Рыбный Мурман. 1978 г. Июнь.

На соискание Государственной премии М у р м а н с к и й т р а л о ­ в ы й ФЛОТ располагает большим отрядом инициа­ тивных, высококвалифицирован­ ных инженеров п техников, ко­ торые способны с государствен­ ных позиций решать самые сложные задачи. Такие начинания тралфлотов- цев, как внедрение в практику крупноячейных и канатных тра­ лов, контейнерного метода снаб­ жения траулеров, продление сроков плавания между очеред­ ными котлочистками, внедрение системы сетевого планирования при обработке судов в порту и подготовке их к постановке в ремонт, перевод эксплуатации рыбопромысловых судов на но­ вую систему технического об­ служивания и т. д., нашли ши­ рокое применение на всех фло­ тах рыбкой промышленности страны. Среди всех мероприятий, на­ правленных на повышение эф­ фективности использования флота, следует выделить работу судов сдвоенными рейсами н организацию подмен основных экипажей в море, которые полу­ чили название «Северный вари­ ант». Морские подменные эки­ пажи представляют собой про­ изводственную единицу, имею щую твердое задание, и нарав­ не" с основными командами бо­ рются за выполнение государ­ ственного плана по выпуску пи­ щевой рыбной продукции кол­ лективом флота в целом. Эта новая, прогрессивная форма ор­ ганизации труда рыбаков во­ брала в себя все поиски в про­ длении сроков эксплуатации су­ дов и явилась их прямым про­ должением. Она направлена не только на повышение экономи­ ческих показателей. В ней за­ ложены большие возможности и в социальном плане. С орга­ низацией подмен произошло упорядочение отгулов выход­ ных дней, закрепление кадров за судами, полнее стал отдых моряков. Внедрение на флоте системы непрерывного технического об­ служивания позволило работать многим рыбопромысловым су­ дам без заводского ремонта на протяжении нескольких лет. Однако эти возможности не мог­ ли быть использованы полно­ стью: после каждого длительно­ го плавания требовался отдых команд. Тогда и было решено использовать траулеры з сдво­ енных рейсах, в промежутке между которыми подменные экипажи и эксплуатировали су­ да. Обычно подмена рассчиты­ вается на 1 8— 20 дней. За это время у основного экипажа, по­ работавшего в морс четыре ме­ сяца и более, есть возможность отдохнуть на берегу, а затем продолжать промысел. Таким образом, траулер после дли­ тельного плавания не простаи­ вал в порту, а продолжал не­ прерывно работать. Новая организация труда ры­ баков, которая сулила значи­ тельные выгоды, прижилась не сразу. Много настойчивости проявили бывший начальник тралового флота, ныне заме­ ститель министра рыбного хо­ зяйства страны Ю. Н. Быстров, секретарь парткома В. Ф. Мат- веенков, многие ветераны фло­ та. Твердые экономические рас­ четы позволили отстоять новое, воплотить его в жизнь. На засе­ даниях парткома шел об этом обстоятельный разговор. От специалистов флота требовалась большая работа, чтобы органи­ зация подмен, снабжение судов, комплектование экипажей опыт­ ными промысловиками проходи­ ли без заминки. Поначалу работа больших мо­ розильных траулеров с подме­ ной экипажа в море не дала по- ложителыіых результатов. Рез­ ню увеличивались эксплуатаци­ онные затраты на доставку в раііон промысла команды, про­ довольствия. Все это было на­ кладно для производства одного центнера продукции. Его себе­ стоимость возрастала почти на два рубля. Такого расточитель­ ства на флоте не могли допу­ стить. Кроме того, ухудшалось техническое состояние судов. После сдвоенных рейсов неко­ торые траулеры пришлось до­ срочно ставить в ремонт. Не обошлось п без аварий. ІІІІІ ІІІІІШ Ш ІІІШ ІІШ ІІШ Ш ІІШ ІШ ІІІІІ рождено В БАССЕЙНЕ 111111! IIII 11II111 Іі 1111ІІ111111! I It 1111111111111 Опробовали второй вариант. Это была смена основных эки­ пажей в иностранном порту в период междурейсового ремон­ та. II опять неудача. Дополни­ тельные затраты, связанные с транспортными расходами на доставку команды, приводили не только к увеличению себе­ стоимости продукции, по и к снижению прибыли. Требовалась более рациональ­ ная организация подмен. Это стало возможным только после внедрения на флоте новой си­ стемы технического обслужива­ ния траулеров, которая позво­ ляла переводить суда па двух­ летнюю эксплуатацию без за­ водского ремонта. В механико- судовой службе были выявлены технические возможности всех судор, ведущие ее специалисты обращали внимание на их тех­ ническое состояние при докова- іши и осмотре Регистром СССР. В район подмен регулярно ста­ ли выходить ответственные ра­ ботники всех служб и отделов. Они на месте выявляли недо­ статки II незамедлительно уст­ раняли их. Организацию сдво­ енных рейсов взял под постоян­ ный контроль партийный коми­ тет флота. С целью снижения транс­ портных расходов на доставку воды, котельного топлива, снаб­ жения, продовольствия н сня­ тия с судов консервов, жира, рыбмуки стали применять соб­ ственные малотоннажные суда, использование которых только за один год позволяет сэконо­ мить почти 3 00 .0 0 0 рублей. Значительно больше стало уделяться• внимания подбору кадров подменных экипажей. Их перевод на другие суда воз­ можен только с разрешения на­ чальника флота. Тщательный контроль за передвижением спе­ циалистов морских подменных экипажей позволил снизить чис­ ло авариіі II поломок судов, а направление па траулеры ре­ монтных бригад дало возмож­ ность сдавать корабли основ­ ным экипажам в полной исправ­ ности. «Северный вариант» совер­ шенствовался год от года. Пар­ тийный п базовыіі комитеты по стояино обобщают опыт работы лучших подменных экипажей. Дополняются меры материаль­ ного стимулирования. Предо­ ставлена возможность сотням моряков регулярно отдыхать в домах отдыха и санаториях. Организация подмен внесла в работу всех отделов служб но­ вые элементы хозяйственной деятельности, потребовала от них большей разворотлнвости в подготовке кораблей для рит­ мичной работы ка промысле. Оперативнее стали решаться вопросы снабжения судов, уси­ лился контроль за нх эксплуата­ цией, повышается персональная ответственность за выполнение производственных заданий. Слагаемые успеха — это це­ ленаправленное осуществление решений партии по повышению эффективности производства, комплексного решения вопро­ сов нденно-воспитателыюй ра­ боты. усилению боевитости су­ довых партийных организаций, по мобилизации моряков на но­ вые трудовые дела и, в первую очередь, повышение ответствен­ ности флотских коммунистов за реализацию принимаемых реше­ ний. ...В нынешнем рейсе мы под­ меняем шесть экипажей. Вся команда собрана в красном уголке управления. Я смотрю на загорелых, отдохнувших моря­ ков и не сомневаюсь в их стре­ млении хорошо поработать. По выходе на промысел, под­ менив основной экипаж БМРТ «Верховина», коллектив при­ нял высокие социалистические обязательства. Активно про­ шли партпііпое и комсомоль­ ское собрания. Обсудили воп­ рос высокоэффективного ис­ пользования траулеров, прини­ маемых у основных экипажей, п задачи по мобилизации моря­ ков па максимальный выпуск пищевой рыбной продукции, по­ вышение се качества. Уделили вшімаине наставничеству. Ши­ роко стали освещать ход сорев­ нования в честь Дня рыбака, регулярно показывали личный вклад каждого матроса в выпол­ нение коллективных обяза­ тельств п т. д. Все ото позволи­ ло сдержать слово. Экипаж в соревновании среди однотипных судов промыслового района за­ нимал призовые места, а порой лидировал по вылову рыбы, вы­ пуску пищевой продукции. Пла­ новое задание по ее реализа­ ции в первоіі подмене перекры­ то. — «Ижевск», как слышите меня? ГІрнем. — ІІа приеме. Слышу вас хорошо. — Второй подменный экипаж интересует ваша готовность к сдаче судна, — говорит капи­ тан-директор И. К. Зотнков. — Согласно графику подменяем вас. — Знаю. Не беспокойтесь. Готовимся, — отвечает капитан «Ижевска». — Техника работа­ ет нормально. ГІромвооружсипе в порядке. \ — Тогда до встречи. і Четкий, деловой разговор ка- } питанов полон озабоченности о завтрашнем дне. Иначе п не может быть. Выдвижение «Северного ва­ рианта» на соискание Государ­ ственной премии — достойная оценка коллективного труда, на­ правленного на увеличение по­ ставок стране пищевой рыбной продукции, хозяйского подхода к использованию основных фон­ дов. Л. ЦЫГАНКОВ, первый по­ мощник капитана морского подменного экипажа JS6 2 Мурманского тралового фло­ та. К рыбацкому празднику—план семи месяцев Месяц промышлял треску в Баренцевом море экипаж ПСТ «Кижи». Хорошо поработали мо­ ряки. Выполнено задание рей­ са. Выработано 26 тысяч банок консервов «Печень трески нату­ ральная», что в полтора раза больше плана. 10 июня экипаж рапортовал о завершении полу­ годового задания по всем пока- ателям. В социалистическом соревно­ вании отличный пример показы­ вают опытный рыбак, старшина вахты В. С. Ведерников, матрос В. II. Ясгок, засольщик И. С. Авдейчик. Безукоризненно работало обо­ рудование. В этом большая за­ слуга механика-наладчика И. П. Духарппа. Хочется отметить тан­ ин: его высокое умение шкерпть рыбу, которое Н. II. Духарнн показал во время подвахт. В честь приближающегося рыбацкого праздника наш эки­ паж решил досрочно выполнить задание семи месяцев по всем показателям. Н. КЛЮШИН, старшин по­ мощник капитана ПСТ «КИ- ЖИЛ. Высоким качеством ремонт­ ны х работ славится коллектив нлаемастерской «Резец»: Не один раз экипажи судов, досроч­ но выпущенных из ремонта, благодарили коллектив мастер­ ской за помощь. Среди л у чш и х работников коллектива старший мастер сле­ сарного участка . коммунист Анатолий Федорович Забавин и слесарь бригады коммунистиче­ ского труда, профорг слесарного участка Александр Михайло­ вич Котов, которых вы видите на снимке. Фото В. Викторова, нашего внешт. і;орр. W h & iu C u X МОРСКИХ 1/1 БЕРЕГОВЫХ tih h e c M M ie h M Č i ЭІ П( Т£ П( ш Ml н< тс д< л< XI Л 1 Н; К< П< б< Д< В] в СП С 1 р> Рі щ сі in О У ХОДЯТ КОРАБЛИ на промысел. В беспросвет­ ной мгле полярных но­ чей или незакатных летних дней... Уходят, чтобы вернуться с богатым уловом. Примут щед­ рые дары океана работники бе­ реговых предприятий, вырабо­ тают из них консервы, пресер­ вы, балык и другую деликатес­ ную продукцию. Год от года крепнет связь берега с морем. Год от года совершенствуется ассортимент рыбопродукции, по­ вышается ее качество. Все но­ вые и новые виды рыбной про­ дукции получает потребитель. А за всем этим длительная кропот­ ливая работа технологов и ин­ женеров опытного цеха Мурман­ ского рыбокомбината, цеха, ста­ рейшего в стране. Создай он в 1956 году, но и до этого времени технологи ком­ бината занимались разработкой новых видов рыбной продукции, норм расходов сырья и пищевых материалов, трудовых калькуля­ ций, потребительских свойств новых видов продукции. А сей­ час опытные специалисты еще и пересматривают действующие нормы расхода сырья, стараясь использовать его рациональнее. Работа проделана большая: только за последние годы внед­ рено в производство 8 8 видов Ц Е Х , С Т / продукции, разраоотанных опыт­ ным цехом комбината. Это та­ кие виды, как наборы ухи моро­ женой. пельмени, пресервы «Сельдь филе полярная заку­ сочная». большой ассортимент сельди филе-кусочков и скумб­ рии филе-кусочков в различных соусах, мойва специального и пряного посолов, различные ви­ ды консервов из пелагических рыб, нототения, тунец, сквама холодного копчения, мойва вя­ леная, холодного и горячего коп­ чения и многие другие виды про­ дукции. Все. дальше и дальше в оке­ ан уходят промышлять корабли нашего бассейна. С годами из­ менилась и сырьевая база: ча­ ще стали доставлять в порт но­ вые породы рыб, ранее малоис­ пользуемые. Опытный це:^ уни­ мается разработкой из этих по­ род новых видов продукции. В последние годы работниками этого цеха разработаны новые виды продукции из глубоковод­ ных, рыб: макруруса, гладкого­ лова, большеглаза, малоисполь­ зуемых, таких, как путассу, хек, хрящевых рыб... Рс утвеі ды ь ко I тать пая су ;в наде­ ле», в ма масл сорті руса М. лнча влагі дгіты товл< неекч дукц по с буду )і J- из г. ікает За нами мойв ирод новы вы. ( куме Почему Андрей спі Ч ТО кроется за этими сло­ вами — «списан в порт»? Думается, чтобы ответить па этот вопрос, надо начинать, разговор с устройства на рабо­ ту. Получил человек направле­ ние па судно. Кто он? Откуда? Что за причина побудила его поступить на флот, стать моря­ ком? Эти и многие другие вопро­ сы часто задают себе лица командного состава судов, ра­ ботники отдела кадров да и многие моряки, которые всей душой болеют за флот. "Итак, документы оформлены, моряк на судне. Что же все-та­ ки повлияло на выбор профес­ сии моряка: ее популярность, престиж в обществе, уровень заработной платы? Или на вы­ бор профессии оказали влияние другие обстоятельства: советы окружающих, пример друзей? Возможны ли ошибки из-за ув­ леченности только внешней сто­ роной профессии? Так, в про­ фессии моряка часто привлека­ ет «голубая даль морей», воз­ можность побывать в других странаіх, но пе всегда задумы­ ваются, на пример, о палубе, ко­ торую чуть ли нс каждый день ніі ДО драить, о качке, морской Селезни н многих других труд­ ностях. Много разочарований насту­ пает в результате недостаточ­ ной осведомленности о требова­ ниях, предъявляемых к той или иной работе. Так мечта вступа­ ет в конфликт с действительно­ стью. Ошибка в выборе профес­ сии, профессиональная неудач'’ воспринимаются иным челове­ ком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс мнимой не­ полноценности: «неудачник» те­ ряет уважение к себе, чувству­ ет себя «несостоявшсйся лично­ стью». Эти беды и разоча' ;..нн я происходят потому, что челоес устраиваясь на работу, ничего или почти ничего не знает о своей будущей профессии. Я приведу всего лишь один при­ мер. В феврале 1978 года пршп-м в отдел кадров объединения «іМурманрыбпром» Андрей Ах­ метов. В отделе кадров, как п положено, тщательно изучили его трудовую книжку, другие документы, необходимые при приеме. Никаких причин, пре­ пятствующих приему па работу, нет. Появляется приказ помер такой-то, от такого-то числа: принят на работу па должность .матроса. И вот Ахмедов па суд­ не. 1 лив ми, Анд] чил унив ма, ] нера Жен дель бы } все -1 бова «иол ирос сказ ч- ем? или і Іи , ДИ ! своп лег к пой гие час-, У ол гих П в до вс пым пято явл; ЛИЯ. про?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz