе выгрузки ры б­ ного п о луф абриката консер­ вы и рыбную м у к у не сним а­ ли с борта из-за того, что к раны бы ли за н я ты вы гр у з­ кой ры бопродукции с других тр ал ьщ и к ов. По окончании вы гр у зк и ры бы П С Т -1 313 поставили вторым корпусом , чтобы освободить причал д л я судов, приш едш их с м оря. Р а ­ ботали портовики н а Р Т К? 2 0 1 , 3 2 4 , ПСТ N ° 1 3 1 4 , 1 3 1 1 , 1 3 09 , 2 0 1 2. 30 ап р ел я П С Т -1313 по­ стави л и к пятом у п ри чалу п ервым корпусом . Б р и гады первого грузового р айона в это в р ем я раб отал и на Р Т № 2 1 1 , 2 8 1 , 143, 3 1 5 , 2 1 0 , П С Т Ка 1 3 1 8 , 1 2 7 9 , 1 3 1 9 , С Р Т -4 2 3 6 . По суточной нор­ м е наши бригады д о лж ны р а ­ ботать на сем и судах. О д нако к он сервы с П С Т -13 13 бы ли с н яты в ноль часов п ервого м а я . Р ы б м у к у н е вы гр уж ал и из-за отсутствия кры ты х ва­ гонов. на что со ставл ен акт, до 8 часов второго м ая . К ро­ м е того, на П С Т -13 13 нахо­ ди лась неваго н н ая п арти я — только 7 тонн м уки. Н . И В А Н О В , начальник первого района рыбного ворта. гда Можно отгрузить. В ответе тов. И ванова про­ с к а л ьзы в а ет другое: тревога за н еритм ичн ость подхода су­ дов в первы й район порта. К а к говорится, когда густо, а когда пусто. С корее всего им енно в этом и крою тся ис­ токи беды эк и п аж а П С Т -1 3 1 3 •«Костополь». С корее всего им енно из этого и следует д е л ат ь вы воды . Р я д о м с и с с л е д о в а т е л е м Люди ста рш сго поколония долгое время недоумевали: почему исчезла с прилавков рыбных магазинов от?,генная по гастрономическим досто­ инствам дальневосточная сар­ дина (называли ее просто се­ ледкой) — иваси? ІІные да­ же делали категоричный и пессимистический вывод, де­ скать, нет и не будет, всю вы­ ловили! М еж ду тем ихтиологи и ры баки зн али, что дело со­ всем не в перелове. До 1940 года иваси бы ла одним из ос­ новны х объ ектов промы сла в водах Д ал ьн его В остока. Ос­ новным и устойчивым — ло­ вили год от года примерно одинаковое количество. А по­ том изобильны е стад а вне­ запно исчезли. С ардина пе­ р ест ал а п оп адаться в сети. П р е к р ати л с я ее промы сел и у берегов К орен и Хоккайдо, которы й до того в крупны х м асш табах вел и японские и корей ские ры баки. П очем у п роп ала иваси? Д о л гое в р ем я это бы ло з а ­ гадкой д л я ученых. В последние годы косяки дальневосточной сарди ны на­ чали вновь п ояв л яться у на­ ш их берегов. П оя в л я ется « а ры ба и на п ри лавк ах м агази ­ нов. П равд а, знатоки, бы ва­ ет, ворчат: иваси сегодня, по их мнению , совсем не та, что довоенная, которую солили в бочках. С п ециалисты ры бной промыш ленности согласны с тем , что «не та» , но у тверж ­ дают: м ал о со л ьн ая иваси ба­ ночного посола вкусн ее. О в к у сах не спорят. В стре­ тивш ись с зам ести тел ем ди­ р екто р а В сесою зного научно- и сследовательского институ­ та м о р ск о го ры бного хо­ зя й ст в а н о к еан ограф и и (В Н И РО ) доктором биологи­ ческих н аук П. А . Моисее­ вым , ин тересую сь не гастро­ номией, а биологией дал ьн е­ восточной сарди ны . Почем у ее не бы ло и к ак она верн у­ л ась? И звестен ли сегодня ответ на этот вопрос? — Да, — отвечает уче­ ный. — И само возвращение иваси подтверждает правиль­ ность ответа, который перво­ начально был лишь предпо­ ложением. Дальневосточная сарднна- иваси нерестится преимуще­ ственно у тихоокеанских бе­ регов острова Кюсю — само­ го южного из четырех наибо­ лее крупных островов, на ко­ торых разместилась Япония* Здесь — мощное теплое оке­ аническое течение Куросно. А по краям его возникают относительно небольшие за­ вихрения, так называемые меандры — кругоаые тече­ ния. Тут-то рыба и мечет ик­ ру. Икринки, затем выклю­ нувшиеся из них личинки, а позднее и мальки несколько недель носятся в теплом кру­ говороте воды. Позже под­ росшая и окрепшая молодь становится достаточно актив­ ной, приступает к поискам нищи, покидает эту «кару­ сель» и уходит на север. Ч ем многочисленнее скоп­ ление рыб, тем больш ая пло­ щ ад ь пастбищ ей нуж на. По­ этом у в теплы й период года ко сяки сарди ны в поисках к орм а уходят все дал ьш е я д ал ьш е от районов н ереста. В сороковы е годы они дохо­ ди ли до берегов К ам чатки. В 1 9 3 8— 1 9 3 9 годах о к еа­ нол о ги ческая обстановка а этой части о кеан а с л ож и л а сь так, что м еанд ры , кру го вы е течения, пропали. Д ал ьн ево­ сточ н ая сар д и н а п о тер ял а ид еальную д л я дор ащ и ван и я ее молоди теплую «к о лы ­ бел ь». Р ы б а нерести л ась на преж н их м естах, но икрин ки подхваты вались прям олин ей­ ным течением и уносились в океани ческие просторы . Вы ­ клю нувш и еся м ал ь к и уж е не м огли верн утьея в р ай оны обычного своего обитания. М ожно сопоставить ц иф ры : о бъ ем довоенного промы сла иваси советским и, японски­ м и и корей ским и ры б а к ам » достигал 3-х млн. тонн в год, а 9 50-е и 60-е гг. уп ал до 5 — 10 тыс. тонн. В сем и д есяты х годах в районе нереста дальневосточ­ ной сарди ны вновь н ач ал и образо вы ваться м еанд ры . В осстановились благоп рият­ ны е возм ож ности д л я ее воспроизводства. Ч и слен­ ность иваси стал а в о зр астать, и ее косяки прон икали все дал ьш е и дал ьш е на север. В осстановили промы сел а со­ ветские рыбаки. — История иваси поучи­ тельна, — замечает П. А, Моисеев. — Она говорит о том, как многообразны при­ родные факторы, влияющие на жизнь морей и, в частно­ сти, на численность, распре­ деление и перемещение про­ мысловых рыб... Р . Ф ЕД О РО В . К р ы б а ц к о м у п р а з д н и к у — п о в ы ш е н н ы е о б я з а т е л ь ст в а Коллективы судов и бере­ говых предприятий встали на ударную вахту в честь рыбацкого праздника. Еже­ дневно из районов промысла идут радиограммы о приня­ тых социалистических обяза­ тельствах. Коллектив БМРТ -372 «Таруса» обязался к знаме­ нательному дню выполнить план 10 месяцев по основ­ ным показателям. Моряки БМРТ -362 «Бо- висиоль» выработают за шесть с половиной месяцев продукции на сумму полто­ ра миллиона рублей, произ­ ведут ко Дню рыбака 2000 центнеров продукции улуч­ шенного качества. Экипаж БМРТ-387 «Мыс Буденного» решил план пер­ вого полугодия по вылову рыбы перевыполнить па 400 * тонн, в День рыбака рабо- ! тать на сэкономленном го- I рюче-смазочном материале. 5 Коллектив БМРТ -100 S «Мурма нсельдь» обязался к I рыбацкому празднику вы- ! полнить годовой и рейсовый ! планы. S В адрес объединения «Мурманрыбпром» продол­ жают поступать радиограм­ мы с судов, экипажи кото­ рых поддержали инициативу экипажа БМРТ -356 «Кронш­ тадт» по достойной встрече Дня рыбака. Неудачный эксперимент М ОТОРИСТ среднего рефрижера т о р н о г о траулера «Бежица» объединения «Мурманрыб- ■ пром» зашел в редакцию и рассказал вот такую исто­ рию. Его траулер находился на промысле, ловили моряки треску, окуня, камбалу. Уме­ ло использовали возможности района судоводители, спори­ лось дело у матросов, рит­ мично работал в оборудо­ ванном под консервный цех помещении закаточный ста­ нок. Уже за несколько дней до окончания промысла было ясно, что экипаж успешно справдтср с рейсовым зада­ нием и вернется в родной порт с очередной трудовой победой. Так оно и вышло. При за­ дании заготовить 51 тонну соленой и свежей рыбы на «Бежице» заготовили 96 тонн при отличном показателе сортности. На этом корабле выработали 16 тысяч банок консервов из тресковой пече­ ни в банке № 8. Ту печень, которую консервный мастер не успевал перерабатывать, сдавали на плавучие базы. В частности, от моряков «Бе- жицы» тресковую печень при­ нимали плавбазы «Полярные зори» и «Сергей Василисин». Но это. так сказать, одна сторона дела. Дальше рас­ сказ пошел совсем о другом. Примерно за неделю до снятия с промысла на СРТ- р-702 «Бежица» пришла радиограмма из объединения, предписывавшая в приказ- ПО С И ГН А ЛУ Ч И ТА Т Е Л Я ном порядке собирать треско­ вую печень с других кораб­ лей и перетапливать ее в ме­ дицинский жир. Моторист Владимир Васильевич Федо­ ров просто негодовал. На СРТ-р-702 установлен паровой котел типа «Гера». Он способен поднять давле­ ние пара до 4 килограммов. Воды для питания котла бе­ рут полторы тонны. В общем для обогрева сушилки и для подачи на калориферы этой воды и мощности котла хва­ тает. Постаравшись, машин­ ная команда заставила ко­ тел работать дополнитель­ но и на автоклав консервно­ го цеха. Выработка консервов на таких судах дело нужное и даже необходимое; свежее сырье почти всегда есть. А вот для вытопки жира мощ­ ности котла уже не хватает. Если бы доставало пара, так не сдавали бы моряки излиш­ ки печени на плавбазы. Так где же выход? Его подсказывает Влади­ мир Васильевич сам. Если в объединении «Мурманрыб­ пром» серьезно задумались над проблемой увеличения вытопки медицинского рыбь­ его жира, то навряд ли сто­ ит решать ее 6 помощью ма­ ломощных паровых устано­ вок средних рефрижератор­ ных траулеров. Флот объеди­ нения £ достаточном количе­ стве располагает специально предназначенными для -этого судами. Такими, как ВМРТ «Град», «Туман-2», «Буран- 2», «Самшит». К несчастью, последний вот уже на протя­ жении длительного времени стоит в ремонте. На этих-то судах и нужно, предлагает В. В. Федоров, организовать в широких масштабах вытоп­ ку из остатков тресковой пе­ чени медицинского и техни­ ческого рыбьего жира. Поль­ зы будет куда больше. А что думают по этому по­ воду в объединении «Мур­ манрыбпром»? Д . К А Р П А Т О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz